filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

13 (26) октября 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Мученица Босилька (Раичич) (серб. Босиљка Рајичић)

Мц. Босилька Пасьянская. Старинная икона в Пасьяне, Косово
(Мц. Босилька Пасьянская. Старинная икона в Пасьяне, Косово, Сербия)


Родилась в XVIII веке в сербском селе Пасьяна неподалёку от Гнилане (Пасјана код Гњилана) в Косово, в благочестивой семье Райичич. Босилька была набожна, отличалась кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями работала в поле и в саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму.
По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами - древним образом Божией Матери и святой Параскевы, покровительницы семьи.

Когда ей исполнилось 17 лет, родители повели ее первый раз в соседнее Гнилане на Иваньдан - праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Один раз она побывала и в монастыре Драганац на собор Святых Архангелов.
Босилька была наделена особой девичьей красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей-безбожников. Похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем из Депца. Он стал ждать удобного момента, чтобы её похитить. Подобные похищения были в те времена обычным делом, и сербам приходилось следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей.

Вместе со своими сподручными арнаут долго следил за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Осенью девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а пленницу уволокли в сторону Карадака.
Несколько дней родственники вместе со священником из Пасьяне добивались от турецких властей помощи и признания самого факта, что молодую сербку похитили и увели в албанский дом. Колеблющаяся и терпимая к арнаутам турецкая власть тянула с расследованием происшествия и судом. Турки хотели, чтобы дело решилось само собой, будучи уверенными в том, что из-за позора перед родными девушка сама смирится со своей участью, как бывало уже не раз.

Все это время Босилька в чуждом окружении претерпевала сильные искушения, оскорбления, унижения и угрозы, что она примет ислам и выйдет замуж за насильника. Решительно и непоколебимо она отвергала все нападения, надеясь на милосердие Божие и не теряя надежды на спасение. Её морили жаждой и бессонницей, избивали и оскорбляли, периодически пытались уговорить её сдаться. Но с Господом в сердце и молитвой на устах Босилька укреплялась и преодолевала все испытания.

Теряя терпение, похититель-арнаут с диавольской жестокостью мучил Босильку: выдирал ей волосы, прижигал ступни раскаленным железом и бил по лицу. Чтобы сломить девушку, арнауты привели к ней и взрослую сербку с мусульманским именем, которая тоже убеждала её принять "турецкую веру", чтобы спасти себя и пощадить своих родителей. Но Босилька оставалась непоколебима. "У меня своя вера, - твёрдо отвечала она. - Лучшей мне не надо, потому что её нет. А что касается замужества, то я уже обручена, - тихо с неземным светом в очах отвечала она. - У меня есть Жених". На упорное требование сказать, кто её избранник, она отвечала потурченке: "Христос - мой Избранник. Я принадлежу только Ему и никому другому. Я не отрекусь от моего Бога и моей святой веры, как ты, которую мне жаль".

Последовали новые и ещё более жестокие мучения. На девушку пытались надеть костюм местных женщин-мусульманок, но она рвала эти одежды и сопротивлялась.
"Убейте меня, убейте! - кричала она. - Не дамся, я православная христианка. Не отдам мою веру, мои сербские одежды… не отдам моего девства! Только мёртвой меня возьмете!" - останавливала она мучителей. Так, хранимая своей смелостью и силою свыше, Босилька осталась чистой, неосквернённой и непоколебимой в вере.

Оскорблённый и разочарованный арнаут в бессильной ярости решил убить непокорную христианку. Он позвал на помощь двоих родственников, и связанную и изнемогшую Босильку перевезли на коне через реку Лапушницу, где на поляне у дороги закололи девушку ножами, яростно выкрикивая при этом: "Смерть шкинье (сербке)!" В этот момент мученица ощутила прилив сил и, не обращая внимания на удары, тихо помолившись Богу, воскликнула: "Это не смерть для меня, но жизнь, вы в руках смерти навсегда, поганое ваше племя!"

Разъярённые злодеи стали кромсать её тело ножами. В этих муках мужественная Босилька предала душу в руки Бога.

Только после её кончины турки позволили родственникам и жителям Пасьяне собрать останки святой мученицы и с почестями похоронить около старой церквушки. Позднее, во время обновления храма они были погребены в его стенах. В народе место кончины Босильки получило название "Гроб девушки".

Предание о христианском подвиге Босильки и сегодня живет в Пасьяне и всём Косовском Поморавье. Народное почитание новомученицы не прекращалось со времени её смерти, о чём свидетельствуют фрески на стенах церкви в Пасьяне. Есть фреска с её изображением и в Печском монастыре.

Новомученица Босилька (Раичич) канонизирована решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, проходившего с 28 апреля по 10 мая 2018 года.



Святитель Антоний (Дадиани) (груз. ანტონ ჭყონდიდელი), митрополит б. Чкондидский

Известно несколько соименных епископов по имени Антоний (Дадиани)

Сын князя Самегрело Отии Дадиани и Гулкан, дочери Рачинского кн. Шошиты Эристави. После смерти отца воспитывался под попечительством матери при дворе брата - кн. Самегрело Кации Дадиани.
Время и место пострига неизвестны. Духовную школу прошел в Мартвильском монастыре. Некоторое время также обучался схоластической философии у католиков-миссионеров, но вскоре расстался с ними, сочтя их учение несовместимым с Православием. Около 1757 г. с целью продолжения учебы направился в Тбилиси, а затем - в Телави, где в основанной царем Ираклием II (приходившимся Антонию свояком) школе совершенствовал свои знания.

По возвращении в Самегрело (ок. 1761) был возведен в сан епископа на Цагерскую кафедру.

В 1777 г. переведен в Чкондиди с посвящением в сан митрополита (в XVII-XVIII вв. главами епархий здесь становились в основном представители господствовавшей в Самегрело фамилии Дадиани).

Прославился как красноречивый проповедник, произносящий понятные народу проповеди.

В 1789 году передал кафедру своему племяннику Виссариону (Дадиани) и удалился в основанный им Нахаребовский монастырь.

Оказывал помощь бедным, активно выступал против торговли пленными. Он предавал анафеме занимавшихся этим дворян, не разрешал священнослужителям посещать их дома, закрывал церкви в их селениях и запрещал все виды богослужения и треб (кроме Крещения) в их семьях. Содействовал принятию подобного решения на состоявшихся в 1792 и 1794 гг. под его председательством церковных Соборах. Эти меры во многих случаях возымели действие - виновные заботились о выкупе проданных ими в рабство людей. Во многом способствовал прекращению распрей между Гурией и Самегрело. В 1788 г. добился освобождения церковных владений от налогов и возврата церковных земель Мартвильскому, Нахаребовскому и Саирмскому монастырям.

По его инициативе Филип Каитмазашвили осуществил переводы с арм. «Книги богословия Альфреда Мудрого» и «Великой логики», которые св. Антоний отредактировал.

Скончался в 1815 году в Нахаребовском монастыре. Мощи покоятся под спудом в этом монастыре.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments