filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

О естестве предметов и о произволении пользующихся...

Или слово о том, сколь опасно приписывать предмету те свойства, что не являются свойством его естества, а зависят от расположения использующих предмет...

Христос посреди нас!

1. Не много прошло дней с тех пор, как ради ограждения доброго имени священника, а точнее сказать даже не ради этого, а для остановления оклеветающих и ради прекращения умножения их греха написана была статья «Ответ ревнителям о вере или о том, можно ли священству и пастве играть в футбол...» (http://filin-dimitry.livejournal.com/197786.html), как вновь начались разговоры о том, что спорт греховен, что греховно вино и умножились обвинения…

о_Василий_Биксей_1
(о. Василий Биксей. Молитвенное стояние на Ходынском поле)

Увы, происходит это не только из недобрых помыслов, которые всегда заставляют человека согрешить, разве только он не остановит таковые помыслы и не станет прислушиваться к ним. Происходит это еще и от того, что многие приписывают предметам свойства, им не принадлежащие, наделяя сами предметы тем, что не заложено в их естестве, а что принадлежит лишь нашему произволению. Тем самым, организовав подобную путаницу в своих головах, те люди впадают в грех осуждения или, напротив, соблазняются ко греху по причине того, что видят предмет и наделив его свойствами, не присущими естеству предмета, не рассуждают о произволении, об обстоятельствах и времени, сразу, лишь на основании своего ошибочного представлении о предмете выносят то или иное суждение. Это большая опасность и вопрос о свойствах естества предметов и о том, что на самом деле произволение человека, а не само естество предмета делает предмет несущим грех или созидающим добро требует детального рассмотрения.

2. С чего же мы начнем наши рассуждения?
Видится, что лучше всего было бы начать с того предмета, которому повсеместно даже и православными приписывается свойство такое, что в самом этом предмете заложен грех – вино.
Что говорят о вине люди, которые искренне полагают, что они излагают именно учение Церкви о данном предмете?

- Вино очень опасно для дела спасения…

- «Сила» вина продолжает действовать на «ветхого человека», который в некоторой мере присутстует в каждом. И именно, что по падшей природе человека, незащищенному Благодатью Божией НЕВОЗМОЖНО устоять перед этим искушением.


Видите, как – в вине опасность и некая «сила», которая действует на человека, которому нет возможности спастись от этой «силы», поскольку он якобы не защищен Благодатью Божьей. О ком это? О том, кто принял Святое Крещение и только одно есть у него средство и возможность лишиться Божьей Благодати – совершать грехи? Как же легко переложить вину с себя, со своего произволения на предмет!

Что же сам предмет рассмотрения- вино?

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его
». (Ин. 2: 1-11).

чудо в Кане_Галилейской
(Чудо в Кане Галилейской)

Дерзнет ли кто утверждать, что ради первого чуда, сотворенного в Кане Галилейской, Господь Иисус Христос превратил воду в вино – предмет опасный и несущий в себе грех?
Помимо наделения вина не присущими ему свойствами, оговаривающие священника в том, что он позволил себе спортивные мероприятия в прихожанами, их детьми и теми, кто может стать впоследствии прихожанами нового храма, дерзают писать следующее:

- Что там увидели безбожники после того как увидели на массовке православного священника в трусах гоняющего мяч напоказ я не знаю, но я лично увидел в Бексее не монстра, но волка в овчей шкуре, и не уверен, что смогу продолжать считать его за православного священника, во всяком случае до его публичного покаяния никому не порекомендую посещать его приход.

О горе! Мало оговора священника, так еще и дерзость настаивать на покаянии и совет православным не посещать его приход!
И все на ложном основании о свойстве предмета – спорт, якобы несущим в себе грех и, таким образом, все, что с ним соприкасается, делающим греховным.

Некоторые писали и о том, что Господь, дескать, вышел на проповедь и никто не видел Его развлекающимся мирскими развлечениями и значит и пастырям будет грехом в подобных мероприятиях участвовать…
Но слова евангелиста Иоанна Богослова, приведенные выше опровергают их, хулителей священников! А чтобы не искушать их тем, что якобы это мое такое сугубое понимание, я приведу толкование блаженного Феофилакта Болгарского:

Зовут Господа на брак не потому, что видели чудеса Его, не как великого человека, но просто как знакомого. Обозначая сие, евангелист говорит: "была там Матерь Иисуса" и братья Его. Как ее и братьев позвали, так и Господа. Господь не отвергает приглашения и приходит, потому что Он смотрел не на собственное достоинство, а на то, что полезно и благотворно для нас…

…Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он отведывание предоставляет трезвому - распорядителю пира. Ибо те, которым вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их распоряжением все происходило чинно и благоприлично. - Но будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и превращающего…
…Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в "вино", то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком

…Что Господь начал творить чудеса после Своего крещения, об этом мы и прежде говорили. Но кажется, что первое чудо Он совершил именно претворением воды в вино. Ибо сказано: так положил "начало" чудесам.
(блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна).

Что видим мы из рассмотрения этих Евангельских слов?
Господь не на проповедь явился, а на пир, то есть – на некоторое развлечение мирское. По какой причине Он это сделал? Разве по той, что полагал подобные мероприятия самыми полезными для того, чтобы был спасен погибающий человек? Нет. Сделано это было по причине того, что Господь видел в том полезность для человека. И Свое достоинство Царское от отверг ради того, чтобы и таким способом также проповедовать спасение.

Кто же дерзнет после этого утверждать, что священник ради спасения погибающих овец не должен пренебречь своим достоинством и ради пользы спасаемых не только с амвона храма увещевать пасомых, но и не пренебрегать мирскими мероприятиями. Те, кто слушал проповедь в храме, возможно и не испытывают нужды в подобных действиях священника, но есть другие- кто не слышал увещевания, кто не был в храме. Тогда и в мирском мероприятии будет для него возможность немного ослабить те узы, что не позволяют до времени ему оказаться в храме, а ослабленные уже узы не столь сковывают беднягу и могут со временем быть ослаблены еще более и, наконец, сброшены. И ради этой пользы разве не следует священнику и на велосипед сесть и с мячом побегать? Господь не погнушался…

Но вернемся к предмету рассмотрения – вину. «Прекрасным» называет сей напиток, что явил на браке Господь из воды блаженный Феофилакт! Но может ли быть прекрасным предмет, что в себе, в своей природе несет грех?
Разве не назван бы он был тлетворным, злосмрадным или погибельным в таковом случае?

Можно ли предположить, что святой апостол Павел будет призывать своего ученика апостола Тимофея к потреблению того, что в себе несет грех?

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5: 23).

Не опасаются те, кто хулит священника и определяет вину свойство греховное, опасное писать следующее:

- Частное письмо обращенное к конкретному лицу (то есть к ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ) явно страдающего заболеванием желудка, который тем не менее НЕ СЧИТАЕТ ДЛЯ СЕБЯ ВОЗМОЖНЫМ употреблять вино! И ТОЛЬКО для него апостол Павел дает ЕМУ рекомендацию употреблять НЕ ТОЛЬКО ВОДУ, но и НЕМНОГО вина и не от желания своего, но по телесной немощи в виде лекарства.

Но не полезнее ли отложить свои собственные толкования и обратиться в святым отцам за советом?

«…почему, если Тимофей находился в таком состоянии, ни сам он не исцелил себя, ни его учитель. Они пробуждали мертвых, изгоняли демонов, вполне властвовали над смертью, а одного немощного тела не исцелили; показав столь великую силу и при жизни и по смерти на чужих телах, не восстановили пришедшего в упадок желудка. Но самое главное в том, что Павел, после стольких и таких знамений, которые он совершил одним простым словом, не совестился и не стыдился писать Тимофею, чтобы он прибегал к услугам вина. (Представляется это особенно важным) не потому, что постыдно пить вино, - да не будет! это учение еретиков, - а потому, что он не почитал стыдом того, что без помощи вина нельзя исправить болящего члена, и так был далек от стыда за это, что выставил даже это (наставление) на вид всем будущим поколениям» (святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа первая).

Видите, как блаженный Иоанн тех, кто утверждает, что вино пить постыдно относит не просто к заблуждающимся, а к еретикам! Что есть верх осуждения. Поскольку заблуждающиеся еще могут быть либо вразумлены, либо, приняв мученическую кончину за исповедание Иисуса Христа, омыть свои заблуждения и принять пурпурные одежды и золотые венцы от Господа. А еретики и наравне с ними раскольники даже и приняв мучения не смоют тем самым своего греха и мучения их будут в погибель:

«ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив составляет великий вред. Сказанное мною относится не к начальствующим только, но и к подчиненным.

Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая. В самом деле, скажи мне, для чего ты принимаешь мучения? Не для славы ли Христовой? Итак, будучи готов положить свою душу за Христа, как решаешься ты разорять Церковь, за которую положил душу Христос? Послушай, что говорить о себе Павел: "Недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божью" (1 Кор. 15:9).

Вред (от разделений) не меньше того, какой причиняют враги, а гораздо больше. Там доставляется (Церкви) еще больший блеск, между тем как тут она сама себя роняет в главах врагов, когда против нее воюют ее собственные дети
» (святитель Иоанн Златоуст. Толкование на послание Ефесянам. Беседа одиннадцатая).

Страшно и подумать какая вина и какая участь! А ведь в основании этой беды и такого наказания лежит кажется малость - ложное представление о предмете… Однако это в итоге приводит к бездне грехов: осуждению (не по разумению и исследованию, а на основании ложного представления и приписыванию предмету тех свойств, которыми он не обладает), оговору, на основании этого осуждения, соблазнению на осуждение тех, кто по незнанию предмета соблазнится оговором, призыву к раздорам и расколам внутри Церкви («никому не порекомендую посещать его приход»). И сей грех уже, столь быстро, как лавина, скатившийся на волне предыдущих, уже столь великую имеет тяжесть, что даже мученичество его не может омыть!

Сказано все это главным образом не ради тех, кто призывает к раздорам и расколам, но ради тех, кто может быть соблазнен их призывами.

Итак, мы подробно рассмотрели естество вина и убедились, что нет в его естестве никакого греха, а что грехом может быть только наше неразумное отношение к этому предмету. А чтобы меня не обвинили о после стольких слов о рассматриваемом предмете и святых и Писания, я закончу рассуждения о данном предмете словами из одного письма еще одного достойного мужа – преподобного Исидора Пелусиота:

«Вино веселит сердите человека (Пс.103:15), употребляемое умеренно в потребность телу. Употребляемое же сверх потребности называется блудным, укоризненным и непотребным. Ибо невинно вино, укоризненно же пиянство (Притч.20:1)» (Письма. Синодию. О вине и пиянстве).

3. В предыдущей статье и в начале этой мы рассмотрели два предмета – спорт и вино, естеству которых по нерадению часто приписывают несвойственное этим предметам греховное содержание.

Но эти предметы далеко не единственные, естеству которых приписывают свойство греха. Таковыми часто бывают, например, нагота или близость мужчины и женщины – оба эти предмета также часто наделяют по естеству свойством греха. Но и это большая ошибка.
Нагота, скажешь, по свойству предмета греховна?
Раз так, что скажешь на это:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1: 27),
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт. 1: 31),
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт. 2: 25).

Как смеешь говорить, что нагота греховна, раз Господом оба были таковыми сотворены и пребывали в наготе и Сам Господь свидетельствует о том, что это хорошо весьма?

Скажешь, что пали прародители и теперь все не так? Да, пали, но пали по произволению своему, а не по свойству наготы. И теперь от человеческого лишь произволения нагота либо становится греховной, либо не бывает таковой, но не по свойству своего естества, ибо если бы то было свойство естества, то не пременялось бы в зависимости от обстоятельств.

И в доказательство того, что и после падения человека свойство природы наготы не изменилось и не стало греховным, я приведу тебе в пример преподобного Петра Афонского,

отшельники_Макарий_Египетский_Онуфрий_Великий_Петр_Афонский
(отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий, Петр Афонский)

имевшего себе одеждою лишь свои собственные волосы или преподобную Марию Египетскую, также не имевшую одежды и терпевшую и зной и мороз пустыни. Не назовет ли кто их праведной наготы греховной?
Или назовет греховной наготу блаженного Василия, Христа ради Юродивого?

блаж_Василий_Христа_ради_юродивый
(Блаженный Василий, Христа ради юродивый)

Некоторые говорят, что невозможно наблюдать наготу и не впасть во грех. Но и это утверждение весьма ошибочно. Что скажешь о наблюдавших истязания обнаженной святой Фотинии Самаряныни или мученицы Татьяны (или многих других мучеников и мучениц) и о самих истязавших её? Ведь что было проще впасть им в грех и удовлетворять свою похоть, тем более, что и поставлены они были на то, чтобы мучить святую. Однако вместо этого они видя стойкость святой не только не пали, но напротив – уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли Святое Крещение. Тем более осудительно это нам, имеющим помощниками и Таинства Церкви и благодать Духа Святаго, полученную нами при Святом Крещении, а те были язычниками и не смотря на это не согрешили, а напротив, спаслись.

Но что не нагота, а произволение человеческое может быть греховным, покажу рассмотрев деяния самих мучителей, начиная с государей языческих. Ими мученики обнажались для того, чтобы усилились их мучения и физические, поскольку никакая одежда более не защищала хотя бы в незначительной степени от ударов палачей, так и душевные, поскольку нагота их была выставлена напоказ толпе и истязателям. И по такому произволению нагота для них становилась грехом. А нагота истязаемых к их славе.

4. Но довольно о тех предметах, которым по неведению приписываются греховные свойства. Рассмотрим некоторые предметы, которым также по ложному пониманию приписываются свойства добродетели. Среди таких наверное самыми известными станут пост и девственность.

И правда – кто станет осуждать пост или девство? Сколько мы читали о суровых испытаниях, которым подвергали себя угодники Божьи строгим постом и ночными бдениями? Почти полным ограничением в еде и питие, в сне и исполнении других подвигов достигли они таких высот, что уподобились Небесному Владыке и ныне у Престола Пресвятой Троицы молятся за весь мир и за нас, грешных. Кто же скажет, что пост не имеет в естестве своем добродетели?

А ведь придется нам это сказать! И не только сказать, но и громко известить всех наших братьев и сестер, кто в том еще сомневается! Потому как не пост, а наше произволение делает его либо необходимым средством для усмирения плоти и борьбы с духами лукавыми, либо средством для скорейшего погубления тела и души, могущим низринуть нас в самые глубины преисподней. Послушаем блаженного Иоанна Златоустого:

«Поститься тебе, иудей, надлежало тогда, когда пьянство причиняло тебе столько бедствий, когда пресыщение порождало нечестие, - тогда, а не теперь, потому что теперь пост неуместен и мерзок. Кто говорит это? Сам Исайя, громко взывающий: “Таков ли тот пост, который Я избрал(Ис. 58:5). Почему? Потому что “Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других(ст. 4). Если же твой пост был мерзок, когда ты бил подобных тебе рабов; то приятен ли он будет тогда, как ты убил Владыку? Как же так? Постящемуся должно быть кротким, сокрушенным, смиренным, и не опьянять себя гневом: а ты бьешь подобных себе рабов? Тогда иудеи постились “для ссор и распрей”, а теперь (постятся) в неумеренности и крайней невоздержности, пляша босыми ногами на площади; по намерению они постящиеся, а по виду пьянствующие! Послушай, как пророк повелевает поститься: “Назначьте, - говорит, - пост, - не сказал: шумно празднуйте пост; - объявите торжественное собрание, созовите старцев(Иоиль. 1:14). А они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу; ибо между театром и синагогою нет никакого различия…

… Итак подумайте, с кем имеют общение постящиеся теперь? С теми, которые кричали: “Распни, распни Его!(Лк. 23:21); с теми, которые говорили: “Кровь Его на нас и на детях наших(Мф. 27:25). Осмелился ли бы ты подойти к осужденным за покушение на верховную власть и говорить с ними? Не думаю. Как же странно, - с таким старанием избегать сделавших зло человеку, а с оскорбившими Бога иметь общение, и поклонникам Распятого праздновать вместе с распявшими Его? Это не только глупо, но и крайне безумно
» (Против иудеев. Слово первое).

Видишь, как святой обличает пост иудеев не по причине того, что пост греховен (Да не будет!), но по произволению иудеев.

иудейский_пост
(иудейский пост)

Да что пост – и праздники стали у низ мерзкими, на что им указал Господь:

«Но праздники их, скажете, имеют в себе что-то важное и великое! - И их сделали они нечистыми. Послушай пророков, или лучше, послушай самого Бога, какое сильное отвращение показывает Он к ним: “Ненавижу, отвергаю праздники ваши(Ам. 5:21). Бог ненавидит их, а ты принимаешь в них участие? Не сказано, (что ненавидит) такой-то и такой-то праздник, но вообще все. Хочешь знать, что Бог ненавидит (иудейское) служение Ему посредством тимпанов, цитр, псалтирей и других инструментов? “Удали от Меня, - сказал Он, - шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать(ст. 23). Бог говорит: “Удали от Меня”, - а ты идешь слушать трубы? Но не мерзки ли сами жертвы их и приношения? “Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня(Ис. 1:13). Кадило их - мерзость, а место - не мерзость? И когда же мерзость? Прежде, чем они совершили самое главное злодеяние, - прежде Креста, прежде христоубийства. Так не гораздо ли более (мерзко их кадило) теперь? Что может быть благовоннее кадила? Но Бог судит о приношениях, обращая внимание не на свойство даров, а на расположение приносящих» (Там же).

Пост наша жертва Богу, а, значит, ко благу или ко вреду для нас пост не свойством естества поста определяется, а нашим лишь расположением. И Господь нам об этом говорит прямо:

«Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя:
остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой
» (Мф. 5: 23-24).

Видишь, что и дар, принесенный к алтарю Божьему может и во благо и в погибель быть принесен. А что не размер дара определяет благо или зло опять таки, а исключительно произволение жертвователя, Господь Иисус Христос указывает нам этими словами:

«И сед Иисус прямо сокровищному хранилищу, зряше, како народ мещет медь в сокровищное хранилище. И мнози богатии вметаху многа.
И пришедши едина вдовица убога, вверже лепте две, еже есть кодрант.
И призвав ученики Своя, рече им: аминь глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже вметающих в сокровищное хранилище
» (Мк. 12: 41-43).

И объясняет, почему так:

«вси бо от избытка своего ввергоша: сия же от лишения своего вся, елика имеяше, вверже, все житие свое» (Мк. 12: 44),

Ибо избыток и лишение – суть расположение жертвователя.

5. Но мы достаточно уже говорим о посте, пора рассмотреть такой предмет, как девство. Уж в одном этом слове многие находят исключительно добродетель и свойство это приписывают природе девства. Однако и в этом случае при внимательном рассмотрении мы обнаруживаем, что свойство это вовсе не заложено в природе девства, поскольку само девство может быть делом исключительно не благоугодным и предосудительным. Мало того, часто случается, что девственницы и девственники могут быть нецеломудренны.

А что это не мои собственные размышления, я вновь обращусь к сладкоголосому святителю Иоанну Златоустому, чей кладезь богатства ума и совершенство рассудительности столь безграничны, что могут напоить всех жаждущих приблизиться к благовестию Господа Нашего Иисуса Христа:

«КРАСОТУ девства иудеи презирают, и это нисколько не удивительно, если они не почтили Самого Христа, родившегося от Девы; а язычники восхищаются и поражаются ею; но ревнует о ней одна только Церковь Божья. Дев еретических я никогда не назову девственницами, - во-первых, потому, что они нечисты, так как не обручены одному мужу, как желает блаженный друг Жениха - Христа, когда говорит: "потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2 Кор. 11:2). Хотя это сказано обо всей полноте Церкви, но под этими словами разумеются и девственницы.

Как же могут быть чистыми те, которые не питают любви к одному Мужу, а присоединяют к Нему другого несуществующего бога? Итак, они не могут быть девственницами, во-первых по этой причине; а во-вторых потому, что они, признав брак бесчестным, стали воздерживаться от брака. Приняв же за правило считать брак порочным делом, они заранее лишили себя наград, принадлежащих девству; ибо справедливость требует, чтобы воздерживающиеся от злых дел не венцы получали, а только не подвергались наказанию. И такое установление можно видеть не только в наших, но и внешних (языческих) законах. Убийца, гласят (законы), пусть будет казнен смертью: но не прибавляют: неубивающий пусть получит почести
» (Книга о девстве).

И далее святой добавляет:

«Сами по себе пост и девство ни добро, ни зло, но бывают тем или другим от намерения упражняющихся в них» (Там же).

6. Итак, мы рассмотрели ряд предметов, которым люди по ошибке ли или злонамеренно приписывают свойства отрицательные: вино, спорт, нагота. Также мы рассмотрели в качестве примера два предмета, природе которых также ошибочно часто присваивают свойства положительные: пост и девство.
Но по детальном рассмотрении стало очевидно, что сами по себе все из рассматриваемых предметов не являются ни злом ни добром, а тем или иным их делают только наши намерения, наше произволение.

И что весьма важно не по предмету делать выводы о том, совершен ли в том или ином случае грех, а по детальном рассмотрении расположения использующих предметы, мы убедились тогда, когда увидели, как по ошибочном суждении о предмете человек впадает в грех осуждения, оговора, клеветы. Не останавливается на этом, добавляя ко всем перечисленным грехам грех раздора и раскола в Церкви, сея сомнения и соблазняя своих братьев и сестер.

Это тем более страшно, что наделяя предмет теми свойствами, что на деле зависят от нашего собственного намерения, мы тем самым еще и грешим на Небо. И тут как не вспомнить Иисуса сына Сирахова:

«Вергаяй камень на высоту на главу свою вергает, и язва льстива раздерет струпы» (Сир.27: 28).

Да не произойдет с ними подобное несчастье! Мы же будем бдительны и осторожны в своих суждениях, особенно в увещеваниях к нашим братьям и сестрам исключительно по рассмотрении предмета, а не по рассмотрению произволения пользующихся предметом и да пребудет с нами Милость Господа нашего Иисуса Христа!

Ему же Слава подобает со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Tags: Иоанн Златоуст, Православие, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments