filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

02 (15) июля 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…



Иувеналий (Говорухин), Аляскинский, иеромонах, миссионер, первомученик Американский

От Валаама до Аляски. Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 1990-х. Мастер А. И. Чашкин
(От Валаама до Аляски. Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 1990-х. Мастер А. И. Чашкин)

Память 2 июля, в Соборе Валаамских святых, в Соборе всех святых Аляски, в Соборе первомучеников Американской земли

В миру Говорухин Яков Фёдоров, родился в 1761 году в Екатеринбурге в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. Брат иеродиакона Стефана.
В 1784 году Яков Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках.
В 1791 году был уволен "на собственное пропитание", поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

После учреждения в 1793 году Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) Яков Говорухин был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха.
25 мая 1793 году Яков был пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского.
В состав миссии вошел также родной брат Иакова Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского монастыря, ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апреля 1794 года был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апреля рукоположен во иеродиакона.

По отзыву архим. Иоасафа, "Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту". В другом письме архим. Иоасаф называл Иувеналия "добрым человеком". Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

24 сентября 1794 года миссионеры прибыли на остров Кадьяк, к востоку от полуострова Аляска. В течение двух месяцев Иувеналий вместе с бывшим насельником Коневского монастыря иером. Макарием и толмачами объехали весь остров (один по северному, другой - по южному берегу) и крестили всех местных жителей - кадьякских алеутов. Иером. Иувеналий и иеродиак. Стефан (Говорухин) участвовали также в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова, совершали богослужения в Павловской Гавани. Один из инициаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, намеревался найти в колониях инженера-фортификатора. Но за неимением такового советовал главному правителю русских поселений в Америке А. А. Баранову привлекать для консультаций при планировании крепостей иером. Иувеналия и иеродиак. Стефана, "яко людей, служивших в горных заводах, когда были они в светской жизни, и, следовательно, знающих науки математические… геодезию и архитектуру".

Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и Иувеналий "горели наибольшей ревностью" в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, "малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности". Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут о. Иувеналия: "В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата".
Иером. Иувеналий был назначен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга), в северо-восточной части зал. Аляска, где архим. Иоасаф предполагал устроить не только храм, но и монастырь. Но до цели о. Иувеналий так и не добрался. Капитан Г. Л. Прибылов, ссылаясь на недостаток пресной воды, развернул судно «Три святителя» обратно, к Кадьяку, по дороге остановившись в гавани Нучек на одноименном острове (ныне Хинчинбрук) в вост. части Чугацкого (Чугачского) зал. (ныне зал. Принс-Уильям). На Якутат следом поехали архим. Иоасаф с Барановым.

Иером. Иувеналий остался в Нучеке, где никто из священников ранее не бывал, провел зиму 1795/96 г. в редуте святых Константина и Елены (Константиновском). По некоторым сведениям, его задачей было "успокоение мятущегося бунтующего… народа". Он крестил 746 чугачей. С острова Нучек он перешел на Кенайский полуостров Аляски, где также стал первым миссионером, совершал богослужения в Николаевском редуте - крепости, построенной русскими в 1791 году на северо-западном побережье полуострова. Иером. Иувеналий "переносил обиды, терпел нужды голода и холода и многих обратил к познанию веры", в т. ч. тойона - племенного вождя.
Летом 1796 года о. Иувеналий пробрался в сев. области Аляски, к оз. Илиамна (оз. Шелихова), где, согласно сведениям, приводимым некоторыми авторами XIX в., и в том же году принял мученическую кончину. Баранов в письме Ларионову от 24 июля 1800 года также называл места, где «потерялся» о. Иувеналий,- оз. Илиамна и р. Квичак, вытекающая из него и впадающая «в северное позад Аляксы море».

Отношения миссии с руководством Российско-американской компании были сложными, и миссия не пользовалась охраной с ее стороны. "Я слыхал от некоторых, - писал архим. Иоасаф (Болотов) Шелихову 18 мая 1795 года, - что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: нам бы-де как отправить на тот свет архимандрита да Ювеналия, а прочих как мух придавим". Сторонник Баранова, один из основателей Российско-американской компании, Н. П. Резанов, в свою очередь считал туземцев неподготовленными к принятию христианства, особо отмечал незнание миссионерами их языка. Он писал о кончине о. Иувеналия (6 ноября 1805), не сдерживая досады:

"На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого".

Согласно справке о хозяйственной деятельности компании Шелихова,
летом 1796 года иером. Иувеналий, "не испросив позволения от начальника своего, епископа (тогда еще архимандрита - ред.) Иоасафа, пустился разъезжать по северной части берегов матерой земли и далеко за Аляскою с тремя промышленниками и несколькими новокрещеными из кенайцев убит от тамошних, нам еще не мирных народов".

Существует несколько версий обстоятельств смерти о. Иувеналия. Первая связывает его кончину с распространением им христианской морали среди танаинов (Denaína) или юппик-эскимосов. После крещения одного племени о. Иувеналий запретил туземцам иметь по несколько жен и, кроме того, возвращаясь, убедил старейшину отдать ему всех детей для обучения в школе на Кадьяке. Когда о. Иувеналий ушел с детьми, его противники устроили погоню. Они догнали миссионера. Несмотря на то что отец иеромонах имел при себе оружие, "не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили". Индейцы жестоко избили о. Иувеналия, забрали детей и отправились обратно. Но иеромонах вдруг поднялся и с крестом в руках пошел за удалявшимися мучителями. Увидев это, туземцы стали с еще большей жестокостью бить миссионера. Как только они отошли, он вновь поднялся и последовал за ними. Тогда язычники "искрошили его в куски" и зарыли. Но на месте погребения столб пламени или дыма, "подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови".

В ином варианте повествования передан рассказ местных жителей русским матросам: "Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже, совсем мертвый, три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям". Эта версия обстоятельств гибели иером. Иувеналия - наиболее ранняя, но каннибализм не был свойствен местным жителям.
Согласно другой версии, о. Иувеналия, ориентируясь на голоса людей, подошел к лагерю одного из воюющих племен в районе оз. Илиамна. Стражники, заметив приближающегося человека, посчитали его неприятелем и, приняв в сильном тумане крест в его руках за оружие (или восприняв крестное знамение как жест агрессии), стали стрелять.

Иувеналий (Говорухин), Аляскинский, иеромонах, миссионер, первомученик Американский и его помощник и брат иеродиакон Стефан
(Иувеналий (Говорухин), Аляскинский, иеромонах, миссионер, первомученик Американский и его помощник, возможно мч. Петр Алеутский)


Согласно рассказу 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диак. Василием Орловым, и другим источникам, о. Иувеналий отправился на север, прошел вдоль р. Нушагак и от верховьев р. Кускоквим (Кускокуим) по ее течению вышел на юго-запад Аляски, побережье Берингова м. к зал. Кускоквим. У пос. Куинхагак (Квингагах, Квынкхак, ныне Кинегнак) он погиб от копий и стрел эскимосов-юппиков Центральной Аляски, которые действовали по наущению шамана. Убили и провожатого (провожатых) из числа танаинов. Когда шаман или колдун после убийства священномученика надел на себя его крест, то уже не мог совершать языческие обряды и признал силу креста. Именно это место гибели миссионера, а не окрестности оз. Илиамна, является наиболее вероятным, как показал в неопубликованной работе финский исследователь П. Халламаа.

Местные предания сообщают также, что тело священника было похоронено в горах.
По дороге к Кускоквиму, на оз. Тугияк (Тогиак), в сев. части Бристольского зал. Берингова моря, штурман И. Я. Васильев в 1829 году видел у многих аборигенов медные образа и крест, которые, по его предположению, достались им от о. Иувеналия, "убитого от сего народа около 1796 г. близ селения Квинты" (Кинегнак).

Осенью 1799 году в Охотском море при кораблекрушении погиб иеродиак. Стефан (Говорухин).
Считается, что за время служения иеромонахи Иувеналий и Макарий крестили более 5000 туземцев Русской Америки. После мученической кончины Иувеналия в Николаевском редуте стали совершаться богослужения два раза в месяц. В 1848 году по инициативе свт. Иннокентия (Вениаминова) там была построена церковь в честь Успения Пресв. Богородицы.

Крайне сомнительна подлинность "ежедневного журнала" - дневника о. Иувеналия, обнаруженного в Калифорнийском университете в Беркли, который, вероятно, является подделкой, написанной неким Иваном Петровым.

В 1980 году иером. Иувеналий и отрок Петр Алеут по инициативе Григория (Афонского), еп. Ситкинского и Аляскинского, прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. 18 октября 2004 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя св. Иувеналия было включено в Собор Валаамских святых.



Святитель Арсений, епископ Тверской, память перенесения мощей в 1483 году

святитель_Арсений_Тверской_князь_Михаил_Тверской

Память 2 марта, воскресенье после 29 июня, 2 июля - перенесение мощей в 1483 году, в Соборах Киевских и Тверских святых

Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (+ 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии.

В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (+ 1392).
Нa место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).
Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с братом его Кашинским князем Василием Михайловичем. Святитель Арсений ревностно проповедовал слово Божие и во всем являл пример достойного архипастыря.

Чувствуя приближение своей кончины, тверской князь Михаил Александрович (+ 1399) пришел к святителю Арсению с просьбой постричь его в монахи. Святитель Арсений, благодаря Господа, облек князя в иноческий образ и нарек ему имя Матфей. В течение многих лет епископского служения святитель Арсений построил и освятил соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, в честь Святителя Николая в Старице, обновил каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери и заложил новую соборную колокольню. В 20-ти верстах от Твери в 1397 году на реке Тме им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого стали преподобные Савва и Варсонофий (память 2 марта). принявшие постриг на Святой Афонской горе.

Не забыл святитель Арсений и обители Киево-Печерской, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки, в 4-х верстах от Твери, на урочище Желтикове, в 1394 году основал он монастырь, где построена была тогда же деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтикове монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в Честь Успения Пресвятой Богородицы.

Желтиков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, фото конец XIX века
(Желтиков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, фото конец XIX века)

К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов). Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному» воскресенью (воскресенье после первой седмицы Великого поста, Неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2 марта.

Святитель Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих.

В «Иконописном подлиннике» святитель Арсений описывается следующим образом: «Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи кольцеми наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие».
Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 году. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословении Тверского епископа Вассиана.

На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое — воскрешение рыболова Терентия; второе — дарование сына Иоанну Карташу; третье — исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвертое — исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое — спасение одного человека от удавления; шестое — с покровом святого (когда в 1606 году поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми); седьмое — исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных.
Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Празднование его совершается 2 марта.

Уцелевшая часть колокольни Желтикова монастыря
(в годы лихоления монастырь был разорен. На фото уцелевшая часть колокольни Желтикова монастыря)

Ко второй памяти святителя Арсения, в первое воскресенье после 29 июня, ныне приурочено празднование Собора тверских святых.

Тропарь святителю Арсению, епископу Тверскому
глас 8
Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, и о храме Пречистая вельми подвизався, и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже, яко апостольского престола наместника, и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Арсение, отче наш.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments