Седмица 12-я по Пятидесятнице.
Успенский пост
Мчч. Фотия, Аникиты и многих с ними (305–306).
Сщмч. Александра Команского, епископа (III); мчч. Памфила и Капитона,
Прп. Паламона Египетского († ?); свт. Мюрдаха (Муртага), еп. Киллалийского (V-VI; Кельт. и Брит.); св. Молэза Девенишского (563; Кельт. и Брит.); прмчч. Геронтия, Серапиона, Германа, Виссариона, Михаила, Отара и Симона Гареджийских (1851; Груз.).
Прмчч. Белогорских: Варлаама (Коноплева), архимандрита, Антония (Арапова), игумена, Сергия (Вершинина), Илии (Попова), Вячеслава (Косожилина), Иоасафа (Сабанцева), Иоанна (Новоселова), иеромонахов, Виссариона (Окулова), Михея (Подкорытова), Матфея (Банникова), Евфимия (Короткова), иеродиаконов, Варнавы (Надеждина), монаха, Гермогена (Боярышнева), Аркадия (Носкова), Евфимия (Шаршилова), иноков, Маркелла (Шаврина), Иоанна (Ротнова), монахов, Сергия (Саматова), инока, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова, Петра, послушников (1918); сщмч. Василия Инфантьева, пресвитера (1918); сщмчч. Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского, Николая Доброумова, пресвитеров (1937); сщмч. Павла Гордовского (1919; УПЦ).
Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 августа); Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 31 августа).
Святые дня, молите Бога о нас!
Память преподобномучеников Белогорских:
(прмч. архимандрит Варлаам Коноплев)
архимандрита Варлаама (Коноплев) и иже с ним убиенных братий Белогорского монастыря: преподобномученика иеромонаха Сергия (Вершинин), преподобномученика иеромонаха Илии (Попов), преподобномученика иеромонаха Вячеслава (Косожилин), преподобномученика иеромонаха Иоасафа (Сабинцев (Сабанцев?)), преподобномученика иеромонаха Иоанна (Новоселов), преподобномученика игумена Антония (Арапов), преподобномученика иеродиакона Михея (Подкорытов), преподобномученика иеродиакона Виссариона (Окулов), преподобномученика иеродиакона Матфея (Банников), преподобномученика монаха Евфимия (Шаршилов), преподобномученика монаха Варнавы (Надеждин), преподобномученика монаха Димитрия (Созинов?), преподобномученика монаха Саввы (Колмогоров), преподобномученика монаха Гермогена (Боярышнев), преподобномученика монаха Аркадия (Носков), преподобномученика иеродиакона Евфимия (Коротков), преподобномученика монаха Маркелла (Шаврин), преподобномученика послушника Иоанна (Иоанн), преподобномученика послушника Иакова (Данилов), преодобномученика послушника Петра (?), преподобномученика рясофорного послушника Иакова (Старцев), преподобномученика послушника Александра (Арапов), преподобномученика послушнника Феодора (Белкин), преподобномученика послушника Петра (Рочев?), преподобномученика послушника Сергия (?), преподобномученика послушника Алексия (Коротков),
(Коноплев Василий Ефимович, +25.08.1918, Вершинин Александр Гаврилович, +10.10.1918, Попов Яков Васильевич, +01.10.1918, Косожилин Андрей Ефимович, +12.08.1918, Сабинцев (Сабанцев?) Иван Романович, +10.10.1918, Новоселов Яков Адрианович, +14.10.1918, Арапов, +..1919, Подкорытов Петр Игнатьевич, +.11.1918, Окулов Василий Исидорович, +14.10.1918, Банников Михаил Яковлевич, +14.10.1918, Шаршилов Емельян Николаевич, +19.10.1918, Надеждин Венедикт Александрович, +.01.1919, Созинов? /.../ Федорович, +10.10.1918, Колмогоров /.../ Тимофеевич, +.11.1918, Боярышнев Александр Иванович, +06.10.1918, Носков Андрей Семенович, +14.10.1918, Коротков Владимир Трофимович, +09.02.1918, Шаврин Михаил Луппович, +14.10.1918, Иоанн, +..1918, Данилов Яков Иванович, +10.10.1918, Петр, +..1918, Старцев, +10.10.1918, Арапов Александр Васильевич, +10.10.1918, Белкин Федор Андреевич, +10.10.1918, Рочев? Петр Харлампиевич, +..1918, Сергий, +..1918, Коротков Алексей Трофимович, +09.02.1918)
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв) родился в 1858 году в Юго-Кнауфском заводе Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев.
В автобиографии, в которой преподобномученик описал свои поиски истины и приход в Православную Церковь, он так рассказывал о себе: «На десятом году я выучился грамоте; молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами; когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание. Всё свободное время я отдавал чтению книг, покупая их или прося у других для прочтения. И постепенно стал разгораться во мне дух к Богу — я размышлял о вере, о расколе, о Православной Восточной Церкви, размышлял о священстве, без которого, видел, спастись нельзя. В этих думах я забывал всё. Ночью часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами, просил Господа: «Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения; скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою». И ещё просил указать, в какой Церкви и через каких пастырей благодать Святого Духа действует».
До тридцати пяти лет Василий был постоянно в размышлении о Церкви, стараясь уразуметь Евангельские, апостольские и прочие Писания, находя их зачастую несходными с писаниями о Церкви и священстве у старообрядцев. В это время он много путешествовал, посещал старообрядцев-беспоповцев, присутствовал на их беседах. Перелом в поисках истины совершил чудесный случай в неделю Всех святых, когда Василий уехал в Саратовскую губернию в старообрядческую обитель.
Там он усердно молился: «Милостиве Господи, как мне уразуметь о Церкви Твоей святой; не хочу быть раскольником, но не знаю, как уразуметь раздоры церковные, не знаю, какая половина ошибается, то ли старообрядцы что-то недопонимают, то ли Церкви Восточная или Греко-Российская погрешают. Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения; если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодатных даров, то во время торжества духовенства на Белой Горе, во время их молебна, пошли, Господи, в это знойное время дождь обильный на землю, чтобы мне уразуметь, что через их пастырей действует благодать Святого Духа». И, действительно, по дороге домой он услышал разговор, что на Белой Горе среди торжественного молебна сошёл на землю обильный дождь.
В результате своих поисков Василий Коноплёв в 90-х годах XIX века через таинство миропомазания присоединился к Православной Церкви. Соединился с Церковью и его отец Евфим Тихонович — ему было тогда семьдесят пять лет — а также младшие его братья Антон и Павел с женами и детьми и семейство старшей сестры. Всего присоединилось девятнадцать человек.
В ноябре 1893 года Василий был пострижен в рясофор, и поселился на Белой Горе. Постепенно к нему стали собираться все желающие монашеского жития. К 1894 году собралось двенадцать человек. 1 февраля 1894 года Василий принял постриг в монашество с именем Варлаам, а на следующий день он был рукоположен в иеродиакона. 22 февраля во время освящения престола в малом храме во имя Святителя Николая его рукоположили в иеромонаха.
С этого времени отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе, получившего впоследствии название Уральского Афона. Он восстановил Православное уставное Богослужение и, памятуя, что монастырь миссионерский, поставил на должную высоту проповедь, которая звучала в нём утром и вечером. Ни одно богослужение не оставалось без поучения.
В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке: «Отец Варлаам — руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди — миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличался особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамскаго края... Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нём есть неотразимая сила. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье батюшки, но он никому не отказывал в совете. Великие таинства совершались в его тесной келье: здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости. Четверть века Белогородская обитель утешала страждущих».
В первых числах июня 1917 года в обители состоялось последнее величественное торжество — освящение Белогорского собора. Были посланы приглашения всем благодетелям и посетителям обители, а также отпечатаны и разосланы по всей России извещения о предстоящем торжестве. 2 июня в обитель приехал священномученик епископ Пермский Андроник (Никольский, память 7 июня); 5 июня стали прибывать в монастырь из окрестных селений крестные ходы с многочисленными богомольцами. Пройдя долгий путь при дневном летнем зное и пыли, они не выказывали утомления, лица многих были радостны, на них лежал отпечаток какого-то неземного состояния. Храмы не вмещали паломников, и богослужения совершались прямо под открытым небом; всенощные, панихиды или молебны — повсюду славилось имя Божие. И сама природа, казалось, внимала этому дивному зрелищу; не было ветра, свечи не гасли, так было тихо и хорошо.
(Белогорский Николаевский мужской монастырь, начало XX века)
Прошёл год со времени освящения собора. В августе 1918 года большевики захватили обитель. В главном алтаре собора красноармейцы разворотили и осквернили престол. В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни. Многие монахи были после зверских пыток убиты.
12 (25) августа красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама и по дороге в уездный город Осу расстреляли его. Мученическую кончину приняли и многие монахи обители. Их имена: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний; иеродиаконы Михей, Виссарион, Матвей, Евфимий; монахи Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл; послушники Иоанн, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий, Алексий. Могилы мучеников были скрыты властями и пребывают в неизвестности.
(Белогорский Николаевский мужской монастырь в наше время восстанавливается. Фото 2011 года)
Прославлены в 1998 году как местночтимые святые Пермской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Как еще закончили свои земные дни некоторые из Белогорских преподобномучеников:
(прмч. иеромонах Антоний Арапов)
Преподобномученик Антоний (Арапов) родился в Иркутске в 1880 году. С 1897 года подвизался в Белогорском во имя свт. Николая Чудотворца мужском монастыре Пермской епархии. 22 июня 1905 года в Серафимо-Алексиевском скиту монастыря рукоположен во иеродиакона и вскоре во иеромонаха. В 1909 году назначен благочинным Белогорской обители, в 1911 году – казначеем, затем – и.о. настоятеля монастыря во время отсутствия в обители настоятеля священномученика архимандрита Варлаама (Коноплёва). 29 июня 1917 года возведен в сан игумена. Заботами игумена Антония в монастыре было завершено строительство собора в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Проповеди о.Антония регулярно печатались в Пермских «Епархиальных ведомостях». После зверского убийства большевиками священномученика Варлаама игумен Антоний был назначен настоятелем Белогорского монастыря. В 1919 году с частью братии ушел с отступающими войсками адмирала А.В. Колчака. После вступления Красной Армии в Иркутск был арестован и расстрелян. 2 июля 1998 года канонизирован в лике местночтимых святых Пермской епархии, общецерковное почитание установлено на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года.
Преподобномученик Виссарион (в миру Окулов Василий Исидорович) родился 26 февраля 1880 года в селе Никитино Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Был женат. После того как супруги по обоюдному согласию приняли решение о принятии монашеского пострига, Окулов 15 сентября 1909 года поступил в Белогорский во имя святителя Николая монастырь в Осинском уезде. 25 апреля 1916 года был принят в число послушников. 1 мая следующего года пострижен в монашество, в тот же день его супруга приняла постриг в Казанской иконы Божией Матери женском монастыре в деревне Бахаревой (Бахаревке) Пермского уезда. 8 октября 1917 года Соликамским епископом священномучеником Феофаном (Ильменским) монах Виссарион был рукоположен во диакона. 16 ноября назначен исполняющим обязанности казначея архиерейского дома. После прихода в Пермском крае к власти большевиков иеродиакона Виссариона арестовали, отправили в Пермь на принудительные работы. 28 октября 1918 года за отказ от работ он был живым брошен в Каму. Виссарион (Окулов) причтен к лику местночтимых святых Пермской епархии 2 июля 1998 года. Включен в Собор новомучеников для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Тропарь Белогорским преподобномученикам
глас 4
Земли нашея Белоградския / новомученицы и исповедницы: / святителие Никодиме, Онуфрие и Антоние, / с вами же – иерее, диакони и миряне благочестивии, / в житии своем светом Христовым просиявшии, / за Негоже добре страдавшии и венчавшиися, / и ныне нас, во трудех и службах сущих, / предстательством своим вразумляющии и укрепляющии / ко возрождению и возвышению Православия! / Христа Бога молите / мир и благоденствие Отечеству нашему даровати / и душам нашим — велию милость.
Кондак Белогорским преподобномученикам
глас 8
Избранных святителей и мучеников Божиих / достойнии сонаследницы, / яко приявшии благодать победительную, / нам, ныне во странствии сущим / премудрость и силу от Господа испросите, / да благодарственно к вам взываем: / радуйтеся, земли Белоградския похвало и утверждение!
Молитва Белогорским преподобномученикам
О святии славнии и добропобеднии новомученицы и исповедницы земли Белоградския: архипастырие и пастырие, монашествующии и мирстии, во всяцем роде и звании добре подвиг свой совершившии и веру Христову даже до кончины соблюдшии!
Вы в годину гонений лютых и братоубийственныя брани, постигшую страну нашу от безбожников и отступников, на неправедных судилищах, во всяческих обстояниих и пленениих, темничных заточениих и пропастех земных, явили есте образы непоколебимыя веры, терпения, кротости и упования на волю Божию. От страданий же и крове вашея, яко от семене добраго, вера и Церковь Христова возрастают. Вемы бо, яко ныне в одеждех белых у Престола Небеснаго предстоите и нам во служении и трудах благодатно содействуете.
Память вашу соборне почитающе, прилежно молим: испросите убо у Всемогущаго Владыки земному Отечеству нашему мир, благоденствие и процветание, веры православныя утверждение, ересей и расколов низложение, архипастырем, пастырем и служителем Церкви — благодатней помощи к достойному служению, еще же и дар прозрения и рассуждения духовнаго; власть предержащим — мудрое правление, христолюбивому воинству — сил духовных и телесных укрепление, всему же народу Божию — вся яже ко спасению прошения, да молитвами Пресвятыя Богородицы, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательством честных Небесных Сил Бесплотных, святых славных и всехвальных апостолов, добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец и всех святых достойни будем в день Праведнаго Суда деснаго стояния пред Престолом Триединаго Божества – Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Мученики Фотий и Аникита
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284-305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.
Племянник мученика – святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги – ничто!» Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!». Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась.
Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: «Мы христиане!» Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.
Кондак мученикам Фотию и Аниките
глас 2
Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.
Святитель Мюрдах Киллалийский (Muredach), епископ
Святой Мюрдах был учеником и, быть может, родственником святого Патрика, первым епископом в Киллала (Killala, ирл.: Cell Alaid), что в Ирландии. Он был хиротнисан святым Патриком в 442 или 443 году. Впоследствии он был отшельником на острове Иннсмюррэй (Innesmurray), названным так в его память.
Мученики Памфил и Капитон
Мученики Памфил и Капитон были усечены мечом в местности Оливрии, близ Константинополя.
Преподобный Паламон Египетский
Преподобный Паламон Египетский подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, прославился совершенством своей духовной жизни и иноческими подвигами во славу Господа Бога.
Тропарь преподобных (общий)
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Священномученик Александр Команский, епископ
Святитель Александр, епископ Команский, жил в III веке недалеко от Неокесарии. Он изучил Священное Писание, знал многие науки. Приняв на себя подвиг юродства, святой жил в бедности, занимаясь продажей угля на городской площади. Многие, видя его лицо всегда черным от угольной пыли, относились к нему с презрением. Когда в Комане умер епископ, то одни предлагали избрать нового предстоятеля из знати, другие – ученого или красноречивого, третьи – богатого. Тогда святитель Григорий Неокесарийский (память 17 ноября), приглашенный для посвящения избранника, указал, что епископ должен иметь не внешние только достоинства и отличия, но прежде всего, чистое сердце и святую жизнь. Эти слова вызвали у некоторых усмешку: «Если не смотреть на внешний вид и благородство происхождения, то и Александр угольщик может быть поставлен епископом». Святитель Григорий подумал, что не без Промысла Божия был упомянут этот человек, и просил вызвать его.
Появление святого среди собравшихся вызвало смех. Почтительно обратившись к святителю Григорию, святой Александр стоял, углубившись в себя, не обращая внимания на насмешки; святитель испытал его, и угольщик вынужден был открыть, что он прежде был философом, изучил Священное Писание, но ради Бога принял на себя добровольную нищету и смирение. Тогда святитель Григорий взял угольщика к себе в дом, где он смыл грязь, и его одели в чистые одежды.
Вернувшись на Собор, святитель Григорий начал при всех предлагать ему вопросы из Священного Писания, на которые святой Александр отвечал как знающий и мудрый пастырь. Увидев это, присутствовавшие удивились его смирению и единодушно избрали Александра епископом. Святитель Григорий посвятил его во пресвитера, а затем во епископа. После хиротонии новый Святитель сказал слово народу, исполненное силы и благодати Божией; все радовались, что Господь послал им такого мудрого пастыря. При императоре Диоклитиане (284-305) Святитель мужественно исповедал Христа, отказавшись поклониться идолам, после мучений его бросили в огонь, и там он преставился к Богу.
По некоторым источникам святитель Александр пострадал при императоре Декии (249-251).
Священномученик иерей Николай
(Доброумов Николай Николаевич, +25.08.1937)
Священномученик Николай Николаевич Доброумов родился 24 декабря 1876 года в городе Усть-Сысольске в семье смотрителя Усть-Сысольского Духовного училища. В 1899 году окончил Вологодскую Духовную семинарию и был отправлен в Усть-Сысольский уезд. 21 августа 1899 года епископом Великоустюжским Гавриилом рукоположен во священника к Помоздинской Успенской церкви.
В 1899-1903 годах, был законоучителем в Помоздинских земских мужском и женском училищах. В 1901-1903 годах был законоучителем в Вольдинском сельском училище, параллельно заведовал Роздинской школой грамоты. В 1903 году был утвержден членом попечительского совета V благочиннического округа Усть-Сысольского уезда.
21 марта 1903 года переведен священником в Усть-Куломскую Петропавловскую церковь. В Усть-Куломе работал законоучителем земского училища и заведовал Донской школой грамоты. 20 декабря 1906 года назначен священником Аныбской Спасо-Преображенской церкви.
В 1906 году награжден медалью в память участия в деятельности общества Красного Креста во время Русско-Японской войны. В 1907-1910 годах был законоучителем местной церковноприходской школе Ручевского земского училища Деревянской волости. За усердную и полезную службу 29 марта 1909 года награжден набедренником.
В 1909 году удостоен медали в память 25-летия со времени восстановления церковных школ Александром III. В 1913 году удостоен медали в память 300-летия царствования дома Романовых.
С 1914 года был законоучителем в Лунпокинском земском училище Аныбской волости, где с 1909 года являлся председателем попечительского совета Аныбского прихода. После революции жил в соседнем с Аныбом селе Дон, служил священником в Донской Вознесенской церкви. После закрытия храма в 1935 году совершал требы на дому.
11 августа 1937 года был арестован и содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинен в том, что «у себя на квартире и других устраивал нелегальные сборища церковников, на которых под видом богослужений вел контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства, в частности – против коллективизации, выполнения государственных обязательств, клеветал на налоговую политику советской власти», распространял «слухи пораженческого характера о войне и гибели советской власти». Пытки и многочасовые допросы его дух не сломили, виновным он себя не признал. 23 августа 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10 УК РСФСР осужден к высшей мере наказания, а 25 августа 1937 года расстрелян в Сыктывкаре.
Священный Синод Определением от 6 октября 2001 года причислил иерея Николая Доброумова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Священномученик протоиерей Леонид
(Бирюкович Леонид Платонович, +22.08.1937)
Леонид Платонович Бирюкович родился в 1864 году в с. Ухвала Борисовского уезда в семье потомственного священнослужителя. После окончания Минской духовной Семинарии служил псаломщиком. В 1894 году был рукоположен во иереи. С 1899 года служил настоятелем церкви Успения Божией Матери с. Бродец Игуменского уезда Минской губернии.
Тридцать семь лет жизни отдал отец Леонид на прославление имени Господа в маленькой деревушке Бродец, затерянной среди лесов и болот по течению реки Березина. За это время он снискал неподдельную любовь своих прихожан, которых окормлял неотлучно, несмотря на все трудности послереволюционного времени.
Протоиерея Леонида Бирюковича арестовывали несколько раз.
Впервые – в 1934 году за то, что он имел неосторожность хранить у себя дома несколько золотых монет старой чеканки. Тогда он пробыл в заключении полтора месяца.
Второй раз его лишили свободы в апреле 1935 года. В данном случае все оказалось значительно сложнее.
Между прихожанами церкви, в которой служил отец Леонид, и представителями местных властей вспыхнул конфликт, вызванный решением о закрытии церкви.
Незадолго до этого, предчувствуя недоброе, отец Леонид посетил многих прихожан, собрав среди них подписи за оставление храма действующим. Эти подписи, однако, не помогли. 19 апреля 1935 года в село явились непрошенные гости во главе с председателем местного райисполкома. Вокруг церкви собралось около пятисот ее прихожан. Когда активисты-колхозники двинулись опечатывать храм, со стороны женщин в них полетели камни и палки. Возникло столкновение, после чего активисты отступили. В течение последующих трех суток местные жители охраняли свой приходской храм, попеременно дежуря подле него. Но, конечно, долго так продолжаться не могло, и вскоре церковь закрыли…
Виновными в происшедшем столкновении были объявлены отец Леонид Бирюкович и псаломщица Анна Васильевна Соболь. Обоих незамедлительно арестовали и осудили. Отец Леонид был приговорен к шести годам заключения в концлагере, Анна Соболь – к четырем годам.
Весной 1937 года отца Леонида неожиданно освободили. Причиной тому явилось крайнее ухудшение его здоровья. Как ни как, ему шел 72-й год…
А 18 июля 1937 года отца Леонида арестовали вновь, обвинив в том, что по возвращении из заключения он опять занялся сбором подписей за открытие церкви в Бродце.
Неугомонный старец, прослужив на одном месте почти сорок лет, он никак не мог смириться с тем произволом, который учинили безбожники, закрыв храм.
Отца Леонида допрашивали несколько раз. В конце концов, он отказался давать какие-либо показания ввиду одиозности «следствия».
В «Акте», составленном сотрудниками Березинского НКВД, сохранилась следующая запись: «Сего числа допрошен г. Бирюкович Л.П., который по окончании допроса заявил, что протокол допроса с его слов записан правильно, но подписывать его он категорически отказывается и, в дальнейшем, отвечать на вопросы и разговаривать с представителями НКВД не будет».
После этого отца Леонида стали жестоко избивать, и он вынужден был поставить свою подпись под каждым ответом. При этом однако, отец Леонид не изменил своим взглядам и сохранил верность Господу Богу, не отрекшись от Него даже перед лицом смерти.
22 августа 1937 года протоиерей Леонид Бирюкович был приговорен к расстрелу. Его расстреляли в Минске 25 августа того же зловещего года.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Священномученик Василий (Инфантьев)
Священномученик Василий Инфантьев родился 4 января 1854 года в Окуневской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии в семье священника Иоанна Инфантьева.
В июле 1876 года он окончил курс богословских наук по второму разряду в Уфимской Духовной семинарии.
Окончив Уфимскую Духовную семинарию, Василий Иванович также всю свою жизнь связал с этими двумя сферами деятельности: священническим служением и преподавательским трудом. Женившись, он в декабре 1876 года был рукоположен Преосвященным Митрофаном, епископом Оренбургским и Уральским, в сан священника и направлен для служения к Петро-Павловской церкви села Петухова Челябинского уезда. С первых же дней отец Василий, кроме исполнения пастырских обязанностей, стал преподавать Закон Божий в Петуховском сельском училище, а также был назначен его попечителем. В 1878 году у отца Василия и его матушки Александры Капитоновны родилась первая дочь Людмила.
В 1891 году произошло одно из самых знаменательных событий в жизни станицы, которое, вероятно, произвело глубокое впечатление и на отца Василия. Во время путешествия на Дальний Восток и Японию через станицу проезжал Наследник престола и Августейший Атаман всех казачьих войск будущий Император Николай II. К приезду Цесаревича на площади была устроена украшенная деревянная арка, названная Царскими вратами, по обеим сторонам которой были установлены две старинные чугунные пушки. Согласно обычаям того времени, духовенство должно было встречать представителей Дома Романовых колокольным звоном, в полном праздничном облачении, со святым крестом, иконами и хоругвями.
Казаки провожали Наследника из станицы до самой границы войсковой земли. Дорога, по которой проезжал Цесаревич, стала с тех пор называться Царской.
С 1891 по 1896 год отец Василий исполнял должность духовного следователя по 19-му Благочинию Оренбургской епархии.
В мае 1896 года он был избран депутатом на Челябинский духовно-училищный окружной съезд.
В январе 1904 года отец Василий Инфантьев перешел для служения в Екатеринбургскую епархию и был определен к Покровской церкви Нижне-Баранчинского завода Верхотурского уезда.
С конца 1904 года по 1909 год отец Василий служил в Васильевской церкви села Лебяжского Шадринского уезда, где состоял заведующим и законоучителем Якшинской школы грамоты и законоучителем Лебяжского земского училища. Указом епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира от 7 августа 1909 года батюшка был переведен на настоятельское место в Свято-Троицкой церкви села Мехонского Шадринского уезда, с назначением одновременно и на должность благочинного 2-го округа.
Отец Василий в январе 1916 года был переведен к храму во имя Святителя Димитрия Солунского в селе Таушканском Камышловского уезда. Димитриевский храм был последним, в котором совершал свое служение отец Василий Инфантьев: прошло чуть более года после его назначения, когда началась трагическая смута революции, а затем и гражданской войны.
Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. Начавшееся в мае 1918 года выступление Чехословацкого корпуса крайне обострило военную обстановку. Кроме того, на Урале во многих местах прошли крестьянские антисоветские восстания.
(Церковь Димитрия Солунского - Таушканское - Сухоложский район - Свердловская область)
12/25 июля белые вступили в Екатеринбург. Тяжелые бои разгорелись в районе Ирбитских Вершин, станции Егоршино и под Алапаевском, где формировались части Восточной дивизии Красной армии Г. И. Овчинникова. В состав этой дивизии входил 4-й Уральский стрелковый полк, сформированный в Шадринске. В начале августа этот полк занял позицию деревня Елкина Ирбитские Вершины и станция Антрацит.
Большая часть местного населения эвакуировалась с белыми, часть поразбежалась по полям, и только через несколько дней начала возвращаться. Все более зажиточные бежали, из них многие вступили добровольцами к белым.
Ночью 1-й батальон полка выступил в село Таушканское.
Вот уж и село Таушканское, описывал красноармеец. Ничто, по видимому, не выдавало близкого нашего присутствия. Тихо было в селе. Лишь слышно, как перекликнулись петухи, залаяла где-то собака, прокричала утка, и опять тихо. Кольцом обложили мы село и, приблизившись на близкое расстояние, бросились на ура.
Не ожидавший нас небольшой конный отряд всполошился и беспорядочно начал обстреливаться, но вскоре, севши на коней, поспешил скрыться. Остался один лишь священник которого мы вскоре и разыскали. Как сейчас помню высокую прямую фигуру этого человека с головой, убеленной сединами. Это был тип библейского праотца Авраама. На все вопросы он не давал положительных ответов и упорно отмалчивался. Красные обвинили отца Василия Инфантьева в причастности к набегу на Волостной совет села Таушканского и в расправе с его членами. Всю свою злобу за убийство товарищей они выместили на 64-летнем священнике: тогда же, в ночь на 12/25 августа, он был зверски замучен красноармейцами. Смерть отец Василий принял, как и подобает христианину, мужественно и смиренно.
Больше недели хозяйничали красные в селе, ежедневно отбивая яростные атаки белогвардейцев, после чего батальону было приказано срочно вернуться к деревне Елкиной. Вернувшись в веселом настроении духа, писал позже очевидец событий, долго не спали красноармейцы, долго слышались шутки, смех и веселые залихватские песни под гармонику. Жестокое убийство невинного священника казалось им справедливой местью кровожадным зверям, как называли они белогвардейцев.
Вероятно, только после вступления в село белых тело священника было предано христианскому погребению.
В 2002 году священномученик Василий Инфантьев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.