Седмица 15-я по Пятидесятнице.
Сщмчч. Анфима, епископа Никомидийского, и с ним Феофила, диакона, мчч. Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, мц. Домны девы и мч. Евфимия (302); прп. Феоктиста Палестинского, спостника Евфимия Великого (467); блгв. царя Константина Нового (641; Греч.); блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580).
Св. Фивы Кенхрейской (Коринфской), диаконисы (I); мц. Василиссы Никомидийской (309); прп. Ремакля, апостола Арденнского (675/677); сщмч. Эгульфа Провансальского (676; Галл.); сщмч. Аристиона, епископа Александрийского; свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354); мч. Полидора Кипрского, Ново-Эфесского (1794; Греч.).
Сщмчч. Пимена (Белоликова), епископа Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского, пресвитеров, прмч. Мелетия (Голоколосова), иеромонаха (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского, пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова, пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова, пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского, пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых, пресвитера, и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко, пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова, пресвитеров (1937), сщмч. Петра (Сорокина), диакона (1953).
Икона Божией Матери: Писидийская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Блаженный Иоанн Власатый
По краткому рукописному его житию не видно, кто он и откуда пришел в Ростов. Преосвященный Филарет предполагает, что Иоанн был знатного рода и человек образованный (знал латинский язык). Но по обстоятельствам времени царя Иоанна IV Грозного весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове блаженный Иоанн принял на себя подвиг юродства, терпя нужды и скорби. Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всесвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Он имел «власы на главе велики», почему и назывался Власатым. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13/26 января). Скончался блаженный Иоанн после долгих подвигов, перенеся много скорбей, в глубокой старости 3 сентября 1580 (1582) года и, согласно завещанию, был погребен за алтарем церкви св. Власия.
Погребение блаженного Иоанна ознаменовано было, по преданию, страшной бурей, молнией и громом, что произвело на всех удручающие впечатление. Благочестивые люди со времени погребения блаженного приходили на его могилу и брали землю; многие по вере получали исцеления и потому прозвали св. Иоанна Милостивым, отождествляя его со св. Иоанном Милостивым, Александрийским патриархом, память которого 12/25 ноября. В числе исцелившихся был Ростовский митрополит Кирилл, лишившийся в старости руки и ноги, а потому оставивший управление епархией. После усердной молитвы над гробницей блаженного Иоанна престарелый святитель, принесенный в церковь на руках, получил внезапное облегчение от своего недуга, так что уже мог сам идти в архиерейский дом, и впоследствии не только совершал богослужения, но и снова управлял епархией во время плена знаменитого своего преемника Филарета Никитича Романова (Патриарха Всероссийского).
Над могилой блаженного Иоанна вместо прежней деревянной Власиевской церкви была построена каменная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом св. мч. Власия.
(Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов, Ростовский район, Ярославская область)
Память блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, празднуется в день его кончины — 3/16 сентября и вторично — 12/25 ноября в память св. патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, имя которого он носил.
(рака с мощами блаж. Иоанна Власатого)
Тропарь блаженного Иоанна Власатого
глас 8
Явился еси во граде яко в пустыни,/ в смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ Взем бо Крест Христов последова Ему/ и бе в молитвах и псалмопении день и нощь,/ иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода/ и преселился еси к Невечернему Свету./ Ныне же ко гробу Твоему вернии приходящий,/ моляся Господеви, Богородице и Предтечи, приемлют исцеления молитвами твоими./ Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим.
Ин тропарь блаженного Иоанна Власатого
глас 4
Явился еси во граде, яко в пустыни,/ смиреномудрием и чистотою,/ и взем крест Христов последова Ему/ в трудех и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ И ныне моли о нас совершающих память твою,/ и усердно притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися от бед, и душам нашим подати велию милость.
Кондак блаженного Иоанна Власатого
глас 8
Христовою любовию уязвися, отче Иоанне блаженне,/ вышния красоты желая,/ земная же вся презре и ни во чтоже вмени./ И на земли ангельское житие препроводи,/ в вечный покой достиже,/ идеже глас празднущих,/ с нимиже молися за ны./ И душам нашим прощение,/ и телесем исцеление даруй.
Молитва блаженному Иоанну Власатому, Ростовскому чудотворцу
О всесвятый угодниче Христов, Иоанне преблаженне! Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви на нас(имена) многую твою милость и исходатайствуй нам от Всевышняго богоприятными твоими молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани приход наш и люди, живущия в нем, от всякаго озлобления помощию твоею. Темже святую твою память чтуще воспети тебе дерзаем сицевая: радуйся, христиан всех теплый к Богу молебниче; радуйся, приходу нашему похвало и утверждение; и якоже ныне, тако и при кончине нашей испроси у Христа Бога обрести нам велию милость.
Священномученики Анфим, епископ, Феофил, диакон, мученики Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, мученица Домна, мученик Евфимий
Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284 – 305) и Максимиане (284 – 305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие – сожжены, засыпаны землей или утоплены в море.
Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен. Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены.
Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? – спросил святитель. – Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего». Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать (+ 302).
Тропарь священномученика Анфима
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Анфиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Тропарь мучеников Никомидийских
глас 2
Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша:/ в подвизе бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте./ Того, яко Блага, молите,// спастися, молимся, душам нашим.
Кондак мучеников Никомидийских
глас 2
Тверди душею по вере, святии,/ огнем страдание приемше, две тьме страдалец,/ вопиюще Рождшемуся от Девы:/ приими всесожжения наша за Тя,/ якоже дары персских царей, злато, и смирну, и ливан,// Превечный Боже.
Преподобный Феоктист Палестинский, игумен
Игумен, сопостник преподобного Евфимия Великого. Вместе с ним подвизался в Фаранской обители, затем для больших подвигов святые удалились в Кутиллийскую пустыню, где в пещере проводили время в посте и молитве. Но вскоре их святая жизнь стала известна, и к ним стали стекаться любители монашеского жития.
Так образовалась киновия, где преподобный Евфимий духовным руководителем поставил преподобного Феоктиста. После многих трудов и подвигов преподобный Феоктист скончался 3 сентября 467 г.
Вот так выглядит сейчас то место, где преподобный Феоктист подвизался вместе со своим аввой прп. Евфимием Великим (Нахаль Ог. Пещера Дейр Мукалих, Иудейская Пустыня)
(Развалины пещерного монастыря, где подвизался прп. Феоктист и авва Евфимий Великий)
(кельи пустынников)
Подробно об этом удивительном месте и о том, как не просто добраться в эти пещеры человеку можно почитать тут:
http://rybakian.com/israel_rappeling/nahal_Og-rus.html
Тропарь преподобного Феоктиста Палестинского
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Феоктисте, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феоктиста Палестинского
глас 4
В постницех присовокупився великому Евфимию,/ в подвизех яко Ангел на земли явися,/ очищая, преподобне, сердца верных/ Божественными знаменьми повсегда,// сего ради любовию, Феоктисте, тя почитаем.
Святитель Иоанникий II Сербский, первый патриарх Сербский
(Свт. Иоанникий II, патриарх Сербский. Роспись церкви вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии. Ок. 1345 г.)
Память 3 сентября и в Соборе Сербских святителей
Родом из города Призрен (Косово). Служил логофетом (личным секретарем) короля Сербии Стефана Душана (1331-1355). Мирское имя и происхождение Иоанникия неизвестны, но столь высокая должность при дворе указывает на принадлежность к знатному роду.
После смерти архиепископа Даниила II, на синоде Сербской Церкви, проходившем с 19 декабря 1337 по 3 января 1338 года был избран архиепископом Сербским. На момент избрания он скорее всего был мирянином. Историки считают, что это избрание произошло при непосредственном участии короля. В течение очень короткого времени Иоанникий был последовательно рукоположен во все степени священства и в 1338 году был хиротонисан во епископа Сербского с возведением в сан архиепископа.
За восемь лет своего правления показал себя ревностным пастырем для спасения своего народа и сильным сторонником законов Церкви. При нем было воздвигнуто много храмов в небольших поселениях, а также церковь св. прор. Илии на горе Кармель в Хайфе и церковь свт. Николая Чудотворца на горе Фавор в Палестине. Около 1345 года королевские мастера расписали церковь св. Димитрия в Печской Патриархии: в память о ктиторстве Иоанникия в храме представлены его портрет с царем Душаном и фреска на западной стене, на которой коленопреклоненный прп. Иоанникий Великий молится Пресвятой Богородице за своего тезку.
В 1342 году в Приштине архиепископ Иоанникий принял клятвы Душана и византийского императора Иоанна Кантакузина о заключении военно-политического союза.
Однако, воспользовавшись ослаблением Византийской империи в ходе гражданской войны между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, Стефан Душан захватил важнейшие города Македонии - за исключением Салоники – тем самым почти в два раза увеличив размер сербской территории. Вскоре после этого, в Серресе, он принял титул императора "сербов и греков". По представлениям того времени о святости царского достоинства, император мог быть коронован только патриархом. В связи с этим, в 1346 году был созван в Скопье синод всех сербских епископов, на котором, в присутствии патриарха Болгарского, в одностороннем порядке без согласия Константинополя, Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии и 9 апреля 1346 архиепископ Иоанникий принял достоинство первого патриарха сербского с титулом "Патриарх сербских земель и побережья (приморья)". Через неделю, в пасхальное воскресенье, 16 апреля, новый патриарх приступил к торжественной коронации императора Душана Стефана и его супруги Елены.
Три года спустя, в 1349 году на соборе сербской феодальной знати в Скопье, при активном участии патриарха, был принят кодекс Душана ("Законник царя Душана"), основной юридический документ государства, который обеспечил правовую основу для новой империи и автокефальной Сербской Церкви.
В тот период благодаря обширным завоеваниям Душана в юрисдикцию Сербской Церкви входили Святая Гора и многие греческие епархии, которые после провозглашения Сербской Патриархии были возведены в более высокий ранг, а их греческие иерархи заменены сербскими. Односторонняя инициатива Сербской Церкви не сразу вызвало реакцию в Константинополе, но в 1353 году патриарх Каллист, при поддержке императора Иоанна VI Кантакузина, наложил анафему на царя Душана, на патриарха Иоанникия и на весь клир Сербской Церкви и ее народ. Хотя сербская сторона анафему не признала, Иоанникий до конца жизни пытался преодолеть сложившуюся ситуацию. Впоследствии Иоанн V Палеолог попытался покончить с расколом, посылая Каллиста в Сербию снять проклятие, но тот умер во время переговоров (ок. 1364). И только в 1375, после миссии почтенного афонского монаха Исаии и видных исихастов, было восстановлено общение между двумя церквями при константинопольском патриархе Филофее.
Летом в 1354 году венгры напали на Сербию, и император Душан призвал старого патриарха к себе в Жичский монастырь, вероятно для обсуждения переговоров с папой Римским Иннокентием VI об оказании помощи в борьбе с венграми и турками. Ионникий выступал против подобных переговоров, так как условием оказания помощи могло стать подчинение Сербской Церкви Риму. Во время пребывания в Жиче патриарх заболел и попросил разрешения, чтобы его перенесли обратно в Печ, но 3 сентября 1354 года скончался во время путешествия, следуя по дороге в с. Полумир на реке Ибар.
Похоронен в церкви св. Апостолов в Печской Патриархии. Саркофаг с его мощами стоит слева от иконостаса. Иоанникий был канонизирован, вероятно вскоре после смерти, так как на фреске, изображенной над гробницей (ок. 1355), он уже называется святым.
Краткое Житие свт. Иоанникия было составлено в конце XIV века в качестве дополнения к сборнику Житий королей и архиепископов сербских архиеп. Сербского Даниила II. Службу свт. Иоанникию, «архиепископу и первому патриарху Сербскому», написал митр. Сербский Михаил (Йованович) и включил ее в состав «Србляка».
Прижизненное изображение свт. Иоанникия находится рядом с портретами Душана, его сына Уроша и св. Саввы Сербского на южной стене западного нефа в церкви вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии (ок. 1345). Иоанникий, еще как архиепископ, представлен в нетрадиционном для византийской культуры темно-красном облачении с вышитыми на нем образами святых и в головном уборе, похожем на корону. Сцена «Погребение патриарха св. Иоанникия II» (ок. 1355) над гробницей святителя в церкви св. Апостолов в Печской Патриархии является лучшим из подобных изображений в сербской живописи.
(Успения патриарха сербского Иоанникия, Сербия,Косово, Печская Патриархия. Храм во имя Святых апостолов, Неф)
Множество священников и вельмож окружают смертный одр, в службе участвуют епископы, диаконы, певцы и чтецы, мальчик в стихаре взмахивает кадильницей, на заднем фоне весьма достоверно изображен комплекс Печской Патриархии, а венчает сцену фигура Христа. Как архиепископ Иоанникий изображен в церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (1342-1345), как патриарх - в северо-западном углу притвора собора монастыря Дечаны (ок. 1350) и в алтаре соборной церкви в Белграде.
Святой благоверный Константин III Новый (имя нареченное при рождении - Ираклий Новый Константин, Ηράκλειος νεος Κωνσταντίνος, Восточный Римский император
(Византийская монета: полнофигурные изображения Ираклия с длинными усами и бородой (в центре), безусого и безбородого Ираклеона (слева) и Ираклия Константина с небольшой бородкой (справа), в венцах и хламидах с таблионами, украшенными точками, со сферами, увенчанными крестом, в правых руках)
Сын императора Ираклия от первого его брака и, таким образом, законный наследник своего отца. Родился 3 мая 612 года. Через несколько месяцев после его рождения, в 612 году, его мать Флавия-Евдокия умерла от эпилепсии. На девятом месяце жизни младенец был провозглашен соправителем отца. Царь Ираклий, находившийся еще во цвете лет, женился вновь на своей племяннице Мартине, нарушив этим законы государственные и церковные и возбудив сильную ненависть к себе таким кровосмесительным браком. Недовольство народа направилось и против Мартины, которая, после рождения сына Ираклия (Ираклона), желала для него власти. В 638 году Константину, по настоянию отца, пришлось согласиться разделить власть со сводным братом. При смерти Ираклий завещал сыновьями почитать Мартину как мать и императрицу.
Однако, почти сразу после смерти Ираклия, последовавшей 11 февраля 641 года, его вдова Мартина принуждена была бежать. Константин III стал на деле единодержавным монархом, хотя Ираклий сохранил номинальное соправительство. Константин начал свое правление с того, что отобрал у мачехи деньги, которые покойный император завещал ей перед смертью. В своей религиозной политике император отвернулся от монофелитства и поддержал Православие.
Вскоре император заболел хронической болезнью, ослабел, и переселился в Халкидон. Болезненность его увеличивалась с каждым днем и он скончался 25 мая 641 года.
Скоротечная болезнь и ранняя смерть императора у многих вызывала подозрение, и широко распространилось убеждение, что за этим стояла Мартина. Преподобный Феофан Сигрианский прямо указывает, что Константин был отравлен Мартиной. По другим данным, император был болен чахоткой. После его кончины Мартина с Ираклоном взяли было власть, но в том же году произошёл переворот в пользу несовершеннолетних детей Константина III и на трон был возведён Констант II.
Православная Церковь причла царя Константина к лику благоверных святых.
Священномученик Пимен (Белоликов), епископ
Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский (в миру Пётр Захарьевич Белоликов) родился в 1879 году в селе Васильевское в Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича Белоликова и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные Санкт-Петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве со святым праведным Иоанном Кронштадтским.
По окончании Новгородской Духовной Семинарии, Пётр Белоликов продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в 1904 году. Ещё студентом он принял монашеский постриг с именем Пимен. По окончании Академии он получил благословение на миссионерскую деятельность.
Он просвещал светом православия осетин, овладел древнесирийским и новосирийским языками, а также тюркскими наречиями, и проповедовал православие среди сирийских несториан на их родном языке, а также защищал интересы перешедших в православие сирийцев перед персидскими властями. Находил он время и для научных трудов, занимаясь переводами раннехристианских сирийских текстов.
С 1914 года отец Пимен служил в Перми в должности ректора Пермской Духовной Семинарии, где стал сподвижником и надёжной опорой во всех начинаниях пламенного поборника Православия, будущего священномученика – архиепископа Пермского Андроника, который надеялся видеть отца Пимена своим викарием.
Однако, ради использования миссионерских талантов молодого подвижника в Персии (нынешнем Иране), в 1916 году в Петрограде в Казанском соборе состоялась епископская хиротония архимандрита Пимена (Белоликова) с назначением на приграничную Салмасскую кафедру в Персии. Преосвященный Андроник (Никольский), епископ Пермский и Соликамский, подарил ему свою панагию, с которой епископ Пимен не расставался все оставшиеся ему два года жизни.
Через год епископа Пимена по его просьбе отозвали из Персии. Последовало его назначение викарием Туркестанским в город Верный (ныне это Алма-Ата), на вновь созданную Семиреченскую и Верненскую кафедру.
38-летний епископ прибыл в город Верный в 1917 году. Он возобновил традицию народных чтений и бесед, в которых объяснял собравшимся современное положение в России. Владыка давал весьма сдержанные оценки Февральской революции, а с приходом к власти большевиков деятельный и монархически настроенный архипастырь был обречён на гибель. Его авторитет был так велик, что большевики всерьез опасалась «двоевластия» в Семиреченске.
Вечером 16 сентября 1918 года в покои епископа Пимена ворвались красноармейцы из карательного отряда, отозванного с Семиреченского фронта специально для ареста Верненского епископа. Оскорбляя и унижая святителя, они потребовали ехать с ними. После раздумий владыка подчинился. Его посадили на тачанку и увезли в загородную рощу. Даже бойцы карательного отряда, вызванного в город Верный для «наведения революционного порядка», долго не решались выстрелить в святителя. Убил владыку выстрелом в упор известный в городе бандит.
Духовенство, которому владыка велел звонить в колокола, чтобы поднять народ, в случае долгого своего отсутствия, - не выполнило просьбы своего архипастыря. Согласившись ехать с красноармейцами, владыка сознательно пошёл на великую жертву: он отдавал свою жизнь для того, чтобы расправа над ним стала сигналом православному народу явить свою сплочённость и силу. Только напрасно слух его ловил звуки набата: духовенство приняло решение не звонить, надеясь, что всё обойдется, да и власть, может быть, скоро сменится.
На другой день православный народ вышел на улицы города с требованием выдать тело убитого архиерея. Демонстрацию разогнали с помощью оружия. Тело убитого священномученика, лежащее на поляне в роще, нашли дети, собиравшие там орехи. Православные верующие ночью тайно погребли епископа Пимена рядом с кафедральным собором города Верного.
Подробности зверского убийства были приведены писателем Д. Фурмановым в документальном романе "Мятеж". На месте, где после расстрела лежало тело владыки, в течении долгих лет был виден ровный прямоугольник - размером с человека - красного мха, какого нигде больше не было во всей старинной роще. Впоследствии на том месте был поставлен гранитный обелиск.
Канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви 12 октября 1997 года в кафедральном соборе Алма-Аты. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 1
Пастырства тезоимените первопастырю Семиречья и первый Верненский священномучениче, святителю отче наш Пимене, Христу, доброму Пастырю, усердно молися: в вере, надежде, и любви утвердити паству твою.
Кондак
глас 3
Пастыреначальнику Христу подражая, за врученное ти стадо душу свою положил еси Пимене, архипастырю и мучениче, молитвами твоими паству твою соблюди невредиму от всех навет вражиих.
Молитва
О, священная главо, пастырю добрый словеснаго стада своего, священномучениче Христов Пимене, теплый и неусыпный о нас заступниче в скорбех и бедах и во всяких нуждах! Услыши нас, грешных и недостойных, молящихся тебе, испроси нам веры православныя утверждение, надежды на всеблагое Божие промышление укрепление, любве к Богу и ближним нашим умножение, мудрости небесныя снискание, да пребудет щедрое благословение Царя Славы, Господа нашего Иисуса Христа, над страною нашею и престольным градом епархии твоея, да избавимся от землетрясения, огня, междоусобныя брани, глада и мора и иныя пагубы, но да будет в нас, ходатайством твоим, святе, мир, братолюбие друг к другу сердечное, благочестие и послушание, душевных и телесных сил крепость и здравие, радость и тишина духовная. Да тако в веце сем, скоропреходящем, поживше, с тобою, пастырю наш милостивый, на вечных пажитех Христовых со всеми святыми обрящемся, славя Бога нашего, во Святей Троице от небесных и земных воспеваема и поклоняема, во веки. Аминь.
Священномученик Илия Бажанов, пресвитер
Память совершается 3 (16 н. ст.) сентября. Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых.
Протоиерей Илия Васильевич Бажанов родился 24 июля 1877 года в семье псаломщика Покровской церкви с. Селищи Касимовского уезда Рязанской Василия Алексеевича Бажанова и его жены Татианы Исмайловны. Закончил Рязанскую Духовную семинарию.
В 1900 году Илия Бажанов поступил на должность учителя в церковно-приходскую школу д. Кочемары Касимовского уезда, но Преосвященным Полиевком (Пясковским), епископом Рязанским и Зарайским в 1901 году был определен во диакона к Казанской церкви с. Малахова и там же рукоположен. В этом же селе он был учителем школы.
По собственному прошению, Преосвященным Аркадием (Карпинским), епископом Рязанским и Зарайским, он был переведен на штатную диаконскую должность к Покровской церкви села Никиткина Егорьевского уезда. Это было 13 ноября 1904 года. Почти десять лет он прослужил диаконом в этом храме, построенном в 1842 году московскими купцами Семеном и Хрисанфом Куровыми. 23 июня 1914 года он был переведен на штатное священническое место к Николаевской церкви села Ксенофонтова, Егорьевского уезда, а 19 июля рукоположен во священника Преосвященным Амвросием (Смирновым), епископом Михайловским, викарием Рязанским. В его послужном списке в клировой ведомости указано, что все это время он состоял заведующим и законоучителем при Кочемарской церковно-приходской школе.
Когда до революции 1917 года отец Илия служил в различных приходах и церковно-приходских школах, о Свято-Владимирской церковно-приходской школе с. Карамышева Касимовского уезда много говорили и писали. Эта школа была действительно гордостью не только прихода, но и всей епархии. Здесь заботились о детях: учили, давали бесплатные книги, проводили интересные встречи. В 1892 году там была открыта бесплатная столовая на средства неизвестного благотворителя из Москвы. Деньги инкогнито были посланы на имя врача А.О. Афиногенова, который вместе со священником храма и начальником школы занялся открытием столовой для детей. Это благое начинание многих подвигло на хорошие дела. Школа была образцовой.
И вот через много-много лет отцу Илие, пришлось служить в этом селе. Здесь он за усердную многолетнюю службу Церкви Христовой удостоен сана протоиерея. Со временем не стало этой прекрасной школы, и начала оскудевать и вера. В 1919 году благочинный Зарайского округа писал: «Благочестие народа, его приверженность к Церкви Божией, молитве и исполнению христианских обязанностей в настоящее революционное время подвергается тяжелому испытанию. Замечается падение веры и нравственности, особенно среди молодого поколения. Отрицательное отношение правительства к Церкви как к культурной силе, изгнание преподавателей Закона Божия, св. икон и молитвы из школ, насаждение во всех деревнях так называемых культурно-просветительных кружков молодежи, распространение в народе богохульных книг и брошюр, – все это деморализующе действует на молодое поколение, вытравливает из него последние остатки отцовской веры, разнуздывает и развращает молодежь».
Духовенство было отстранено от преподавания в тех школах, которые были открыты в свое время священниками. Но многие батюшки продолжали встречаться с молодежью, говорить проповеди. Это делал и отец Илия. Местные власти неоднократно заставали его во время бесед с ребятами, которым он проповедовал Слово Божие и говорил о пользе учения.
Протоиерея Илию Васильевича Бажанова арестовали 20 августа 1937 года. Отец Илия признал вину частично. Подтвердил, что не только среди молодежи «проводил религиозную пропаганду», но и «среди остального населения». Его возмущало то, что в селе запрещено было ходить с иконами крестным ходом, запрещалось крестить и венчать. Был случай, когда его хотели арестовать, но женщины не позволили этого сделать. Заступались за него прихожане и тогда, когда его выселили из собственного дома.
Следственное дело было передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД Московской области, которая приговорила его 15.09.37 к расстрелу. 16 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение.
Захоронен вблизи пос.Бутово Ленинского района Московской области на огороженной территории бывшего полигона НКВД СССР. Реабилитирован по указу Президиума Верховного Суда (далее – ПВС) СССР от 16.01.1989 г.
Священномученик протоиерей Илия Васильевич Бажанов был старшим братом священномученика протоиерея Константина Васильевича Бажанов, канонизированного Деяниями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Священномученик Илия расстрелян 16 сентября 1937, а Священномученик Константин – 23 декабря 1937 года.
Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года протоиерей Илия Бажанов прославлен как священномученик.