filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

15 (28) июля 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Мученики Кирик и Иулитта Тарсийские

мчч_Кирик_Иулитта_Тарсийские

В городе Иконии страны Ликаонской жила одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей, по имени Иулитта, верой христианка; не долгое время поживши в законном супружестве1, она овдовела, родивши мальчика. Она крестила младенца и дала ему имя Кирика. В это время нечестивый Диоклетиан2, держа скипетр римского царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах; комит Дометиан был поставлен Диоклетианом начальником Ликаонской страны; он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской крови. Пришедши в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства. Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение, ради любви Христовой, и, взявши сына своего Кирика, которому было три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование, помня сказанное в Писании:

- «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).

Пришла она в Селевкию3, как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: «дадите место гневу», то есть бегите от гнева4, и еще: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), – ушла из Селевкии и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками.

Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс5 мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее страдание и кончину. И приведена была мученица пред начальником, имея на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя христианкой:

– Мое имя, – говорила она, – происхождение и отечество – это небесное Царство Христа моего!

Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем, взявши его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало, гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни гладить ни целовать себя скверными устами; ребенок всё смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:

– Я христианин! пусти меня к матери!

Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, всё то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством святой отрок Кирик.

Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов:

– Я христианка и не принесу жертвы бесам!

Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала:

– Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.

После этого начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал:

– Пощади себя, Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой смертью как сын твой.

Мученица отвечала:

– Не поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, – я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный всё сотворил (Ср. Кол.1:12-16), и стараюсь придти к сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства небесного.

Увидевши непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечем. Взяли ее слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы, а затем преклонивши колена, молилась:

– Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать пред Тобой – быть причтенной к мудрым девам (Ср. Мф.25:1-13), вшедши в Твой нетленный чертог, чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального Отца и соприсносущного Духа во веки, аминь.

После такой молитвы святой Иулитты, палач, поостривши меч, ударил им в выю и отсек честную голову, оставивши тело на том месте без погребения на съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из города, бросил у тела матери и ушел. Когда настала ночь, вышеупомянутые две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнесши далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней Константина Великого6, первого христианского царя, во время которого воссияла истина и Церковь Божия, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников Кирика и Иулитты и рассказала о их страданиях. Святые мощи их были вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки7. Аминь.
____________________________
Примечания
1
Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра, недалеко от Листры и Дервии; некогда Икония была главою городов Ликаонских. В истории христианской Церкви Икония замечательна посещениями ее св. Ап. Павла во время его миссионерских путешествий (Деян. 13:51; 14:1-3;
2Тим.3:11)
. Впоследствии здесь были епископия и с 451 г. епископы иконийские именовались митрополитами Ликаонской провинции.

2 В царствование Диоклетиана (284-305 гг.) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким образом указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили пред императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастью для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании нового указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсеместное гонение на христиан. Из-за этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых восемь лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной религией. Гонение Диоклетиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало победу над язычеством.

3 Селевкия – город Сирии, на берегу Средиземного моря; по всей вероятности его основал царь сирийский Селевк Никатор около 300 г. до Р. Хр.; здесь Ап. Павел во время первого своего путешествия остановился для проповеди и отсюда отплыл в Кипр (Деян.13:4); в VI в. по Р. Хр. город был разрушен.

4 Собственно этот текст из посланий к Римлянам (12:19) имеет иное значение: «Не мстите за себя возлюбленные, – говорит Апостол, – но дайте место гневу Божию».

5 Тарс, город малоазийской области Киликии, замечателен тем, что здесь родился св. Апостол Павел (Деян.22:3); здесь же он готовился к благовестию Христову и отсюда был вызван Ап. Варнавою для проповеди Евангельской (Деян. 9:11, 30; 11:25). Поэтому в Тарсе рано возникло христианство (Деян. 15:23, 41).

6 Император с 324 г. по 337 г.

7 Страдание св. мчч. Кирика и Иулитты относится ко времени около 305 г. – В Константинополе был монастырь Кирика и недалеко от Иерихона в Иудее храм, как свидетельствует Иоанн Мосх. По свидетельству русских паломников XII-XV вв. мощи Кирика были в Софии Константинопольской. Аматор, епископ оксерский (388-418 гг.) принес часть их в Оксер, где Антиохия.

Тропарь мучеников Кирика и Иулитты
глас 8
Яко лоза благоплодная, Иулитто честная,/ грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу,/ сына твоего Кирика славнаго,/ мучением того богатно украсивши/ и твоею кровию навершивши,/ тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних,/ идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.

Ин тропарь мучеников Кирика и Иулитты
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Кирика и Иулитты
глас 4
Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика,/ на подвизе мужески веселящися, взываше:/ Христос есть мучеников похвала.

Ин кондак мучеников Кирика и Иулитты
глас 2
Жертва приятна, Богови приносима,/ и свидетель верен Христов являемь,/ с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне,/ с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас.

Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте

О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Мученик Авудим Тенедосский

Мученик Авудим Тенедосский пострадал в гонение императора Диоклетиана.

Святой Авудим родился на острове Тенедос в Эгейском море (современный остров Бозджаада, Турция).
Принуждаемый отречься от Христа, святой Авудим отказался вкусить идоложертвенную пищу и смело исповедал Христианскую веру, за что претерпел жестокие мучения и принял мученическую смерть.

Умер Христов мученик Авудим Тенедосский в начале IV века.
В начале XII в. его мощи видел на острове Тенедос русский паломник Даниил.

Священномученик диакон Петр
(Троицкий Петр Иванович, +28.07.1938)

сщмч_диакон_Петр_Троицкий

Священномученик Петр родился 9 июня 1897 года в городе Воскресенске (ныне это город Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Окончив обучение в семилетней школе, Петр устроился работать на телеграф. С августа 1918 по 1919 год он служил в Красной армии писарем. С 1919 по 1922 год Петр Троицкий находился в Польше в плену. После освобождения он вернулся в Истру, где работал на телеграфе. В 1925 году Петр Иванович оставил гражданскую службу, стал часто посещать храм и устроился служить псаломщиком, а в 1930 году он был избран старостой.

22 мая 1931 года вместе с иеромонахом Василием (Красноковым) Петр Троицкий был арестован, заключен в Истринский арестантский дом и 20 июня допрошен. «Антисоветской агитации и агитации против колхозного строительства я не вел. Виновным себя не признаю. Соприкасаясь с духовенством, я их контрреволюционной деятельности никогда не замечал. В 1930 году верующие посылали меня ходить в чайные и разъяснять сущность религии и убеждать за веру в Бога. С этой целью в чайные я ходил», – ответил на следствии Петр Иванович.

Через неделю следователем в качестве свидетеля был допрошен бухгалтер Истринского отдела связи, который показал: «Троицкий является самым реакционно настроенным элементом по отношению к советской власти. Работая 6 лет тому назад на почте, всегда был враждебным к пролетарской революции, считал Бога и религию идеалом любви, связывающей человечество. Ушел со службы на иждивение церкви, став самым ярым ее активистом, вплоть до того, что стал церковным старостой... Вел беседы, доказывал, что Бог был и есть и что без религии человечество как без воздуха существовать не может. Пользовался всеми средствами и возможностями, чтобы противодействовать антирелигиозной работе на селе. Помню, когда в 1930 году на общегородском собрании встал вопрос о закрытии в городе церкви, Троицкий обегал все окрестные деревни и оповестил о готовящейся беде верующих. Все крестьяне как по набатному звону пришли в город и добились снятия вопроса с повестки дня… При встречах и разговорах с ним, когда его уговаривали бросить это гнусное дело, отвечал решительно: умру во имя Христа и буду всегда агитировать против всех, кто против Бога. Элемент реакционный, вредный, необходима изоляция», – заключил бухгалтер.

Поскольку следствием предъявленное обвинение доказано не было, уполномоченный по Истринскому районному отделению ОГПУ 1 сентября 1931 года дело за недоказанностью прекратил, иеромонах Василий и староста Петр Иванович Троицкий из-под стражи были освобождены.

В 1933 году Петр Иванович был рукоположен во диакона и служил в Вознесенском храме в городе Истре. В 1934 году его перевели в Троицкий храм села Троицкое на Истре. Летом 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и верующих, а 18 ноября 1937 года Истринское районное отделение НКВД арестовало и диакона Петра. В тот же день начались допросы.

– Вы арестованы как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу.
– Участником контрреволюционной группы я не являюсь.
– Следствие предлагает вам быть правдивым и дать показания о вашем участии в контрреволюционной группе.
– Утверждаю, что участником контрреволюционной группы я не являюсь.
– Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.


После допросов в Истре отца Петра перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Диакон Петр Троицкий умер 28 июля 1938 года в Бамлаге и был погребен в безвестной общей могиле.

Диакон Петр Троицкий Постановлением Президиума Московского областного суда 7 февраля 1958 года был реабилитирован.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments