Святитель Ефрем Антиохийский, патриарх, преподобный
Родом сириец, он был военачальником при императорах Анастасии I и Иустине. Святой отличался добротой, благочестием и состраданием ко всем несчастным.
В 526 году Господь наказал Антиохию за уклонение христиан в ереси Нестория и Евтихия: землетрясение уничтожило этот великолепный город. Погибло громадное число жителей. Патриарх Евфрасий был раздавлен обрушившейся колонной. Для восстановления разрушенного города император направил святого Ефрема. Один из рабочих, епископ, который ради совершения безвестных подвигов удалился от епископства, предсказал святому Ефрему избрание на патриарший престол и просил его не оставлять дел милосердия и твердо бороться с еретиками.
В 527 году святой Ефрем был избран на патриарший престол Антиохийской Церкви. Он твердо и мудро управлял паствой и примером своей жизни, поучениями и посланиями ограждал ее от еретических учений. О силе его веры дает представление следующий случай. Близ Иераполя подвизался столпник, который впал в ересь. Узнав о подвижнике, святой Ефрем пришел к нему и убеждал присоединиться к Православной Церкви. Столпник не соглашался. Он решил устрашить патриарха и предложил разжечь большой костер, чтобы обоим войти в огонь. Костер был разведен, но столпник не отважился войти в него. Патриарх молил Господа Иисуса Христа показать, у кого правая вера, и, сняв омофор, положил в костер. Через три часа дрова сгорели, а омофор святителя был вынут неповрежденным. Столпник отрекся от ереси и присоединился к Церкви.
Святой патриарх Ефрем мирно преставился к Богу в 545 году.
В своих трудах святитель Ефрем защищал учение Православной Церкви о соединении в Лице Господа нашего Иисуса Христа двух естеств - Божеского и человеческого.
Преподобный Афре [Греч. ̓Αθρέ, ̓Ατρέ ], Нутрийский, Египетский
Память в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8/21 июня, в сырную субботу
Отшельник Нитрийский, ученик прп. Ора. Упомянут в составе систематического собрания Apophthegmata Patrum (IV, 86) как современник аввы Памвы и свт. Афанасия Великого.
В коптском собрании Apophthegmata Patrum рассказывается, что пришедшие к старцу Ору монахи удивлялись послушанию Афры. Он ответил им, что это лишь отражение глубокого смирения аввы Ора. Чтобы показать, сколь велико терпение старца, Афре специально испортил часть приготовленной рыбы и, поднося ее старцу, всячески хвалил кушанье. Авва съел рыбу и согласился, что она приготовлена хорошо. Затем, извиняясь, что случайно испортил рыбу, Афре подал старцу превосходно приготовленное блюдо. Тот, отведав, согласился, что кушанье немного испорчено.
До конца жизни Афре пребывал в любви и согласии со своим старцем, который болел в течение 18 лет и преставился в мире.
Преподобный Феофил, Омучский, Лужский, Коневецкий
Феофил происходил из благочестивой семьи поселян-корел, обитателей нынешнего Петербургского края; был обучен грамоте и чтению божественных книг.
Местом иноческих его подвигов была Коневская обитель, где он постригся в монашество, прошел все послушания и поставлен в игумены за святость жизни.
Тяготясь славой и почестями, оказываемыми за высоту подвигов, препод. Феофил искал безмолвия и уединения среди мхов, гор и болот, на берегах речки Омучи, где с 1396 г. проводил жизнь в строгом посте, постоянной молитве и в борьбе с помыслами и нападениями лукавых духов. Однако и здесь подвиги препод. Феофил стали скоро известны, привлекали ревнителей благочестия, которые вместе с преподобным среди глухого края основали Успенскую Омучскую пустынь, наименованную после Феофиловой.
Препод. Феофил дожил до глубокой старости и скончался 29 декабря 1412 года, приняв схиму.
Мощи его почивают под спудом.
Пустынь упразднена в 1764 г. и церковь сделана приходской.
Существует предание, что император Александр I, проезжая мимо этого места, молился у раки препод. Феофил и получил исцеление от простуды, в память чего из суммы Комиссии духовных училищ в 1816 г. были отпущены средства на постройку существующего ныне каменного храма, около которого образовался целый ряд благотворительных учреждений: врачебный пункт, община сестер милосердия и дача для воспитанников СПб. духовного училища.
В начале 1920-х годов село Феофилова Пустынь переименовали в деревню Николаево. В 1931 году церковь закрыли, в здании храма устроили клуб. В 1940 году часть икон из закрытого храма порубили, оставшуюся часть вместе с остатками церковной утвари на лошадях вывезли в Струги-Красные. Тогда же разбили и огромную необыкновенной красоты люстру, которую не смогли осторожно снять. В период оккупации 1941-1944 годов в храме вновь шла служба. После освобождения псковской земли от немецких войск часть храмов (от трети до половины открытых миссионерами) вновь закрыли, но многие церкви и соборы остались действующими. Впоследствии многих священников и мирян, состоявших в Псковской Православной миссии арестовали и репрессировали, и они находились в советских лагерях и тюрьмах (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26-27). В годы Второй мировой войны церковь сильно пострадала в ходе ожесточенных боев за стратегически важный узел дорог. В 1941 году на колокольне находился наблюдательный пункт, с которого артиллерийскими наводчиками корректировался огонь батарей по наступающим немецким дивизиям, рвущимся к Луге. Особенно пострадала западная часть храма с колокольней. После войны местные жители продолжили разрушение храма, растаскивая его развалины на кирпичи.
К 1970-1980 годам от белоснежного каменного красавца-храма, стоявшего на развилке трех дорог, мало что осталось. Над лесом и селом возвышается лишь видная издалека центральная часть храма, увенчанная куполом, опирающимся на четыре столба. Стены и колокольня храма погибли от людского варварства. В послевоенные годы на территории пустыни поставили щеподралку, а позднее — пилораму. Прилегающее к храму кладбище сравняли с землей, а оставшиеся развалины святыни тщетно пытались взорвать динамитом и растащить тракторами. Последняя попытка разобрать остатки церкви на кирпичи предпринималась в 1991 году, но жительницы села не дали свершиться святотатству.
(Феофилова Пустынь (Николаево). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фото Анастасии Лазарь, снято 1 октября 2016 года))
19 сентября 2003 года «в актовом зале администрации района состоялась четвертая сессия районного Собрания депутатов... На сессии было рассмотрено ходатайство жителей деревни Николаеве Хрединской волости о возвращении деревне ее исторического названия — Феофилова Пустынь. Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 октября 2002 года № 182 «О переименовании деревни Николаево Хрединской волости Струго-Красненского района в деревню Феофилова Пустынь» законодатели области поставили окончательную точку в вопросе восстановления прежнего наименования населенного пункта. В соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2003 г. № 375 «О присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов в ... Псковской, Ростовской и Саратовской областях» принято предложение Псковского областного Собрания депутатов, и на картах вновь появилось название, которому шесть с лишним веков.
Мученик Павел Каиюмский
Родился и воспитан в Константинополе. За обличение императора Константина Копронима (740 - 775) в иконоборчестве святого посадили в темницу. На допросах мученик остался непоколебим. Ему отрезали нос, лили на голову кипящую серу со смолой, выкололи глаза и со связанными ногами влачили по улицам. Святой скончался в мучениях 8 июня 766 года.
Спустя 122 года его нетленные мощи были обретены в Каиюмском монастыре и положены в храме Пресвятой Богородицы. В 1222 году святые мощи были перенесены из Константинополя в Венецию.
Благоверный князь Василий Всеволодович Ярославский, Благоверный князь Константин Всеволодович Ярославский, обретение мощей
(святые благоверные князья Василий и Коснтантин Ярославские)
Святые благоверные князья Василий и Константин были единственными сыновьями первого князя ярославского Всеволода Константиновича от брака его с Мариною, дочерью Олега, князя курского. Всеволод Константинович был родным братом князя Василька Ростовского (+1238; память 4/17 февраля).
В 1238 году монголо-татарские орды хана Батыя опустошили область великого княжения. Великий князь Георгий с сыновьями и немногочисленным войском вынужден был отступить в Ярославский удел своего воспитанника Всеволода. Здесь, на реке Сити, их настигли отряды неприятелей. Произошла кровавая сеча, в которой погибли великий князь Георгий и князь Всеволод Ярославский, отец Василия и Константина. Василько Ростовский был пленен и мученически погиб за веру и отечество. К 1238 году относится первое упоминание в летописях о старшем сыне погибшего ярославского князя Василия (родился не позднее 1229 года), как об одном из князей, спасшемся от меча Батыева. Возмужание осиротевших юных князей пришлось на сложное, тяжелое время. Наследование княжения принял на себя старший брат Василий. Ему предстояло укреплять ослабевший дух своих подданных, вселять в них надежду, помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на реке Сити.
Летописи свидетельствуют, что князь Василий Всеволодович в страхе Божием правил княжеством, не вступая в междоусобные споры с соседями. Им были восстановлены и обновлены разрушенные в Ярославских пределах монголо-татарами многие храмы.
В 1239 году князь Василий Всеволодович впервые отправился вместе с другими князьями в Орду «про свою отчину», то есть для того, чтобы получить от хана утверждение на Ярославское княжение; он был отпущен, по свидетельству летописца, ханом Батыем «с честью». Позже Василий Всеволодович еще несколько раз ездил в Орду: в 1244 году с Владимиром Константиновичем, князем угличским; в 1245 году вместе со своим дядей великим князем Ярославом Всеволодовичем. По возвращении из последней поездки к хану он женился на княжне Ксении. У них было двое детей — дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним.
Зимой 1249 году князь Василий Ярославский отправился во Владимир на Клязьме для встречи с родственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским († 1263 г.). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставлся ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюродные братья: ростовский и белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи вместе со своей матерью, а также сам велкий князь Александр Невский — столь велико было их уважение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл в ярославском соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне которого был положен гроб с телом князя Василия Ярославского.
По кончине старшего брата в 1249 году Константин Всеволодович принял правление княжеством. Он укрепил границы своего владения, страдавшие от постоянных набегов ордынцев. 3 июля 1257 года к Ярославлю подступило монголо-татрское полчище. Князь Константин бесстрашно выступил против превосходивших сил неприятеля с малочисленной дружиной. Перейдя на другую сторону реки Которосли, он вышел на гору, где и произошла кровавая битва с татарами. Несмотря на героическое сопротивление, русские были разбиты численно превосходившим противником. Князь Константин геройски пал вместе со своими воинами. Ярославль был жестоко разорен. Гора, где погиб ярославский князь с дружиной, с тех пор стала называться Туговой, как место туги (туга — скорбь, тоска, горе). Тело благоверного страдальца было погребено с честью в соборном Успенском храме, у места упокоения его старшего брата Василия.
В 1501 году в Ярославле произошел пожар, во время которого сгорел кремль и деревянный собор. Когда начали копать рвы для закладки основания нового храма, то обрели два гроба с нетленными телами. По надписям на каменных плитах было определено, что это благоверные князья Василий и Константин Ярославские. По просьбе народа епископ Ярославский в присутствии многочисленного духовенства перенес нетленные мощи из кремля в деревянный храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Известие об этом событии дошло до великого князя московского Иоанна III, который послал из Москвы искусных каменьщиков для постройки соборного храма. Впоследствии он сам прибыл в Ярославль на поклонение святым мощам своих предков.
После окончания строительства кафедрального Успенского собора святые мощи князей Василия и Константина были вновь торжественно перенесены и поставлены открыто в пределе, освященном в их честь, между столпов, с правой стороны, под древними родовыми княжескими иконами. В 1744 году во время большого пожара в соборе святые мощи обгорели, после чего останки их были заключены в ковчеги и вновь положены в Успенском храме, но уже в особо устроенную гробницу. В княжение Василия Ивановича (1526—1533) монахом Пахомием было написано житие Ярославских чудотворцев. Память святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских совершается дважды в год: 3/16 июля — в день битвы на горе Туговой, 8/21 июня — когда были обретены их святые мощи. В тот же день празднуется память Ярославской иконы Божей Матери, по преданию, принесенной в Ярославль благоверными князьми-братьями и с тех пор находившейся в Успенском кафедральном соборе.
Тропарь в честь обретения мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских
глас 2
Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/ Церковь же Божия радуется,/ приемши телеса ваша,/ людие, песненный лик составльше,/ духовною цевницею вопиют:/ ликуй, Василие, радуйся, Константине,/ Ярославлю славо и всей России радосте.
Ин тропарь благоверных князей Василия и Константина Ярославских
глас 8
Возвысившеся на добродетель, к желанию крайнему,/ и достигосте к Небесней высоте,/ благовернии велицыи князи Василие и Константине,/ и безстрастным житием украсисте души своя,/ пощением же изрядно победисте бесовския полки/ и воспримете чистую совесть,/ в молитвах яко безплотнии пребысте,/ возсиясте в мире, аки солнце, преславнии,/ молите спастися душам нашим.
Кондак на обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских
глас 4
Днесь Церковь разширяет недра своя/ и приемлет многоцелебныя мощи ваши,/ добропобеднии страдальцы,/ Василие славне и Константине Богомудре,/ и, яко шипок благовонный, напояется пречудными ароматы,/ богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ,/ от преславных мощей ваших,/ и радостно чад своих созывает вопити, людие:/ радуйся, двоице пречудная, отечеству своему стено необоримая.
Преподобный Зосима Финикийский
Преподобный Зосима был родом финикиянин и родился в приморском финикийском селении Синде, отстоявшем от города Тира на расстоянии двадцати стадий. Упражняясь в подвигах монашества, Зосима воздержанием, постом и иными просиявшими в нем добродетелями исходатайствовал себе столь великую благодать у Бога, что не только пребывал свободным от всякого смущения в своей совести, но и презирал духовными очами своими в отдаленное будущее как настоящее. Его монастырь находился вблизи того селения Синды, в котором он родился.
Однажды случилось ему быть в Кесарии палестинской, где в то время епископом был преподобный Иоанн, по прозванию Хозевит, взятый на епископскую кафедру за добродетельную жизнь против желания из обители Хозевитской, находившейся не очень далеко от Иерусалима, по дороге, ведущей к Иерихону. В том же городе Кесарии проживал некий благородный патриций, по имени Аркесилай, – муж благочестивый, украшенный всякими добродетелями. У него обитал преподобный Зосима, быв принят с честью и радостью. В тот самый момент, когда Антиохия рушилась от землетрясения, старец стал внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать из глубины сердечной воздыхания; и пролил весьма много слез. Затем, попросив кадильницу и наполнив ее ладаном и горящими угольями, он окатил всех находившихся там: после сего он распростерся крестообразно на земле и стал со умилением молиться Богу. Тогда Аркесилай спросил его:
– По какой причине ты так опечалился?
Он во всеуслышание ответил:
– Пред моим слухом пронесся шум от страшного разрушения и падения Антиохии; этот шум звучит и сейчас в ушах моих.
Аркесилай и другие, находившиеся там, удивляясь и ужасаясь, записали тот час, в который изрек преподобный, а затем вскоре ясно узнали, что сказанное старцем было истиной, ибо Антиохия пала в то самое время, когда старец, прослезившись, распростерся для молитвы и предвозвестил о том падении. Было совершено преподобным много и других чудес; упомянем здесь о некоторых из них.
Случилось как-то вышеупомянутому Аркесилаю прийти в находившуюся в Синде обитель преподобного. Обитель же сия отстояла от Кесарии палестинской на расстоянии пятисот стадий. В это время супруга Аркесилая по неосторожности выколола себе глаз спицей и жестоко страдала. Когда святой епископ Иоанн Хозевит узнал об этом, то с поспешностью отправился к ней осмотреть язву и увидал, что ресницы выпали у ней и глаз вышел из своего места. Тогда он приказал одному из врачей, бывших там, взяв губку, вложить выпавший глаз на свое место и привязать затем губку платком.
Когда все это происходило, к Аркесилаю поспешным шагом отправился посланный, дабы сообщить обо всем, случившемся в его доме. Аркесилай в это время находился в синдийской обители и беседовал с преподобным Зосимою. Узнав о происшедшем в его доме, Аркесилай стал горько рыдать и рвать свои волосы. Преподобный Зосима спросил его о причине плача и, получив ответ, пошел во внутреннюю келию свою, в которой по своему обыкновению всегда молился. Затем вскоре вышел к Аркесилаю с веселым и радостным лицом и сказал: «Иди к себе домой с радостью, ибо Хозевит, по дарованной ему от Бога благодати, исцелил твою жену; теперь у ней оба глаза совершенно здоровы; болезнь не причинила ей никакого вреда, ибо она чудесно исцелена Хозевитом».
Эти два чуда совершены были теми двумя праведными мужами в течение одного часа. Святой епископ Иоанн исцелил выколотый глаз женщины, преподобный же Зосима своими духовными очами издалека прозрел то исцеление и сообщил о нем Аркесилаю.
Однажды преподобный Зосима отправился в Кесарию; он взял с собою осла, на которого возложил свои вещи. На дороге его встретил лев; схватив осла, зверь побежал с ним в пустыню. Святой Зосима пошел по следам зверя.
Когда же лев, съев осла, насытился, старец подошел к нему и, улыбаясь, сказал:
– Вот что, друг! Идти мне весьма тяжело, так как я сильно устал по причине своей старости; я не в силах на состарившихся плечах своих донести ту тяжесть, которая была возложена на моего осла; посему понеси эту тяжесть ты, хотя это и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя от Зосимы; потом же ты можешь снова стать злым и свирепым согласно твоей природе.
Тогда лев, как бы позабыв свою естественную ярость, стал ласкаться к святому и сделался кротким как агнец и самой своей лаской показывал знаки послушания. Святой Зосима, возложив на него тяжесть, которую нес осел, довел его до ворота Кесарии; затем, сняв здесь тяжесть, снова отпустил зверя в пустыню. Здесь, с одной стороны, обнаружилась всемогущая сила Господня, покоряющая в послушание Своим рабам свирепых зверей, а с другой – очевидно обнаружилось, что добродетельному человеку, исполняющему заповеди Господни и от всего сердца служащему своему Богу Творцу – повинуется и служит все остальное, даже и неразумные создания. И наконец сей случай с несомненностью доказывает всем святость Зосимы финикийского. Да будет же за все сие слава Богу нашему, ныне и в бесконечные веки. Аминь.
(Святитель Димитрий Ростовский)
Священномученик Феодор Квелтский
Был простым приходским священником в селе Квелта в начале XVII века. В 1609 году войска Османской империи захватили часть Южной Грузии, а в июне того же года напали на Восточную Грузию. Они надеялись скоро захватить царя, святого Луарсаба II, который пребывал в летней резиденции в крепости Цхирети и ничего не знал о нападении. Туркам оставалось совсем немного до крепости Цхирети, когда они захватили по пути деревню Квелта.
Здесь они пленили священника Феодора, который не успел бежать вместе с односельчанами, так как запирал церковь и прятал церковную утварь. Угрожая мучительной смертью, османы приказали ему проводить их к крепости Цхирети. Отец Феодор повёл вражеское войско дорогой, уводящей от крепости. После долгого блуждания по бездорожью, узким скальным тропам и непроходимым чащам, османы догадались, что они обмануты. Озлобленные и горящие жаждой мести, они отрубили священнику голову. Тем временем, благодаря жертвенному подвигу отца Феодора, царь Луарсаб успел укрепить свои позиции, собрать войско, и смог истребить захватчиков.
Святитель Медард, еп. Нуайонский (Medardus, Médard)
Один из наиболее знаменитых епископов Французской Церкви VI века
Родился в начале VI века в Саленси близ Валансьенна (на самом севере Франции, в Пикардии), в семье глубоко верующих христиан, происходил из галло-франкского дворянства. Бог благословил их, даровав им двух сыновей, Медарда и Жильдарда (Gildard), будущих святых епископов.
В молодости Медард прославился своим состраданием к бедным и несчастным. Он проводил время в строгом посте для того, чтобы распределять среди них свою пищу. Однажды Медард встретил слепого нищего, который был почти наг. Он сбросил свою одежду, чтобы одеть в нее нищего. В другой раз его отец, возвращаясь из сельской местности с большим числом лошадей, поручил ему отвести их на луг и там пасти, ожидая прибытие слуг. Внезапно Медард заметил сельского жителя, несущего конскую сбрую, которая причиняла ему большую боль, и окликнул его: «Почему Вы себя загрузили столь тяжелым грузом?». «Это потому, что моя лошадь только что случайно погибла. Я уношу конские сбруи, но у меня нет надежды приобрести другую лошадь», - ответил крестьянин. Ребенок, охваченный состраданием, взял одну из лошадей, которых он должен быть охранять и понудил крестьянина ее взять. После того, как Медард признался отцу в своем поступке, в табуне обнаружили полное количество лошадей.
Около 530 или 545 г. свт. Ремигий Реймсский рукоположил Медарда в епископы Нуайона, что северо-восточнее Парижа). Он расширил свою епархию и ликвидировал остатки язычества. В 555 г. им была рукоположена в монахини-диакониссы королева франков Радегонда Тюрингская. Позже - епископ Турнэ (Tournai) в Бельгии.
Свт Медерд скончался в 558 году. После его смерти король Хлотарь I, супруг Радегонды, построил в Суассоне, что юго-западнее Нуайона монастырь, (позднее - монастырь св. Медарда) и перенес туда его мощи.
Икона Богородицы Урюпинская
Урюпинская икона Божией Матери – одна из трёхсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы, признаваемых и засвидетельствованных Церковью.
Чудесное явление иконы Божьей Матери УРЮПИНСКАЯ произошло в июне 1827 года недалеко от города Урюпинска. Девица Ирина Лазарева, увидев незнакомую икону на ветвях дерева, растущего в Святых горах, рассказала об этом священнику. Но когда пришли к тому месту, ничего не обнаружили. Лишь после усердной молитвы икона Богородицы явилась вновь.
С 1854 года и до настоящего времени чудотворный образ находится в храме Покрова Урюпинска – единственном городском храме, который не пострадал в советское время. За эти годы икона не раз спасала город от «моровой язвы», исцеляла страждущих. На месте, где явился образ, забил источник с целебной водой. В годы богоборчества его дважды пытались закопать, но безуспешно.
(Урюпинск, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы)
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Урюпинской
глас 3
Явилася еси на древе в Донской земли,/ благодатная Твоя икона. Богородице,/ больныя исцеляти, заблуждшия обращати;/ темже умильно молимся Тебе:/ избави град наш от всякаго зла/ и спаси люди, к Тебе притекающия.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Урюпинской
глас 5
Всеблагая Чистая Богородице,/ к Тебе прибегаем, вернии,/ Тобою бо познахом милость Божию,/ чудную икону Твою,/ от ней же вси здравие и спасение приемлем.
Икона Богородицы Ярославская
Ярославская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаро-монгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Этим образом Богоматерь посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что это был образ «Умиление», исполненный материнской заботы и попечения. (Подобным образом в лихолетье 1917 года в день отречения Николая II – будущего царственного страстотерпца – явилась Державная икона Божией Матери). Ярославская икона была принесена в Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином (память 3 июля). В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.
Икона Богородицы Одигитрия Кирилло-Белозерская
По преданию, икона находилась в келье преподобного Кирилла, основателя Успенского Кирилло-Белозер-ского монастыря. Она была принесена им на Белоозеро в 1397 г. В житии Кирилла, написанном Пахомием Сербом в середине XV в., рассказыается, что преподобный, еще в бытность в московском Старом Симонове монастыре, после вечернего чтения молитв и акафиста Богородице перед ее иконой, услышал глас Богоматери, призывающий его оставить Симонов монастырь и удалиться на Белоозеро. Традиционно считается, что это произошло перед иконой, взятой впоследствии Кириллом на новое место. В описях Кирилло-Белозерского монастыря и церковно-исторической литературе икона именуется «Чудотворцевой Одигитрией», «Смоленской Кирилло-Белозерской» или «Кирилло-Белозерской Одигитрией». Икона почиталась в монастыре как чудотворная. Празднество в честь нее совершалось дважды в год: 8 июня (накануне дня преставления Кирилла) и 28 июля (в день Смоленской Одигитрии).
Данный иконографический извод встречается реже, чем классический вариант Одигитрии с фронтальным положением фигур. Иконы этого извода иногда выделяют в особый тип «Богоматерь Перивлепта».
Происхождение.
Находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. По преданию, икона принесена преподобным Кириллом в 1397 г. из московского Старого Симонова монастыря, где находилась в его келье. Именно от этой иконы преподобному был глас, повелевающий идти на Белоозеро.