Святитель Альдхельм из Малмсбери (Альдгельм; лат. Aldhelmus, Althelmus, англ. Aldhelm, Ealdhelm, Ældhelm, Adelme), первый епископ Шерборнский. Зачинатель латинской словесности в Англии. Память перенесения мощей в 986 году.
Память 25 мая (Кельт. и Брит.) - преставление, 5 мая (Кельт. и Брит.) - перенесение мощей
Родился около 639/640 года в районе города Уорхем нынешнего графства Дорсет. Его отец приходился родственником королевской семье Уэссекса. Некоторые ученые пишут, что отца святителя звали Кентвин. Можно предположить, что отец Альдхельма правил Уэссексом с 676 по 685 годы или, по крайней мере, был братом уэссексского короля Ине, правившего с 688 по 726 год. Во всяком случае, родители Альдхельма были новообращенными, а сам он принадлежал ко второму поколению христиан.
В монастыре Малмсбери
В 654 году, в 15-летнем возрасте, поступил в монастырь Малмсбери и стал послушником под руководством ученого ирландского монаха Мэлдуба. В 661 году принял монашеский постриг. После этого святой прожил в Мальмсбери еще десять лет, перенимая знания своего наставника. Особенно полюбил он грамматику и словесность, причем отдавал предпочтение творениям велеречивым и витиеватым. Святой жил в крошечной келье из прутьев, а молился в маленькой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, построенной Мэлдубом.
Учеба в Кентерберийской семинарии
В 671 году, в возрасте 32 лет, святой Альдхельм уехал в Кентербери в семинарию, где штудировал Священное Писание, латынь и греческий язык; читал проповеди, аллегории, изучал метафоры, символику и риторику. Помимо этого, обучался арифметике, астрономии, необходимой для правильного вычисления даты Пасхи, геометрии и музыке. Ему также преподавали право, медицину и естествознание. Однако тщательнее всего святой старался постигнуть монастырские службы.
В Кентербери вошёл в окружение святителя Феодора. В 671 году Альдхельм был рукоположен во иеродиакона.
Учеба в семинарии оставила глубокий след в душе Альдхельма. Позднее он писал, что не может понять, почему большинство английских монахов уезжают учиться в Ирландию, когда в Кентербери есть такая превосходная семинария с такими учеными руководителями, как Феодор и Адриан. В сохранившемся письме этого периода он сетует на недостаток времени на учёбу, ибо он "когда-то думал, что кое-что знает, но теперь видит, как много ещё осталось узнать".
В 672 году, вероятно после посещения церковного Собора в Хертфорде в сентябре месяце, святой Альдхельм почувствовал, что должен на время вернуться в Малмсбери и помочь престарелому и больному старцу Мэлдубу.
В 673 или 674 году он был рукоположен во иеромонаха епископом Винчестерским Хлотхером.
Игумен в Малмсбери
В 675 году, по смерти Мэлдуба, Альдхельм стал игуменом монастыря Малмсбери и управлял обителью на протяжении 30 лет. Его жизнь в монастыре была очень деятельной, но самым главным для него всегда оставалась молитва. Святой писал: "Когда я читаю, то слышу, что мне говорит Господь. Когда молюсь - сам разговариваю с Господом". Святой Альдхельм строго постился и, следуя кельтской традиции, каждую ночь погружался в воду глубокого родника, находившегося у монастырских стен, чтобы так творить долгую молитву. Не боясь ни мороза, ни холода, подвижник за ночь прочитывал всю Псалтырь, стремясь к духовной победе.
В монастыре святитель построил величественную церковь во имя Спасителя и апостолов Петра и Павла - первых покровителей Малмсбери. К празднику освящения храма, как впоследствии и по многим другим поводам, Альдхельм написал стихи. Он исполнял свои произведения, сопровождая их игрой на арфе, что в то время считалось обычным для каждого культурного и музыкально одарённого англичанина. Он имел обыкновение петь песни, стоя на мосту через реку Эйвон, а верующие, выходящие после литургии из храма, собирались на берегу послушать его.
Короли и аристократы жаловали Малмсберийскому монастырю земли. Искал духовного совета у игумена Альдхельма и благоверный король Ина, правивший в то время Уэссексом. При поддержке святителя он посстановил древний монастырь Гластонбери (в 688 году) и основал новый - Абиндонгский близ Оксфорда. Сам святой Альдхельм основал много церквей и монастырей. Влияние игумена Альдхельма распространялось в не меньшей мере и на королевство Нортумбрия. Король Нортумбрии Альдфрит провел молодые годы в изгнании в Малмсбери, где святой Альдхельм стал его восприемником при крещении. Потом Альдфрит женился на Кутбурге, сестре короля Ины.
Паломничество в Рим
Около 693 года святитель Альдхельм совершил давно желанное паломничество в Рим. Папа Сергий с особым благодушием встретил учёного игумена из Англии. Они ежедневно служили литургию в базилике Латеранского дворца.
Святитель Альдхельм возвратился в Англию со многими дарами: мощами святых, иконами Божией Матери, шёлковыми облачениями и изготовленным из белого мрамора престолом размером 4 на 3 метра. Изготовленная по восточному образцу риза из ярко-красного шёлка с узорами и изображениями павлинов, в которой совершал богослужения святитель Альдхельм, долгое время хранилась в Малмсбери и пропала лишь во время Реформации.
Игумен Альдхельм бывал на многих Соборах епископов и, откликаясь на их просьбы, давал советы. Так, в 705 году или немногим ранее на Собор в Уэссексе собрались все английские епископы, просили прибыть и игумена Альдхельма. Беспокойство епископов вызывали бритты, жившие в Девоне и Корнуолле, которые упорствовали в своей устаревшей и неканонической традиции празднования Пасхи и соблюдали другие обычаи, расстраивавшие гармонию в Церкви Британских островов. Альдхельма попросили написать послание к Герайнту, Бриттскому королю Девона и Корнуолла, и разъяснить ему суть расхождений. В послании Альдхельм порицал кельтов за их отказ молиться вместе с англами и даже есть вместе с ними за одним столом - такой была враждебность кельтов по отношению к чужеземцам. Его старания были не напрасными: кельты постепенно оставили гордыню и упрямство и начали отказываться от прежних обычаев, что стало поворотным моментом в их истории.
Епископ Шерборнский
В 705 или 706 году святого Альдхельма избрали первым епископом новоучреждённой Шерборнской епархии, расположенной на западе королевства Уэссекс, в земле, именовавшейся Селвудшир, занимающей ныне обширные территории западного Уилтшира, Дорсета, Сомерсета и принадлежавшей в то время англам части Девона. Игумен отказывался, напоминая о своем преклонном возрасте. Он уступил, когда к голосам епископов прибавился голос святого архиепископа Кентерберийского Бритвальда, бывшего учителя Альдхельма. Осенью того же года святитель Бритвальд совершил над святым Альдгельмом хиротонию во епископа.
Четыре года святитель Альдхельм неустанно трудился во вверенной ему епархии, оставаясь при этом настоятелем трёх основанных им монастырей и продолжая строить новые храмы. Он построил собор у себя в Шерборне, церковь святого Михаила в Бате, а также церкви в Лангтон-Матраверс, Сомерфорд-Кейнс, Даултинге и Уорхеме.
Святитель Альдхельм совершил в своей жизни множество чудес. Однажды в городе Дувр он повстречал моряков, приплывших на корабле из Франции, чтобы продать рукопись Библии. Из-за слишком высокой цены Альдхельм не мог купить книгу, а моряки лишь посмеялись над скромной одеждой монаха. Но стоило им отплыть от берега, как на море разыгрался сильный шторм. Моряки взмолились, прося прощения и помощи у стоящего на берегу святого. Епископ перекрестил море - и шторм вмиг утих. Моряки причалили к берегу и хотели даром отдать Альдхельму Библию, но он отказался от этого и заплатил за книгу ту сумму, которую первоначально предложил. В XII веке эта Библия все еще находилась в Малмсбери, где ее показывали паломникам.
Кончина и почитание
Весной 709 или 710 года 70-летний святитель почувствовал приближение кончины. Он попрощался со всеми монахами, священниками и мирянами, завещая хранить любовь, мир, единство, и попросил похоронить его в Малмсбери - месте, которое он любил более всего. 25 мая, находясь в Даултинге в графстве Сомерсет, святой Альдхельм попросил перенести себя в маленькую деревянную церковь. Здесь, сидя на камне, он и скончался. Погребен в церкви Архангела Михаила в монастыре Малмсбери. Там мощи святителя пребывали в течение 200 лет.
В IX веке король Этельвульф Уэссексский (795 - 858) пожаловал Малмсберийскому монастырю серебряную раку дивной работы для мощей святого Альдгельма. На ней были вырезаны сцены с изображением чудес, совершенных по молитвам святого в разное время. Однако монахи не посмели перекладывать мощи. Только 5 мая 986 года мощи святителя Альдгельма были переложены в серебряную раку, пожалованную некогда королем Этельвульфом. С тех пор память святителя Альдгельма совершалась не только 25 мая, но и 5 мая - в день перенесения его мощей. Почти сразу святитель Дунстан Кентерберийский, опасаясь, что мощи могут похитить язычники-датчане, переложил их из раки в другое место внутри собора. В 1016 году датчане действительно совершили набег на Малмсбери, но внезапно в панике бросились обратно, устрашённые невидимой силой. Монахи верили, что это произошло по заступничеству святителя Альдхельма.
Наследие
Своей литературной славой Альдхельм обязан помимо писем, содержащих биографические сведения и сведения по церковной истории Англии, и серии стихов в честь отдельных церквей и алтарей также следующим произведениям:
адресованному королю Нортумбрии Альдфриду «Посланию о стихосложении, правилах иносказания и построения стопы» (Epistula ad Acircium de metris et enigmatibus ac pedum regulis), которое содержало рассуждения о символике числа 7, диалог между учителем и учеником по поводу построения гекзаметра, 100 стихотворных загадок и полный свод метрики;
«Трактату о девстве» (De virginitate), адресованному игумении Хильдилите и ее сестрам, частью написанному прозой, частью - в стихах, восхвалявшему целомудрие мужчин и женщин и содержавшему перечень добродетелей и пороков.
Прозаический стиль Альдхельма характеризуется некоторой манерностью, обилием грецизмов и аллитераций (возможно, под воздействием ирландский литературной школы). Его творчество оказало существенное влияние не только на формировавшуюся литературную и духовную традицию Англии, в т. ч. св. Вонифатия Майнцского, но и на культуру Западной Европы эпохи Каролингского возрождения.
Святитель Евфимий Мироточивый, епископ Мадитский
Память 4 мая (Конст.), 5 мая (Греч.)
Евфимий, сын земледельца Никиты, происходил из селения Епиват во Фракии (ныне Селимпаша, близ Стамбула). Когда в отрочестве он лишился отца, мать отдала его на обучение в один из монастырей Константинополя. Удивляя наставников своими способностями, Евфимий преуспел в науках, но еще более - в добродетелях.
Он принял постриг в этом монастыре и после 30 лет строгого подвижничества взял у игумена благословение удалиться в затвор в одно из загородных монастырских владений. Там он провёл четыре года в молчании.
О нем узнал Ираклийский митрополит, и по его настоянию Евфимий был рукоположен во иерея, а затем хиротонисан во епископа Мадитского.
Святитель Евфимий занимал кафедру в течение 40 лет. Он отличался особой заботой о бедных и милосердием: простил разбойника, отобравшего у него коня, и воров, похитивших зерно из его житницы, отпустил грабителей, обокравших храм, которых местные жители хотели предать казни.
Ещё при жизни святой Евфимий прославился чудотворениями: излечил женщину, находившуюся в родильной горячке, исцелил глухонемого и одержимую бесом монахиню. Император Василий II Болгаробойца навестил знаменитого подвижника, и Евфимий предсказал ему победу над Вардой Фокой.
Когда святителю исполнилось 80 лет, ему было открыто о грядущей через год кончине.
Скончался около 989-996 г.
Прокажённый, прибывший издалека в надежде получить исцеление от святителя Евфимия, не застал его в живых. В отчаянии он обнял гробницу и стал взывать к святителю как к живому. Когда его помазали маслом от лампады над гробницей святого, он выздоровел. От мощей святителя обильно истекало миро, от которого многие получали исцеление. Кроме того, среди описаний посмертных чудес Евфимия есть рассказы о спасении попавших в шторм и об освобождении греческого воина из болгарского плена.
По свидетельству Михаила Пселла, Евфимий, явившись во сне низложенному Константинопольскому патриарху Михаилу I Керуларию (+ 1058), предсказал ему близкую кончину, которая должна была избавить его от судебного разбирательства.
Значительная часть Жития святителя Евфимия, помещённого в рукописи Paris. gr. 1617, 1071 г., утрачена. Сохранилось Похвальное слово, написанное Константинопольским патриархом Григорием II Кипрским (1283-1289), по всей видимости, ещё до занятия им патриаршей кафедры.
В пространном Житии преподобной Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), написанном ок. 1385 г. Болгарским патриархом святителем Евфимием Тырновским, говорится, что святой Евфимий был её младшим братом, в бытность архиереем "различныя ереси от стада отгнав", а после его кончины мощи "реку мира преславно источиша, яже на пъприще едино истекааше в море, якоже иже тамо шедшеи добре съведять". На основе этого произведения было составлено так называемое второе проложное Житие преподобной Параскевы, сопровождающее некоторые списки славянской службы ей, также атрибутируемой патриарху Евфимию Тырновскому.
Святитель Евфимий упоминается в числе святых целителей в греческой молитве об исцелении больного из сборника Vindob. Phil. 178, 1429-1430 гг., находящегося в Австрийской национальной библиотеке в Вене.
Русский паломник игумен Даниил (нач. XII в.), упоминая город Абидос, говорит, что "противу тому граду лежить святый Еуфимие Новый". Антоний Новгородский (ок. 1200) пишет: "У Калиполя же святый отец Еуфимеи лежит".
Преподобномученица Марфа Монемвасийская, Ликаонская (+ 990), игумения и иже с нею
Марфа была игуменией Монемвасийской обители Пресвятой Богородицы в Морее. Она крепко подвизалась на пути Евангельского закона и в проповеди язычникам-славянам и усердно понуждала сестёр к подвигам благочестия. Святая удостоилась страдальческой кончины с тремя сёстрами от язычников в 990 году.
Преподобный Пахомий Нерехтский, память обретения мощей в 1675 году.
Память 15 мая (тезоименитство), 23 марта (преставление), 5 мая (обретение мощей), в Соборах Владимирских и Костромских святых
В миру Иаков, родился в начале XIV века в семье священника во Владимире на Клязьме. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.
Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не препятствовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества.
По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.
Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диаконы. Святой Алексий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настоятелем Царе-Константиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игумена, чем преподобный Пахомий, добродетели которого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Владимир, чтобы осмотреть воссозданную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.
Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жизни, назидая братию словом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от братии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и удаляется в Костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.
Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново, Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.
Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.
Скончался 21 марта 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого.
Св. мощи его, обретенные нетленными в 1657, почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря.
В 1675 г. преподобный Пахомий был канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых.
Ныне его святые мощи почивают под спудом в возрожденном в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.
(Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтский женский монастырь)
Тропарь преподобному Пахомию Нерехтскому
глас 4
Житейския молвы, преподобне, отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие, и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы, в молитвах же и трудех прилежа Богови, процвел еси яко финикс, быв образ утешения духовнаго, преподобне отче Пахомие, моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.
Кондак преподобного Пахомия Нерехтского
глас 4
В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобне Пахомие,/ молися о спасении душ наших.
Святитель Диума (Дима) Мерсийский, первый епископ в англосаксонском королевстве Мерсия
(Церковь во имя Пресвятой Девы Марии, где покоились мощи Св. Диумы, Чалбери (Chulbery), графство Оксфордшир)
Память Св. Диумы празднуется 18 мая нового стиля / 5 мая старого стиля, 20 декабря нового стиля / 7 декабря старого стиля
Св. Диума был по национальности ирландцем (скоттом). О Св. Диуме повествует Св. Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» (книга III, глава XXI, глава XXIV).
По сообщению Св. Беды Диума был в числе четырёх священников (среди которых находился и Св. Кедд), прибывших в Мерсию и страну Срединных англов вместе со Св. Финаном Линдисфарнским для проповеди Слова Божьего, после того, как король Срединных англов Пэда, сын мерсийского короля – язычника Пенды согласился принять крещение от Св. Финана. «Эти священники проповедовали слово с таким успехом, что многие люди, как знатные, так и простые, отвергли мерзость язычества и омылись в источнике истины». [1, стр. 95]. Обращение Срединных англов произошло около 652 - 653 года. По сведениям «Церковной истории» Св. Финан посвятил Св. Диуму в епископы Мерсии и страны Срединных англов сразу после смерти Пенды, то есть около 654 года. Далее Беда пишет, что «приведя за краткое время немалое число душ ко Господу, Диума умер в стране срединных англов, в области под названием Инфеппинг». [1, стр. 95] Из этих слов можно заключить, что Св. Диума после посвящения в епископы прожил совсем немного и отошёл ко Господу видимо в конце 650 – х годов или в начале 660 – х годов.
Местность Инфеппинг, где по утверждению Св. Беды Св. Диума преставился и был погребён, идентификации по прошествии стольких лет не поддаётся, однако в английском трактате 1015 года, посвящённом местонахождению мощей английских святых сообщается, что мощи Св. Диумы покоились в селении Ceorlingburh - это современный городок Чарлбери (Charlbury) в графстве Оксфордшир. Предание связывает имя Св. Диумы с местной церковью во имя Пресвятой Девы Марии, которая изображена на фото. Эта нормандская церковь была построена на месте более древней саксонской в XII столетии. Возможно мощи святого Диумы находились в этой церкви до времён Реформации и Роспуска монастырей при короле Генрихе VIII.
Литература:
1. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов/ Перевод с латинского, вступит. статья, комментарии В. В. Эрлихмана. – СПб.: Алетейя, 2001. – 363 с. – (Pax Britannica)