Седмица 13-я по Пятидесятнице.
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Мч. Луппа Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306).
Сщмч. Иринея, епископа Лионского (202); прпп. Евтихия, игумена (ок. 540), и Флорентия (547); свт. Каллиника I, патриарха Константинопольского (705); мч. Эбба Колдигэмская, Младшая (+870); прп. Николая Сицилийского (Греч.); 38 мчч. Фракийских (Греч.).
Сщмчч. Ефрема (Кузнецова), епископа Селенгинского, Иоанна Восторгова, пресвитера, мч. Николая Варжанского (1918); сщмчч. Павла Гайдая, Иоанна Карабанова, пресвитеров (1937).
Собор Херсонских святых (Укр.); Собор Житомирских святых (Укр.).
Икон Божией Матери: «Михайловская», Подольская(Житомир.) .
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский)
Мученик Лупп жил в конце III в. – начале IV в. и был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского (память 26 октября). Присутствуя при кончине господина, он омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом († после 306 г.).
Тропарь мученику Луппу
глас 4
Мученик Твой, Господи, Луппе во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
Кондак мученику Луппу
глас 2
Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи, зарями твоими, страстотерпче Луппе, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.
Священномученик Ириней Лионский, епископ
Родился в 130 году в городе Смирне (ныне Измир). Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова - святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину.
Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому Елевферию (177-190) письмо исповедников (см. подробнее Лионские мученики. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане.
В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. "В короткое время, - писал о нем святитель Григорий Турский, - он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!" Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: "Обличение и опровержение лжеименного знания", или сокращенно: "Пять книг против ересей". В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений.
В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил православное учение о спасении. "Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.., - учил святитель Ириней, - Иисус Христос - Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом". Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.
В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: "Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, - писал святитель. - Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное".
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. "Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни". Доказывая апостольскую преемственность церковной власти св. Ириней около 180 года составил самый ранний список первых Римских пап.
Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Папа Виктор (189-199) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.
В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.
Апостол Евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский - вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: "Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило более, нежели, что ныне происходит. И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе... Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце".
Преподобные Евтихий и Флорентий
Преподобные Евтихий и Флорентий были иноками, подвизались в Италии в VI в. в области Нурсии. Святой Евтихий своим учением многих обращал к Богу. Когда в ближайшем монастыре скончался игумен, его упросили быть настоятелем. Он согласился, но продолжал заботиться о прежнем месте своих подвигов, где остался его сподвижник Флорентий. Преподобный Флорентий творил чудеса при жизни. Например, он приручил медведя, который служил ему, пас овец, носил воду и выполнял другие повеления старца. Позавидовав славе святого Флорентия, четыре инока убили медведя. Святой предсказал убийцам наказание Божие. Так и случилось по его слову – иноки были поражены болезнью. Увидев наказание Божие, постигшее иноков, преподобный Флорентий тяжко скорбел и сокрушался о случившемся, называя себя убийцей тех иноков. Святой Евтихий не творил чудес при жизни, но после смерти от его оставшихся одежд стали подаваться исцеления. Во время засухи с его одеждою проходили по полям, и Бог посылал дождь (так было в 1492 году). Преподобный Евтихий скончался 23 мая 540 года, а преподобный Флорентий – 1 июня 547 года.
О рабах Божиих Евтихии и Флоренции
Sant' Eutizio е Fiorenzo di Norcia
(память 23 августа)
Глава пятнадцатая.
(Из «Диалогов» Григория Двоеслова)
Григорий. Передам тебе и то, что узнал из рассказов достопочтенного Санктула, пресвитера той же области. В рассказе его ты не усомнишься: потому что знаешь его благочестие и правдивость.
В то же самое время в пределах Нурсийской области жили два инока: имя первого Евтихий, а второго - Флоренций. Евтихий отличался духовною ревностию и пламенною любовию к добродетели. Посему главною его заботою было сколько возможно большее число людей обратить словом на путь богоугодной жизни. Флоренций вел жизнь простую; главным его занятием была молитва. Случилось, что неподалеку от них в одном монастыре умер настоятель. Монастырская братия пожелала на месте его иметь у себя Евтихия. Евтихий принял их просьбу и несколько лет управлял монастырем, руководя души учеников в подвигах иноческого жития. Но не желая, чтобы келлия, в которой он прежде жил, оставалась пустою, он дозволил в ней поселиться благочестивому Флоренцию.
Обитая в сем уединенном жилище, Флоренций однажды повергся пред всемогущим Богом с молитвою: да будет ему дарована какая-либо помощь для пребывания в этом жилище. По окончании молитвы святой вышел из келлии и видит, что у дверей ее стоит медведь. Склонив голову к земле и в своих движениях не обнаруживая никаких признаков зверства, медведь тем самым ясно давал знать, что пришел на послушание к угоднику Божию, и святой тотчас же познал это. При той же келлии осталось четыре или пять овец, но пасти их было некому. "Ступай, выгони этих овец на пастбище, - сказал святой медведю, - а в шестом часу возвратись с ними опять сюда". Отселе постоянно медведь исполнял должность пастуха; и этот кровожадный зверь пас овец, которых прежде пожирал. Когда угодник Божий постился, он повелевал медведю возвращаться с овцами в девятом часу, а в другие дни - в шестом. И медведь всегда повиновался повелению угодника Божия: получая приказание являться в девятом часу, не возвращался в шестом, а получив приказание явиться в шестом, не возвращался в девятом. Так прошло много времени, и слава об этом чуде далеко начала распространяться. Но исконный враг тем самым, что служит к преуспеянию добродетельного человека в славе, старается злых людей ввергнуть в погибельную зависть. Четверо из учеников благочестивого Евтихия сильно возненавидели Флоренция за то, что он, живя в уединении, посредством чудес, каких не творит и учитель их Евтихий, стяжал славу, и, тайно сговорившись, убили медведя.
Когда после сего медведь не возвратился в определенный час к Флоренцию, он стал его ждать. Наконец, когда наступил вечер, святой сильно обезпокоился, что не возвращается зверь, а на следующий день сам отправился в поле отыскивать медведя и овец, и первого нашел убитым. После тщательных розысков он узнал, кем был убит медведь. Тогда начал святой плакать, скорбя более о злобе братий (монастырских), нежели об убиении медведя. Благочестивый Евтихий, призвав Флоренция к себе, старался его утешить. Но угодник Божий, сокрушаемый глубокою скорбию, при Евтихии молитвенно произнес следующие слова: "Я уверен, что всемогущий Бог пред очами всех воздаст им должное за их злобу еще в настоящей жизни: они убили медведя, не сделавшего им никакого вреда". За этими словами немедленно последовало и Божественное отмщение. Четверо монахов, убивших медведя, тотчас были поражены проказою и умерли от гниения членов. Когда это совершилось, угодник Божий Флоренций сильно испугался: его устрашило произнесенное им на братий осуждение. Всю жизнь свою он плакал о том, что Бог услышал его, - называл себя жестоким, винил себя в смерти братий. - Я думаю, что всемогущий Бог допустил сему совершиться, дабы показать Флоренцию, человеку в высшей степени простому, что даже и в сильной скорби не всегда можно далеко простирать свое осуждение на других.
Петр. Неужели так тяжек грех осуждения, когда мы произносим осуждение в порыве гнева?
Григорий. Что ты меня спрашиваешь о тяжести этого греха, когда еще апостол Павел сказал: клеветницы Царствия Божия не наследят (1Кор.6,10)? Посему размысли, как тяжек грех, когда он отлучает от царства жизни.
Петр. А что, если кто-нибудь не по злобе, а по невоздержности языка произнесет слово осуждения на ближнего?
Григорий. Если, Петр, Страшный Судия осуждает и за каждое праздное слово, то сколько более за слово вредное? Посему размысли: если и за всякое праздное слово полагается наказание, то сколь большему осуждению подвергнется слово, сказанное по злобе?
Петр. Согласен.
Григорий. Тот же святой совершил еще нечто, о чем нельзя умолчать. Когда великая слава о Флоренции распространилась по отдаленным странам, один диакон издалека предпринял путешествие к святому, чтобы испросить себя у него молитв. Находясь уже невдалеке от келлии святого, диакон увидел, что все окружающее келлию пространство было покрыто безчисленным множеством змей. В страшном испуге он закричал: "Помолись, раб Божий!" Время тогда было чрезвычайно тихое. Флоренций вышел и, подняв руки и очи на небо, молил Господа, чтобы Он, как Ему благоугодно, уничтожил этих гадов. По молитве святого, тотчас ударил гром, и все гады, находившиеся на том месте, были побиты. Увидав их мертвыми, угодник Божий воззвал: "Господи! Ты поразил гадов. Но кто же очистит от них место?" Тотчас, по молитве святого, прилетело множество птиц, по числу мертвых гадов и, каждая из них взяв по змее, отнесли их на дальнее расстояние и таким образом совершенно очистили окрестность Флоренциева жилища от гадов.
Петр. Как же добродетелен и как велик должен быть этот святой муж, когда всемогущий Бог так скоро внял его молитве!
Григорий. Пред всемогущим Богом Единым, по естеству чистым Существом, великую силу, Петр, имеет чистота и простота сердца человеческого. Уже потому одному, что рабы его, отрешившись от земных попечений, не знают празднословия и не допускают дому своему рассеяться или оскверниться им, молитвы их преимущественно пред всеми людьми бывают слышимы Творцом, к Которому они бывают близки, уподобляясь Ему в некоторой степени, по мере возможности, самою чистотою и простотою духа. А мы, постоянные участники в человеческих заботах, много говорим праздного, иногда даже чрезвычайно вредного. Посему и слово наше так же далеко от всемогущего Бога, как близко к здешнему миру. Наше постоянное разглагольствование привязывает нас к временному и далеко отводит нас от Бога. И Исаия справедливо осудил в себе это и раскаялся, когда, увидев Господа воинств, воскликнул: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый (Ис.6,5). Потом, присовокупив: посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, он объяснил, почему имел нечистые уста. Он скорбел о нечистоте уст своих, но сказав, что живет среди народа, имущего нечистые уста, показал, откуда и он заимствовал свою нечистоту. Ибо трудно, чтобы разглагольствование о мирском не осквернило своим прикосновением нашего ума.
Сначала, увлекаемые только слабою привычкою, мы дозволяем себе немного поговорить о мирском. Потом уже с некоторым удовольствием поддерживаем эту недостойную нас болтливость, так что, наконец, не можем и отрешиться от того, что прежде позволяли себе по увлечению, как бы из снисхождения. Таким образом, от празднословия мы переходим к словам вредным, от легкого - к тягчайшему, и молитва из уст наших тем менее приемлется всемогущим Богом, чем более они оскверняются неразумным пустословием, потому что в Писании сказано: уклоняяй ухо свое не послушати закона, и сам молитву свою омерзил (Притч.28,9). Что же удивительного, если молитвы наши нескоро доходят до Бога, когда мы сами лениво исполняем заповеди Господни или даже вовсе не исполняем? И что удивительного, что молитва Флоренция скоро была услышана Богом, когда святой сам постоянно внимал заповедям Господним?
Петр. Ничего нельзя возразить против твоих объяснений.
Григорий. Евтихий же, спутник вышеупомянутого Флоренция на стезе Господней, стяжал великую славу своими чудесами по смерти. Сограждане его рассказывают много чудес; но особенно замечательно чудо, которому благоволил всемогущий Господь постоянно совершаться во времена лонгобардов чрез одежду святого. Ибо всякий раз, как в той стране наставало бездождие и от сильного зноя земля подвергалась продолжительной засухе, сограждане святого, собравшись вместе, обыкновенно брали его одежду и с молитвами возносили ее пред Богом. И когда они с этою одеждою и с молитвою проходили по полям, вдруг ниспадал дождь в количестве, совершенно достаточном для напоения земли. Из этого можно заключить, как велики были душевные добродетели и заслуги святого, когда одно изнесение одежды его отвращало гнев Создателя.
Святитель Каллиник I Константинопольский, патриарх
Первоначально был пресвитером в храме Пресвятой Богородицы во Влахерне, а в 693 году, после кончины патриарха Павла III, был возведен на Константинопольский престол. В то время царствовал жестокий Юстиниан II (685-695). Он предпринял постройку дворца близ самой церкви Пресвятой Богородицы и решил разрушить ее. Император повелел патриарху Каллинику дать благословение на разборку храма. Патриарх ответил, что имеет молитвы лишь на созидание храмов, а не на разрушение. Когда храм был разрушен, он со слезами воскликнул: "Слава Тебе, Господи, терпящему все".
Вскоре Юстиниана постигло наказание Божие. Он был свергнут с престола и сослан в заточение в Херсон, где ему отрезали нос (отчего он и получил прозвище "Коротконосый"). На престол вступил Леонтий (695-698). Через 10 лет Юстиниан бежал из своего заточения, собрал войско и подступил к Константинополю. Он обещал патриарху и императору, что, войдя в город, никому не причинит никакого зла, и дал в том клятву перед Крестом, Евангелием и Святыми Тайнами. Однако, войдя в Константинополь, он тотчас нарушил клятву и начал истреблять именитых граждан и народ, а императора обезглавил. Святого патриарха Каллиника повелел схватить, выколоть ему глаза, отрезать язык и нос и замуровать живого в каменной стене в Риме. Через 40 дней заграждение отпало, святитель Каллиник был найден живым, хотя от изнеможения он едва дышал и через 4 дня скончался (+705). Папе Римскому Иоанну VI (701-705) в тонком сне явились апостолы Петр и Павел и велели погребсти святителя Каллиника в Апостольской церкви в Риме.
Мученица Эбба Колдигэмская, Младшая (Aebbe the Younger; Aebbe; Ebba; Ebbe), игумения
Была игуменией в двойном монастыре Колдингэм (Coldingham), что в Бервекшире, Шотландия, основанном св. Эббой Старшей, самом крупном монастыре того времени. Просходила из рода королей Нортумбрии. О мученичестве Св. Эббы известно благодаря свидетельству средневекового хрониста Матвея Вестминстерского. Когда монастырь был атакован скандинавскими пиратами, Эбба собрала монахинь и благословила их спасти себя от попадания в пиратские руки, добровольно изувечив самих себя. Она подала пример, отрезав себе нос и верхнюю губу, остальные монахини сделали то же самое. Когда викинги ворвались в монастырь, они ужаснулись увиденному и осердились тому, что женщинам удалось таким образом избежать надругательства. Монахинь заперли и сожгли заживо 2 апреля 870 года. По другим данным мученичество св. Эббы и колдингэмских инокинь случилось около 874 года или около 880 года.
Собор Херсонских святых, празднование Украинской Православной Церкви в честь святых в земле Херсонской просияших
Празднование Собора святых Херсонской земли было установлено согласно рапорту архиепископа Херсонского Иоанна (Сиопко) и епископа Новокаховского Филарета (Зверева) по благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви 23 декабря 2014 года. В то время в состав Собора включены восемь имён святых XIX-XX веков. 19 апреля 2016 года синодальным решением к ним были присоединены имена восьми новомучеников и исповедников XX века и преподобномученика Парфения Кизилташского.
• Прав. Феодор Ушаков, адмирал (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
• Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский (+ 1857, память 25 мая (Одесс.))
• Прмч. Парфений Кизилташский, игум. (+ 1867, память 4 сентября)
• Сщмч. Александр Шишин, пресвитер (+ 1921, память 30 сентября (Запорож.))
• Сщмч. Димитрий Игнатенко, прот. (+ 1935, память 15 сентября)
• Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Одесский (+ 1937, память 10 ноября)
• Сщмч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский (+ 1937, память 9 ноября)
• Прмч. Геннадий (Ребеза), архим. (+ 1937, память 19 ноября)
• Сщмч. Иоанн Скадовский, пресвитер (+ 1937, память 10 ноября)
• Сщисп. Философ Зябрев, пресвитер (+ 1937, память 30 сентября (Запорож.))
• Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
• Прп. Антоний (Абашидзе), схиархиеп. (+ 1942, память 19 октября (Киев.))
• Прп. Варсонофий (Юрченко), архим., (+ 1954, память 15 марта, 4 октября (Херсон.))
• Блж. Домника Ликвиненко, праведная (+ 1967, память 28 мая)
• Присп. Евтропия (Исаенкова), монахиня (+ 1968, память 16 марта)
• Сщмч. Матфей, пресвитер
Тропарь
глас 4
Церкве Христовы светильницы, / истиннии хранителие апостольских преданий, / святии вси земли Херсонския, / приснии наши молитвенницы и заступницы, / молите Владыку Христа Бога нашего / мир и благоденствие отечеству нашему даровати / и душам нашим велию милость.
Молитва
О предивнии чудотворцы и велицыи угодницы Божии, вси святии, в земли Херсонстей славно просиявшии! Предстояще Престолу Пресвятыя Троицы, призрите милостивным своим оком на ны и на вся люди, к заступлению вашему притекающия. Услышите нас, молящихся вам и чтущих всечестную память вашу. Прострите руце свои ко Владыце Небесеи земли, да соблюдет в мире и благоденствии страну нашу, Церковь да сохранит от гонений, ересей и расколов; умолите Милостиваго Бога нашего, да сохранит вся грады и веси земли нашеяи люди, в них живущия, от града и глада, от труса и потопа, от зноя и мраза, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, святии Божии, потщитеся благоприятным вашим ходатайством умолити Господа, да низпослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию недуги наша душевныя и телесныя и дарует вся яже в жизни временней потребная и к вечному спасению полезная.Егда же приидет час кончины нашея, да утвердит Господь мир Свой в душах наших, да и мы в истиннем покаянии и чистым сведением совести нашея предстанем пред лицем Его, и сподобимся деснаго стояния, и со всеми святыми воспоем славу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Мученик Варжанский Николай Юрьевич, епархиальный миссионер-проповедник
(Отец Неофит Любимов и матушка Мария (у нее на руках внук Константин) - в центре, Николай Варжанский стоит, рядом с ним (первая слева) – его супруга Зинаида, рядом со священномучеником Неофитом – дочь Николая Варжанского Елена. Также на фото другая дочь священномученика Неофита – Анна, ее муж Сергей и дочь Татьяна)
Память 23 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Волынских и Московских святых
Родился 25 ноября 1881 года в Овручсском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского и его супруги Герминии Маркелловны, урожденной Раевской.
Когда пришло время поступить в учебное заведение, выбрал духовную школу. По окончании Волынской духовной семинарии в 1903 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия.
13 июня 1907 года обвенчался с Зинаидой Неофитовной - дочерью профессора протоиерея священномученика Неофита Любимова.
Миссионерская деятельность
В 1908 году был определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, а затем - Московским епархиальным миссионером.
В эти годы написал и издал много миссионерских трудов имевших большой успех. Своими публикациями 1908 года принял участие в борьбе против толстовства, обличая его в пантеизме, а по существу - в безбожии. В 1909-1910 годах опубликовал ряд статей и брошюр апологетического содержания. Выдающимся явлением противосектантской миссионерской литературы стал его капитальный труд "Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис", впервые вышедший в 1910 году. Книгу редактировал духовный наставник автора владыка Антоний (Храповицкий), которого он называл "постоянный вдохновителем". Николай Варжанский также опирался на помощь своего тестя, протоиерея Неофита Любимова, имевшего свое миссионерское издательство. Книга имела огромный спрос: за десять месяцев разошлось 5 тысяч экземпляров первого тиража, автор получил много теплых благодарственных писем. В том же году появился также конспект его противосектантских бесед "Оружие правды." В 1912 году его небольшой курс сектоведения для церковно-приходских школ "Образец здравого учения" вышел под редакцией протоиерея священномученика Иоанна Восторгова, чьё книгоиздательство "Верность" помогало в распостранении трудов Варжанского. В общей сложности Николай Юрьевич показал себя неутомимым борцом против антицерковных лжеучений, издав более тридцати работ.
Вдобавок к публикациям, много и убежденно выступал в самых различных аудиториях, неустанно проводил духовные беседы с простым народом, особенно в рабочей среде. Специально для рабочих, с целью обогатить их духовно, привлечь к общественно-полезной деятельности и отвратить их от пьянства, организовал Общество трезвости, располагавшееся на Семеновской заставе. Филиал его находился в Высокопетровском монастыре.
Помимо миссионерских трудов вёл также административную работу. С 14 марта 1911 года, оставаясь в должности Московского епархиального миссионера-проповедника, состоял также на службе канцелярии Святейшего Синода. В 1914 году стал титулярным советником.
С 7 января по 28 марта 1915 года занимал должность псаломщика при храме равноапостольного князя Владимира Московского епархиального дома. В качестве штатного преподавателя Московской духовной семинарии вёл курс словесности.
Был одним из активных участников V Всероссийского миссионерского съезда 25 июля-5 августа 1917 года в Бизюковском монастыре Херсонской епархии. На заседании съезда 3 августа был избран одним из десяти делегатов на Поместный Собор. В ходе Собора было решено не включать делегатов миссионерского съезда в члены Собора, но Варжанский исполнял обязанности делопроизводителя соборного Отдела о внешней и внутренней миссии и о церковной дисциплине.
Арест и мученическая кончина
30 мая 1918 года был арестован на квартире протоиерея Иоанна Восторгова и заключен в Бутырскую тюрьму. Никаких политических обвинений ему предъявлено не было; следственное дело, по-видимому, не заводилось.
2/15 июля того же года патриарх Тихон обратился в Верховный Трибунал и ВЧК по делу епископа Ефрема (Кузнецова), протоиерея Иоанна Восторгова, священника Димитрия Корнеева и преподавателя Московской духовной семинарии Н. Ю. Варжанского:
"Тяжелое тюремное заключение, которому они подвергаются уже полтора месяца, угрожает им полным расстройством здоровья и едва ли вызывается требованиями правосудия, так как своевременная явка их на суд может быть обеспечена как их подпискою, так и поручительством надежных людей. Несколько тысяч православных людей, близко знающих этих заключенных, уже подали прошение об освобождении их из тюрьмы, под их личное поручительство. Зная Преосвященного Ефрема, протоиерея Восторгова и священника Корнеева, как достойных служителей Церкви Божией и Н. Ю. Варжанского как полезного церковного деятеля, я присоединяюсь к ходатайству, поданному несколькими тысячами православных, об освобождении арестованных под наше личное поручительство, в том, что подлежащие суду не уклонятся от него и не скроются".
19 сентября 1918 года был расстрелян на Калитниковском кладбище, где и был похоронен за старой оградой кладбища.
(Священномученики Ефрем (Кузнецов), Иоанн (Восторгов) и мученик Николай (Варжанский))
Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года по представлению Московской епархии был прославлен как мученик с установлением дня памяти 23 августа (5 сентября н.с.), в день мученической кончины арестованных одновременно с ним священномучеников Иоанна Восторгова и владыки Ефрема Селенгинского.
Подробное Житие мученика Николая Варжанского вы можете почитать тут:
http://vpmon.ru/muchenik-nikolaj-varzhanskij/
Преподобный Николай Сицилийский (Νικόλαος ο Σικελιώτης)
Родился на острове Сицилия, время жизни неизвестно. Вёл аскетическую жизнь на горе Неотаку (Νεοτάκου) на Эвбее. Прославился как чудотворец.