filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

23 сентября (06 октября) 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобные Ксанфиппа и Поликсения

прп_Поликсения
(прп. Поликсения)


Преподобные Ксанфиппа и Поликсения были родными сестрами и жили в Испании во времена святых апостолов. Впервые о Божественном учении Христа Спасителя они услышали от святого апостола Павла, когда он проповедовал в их стране. Преподобная Ксанфиппа вместе со своим супругом Провом приняли христианство, а святая Поликсения была еще язычницей, когда необыкновенной красотой ее прельстился один человек и насильно увез ее в Грецию.

Но Господь сохранил невредимо преподобную. Плывя на корабле, она слышала проповедь святого апостола Петра и уверовала во Христа. По прибытии в Грецию преподобная Поликсения обратилась к покровительству и защите христиан и была скрыта ими в городе Патре Ахайской области, где приняла христианство и была крещена самим святым апостолом Андреем Первозванным. Преподобная стала свидетельницей его чудес, а также терпеливого и кроткого перенесения им истязаний и мучений. Она стояла у креста, на котором распяли святого апостола.

После мученической кончины его преподобная Поликсения вернулась в Испанию, где вместе со старшей сестрой Ксанфиппой обращала многих язычников в христианство. Около сорока лет подвизалась преподобная Поликсения в проповеди Благовестия в Испании и утвердила в христианстве множество язычников. Преподобная Ксанфиппа разделяла подвиг и труды своей сестры и проповедовала в многолюдном городе Толедо.

Преставилась преподобная Поликсения около 109 года, до конца земной жизни сохранив девство.



Преподобный Адамнан Ионский (Adamnan), игумен

Преподобный Адомнан (Адамнан), игумен Ионский


Родился он около 623/624 гг. на юго-западе графства Донегал (Donegal) в Ирландии, и поступил в монашество в местной обители, вероятно в монастырь Друим Туамма (Druim Tuamma). Затем пришел в знаменитую обитель Иона на небольшом островке к западу от Шотландии, при игумене Сегине (Ségéne) (622-652). Здесь он приобрел основательное знакомство с греческим и латинским, прекрасно изучил Священное Писание. В 679 году, по смерти игумена Файлба (Failbe) (669-679), Адамнан был избран игуменом – девятым по счёту после св. Колумбы.

В это время в Ирландии и на о. Ионе жил Альдфрид (Aldfrith/Aldfrid), внебрачный сын короля Осви Нортумбрийского, прогнанный с родины своим младшим братом Эгфридом (Ecgfrith/Ecgfrid). Альдфрит близко сошелся с Адамнаном, сделавшись его учеником. Когда в 685 году король Эгфрид был убит в походе на пиктов, Адамнан благословил Альдфрида, который вернулся на родину и вступил на королевский престол. В 686 году Адамнан посетил его с просьбой отпустить 60 ирландцев, находившихся в заточении и вернулся на Иону с освобожденными пленниками.

Впоследствии Адамнан не раз посещал Английские земли. В 688 году он в последний раз посетил короля Альфрида и, вероятно, в это посещение поднес королю своё сочинение «О Святых Местах». В эту же пору, по свидетельству Беды Достопочтенного, он посетил несколько английских монастырей и под влиятнием святого Чолфрида Уирмутского принял Римскую пасхалию. Ионские монахи отказались менять своё прежнее ирландское правило празднования Пасхи и Адамнан покинул остров и отправился в Ирландию в 692 году, где упорно убеждал ирландских монахов и монастыри заменить кельтское правило на римское.
В 697 году он успешно убедил собора в Бирре, состоявший из ирландских, Дал-Риадских и пиктских вождей принять так называемые «Каноны Адамнана» («Cáin Adomnáin»). Среди прочего, эти законы освобождали женщин, детей и священнослужителей от участия в войне и гарантировали их неприкосновенность. Эти законы, известные также как «закон невинных» (lex innocentium), стали первой подобной записанной инициативой в истории Европы.
В том же 697 году Адамнан еще раз вернулся на родину и затем, незадолго перед смертью, опять воротился на о. Иону. Последние семь лет своей жизни Адамнан провел в Ирландии, а весной 704 года вернулся на о. Иону, где скончался 23 сентября.

церковь прп. Адамнана Ионского, о. Мен, Шотландия (Old Lonan (St Adamnan's) church)
(церковь прп. Адамнана Ионского, о. Мен, Шотландия (Old Lonan (St Adamnan's) church))


Труды

Важнейшим трудом святого Адамнана является его «Житие Колумбы» («Vita Columbae»), составленное вероятно между 692 и 697 годами. Житие преподобного основателя Ионского монастыря является важнейшим сохранившимся памятником раннесредневековой шотландской письменности. Он также является автором повествования «О Святых Местах» («De Locis Sanctis»), материал для которого ему поведал франкский епископ Аркульф (Arculf), возвращавшийся из Святой Земли где он прожил долгое время. Адамнану также приписывают многие произведения гэльской поэзии.



Святой новомученик Николай Пантополис (лавочник)

Жизнь Церкви – это свидетельство Иисуса Христа. Это означает, что Церковь всегда гонима, ведь свидетельство оканчивается мученичеством. Мы говорим о Православной Церкви, являющейся Церковью народной. Не разделяясь и не дробясь на множество Церквей, в каждой стране она – Церковь народа.

Это в большой степени характерно для греческого государства, где церковное родство греков является практически абсолютным: все греки – православные христиане. Таким образом, гонимая Церковь вынуждена нести два креста: свой собственный и своей нации. В годы турецкого владычества, равно как и в период других порабощений и пленений греческого народа, Церковь исповедует и проповедует два воскресения: Воскресение Иисуса Христа и воскресение родины. Она соединяет их в единое целое, делая веру родиной, а родину верой, и гонения и борьба отныне ведутся за веру и отечество. А свидетелями этого гонения и борьбы, ее святыми и самыми выдающимися жертвами, непорочными агнцами на алтаре веры и родины, становятся новомученики нашей Церкви.

Святой новомученик Николай Пантополис (лавочник)

И сегодня мы празднуем память новомученика, святого Николая из Карпениси. Пятнадцатилетним мальчиком он оставил родной город и отправился в Константинополь, чтобы работать вместе с отцом, державшим здесь небольшую лавку. У одного учителя он стал учиться турецкому языку и, будучи сообразительным, достиг немалых успехов. И однажды учитель перед многочисленными янычарами велел ему читать урок, в котором содержалось исповедание веры, и после его прочтения мальчик якобы становился мусульманином. Это была ловушка. По мнению янычаров, Николай не мог более отрицать, что прочел исповедание и перешел в ислам. Его повели к судье, но Николай криками и протестами утверждал, что невиновен.

Характерные ответы дал он на лестные предложения судьи: “Я – христианин и Богом своим считаю Иисуса Христа. В почестях и должностях, которые вы мне обещаете, я не нуждаюсь. Я верую во Христа и не отрекусь от Него. Во имя Христа умру и турком не стану”. Простые слова, полные веры. И кто произносит их? Шестнадцатилетний мальчик Николай из Карпениси. Таким же образом исповедовали Иисуса Христа и древние мученики, мужественно противостоя льстивым предложениям и устрашающим угрозам гонителей, мученически завершая свою жизнь и присоединяясь к сонму святых. После своего исповедания святой Николай был брошен в темницу, где ему в течение 65 дней не давали ни хлеба, ни воды, а в понедельник 23 сентября 1672 года святого обезглавили. Христиане за большую сумму выкупили его тело и похоронили в монастыре Божьей Матери на острове Халки. Честная глава его сейчас находится в Ксиропотамском монастыре Святой Горы.

Мы пытаемся найти примеры для подражания, чтобы учить новое поколение. И конечно, эти примеры должны быть нашими – греческими и православными, и мы не должны забывать, что мы – православные греки. И какие более подходящие примеры для подражания мы можем предложить нашему молодому поколению, чем примеры молодых юношей, таких как Николай Карпенисиот, все отдавший во имя веры и родины? За что иное, как не за веру и родину, следует бороться всякому настоящему человеку любой эпохи, в особенности молодому, независимо от того, какие идеологические ветра нынче дуют?

Мы многое можем сбросить с себя, от многих предубеждений и от любого дурного наследия можем освободиться, однако никогда не откажемся от своего долга. От долга нельзя отрешиться – таковы человеческая мораль, вопрос веры в Бога и совести. “Нрав человека есть его демон”, – говорили древние. Наш личный долг, долг современных греков и святое наследие наших отцов – это православная вера и наша греческая родина. Военачальник Макрияннис, получивший пять ранений в борьбе за Нацию, обладающий уникальным и неповторимым для греческой литературы стилем эпиграмм, в преклонном возрасте изучил грамоту и смог написать: “Родина человека и его вера – это его все. Без добродетели и боли за свою родину и веру нация не может существовать”.

Мы должны вспомнить слова этого опытного старого воина, празднуя сегодня святую память юноши, который, хотя и не успел набраться жизненного опыта, но знал, как исполнить свой долг и ответить на свой призыв к мученичеству, призыв, пожалуй, самый святой и славный.

В одном из тропарей мученикам сказано: “Мученики Господни, всякое место освящаете…” Всякое место и вся земля пропитана и освящена кровью святых мучеников, отдавших свою жизнь за веру, “ради Меня и Евангелия”, как сказал Иисус Христос. И всякое место имеет “похвалу о Господе” – святых мучеников, даруя их “в предстательство” начальнику веры и спасителю Христу.

И мы, празднуя сегодня святую память новомученика Николая, рожденного нашей родиной и победоносно отправленного ею на мученичество, славим в Духе Святом всехвальное и славное имя Отца и Сына Господа нашего Иисуса Христа, который по отношению к мученичеству святых “вчера и днесь той же, и во веки”. Аминь.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments