filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

12 (25) июня 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Блаженный Иван Иванович Поташев, Кочетовский, Христа ради юродивый

Блаженный Иван Иванович Поташев, Кочетовский, Христа ради юродивый


Родился 1 января 1839 года в селе Кочетовка Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Родители его, Иван Игнатьевич и Варвара Степановна, были крепостными помещика И.M. Кузнецова.

Уже в отроческие годы проявилось особое устроение его души: он не участвовал в играх сверстников, не помышлял o женитьбе. Иван Поташев, прозванный в народе Иванушкой, пас стадо, шил одежду, читал Часослов и Псалтирь, ходил на богомолье по окрестным храмам и монастырям, был и в Киево-Печерской лавре.

От одного из монахов лавры Иоанн получил благословение на подвиг юродства, и c 26 лет до самой смерти он этот подвиг нес. Как юродивый он принял особые манеры в поведении: начал говорить на непонятном языке, поясняя сказанное жестами рук и выражением лица, качался из сторону в сторону, вертелся на одной ноге. Он жил в абсолютной нищете, в рубище, часто в лесу, ел то, что ему подавали, носил на груди тяжелый железный крест, а в руке тяжелую железную палку. Был любвеобилен, отдавал людям все, что ему подавали, в ответ на насмешки улыбался и дарил детям сладости.

При входе в храм Иоанн оставлял свое юродство и в благочестии был образцом для односельчан. Он часто бывал в храме, по праздникам и воскресеньям молился в алтаре, пел на клиросе. Любил подавать просфоры на проскомидию. Нередко на своем иносказательном языке обличал рассеянно молящихся в храме и тем побуждал их молиться благоговейно. При пении Херувимской песни он или уходил в придельный храм, или бил себя по щекам, или падал ниц, крестообразно сложив руки под головой. Блаженный часто приобщался Святых Таин, исповедуясь на своеобразном языке, который мог понимать его духовный отец: o. Петр, поступив на приход в 1866 году, духовно окормлял Иванушку c первых лет подвижничества до кончины.

Кроме родного c. Кочетовка блаженный посещал c. Головинщино, где в базарные дни ходил по домам для сбора подаяний. И все, что ему подавали добрые люди, он раздавал другим. Так, после пожара, случившегося в Кочетовке 12 августа 1874 года, Иоанн собрал в селе Головинщино более 70 рублей и перед праздником Успения Пресвятой Богородицы все раздал погорельцам. На эти деньги было куплено столько обуви и одежды, что практически каждый из 109 сгоревших дворов получил помощь юродивого.

Иоанн имел от Бога дар предвидения, часто предсказывал пожары, старался предупредить людей o беде. B 1872 году за пять дней до пожара в c. Головинщино Иванушка указал рукой на улицы, которые впоследствии сгорели, и предсказал беду. B 1873 году юродивый предрек, что в Нижнеломовском и Чембарском уездах случится град. Он обратился к своему духовному отцу священнику Петру Белозерскому, и отец Петр его пророчество, сделанное иносказательно, истолковал так, что надо собрать прихожан в храм для общей молитвы, чтобы отвести беду. Так и было сделано: совершили молебен в Михаило-Архангельской церкви, и соборная молитва отклонила беду – засеянные поля в Кочетовке остались невредимыми, в то время как в других местах град побил посевы.

Подвижническая жизнь Ивана Поташева привлекала к нему многих верующих людей, к нему приезжали из Пензы, Пензенской губернии и даже из Санкт-Петербурга. Блаженного почитали уже при жизни за его смирение, кротость, сострадательность к людям, абсолютную незлобивость, доброту и ласку, обильные благодатные дары: прозорливость, предсказания будущего, чудотворную молитву.

Иван Поташев скончался 12 июня 1886 года и был погребен вблизи алтаря приходской церкви, а на могиле его была положена массивная каменная плита с надписью: «Раб Божий Иоанн», в то время как обычно крестьян хоронили на местном кладбище в другой части села и на могилах их ставили деревянные кресты.

Память о блаженном не прервалась в советское время. В 1959 году Кочетовка упоминается в отчете уполномоченного по делам Русской Православной Церкви С.С. Попова как одно из мест паломничества в Пензенской области - богомольцы со всей Пензенской земли, а также из Нижегородской области и Мордовии, посещали могилу Ивана Поташева у полуразрушенного храма и названный его именем «Иванушкин» родник.

К началу XXI века почитание Ивана Поташева существенно расширилось: его почитают верующие Мордовии, Нижегородской, Саратовской, Тамбовской. Ульяновской областей, о чем есть документальные свидетельства. Богомольцы по молитвам к блаженно почившему Ивану Ивановичу Поташеву получают помощь и утешение в жизненных испытаниях, в болезнях.

Блаженный Иван Иванович Поташев, Кочетовский,  прославление 6 октября 2018 года в селе Кочетовка Каменского района
(Блаженный Иван Иванович Поташев, Кочетовский, прославление 6 октября 2018 года в селе Кочетовка Каменского района, Пензенская митрополия)


С 2014 года ежегодно в день его памяти, 12/25 июня, богослужение в Кочетовке совершается соборно главой Пензенской митрополии, епархиальными архиереями и духовенством митрополии при большом стечении народа.

Блаженный Иоанн Кочетовский был причислен к лику святых для местного почитания в Пензенской митрополии решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года.



Блаженный Иоанн Большой колпак, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, память обретения мощей в 1672 году

блаж_Иоанн_Василий_Московские
(Блаженные Иоанн и Василий Московские)
Память 12 июня (обретение мощей), 3 июля, в Соборах Московских, Вологодских и Ростово-Ярославских святых

Блаженный Иоанн родился в конце XV — в первой половине ХVI века. Он известен подвигами благочестия в эпоху, предшествовавшую времени смутному и опасному для Русской земли. Блаженный был уроженцем Вологодской земли. В молодости он трудился на солеваренных заводах, за что его впоследствии называли «Водоносцем». Отсюда он ушел в Ростов, где начал редкий подвиг юродства. На голове он стал носить железный колпак, из-за чего его прозвали «Большим колпаком». Также он носил на пальцах тесные железные кольца, а на теле — тяжелые вериги из крестов. Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу, на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки.

В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским (+1616; память 13/26 января). Посетив его однажды в Ростове (ок. 1580 г.), святой Иоанн пророчески предсказал ему нашествие поляков: «Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных... Но их Святая Троица Своею силою прогонит».

Последние годы своей жизни блаженный Иоанн провел в Москве. Ходил он с распущенными волосами, почти обнаженный, даже и в жестокие морозы. Его поведение было вызовом мирскому самодовольству, поступки и порой загадочные слова намекали на скрытую повседневную жизнь. Блаженный Иоанн часто обращался с откровенным или обличительным словом к сильным мира сего, его знали даже и цари, терпя от него то, что не вынесли бы от другого. Так, царю Борису Годунову часто он говорил слова: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет».

Св. Иоанн сам предсказал свою кончину, испросив у протоиерея Димитрия, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного, место своего упокоения.
В народной памяти остались события, предшествовавшие кончине святого. По пути из храма блаженный исцелил человека, не владевшего ногой: как бы нечаянно святой наступил на нее, и нога стала здорова. Затем он пошел в баню и там, впервые сняв вериги, трижды облился водой, готовясь к погребению. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Затем он лег на лавку, просил у всех прощение и завещал отнести свое тело к гробу блаженного Василия в Покровский храм. С этими словами блаженный Иоанн мирно преставился к Богу 3 июля 1589 (1590) года.

О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора Иоанновича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Блаженный Иоанн являлся и больным, находившимся далеко от Москвы, и они выздоравливали.

Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца, были составлены житие и служба. Мощи святого были обретены нетленными 12 июня 1672 года и погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе. А 17 января 1916 года этот придел был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Память святого совершается в день его блаженной кончины —
3/16 июля и в день обретения его нетленных мощей — 12/25 июня.

собор_Василия_Блаженного_Москва
(Собор Василия Блаженного в Москве (Покровский Собор). Здесь в приделе блаж. Иоанна под спудом покоятся мощи этого святого угодника Божьего)


Тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
глас 8
Иже Христа ради, волею оставив свое отечество — град Вологду/ и вся красная мира сего возненавидев,/ желанием духовным вселился еси во град Ростов/ и, яко в пустыни скитался в нем,/ гладом, и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/ и работая Господеви день и нощь,/ в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/ власы же главы своей пеплом и смолою удручая,/ и, ревнуя Василию блаженному,/ пришел еси в царствующий град Москву/ и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/ преселился еси к вечным обителем,/ чудес лучи испущая,/ преблаженне Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
глас 4
Житие твое воздержанием и терпением,/ благоюроде Иоанне, украсил еси,/ и частыми молитвами и всенощным стоянием/ душу твою просветил еси,/ и обяза тело твое и власы, и кресты с веригами тяжкими,/ многа лета труждаяся до исхода души твоей,/ и прииде на твое преставление из Ростова града/ в царствующий град Москву,/ к Пресвятей Троице и Пречистей Божией Матери,/ и ту погребоша тя святителие,/ и ныне у гроба твоего точиши исцеления приходящим ти с верою./ Моли Бога прилежно с праведным Василием о православных людех./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
глас 8
Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/ образом буйства зрим от человек,/ умныма же крылома горе возлетая,/ все тело свое веригами обязал,/ яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/ очистив ум от страстей,/ веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/ обрете светлость жизни вечныя,/ молим тя, блаженне Иоанне,/ молися прилежно Христу Богу нашему/ сохранитися нам от всякаго навета/ и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/ радуйся, многострадально, яко да молитвами твоими направляеми,/ предстоя присно с нами,/ в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя.

Кондак иной блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
глас 8
Святое и пренепорочное понесл еси самовольное мучение,/ яко вено пречестное, принесл еси тело твое к Пресвятей Троице и Пречистеи Богородице/ и ту сотворил еси честное твое преставление./ Терпением твоим и смирением ангельский лики удивил еси/ и диавола мучителя посрамил еси,/ от человек отгонявши духи темныя,/ различная исцеления подавая./ Радуйся, благоюроде Иоанне, с блаженным Василием,/ и печаль нашу на радость преложи,/ молися прилежно стране Российстей от междоусобныя брани и от безбожных язык избавитися./ Радуйся, земли Российский удобрение и града нашего Москвы великое утверждение.

Молитва первая блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

О предивный угодниче Христов, святый праведный Иоанне, припадающе к раце цельбоносных мощей твоих, лобызаем честный твой образ с верою и усердием нелестным; со изумлением и благого¬вением духа прикасаемся пречудным твоим веригам, якоже иногда Павловым главотяжем и убрусцем, чающе от них действием Вышняго получити цельбу души и телу. Прославляем всемогущество Зиждителя тварей, Егоже ты в жизни сей добродетельными твоими прославил еси, ублажаем равноангельское на земли житие твое, еже ты пощением, бдением и воздержанием преукрасил еси. Проповедуем твердость веры твоея и любве, яже к Богу, темже, благоговейно воспоминающе богоносныя подвиги твоя, из глубины сердец наших вопием ти: предстательством твоим умоли Творца и Владыку всех, да и мы, верою единою одушевляеми, потщимся соблюсти единение духа, препоясавше чресла наша истиною и оболкшеся в брань правды. Ты предстоиши Престолу Агнца, заколеннаго от сложения мира; пролей теплыя молитвы твоя, да тойже Агнец упасет нас и наставит на животныя источники вод и отымет всяку слезу от очей наших любве ради Христовы. Ты тело твое святое постом и бдением и ношением тяжких вериг измождил еси; содействуй твоим ходатайством, да будем и мы выну освещаеми сиянием Незаходимаго Солнца, да будет закон Его светильник ногам нашим и свет стезям нашим. Ты, соединився с Богом, непрестанным Его зрением наслаждаешися и в вечных кровех со Ангелы беседуеши; пособствуй молитвами твоими, да и мы, представивше к житии сем телеса наша жертву живу благоприятну Богови, сподобимся вкусити с тобою небесных немерцаемых благ. Аминь.

Молитва вторая блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

О великий угодниче Христов Иоанне, собравшеся днесь во всечестный храм сей, усердно припадаем к тебе и, любовию ту целующе доблественные подвиги твоя и в них Самого прославляемаго во святых Своих Подвигоположника Христа Спасителя, даровавшаго тебе не точию, еже веровати в Него, но и еже ревностно Ему последовати, похвалами ублажаем и со слезами молим тя: о имый дерзновение ко Христу Спасу, о спасении всех верных ходатае Иоанне! Моли с нами, по неизреченному твоему милосердию, от всех умоляемаго Бога о чадородии безчадных, и о всем отечестве нашем, о всех христоименитых людей, да милостивно не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения и дарует христианскую кончину животу нашему, безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем, на всяком месте во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да Божественною Его благодатию и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, выну прославляем дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Преподообный Онуфрий Катромский, игумен

Память 12 июня и в Соборе Вологодских святых.

Он основал в 1532 г. Николаевский монастырь на Катроме озере в Кадинковском уезде, Вологодской губ., который был упразднен в 1764 г.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments