filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

05 (18) июля 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)


Продолжение...



Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов), архиепископ, обретение мощей

святитель_Иннокентий_Херсонскй_Борисов


Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви.

Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.
В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами Академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.

Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым». Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.
Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.

Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. «Посмотрите, —говорил он, — на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на Весну, украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего»? При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.
Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», — вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.

Желая сохранить развалины древнего Херсона, прославленного крещением великого князя Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму Владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.
Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.

В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

святитель_Иннокентий_Херсонскй_Борисов_1


Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

В 1930-е годы останки святителя Иннокентия были перенесены на Слободское кладбище близ Одессы, а в 1987 году — на братское кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.

В 1997 году святитель был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви, тогда же произошло обретение святых мощей.
В настоящее время мощи святителя хранятся в возрожденном Одесском Преображенском соборе.

Спасо-Преображенский собор, Одесса
(Спасо-Преображенский собор, Одесса)


Тропарь святителю Иннокентию Архиепископу Херсонскому
глас 4
От юных лет прилежа учению благочестия и страху Божию, во благодати Христовой преуспевая, стяжал еси словесная дарования и явился еси неутомимый проповедник спасения, души верных озаряя спасительными смыслы и приводя всех ко исправлению. Святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога дати нам оставление грехов и велию милость.

Тропарь иной святителю Иннокентию Архиепископу Херсонскому
глас 4
Днесь град Херсонский радуется, веселится земля Таврическая, имуще молитвенника святителя Христова Иннокентия, пастыря добра и праведника изряднаго, иже Божия Матери образ Касперовский прославил еси, в крае Новороссийском веру правую утвердил еси. Темже святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.



Преподобные Афанасий Железный посох (основатель Череповецкого Воскресенского монастыря), и Феодосий Череповецкие

Афанасий Железный посох, и Феодосий Череповецкие
(прпп. Сергий Радонежский, Афанасий Железный посох, и Феодосий Череповецкие)

Память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября и в Соборах Вологодских и Радонежских святых

Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий по прозванию "железный посох", и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Здесь поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Возникшая вокруг этого монастыря слобода впоследствии разрослась в город Череповец.
Прозвище "Железный посох" преподобный Афанасий получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти. Он стал вторым настоятелем монастыря, после прп. Феодосия.
Сведений преподобных Афанасии и Феодосии сохранилось мало, так как в Смутное время монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники.

В летописных святцах сказано "преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)". «Описание» по списку Савваитова называет другую дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал двух святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого - основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Ччереповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

Мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких почивают под спудом в Череповецком Воскресенском соборе. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева).
Имя прп. Афанасия Череповецкого встречается под 5 июля в иконописных подлинниках конца XVIII в. и 1830-х годах.

В Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: "Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы".


Преподобная Морвенна Корнуолльская (Morwenna), принцесса

Преподобная Морвенна Корнуолльская


Святая Морвенна, согласно Корнуолльским хроникам, была одной из многих дочерей Брихана (Brychan), короля Брихейниога (Brycheiniog). Она получила образование в Ирландии, прежде чем отправиться в Корнуолл. Здесь Морвенна поселилась в маленькой хижине отшельницы в местечке Хеннаклифф (Hennacliff – «Воронов Утёс»), впоследствии названном Морвенстоу (Morwenstow). Её хижина находилась почти у самой вершины высокого утёса, обращенного в сторону Атлантики, где океан обычно охвачен штормом, но с которого при благоприятной погоде можно было увидеть берега Уэльса. Тут она своими руками построила каменный храм для местных жителей. Подвижница сама носила на голове тяжёлые камни с берега на вершину утёса. Однажды, когда она, неся очередной камень, остановилась передохнуть, по её молитве из камня у её ног тотчас забил источник. Он сохранился по сей день к западу от церкви.

Когда она умирала, к ней пришёл её брат, преподобномученик Нектан Хартлендский, и Морвенна попросила его приподнять её, чтобы она ещё раз смогла увидеть родные берега. Это было в начале VI века (не позднее 510 года), возможно, 24 июля.


Почитание

На стене церкви в Морвенстоу была обнаружена древняя фреска, предположительно изображающая святую. Она представлена измождённой, с книгой или свитком в прижатой к груди левой руке и с правой рукой, поднятой в благословлении коленопреклонённого монаха.

церковь М. Корнуоллской
(Несколько мест и населенных пунктов Корнуолла носят имя святой Морвенны, например Морвенстоу. Возможно, ее мощи находятся под полом церкви в Морвенстоу, где она неоднократно являлась людям в видениях.)


Она иногда отождествлялась со святым Меррином (память 7 июля), но по мнению Добла, этот святой был мужчиной. Святую Морвенну не следует путать с её сестрой, святой Марвенной.


Священноисповедник Палладий, епископ, апостол Шотландии


Святой Палладий (Palladius) был римлянином, и имеется мнение, что он был диаконом римской Церкви. По крайней мере, св. Проспер Аквитанский в своей летописи, сообщает нам о том, что когда Агрикола, известный пелагианец, нанёс ущерб церквям Британии, занеся туда тлетворную ересь, папа Римский Целестин по просьбе диакона Палладия в 429 г. отправил туда св. Германа, епископа Осерского, дабы вернуть британцев в истинную веру. В 431 г. папа Целестин направил Палладия, первого епископа, в Шотландию для утверждения веры во Христа.

Ирландский писатель в Житии св. Патрика говорит, что св. Палладий проповедовал в Ирландии незадолго до Святого Патрика, но вскоре был изгнан из страны королём Лейнстера и вернулся в Северную Англию, где создал свою первую миссию.

После того, как св. Палладий покинул Ирландию, он оказался среди шотландцев в Северной Англии согласно св. Просперу Аквитанскому в консульство Басса (Bassus) и Антиоха (Antochius), в год 431 от Рождества Христова. Он проповедовал там с большим рвением, и создал значительную Церковь, возведя в сан многих достойных последователей (например, Святого Тернана, которого он послал проповедовать пиктам, Сервана).
Шотландские историки сообщают, что вера была насаждена в Северной Англии около 200 года, во времена короля Дональда, когда Виктор был Папой Римским. Все они признают, что Палладий был первым епископом в этой стране и считают его тамошним первым апостолом.

Святой умер в местечке Фордун (англ.) (Fordoun), в пятнадцати милях от Абердина, примерно в 450 году.


Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская

Святая мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская в 304 году, во времена гонений на христиан императоров Максимиана и Диоклетиана, приняла мученическую кончину за смелое и твёрдое исповедание веры Христовой.

Пострадала вместе со святым Феодором, епископом Киринейским (310 г.; память 4/17 июля) в 304 г.


Преподобный Лампад Иринопольский

прп_Лампад_Иринопольский_ Балканы_Сербия_Грачаница_ XIV
(прп. Лампад Иринопольский. Балканы, Сербия, Косово, Грачаница, XIV век.)


Подвизался X веке в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес.



Священномученик Здоровцев Геннадий Николаевич


Память 5 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских


Родился в 1868 году в семье священнослужителя. В 1888 г. окончил курс Ярославской духовной семинарии по 1-му разряду; определен учителем Рыловского земского училища в Даниловском уезде Ярославской губернии.
Через 2 года рукоположен в сан священника к Успенскому храму с. Шарна Любимского уезда.

В 1900 г. переведен в Спасскую церковь с. Элноть того же уезда. Одновременно состоял законоучителем Шарнинской и Пятинской церковноприходских школ и Спасо-Элнотского земского начального училища.
В 1907 г. переведен в Успенский кафедральный собор в Ярославле. Состоял членом попечительства об учениках Ярославской духовной семинарии и членом-казначеем Совета епархиального училища.
С 1914 г. - настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

18 июля 1918 г. расстрелян красноармейцами во время подавления Ярославского восстания.
Прославлен постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 г.




Преподобномученик Киприан Новый, Кутлумушский, Афонский, Константинопольский

Преподобномученик Киприан Новый, Кутлумушский, Афонский, Константинопольский

Память 5 июля и в Соборе Афонских преподобных

Был родом из селения Клицос, что в окрестностях Аграфы в Центральной Греции, в Османских владениях.

Приняв монашество и священнический сан, с двумя соратниками подвизался в келье Святого Георгия, принадлежавшей афонской обители Кутлумуш.

Стяжав полноту монашеских добродетелей, ощутил в сердце жажду страданий за Христа. Подвижник отправился в Фессалоники, пришёл в турецкий суд и смело заявил, что единственно правая вера есть вера во Христа Спасителя и Святую Троицу, а Мухаммед - лжепророк. Судья прогнал его, приняв за сумасшедшего.

Тогда святой отправился в Константинополь и предстал перед судом великого визиря. Он предъявил написанное им письмо, в котором призывал турок отречься от ложной веры и признать Христа истинным Богом. В это время в суде находились христиане-отступники, и Киприан попросил их перевести текст на турецкий язык и прочесть вслух. И вновь его выгнали вон с насмешками и оскорблениями.

С письмом в руках монах отправился на приём к самому визирю. Когда магистрат поинтересовался, по какому делу ему надобно видеть визиря, блаженный ответил, что пришёл дать ему спасение верой в Господа Иисуса Христа и святым крещением. Визирь также принял Киприана за безумца или пьяного и передал его муфтию. Тот понял, что монах - в здравом уме. А поскольку Киприан отказывался от каких-либо уступок в вере, муфтий в гневе приказал обезглавить его в населённом христианами квартале Фанар.

Приговорённый к смерти бежал к месту казни впереди палача. У ворот храма Патриархата святой Киприан стал на колени, перекрестился, восславил Господа, в последний раз прочёл Символ веры, после чего склонил голову под меч. Это случилось 5 июля 1679 года.



Собор Лесобосских святых (греч. Σύναξη Πάντων των εν Λέσβω Αγίων), празднование Православных Церквей греческой традиции




Празднуется во 2-ю неделю по Пятидесятнице (Греч.)

В состав Собора включены:

Пять дев-мучениц в Неанидоре Лесбосском (II, память 5 апреля)
Прп. Феофан Сигрианский, исп., (+ 818, память 12 марта)
Прп. Георгий Митиленский, исп., архиеп. (+ после 820, память 7 апреля)
Прпп. Давид (+ 784), Симеон Новый Столпник (+ 844) и Георгий, еп. (+ 845/846), Митиленские, братья (Греч.) память 1 февраля)
Прп. Феоктиста Паросская (+ 881 ? 889 ? память 9 ноября)
Блж. Фомаида Константинопольская (+ 948, память 3 января)
Свт. Григорий, еп. Ассы близ Ефеса (+ 1150/ок. 1185, память 4 марта)
Прмчч. Рафаил архимандрит и Николай иеродиакон, мц. Ирина отроковица (+ 1463, память Вторник Светлой седмицы)
Свт. Игнатий Мифимнский, митр. (+ 1566, память 14 октября)
Сщмч. Парфений III Константинопольский, патр. (+ 1657, память 24 марта)
Мч. Георгий Митиленский, по прозванию "Пазьянос" (+ 1693, память 14 февраля)
Мч. Георгий (Зорзис) Иверянин (+ 1770, память 2 января)
Сщмч. Николай Митиленский, иерей (+ 1771/1777, память 16 января)
Мч. Феодор Митиленский (+ 1784, память 30 января)
Мч. Феодор Византийский, Митиленский (+ 1795, память 17 февраля)
Прмч. Лука Одринский, Митиленский, Афонский (+ 1802, память 23 марта)
Мчч. Анастасий Панерас и Димитрий Беязис (+ 1816/1819, память 11 августа)
Мч. Константин Агарянин, Афонский (+ 1819, память 2 июня)


Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments