Священномученик архиепископ Александр
(Петровский Александр Феофилович (Феофанович), +24.05.1940)
Священномученик Александр родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского. В 1892 году он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Конягино Дубенского уезда, а в 1897 году, оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе.
Отец к этому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стал вести вольный образ жизни, приходя иной раз домой только под утро. Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке. Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь».
Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь. 1 сентября 1899 года он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе. 9 июня 1900 года он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря. 15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома. 18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушания учителя и законоучителя.
16 января 1901 года отец Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря. 6 декабря 1903 года он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.
1 февраля 1903 года иеромонах Александр был переведен служить в Туркестанскую епархию и 6 мая того же года назначен экономом Туркестанского архиерейского дома; в Туркестанской епархии он нес послушания члена Духовной консистории, Училищного совета и миссионерского общества. 7 апреля 1905 года он был награжден наперсным крестом.
Здешний климат неблагоприятно сказался на его здоровье, и 20 февраля 1906 года он был освобожден от послушаний в Туркестанской епархии с правом поступления в один из монастырей в Европейской части России и 16 марта того же года был включен в число братии Жировицкого Успенского монастыря Гродненской епархии. 8 августа 1907 года он был утвержден в должности казначея монастыря, неся, кроме того, послушание заведующего Жировицкой двухклассной церковноприходской школой.
8 января 1908 года иеромонах Александр был перемещен в братство Донского монастыря в Москве, и с 8 февраля того же года исполнял должность наместника монастыря. 4 декабря 1909 года он был утвержден в должности наместника Донского монастыря и 6 мая 1910 года возведен в сан игумена. В том же году он был назначен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря и возведен в сан архимандрита. В 1911 году, когда был торжественно прославлен святитель Иоасаф Белгородский, архимандрит Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором, несмотря на дальность расстояния, участвовало несколько сот человек.
В 1917 году архимандрит Александр был назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. Через год он переехал в Полтаву, где некоторое время жил при епископе Феофане (Быстрове). После того как епископ Феофан покинул Полтаву, архимандрит Александр поселился в Козельщанском Рождество-Богородичном монастыре, который в то время не был еще разорен безбожниками-революционерами, – в нем были прекрасные храмы, своя типография и иконописные мастерские. Здесь, в обители, собрались священнослужители из разграбленных во время революции церквей.
В 1919 году архимандрит Александр был назначен настоятелем скитской церкви Козельщанского монастыря. В 1929 году монастырь был закрыт, закрыты и все церкви в окрестности, кроме храма в скиту, и сюда стало стекаться множество верующих. Отец Александр организовал здесь общенародное пение во время богослужений; бывало, скажет: «Пойте все», – и все молящиеся тогда подхватывали молитвословия всенощного бдения или литургии. По неукоснительно соблюдавшемуся благословению настоятеля служба совершалась здесь строго по уставу и проходила с огромным молитвенным подъемом.
В 1932 году храм в скиту был закрыт, архимандрит Александр уехал в Киев и 30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В августе 1933 года епископ Александр был назначен на Винницкую кафедру, а в мае 1937 года переведен в Харьков и возведен в сан архиепископа.
Храмы в то время закрывались один за другим, и к приезду архиепископа Александра в Харьков здесь остался один Никольский храм на Холодной Горе; ближайшие церкви были в Екатеринославе и Луганске. Обстановка в городе была такова, что никто из людей, проживавших неподалеку от храма, не решился сдать комнату архиерею, и владыка снимал ее в другом конце города.
В храме владыка застал холодное, не молитвенное, формальное пение; оно ему не понравилось, но он не стал сразу делать замечаний. В то время в Харькове на Светлую седмицу служились пасхальные службы только два первых дня. На второй день Пасхи архиепископ обратился с просьбой к народу и клиросу – не отходить от благочестивого обычая служить пасхальные службы хотя бы три дня. День был рабочим, но, несмотря на это, храм оказался полон молящихся. Хор по обыкновению начал петь «поскору», не повторяя всех праздничных песнопений; тогда архиепископ повернулся к народу и сказал: «Пойте все!» И весь народ стал петь хорошо известный ему пасхальный канон. Певцы на клиросе сначала растерялись, а затем подхватили пение и стали руководить им, и служба прошла с таким молитвенным подъемом, какого здесь не видели давно.
В 1937 году власти стали настаивать, чтобы архиепископ Александр разрешил служить в том же храме живоцерковникам, чтобы в одно воскресенье служил архиепископ Александр с православными, в другое – живоцерковники. Народ был категорически против и, настроенный весьма воинственно, готов был кольями отгонять от храма раскольников – явных врагов Церкви. Чтобы избежать столкновения, архиепископ Александр предложил народу разделить храм: отдать живоцерковникам один из приделов, но с условием, что он будет отделен от основного храма стеной. Власти запретили строить стену под предлогом того, что не выдержит фундамент. Православные, однако, составили проект, при котором обеспечивалась безопасность постройки, и за две недели соорудили стену. Приход живоцерковников состоял из сорока человек, и кроме них, в храм никто не ходил, хотя у живоцерковников было и духовенство, и прекрасный хор, и материально они были всем обеспечены.
В то же время в православной части храма, где служил владыка, было столько народа, что причащение продолжалось по нескольку часов. После литургии священники совершали крещения, и креститься приходило до ста человек в день, так что почти сразу после крещений начиналась вечерняя служба. Архиепископ любил церковную службу, церковное пение. Бывало, поет хор на ектении «Подай, Господи», а архиепископ скажет: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал. Разве так холодно просят?» И, обратившись к народу, говорил: «Пойте все!» И тогда более тысячи молящихся едиными усты и единым сердцем начинали петь.
28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован и заключен в тюрьму, расположенную неподалеку от храма на Холодной Горе. Сразу же после ареста начались допросы. Услышав, в чем его обвиняют, владыка заявил, что виновным себя не признает. Были зачитаны показания свидетелей, а затем следователь стал жестоко избивать архиепископа, требуя, чтобы он признал себя виновным.
Под воздействием пыток архиепископ сказал, что, отрицательно восприняв закрытие церквей, стал непримиримым врагом советской власти, но шпионской деятельностью, в которой его обвиняют, не занимался.
15 марта 1939 года дело архиепископа Александра было заслушано в закрытом судебном заседании военного трибунала, и здесь владыка заявил, что ни в какой шпионской организации не участвовал и шпионской деятельностью не занимался, а также не вел среди прихожан антисоветской агитации, и если он подписался под показаниями на предварительном следствии, то только потому, что следователь бил его, – под физическим воздействием он дал ложные показания, от которых теперь отказывается.
В тот же день был зачитан приговор военного трибунала Харьковского военного округа, который приговорил архиепископа Александра к десяти годам тюремного заключения и к пяти годам лишения прав. Владыке было тогда восемьдесят восемь лет.
5 января 1940 года приговор был отменен и «дело» было возвращено на доследование. Архиепископ Александр скончался в тюремной больнице 24 мая 1940 года. На следующий день в городской морг был привезен из больницы тюрьмы № 1 труп старика, совершенно раздетого, с номером на ноге, по фамилии Петровский, с предписанием похоронить. Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп Петровского в тюрьму, так как он был прислан по ошибке. Служащий при морге врач, который был иподиаконом у архиепископа, и дежуривший у ворот привратник (впоследствии он стал священником), сразу узнали архиепископа. Они перевязали номер с тела владыки на тело безродного старика и отправили его с документами на имя Петровского в тюрьму, а тело святителя было вывезено из морга. Ночью монахи и близкие архиепископу люди облачили его в архиерейские одежды и было совершено отпевание. Святитель был похоронен на Залютинском кладбище на окраине Харькова.
В 1991 году архиепископ Александр реабилитирован.
22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии;
12 ноября 1995 года мощи священномученика Александра были перенесены в Благовещенский собор города Харькова и установлены на особом месте для молитвенного поклонения.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых.
Священномученик Михаил Белороссов, пресвитер
(Белороссов Михаил Павлович, +1920)
Священномученик Михаил родился 11 мая 1869 года в городе Романове-Борисоглебске Ярославской губернии в семье диакона Павла Белороссова. В 1890 году Михаил окончил Ярославскую Духовную семинарию и служил псаломщиком в церкви Николы на Меленках в Ярославле. В январе 1893 года он был рукоположен во священника ко храму села Кардинского Романово-Борисоглебского уезда и назначен заведующим и законоучителем Кардинской школы грамоты, а также катехизатором при церкви.
В августе 1896 года отец Михаил был переведен в храм Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске, где прослужил более двадцати лет, исполняя многие послушания на педагогическом поприще – он был законоучителем городского земского начального училища, низшей ремесленной школы, начального училища при льняной мануфактуре, воскресной школы при том же училище, законоучителем на уроках для взрослых при земском начальном училище, катехизатором при Воскресенской церкви; кроме того, он был постоянным членом и казначеем Романово-Борисоглебского уездного отделения епархиального училищного совета и сотрудником попечительства о бедных духовного звания города Романова-Борисоглебска и уезда.
После прихода к власти безбожников, в 1919 году Воскресенский храм был закрыт, и в 1920 году священник с семьей решил переехать в Ярославль к родственникам. Сначала уехала супруга с детьми, затем отправился отец Михаил. Между Романовом-Борисоглебском и Ярославлем он был арестован местными коммунистами как священник, обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян.
Несколько женщин, собиравших хворост, оказались свидетелями его расстрела. Раздались два выстрела, отец Михаил упал. Убийцы подошли к нему, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешно ушли делить остальное имущество. Милостью Божией о. Михаил не был убит, а только смертельно ранен. Как вспоминают родные о. Михаила, местные крестьяне поздно ночью, тайно на телеге привезли батюшку к храму, где прошла его пастырская жизнь. 14 февраля 1920 года в канун празднования Сретения Господа Иисуса Христа сердце пастыря остановилось и душа его отошла ко Господу. Ему был 51 год, а выглядел он на все семьдесят.
Чтобы не возникали лишние вопросы в милиции, друг семьи доктор В.А. Ульяновский выписал свидетельство о смерти от открытой язвы желудка.
Погребение происходило около полуночи. Могила была вырыта около алтаря храма Живоначальной Троицы. Храм Святой Троицы, что на погосте, величаво возвышается над Волгой, на окраине Романова, отделенный от города глубоким оврагом, и здесь обычно хоронили знатных горожан и почетных граждан.
(Свято-Троицкая церковь Ярославская область, г.Тутаев (на погосте))
Отпевание совершил отец Владимир Надеинский - настоятель этого храма, который также был впоследствии, в 1953 году, репрессирован.
Скорбь о разлуке с благодатным пастырем растворилась в радости упования на милость Божию к этому подвижнику благочестия и исповеднику, и надежды на то, что священномученик теперь будет ходатайствовать о страждущем народе Божием на небе.
На колокольне Троицкой церкви уже третье столетие висят старинные колокола со следующей надписью: «Если Бог за нас, то кто против нас?» Под этими пророческими словами, упокоилось тело святого мученика, ставшего молитвенником перед Богом, обстоятельства казни и погребения которого многими чертами напоминают Евангельское повествование о смерти и погребении Господа Иисуса Христа.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в великом сонме новомучеников и исповедников российских был прославлен настоятель храма Воскресения Христова города Романова-Борисоглебска протоиерей Михаил Белороссов.
Священномученик Анфим Римский и с ним сщмч. Сисиний диакон и ученики сщмч. Анфима мчч. Диоклит и Флорентий Осимские и другие
Святой Анфим, Антимус (Anthimus of Rome, Sant’Antimo), согласно Acta Sancti Anthimi, пострадал вместе с восемью иными мучениками, имена которых Максим, Васс (Basso), Фабий (Fabio), Сисиний (Sisinnio), Диоклетиан (Diocleziano), Флорентий (Fiorenzo), а также Фалтоний Пиниан (Faltonio Piniano) и Аникия Лукина (Anicia Lucina).
По преданию, св.Анфим родился в Вифинии. Будучи христианским священником, он был брошен в тюрьму во времена римских императоров Диоклетиана и Максимиана.
Согласно Acta Sancti Anthimi, Фалтоний Пиниан, женой которого была христианка Аникия Лукина (или Лукиния), племянница императора Галлиена (Gallienus), получил место проконсула в Азии во времена правления императоров Максимиана и Диоклетиана. После кончины своего советника Керемона (Cheremone), известного своими гонениями на христиан, Фалтоний заболел смертельной болезнью. Аникия, исчерпав традиционные методы лечения, обратилась к томившимся в тюрьме христианам, к которым она была милосердна. Бывший среди них Анфим обратил Пиниана ко Господу, и тот исцелился. В благодарность Пиниан освободил из заключения всех христиан своей провинции и поселил их на своих виллах в Сабине и Пицене. Так диаконы Сисиний, Диоклетиан и Флорентий обосновались в Озимо. Однако тремя годами спустя они были забиты камнями за отказ отречься от христианства.
Св.Анфим был поселен на губернаторской вилле, что на XXII версте Соляной дороги. Обосновавшись в Италии, св.Анфим многих обратил ко Господу. С его именем связывают многочисленные чудеса. Так он обратил ко Господу служителя Сильвану и всю его семью. Будучи обвинён в разрушении симулякра Сильвану, св. Анфим был брошен в Тибр с камнем на шее. По преданию, он был чудесным способом спасён ангелом. Впоследствии он был схвачен и обезглавлен по приказу консула Приска (Priscus). Св.Анфим был погребён в своей молельне.
Вслед за ним пришёл черёд святого Максима. Через несколько дней, 19 или 20 октября он был обезглавлен и погребён в часовне на XXX версте Соляной дороги. Там же проповедовал святой Васс, который не отрёкся от Господа и отказался принести жертву Вакху и Церере, за что был зверски умучен на (Новом форуме). Та же участь постигла Фабия, умученного на Собяной дороге. Фалтоний Пиниан и Аникия Лукина почили с миром в Риме.
(Монастырь св.Анфима в Монтальчино, Италия)
Почитание
Святого Анфима особо почитали в Куре (ит.) (нынешняя фракция Passo Corese в коммуне Фара-ин-Сабина), где в честь святого были освящены многие храмы. Иные предания называют св.Анфима епископом Терни, Сполето и Фолиньо. Во времена римского синода 501 года епископ Курийский подписывался как епископ епархии святого Анфима.
Могила св.Анфима в Моньемаджоре была местом паломничества и поклонения. Впоследствии Шарлемань перенёс мощи святого в Тоскану, где в Монтальчино в его честь был освящён монастырь.
Святитель Асаф Ллан-Эльвийский (Asa, Asaph), епископ
Память 1 мая, 11 мая в день положения его мощей
Святого Асафа из Ллан-Эльви (Llan-Elwy, Llanelwy), как и святого Даниила Бангорского, предание относит к внуком легендарного короля Пабо Пост Придайна (Pabo Post Prydain – Пабо Столп Британцев). Его валлийского жития нет, но местная традиция хранит память о местонахождении его ясеня, его церкви, его колодца и его долины – в Тенгенеле (Tengenel) около Холивэлла (Holiwell), что указывает на место его обители. Почти всё, что известно о святом Асафе, находится в житии его аввы, святого Кентигерна (Kentigern), составленном Джослином Фюрнесским (Jocelyn of Furness) в XII веке.
Асаф был духовным сыном Кентигерна и последовал за учителем, когда тот оставил Шотландию около 545 года, чтобы избежать гонений. Вместе они посетили святого Давида в Меневии (Menevia), а затем устроили обитель на земле, данной Кентигерну Кадваллоном (Cadwallon), отцом Майлгуна (Maclgwn), королём Гвинедским (Gwynedd), в долине реки Эльви (Elwy), почему монастырь и стал называться Ллан-Эльви – Церковь-на-Эльви.
Церковь обители был построена «из заглаженого дерева, по образцу британцев, поскольку они не могли ещё строить из камней». 965 монахов-последователей святого Кентигерна, к которым принадлежал и Асаф, были разделены натрое – 300 безграмотных возделывали земли, 300 занимались повседневными делами обители, а 365, по числу дней года, совершали богослужения. Старшие из последних помогали святому Кентигерну в управлении епархией, а остальные делились на три непрерывно служащих хора. «Лишь только один хор завершал службу в церкви, тотчас входил другой и начинал службу, а по окончании той входил праздновать следующий».
Святой Кентигерн, подобно другим кельтским подвижникам, часто молился стоя в ледяной воде реки. В одну особенно холодную ночь Кентигерн совершил своё правило, состоявшее из чтения наизусть Псалтири стоя в воде, но страдал так сильно что, казалось, был близок к смерти. Он послал находившегося при нём Асафа принести головешку, чтобы обогреться. Святой Асаф принёс ему горящие угли на своём фартуке, без вреда своему телу и даже одежде, из чего Кентигерн узнал святость своего ученика. Поэтому святой Кентигерн вскоре рукоположил Асафа во священника, а когда был вновь призван в Стратклайд (Strathclyde) после битвы при Ардерайде (Ardderyd) в 573 году, Асаф стал игуменом обители и был хиротонисан во епископа, став первым архипастырем новой епархии, впоследствии известной под его именем.
(Собор Сант-Асаф, Великобритания, Уэльс)
Кончина и почитание
Точная дата кончины святого не известна, но датируется приблизительно 596 или 601 годом. Его память празднуется 11 мая, а также в день положения его мощей 1 мая.
Асаф был похоронен в Ллан-Эльви. За последующие 600 лет деревянная церковь была заменена каменной, а норманны возвели здесь нынешний собор, большая часть зданий которого датируется XIII веком. Подле обители впоследствии вырос город названный именем святого – Сант-Асаф (St. Asaph).
Святитель Феофилакт (Губин), епископ Кавказский и Екатеринодарский
(Портрет епископа Кавказского и Екатеринодарского Феофилакта (Губина))
В миру Губин Феодор Дмитриевич, родился в марте 1818 года в селе Марковцах Тарусского уезда Калужской губернии в семье диакона.
Молодость его протекала в нужде и тяжелом труде. Вынужденный собственными силами добывать себе средства к жизни, он должен был целых 16 лет посвятить своему образованию. Сначала обучался в одном из народных училищ в Калуге. В 1832 году он поступил в Калужскую духовную семинарию. 22 ноября 1838 года был принят в Московскую духовную академию. 8 марта 1842 года, до окончания курса, был пострижен в монашество, 15 марта рукоположен во иеродиакона, а 28 июня - во иеромонаха.
В 1842 году, по окончании академического курса, отец Феофилакт вступил на духовно-учебное поприще. 21 сентября он был назначен преподавателем богословских предметов и инспектором Олонецкой духовной семинарии. 27 декабря 1843 года удостоен степени магистра.
3 мая 1850 года он был определен ректором Калужской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Покровского Доброго Лихвинского монастыря.
С 11 декабря 1857 года - ректор Волынской духовной семинарии и настоятель Загаецкого монастыря, а также член духовной консистории, цензор проповедей и благочинный монастырей Волынской епархии.
В продолжение многих лет отец Феофилакт ревностно служил юношеству, но его деятельность на духовно-учебном поприще сменилась святительским служением. В 1860 году 2 октября он был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
1 декабря 1862 года был назначен на самостоятельную Кавказскую кафедру. По благословению епископа Феофилакта для жителей города Ставрополя при Кавказской духовной семинарии была открыта бесплатная воскресная школа.
Последнюю половину жизни, почти 34 года, преосвященный Феофилакт болел катаром желудка. Непомерные труды по епархии, особенно по присоединению к ней казачьего духовенства Терской и Кубанской областей, изнурили его. Он жил всего 54 года и скончался 11 мая 1872 года.
Ныне память святителя Феофилакта чтится в Ставропольской епархии.
Мученик Аргир (Аргирис, Аргирос) Солунский (греч. ̓Αργύρης, ̓Αργυρός)
Родился в 1788 году в г. Апаноми, Македония. С детства работал в портняжной мастерской в Фессалонике.
Когда ему было 18 лет, в кофейне он пристыдил человека, отрекшегося от Христианства; тот покаялся и вернулся в лоно православной Церкви. За это святой был схвачен янычарами и заключен в тюрьму. Несмотря на все ухищрения судьи, принуждавшего Аргира к отречению от Христианства, святой был непоколебим; повешен в местечке, называемом Кабани (+ 1806).