Преподобный Нил Россанский, Младший, Новый, Калабрийский, Крипто–Ферратский, Гроттаферратский, Пещерник, игумен
Святой Нил Россанский, Нил Младший, 910 год — 26 сентября 1004 года — христианский святой, один из самых известных монахов византийского обряда в Италии, аскет, гимнограф, основатель знаменитого грекокатолического монастыря Гроттаферрата.
Святой Нил родился в 910 году в Россано, небольшом городе в Калабрии, в богатой греческой семье. Рано осиротел, но получил хорошее образование. В молодости состоял в браке, имел дочь. Уже в зрелом возрасте пережил духовное обращение и принял монашество в калабрийском базилианском монастыре. Позднее провёл несколько лет в отшельничестве на Монте-Гаргано подле святилища Михаила Архангела. В 950 году на Монте-Гаргано вторглись сарацины, что вынудило святого Нила покинуть обитель и вернуться в Россано. Позднее он основал монастырь святого Адриана под Сан-Деметрио-Короне. Вскоре у него уже был ряд учеников, сформировавших монашескую общину, а святой Нил стал в ней настоятелем.
В монастыре святого Адриана он провёл около 30 лет. Его слава как святого росла. Святому Нилу предлагали стать епископом Россано, но он отверг предложение, считая жизнь епископа несовместимой с монашеским идеалом.
В 979 году, когда Нилу Россанскому было уже 69 лет, он из-за мусульманского вторжения был вынужден оставить монастырь и вместе со всей общиной переехать сначала в знаменитое бенедиктинское аббатство Монте-Кассино, а затем в другой монастырь, Валлелуче, который бенедиктинцы предоставили в его распоряжение. Несмотря на разницу в обрядах, община святого Нила была с большим почётом принята бенедиктинцами. В Валлелуче святой Нил провёл около 15 лет, вероятно, в это время он создал гимн в честь святого Бенедикта Нурсийского.
В 994 году святой Нил покинул монастырь и отправился в Гаэту, где жил некоторое время в пустынной местности недалеко от города. В этот период он совершил по меньшей мере два паломничества в Рим. Во время одного из них он заступался за свергнутого антипапу Иоанна XVI, который также был греком. Несмотря на заступничество святого Нила, папа Григорий V и император Оттон III жестоко расправились с антипапой, что вызвало конфронтацию между ними и Нилом Россанским. Впоследствии Оттон III раскаялся в своём поступке и посещал Нила Россанского в Гаэте, чтобы примириться с ним. Также во время одного из паломничеств в Рим Нил Россанский встречался со святым Адальбертом Пражским, который жил в это время в бенедиктинском монастыре Сант-Алессио в Риме.
Когда святому Нилу было уже 94, он получил в дар от Григория I, графа Тускулумского, территорию в окрестностях Рима. Там он основал монастырь византийского обряда Гроттаферрата, который впоследствии стал центром ордена итальянских базилиан и грекокатоличества в Италии. В настоящее время он входит в Итало-албанскую католическую церковь в статусе независимого территориального аббатства. Вскоре после основания Гроттаферраты святой Нил скончался и был похоронен в основанном им монастыре.
(Санта-Мария-де-Гроттаферрата (итал. Santa Maria de Grottaferrata) или аббатство святого Нила (итал. Abbazia di San Nilo) — единственный в Италии непрерывно существующий монастырь византийского обряда; основан святым Нилом Россанским в 1004 году)
Святой Нил Россанский вошёл в историю как основатель монастыря Гроттаферрата. Ему приписывается авторство нескольких гимнов, в том числе известный гимн в честь святого Бенедикта. Нил Россанский был хорошим каллиграфом, среди прочего он был автором оригинальной рукописной техники греческой скорописи. Вёл крайне аскетическую жизнь.
Память святого отмечается и в католичестве, и в православии (в православии как игумена и преподобного). Его почитают как своего покровителя орден итальянских базилиан и города Россано и Гроттаферрата. Иногда именуется Нилом Младшим для отличия от Нила Постника (Старшего).
Иконография
На иконах святой Нил Россанский изображается старцем аскетического вида. Самое раннее изображение, созданное в XII веке, хранится в музее Гроттаферраты. По преданию источником для него послужил прижизненный портрет святого. Доменикино создал цикл фресок, посвящённый разным эпизодам из жизни святого Нила, для «капеллы основателей» в Гроттаферрате.
Преподобный Ефрем Перекомский, игумен
Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине. В святом Крещении назван Евстафием. Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и поселился в Калязинской обители во Имя Пресвятой Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве.
Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (память 1 октября) и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа, повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келлию. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку от его келлии. Со временем стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия (+ 1458; память 11 марта) сан священнослужителя.
Возвратившись из Новгорода, преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки монастырю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Ввиду недостатка искусных строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу нескольких иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма было завершено.
Преставился преподобный Ефрем 26 сентября 1492 года и был погребен в храме Святителя Николая. В 1509 году из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Явившийся игумену Роману преподобный Ефрем указал место Клинково для расположения обители. На месте погребения преподобного была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны. 16 мая 1545 года мощи преподобного Ефрема были перенесены в новую обитель. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного Ефрема Перекомского, утвердившаяся окончательно после прославления святого подвижника на Соборе 1549 года. (Память перенесения мощей преподобного Ефрема Перекомского совершается 16 мая.)
Перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского было 16 мая 1545 года. Это празднование установлено на Московском Соборе 1549 года.
В декабре 1919 года Перекомский монастырь был упразднен. В конце 1920-х годов все монастырские постройки были уничтожены. Их разобрали на кирпичи. Оставался только Богоявленский храм, который до 1930 года действовал в качестве приходского. В жаркий июльский день 1932 года, храм был взорван. Мощи преподобного Ефрема остались почивать под развалинами Богоявленского собора. В 1997 году на месте, где когда-то стояли храмы, была возведена часовня.
(Часовня Ефрема Перекомского - Дубровка - Новгородский район)
Тропарь преподобному Ефрему Перекомскому, Новгородскому
глас 4
От юности твоея весь Богови поработился еси, блаженне, и Того ради любве отечество и род оставил еси, в пустыню вселився, в нейже жестокое житие показав, и чудес дарования от Бога приял еси, Ефреме преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобному Ефрему Перекомскому, Новгородскому
глас 8
Ангельскому житию поревновав, преподобне, вся земная оставив, ко Христу притекл еси, и Того заповедьми ограждся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений. Тем зовем ти: радуйся, Ефреме, светило пресветлое.
Величание преподобному Ефрему Перекомскому, Новгородскому
Ублажаем тя, преподобне отче Ефреме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Праведный Гедеон Судия Израильский
История еврейского народа полна примеров того, как он забывал Бога и впадал в язычество: поклонялся идолам, предавался порокам. За это Бог не раз лишал израильтян Своей помощи и предавал во власть соседних языческих народов. Бедствия вразумляли евреев, и они возвращались к истине. Покаявшимся израильтянам Господь посылал избавителей. Их называли судьями. Они вершили суд Божий на земле — поражали нечестивых язычников, освобождали израильтян от врагов и управляли ими. Всего у евреев было четырнадцать судей.
После смерти Иисуса Навина израильтяне очень скоро впали в идолопоклонство, и Господь отдал их под власть мадианитян. Семь лет они угнетали народ. Только, бывало, у израильтян кончится сев, как нагрянут мадианитяне, а с ними — амаликитяне и восточные племена. Станут они лагерем на земле израильтян — и уничтожат урожай по всей стране, не оставляя евреям ни еды, ни овец, ни быков, ни ослов. Враги приходили со своими стадами, со своими семьями — многочисленные, словно саранча. Вконец разорённые набегами, израильтяне стали просить защиты у Бога.
Милосердный Господь послал им избавителя в лице Гедеона — младшего сына Иоаса из рода Манассии. Он жил в городе Офре в Палестине. Однажды Гедеон обмолачивал пшеницу в давильне для винограда. Работал в яме украдкой и торопливо, чтобы не заметили враги. Тут предстал Гедеону Ангел Господень. Он повелел ему собрать войско и выступить против неприятеля.
Избранный Богом для спасения своего народа от мадианитского ига, Гедеон начал дело избавления с искоренения идолопоклонства. Новый судья разрушил жертвенник Ваала и срубил идол Ашеры, находившийся близ дома его отца. На этом месте он поставил жертвенник истинному Богу, и в честь Него на костре, сделанном из дерева Ашеры, принёс во всесожжение семилетнего быка.
Жители Офры возмутились поступком Гедеона. Они усматривали оскорбление почитаемой ими святыни и намеревались побить судью камнями. Отец Гедеона, бывший у них жрецом, уговорил жителей не делать этого: «Вам ли защищать Ваала? Вам ли за него заступаться? Если Ваал бог, то пусть сам поборется, когда разрушают его жертвенник!» Народ внял увещеванию Иоаса и оставил Гедеона в покое. Но дал ему особое прозвище «Иеруббаала», что значит «Ваал отомстит ему». Таким образом, поступок Гедеона имел весьма важные последствия. Через него народ убедился в полном бессилии Ваала.
Между тем мадианитяне и амаликитяне, а с ними некоторые другие племена восточной Аравии снова явились в Палестину, перешли через Иордан и расположились в Ездрелонской долине. Теперь новый судья Израиля, полный воодушевления, кликнул клич на освобождение народа. На него отозвалось родственное ему племя Авиезерово. Гедеон отправил послов и к смежным племенам. Они также отозвались на его призыв. Около судьи собралось тридцать две тысячи воинов из колен Манассиина, Асирова, Завулонова и Неффалимова.
Перед началом битвы он попросил у Бога знамения: «Господи! Вот я расстелю здесь на гумне постриженную шерсть. Если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то я буду знать, что Ты спасёшь Израиля моею рукою». Молитва была услышана: на другой день рано утром Гедеон выжал из шерсти, покрытой росой, целую чашу воды.
Он снова обратился к Богу: «Господи! Не прогневайся на меня, если ещё раз скажу: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Бог услышал и вторую молитву Гедеона: наутро только на шерсти было сухо, а по всей земле была роса.
(Руно Гедеоново, монастырь Грачаница, Балканы, Косово, Сербия)
А для того, чтобы израильтяне яснее видели Его спасительную помощь, которая соединяется не с количеством, а с качеством исполнителей Его воли, Бог повелел Гедеону отпустить из войска всех, кто боязлив и робок. Двадцать две тысячи человек вернулись домой.
Оставшихся Бог повелел вести к воде и посмотреть, как они будут пить. Тех, которые пили воду, черпая её горстью руки, отделили от тех, которые пили ртом, наклоняясь к воде. Пивших горстью оказалось триста человек. И сказал Господь Гедеону: «Тремястами Я спасу вас». С ними Гедеон и выступил против стотысячной армии мадианитян. При столь небольшом отряде Гедеон мог решиться на битву с многочисленным неприятелем только благодаря твёрдой вере в помощь Божию.
По внушению свыше Гедеон разделил отряд на три части. Каждому воину дал по трубе и скрытому в кувшине светильнику. Ночью евреи окружили стан неприятеля. По сигналу воины разбили кувшины, затрубили в трубы и стали громко восклицать: «Меч Господа и Гедеона!» Внезапные огни, гром труб и крики поразили мадианитян. Страх и ужас обуял их. В темноте, в великом смятении они стали убивать друг друга и, наконец, обратились в бегство.
Гедеон возвратился домой с огромной добычей. Слава о победителе разнеслась по всей стране. Благодарные израильтяне предложили Гедеону и его потомкам царскую власть. Но могучий воин отказался. Он знал, как невелика его заслуга в деле спасения израильского народа. Это чудо совершил Бог, и только Он единственный царь Израиля.
В мире и покое Гедеон дожил до глубокой старости. Его история — это повествование о том, как истинная вера и любовь к Богу одного человека спасли целый народ. Жизнь судьи Гедеона стала прообразом величайшего события в истории человечества: крестного страдания Сына Божия. Его любовь спасла от смерти все народы Земли и даровала нам жизнь вечную.
Мученик Николай (Гусев)
Мученик Николай родился 9 декабря 1919 года в городе Москве в семье кузнеца Ивана Гусева. Родителей своих Николай не помнил, так как отец умер во время гражданской войны, а мать в 1920 году и мальчик воспитывался у бабушки; в 1926 году она скончалась, и из родственников у Николая осталась только тетка в Москве, у которой он время от времени и находил себе приют. Потеряв дом внешний, он нашел свой дом в церкви; лишившись родственников кровных, он обрел больших родственников во Христе. В тридцатых годах Николай выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино. Зарабатывал он тем, что собирал и сдавал утильсырье, а также собирал и продавал грибы, и на эти средства жил.
Впоследствии, собирая материал для обвинения Николая, следователь спросил одного из свидетелей, знает ли он Колю, и кто он такой и чем занимается. Свидетель ответил: «Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косино в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путем выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления. Кроме того, Гусев благоустраивает новые святые источники на святом озере, которых им на сегодняшний день открыто уже четыре. Всем необходимым, питанием и одеждой Гусев снабжался церковницей из села Косино. К Гусеву приезжают на исцеление из разных мест».
Сотрудники НКВД, устроив засаду в лесу неподалеку от шалаша, в котором жил Николай, 19 сентября 1937 года арестовали его. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, Николай сказал:
«Паспорта у меня нет, жить мне негде. Я решил построить себе шалаш в лесу и там проживать. Шалаш строил я один и сам. В этом шалаше я повесил иконы и устроил пять лампадок. Масло для лампадок я приобретал в аптеке. Сегодня я проходил по лесу, возвращаясь из Реутова в свой шалаш, и встретился с неизвестной мне гражданкой, которая меня спросила, где я живу. Я ей показал свой шалаш. Тогда эта женщина спросила, не страшно ли мне одному жить в лесу. Я ей ответил, что не страшно. И только хотел войти в шалаш, как меня задержали работники милиции и доставили в отделение».
– Кто строил шалаш в лесу Реутовского района? – спросил следователь.
– Шалаш строил я среди лета для жилья, – ответил Николай.
Это был последний вопрос краткого допроса. Когда следователь потребовал, чтобы Николай расписался под протоколом допроса, тот категорически от этого отказался. 8 октября тройка НКВД приговорила Николая к расстрелу. Николай Иванович Гусев был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Священномученик Афанасий Докукин, пресвитер
Священномученик Афанасий родился 18 января 1899 года в селе Верхний Любаш Любашского уезда Курской губернии в семье крестьянина Василия Докукина. Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет, он лишился отца и матери и перешел жить к своей тетке. По окончании второклассного училища он стал с 1914 года служить псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923 году митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) рукоположил его в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, а в 1925 году — во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района.
В 1933 году власти арестовали отца Афанасия за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись в 1935 году, он был направлен служить в храм в село Стариково Талдомского района Московской области, а в августе 1936 года переведен в Никольскую церковь в село Никульское, где служил до дня ареста.
3 сентября 1937 года сотрудник НКВД допросил одного из лжесвидетелей, пастуха местного колхоза, и он согласился подписать показания, необходимые НКВД. 4 сентября отец Афанасий был вызван в местное отделение милиции для допроса, но поскольку все сотрудники НКВД были заняты, его допросила паспортистка, задавая ему вопросы биографического характера.
(Церковь Николая Чудотворца - Никульское - Сергиево-Посадский район - Московская область, не действует)
11 сентября священник все же был арестован и первое время находился в тюрьме в городе Загорске. 14 сентября следователь допросил его.
— Обвиняемый Докукин, признаете ли вы себя виновным в распространении антисоветских слухов о войне, а также в проведении антисоветской деятельности и агитации?
— Виновным в проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации я себя не признаю, так как антисоветской деятельности не проводил и антисоветской агитацией не занимался. Больше показать ничего не могу.
15 сентября следствие было закончено и отец Афанасий был переведен в одну из тюрем города Москвы. Здесь, 22 сентября, его снова допросили.
— Кто из вашей семьи раскулачивался, лишался избирательных прав или получал твердое задание? — спросил следователь.
— Твердое задание я получил в 1932 году, с 1919 года лишен избирательных прав, в 1933 году хозяйство было раскулачено.
— Признаете вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной работе?
— Нет, — ответил священник.
На этом допросы были закончены. 26 сентября тройка НКВД приговорила отца Афанасия к расстрелу. Священник Афанасий Докукин был расстрелян 9 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.
Священномученик Димитрий Розанов, пресвитер
Священномученик Димитрий родился 24 октября 1890 года в семье псаломщика Спасской церкви в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии Ильи Ивановича Розанова. В 1907 году Дмитрий окончил Волоколамское Духовное училище, в 1914-м – Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, где игумения София (Быкова) приходилась тетей его супруге.
Безмятежными были годы служения отца Димитрия в Зосимовой пустыни до того времени, пока не наступили гонения на Церковь после прихода к власти безбожников. Первые годы гонений пустынь оставалась в относительном покое, существуя под видом сельскохозяйственной коммуны. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к этому времени было около восьмидесяти лет, умело вела отношения с властями – благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан руководительницы православного монастыря.
12 мая 1922 года из монастыря были изъяты на основании декрета от 23 февраля 1922 года последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось договориться с властями и отдать вместо риз с икон Божией Матери и Спасителя, венчика с Распятия, ризы от креста с мощами и крышки от Евангелия – серебряные монеты, медали, лампады, ложки, подстаканники, солонки и тому подобные серебряные предметы того же веса.
Гонения в начале тридцатых годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и не могли обойти обители. Сначала был закрыт монастырь, и монахини расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители, а в мае 1931 года все монахини и послушницы были арестованы; при аресте их разделили на две группы, в одну попала игумения Афанасия с монахинями и послушницами, в другую – священник Димитрий Розанов с монахинями и послушницами. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в темницу при Наро-Фоминском отделении НКВД.
Допрошенные монахини показали, что советскую власть они считают безбожной и молитву за нее почитают грехом, что их советская власть арестовала только за то, что они веруют в Бога, и эти действия со стороны власти иначе как гонением на православную веру они не могут назвать. «Наша Церковь считается Церковью истинного христианства и стоит на позиции, занятой Петром Крутицким».
Сразу же после ареста следователь допросил отца Димитрия Отвечая на его вопросы, священник сказал, что монахинь Зосимовой пустыни он знает очень хорошо, он у них бывал, и они у него, разговор между ними касался вопросов частной жизни и воспоминаний о прошлом. Что касается разговоров на антисоветские темы, то таких разговоров не было. Говорили лишь на темы искривлений колхозной жизни и то на основании прочитанного в газетах, да того, что говорит народ в транспорте. Что касается антисоветской агитации среди крестьян, то таковой агитации не было, а какое отношение к этим вопросам монахинь монастыря, он не знает.
31 мая следователь снова допросил священника. «Со стороны монахинь, – сказал отец Димитрий, – наблюдались посещения меня... но на политическую тему мне с ними говорить не приходилось, за что их арестовали, мне неизвестно... В церкви Никола Большой Крест и в церкви на Воздвиженке бывать не приходилось, но приходилось слышать, что в этих церквях не подчиняются митрополиту Сергию, а подчиняются Петру Крутицкому. Сам я лично Петра Крутицкого не знаю... Та церковь, в которой я служу, принадлежит к сергиевской ориентации».
Многие крестьяне в 1930–1931 годах отказывались вступать в колхоз, и монахини были обвинены в том, что это именно они оказали влияние на крестьян; что ходя по домам крестьян, которые приглашали их посидеть с детьми, или, приходя за материалом для шитья и вязания, они вели религиозную проповедь, призывая крестьян посещать церковь и блюсти церковные установления и посты, что и привело, по утверждениям сотрудников ОГПУ, к массовому отказу крестьян вступать в колхозы.
16 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила одиннадцать насельниц Зосимовой пустыни к различным срокам заключения и ссылки. Отец Димитрий был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, куда и был отправлен с тюремным этапом.
Вернувшись из ссылки, отец Димитрий 23 мая 1935 года получил назначение в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в село Федоровское Волоколамского района Московской области. 31 марта 1936 года он был возведен в сан протоиерея.
В феврале 1937 года, после ареста священника Евгения Архангельского, служившего в Покровском храме в селе Ново-Васильевское Лотошинского района, отец Димитрий был переведен на его место, и здесь его застали последние гонения. Председатель сельсовета, характеризуя священника, писал, что священник Димитрий Розанов ведет антисоветскую агитацию, используя церковь, как трибуну, для антисоветской работы, и проповедует настолько успешно, что верующие плачут на его проповедях. Как пример такой проповеди председатель привел слова отца Димитрия, когда тот сказал, что как его предшественник находится в тюрьме, так возможно и ему придется страдать.
В августе 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей, которые показали, что отец Димитрий человек опытный и хорошо служит, что в проповеди он призывал молиться за своего предшественника на приходе, священника Архангельского, пострадавшего от большевиков и томящегося в советской тюрьме, просил молиться и о себе, чтобы Господь его защитил, чтобы не бросили большевики и его в тюрьму, а также призывал прихожан особенно усердно молиться в дни Страстной седмицы.
Протоиерей Димитрий был арестован 8 сентября 1937 года.
– Следствие имеет фактические данные о вашей контрреволюционной деятельности, как например, следующие. 15 февраля 1937 года после окончания службы вы обратились к верующим с проповедью, в которой сказали: «Помолитесь за вашего пастыря Архангельского, помолитесь и за меня, чтобы и меня не постигла его участь». Этот факт вы признаете? – спросил его следователь.
– Да, это я признаю. Я говорил в проповеди верующим: «Архангельский, ваш пастырь, больше сюда не вернется, помолитесь за него, помолитесь и за меня».
– А вы знали, что Архангельский арестован органами НКВД как враг народа?
– Да, я это знал.
– Значит, вы призывали верующих молиться за врага народа, сознательно вызывая в них сочувствие к нему?
– Да, это я признаю.
– 21 марта 1937 года вы говорили... другим священнослужителям: «В Ново- Васильевском религия советской властью разбита... Для укрепления ее у нас есть много способов: Священное Писание, беседы. Я советую вам не отказываться от церкви...» Признаете вы этот факт?
– Это я признаю. Я говорил тогда, что прислан сюда за послушание вопреки своему желанию, так как здесь работать тяжело одному, работы много... Нужен мне второй священник, и я обращался к священнику Васильевскому, чтобы он снова вернулся к священническому служению.
– Вы говорили бывшему священнику Васильевскому: «Все обещания устроить тебя на работу ничего не стоят, это обман, вся сталинская конституция – филькина грамота и обман». Этот факт вы признаете?
– Да, это я признаю, все обещания устроить его на работу ничего не стоят...
– Вы говорили: «Скоро советская власть сменится, мы приложили к этому немало усилий, и потом опять заживем по-прежнему?» Признаете этот факт?
– Нет, этого факта я не признаю.
После допросов отец Димитрий был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 8 октября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Димитрий Розанов был расстрелян на следующий день, 9 октября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Владимир Вятский, пресвитер
Священномученик Владимир (Владимир Михайлович Вятский) родился в 1879 году в селе Вятское Даниловского уезда в семье священнослужителя. Он служил псаломщиком в церкви, позднее принял сан священника. В 1932 году, когда отец Владимир служил в селе Воскресенье Даниловского района, его обвинили в сокрытии церковных ценностей и приговорили к 3 годам ссылки. После возвращения из ссылки отец Владимир служил в селе Крутово Первомайского района. В 1937 году он был вновь арестован и обвинен в “организации группы верующих, среди которых проводил антисоветскую агитацию, высказывал террористические намерения в отношении партии и правительства”. Приговор — десять лет концлагерей. В 1939 году отец Владимир принял мученическую смерть в Темниковском лагере в Мордовии и был похоронен в братской могиле.
Канонизирован в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Священномученик Александр Левитский, пресвитер
Память 26 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился в 1876 году в Москве, в семье священника Михаила Ивановича Левитского, служившего в 1880-е годы в церкви Спаса Преображения на Болвановке в Замоскворечье.
В 1900 году закончил Московскую духовную семинарию.
В 1920-е годы отец Александр с супругой Александрой Дмитриевной проживали в Москве по адресу Самотёчный проезд, 12-2. Служил в храме в честь Живоначальной Троицы на Самотёке, что в Троицкой слободе у Троицкого подворья.
24 июля 1923 года был арестован по "подозрению в контрреволюционной и провокационной деятельности". При допросе показал:
"Я лично признавал распоряжение ВЦУ, но принадлежал и принадлежу к старой православной церкви, которая была руководима Патриархом Тихоном".
"С противоправительственной агитацией никогда не выступал и подобные речи никогда не произносил".
22 сентября 1923 года Коллегия ОГПУ рассмотрев дело освободило его из-под стражи.
Служил в Знаменской церкви села Ховрина Московской области.
10 сентября 1937 года был арестован.
8 октября 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила его к расстрелу.
(Мозаичный образ на фасаде Знаменской церкви в Ховрино, в Москве. Святые мученики Евграф и Александр)
Расстрелян 9 октября 1937 года, погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания.