Седмица 11-я по Пятидесятнице.
Успенский пост
Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния Антиохийского (362).
Прмч. Иова Ущельского (1628); сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских; мч. Понтия (ок. 257); мчч. Кантидия (Кандидия), Кантидиана и Сивла в Египте; прав. Нонны Назианзской, диаконисы, матери Григория Богослова (374); свт. Евфимия I, патриарха Константинопольского (496/512; РПЦЗ); свт. Евфимия II, патриарха Константинопольского (917; Греч.).
Святителя Феоктиста, епископа, Черниговского (1123); прп. Арсения Нового, Паросского (1887; Греч.), память обретения мощей 18 августа н. ст. 1938 года; св. Освальда Нортумбрийского, короля и мч. (642; Кельт. и Брит.).
Сщмч. Стефана Хитрова, пресвитера (1918); мцц. Пузовских: Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии (1919); сщмч. Симона (Шлеева), епископа Уфимского (1921); сщмч. Иоанна Смирнова, диакона (1939).
Святые дня, молите Бога о нас!
Тропарь предпразднства
глас 4
Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.
Кондак предпразднства
глас 4
Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.
Священномученик Симон (Шлеев), епископ
Память 5 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Санкт-Петербургских и Уфимских святых.
Святитель Божий Симон (Шлеев), епископ Уфимский, принял мученическую кончину во дни торжествующего безбожия. Владыка Симон являлся крупнейшим в истории Русской Православной Церкви деятелем единоверия, всю свою жизнь ревностно отстаивавшим истину равночестности старого и нового церковных обрядов, самоценности и значимости единоверия в деле преодоления старообрядческого раскола в Русской Церкви.
Семен Иванович Шлеев родился в 20.04.1873 в с. Явлей Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина-раскольника Ивана Григорьевича Шлеева. 11 апреля 1876 г. в возрасте 3-х лет его сын Семен был присоединен к Православию. В 1889 году Семен Шлеев окончил Лысковское духовное училище. С 1889 г. по 1895 г. обучался в Нижегородской духовной семинарии, которую окончил Семинарию учеником 1-го разряда и вторым учеником класса; удостоен звания Студента Семинарии. По окончании семинарии поступил вольным слушателем в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия.
17 января 1900 года он был рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани во имя Четырех Евангелистов, впоследствии ее настоятель, окружной миссионер Казанской епархии. В 1901г. он издал в Санкт-Петербурге свою первую книгу о единоверии: "Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви". С 1901-1904 гг. совершал миссионерские поездки по Уфимской епархии.
С 7 февраля 1905 года назначается священником Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга на Николаевской улице. В 1906 г. - рождение дочери Ксении. С 22 ноября 1907 года он был назначен настоятелем своего Никольского единоверческого собораи и благочинным единоверческих церквей С-Петербурга. С 1906-1908 гг. издавал в С-Петербурге еженедельный единоверческий журнал "Правда православия". Осенью 1907 г. открыл при Никольском храме реальное единоверческое училище, создал при Никольском храме Никольское единоверческое Братство, избран товарищем председателя Братства. В октябре 1909 г. явился инициатором участия делегации единоверцев С-Петербурга в Московском единоверческом съезде как инициатор и руководитель единоверческого училища. В 1910 г. опубликована его монография: "Единоверие в своем внутреннем развитии". 22-30 января 1912 г. свящ. Симеон Шлеев - устроитель и участник 1-го Всероссийского единоверческого съезда (С-Петербург), избран почетным секретарем съезда.
27 августа 1913 г. открыл полноправную женскую гимназию при единоверческом Братстве. В том же году стал председателем Попечительского совета гимназии и директором братского реального единоверческого училища. С 10 августа 1914 г. – 1917 г. состоял председателем Попечительского совета о воинах и их семьях. В 1916 г. овдовел после безвременной кончины супруги Екатерины Федоровны.
917 г. май-август - член Предсоборного Совета. С 6 мая 1917 г. - член учрежденного при Св. Синоде Совета Всероссийских Съездов православных старообрядцев; избран товарищем председателя - Преосвященного Андрея (Ухтомского), епископа Уфимского. 10 июля 1917 г. на Петроградском епархиальном единоверческом съезде избран делегатом на Поместный Собор от единоверцев епархии. 23-28 июля 1917 - организатор и участник 2-го Всероссийского единоверческого съезда в Нижнем Новгороде.
1917-1918гг. – член Священного Собора Российской Православной Церкви по двум мандатам: по участию в Предсоборном Совете и по избранию от единоверцев; участник трудов VI-го Отдела Собора - о единоверии и старообрядчестве.
В мае 1918 г. протоиерей Симеон был пострижен в рясофор, а 16 июня 1918 года был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в Александро-Невской Лавре и назначен на новоутвержденную кафедру (единоверческим) епископом Охтенским с подчинением митр. Петроградскому. Таким образом, он стал первым единоверческим епископом, получив благодать архиерейского служения от Святейшего Патриарха Тихона. Хиротония была совершена по старопечатным книгам.
Епископ Симон - автор ряда трудов по единоверию и издатель единоверческого журнала, участник трудов Предсоборного Присутствия (1906 г.), один из активнейших организаторов Московского (1909 г.) и Первого (1912 г.) и Второго (1917 г.) Всероссийских съездов единоверцев, участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг.
С 1920 года епископ Симон стал единоверческим епископом Уфимским, а в феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом. Епископ Симон пользовался огромным авторитетом. По соизволению Божию, «временное управление» перешло для священномученика Симона в вечность предстояния Престолу Господню как сугубого молитвенника за всю православную уфимскую паству и уфимскую землю. Владыка был убит в Уфе недалеко от дома после всенощной двумя выстрелами из револьвера 5 (18) августа 1921 года. Две монахини, сопровождавшие его на пути домой, свидетельствовали, что уже возле дома из кустов вышли двое в кожанках и выстрелили в епископа Симона, после чего сразу скрылись. О грабеже, как гласила официальная версия, здесь не было и речи. Был похоронен в уфимском Воскресенском кафедральном соборе. В 1932 г. в ночь с 25-го на 26-е июля перезахоронен на Сергиевское кладбище г. Уфы; обнаружено нетление останков Святителя.
(Епископ Симон (Шлеев) в гробу после убийства его неизвестными. 18 августа 1921 г.)
В 1981 г. был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей.
По представлению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, священномученик Симон, епископ Уфимский, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания с установлением памяти 5/18 августа (день мученической кончины) и Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02 (Собор новомучеников и исповедников Российских).
О Соборе Уфимских святых, в состав которого включен и священномученик Симон, можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/147239.html
Тропарь
глас 5
Днесь восхваляем Тя, Церкве Православныя светильниче и земли Уфимския украшение, пастырю предивный и истинныя веры проповедниче, ревнителю о благе церковном пречудный, пострадав бо ради веры мужески, высоту нам смиренномудрия показа, зриши Господа в небесех светлейше. Тем же в вышних венцем славы украшен, вся люди в Православии утвердил еси, иноверныя просвещая и чудную Богоматерь славя, святителю, отче Симоне, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак
глас 6
Днесь, вернии, духовно торжествующе в празднице святителя Симона, всем нам показавшаго путь в небесныя обители, по стопам Владыки Христа узким путем шедшаго, всем притекающим к тебе в бедах и скорбех скорый помощниче, тем же Господеви молися, даровати душам нашим мир и велию милость.
Святые мученицы Пузовские Евдокия (Шикова), Дария (Тимолина), Дария (Сиушинская) и Мария
(мученицы Пузовские)
Родилась Евдокия Шейкова – блаженная Дуня – 11 / 24 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района), в благочестивой семье. После смерти родителей, Александра и Александры, она воспитывалась в семье дяди, церковного старосты, в которой много молились – не только в храме, но и дома. В детстве с паломниками часто ходила по святым местам.
В 20 лет Дуня сильно заболела: ее парализовало, после чего она уже не вставала на ноги. Постель ее была устроена так: рунье да два голика, на голиках – две суконки, которые носят на ногах. Под голову вместо подушки было положено два худых зипуна. Одеждой блаженной служили тулуп и зипун, накинутый на плечи. Другим зипуном была накрыта голова, а при людях она закрывала им лицо. Когда тулуп истлел, Дунюшка его никому не отдала, а положила на постель. Ничего другого она не позволяла на себя надеть. У нее всегда были одни и те же шерстяные четки. Вместе с послушницами-келейницами подвижница создала подобие иноческой общины.
Молитвенное правило блаженной и ее послушниц отличалось продолжительностью. С восьми часов вечера до двенадцати ночи они пели стихиры, тропари и кондаки святым и Царице Небесной. По вторникам в это время справляли стихиры с акафистом Иверской иконе Божией Матери. Утром начинали молиться с пяти часов, а иной раз по телесной слабости – с шести, и правило продолжалось до полудня. Блаженная молилась в тишине, хожалки также молились про себя: читали Псалтирь, Евангелие, каноны, акафисты, клали поклоны. На утреннем правиле бывали перерывы минут по двадцать. Если в момент отдыха приходил кто-либо с великой скорбью, Дуня принимала, а во время молитвы уже никого не пускала.
После правила ее обращали лицом к иконам, подкладывали под нее рунье, сажали и зажигали все лампады, которых было двенадцать. Блаженная еще полчаса тихо молилась. Затем все пели «Верую…», «Достойно есть…», «Отче наш…», «Заступницу», «Яко необоримую стену…», «Богородице…», «Умилению», «Крест всей вселенной…» Среди этого пения выносили из чулана просфоры: Дуне давали раздробленную, а девушкам по целой. Блаженная просила вымыть ей руки, а перед тем, как принять просфору, плакала и говорила: «Перекрести руки». Она клала кусочки святыни в блюдечко с крещенской водой и повторяла: «Христос Воскресе!». Потом вкушала просфору, запивая крещенской водой, и оставляла немного в блюдечке для келейницы, прочие же девушки стояли у порога и только после Дуни вкушали свои просфоры. Гасили лампады. Когда ее поворачивали, чтобы уложить в постель, она все стены и углы ограждала крестным знамением со словами: «Огради, Господи, Силою Честнаго и Животворящаго Креста».
К веригам, служившим ей поясом, Дунюшка никому не разрешала прикасаться. Рубаху она не меняла, пока та не истлеет. Руки, которыми открывала Писание, раз в год мыла с мылом по локоть, затем обливала их в тазу с добавлением святой воды; ноги мыла до колен и обливала простой водой, а тело никогда не мыла. Во время мытья, прислонив голову к поддерживающей ее послушнице, Дуня всегда сама держала зажженную свечу.
Специально приготовленной пищи подвижница не употребляла и редко ела картошку с разварки. В последний год жизни мученицы печку почти не топили. Рыбу Дуня ела редко, мяса не вкушала от юности и говорила: «Кто ест мягкий хлеб, тот не постник». Всякий кусок она крестила со словами «Христос Воскресе!».
Мало кто понимал ее подвиг. Бывало, плачет, жалуется на хожалок, а ведь сама так велит поступать. Как-то Поле Дуняша сказала: «Если я тебя при людях буду ругать, ты не смущайся». «Они меня не моют и рубахи мне не дают», – и заливается слезами.
Нотное и быстрое пение она не любила. Говорила: «Что в книгах есть, все читайте и пойте, разве Святые Отцы писали здесь, чтобы слова-то оставлять?»
Очень любила Дуня с послушницами и со всеми приходившими к ней петь церковные песнопения. Ни в чем блаженная не могла получить утешения, как только в продолжительном пении и чтении. Читала она хорошо, но писать не умела. Читала больше жития святых, книги брали в церкви, но были у нее и свои. Очень почитала Дуня Иверскую икону Царицы Небесной и всем, кто будет приходить к ней на могилку, завещала петь три раза тропарь Иверской. Кончину свою она провидела и была готова к мученичеству.
У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, четвертую, Наташу, за несколько дней до смерти она отослала домой – так сохранился свидетель высоты духовной жизни мученицы. Пятая келейница, Пелагея, Поля, во время ареста находилась рядом с Дуней и все видела, но по промыслу Божиему также осталась в живых ради свидетельства о жизни и страданиях подвижниц.
Погибшая вместе с Дунюшкой мученица Дария Тимагина родилась в конце 70-х годов XIX века. Один из монахов Саровской Пустыни благословил ее идти в келейницы к блаженной, но неверующие родители девушки были против этого. Они сосватали Дарию замуж, но она убежала к Дуне. Ее нашли и, избив, увели домой. Сосватали во второй раз, но она вновь ушла к подвижнице и прожила у нее 20 лет, которые были годами непрестанного молитвенного и постнического труда и послушания.
Вторая мученица, Дария Улыбина, родилась также в конце 70-х годов XIX века, а у Дунюшки подвизалась с 1916 года; отличалась смирением и благочестием.
Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем. После чудесного исцеления она дала обет странствовать по святым местам и, посетив Саров, попала к блаженной. Ради Бога она ушла от своего мужа, который долго ее искал, и никому ничего о себе не рассказывала (потому и фамилия ее неизвестна).
Во время ареста по ложному доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью блаженной Дунюшки ворвались солдаты. Они, не прерываясь, били подвижницу с шести до десяти вечера, таскали за волосы, потом били плетью. Всю ночь мученица терпела страдания; ее стаскивали с постели, топтали ногами. Никого к ней не пускали. Скидывали на пол иконы и попирали их. Так продолжалось до утра. А на другой день попался хороший солдат – не бил ее, она попросила его позвать священника, приобщить ее Святых Таин. И священник выпросил пропуск, исповедовал и причастил Дуню и ее послушниц, а через два часа их расстреляли.
Солдаты снарядили подводу с Пузинскими мужиками – копать могилу. Когда вывели арестанток, то невозможно было равнодушно смотреть на их прекрасные сияющие лица. Они остановились напротив церкви и стали молиться по четками. Тогда их снова начали избивать.
Когда Дуню били, хожалки бросались кто на ноги, кто на тело, пытаясь хоть как-то ее защитить. Затем сели на подводу, Дуня разместилась у Даши на коленях. Лошадь тронулась, все стали креститься. Когда ехали мимо неверующего мужика, Ивана Анисимова, он увидел, что на плечи мученицам садится белый голубь, и куда ударяли, туда он и опускался, и били по голубю. Тут же он уверовал и сказал: «Теперь бы я последнюю корову отдал, только бы не убивали их».
Трое мужиков, Петр, Иван и Макар, постоянно ходившие к Дуне, попытались за нее вступиться, но их избили плетьми. Дуня видела это и говорила: «Смотри, как с них грехи сыплются. Смотри, сейчас с Макара грехи летят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». Петр впоследствии рассказывал, что никакой боли от ударов не чувствовал: «Я бы счастлив был, если бы меня еще раз избили за Дунюшку».
(мученицы Пузовские)
Мучениц привезли к вырытой могиле, посадили около крестов. Дуню и Дашу у одного, Дашу другую – так, а Марию тоже у креста. Потом приступили к расстрелу. Солдат-татарин отказался стрелять, тогда его место занял другой. Первой убили Дуню. Машу застрелили не до смерти, добивали штыком. Хоронили мучениц без гробов. Хотели просто сбросить в яму, но один мужик спрыгнул принимать их тела и покрыл им лица платочками.
Расстреляли подвижниц 5/18 августа 1919 года. И в тот день многие верующие ощущали сильное благоухание от их могилы. Солдаты поручили следить, чтобы не пришел священник и не отпел их. После этого стали видеть на могиле горящую свечу, а над кельей Дуни играющее солнце. Блаженная Дивеевская Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там ангелы поют непрестанно».
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года святые мученицы Евдокия Шейкова, Дария Тимагина, Дария Улыбина и Мария были прославлены в лике святых. Святые мощи мучениц обрели 5 июня 2001 года, и ныне они покоятся в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Суворове. Все, с верою и благоговением поклоняющиеся им, получают благодатную помощь.
(Успенский храм села Суворово)
О нашем путешествии в Суворово к мученицам Пузовским можно почитать тут (там и фотографии храма внутри):
http://filin-dimitry.livejournal.com/632938.html
Тропарь мученице Евдокии Шейковой
Древним подвижником уподобилася еси и долготерпение многострадальное стяжала еси, плоть твою болезнями, постом, нищетою и холодом изнуривши, блаженная мати наша, мученице Евдокие, страдания и смерть за Христа претерпела еси и ныне в горнем Иерусалиме у Престола Божия предстоиши, помози и нам до конца верным Господу быти и твоими молитвами спастися.
Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной
глас 4
Царствия ради Небеснаго мир и вся яже в мире оставили есте, тесноту совершенного послушания возлюбивши, дивныя подвижныцы и Христа ради мученицы в годину лютых испытаний в земли Новгородстей процветшия, блаженныя матери наша Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, помяните нас у Престола Пресвятыя Троицы.
Кондак мученице Евдокии Шейковой
глас 8
Истинныя веры проповеднице безбоязненная, мученице мати наша Евдокие, непрестанною молитвою, бдением и смирением благодать Святаго Духа стяжала еси и души многия ко Христу привела еси, доблестно страдания лютая прияла еси, моли Милостиваго Бога спастися душам нашим.
Кондак мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной
глас 8
Житием праведным к достойному приятию мученичества себе уготовившия без боязни тридневная избиения и смерть претерпели есте Невесты Христовы предивныя блаженныя Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, ныне многими чудесы и исцелении просиявшия, не оставите землю Русскую без покаяния погибнути.
Молитва святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии
О, дивныя подвижницы и заступницы наша мученице Евдокие, Дарие, Дарие и Марие - древних отец подражательницы истинны, в тесноте послушания без разсуждения, бдения и поста изнурительнаго пожившия - ныне к вам прибегаем и, к мощем вашим припадающе, молим вас: о страстотерпицы святыя, незлобивыя агницы, своею кровию Христа ради обагренныя и жестокими предателями тридневно мучимыя и закланныя; о прозорливицы, многия души от гибели вечныя исхитившия и о страданиях прежде кончины от Господа извещенныя, о изцелительницы и чудотворицы не токмо в земли Нижегородстей, но и во всей стране Российстей просиявшия, - не оставите нас во грехах и беззакониих погибнути, но помозите в покаянии истиннем житие наше скончати, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобномученик Иов Ущельский
Память 5 августа и в Соборе Соловецких святых.
Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадепии в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика.
Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в ХVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского).
3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик преподобного описывается так: «Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити"».
Святитель Евфимий I, патриарх Константинопольский
(Патриарх Евфимий I коронует Константина VII Багрянородного в со-императоры)
Родился в Апамее, получил образование в Александрии.
Патриаршество Евфимия I пришлось на годы догматических споров с монофизитами. В сфере церковной политики патриарх следовал изданному имп. Зиноном и Константинопольским патриархом Акакием «Энотикону» (482), предусматривавшему общение Церквей на основе замалчивания решений Халкидонского Собора.
Патриарх Евфимий стремился низложить последовательного противника IV Вселенского Собора Александрийского патриарха Петра III Монга, но ввиду невозможности собрать для этого новый Вселенский Собор ограничился тем, что вычеркнул имя Монга из диптихов и прекратил с ним общение.
Патриаршество Евфимия I отмечено напряженными отношениями между Восточными Церквами и Римской Церковью. Рим занимал строго прохалкидонскую позицию и был против замалчивания решений IV Вселенского Собора в Халкидоне. Несмотря на прекращение общения Евфимия с Петром Монгом, отношения с Римом не были восстановлены. Папа Феликс III (II) (483-492) принял синодику Евфимия и признал его православным, однако не вступил с ним в общение из-за того, что тот не удалил из диптихов имена Константинопольских патриархов Акакия и Фравиты (489-490). Папа Геласий I (492-496) также отказался вступить в общение с Константинопольской Церковью и даже не поставил Евфимия в известность о своем восшествии на престол.
В 490 году Евфимий I запретил силенциарию Анастасию проповедовать в церкви Св. Софии, сочтя его приверженцем ереси Евтихия. 9 апреля 491 года умер имп. Зинон. Овдовевшая имп. Ариадна выбрала себе в супруги Анастасия. Евфимий возражал против его воцарения, считая Анастасия еретиком. Однако под давлением императрицы и синклита патриарх был вынужден согласиться. Он потребовал, чтобы Анастасий произнес православное исповедание веры, и взял с него письменную клятву не вносить смуту в Церковь.
Вскоре по воцарении Анастасия произошел мятеж Лонгина, исавра, брата умершего имп. Зинона. Евфимий занимал по отношению к исаврам благожелательную позицию, чем вызвал недовольство Анастасия. Император все более открыто демонстрировал свои монофизитские симпатии, в связи с чем Евфимий провел около 492 года Собор в Константинополе, утвердивший почитание Халкидонского Собора.
К 495 году отношения патриарха Евфимия и имп. Анастасия были испорчены окончательно. В это время произошло два покушения на патриарха, а император потребовал вернуть ему письменную клятву, данную при вступлении на престол.
В 496 г. Анастасий собрал в Константиполе Собор преданных ему епископов и при большом стечении монахов из Египта и с Востока низложил Евфимия, обвинив его в сговоре с исаврами, и сослал в г. Евхаиты. В результате низложения патриарха в Константинополе произошли народные волнения на ипподроме.
Дата смерти патр. Евфимия точно неизвестна. На основании источников можно заключить, что он умер около 512 года.
Впоследствии Евфимий, а также его преемник Македоний почитались исповедниками, и потому в 518-521 годах православные Константинополя и Востока противостояли требованиям папы Гормизда (514-523) удалить их имена из диптихов в качестве предварительного условия восстановления общения между Восточными Церквами и Римом.
Архиеп. Сергий (Спасский) в своем Месяцеслове помещает память "Св. Евфимия, патриарха константинопольского, † 496" под 5 августа с пометкой: "В 1420 году русский паломник Зосима видел мощи святителя Евфимия в Студийском монастыре".
Святитель Евфимий II, патриарх Константинопольский
Родился около 834 года в Селевкии Исаврийской, родственник св. Григория Декаполита. В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском, затем подвизался в одном из монастырей близ Константинополя.
Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Евфимия с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Евфимия, в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом; для него был построен монастырь в Псамафии (район Константинополя близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890).
В качестве советника императора Евфимий противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Евфимий воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь первой супруги Льва, св. Феофано, а после ее кончины отказался благословить второй брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через два года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Евфимием, вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 года Евфимий удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τὰ ᾿Αϒαθοῦ) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов третьей жены Льва VI Евдокии. Примирение Евфимия с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия (903). В 906 году синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного.
Через год в обстановке церковно-политического кризиса, вызванного четвертым браком Льва VI, заключенным c Зоей Карвонопсиной, патриарх Николай Мистик, обвиненный в сговоре с мятежником Андроником Дукой, был вынужден отречься от престола. Уступая просьбам императора, Евфимий согласился занять патриарший Константинопольский престол, но лишь после того, как Собор с участием посланцев папы и восточных патриархов разрешил возобновить церковное общение Льва VI после его покаяния и после того, как принял отречение Николая Мистика.
Став предстоятелем, свт. Евфимий смог привлечь на свою сторону тех, кто ранее поддерживали бывшего патриарха, в т. ч. влиятельного Арефу, архиеп. Кесарии Каппадокийской; проводя политику примирения, патриарх Евфимий настоял на прощении Никиты Давида Пафлагона, обвиненного в составлении памфлетов на императора и патриарха. Патр. Евфимий короновал Константина VII как соправителя Льва VI, обеспечив тем самым преемственность династии (9 июня 911, [3]). Однако при этом патриарх категорически отказался удовлетворить просьбы о церковном признании Зои Карвонопсины в качестве законной императрицы, а также о прощении пресв. Фомы, изверженного им из сана за совершение бракосочетания Льва VI и Зои.
Сразу после кончины Льва VI (11 мая 912) его брат и преемник имп. Александр организовал низложение Евфимия и вернул на патриарший престол ссыльного Николая Мистика. Вскоре на Соборе в Магнавре Евфимий подвергся осуждению за беззаконное занятие кафедры, был избит и выслан в Агафов монастырь. Архиереи, рукоположенные патр. Евфимием и сослужившие с ним, были преданы церковному осуждению и изгнанию.
Однако авторитет святителя оставался столь велик, что имп. Александр перед смертью (6 июня 913) включил его наряду с патриархом Николаем в состав опекунского совета при малолетнем Константине VII. Это назначение осталось формальностью, т. к. во главе совета встал Николай Мистик; в нач. 914 года он был отстранен от государственных дел вдовствующей имп. Зоей. После того как Евфимий решительно отверг ее предложение вернуться на патриарший престол, патриарх Николай посетил его в Агафовом монастыре, где между бывшими соперниками состоялось полное примирение.
Патриарх Евфимий скончался 4 или 5 августа 917 года в Агафовом монастыре, пробыв 75 лет в иноческом чине. Перед кончиной он распорядился объединить Агафов монастырь с Псамафийским и завещал похоронить себя в часовне Иоанна Предтечи Псамафийского монастыря, рядом с мощами исп. Петра, еп. Гордоринии Фригийской.
Приверженцы патриархов Евфимия и Николая образовали две враждебные партии - евфимитов и николаитов; церковный мир был восстановлен в 920 году на т. н. Соборе единения, подготовленном стараниями имп. Романа I Лакапина.
О жизни свт. Евфимия рассказано в сочинении, известном по единственной (ныне утерянной) рукописи без заглавия и имени автора (опубл. в 1888 К. де Боором под условным названием «Житие Евфимия»; в рус. пер. А. П. Каждана - «Псамафийская хроника»). Повествование, написанное неким монахом Псамафийского монастыря между 932 и 950 годами, сообщает множество ценных сведений по политической истории Византии эпохи Льва VI. В X веке Арефа Кесарийский составил надгробное слово в честь патр. Евфимия. Память свт. Евфимия не встречается в греч. церковных календарях: ни в Константинопольском Синаксаре X в., изданном И. Делеэ, ни в «Синаксаристах» Никодима Святогорца и К. Дукакиса (XIX в.). Однако М. Гедеон приводит дату его литургического почитания (5 августа), указанную в Евангелиарии XI в. из библиотеки Святогробского подворья в Константинополе (№ 426).
Сочинения
Из литературных трудов свт. Евфимия известны проповеди на зачатие св. Анны и в честь Богородицы.
Святитель Феоктист Черниговский
Память 5 августа, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских и Тульских святых.
До вступления на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту, впоследствии святителя Новгородского.
В 1103 году по кончине игумена Иоанна святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря.
В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезницу.
Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой, так что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. "Это же был не огненный столп, но лик ангельский, - писал преподобный Нестор Летописец, - ибо ангел так является, когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид: творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ" (Пс. 103, 4).
В 1113 году митрополитом Никифором он был посвящен во епископа Черниговского.
2 мая 1115 года святитель участвовал в перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, а позднее в Чернигове освятил близ кафедрального собора церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, воздвигнутую в 1120 году князем Давидом Святославич. Благоверным князьям-страстотерпцам святитель посвятил слово в день их памяти.
6 августа 1123 года, в праздник Преображения, святитель Феоктист скончался.
Память святителя отмечается 5 февраля. В одном из списков святых сказано, что он был погребен в Печерском монастыре. К памяти святителя Феоктиста верующие обращаются и 28 сентября, когда он упоминается в 9 песни канона Собора преподобных отцов Ближних пещер.