Продолжение…
Святой благоверный Вахтанг I Горгасали (груз. ვახტანგ გორგასალი), царь Картли
(Св. царь Вахтанг Горгасали. Икона. Худож. Католикос-Патриарх Илия II. 2-я пол. ХХ в.)
Принадлежал к династии Хосроидов. Сын царя Митридата VI и царицы Сандухты.
Прозвище Горгасал (Горгасали) (букв. Волчеголовый) было дано ему персами. Как гласит предание, у царя был шлем, на котором спереди была изображена голова волка, а сзади - лев. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: "Дур аз горгасар" (берегись волчьей головы).
Занял престол в семилетнем возрасте после смерти своего отца. До достижения Вахтангом совершеннолетия регентшей была его мать Сандухта.
Ко времени его правления Картлийское царство в середине V - начале VI века являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения грузинских источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с "епископом огнепоклонников", который занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли.
Вахтанг был женат на принцессе Балендухте, дочери персидского царя Ормизда, наставником которой был Ражден Перс, ставший в 457 году первомучеником Грузинской Церкви.
Основная деятельность Вахтанга была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. Царь старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией грузинскую провинцию Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногрузинское государствово Эгриси. Выступив против северокавказских кочевников-аланов (460-е годы), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на северной границе. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил её от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли.
Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений.
В 470-е годы отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров Вахтангу вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) Вахтанг назначил эриставов (в том числе и на вновь присоединенных территориях), которые непосредственно подчинялись его власти.
В то же время Вахтанг начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви католикоса и попросил Восточного Римского императора прислать в Картли католикосом знакомого Вахтангу священника Петра и 12 епископов. Разгневанный архиепископ Картли Михаил I, у которого и до этого были разногласия с Вахтангом в связи с борьбой между халкидонитами и антихалкидонитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта Вахтанг отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Михаил пнул царя ногой и выбил ему зуб. Царь выслал архиепископа из страны в Константинополь, к патриарху. Архиепископа Михаила определили иноком в монастырь Акимитов близ Константинополя. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из Константинополя, были отправлены к Антиохийскому патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской Церкви. Получив благословение, они вернулись в Константинополь. По преданию, император Лев I Великий передал им дары для грузинского царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены Вахтангу. Некоторые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а другие сменили епископов - сторонников архиепископа Михаила. К концу V века в Картли уже существовало 24 епархии и страна была форпостом Христианства на Кавказе.
Укрепив положение страны, Вахтанг возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 году он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим.
В 502 году св. Вахтанг был смертельно ранен стрелой в сражении с персами на берегах реки Иори. Перед смертью царь Вахтанг созвал духовенство, семью, царский двор и завещал им быть твёрдыми в вере и искать смерти ради Имени Христа, дабы получить вечную славу. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели, где находилась фреска с его изображением.
Вахтанг собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четверть VI века), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве монастыря Святого Креста в Иерусалиме, где на стене до XIX века существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, которого идентифицируют с Вахтангом Горгасали.
Ему наследовал его сын Дачи.
Вахтанг почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».
Вскоре после кончины царя было создано недошедшее до настоящего времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также другие исторические источники называют Вахтанга «мучеником за веру Христову».
Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 ноября.
(Кафедрапьный собор им. св. царя Вахтанга Горгасала, Рустави, Грузия)
По благословению Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II к Сионскому патриаршему храму был пристроен придел во имя Вахтанга Горгасали, а в городе Рустави воздвигнут кафедральный собор в его честь.
Святитель Андрей (Шагуна), митрополит Трансильванский (Сибиуский)
В миру Шагуна Анастасий, родился 20 декабря 1808 в Мишкольце, Венгрия в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште (ныне в составе Будапешта). В 1826-1829 годах изучал философию и право в университете в Пеште.
После окончания православной духовной семинарии в Вершеце (ныне Вршац) по благословению митрополита Карловацкого Стефана поступил в монастырь Хопово, где 12 октября 1833 года был пострижен в монашество с именем Андрея.
В феврале 1834 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеродиакона.
С октября 1834 года стал преподавателем духовной семинарии в Сремских Карловцах.
В ноябре 1835 года был назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведен в сан архидиакона.
21 июня 1837 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеромонаха. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Состоял помощником настоятеля в монастырях Язакском в 1838 году и Бешеновском в 1840 году.
В 1842 году возведен в сан архимандрита митрополитом Карловацким Иосифом. Тогда же определен настоятелем Хоповского монастыря, а в 1845 году - Ковильского монастыря.
15 июня 1846 года был назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии. В декабре 1847 года на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 другими претендентами кандидатом во епископы. 24 января 1848 года светские власти в Вене утвердили его кандидатуру. 18 апреля 1848 года в Сремских Карловцах был хиротонисан во епископа.
Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австрискому правительству, Карловацкому патриарху и сербскому Церковно-Народному Собору в Сремских Карловцах от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 годах.
12 декабря 1864 года был назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сентябре-октябре 1868 года созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс православной румынской митрополии, который принял "Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании."
Автор многих работ по каноническому праву, истории Церкви и пастырскому богословию. Способствовал развитию румынской культуры в монархии Габсбургов. Открыл до 400 церковноприходских школ (при нем их число возросло до 800), лицей с восьмигодичным курсом в 1850 году и реальное коммерческое училище в Брашове в 1869 году, гимназию с четырехгодичным курсом в Браде в 1868 году. При его участии в 1853 году был основан Богословско-педагогический институт в Сибиу (обучение в течение 2, а затем 3 лет). Митрополиту Андрею удалось добиться у австрийских властей разрешения на открытие типографии 27 августа 1850 года в Сибиу, где печатались богослужебные книги, учебники для церковных и светских учебных заведений на румынском языке, в том числе труды самого владыки Андрея. С 1853 года в типографии начала выходить первая румынская газета "Telegraful Român." Митрополит Андрей был одним из создателей Ассоциации румынской литературы и культуры Трансильвании (Asociaţiunea transilvană pentru literatura română şi cultura poporului român) и ее первым председателем с 1861 по 1866 год. Похоронен в с. Рэшинари (близ Сибиу).
Скончался 28 июня 1873 года в Сибиу.
Священный Синод Румынской Православной Церкви на совещании 21 июля 2011 года утвердил канонизацию митрополита в лике святителей. Днем его памяти было установлено 30 ноября. Торжественное прославление последовало 29 октября 2011 года в Сибиуском кафедральном соборе. Чин канонизации возглавили патриархи Румынский Даниил и Александрийский Феодор II в присутствии многочисленных румынских и греческих иерархов.
Святитель Петр I, католикос Мцхетский (Картлийский)
Был священником "из учеников Григория Богослова, ибо он священствовал на могиле его". Однажды, когда святой царь Картлийский Вахтанг Горгасали был в восточно-римских землях во время одной из войн между империей и Персией, он познакомился и сблизился с Петром.
Впоследствии, желая утвердить и обособить Картлийскую Церковь, царь Вахтанг просил Восточного Римского императора прислать в Картли отца Петра католикосом, а вместе с ним еще 12 епископов. После преодоления противостояния прежнего Мцхетского архиепископа Михаила, Петр был отправлен святителем Геннадием I Константинопольским за поставлением к Антиохийскому патриарху. Приняв рукоположение в Антиохии, католикос Петр и 12 епископов были отправлены в Константинополь, где получили благословение и дары от Константинопольского патриарха и святого императора Льва. Вместе с невестой царя, дочерью кесаря царевной Еленой, они отправились в Грузию.
Католикос Петр занял Карлийский первосвятительский престол около начала 460-х годов. При нём возросло количество епархий Картлийской Церкви. Возможно в годы его первосвятительства в Мцхете был воздвигнут новый каменный кафедральный католикосский собор Светицховели.
При своей кончине святитель Петр завещал Мцхетский католикосский престол своему помощнику вместе с которым они пришли из Восточной Римской империи - владыке Самтаврскому святителю Самуилу. Вероятно скончался в 460-х годах, так как Самуил уже был католикосом в 470-е годы.
Память и почитание
Святитель Петр вошел в историю Грузинской Церкви как её первый католикос. 17 октября 2002 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви был прославлен в лике святых. При этом, на начало XXI века оставались значительные разночтения по вопросу о времени святительства католикоса Петра. Так, в своей книге о Грузинских святых, о. Захария Мачитадзе писал, что католикос Петр принял последнюю исповедь царя Вахтанга в 502 году и благословил на царство его наследника Дачи.
Святитель Самуил I, католикос Мцхетский (Картлийский)
Был священником. Однажды, когда святой царь Картлийский Вахтанг Горгасали был в восточно-римских землях во время одной из войн между империей и Персией, Самуил познакомился с царем.
Впоследствии, желая утвердить и обособить Картлийскую Церковь, царь Вахтанг просил Восточного Римского императора прислать в Картли священника Петра католикосом, а вместе с ним - отца Самуила и 11 других в сане епископов. После преодоления противостояния прежнего Мцхетского архиепископа Михаила, Самуил был отправлен святителем Геннадием I Константинопольским за поставлением к Антиохийскому патриарху. Приняв рукоположение в Антиохии, вместе с католикосом Петром и 11 другими новыми епископами, он был отправлены в Константинополь, где получил благословение и дары от Константинопольского патриарха и святого императора Льва. Вместе с невестой царя, дочерью кесаря царевной Еленой, они отправились в Грузию.
По прибытии в Картли, владыка Самуил стал епископом Самтаврским, с кафедрой в церкви Самтавро во Мцхете - по мнению некотоыых исследователей он стал викарием католикоса Петра.
При своей кончине святитель Петр завещал ему Мцхетский католикосский престол. Святитель Самуил управлял Карталинской Церковью в 470-х - 490-х годах. Накануне кончины мученицы Шушаники католикос навестил её в темнице.
Память и почитание
Святитель Самуил вошел в историю Грузинской Церкви как её второй католикос. 17 октября 2002 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви был прославлен в лике святых. При этом, на начало XXI века оставались значительные разночтения по вопросу о времени святительства католикоса Самуила. Так, в своей книге о Грузинских святых, о. Захария Мачитадзе писал, что католикос Самуил управлял Грузинской Церковью при царях Дачи и Бакуре.
Григориатская икона Божией Матери, также называемая Одигитрия-Всецарица ("Пантанасса"), Палеологиня (греч. Παλαιολογίνα), "Не сгоревшая в огне"
Иконография образа (0,40×0,32 м) относится к многочисленным изображениям Богородицы Одигитрии типа Врефократусы - с Богомладенцем на левой руке. Датировка иконы затруднена - предположительно образ относится к XV веку.
Икона была принесена в дар монастырю Григориат на Афоне невесткой благоверного молдавского господаря Стефана Великого, Марией Асениной, родственницей Палеологов. Случилось это вероятно около 1500 года, когда монастырь воссоздавался из руин. Дар засвидетельствован надписью по-гречески на серебряной пластине в низу иконы: + Ϫέησις τῆς εὐσεβεστάτης κυρᾶς Μαρίας ᾿Ασανήνας Παλαιολοϒίνας κυρᾶς τῆς Μολδοβλαχίας (Моление благочестивейшей госпожи Марии Асенины Палеологины, госпожи Молдовлахийской). В память о дарительнице первоначальное именование образа - Одигитрия-Всецарица - было впоследствии дополнено названием "Палеологиня", которое служило для различения этого образа от других одноимённых иконы Божией Матери.
Икона также прославилась тем, что осталась невредимой после двух пожаров - 1500 (?) и 1761 годов. Особенно разрушительным был пожар 30 ноября 1761 года, уничтоживший монастырь практически до основания, но не тронувший святой образ. Именно в этот день в воспоминание о чудесном спасении иконы ей стала совершаться особая торжественная служба. В этой же связи закрепилось и ещё одно название иконы - "Не сгоревшая в огне".
Благодаря записям В. Г. Григоровича-Барского, посетившего Григориатский монастырь в 1725 и 1744 годах, икона стала известна в России, где за ней закрепилось название по месту происхождения - Григориатская. В описании иконы, сделанном Григоровичем-Барским, зафиксировано ее состояние до пожара 1761 г.:
Тамо (т. е. в соборном храме Григориатского монастыря) на столпе десном от предних обретох икону древнюю Пресвятыя Богородицы, невелику, яко на аршин, с венцом и руками златопозлащенными и с сребным кандилом, пред него, неугасимо горящим, и с подписанием сицевым греческим… си есть: Молитва благочестивейшей Марии Палеологины, господины Молдавоволосской.
В настоящее время чтимая икона находится в монастырском соборе, у левого клироса, при северо-восточной колонне. Икона не переносится в другие место храма в воспоминание о том, что именно здесь она осталась невредимой в огне.