filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

27 июля (09 августа) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Блаженный Николай Кочанов

блаж_Николай_Кочанов

В Новгороде в середине XIV века в семье богатых и благочестивых родителей Максима и Иулиании родился сын Николай. Вся семья была очень благочестива, но особенно праведной жизнью отличалась мать Николая. Она вложила в сердце сына пламенную любовь к Богу, научила его любить молитву и пост. В детстве Николай не любил играть, а повзрослев, избегал общества веселых сверстников. Усердно посещал храм, щедро раздавал милостыню. С юности он возлюбил Бога, усердно ходил в церковь, а утешением во всём ему была молитва. «Из уст его, — говорит древнее известие, — текла молитва к Богу, как благовонное кадило: он любил чистоту, пост, коленопреклонение".

Когда он проводил такую добродетельную жизнь, то люди, в том числе и знатные, стали ублажать и славить его. Блаженный не желал славы человеческой и начал юродствовать для Господа. Николай оставил свой богатый дом, раздал свое состояние бедным, а сам до конца дней в рубище скитался по городу. Он не имел ни крова над головой, ни даже теплой одежды в мороз. Тогда люди от похвал и восхищения перешли к другой крайности - стали злословить, обижать и даже бить его. Блаженный терпеливо все сносил. "Мученики в одно известное время претерпели страдания, - говорит древнее известие, - а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них".

Юродствуя, ходил по городу, творя неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу… Господь сказал в Евангелии: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Ми достоин…» (Мф. 10, 37). Ради Него блаженный Николай и оставил всё, что имел: сёла, имение, множество рабов и слуг, — достиг полного нестяжания, терпением и мужеством перенёс множество страданий, терпя морозы зимние и нищету. Мученики лишь в одно известное время претерпели страдания, а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них же.

Известен случай, когда один богатый новгородец, затевая пир, пригласил на него Николая. Блаженный отвечал ему смиренно: «Как угодно Богу, так и будет!» Когда же он пришёл в дом вельможи, то подвергся наглым насмешкам и оскорблениям дворни. По своему обыкновению Николай, нимало не смутившись, сел на палочку и ускакал под свист и улюлюканье черни. Когда же не знавший о происшедшем хозяин велел подать вино, меды и всякие напитки, какие были в доме, то бочки оказались пусты. Перепуганные слуги признались, что подвергли побоям и насмешкам блаженного Николая. Вельможа велел немедленно отправляться на поиски юродивого, просить у него прощения и звать в дом. Найдя Николая на куче навоза, слуги кланялись ему в ноги, слёзно просили прощения, умоляли вернуться. Блаженный отвечал по своему обыкновению со смирением: «Как угодно Богу, так пусть и будет!» Войдя в дом, он направился к бочкам, которые вновь оказались полны.

Юродствуя, Николай всегда не только желал смирить себя, но и хотел своими действиями вразумить буйных, строптивых новгородцев, привести их к покаянию. Из жития известно, что на Торговой стороне Новгорода, разделённого Волховом на две части, жил другой юродивый, Фёдор. Любя друг друга всем сердцем, блаженные, однако, не дозволяли заходить на свою сторону собрату, изгоняя его на потеху толпе. Раз случился такой эпизод: Николай гнался за Фёдором по Софийской стороне, и тот, не попадая на мост, побежал, как посуху, по воде; Николай же бросал ему вслед капустные кочаны. Этот случай, став известным всему городу, не только дал блаженному прозвище «Кочанов», но и надолго примирил своенравных новгородцев, избавив город от безсмысленных кровопролитий и стычек на мосту.

Николай преставился ко Господу 27 июля (9 августа по новому стилю) 1392 года и был похоронен по его желанию на окраине Ярославского монастырского кладбища, посреди дороги, дабы быть попираему людьми. Его могила не забывалась новгородцами, по молитвам к нему происходили многочисленные чудеса, занесённые в житие святого, и потому в 1554 году над гробом блаженного Николая Кочанова был заложен каменный храм во имя св. вмч. Пантелеимона. По установившейся традиции долгое время в день памяти блаженного на его могиле служил Божественную литургию сам новгородский архиепископ.

Мощи святого оставались под спудом. С закрытием монастыря, очевидно в XVIII веке, храм стал приходским, а улица называлась Николо-Кочановской. В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. В настоящее время там, на улице Тихвинской, размещается городская станция дезинфекции.
Сейчас, Слава Богу, станция дезинфекции здание покинула, однако храм не восстановлен и Церкви не передан.

Николо_Кочановская_церковь, современный_Вид_не_действует
(Николо-Кочановская церковь, Новгород, современый вид. Не действует)

Монахи одного из древнейших в России Юрьева монастыря неоднократно проводили богослужения возле бывшего храма, моля святого Николая о возвращении его мощей Церкви, прося его заступничества о Новгороде и России. Но... "Как Богу угодно, так и будет", - любил повторять блаженный Николай.

Сегодня, когда наш народ постепенно приходит в себя, к нему милостью Божией возвращаются его святыни: мощи святых, чудотворные иконы, храмы и монастыри. Надо надеяться, что пришло время вспомнить и о святом блаженном Николае, чьё имя незаслуженно забыто, а мощи попираются ногами.
Как угодно Богу, пусть так и будет!

Тропарь блаженного Николая Кочанова
глас 8
Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь блаженного Николая Кочанова
глас 8
Горняя мудрствуя,/ свято жительствуя и славы мира отбегая,/ юродство Христа ради избрал еси, блаженне Николае,/ и ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, честную память твою славящим/ и с верою к ране мощей твоих приходящим,/ исцеление подаеши/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова
глас 4
Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ верою к ране мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

Святитель Иоасаф Московский, митрополит

святитель_Иоасаф_московский,митрополит

Святитель Иоасаф происходил из дворянского рода Скрипицыных, принял пострижение в Сергиевой лавре и с 1529 года был там игуменом. Близкий к великому князю Василию Иоанновичу — любителю иноков и иночества, он в сане игумена лавры крестил у раки прп. Сергия сына его и наследника Иоанна, впоследствии царя Иоанна Грозного. Потом, перед самой кончиной великого князя Василия, Иоасаф, согласно давнему желанию самого князя, облек его
в иноческий сан с именем Варлаама. Не доставало новому иноку-князю мантии — троицкий келарь Серапион отдал свою. По кончине князя вынесли тело его в церковь для отпевания не бояре, а братия Троицкого и Иосифова монастырей.

Во время малолетства царя, при буйном управлении бояр, митрополит Даниил принужден был сложить с себя сан первосвятительский, и на место его в 1539 году был избран игумен Иоасаф. В своем исповедании веры нареченный митрополит писал: «Во всем следую Святейшим Патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, установленную святыми апостолами и переданную богоносными отцами, а не ту, которую принес Исидор с несвященного латинского собора, просиявшего злочестием. К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения великому князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертию, принуждая сделать что-либо вопреки Божественным и священным правилам». Блаженный Иоасаф выполнил обещание свое с полной твердостью.

В эту эпоху совершенного безначалия и неистовых злодейств, которыми особенно отличились Шуйские, новый первосвятитель, заботясь о прекращении беспорядков, испросил свободу заточенному князю Бельскому, и, действительно, добрый боярин, заняв место в думе правителей государства, умел остановить грабежи и насилия. Но князь Иван Шуйский схватил и отправил Бельского на Белоозеро, где его удушили. Старания святителя положить предел всяким беззакониям, которые делали бояре Шуйские, навлекли на него страшную ненависть последних. Толпы неистовых едва не убили святителя; в келлию его бросали камни; во дворце самого великого князя он не нашел защиты; на Троицком подворье готовы были растерзать его. Именем преподобного Сергия игумен Алексий умолил пощадить жизнь первосвятителя. И после многих обид и насилий святитель Иоасаф был сослан на Белоозеро в Кириллов монастырь, но потом выпросил себе милость провести последние годы на месте иноческого обета. Ему и здесь были неприятности: с ним жили тогда люди, которые сами по себе мало хотели жить в монастыре и которых загнали туда только беды жизни мирской; они часто оскорбляли блаженного Иоасафа припадками своего мирского своеволия. Невольными и вольными скорбями святитель очистил душу свою для светлых радостей неба и мирно почил 27 июля 1555 года.

Мощи святителя Иоасафа почивают под спудом в южном притворе Троицкого Собора, в Серапионовой палате. Память празднуется в день преставления.

Троицкий_Собор_Лавры_вид_о_стороны_Серапионовой_палаты
(Троицкий собор Лавры, вид со стороны Серапионовой Палаты)

В 1905 году в Серапионовой палате чугунный пол XVIII столетия был заменен на керамическую плитку, в результате сведения о точных местах захоронения древнерусских иерархов были утрачены.

В марте 2006 году в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры при ремонте пола были обнаружены места захоронений митр. Иоасафа и свт. Серапиона Новгородского, по имени которого палата получила свое название. Обнаруженные надгробия святителей Серапиона и Иоасафа представляют собой хорошо сохранившиеся белокаменные плиты с соответствующими надписями. Вместе с надгробиями были обнаружены фрагменты пола XVI века. Оригинальная кладка свидетельствует о том, что надгробия лежат на первоначальных местах - над реальными захоронениями святителей Серапиона и Иоасафа. Под плитами находятся склепы.

Труды

Митр. Иоасаф был человеком образованным для своего времени и много занимался литературной деятельностью. В библиотеках Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии находилось до 23 номеров его рукописей (кроме богослужебных). На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу. Они находятся ныне по преимуществу в Российской государственной библиотеке: в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

В Троицком собрании из его книг сохранились два Апостола, толкование на Священное Писание: две книги святителя Иоанна Златоуста — на евангелиста Матфея, а также Учительное Евангелие. Из его богослужебных книг сохранились Следованная Псалтирь, ноябрьская Минея и Трефологион. Аскетический раздел библиотеки содержит "Слова святителя Василия Великого о постничестве", "Лествицу" преподобного Иоанна Лествичника, Поучения аввы Дорофея. К агиологии относятся два сборника Житий святых и Киево-Печерский Патерик, а также два Тактикона инока Никона Черногорца и его же Пандекты. В фонде МДА сохранилась его рукопись, содержащая Мерило праведное, и др. В книжном собрании Святителя находились также книги с произведениями его современников, это: "Миротворный круг" новгородского священника Агафона; рукопись с трудами преподобного Максима Грека, составленная им самим и им же правленная. Святителю "Иоасафу принадлежала рукопись с текстом так называемой Иоасафовской летописи. Эту рукопись обнаружил А.А. Шахматов, он же установил принадлежность ее бывшему Митрополиту Иоасафу... Поэтому и летопись... А.А. Шахматов назвал Иоасафовской". Предполагается, что Митрополит Иоасаф имел отношение к созданию третьей редакции Воскресенской летописи.

Митр. Иоасафу приписывают составление жития архип. Новгородского Серапиона.

Преподобная Анфиса Мантинейская, игумения

прп_Анфиса_Мантинейская

Преподобная Анфиса жила в Мантинее Пафлагонской в Малой Азии в VIII веке. Рано оставив мир, святая Анфиса подвизалась в горах в полном уединении. Приняв монашеский постриг от иеромонаха Сисиния, она стала игуменией в обители, где собрались 90 сестер. Преподобная Анфиса пострадала в царствование императора Константина Копронима, который принуждал святую отречься от почитания святых икон.

За неисполнение повеления императора преподобная Анфиса была подвергнута истязаниям. На пытке присутствовала супруга императора, которой святая предсказала рождение мальчика и девочки. Когда пророчество мученицы исполнилось, ее отпустили на свободу в свою обитель, где она скончалась в глубокой старости. Родившаяся у супруги императора девочка была названа Анфисой. Прожив богоугодную жизнь, она была принята Господом в лик святых.

Равноапостольные Климент Охридский, архиепископ, Наум, Савва, Горазд, епископ и Ангеляр.

равноап_Климент_Орхидский
(равноапостольский Климент Охридский)

Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были славяне, ученики святых Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вначале они подвизались на ниве просвещения в Моравии, где после святителя Мефодия епископом был святой Горазд, прекрасно знавший славянский, греческий и латинский языки. Святые Климент, Наум, Ангеляр и Савва были пресвитерами.

Просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости Богослужения на славянском языке, Filioque и субботнем посте. Папа Стефан VI запретил Богослужение на славянском языке.

Сторонники трехъязычной ереси, обрекавшей славянский народ на забвение языка предков, с помощью княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия, в том числе и святого Климента. Их подвергли жестоким истязаниям: нагими влачили по терновнику, долго держали в тюрьме, как и ранее их духовного отца святого Мефодия. Впоследствии (в 886 году) одних из узников – молодых продали работорговцам – евреям, и они оказались на венецианском рынке. Выкуп славянских просветителей и доставку их в Константинополь осуществил посол византийского императора в Венеции Василий Македонянин. Других славянских исповедников, пожилых по возрасту, подвергли изгнанию. Неизвестно, куда направился святой Горазд и где нашел себе приют святой Савва. Наум и Ангеляр ушли в Болгарию.

В 907 году под ударами мадьяр пала Моравия, и моравские беженцы потянулись в Болгарию по тем же дорогам, которыми когда-то шли изгнанные ими святые просветители.

Славянских исповедников болгары встретили с почетом и просили ввести Богослужение на славянском языке. Болгарский князь Борис «с великим усердием искал» таких людей, как ученики святого Мефодия, ибо прилагал большое усердие к просвещению своего народа. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.

Вскоре святой Ангеляр скончался, а святой Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице – области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей». В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Святой Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 году святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял святой Наум.

Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. К тому же он систематически готовил клириков из славян. Трудился Святитель во славу Божию до глубокой старости. Обессилев настолько, что уже не мог заниматься делами кафедры, Святитель обратился к царю Симеону с просьбой об увольнении. Царь убедил Святителя не оставлять кафедры, и святой Климент решил продолжить епископское служение. После этой беседы он отправился на отдых в Охриду, в созданный им монастырь. Там Святитель продолжил переводческую деятельность и перевел значительную часть Цветной Триоди. Вскоре святой епископ тяжело заболел и мирно отошел ко Господу в 916 году. Тело Святителя было положено в гроб, сделанный его собственными руками, и погребено в Охридском Пантелеимоновом монастыре.

Святитель Климент считается первым славянским писателем: он не только продолжил переводческое дело, начатое святыми Кириллом, и Мефодием, но и оставил свои писательские труды – первые образцы славянской духовной литературы.

Многие слова и поучения равноапостольного Климента перешли на Русь, где с любовью читались и переписывались русскими благочестивыми христианами.

Мощи святых Горазда и Ангеляра почивают близ Берата в Албании, останки святого Наума – в монастыре его имени, около Охридского озера.

Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского
глас 4
Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

Ин тропарь святителя Климента Охридского
глас 4
Яко труба Архангела Божия/ оглашавши роди словенстии на вся веки/ и к чудеси преславному утверждения людей твоих в Православии/ прилагавши неиждиваемо чудеса велия даже доныне./ Темже с любовию почитаем присночестную память твою,/ святителю Клименте равноапостольне, и молим:/ молися о душах наших.

Кондак святителя Климента Охридского
глас 3
Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.

равноап_Наум_Орхидский
(равноапостольный Наум Охридский)

Святитель Наум был учеником святых Кирилла и Мефодия и сотрудником святителя Климента Охридского. В ту пору, когда Климент в Охриде нес святительские труды, святитель Наум выстроил монастырь на южном берегу Охридского озера, который на века стал источником крепости и прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык. Вместе со святителем Климентом они были прозваны «новыми Моисеем и Аароном». В Германии их схватили и заключили в тюрьму, но по Божиему мановению темница потряслась, цепи спали с узников и они свободно покинули место своего заключения. От чудотворных мощей святителя Наума доныне совершаются чудеса, особенно исцеления тяжких недугов и сумасшествия.
монастырь_св_Наума_Охрид_Македония
(монастырь святого равноапостольного Наума Охридского, Македония)

иконостас_и Царские_Врата_храма
(храм внутри. Иконостас и Царские Врата)

За фото спасибо уважаемому http://arkhip.livejournal.com/.

Тропарь святителя Наума Охридского
глас 4
Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Кондак святителя Наума Охридского
глас 3
Светлых твоих подвигов пречестная память,/ яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

равноап_Горазд_Орхидский
(равноапостольный Горазд Охридский)

На сегодняшний день религия Чехии представлена многими конфессиями, в том числе и православной общиной. Одним из почитаемых православной церковью святых является равноапостольный Горазд Охридский, служивший архиепископом Великоморавском княжестве, существовавшей в 822-907 годах на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии с охватом некоторых регионов Украины и исторической Силезии. По национальности Г. Охридский он был словаком. Православная церковь установила День памяти этого святого: он отмечается ежегодно по юлианскому календарю 27 июля в Соборе семи Болгарских равноапостольных просветителей. В то время как, например, святой Ян Саркандер поминается католиками ежегодно 30 мая.

С 885 по 866 годы, как свидетельствует история Чехии со ссылкой на соответствующие источники, в Моравской церкви разразился масштабный кризис (это случилось в правление Святополка I). У архиепископа Великой Моравии Горазда Охридского возникли серьезные противоречия с представителями католического духовенства во главе с епископом Нитравы Вихтигом. Последний известен тем, что его предал анафеме составитель славянской азбуки св. Мефодий, у которого Охридский был не только учеником, но и сменил его после смерти на моравской кафедре. Вихтиг же, пользуясь благосклонностью Папы Римского и с его одобрения, изгнал из епархии Горазда, а вместе с ним еще 200 православных священников. После этого он сам занял архиепископскую должность. Закончилось тем, что славянский язык был вытеснен из богослужений, и все они в Великоморавской державе начали совершать исключительно на латыни.

Горазд Охридский был вынужден бежать в Болгарию. Вместе с ним бежал и Климент Охридский, почитаемый ныне как болгарский и всеславянский просветитель. Оба святых взяли с собой труды, которые они создали в Великой Моравии (культура Чехии признаёт их непреходящую нравственную ценность) и поселились в этой балканской стране. Тех же, кто не успел бежать и не подчинился новым религиозным порядкам, продали еврейским купцам в рабство, о чем есть свидетельство самого Климента Охридского. Однако впоследствии они были выкуплены в Венеции послами византийского императора Василия I Македонянина и их переправили в Болгарию. В этой стране Горазд и Климент стали создателями литературных школ в Охриде, Плиске и Преславе, получивших мировую известность. Именно оттуда их прославленные труды начали распространяться по Древней Руси.

Тропарь Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру (Болг.)

Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, / Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою / и Горазда со Ангеларием, / яко светила возсиявшия / и Триединаго Бога нам благовестившия, / столпы незыблемыя Церкве Болгарския / и богодухновенныя поборники слова нашего, / бесовское идолом поклонение упразднившия / и Христу Богу молящияся, / Церковь нашу утвердити / и душам нашим даровати / мир и велию милость.
Tags: Болгария, Македония, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments