Седмица 6-я по Пятидесятнице.
Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне (V).
Свт. Фотия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431); свт. Иувеналия (Ювеналия), патриарха Иерусалимского (ок. 458); свт. Свитина, еп. Винчестерского (862; Кельт. и Брит.); свт. Арсения, еп. Тверского (1409), память перенесения мощей в 1483 году; прп. Монегунды Шартрской (530; Галл.); св. Иувеналия Аляскинского, первомученика Американского (1796).
Икон Божией Матери: Турковицкая (1382); Пожайская; Ахтырская; Феодотьевская; Древо Иессеево.
Святые дня, молите Бога о нас!
Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне (V)
В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.
Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.
Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».
Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.
18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.
Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье», – говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда – храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.
Вскоре, в октябре – ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.
Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской «Хроники Феофана» говорит, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено». Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.
Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, «кагана») Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая». «Убедившись, – писал далее Аскольд, – что это – истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».
Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции – списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. «Руссы, которые подняли руку против Римской державы, – писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, – в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших». (Византийцы считали «подданными» всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) «И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».
Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.
Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.
Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев «матерью градам русским» – это дословный перевод греческого выражения «митрополия Русская». Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой. Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, – славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней «Азбучной молитвы», «летит ныне славянское племя – к Крещению устремились все».
С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых была сказана им непосредственно в дни осады Константинополя, другая – вскоре после ухода русских войск. (Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. – «Христианское чтение», 1882, №№ 9-10). Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии – Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, «Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах» (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М. Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. – «Византийский Временник», том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого «Акафиста Пресвятой Богородице», автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени «начала прозываться Русская Земля». Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда.
Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня).
Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.
В России множество храмов было освещено в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
(Церковь Ризоположения в села Бородаво)
Знаменитая церковь Ризоположения села Бородава (1785) – это деревянная церковь из расположенного неподалеку от знаменитого Ферапонтова монастыря села Бородава, которая была перенесена в Кириллов в зону Кирилло-Белозерского монастыря. На сегодняшний день церковь находится в черте Нового города Кирилло-Белозерского монастыря рядом с северной стеной Ивановского монастыря. Эта церковь - самый старый точно датированный сохранившийся памятник русского деревянного зодчества.
Сохранилась храмовая икона:
(Положение честной ризы Пресвятой Богородицы - храмовая икона Бородавского Ризоположенского храма. 1485 год)
Бородавскую церковь Положения ризы Богоматери освятили ровно через два месяца после окончания строительства митрополичьего Ризоположенского храма в Московском Кремле, сменившего церковь при «каменной полате» митрополита Ионы.
(Церковь Ризоположения Московского Кремля)
Из наиболее старых и известных - Ризоположенский женский монастырь в Суздале (1520-1560 годы основания).
Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове, /
ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, /
державное граду Твоему обложение даровала еси, /
безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, /
о Тебе бо и естество обновляется и время. /
Темже молим Тя мир граду Твоему даровати /
и душам нашим велию милость.
Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы
глас 4
Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.
Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим святыя ризы Твоея / честное положение.
Святитель Фотий Московский, митрополит
Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16 сентября). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.
Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 – февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита – духовное средоточие церковной жизни Руси – не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.
22 года подвизался Святитель в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой «изгоном», то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.
Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году).
Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием «Чин избрания и поставления епископов» (1423), «Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», а также «Духовное завещание», в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).
20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.
Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе (+ 1473, память 9 января) и великом князе Иоанне III (1462 – 1505). Отдельные памяти святителям совершаются: митрополиту Киприану (+ 1406, 16 сентября), митрополиту Фотию (+ 1431, 2 июля), митрополиту Ионе (+ 1461, 31 марта).
Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского
глас 4
Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.
Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского
глас 8
Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.
Святитель Иувеналий (Ювеналий) Иерусалимский, патриарх
Занял престол Святого Града около 422 года. Во время его первосвятительства Церковь была сильно волнуема лжеучениями. При этом патриарх Иувеналий добивался для своей кафедры, прежде подчинённой митрополиту Кесарии Палестинской, высшего иерархического положения. Святейший Иувеналий стал первым епископом Иерусалима воспринявшим титул патриарха и при нём Иерусалимской Православной Церкви была дарована полная автокефалия.
Святой Иувеналий был поборником монашества, другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. В 429 году патриарх освятил храм Лавры, устроенной преподобным.
Поначалу обособлению Иерусалимской Церкви воспротивился святитель Кирилл Александрийский, но вскоре он смягчился. В 431 году, на III Вселенском Соборе в Ефесе патриарх Иувеналий был единомыслен патриархом Кириллом и отверг несторианство.
В 439 году патриарх одарил императрицу Евдокию, много вложившую в благоустройство Церкви Святой Земли, многими святынями, среди которых были вериги апостола Петра.
В то время против Иувеналия восстали другие восточные епископы; говорили даже о его низложении. Когда по вопросу о монофизитстве был созван в Ефесе в 449 году новый Собор, патриарх Иувеналий явился один из его сопредседателей. На Соборе он высказался в пользу патриарха Диоскора, монофизита. Благодаря действиям на этом Соборе, Иувеналий получил от императора Феодосия II рескрипты в которых он был признан патриархом и на Соборе заседал выше патриарха Антиохийского Домна. При этом, хотя в после этого разбойничьего Собора Иувеналий и втал на сторону монофизитов, гонителем православных он не был.
Когда император Феодосий II скончался, Маркиан и Пульхерия высказались за православных и собрали в 451 новый Собор в Халкидоне. IV Вселенский Собор осудил Диоскора и монофизитов, а Иувеналий, несмотря на его разрыв с Диоскором, был исключён из заседаний. Предлагалось даже осудить его, но он принёс повинную. Настоятельные просьбы епископов Палестины и боязнь вызвать новый раскол привели к его помилованию: он был одним из тех, кто редактировали Халкидонское вероопределение и написали послание Римскому святителю Льву. Затем он вступил в соглашение с Антиохийским патриархом Максимом, предоставив ему власть над всей Финикией и Аравией, после чего Собор признал Иувеналия патриархом Иерусалимским, стоящим во главе трех палестинских провинций.
(Халкидонский собор. Император Маркиан и епископы. Миниатюра XVI в.)
Занятие решительной позиции на стороне Православия вовлекло патриарха в непримиримую вражду с монофизитскими монахами Палестины, противопоставившими ему антипатриарха в лице Феодосия. Последний, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову императора Феодосия Евдокию, требовал, чтобы патриарх высказал порицание постановлению Халкидонского Собора. Иувеналий мужественно исповедал Халкидонский догмат перед еретиками и был низложен Феодосием и его сторонниками с патриаршего престола в 452 году. Враги даже подослали к нему убийцу, но тот ошибся и вместо патриарха поразил епископа Скифопольского.
Святитель удалился в оплот Православия - Константинополь, к святому патриарху Анатолию и императору Маркиану. Еретик Феодосий, при поддержке императрицы Евдокии, занял Иерусалимский патриарший престол, но лишь на 18 месяцев. Император Маркиан, уважавший святого Иувеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве: военному начальнику Палестины было приказано изгнать Феодосия, а в Иерусалим ввели войска для усмирения волнений. Патриарх Иувеналий возвратился в Святой Град в 453 году.
Много трудов приложил он для восстановления церковного мира. Императрица Евдокия покаялась пред святителем и вернулась в церковное общение с православными. Вслед за ней возвратилась и большая часть совращенной еретиками Иерусалимской паствы. Патриарх Иувеналий созвал Собор епископов всех провинций Палестины для утверждения Халкидонских определений, что доставило ему признание со стороны папы Римского Льва.
В истории богослужения патриарх Иувеналий известен тем, что перенёс праздник Рождества Христова с 6 января на 25 декабря; до этого Рождество праздновали совместно с Богоявлением.
Устранив мятежные ереси и установив церковное единомыслие и благолепие патриарх Иувеналий мирно скончался среди верной паствы около 458 года.
Тропарь святителю Иувеналию, патриарху Иерусалимскому
глас 4
Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.
Святитель Свитин или Свитун (Swithin, Swithun), епископ Винчестерский, чудотворец
Память 2 июля (преставление), 15 июля (перенесение мощей) и в Соборе Британских и Ирландских святых
Родился в 800 году.
О молодых годах святого Свитина ничего не известно. Согласно грамоте 838 года, он был диаконом Винчестерского епископа Хельмстана и служил при королевском доме. Когда усилились набеги на Англию языческих северных народов, 40-летний Свитин был советником короля Этельвульфа Уэссексского (Aethelwulf of Wessex) по церковным и государственным делам и наставником его сына Альфреда.
30 октября 852 года рукоположен во епископа Винчестерского.
Его епархия, простиравшаяся от острова Уайт до реки Темза, была самым центром английского сопротивления. Святитель Свитин сам свидетельствовал о жестокой битве, когда датский флот появился в Саутгемптоне, и еще об одной - в 860 году, когда викинги безуспешно пытались взять Винчестер.
Святитель Свитин был практичным человеком. Он построил, к примеру, первый мост над рекой Итчен у восточных ворот города Винчестера. На этом мосту святой совершил единственное известное нам чудо при жизни своей. Одна бедная старая женщина шла по этому мосту с корзиной яиц в руках, чтобы продать их на рынке, но споткнулась и упала. Свитин, сжалившись над ней, осенил яйца крестным знамением, и они опять стали целыми. Поэтому святителя иногда изображают держащим мост или с разбитым яйцом у ног.
Святитель Свитин часто обходил свою епархию, строил и приводил в лучшее состояние церкви. Он никогда не ездил на лошади, а передвигался только пешком, причем обычно делал это ночью, чтобы избегнуть людских насмешек. Его сердцу были дороги уединение и простая жизнь. Подпись святителя Свитина стояла на нескольких грамотах того периода, сохранившихся до наших дней. Святитель был активным сторонником введения десятины в стране, он сам убеждал короля Этельвульфа пожертвовать одну десятую часть его королевства Церкви.
В 856 году святой Свитин написал стихотворение «Иудифь». В этом стихотворении история победы Иудифи над ассирийским военачальником Олоферном (по библейской «Книге Иудифи») как бы символизирует освобождение Уэссекса и всей Англии от северных народов битвами при Окли графства Сюррей и при Сандвиче графства Кент в 851 году. Знаменательно, что супругу Уэссексского короля Этельвульфа тоже звали Юдифь. В этом стихотворении (одном из самых благородных и замечательных из тех, что написаны на старом английском языке) ассирийцами изображаются языческие северные народы, евреями – английская нация, а Иудифью – сама Юдифь, королева свободной Англии.
Скончался 2 июля 862 года и был погребен у стен Винчестерского собора (Old Minster) - по своему смирению епископ просил, чтобы его похоронили в простой могиле за западной дверью собора, «под ногами прохожих, а дождь пусть капает с карниза».
После смерти святитель прославился чудесами. Когда эти чудеса стали известны многим, святой епископ Этельвольд и благоверный король Эдгар решили открыть и перенести мощи святителя Свитина. 15 июля 971 года мощи святителя Свитина переложили в специально подготовленную раку и торжественно перенесли в храм.