Святитель Герасим (Добросердов), епископ Астраханский и Енотаевский
Память 24 июня и в Соборе Сибирских святых
В миру Добросердов (урожд. Попов) Егор [Георгий] Иванович, родился 26 октября 1809 года в слободе Бельской Балаганского округа Иркутской губернии, в семье причетника, с юности стремился к монашеству и подвигу юродства.
Обучался в Иркутском духовном училище, Иркутской духовной семинарии. Отличался кротостью и добросердечием, за что ректор семинарии сменил родовую фамилию Попов на Добросердов.
В ноябре 1827 г. из-за странного, по мнению некоторых преподавателей и сверстников, поведения был уволен из семинарии и помещен в дом для умалишенных. Позже по ходатайству губернатора И. Б. Цейдлера Добросердов был переведен в дом для призрения убогих, который называл Эдемом сладости, подвизался здесь в молитве. Вскоре по настоянию старца крестового храма г. Иркутска иером. Нифонта восстановлен в Иркутской духовной семинарии.
В 1829 г. поставлен старшим над архиерейскими певчими, летом 1831 г. Иркутским архиеп. Иринеем (Нестеровичем) был направлен в качестве миссионера в улусы бурят.
10 августа 1832 г. Добросердов окончил духовную семинарию вторым учеником, служил учителем, а затем инспектором Иркутского духовного училища.
Вступил в брак. Сын - свящ. Константин.
12 апреля 1836 г. был рукоположен во священника Иркутским еп. Иннокентием (Александровым), служил в Преображенской церкви Иркутска. На него были возложены обязанности члена Иркутского попечительства о бедных духовного звания и члена духовной консистории.
В 1841-1845 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью магистра, был назначен преподавателем богословия в Тверской духовной семинарии.
Овдовел, 1 марта 1845 г. принял монашеский постриг, 1 октября 1846 г. был возведен в сан игумена, 12 мая 1849 г.- в сан архимандрита.
С 1846 г. служил инспектором и преподавателем всеобщей истории и греч. языка в Кавказской духовной семинарии, с 16 апреля 1849 г.- ректором Кавказской духовной семинарии, с 31 октября 1850 г.- ректором Симбирской духовной семинарии. Избирался председателем комиссий по экономическому устройству семинарий, цензором проповедей, а также директором попечительского общества о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты.
С 1855 г. - ректор Харьковской духовной семинарии, настоятель харьковского Куряжского Преображенского монастыря и благочинный епархиальных монастырей.
С 1860 г. - ректор и профессор богословских наук в Калужской духовной семинарии, настоятель Лихвинского Покровского монастыря и благочинный епархиальных обителей. Общался с насельниками Оптиной пустыни, особо сблизился со схиархим. прп. Моисеем (Путиловым). В 1862 г. участвовал в погребении прп. Моисея и избрании нового настоятеля - прп. Исаакия I (Антимонова).
10 марта 1863 г. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Хиротония была совершена в Александро-Невской лавре.
13 января 1864 г. назначен епископом Ревельским (с 24 июня 1865 именовался Ладожским), викарием Санкт-Петербургской епархии.
Являлся председателем губернского присутствия по обеспечению православного духовенства епархии и вице-президентом Новгородского тюремного комитета, с 1865 г. - председателем миссионерского общества.
26 января 1866 г. возглавил самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, 17 февраля прибыл в Самару.
Трудами епископа Герасима в 1868 г. открылось епархиальное женское училище, на личные средства святителя была учреждена вечная стипендия для воспитанниц, выстроено новое здание духовной семинарии. В духовно-учебных заведениях Самары был введен новый устав, во всех храмах епархии заведены воскресные внебогослужебные собеседования (в т. ч. на чувашском языке), в Самаре - воскресные публичные собеседования с раскольниками. Епископ Герасим рекомендовал всем настоятелям церквей открывать библиотеки. По инициативе святителя началось издание «Самарских епархиальных ведомостей» (1867), открылись комитет Православного миссионерского общества (1871), сиротский дом во имя свт. Николая Чудотворца с церковью, Александровская богадельня, свечной завод (1877). Проявляя заботу о клириках епархии, еп. Герасим в 1867 г. учредил кассу духовенства для обеспечения выбывающих за штат, их вдов и сирот, организовал и возглавил Комитет по обеспечению православного духовенства квартирами и земельными угодьями. Во время постигшего Самарскую губернию бедствия (голода) еп. Герасим лично посетил около ста приходов, терпящих лишения, и утешал пастырей и прихожан. По инициативе преосвященного Герасима в мае 1869 г. началось возведение нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя, были построены загородный архиерейский скит и Иверская часовня (1877) в память избавления от голода в Самаре.
Заботясь о просвещении, преосвященный пожертвовал капитал в 5000 рублей, на проценты с которого утверждена стипендия при Санкт-Петербургской академии. Он выпустил воззвание о прекращении базаров в воскресные дни.
8 декабря 1877 г. еп. Герасим был перемещен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру.
Учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания, много внимания уделял устройству миссионерских станов в Калмыцкой степи и противосектантской работе.
Скончался 24 июня 1880 года в Астрахани. Погребение епископа Герасима в крипте астраханского кафедрального Успенского собора совершил Саратовский еп. Тихон (Покровский).
(Астраханский кафедральный Успенский собор)
Он постоянно ощущал живую связь с Богом. "В течение жизни моей", - говорил Герасим при наречении его во епископа, - "неоднократно уже, хотя и не всегда вразумительно, слышался мне глас Божий". Имея такую возвышенную душу, преосвящ. Герасим мало думал о земном, в нем чувствовалась отчужденность от жизни. На высоте епископской кафедры он мечтал о пустынножительстве и верил в возможность осуществления аскетических идеалов древней Фиваиды. Поэтому о его деятельности в епархии складывалось отрицательное мнение.
Преосвящ. Герасим был добрым, внимательным духовным отцом, умел "наставить, утешить, пожурить, вразумить, успокоить". Особенно привлекал к себе сердца благочестивых и чувствительных женщин. "С отверстым, исполненным участия сердцем" он шел навстречу немощам своих духовных дочерей. Эта деятельность Герасима, как руководителя "боголюбивых жен", встречала двоякую оценку, порождала сплетни. Еп. Герасим со смирением переносил все, будучи твердо уверен в правильности и безвинности своих действий. Благочестивую настроенность он сохранил до последних дней жизни и скончался в полном сознании, произнося свою любимую молитву: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...".
Епископ Герасим (Добросердов) был прославлен в Соборе Сибирских святых в 1984 году.
17 апреля 2005 г. мощи свт. Герасима были подняты для поклонения верующих и поставлены в Успенском соборе Астрахани.
Изображение свт. Герасима помещено на иконах «Собор Сибирских святых» и «Святые, в земле Астраханской просиявшие» (1999) в Успенском соборе.
Преподобный Иоанн Яренгский
(Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские)
Память 3 июля, в Соборах Карельских, Новгородских и Соловецких святых; память прп. Иоанна - 24 июня; память прп. Лонгина - 16 октября
О преподобных отцах наших Иоанне и Лонгине Яренгских вы можете почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/582691.html
Преподобный Афанасий Паросский (Парийский), иеромонах, греч. богослов и просветитель, участник движения колливадов
Родился в 1721 году в деревне Костос на острове Парос, в благочестивой семье. Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине.
В 1745 г. прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, где обучался шесть лет.
Затем Афанасий направился в Афонскую академию, которую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит, а с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник Афанасия.
В 1757 г. Афанасий был назначен преподавателем.
В 1757/58 г. был рукоположен во диакона.
в 1758-1762 гг. руководил греч. школой в Фессалонике. Четыре года Афанасий блистал не только как преподаватель, но и как проповедник. Его слова, насыщенные верой и упованием на Господа, стяжали ему всенародную любовь.
Когда из-за эпидемии чумы школа была закрыта, преподобный Афанасий отправился на остров Корфу, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и риторики. Здесь он учился у Никифора Феотокиса (+ 1800), одного из наиболее образованных церковных деятелей того времени.
Затем некоторое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. Преподобный Афанасий много сделал для развития этого учебного заведения, которое было очень известно вплоть до революции 1821 года.
В 1771-1777 годах возглавлял Афонскую академию. В этот период он был рукоположен во священника св. Макарием Коринфским.
Вместе со святым Никодимом Святогорцем Афанасий принимал участие в трудах по изданию и восстановлению первоисточников православной духовности. Этим трудам, которые были справедливо названы «возрождением Добротолюбия», весьма содействовал и святой иерарх Макарий.
Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен.
Преподобному Афанасию предлагали стать главой Патриаршей школы в Константинополе и обещали поставить епископом, но он решительно отказался, объяснив, что предпочитает славе и материальным благам тишину монашеской жизни и служение народу Божию у себя на родине. Святой подал в отставку и отправился на Парос. Однако во время плавания стало известно о начале русско-турецкой войны, и корабль был вынужден остановиться на Хиосе. Преподобный Афанасий удалился в один из маленьких монастырей на этом острове, чтобы в безмолвии дождаться возможности продолжить путешествие. Вскоре о его присутствии стало известно местным жителям, и они попросили возглавить их школу на Хиосе. Подвижник ответил решительным отказом, но им все же удалось уговорить его по крайней мере преподавать риторику до конца войны. Когда преподобный Афанасий закончил вести курс, война все еще продолжалась. Тогда он стал давать уроки догматического богословия и логики. Его преподавательская деятельность имела такой успех, что по окончании войны местные жители и знатные люди с помощью церковных властей сумели уговорить преподобного возглавить школу.
С 1786 или 1788 по 1811 г. возглавлял философскую школу на острове Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его руководством школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греч. мира.
Только в глубокой старости преподобный Афанасий оставил преподавание и ушел в маленький монастырь св. Георгия вместе с несколькими последователями и бывшими учениками, чтобы наконец обрести тишину, которой желал всю жизнь. В это время святой написал множество сочинений, пополнивших его библиографию, которая состоит в основном из апологетических трактатов, защищающих чистоту православной традиции в противовес западным влияниям. Пламенный ревнитель этой традиции, преподобный Афанасий прежде всего старался сохранить православное понимание веры, исповеданной через принесение в жертву собственной жизни. Именно поэтому он был одним из наиболее активных инициаторов почитания новомучеников.
Во время работы над книгой «Об истинной вере и о том, что есть истинная философия» его постиг апоплексический удар. Он скончался через несколько дней, 24 июня 1813 года. В его келье нашли только простую поношенную одежду, светильник и чернильницу.
Его почитание установлено Константинопольским Патриархатом в январе 1995 г. по прошению Элладской Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Труды
Автор ок. 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них:
• «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса»,
• «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции),
• «Изложение Православной веры»,
• «Объявление истины о святогорской смуте»,
• «О новомучениках»,
• «О поминовении усопших».
Мученик Панагиот Кесарийский
Пострадал от турок в Константинополе в 1765 году. Погребен на кладбище "Живоносный Источник".
Писаревская икона Божией Матери
В XVIII веке, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, на рассвете, жительница села Писаревка (Херсонская область), расположенного на берегу реки Постоловой, пришла к колодцу и увидела плавающую в воде икону. Весть об этом разошлась по всему селу, но никто из местных жителей не мог вынуть святыню из колодца. Проезжавшие через Писаревку странники, которых местные жители называли "чумаками", после общей молитвы подняли икону и с пением перенесли в дом. В этот же день стало известно о первом чуде - во время поднятия иконы житель села, у которого была повреждена рука, прикоснувшись к иконе, почувствовал себя здоровым.
Молва о чудном обретении иконы обошла все окрестные селения, многие болящие, жаждущие исцеления, стали приходить к колодцу за водой, которая стала почитаться чудотворной. Хозяин колодца был очень этим недоволен и засыпал колодец. Вскоре после этого хозяин полностью ослеп и только через 40 лет, перед самой смертью он осознал свой грех и принес покаяние.
Первое время икона находилась в доме женщины, которая первая увидела икону. Через несколько дней после обретения в доме заметили, что на лике Божией Матери появилась влага. Поверхность иконы тщательно вытерли, но влага появлялась вновь и вновь. В народе стали говорить, что икона плачет.
В это время Писаревка не имела своего приходского храма и селяне посещали службу в деревянной церкви с. Гулевцы, возведённой в честь Рождества Божией Матери в 1742 году. По благословению священника образ торжественно перенесли в церковь. Следуя традиции Подольского края, было установлено совершать отпуст (празднование) иконе на Рождество Иоанна Предтечи.
В память о чудесном обретении иконы в колодце прихожане Писаревки придали доске круглую форму и, выражая свою любовь к Царице Небесной, изготовили для неё специальный круглый киот с резной рамой.
В 1885 году в Писаревке тщанием прихода была построена деревянная Покровская церковь. Икона крестным ходом была перенесена в новопостроенный храм, и поставлена в иконостас, где для неё было отведено особое место над царскими вратами. Во время молебнов икона торжественно опускалась для поклонения верующих.
(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Писаревка - Золочевский район - Украина, Харьковская область)
Известны случаи исцелений по молитве перед иконой.
Для иконы был сделан медный чеканный оклад. Вскоре после революции совершался крестный ход с чудотворным образом к Калиновскому кресту. Комсомольцы, препятствующие верующим поклоняться Кресту, прельщённые блеском медного оклада приняли его за золотой, и попытались отобрать икону, но селяне спрятали свою святыню и тайно вернули обратно в храм.
В 1936 году местные активисты-безбожники разрушили храм и свалили все иконы во дворе для сожжения. Когда выбросили чудотворную икону Божией Матери, она скатилась вниз с холма к одному из домов. Безбожники забыли об иконе, а верующие скрыли её в специально сделанном помещении с нишей, в которую поместили образ. Здесь прихожане Писаревки и жители окрестных сел молились Царице Небесной и просили Её заступничества о прекращении гонений на Церковь и верующих.
По приказу сельсовета перед войной из материалов разрушенного храма в центре Писаревки был сооружён клуб. Во время фашистской оккупации, желая получить поддержку населения, в село приехал уполномоченный немецких властей и потребовал у сельского старосты показать ему местную церковь. Узнав о том, что здание церкви уничтожено, приказал в течение суток возвести «кирху» для проведения богослужений. За ночь на клубе были установлены новые кресты и собраны сохранившиеся у селян иконы. Туда же была принесена местночтимая святыня.
С освобождением Писаревки от захватчиков храм был закрыт и перестроен под магазин. Из страха перед властями никто из верующих не решался забрать икону в свой дом, поэтому она сильно пострадала от сырости.
Вскоре икона стала являться в сонном видении одному из местных жителей и он, из страха Божия, решил забрать образ в дом своей матери Матроны. В этом доме, в отдельной молельной комнате, икона пребывала до конца 1960-х годов. По просьбе хозяйки монахиня, проживавшая в соседнем селе после закрытия Браиловского монастыря, сделала для иконы бархатный оклад с вышитой надписью.
Верующие селяне, приходившие к своей иконе, были очень огорчены тем, что лики Богородицы и Младенца были едва видны. Местный художник-самоучка, желая придать иконе благообразный вид, написал поверх образа новое изображение. Поскольку оно получилось грубым и далеким от первоначального образа, новая хранительница иконы, Марфа, предпринимала попытки очистить икону от позднейшей записи, но, не имея навыков, не смогла этого сделать.
В начале 1980-х годов по просьбе священника Владимира Розмана икона была передана в храм села Корделивка. Через несколько лет общиной села Писаревки был возведён новый каменный Покровский храм. В день празднования Казанской иконы Божией Матери жители Корделивки крестным ходом принесли икону в Писаревку, где она с честью была встречена верующими и установлена в храме возле иконостаса.
Трудами настоятеля храма священника Владимира Самойлюка на месте старой сельской церкви был установлен памятный Крест. Сам колодец, где была обретена икона не сохранился, но люди не забывали место обретения чудотворного образа. Рядом с ним теперь установлен поклонный Крест и выкопан новый колодец, вода которого почитается местными жителями целебной. Ежегодно в день обретения иконы возле колодца совершается водосвятный молебен.
В 2003 году по просьбе настоятеля Покровского храма с. Писаревка о. Владимира икона была привезена в Винницу и отреставрирована в иконописной мастерской при храме свщмч. Владимира.