Седмица 1-я по Пятидесятнице. Всех святых. Троицкая седмица.
Мч. Реституты Сорской и иже с нею (272; Греч.); сщмч. Ферапонта, епископа Сардийского (III); Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667).
Прп. Ферапонта Белозерского, Можайского, архимандрита (1426); Перенесение мощей свтт. Киприана, Фотия и Ионы, митрополитов Московских (1472); прп. Ферапонта Монзенского (1426); прав. Иоанна Русского, исп. (1730); мч. Иулия ветерана, Доростольского (228/302-304; Болг., Рум.); мц. Феодоры девы и мч. Дидима воина (304); прп. Мелангеллы, девы-отшельницы Валлийской (V-VI; Кельт. и Брит.); прп. Михаила Парехского (VIII-IX; Груз.); прп. Василия Хахульского (XI; Груз.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Нил Столобенский, обретение мощей
Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.
Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.
Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.
Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи — там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.
После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.
Преподобному Нилу было открыто время его кончины —7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.
После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).
Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.
В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598—1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.
В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; ( 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Святые мощи преподобного Нила почивали в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.
(Крестный ход с мощами преп. Нила Столобенского по г. Осташкову. 9 июня 1995 г.)
В июле 1995 г. мощи были торжественно перенесены Священным Синодом во главе с Патриархом Алексием во вновь открывшийся монастырь Нилова пустынь. А в Знаменском соборе оставили частицы св. мощей Преподобного.
(Свято-Нилова пустынь)
Тропарь преподобного Нила
глас 4
Яко светильник всесветел,/ явился еси во острове Селигера езера,/ преподобне отче Ниле,/ ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./ Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Нила
глас 8
Отечества, преподобне, удалився,/ в пустыню вселился еси,/ и, на остров Селигера езера возшед,/ жестоко житие показал еси,/ и, многих добродетельми удивив,/ дарования чудес от Христа приял еси./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Ниле, отче наш.
Величание преподобному Нилу Селигерскому, Столобенскому чудотворцу
Ублажаем тя, преподобне отче Ниле, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Молитва преподобному Нилу Селигерскому, Столобенскому чудотворцу
О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки исков. Аминь.
Преподобный Ферапонт Монзенский
О происхождении и ранних годах его жизни сведений не сохранилось. Начал он свои подвиги в Москве (вероятно, что юродствовал, подражая блаженному Василию Московскому), затем перешел в Костромской Воздвиженский монастырь, где, приняв монашеский постриг, прожил 13 лет. Еще при жизни святой прославился чудотворениями.
Однажды преподобный Ферапонт явился во сне двум инокам Павло-Обнорского монастыря Пафнутию и Андриану и повелел основать обитель на берегу реки Монзы (близ Солигалича). Избегая славы человеческой, преподобный удалился из Воздвиженского монастыря и некоторое время жил отшельником. Когда монастырь на реке Монзе был построен старцем Андрианом, преподобный прославил его двумя чудесами: явившись во сне рыбаку из Солигалича и кузнецу из Буя, у которых болели сыновья, он предсказал, что дети их исцелятся в новоустроенном Благовещенском монастыре на реке Монзе. И действительно, привезенные в монастырь, оба юноши исцелились.
Через некоторое время преподобный Ферапонт сам пришел в Благовещенскую обитель и просил игумена, старца Андриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди Андриак был потрясен душевной чистотой преподобного, силой его веры. Два года пребывания преподобного Ферапонта в Монзенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов. Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному: он чудесно содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал от недоброжелателей, чудесно изыскивал средства для его содержания.
Предузнав день своей кончины, святой простился с братией и мирно почил 12 декабря 1597 г. Перед смертью он очень просил, чтобы ему, уже умершему, дали Богоявленской святой воды. Исполняя волю почившего, ему дали святой воды, и он проглотил ее. В летописи монастыря описаны многочисленные исцеления, происходившие у гроба преподобного. Однажды святой спас суда от гибели при прохождении через «пороги» на реке Костроме, прямо против Благовещенского монастыря, причем некоторые видели благолепного старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Также, явившись во сне игумену монастыря, преподобный предсказал голод 1601 года и повелел запасти больше хлеба.
Через 20 лет после кончины преподобного были обретены его нетленные мощи, причем даже ризы были целыми.
Тропарь преподобному Ферапонту Монзенскому
глас 8
Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/ плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобне отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Ферапонту Монзенскому
глас 8
Возложив себе Богу от юности, преподобне,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.
Молитва преподобному Ферапонту Монзенскому
О, преподобный отче, великий заступниче, скорый услышателю, угодниче Божий и чудотворче Ферапонте! Не забуди ны, якоже обещался еси, посещай чада твоя; аще бо и отшел еси от нас телом, но духом присно с нами пребываеши. Молим убо тя, о, преподобне отче: избави ны от огня и меча, от нашествия иноплеменных и междо-усобныя брани и от тлетворных ветров и от внезапныя смерти и от всех прилог вражиих, находящих на ны. Услыши ны грешныя, приими молитву и моление наше, еже к тебе, яко кадило благовонное и яко жертву благоприятную, приносим. Умерщвленныя злыми делы, слове-сы и помышленьми души наша, преподобне отче, оживи и возстави. И якоже многи приходящыя к цельбоносному твоему гробу с верою, всякими скорбьми и болезньми люте страждущыя исцелил еси, тако и нас исцели от недугов душевных и телесных. Исторгни нас из глубины согрешений и на путь покаяния настави, милостивым твоим предстательством от видимых и невидимых враг избавляя. Помози нам в житии сем и во исходе душ наших и в будущей жизни, во веки веков. Аминь.
Преподобный Михаил (Микел) Парехский
Был родом из Шавшети (Южная Грузия), из села Норгиали. Постриг он принял в Мидзнадзори.
Святой Михаил направился к монахам Хандзтийского монастыря, настоятелем которого был преподобный Григорий Хандзтийский, и неподалеку, в труднодоступном скалистом пещерном месте, построил маленькую часовню и монастырь для братии (название обители -"Парехи" означает "Пещеру"). Имел ему дар чудотворения.
Святой Михаил по Божьему Откровению направил своих учеников Серапиона и Иоанна в Самцхе для строительства монастыря, и те построили в Зарзма чудную обитель.
Почил в глубокой старости. Похоронили его в им же основанной Парехской обители. Приходящие на его могилу верующие получали благодатное излечение.
После преставления преподобного, его житие, подвиги, учения и чудотворения описали его ученики, но, к сожалению, эти сочинения не сохранились. Однако сведения о преподобном сохранились в агиографических сочинениях X-XI вв.
Преподобный Василий Хахульский
Василий, сын царя Баграта III (XI в.), подвизался в Хахульской обители (южная Грузия, ныне территория Турции) и руководил церковно-духовным просветительством южной Грузии.
Иоанн Батонишвили (Багратиони), известный этнограф XVIII века в своем сочинении "Калмасоба" так характеризует его:
"Василий Багратиони был глубоко просвещенным в философии и богословии. Он владел несколькими языками и занимался переводами, создавая высоко ценимые риторико-ораторские сочинения. Совершенного в монашестве и церковно-духовном образовании преподобного Василия называли драгоценностью Грузии".
Вахушти Батонишвили (Багратиони), известный историк и географ XVIII века в своём сочинении "Древняя история Грузии", делая обзор культурного развития Грузии времён Баграта IV, в числе выдающихся церковных деятелей называет Василия: "Переводчиками того времени были: Василий, сын Баграта..."
В "Житии Георгия Святогорца" автор - Георгий Малый - вспоминает подвижника Хахульского монастыря "Великого Василия, сына царя Баграта III, который в тот период был пастырем и просветителем нашей страны".
Впоследствии преподобный Василий отправился на Афон и пребывал там до самой смерти. Там и написал святой Василий "Воспевание святому отцу Евфимию".
Мученица Реститута Римская, Сорская, дева и иже с ней
Происходила из семьи римлян-патрициев. Спасаясь от гонений в правление императора Аврелиана она была вынуждена бежать в Сору, Кампания, Италия, и с помощью ангела сумела избежать преследования во времена императора Аврелиана. Будучи схваченной в Соре, она была подвергннута пыткам и брошена в тюрьму. После освобождения с помощью ангела она была вновь схвачена.
(Пещерный склеп и церковь святой Реституты в Кальяри (Италия))
Ей и её нескольким товарищам, включая священника по имени Кирилл (Cyril) были усечены головы.
Праведный Иоанн Русский
Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру». Смелые слова, и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.
С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.
В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.
В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.
Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью».
В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.
(мощи праведного Иоанна Русского)
15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению вселенского патриарха Константина V, кесарийским митрополитом Иоанном.
В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Несколько десятилетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.
(храм праведного Иоанна Русского в Нео Прокопи. Эвбея. Греция)
О нашем путешествии на о. Эвбея к праведному Иоанну Русскому можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/178859.html
Тропарь праведного Иоанна Русского
глас 4
На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.
Ин тропарь праведного Иоанна Русского
глас 4
От земли Призвавший тя в Небесныя обители/ сохраняет и по смерти нетленное тело твое, святе,/ ты бо яко пленник приведен бысть в Азию,/ идеже и уподобися Христу./ Сего ради моли Его спастися душам нашим.
Кондак праведного Иоанна Русского
глас 4
Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.
Ин кондак праведного Иоанна Русского
глас 4
Ныне приспе память славных, святе отче, дел твоих,/ веселяще благочестивыя души,/ верно чтущия тя, Иоанне.
Молитва праведному Иоанну Русскому
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мученица Феодора Александрийская, мученик Дидим Александрийский
Святые мученики Феодора девица и воин Дидим пострадали за Христа в гонение на христиан императора Диоклитиана (284 - 305) в городе Александрии, в 303 или 304 году.
Святая дева Феодора, представ перед судом правителя Александрии Евстратия, бесстрашно исповедала себя христианкой. На вопрос правителя, почему она не вышла замуж, святая ответила, что посвятила себя Богу, решила остаться девственницей ради Имени Христова. Евстратий повелел отвести святую деву в темницу, дав ей три дня на размышления, и угрожал при дальнейшем ослушании отвести ее в блудный дом. Приведенная на суд через три дня, святая Феодора осталась по-прежнему тверда в своей вере. Тогда ее отвели в блудный дом, где развратные юноши стали спорить о том, кому первому войти к ней. В это время христианин Дидим в воинской одежде беспрепятственно вошел в блудный дом, разогнал испуганных блудников и спас святую деву, передав ей свою одежду. Узнав о происшедшем, Евстратий приказал допросить святого Дидима. Приведенный к разгневанному судье, святой Дидим рассказал о том, как освободил святую деву, за что сам был осужден на смертную казнь.
На место его казни пришла святая дева Феодора и, обращаясь к святому Дидиму, сказала, что желает умереть вместе с ним. Правитель, увидев святую мученицу, приказал умертвить обоих. Первой преклонила голову под меч святая мученица Феодора, а после нее и святой мученик Дидим. Тела святых мучеников были сожжены.
Преподобная Мелангелла (Монакелла, Мелания) Валлийская (лат. Mеlangell, Monacella; греч. Μελάνη), дева, игумения
(Преподобная Мелангелла (Монакелла, Мелания) Валлийская, икона из Пеннант-Мелангелл)
Родилась в Ирландии и, возможно, была дочерью местного правителя (по некоторым источникам, царя Максима и его жены Элен). По преданию, отец хотел выдать её замуж за вождя подчинённого ему племени, но она решила бежать в Уэльс и нашла прибежище в Пеннанте, одном из самых уединённых и прекрасных мест Монтгомеришира. Первые 15 лет она прожила одна, проводя дни и ночи в постоянной молитве.
Однажды король Поуиса Брохвел Исгитрог (Brochwel Ysgythrog), отец преподобного Тисилио, поехал на охоту. Преследуя зайца, охотники забрались в глухую чащу. Здесь, в лесных дебрях, Брохвел увидал деву необычайной красоты. Святая молилась, стоя на коленях, а заяц замер рядом с ней и не убегал от гончих собак, которые, в свою очередь, остановленные невидимой силой, не двигались. Один из охотников приложил к губам рожок, и он пристал к ним будто приклеенный. Изумлённый Брохвел спросил у девы, кто она и как здесь оказалась. Мелангелла ответила, что решила служить Богу в девстве и молитве, и рассказала о себе. Король, поражённый красотой и благочестием святой, выделил участок земли для основания женского монастыря. Он повелел также, чтобы к Мелангелле могли приходить за помощью и покровительством все кто пожелает, мужчины и женщины, и если она кого возьмёт под свою защиту, то ни один король, принц или управитель уже не смогут причинить такому человеку никакого зла. Приняв пожелание короля за волю Божию, преподобная собрала вокруг себя подвижниц, основала сестринскую общину, которой руководила в течение 37 лет, до конца своих дней.
Предполагают, что встреча святой с Брохвелом произошла в 604 году. Тогда получается, что она прибыла в Уэльс около 590 года, а преставилась около 641-го.
Преподобная Мелангелла прожила в Уэльсе в общей сложности более полувека в духовных подвигах ради Христа. Спала на голом камне, а своими молитвами сотворила много чудес. В народе сохранилось предание о том, как после смерти святой девы некий злой человек пришёл в её монастырь, чтобы похитить монахинь, но по её молитвам был сражён внезапной смертью.
Преподобная Мелангелла дружила с дикими зайцами, во множестве населявшими окрестные леса. Святая называла их "агнцами", а они жили рядом с ней как домашние животные и во всём её слушались. В бывшем графстве Монтгомершир (сейчас входит в состав графства Поуис) с тех давних пор в течение многих столетий на зайцев не охотились. Существовало поверье, что если вслед преследуемому собаками зайцу крикнуть: "Бог и Мелангелла с тобой", то он обязательно убежит. До сих пор зайцев в этих краях называют "маленький агнец Мелангеллы" ("Oen bach Melangell").
Рака с мощами преподобной находится в древней приходской церкви её имени, в названной также в её честь деревне Пеннант-Мелангелл в графстве Поуис. Доныне к востоку от храма, в стороне, сохранилась келья святой, хотя и в несколько изменённом виде.
Мученик Иулий Доростольский, воин-ветеран
Воин-ветеран, был обвинён в христианстве своими офицерами перед префектом Максимом, правителем Нижней Мезии. Ранее Пасикрат и Валентин, воины из того же полка, уже приняли мученический венец. Судья прибегал к ласке, обещаниям и угрозам, но Иулий исповедал, что умереть за Христа ради вечной жизни с Ним было бы для него свершением всех желаний. За это он был осуждён на отсечение головы и уведён на место казни.
По пути Исихий, также воин-христианин и пленник, осужденный на смерть на несколько дней позднее, обратился к Иулию с ободрением и просьбой поручиться за Исихия перед уже принявшими смерть Пасикратом и Валентином. Иулий обнял его и отвечал, что те уже услышали его приветствие. Повязав свои глаза платком, мученик Иулий подставил шею под меч палача, предавая себя в руки Господа. Его кончина последовала в Доростоле (ныне Силистра) 27 мая в 228 году или около 302-304 годов, двумя днями позже мученичества Пасикрата.