Мученик Константин Идрийский, Родосский
Константин родился в 1770 году на острове Идра в христианской семье. Отца звали Михалак, а мать Марина. Достигнув восемнадцатилетнего возраста, Константин перешел на жительство в Родос и поступил там в услужение к родосскому правителю Хасану. Прожив некоторое время в доме Хасана, Константин своей расторопностью, честностью и примерным усердием обратил на себя внимание господина, который решил отторгнуть эту кроткую овцу из стада Христова и привести в стадо козлищ, то есть в магометанскую веру.
Хасан преуспел в своем замысле при помощи диавола, который, как уже погибший и осужденный на вечное мучение, по зависти своей не желал, чтобы верующие во Христа наслаждались райскими добротами, которых он за гордое высокомерие лишился, почему день и ночь рычит, подобно льву, стремясь поглотить в свою ненасытную утробу последователей Христовых и этим сделать их участниками с ним вечных мук. Итак, улучив удобное время, Хасан, призвав Константина, сперва ласками, а потом разными подарками убедил его отречься от Христа и принять ислам.
Как только Константин отвергся от Христа, тотчас дали ему магометанское имя Хасана, и жизнь его в доме правителя Родоса приняла другой оборот: ему дана была другая высшая должность, деньги, и все служащие в доме Хасана начали почитать и уважать его.
Но все это, как временное и скорогибнущее, скоро присмотрелось, и отверженец мало-помалу начал приходить в себя: совесть стала обличать его в глубоком его падении. Поэтому он начал тосковать и втайне от товарищей плакать и рыдать о тяжком своем грехопадении. И таким образом отверженец прожил у своего обольстителя три года.
Господь Бог, видя сердечное сокрушение отверженца, внушил ему благую мысль: обратиться к духовнику и раскаяться в своем падении. Не медля нимало, он послушался сердечного гласа и, избрав удобное время, отправился к духовнику, которому исповедал свое глубокое падение. Духовник, поболев душою, посоветовал ему удалиться из Родоса и где-либо в отдаленном месте залечивать душевные раны покаянием, а Господь Бог не замедлит явить ему Свою милость. Но Константин просил у духовника благословения, чтобы, не удаляясь из Родоса, теперь же отречься от мерзкого Магомета и исповедовать себя опять верующим в Господа нашего Иисуса Христа. Духовник видел его ревность, но был неуверенным в его мужестве, притом боялся, чтобы он в столь младых и юношеских летах, убоявшись лютых мук, вторично не отрекся от Христа. Поэтому он отклонил Константина от этой несвоевременной мысли и желания, предоставляя его намерение времени и тому возрасту, в который человек бывает более тверд в своих убеждениях, и тогда уже, предварительно подготовившись постом, бдением и молитвой, можно совершать мученический подвиг, но и то, лишь если на это будет воля Божия.
Константин послушался духовного отца. Придя в дом Хасана, он собрал свое имущество и деньги и, раздав все нищим, через несколько дней оставил злополучный дом и удалился в Крым.
В Крыму Константин прожил три года, сокрушаясь о бывшем своем отречении и принося покаяние Богу. Но сердце его страдало и не получало вожделенного мира, ему так и слышались страшные слова, сказанные Спасителем в Божественном Евангелии: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (МФ. 10:33). Поэтому он решил сразиться с диаволом и страдальческими подвигами смыть свой позор, для чего немедленно отправился в Константинополь. Здесь он открыл одному опытному духовнику, что желает за свое отречение пострадать за Христа, при этом рассказал подробно все с ним бывшее. Но духовник, видя его молодость, не решился благословить его на страшный подвиг, а представил его знаменитому Константинопольскому Патриарху Григорию, рассказав все о Константине и о намерении его пострадать за Христа.
Владыка порадовался обращению погибшей овцы. Но в беседе высказал, как опасен избранный путь, а потому посоветовал сперва отправиться на Святую Афонскую Гору и там, среди искусных подвижников Христовых, подвизаться в духовных подвигах. А потом уже, когда старцы увидят, что пришло время совершить мученический подвиг, тогда он может исполнить свое намерение.
После беседы с Патриархом Константин отправился на Святую Гору и там поступил в братство Иверского монастыря, где ревностно и с любовью стал проходить послушания. Он часто обращался с усердной молитвой и слезами к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Портаитисса, и умолял Пречистую, чтобы Она умиротворила его сердце и сподобила бы его пострадать за Христа, от Которого он отрекся по своему неразумению, будучи прельщен блеском богатства и славы. И таким образом сердце его все более и более распалялось любовью к Иисусу Христу, за Которого он был готов претерпеть не только страдания, но и тысячи смертей. С этого времени мысли начали понуждать его предавать себя мучениям. Находясь в возбужденном состоянии, он открыл свои мысли духовнику Предтеченского скита иеромонаху Сергию и старцам, которые, однако, не советовали ему совершать мученический подвиг, говоря, что возможно и без мучения спасти свою душу. Но Константин, горя сердечной любовью пострадать за Христа, не мог последовать совету старцев и вскоре оставил Святую Гору и отправился в Родос для исповедания имени Иисуса Христа.
После прибытия в Родос он исповедался духовнику и, приобщившись Святых Таин, открыл свое намерение вступить в борьбу с диаволом. Но духовник, боясь, чтобы он не возмалодушествовал в муках, oтклонял его, подобно афонским старцам, от такого намерения и советовал возвратиться обратно на Святую Гору. Но Константин твердо решил пострадать за Христа.
Помолившись Богу и укрепив свое сердце молитвой, он пошел в дом бывшего своего господина Хасана и сказал ему:
— Здравствуй, господин мой! Свидетельствую тебе о покорности бывшего твоего слуги, которого ты три года назад обманом, лестными и коварными словами убедил отречься от Господа моего Иисуса Христа, Которого теперь исповедую как истинного Бога, вашего же ложного пророка Магомета проклинаю как обманщика и губителя душ человеческих!
— Несчастный! — сказал Хасан. — Я не признаю тебя бывшим слугой, так как ты одет в монашескую одежду. Сними с себя эту черную и плачевную одежду, и я прикажу одеть тебя в самую дорогую и лучшую цветную, и признаю своим слугой, и еще большими обогащу почестями и богатством, чем прежде.
— Господин! — отвечал исповедник Христов. — Напротив, я советую тебе оставить свое нечестие. Все зло, которое ты мне сделал, обольстив принять магометанство, из-за чего столько времени я терзался и мучился совестью, — все то я тебе прощаю, но только с тем, чтобы ты уверовал в Иисуса Христа истинного Бога. Итак будь же благоразумным и не теряй времени, а обратись в христианскую веру.
— Презренный! — с гневом вскричал Хасан. — Кто это тебя научил предлагать мне такое пустословие? Я тебе доставил счастье и впоследствии хотел женить на моей дочери. А ты, презрев все мои заботы, наносишь мне такое оскорбление.
В это время один из слуг Хасана ударил мученика Христова по щеке, на что святой Константин ответил:
— Слава Тебе, Христе Боже, что Ты сподобил меня получить удар по щеке за исповедание имени Твоего и удостоил быть подражателем крестной страсти Твоей. Ибо и Тебя, Господа моего, презренный слуга нечестивого первосвященника Анны, дерзнул на судилище скверной своей рукой ударить по щеке.
После этого Хасан приказал святого мученика заключить в темницу. Через три дня святого Константина позвали к Хасану, который гневно спросил:
— Подлый и дерзкий раб! Одумался ли ты, и как ты дерзнул вразумлять меня уверовать во Христа?
— Напрасно, господин, на меня гневаешься: я тебе говорил истину и советовал уверовать во Иисуса Христа истинного Бога, Которым все сотворено и все управляется, без веры в Которого невозможно получить Царства Небесного. Ваш же пророк Магомет — обманщик, он погиб, да и вас, своих последователей, туда же влечет. Итак, умоляю тебя, отрекись от проклятого Магомета и уверуй в Господа нашего Иисуса Христа, и, сделавшись христианином, наследуешь Царство Небесное.
О, мужественный воин Христов! Слава и хвала твоему безбоязненному исповеданию перед врагами Христовыми! Блаженны твои уста, дерзновенно исповедавшие имя Иисуса Христа! Ты не убоялся сильных мира сего, по слову пророка Давида: глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся (Пс. 118: 46).
Хасан, не в состоянии более сдерживать гнев, вскричал:
— Бейте его, выдерните волосы на голове его, раздерите на части тело его, сокрушите камнями челюсти его, чтобы он знал, как должно говорить и держать себя перед властями!
Как дикие звери, слуги Хасана бросились на святого мученика: одни из них вырывали волосы на голове, другие заушали и сокрушали камнями уста, и всякими способами терзали тело его. Но святой страдалец Христов мужественно терпел мучения и, как твердый адамант, оставался непоколебим в своем исповедании, и только часто взывал к подвигоположнику Иисусу Христу: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» После зверских терзаний злобные мучители, заковав святого мученика Константина в тяжелые цепи, бросили в мрачную темницу.
В темнице святого мученика посетил Сам Владыка Христос, исцелил его раны, волосы же на голове и ногти на ногах повелением Его выросли вновь.
На другой день Хасан велел привести святого мученика. Когда тот подошел, нечестивец спросил:
— Ну что, раскаялся ли ты, Хасан, в своем пустословии или нет?
— Во-первых, я не Хасан, — отвечал святой мученик, — это имя, данное мне тобой после моего отречения от Господа Иисуса Христа, я теперь проклинаю. Мое же настоящее имя, которое я получил во Святом Крещении — Константин. Слова же, которые я тебе вчера говорил, не пустые. Ими я выразил свое исповедание и веру во Единого Бога в трех лицах: Отца и Сына и Святого Духа. Вашего же скверного пророка Магомета опять проклинаю.
Тогда нечестивый Хасан велел бить святого палками по спине и по ногам. От многочисленных ударов тело святого мученика отторгалось от костей, а ногти на ногах все свалились, и он от изнеможения упал на землю и лежал как мертвый. Мучители, думая, что мученик Христов уже скончался, подняли его и бросили в темницу.
Через три дня мучитель Хасан приказал слугам своим выбросить из темницы труп страдальца Христова, думая, что тот уже предался тлению. Но каково же было удивление слуг, когда они, войдя в темницу, увидели мученика Христова здравым, невредимым и с сияющим лицом! Они немедленно донесли об этом своему господину, который тоже удивился и приказал привести его. Когда святой страдалец вошел к Хасану, то он, вместо того чтобы уверовать во Иисуса Христа, видя явное чудо, начал склонять его к отречению от христианской веры, обещая при этом великие почести и богатства.
Мученик Христов, видя душевное ослепление Хасана, сказал ему:
— Послушай, господин, тебе очень хорошо известно, что три дня назад твои усердные слуги изранили мое тело, вырвали на голове все волосы, сбили с пальцев ног все ногти. А теперь, смотри, я здоров. Итак, прославь Господа моего Иисуса Христа, Который не возгнушался прийти ко мне в смрадную темницу, исцелил мои раны и повелел волосам и ногтям вырасти вновь. Поэтому мыслимо ли отречься от Источника жизни и уверовать в ложного Магомета — учителя всякой нечистоты и пороков! Тебе же от души советую и умоляю: открой душевные очи и опять уверуй во Иисуса Христа, в Которого веруют твои родители и ты некогда веровал.
Слыша обличение в отступничестве, Хасан, думая, что об этом никто здесь не знает, смутился и приказал скорее, наложив тяжелые цепи, бросить святого мученика в темницу. Три дня и три ночи провел там святой мученик. В это время в ту же темницу заключены были еще восемь христиан из селения Сорони, среди которых было два иерея, а также четыре турка. В одну из ночей Бог, прославляющий святых Своих, восхотел утешить раба Своего и прославить его среди узников, чтобы они впоследствии в утверждение христианской веры и в посрамление врагов креста рассказывали о следующем чудесном явлении. В самую полночь вдруг в темнице воссиял свет, подобный солнечному, и в то же время со святого мученика сами спали тяжелые цепи. Видя себя освобожденным от цепей, святой страдалец тотчас стал на молитву. Священники и прочие христиане, увидев столь необычное чудо, пришли в умиление и стали тоже молиться, а турки от страха пали ниц на землю. Стража, видевшая в темнице необыкновенный свет, подумала, что там случился пожар. Но каково же было их удивление, когда они, войдя в темницу, нашли все в порядке, а святого мученика, — освобожденным от уз и стоящим на молитве! Стража немедленно донесла об этом чуде Хасану, который желая заглушить это чудо, подобно первому, повелел страже не разглашать о нем в народе. Узникам же — и христианам, и туркам — во избежание страшных наказаний также было запрещено рассказывать о чуде. Потом они освобождены были из темницы. Святого же мученика приказал более не приводить к себе, а в темнице ежедневно налагать на него удары. Но Господь, испытав терпение святого, уже более не допускал до него мучителей. Так, один турецкий имам хотел заушить святого. Но в то время, когда он поднял руку, она почернела, подобно углю.
После этого, другого чуда турки не решались прикасаться к мученику, боясь, чтобы и им не пострадать, подобно имаму. Таким образом, святой мученик Константин пробыл в темнице пять месяцев, претерпевая голод, жажду и холод. Между тем Господь, пекущийся о святых Своих, внушил одному боголюбивому христианину приносить ему Святые Таины, которыми Христов узник укреплял свой дух и ослабевшее тело.
Святой мученик пробыл так долго в темнице потому, что Хасан не смел самовластно осудить его, как уроженца острова Идры, на смерть, боясь той силы и власти, какую идриотцы имели в Порте, особенно у капитана паши Архипелажского. Поэтому он написал письмо капитану Георгию, родом с острова Идры, находившемуся тогда в Александрии. Извещая его о деле святого мученика Константина и ожидая ответа, Хасан отлагал окончательный приговор.
Между тем и святой узник Христов, узнав, что Хасан послал донесение, и боясь, чтобы его подвигу со стороны капитана Георгия не было препятствия, сам написал ему письмо и заклинал именем Божиим не препятствовать ему совершить мученический подвиг.
Капитан Георгий, получив от святого мученика письмо и увидев его пламенное желание пострадать за Христа, написал правителю Родоса: «Мы этого человека не знаем, а потому поступай с ним по своему усмотрению».
Получив ответ, Хасан призвал к себе святого страдальца и еще раз предлагал отречься от Христа. Но, видя его твердость и пренебрежение всеми предлагаемыми почестями, приказал отвести обратно в темницу и там удушить.
Таким образом, 14 ноября 1800 года, в 5 часов ночи доблестно окончил жизнь святой мученик Константин. Святая душа его, очищенная своей кровью, чистой отошла в руки Божии для принятия от Него мученического венца. Тело же его христиане невозбранно взяли из темницы с подобающей честью и погребли в храме Пресвятой Богородицы в Варусионе. При погребении святых мощей преблагий Бог прославил Своего угодника чудесами: больные, страдавшие различными болезнями, от прикосновения к ним получали исцеление.
Вскоре после мученической кончины мать святого Константина, узнав, что сын ее с честью пострадал за исповедание имени Иисуса Христа и что честные его мощи погребены в Родосе, пожелала перенести их в свое отечество, что и было ей дозволено при содействии упомянутого капитана Георгия.
При перенесении святых мощей тоже совершилось много чудес. Из числа их приведем здесь следующее: один родосский христианин при поражении молнией лишился слуха, голоса и был не в своем уме. Когда подвели его к мощам святого мученика и он облобызал их, тотчас стал здрав. Также получил исцеление и другой несчастный, три года страдавший от мучившего его беса: бегал от людей и скитался по горам нагой и босой. Лишь только приблизили святые мощи мученика к этому несчастному, бес тотчас вышел, и он велегласно стал славить Бога и благодарить Его святого угодника.
Так Бог благоволил прославить пострадавшего за Него и посрамить мучителей.
Мученица Анна Зерцалова
Память 14 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родилась 31 января 1870 года в Москве. Происходила из дворянского рода, была очень образованным и глубоко верующим человеком. Ее отец, Иван Алексеевич Зерцалов, был губернский секретарь, состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги. Родители ее держались строгих правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного воспитания, которые они дали своей дочери были не очень прочными. "Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, - писала она впоследствии, - быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного маловерия... Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного". В 16 лет Анна закончила гимназию, получив аттестат, который позволял занять ей место домашней учительницы. Анна Ивановна, уже будучи взрослой девушкой, в течении нескольких лет исполняла правила христианской жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренне ее жизнь шла в русле чисто мирских занятий. Однако, такой образ жизни не удовлетворял ее.
Придя по совету подруги в храм посвященный святым равноапостольным Константину и Елене, она встретила там выдающегося пастыря о. Валентина Амфитеатрова, и тогда началось возрождение души Анны Ивановны. Она стала его духовной дочерью. Анне Ивановне предстояло ехать в Ярославскую губернию, куда в качестве учительницы рекомендовала ее родственница. Анна Ивановна попала в семью убежденных безбожников. Для молодой христианки жизнь в семье стала исповедничеством. "Сколько деликатных намеков и насмешек приходилось мне выслушивать по поводу моего обособленного религиозного настроения!" - вспоминала она. Мать семейства не позволяла воспитывать ей своих детей, и потому Анна Ивановна после уроков была совершенно свободна. Имея время она устроила школу грамотности в деревне, собирала деревенских детей и занималась с ними. После ее отъезда начинанием это не прекратилось, и на основе ее школы возникло училище. Деятельность Анны Ивановны по просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчетливости, расположила в конце концов к ней ее работодателей. Ей стали готовить постную пищу, стали давать лошадей для поездки в храм. Через семь месяцев она по благословению о. Валентина покинула семью, вернувшись в Москву, она стала активной прихожанкой храма. О.Валентин помог найти ей учеников, и она с утра до вечера занималась с ними.
Почти 20 лет она духовно окормлялась у о. Валентина. В 1908 г. о.Валентин скончался. Еще при жизни о. Валентина Анна Ивановна собирала свидетельства благодатной помощи старца, рассказы духовных детей. Посещая Архангельский собор, она записывала проповеди, произносимые о. Валентином. В 1910 г., через 2 года после смерти о. Валентина, она издала первую книгу о нем, в которой содержалось его жизнеописание и описывались чудеса, происшедшие по его молитвам. До революции она издала 4 книги о протоиерее о. Валентине Амфитеатрове (каждая книга - тиражом 1000 экземпляров).
Анна Зерцалова всю жизнь прожила в Москве. После смерти родителей она давала частные уроки на дому. В 1916 г. она получила от одной благодетельницы (матушки Евдокии) 3000 руб. на постройку дома. Дом на полученные пожертвования Анна Ивановна построила вблизи Ваганьковского кладбища, чтобы жить недалеко от могилы своего духовного отца и записывать происходившие на могиле чудеса. В результате составилась книга, которую она напечатала после 1917 г. на машинке в количестве 20-25 экземпляров. Она активно размножалась многочисленными почитателями памяти выдающегося пастыря. К сожалению, в настоящее время мы не имеем ни одного ее экземпляра.
О деятельности Анны Зерцаловой в 20-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале (при этом по какой-то причине неправильно указано отчество): "Против кладбища живет некая Анна Михайловна. Здесь можно купить фотографию "святого", здесь продаются книги - "Истинный пастырь Христов", "Светильник православия", "Подвижник веры и благочестия", Здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормежка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти "святого" на его могиле бывают тысячи молящихся".
В 1932 г. этот дом у нее отобрали и национализировали, а ее саму лишили избирательных прав. Во время "паспортизации" ей, как бывшей домовладелице и "лишенке", было отказано в выдаче паспорта и предписано выехать за стокилометровую зону.
Но Анна Ивановна не выехала из Москвы, а продолжала жить в Москве, не имея паспорта, на нелегальном положении. Жила у своих верующих друзей и единомышленников, которые во всем помогали ей. Анна Ивановна вела строгий образ жизни, ходила всегда в темной одежде. Она по-прежнему занималась педагогической деятельностью, обучала детей Закону Божьему, чтению, музыке, письму. Деньги за уроки брать отказывалась, а когда ее уговаривали, то она все раздавала бедным. Последние годы Анна Ивановна жила у своей знакомой в Москве, Елизаветы Михайловны, на Кудринской площади. Оставшись в Москве, последующие 5 лет она посвятила прославлению среди верующих протоиерея Валентина Амфитеатрова как подвижника благочестия. Записывала случаи исцелений по его молитвам, распространяла фотографии и книги о нем, направляя людей на его могилу.
По другим сведениям, Анна Зерцалова выезжала за 101 километр. Она жила некоторое время в с. Боршово Серебряно-Прудского района Московской области в семье Будановой Анны Михайловны, сестры своей знакомой Орловой Елизаветы Михайловны. Затем Анна Ивановна жила с Елизаветой Михайловной в доме на Кудринской площади. Они бедствовали, ни Анна Ивановна, ни Елизавета Михайловна не получали пенсию. Елизавета Михайловна почти прекратила общение со своими родственниками, т.к. боялась за жизнь и свободу Анны Ивановны. По рассказам знакомых, они никому не открывали дверь просто так. Задняя стена квартиры выходила на черную лестницу, нужно было предварительно постучать монеткой в эту стену, тогда открывали дверь. Как оказалось, страх был небезосновательным. Октябрьским утром 1937 года Анна Ивановна вышла из дома и пропала. Елизавета Михайловна искала ее, но в этот день был сильный туман, а Анна Ивановна уже плохо видела, и Елизавета Михайловна подумала, что она могла попасть под машину, или подвергнуться разбойному нападению. Она так думала до конца своей жизни.
Анна Зерцалова была арестована 27 октября 1937 года. В справке на арест говорилось "она является активной участницей к/р церковно-монархической группировки. В к/р целях прославляет как "прозорливицу" монашку Матрону Конюхову и как "святого" умершего попа Амфитеатрова, организует к ним паломничество верующих".
Следствие желало представить к осуждению целую "контрреволюционную церковно-монархическую группу". С этой целью в одно следственное дело были соединены Анна Зерцалова и почитатели памяти другого подвижника благочестия - иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева) (Гаврина А.П., Емельянова И.А., Гончаровой П.Ф. и др.).
— Кто является автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, якобы происшедших по его молитвам?
— Автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, происшедших по его молитвам при жизни, а равно и после его смерти, являюсь я, Анна Ивановна Зерцалова. Первую книгу я выпустила примерно в 1910 году, то есть через два года после его смерти, отпечатав ее в типографии. До революции я издала четыре книги тиражом каждая книга по тысяче экземпляров. После революции я издала пятую книгу об исцелениях на могиле священника Валентина Амфитеатрова. Последняя книга уже издавалась не типографским способом, а была отпечатана на пишущей машинке в количестве 20–25 штук. Ввиду того что тираж последней книги был ограничен, а число желающих иметь таковую превышало его в несколько десятков раз, почитатели священника Валентина Амфитеатрова переписывали ее, и она распространялась в рукописях.
— Какую цель вы преследовали, издавая вышеупомянутые книги и распространяя его фотографии?
— Я являюсь почитательницей священника Валентина Амфитеатрова, поэтому преследовала цель как можно шире популяризировать последнего среди широких масс верующих.
— Назовите следствию лиц, которые способствовали вам в прославлении священника Валентина Амфитеатрова.
— После смерти священника Валентина Амфитеатрова я поставила своей задачей издать отдельной книгой его жизнеописание. Об этом узнали многочисленные его почитатели, и они помогли мне при составлении этой книги, рассказывая отдельные эпизоды из его жизни, а также о полученных ими исцелениях. Большинство из лиц, принимавших участие в выпуске этих книг, к настоящему времени умерло.
— Следствие требует от вас показаний в отношении лиц, которые размножали вам его фотографии и перепечатывали ваши рукописи на машинке в последнее время. Назовите их фамилии.
— Назвать фамилии лиц, которые помогали мне в размножении фотографий священника Валентина Амфитеатрова, а также перепечатывали последнюю, пятую, книгу, я, Зерцалова Анна Ивановна, отказываюсь.
— Следствие располагает данными, что вы среди окружающих прославляли священника Валентина Амфитеатрова как святого. Вы это подтверждаете?
— Не отрицаю, что я действительно священника Валентина Амфитеатрова среди верующих прославляла как старца, по молитвам которого ряд его почитателей получил исцеления как при его жизни, так и после его смерти. С этой целью я использовала выпущенные мною книги, его фотографии, а также рассказывала то, что мной не было записано в книгах. Что священник Валентин Амфитеатров — старец, считаю не только я, но считают и другие его почитатели. Нами после его смерти ведутся записи, которые свидетельствуют о его необыкновенных свойствах; они выражаются в том, что люди получают исцеления, о которых свидетельствую я и другие.
— Следовательно, вы священника Валентина Амфитеатрова подготовляли к канонизации как святого?
— Да, я, Зерцалова Анна Ивановна, и группа почитателей священника Валентина Амфитеатрова вели подготовительную работу на предмет его канонизации. Но поскольку невозможно в условиях советской власти канонизировать его как святого и открыть мощи, то мы рассчитывали на падение советской власти, после чего при любой другой власти это сделать вполне возможно.
— С какого момента в ваших книгах записаны случаи исцелений по молитвам священника Амфитеатрова?
— В моих книгах записи о происшедших исцелениях по молитвам священника Валентина Амфитеатрова ведутся как о совершившихся при его жизни, так и после его смерти, примерно до 1927 года.
— Ваше отношение к советской власти?
— К советской власти я отношусь безразлично. Но я не согласна с советской властью в вопросах, касающихся религии. А именно: советская власть, как я считаю, проводит гонения на Церковь и верующих, закрывает без согласия верующих церкви, высылает безвинно духовенство. Все это вызывает недовольство не только у меня, но и у большинства верующих. В силу этого большинство верующих не любит советскую власть. Кроме того, советская власть совершенно безвинных людей лишает крова, как, в частности, меня, что также порождает недовольство со стороны несправедливо обиженных ею.
— Кому из своих знакомых вы излагали свои взгляды на советскую власть?
— Излагать свои взгляды о советской власти мне нет необходимости; об ее отношении к нам, верующим, им очевидно, и они полностью разделяют мои взгляды.
— Вы возводите клевету на советскую власть и граждан СССР, заявляя, что они враждебно настроены к советской власти. Вы это подтверждаете?
— Нет, я это клеветой не считаю. Я сама вижу, как советская власть разрушает наши храмы, высылает наше духовенство и уничтожает церковные книги; в школах запрещено преподавание слова Божьего; все это свидетельствует о гонении со стороны советской власти на религию. Это видят другие верующие, и это вызывает у них недовольство.
— Следствие располагает данными, что вы среди своих единомышленников распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что советская власть есть власть антихриста.
— Это я отрицаю.
Осуждена тройкой при УНКВД по Московской области 23 ноября 1937 г. Обвинена в том, что она "является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической группировки, в контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Амфитеатрова Валентина, на которую организовывала паломничества верующих, и инсценировала "чудеса". Среди почитателей попа Валентина распространяла фотокарточки с его изображением". Приговорена к расстрелу.
Была расстреляна и похоронена в Бутово, на так называемом полигоне НКВД 27 ноября 1937 г. Реабилитация состоялась 30 июня 1989 года.
В августе 2000 года причислена к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Об этих и других Новомучениках и Исповедниках Российских, память которых приходится на день сегодняшний, вы можете подробнее почитать тут:
http://www.newmartyros.ru/calendar/11-27
Святитель Альберик Утрехтский
Святой Альберик был монахом, архиепископом епархии Утрехта, современные Нидерланды.
Святой Альберик был племянником святого Григория Утрехтского. О его жизни до принятия пострига мало что известно. Он служил приором в Утрехтском соборе святого Мартина. После кончины святого Григория в 775 году, Альберик стал епископом Утрехта.
Хотя источники сообщают, что святой Альберик стал епископом Утрехта после своего дяди, святого Григория, на самом деле святой Григорий не был епископом - он был, скорее, "управляющим". Самого святого Альберика ставили во епископа в Кёльне в 777 году.
Его епископское служение сопровождалось успешной миссией у язычников тевтонов, а также реорганизацией школы в Утрехте. Также святой Альдерик руководил миссией святого Людгера в Восточной Фризии.
Святой Альберик был добрым другом Алкуина, учителя и поэта из Йорка, Англия, прославленного своей учёностью в то время. Это отношение говорит о высокой образованности самого Альберика, «энциклопедические знания в вопросах веры» которого были широко известны.
Преподобный Мало Британский, игумен
Родился в Бретани или на северо-западе Франции в конце пятого столетия. Благородные и набожные родители поместили его под опеку свт. Самсона, который стал игуменом в Англии, но позже возвратился в Бретань и стал епископом в своем Дольском (Dol) монастыре, находящегося к югу от современного Сен-Мало (Saint-Malo). Под этим превосходным руководством молодой человек достиг больших успехов в различных отраслях наук и благочестии.
После рукоположения св. Мало сначала был поставлен игуменом монастыря в Ланмюр (Lanmeur). Он управлял тем монастырем в течение пятидесяти двух лет. Когда свт. Самсон умер, преподобного Мало избрали ему на замену игуменом в Доле. Несмотря на свои колебания, основанные на чувствах недостоинства и неспособности, он принял монастырь, но остался в нем лишь в течение двух или трех лет - он был уже семидесятилетним. Тогда, с согласия братии, он удалился в пустынь, где построил себе келью. Но скоро его одиночество было прервано страждущими, приходившими в поисках его молитвы о своем исцелении или избавления от злых духов. Богатый человек, излеченный от проказы, которая мучала его в течение семи лет, дал ему сначала половину, а потом и весь остров Джерси, который был его собственностью. Там преподобный Мало построил новый монастырь, в котором шестидесят два верных служили Богу. На их руках он умер несколькими годами позже. В церкви он получил Святое Причастие (Viaticum) из рук ангела, и отказался впоследствии принимать его, повторяя постоянно слова Давида, царя-псалмопевца: “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его” (Пс. 26, 4). Великие чудеса были явлены на его могиле, находящейся в той же самой церкви.
Тропарь семи святым Бретани
Святии угодницы Божии Мало, Бриег, Тюгдуаль, Поль, Корантин, Патэрн и Самсон, вы есте учителие несведущих, утешителие скорбящих, водителие заблудших, пастырие верно чтущих вас. Церкве седмь столпов недвижимых, седмь духоносных гласов, седмь светильников, освещающих землю Армор, юже в жертву принесли суть, яко дар благоуханный. Апостоли и святители бретонския, молите милостиваго Бога о чтущих память вашу.