filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

03 (16) мая 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Великомученица Ксения чудотворица, Пелопоннесская

agia_ksenia_kalamatas


Святая великомученица Ксения не упоминается в византийских агиографических источниках, ее почитание долгое время носило местный характер. Сведения о ней были обнаружены в начале ХХ в. пресвитером Гергием (Насисом) в рукописи, принадлежавшей Константину Византиосу из Константинополя. Он переписал житие Ксении и издал его вместе с составленными им службой и параклисом этой святой в 1946 г. в Нью-Йорке, где служил настоятелем кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы.

Святая Ксения родилась около 291 г. в греческом городе Каламе (ныне Каламата), расположенном на юго-западе полуострова Пелопоннес. Родители ее Николай и Деспина, родом из Италии, были христианами, не благородного происхождения, но достаточно обеспеченные. Из-за гонений на христиан им пришлось перебраться в Каламату, где они занимались возделыванием земли. Здесь у них родилась дочь Ксения, которая еще с детства, чаще всего, не играла с детьми, а после молитвы оставалась дома и всячески помогала матери.
С возрастом ее душевная красота все более явно проявлялась и в телесной красоте. Она постоянно питала свою душу молитвой, чтением Священного Писания и слушанием житий святых и мучеников за веру во Христа. Девушка имела постоянное попечение о бедных, больных и вдовах и часто она сама оставалась без еды, чтобы накормить нуждающихся. Видя это, враг рода человеческого всячески стремился погубить юную подвижницу.

В то время в Каламате правил епарх (начальник области) Дометиан – человек черствый и жестокосердый. Однажды, возвращась с охоты, он увидел Ксению, которая в это время работала на поле. Увидев ее, он воспылал к ней страстью и захотел на ней жениться. Он обратился к магам-чародеям, чтобы они приворожили к нему Ксению. Но святая была под защитой Креста Господня и потому маги не смогли ничего сделать.
Видя постигшую его неудачу, Дометиан приказал захватить ее силой и доставить в его резиденцию. Ксения же молилась Богу о помощи и когда предстала пред епархом, с мужеством претерпевала все испытания. Дометиан спросил ее, как ее зовут, чья она и какую религию исповедует. Святая ответила ему, что зовут ее Ксения, родители ее христиане из этого города и что она желает всей душой быть рабой Господа Иисуса Христа.
Тиран, скрывая гнев и ярость, стал ласково ее уговаривать, чтобы она стала его супругой и принесла жертву его богам, а также предупредил, что в случае неповиновения ее ожидают тяжкие мучения и лютая смерть. Но Ксения смело ответила ему отказом.

После ее слов Дометиан пришел еще в большую ярость, схватил святую за волосы, потащил в темницу и, отдав ее тюремщикам, приказал повесить на столбе, жечь и строгать ее тело. Во время истязаний святая мученица продолжала молиться Господу о своем укреплении. Мучения продолжались очень долго, но святая не чувствовала боли, потому что Ангел Господень укреплял ее и обновлял ее силы.
Ночью, когда после мучений святая Ксения осталась одна в темнице, к ней явился Сам Господь и исцелил ее раны.

Утром солдаты доставили Ксению к епарху и он, увидев ее снова здоровой, стал убеждать принести жертву богам, которые так чудесно исцелили ее. Но святая опровергла его слова и провозгласила, что исцелил ее Иисус Христос, а не ложные боги. И чтобы убедить всех в том, что именно Господь – истинный Бог, она согласилась пойти в языческий храм. Епарх же обрадовался, думая, что Ксения раскаялась. И вот, когда они пришли в капище, святая преклонила колени пред Богом и стала молиться. И, прежде окончания ее молитвы, произошло большое землетрясение, так что все идолы попадали и разбились на мелкие кусочки. Но Дометиан не вразумился этим чудом, а еще больше ожесточился и приказал сильнее мучить святую.

Как и перед этим, Господь снова исцелил мученицу. Ксения, во время своих новых мучений, продолжала славить Бога, а епарх, видя ее стойкость и мужество, все более распалялся желанием отвратить ее от Христа и сделать своей супругой. Он приказал привести дикого коня и привязать к нему Ксению за ноги, чтобы влачить ее по камням. Но милосердный Господь сотворил так, что конь не сдвинулся с места, не смотря на все усилия мучителей и самого епарха. А святая снова прославила Господа за Его заступничество и помощь. Окружающие, кто видел эти чудеса, восклицали: «Велик Бог христианский!» и многие из них уверовали во Христа. Но епарх, в своем духовном ослеплении, продолжал не веровать в истинного Бога, и снова отправил мученицу в темницу.
Среди ночи, когда Ксения пребывала в молитве, темницу вдруг осиял Божественный свет и явился Господь Иисус Христос в окружении множества Ангелов. Обратясь к ней, Он возвестил ей о близкой кончине и о даровании ей победного венца, который украшает девственников в Небесном Царствии.

На следующий день Дометиан опять призвал святую к себе и попробовал еще раз лестью и уговорами отвратить ее от Христа, принести жертву идолам и склонить к супружеству. Но святая твердо и решительно отказалась сделать все это, в надежде через мучения поскорее соединиться со Христом. После этих слов Дометиан приказал умертвить святую через мечное усечение, тело ее посечь на мелкие кусочки и сжечь в огне. Когда святую привели за город на место казни, она упросила солдат дать ей немного времени для совершения молитвы. Упав на колени и подняв руки и глаза к небу, она молилась Господу, благодаря Его за все Его милости и помощь, которые Он посылал ей во время ее земной жизни и мучений. Во время молитвы Божественный голос благовествовал ей, что просьба ее услышана. После этого святая с радостью приняла свою смерть через усечение мечем. Затем солдаты извлекли сердце святой, чтобы принести его епарху, а тело изрубили и сожгли. Христиане собрали прах великомученицы, и впоследствии от него происходили исцеления и другие чудеса. Мученическая кончина святой совершилась 3/16 мая 318 года.

После смерти мученицы стало происходить много чудес, после молитвенного обращения к ней. Она помогала страждущим, являясь им в видениях. Вскоре после своей казни Ксения избавила жительницу Патр Марию от проклятия, юношу из Каламэ от беснования, некоего мужчину от болезней ног и молодую женщину от паралича. Также благодаря заступничеству святой происходили исцеления от сердечно-сосудистых, глазных и дерматологических заболеваний, нервных расстройств, сомнамбулизма. Пресвитер Георгий (Насис) приводит также чудеса святой Ксении, свидетелем которых он стал в Нью-Йорке. В том числе святая явилась ему и велела написать ее икону, которая находится в нью-йоркском кафедральном соборе. На ней великомученица изображена держащей в одной руке крест, а в другой – свое сердце. В 1993 г. в Каламате был построен храм во имя святой великомученицы Ксении.

Тропарь
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Ксения зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак
глас 4
Девства добротами преиспещренна, дево, страдальчеством была еси краснейшая, Ксение, кровьми твоими истекшими обагрена, прелесть низложила еси безбожия, сего ради прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.


Молитва

О прехвальная мученице Христова Ксение, благонадежная наша пред Господем предстательнице! К тебе усердно прибегаем и во умилении сердец наших просим: умоли Господа и Владыку нашего да пробавит милость Свою к нам, недостойным рабом Его, да подаст грехов наших прощение, мирное и благочестивое житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце нас да сподобит, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.


Мученик Павел Виленский

Происходил из дворянской семьи. Принял мученичество в XVII веке в Вильне, во время преследования польскими властями православных в Литве.

"Русский биографический словарь" Половцева упоминает его как "преп., муч." Согласно тому же словарю, неканонизирован, однако день памяти в нём указан. "Св. Павел Виленский" помещён в списке святых в "Настольной книге священнослужителя", т. 3, а также - как мученик - в оглавлении "зелёной" Минеи-май, ч. 1, с. 486.
Сноска после жития в "Синаксаре" Макария Симонопетрского гласит: "В месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена".


Святитель Конлет Килдарский (Conleth, Conleat), отшельник, епископ

Святой Конлет, ирландский отшельник в Олд Коннеле на Лиффее, что в графстве Килдар (County Kildare), был мастером в работе по металлу, искусным списчиком и украсителем книг. Согласно житию святой Бригиты, написанному Когитосом (Cogitosus), та, узнав о нём, попросила его изготовить священные сосуды для её монастыря, а затем призвала быть духовным наставником её монахинь в Килдаре. Со временем он сделался первым епископом на Килдарской кафедре, которая, согласно Annuario Pontificio, была основана в 519 году.

Конлет, Тассах (Tassach) из Эльфина (Elphin), мастер святого Патрика, и Дэй (Daigh), мастер Кирана (Kieran) из Сэйера (Saigher) считались тремя лучшими умельцами Ирландии того времени. Конлет, бывший главой Килдарской школы металлообработки и каллиграфии, традиционно считается скульптором посоха святого Финбара из Термон Барри (Termon Barry). Он также создал золотую корону, которая была подвешена над гробницей святой Бригиты.

По свидетельству ирландского мартиролога, святой Конлет был растерзан волками по пути в Рим, куда он отправился вопреки желанию Бригиты. Быть может, это объясняет происхождение его имени: coin ("волками") и leth ("пополам").



Святитель Ансфрид, епископ Утрехтский

Святой Ансфрид Утрехский


Ансфрид (Ansfried или Ansfridus) был рыцарем, меченосцем Оттона I, императора Священной Римской Империи. После кончины своей жены Хильсонды (Hilsondis), с которой он прожил жизнь в благочестии и делах милосердия и вместе с которой он основал монастырь в Торне (Thorn), Ансфрид решил стать монахом. Однако император Оттон III рассудил по-другому и решил поставить его епископом Утрехтским. Ансфрид поначалу отказывался, ссыласясь на возраст, однако потом смирился и в 994 или 995 году был хиротонисан во епископа в соборе Аахена. Сняв с себя меч и положив его на алтарь, он принял епископские инсигнии.

Во своём епископском служении он проявил себя великим молитвенником. В 998 году им был основан монастырь Хохорст (Hohorst) в Амерсфоорте (Amersfoort).

В 1005 году, начав слепнуть, он снял с себя епископское облачение и стал одеваться как простой монах. Он часто постился и под монашескими одеждами носил власяницу. В 1006 году он построил келью на горе и удалился туда. Эта гора ныне почитается святой.
Слепота не стала для Ансфрида препятствием к делам милосердия. По преданию, в его трапезах участвовали десятки обездоленных.
Почувствовав приближение кончины, Ансфрид отправился в Хохорст. Несмотря на слепоту, он увидел сияющий крест и, осенив себя крестным знамением, отошёл ко Господу 3 мая 1010 года.



Святитель Григорий Премудрый, епископ Ростовский и Ярославский

Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы Cобор Ростовских святых. Кон. XIX - нач. XX века. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов
(Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Cобор Ростовских святых". Кон. XIX - нач. XX века. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов)

Память 3 мая и в Соборе Ростово-Ярославских святых

19 марта 1396 года был хиротонисан на кафедру "Ростову и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю Полю, и Устюгу, и Молозе". Хиротонию в Москве возглавил Киевский митр. Киприан, в ней также участвовали епископы Евфросин Суздальский, свт. Арсений Тверской, Феогност Рязанский, Григорий Коломенский, Феодосий Подольский. Современная Григорию запись в рукописи 16 слов свт. Григория Богослова называет его "священноепископом... Ростовским и Ярославским".

В 1397 году еп. Григорий посетил Устюг, один из главных центров миссионерской деятельности в Пермском крае. По его приказу на месте сгоревшего годом раньше деревянного храма устюжане воздвигли деревянный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1398 году, когда еп. Григорий собирал в Устюге церковную десятину, к городу подошли новгородские войска, целью которых была поимка двинского воеводы боярина Анфала Никитина, восставшего против власти Новгорода и объявившего себя сторонником Московского вел. князя. В ходе переговоров еп. Григорий и местный кн. Юрий Андреевич убеждали новгородцев, что они не поддерживают двинского воеводу. Однако во время сражения, развернувшегося у острога под Медвежьей горой на берегу р. Сухоны, выяснилось, что в войске Анфала сражался двухтысячный отряд устюжан, что было поставлено в вину епископу новгородскими летописцами. В ответ новгородцы разграбили и сожгли новоотстроенный устюжский Успенский собор, вывезли из него несколько икон, в т. ч. чудотворный образ Божией Матери "Одигитрия". По сообщению Устюжской летописи, новгородцы были наказаны за разбой: "Начало им корчити руки и ноги и хребты им ломити, и мало их приидоша здоровых в Новгород", где на них "напала слепота". Болезни прекратились, после того как Новгородский архиеп. Иоанн, поместивший чудотворный образ Божией Матери в Софийском соборе, отслужил молебны. Новгородцы заключили мир с устюжанами, в 1399 году они за год отстроили в Устюге Успенский собор и вернули все иконы и полон.

В июле 1401 году еп. Григорий присутствовал на созванном митр. Киприаном Соборе в Москве, на который съехались девять иерархов из западных и восточных областей Киевской митрополии. В 1402 году, согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, еп. Григорий благословил преподобного на игуменство в основанном прп. Дионисием общежительном Глушицком Покровском монастыре. Еп. Григорий возглавил отпевание и захоронение в московском Успенском соборе скончавшегося 16 сентября 1406 года митр. Киприана. Ростовский епископ зачитал прощальную грамоту, составленную митр. Киприаном за 4 дня до смерти. По словам современника, еп. Григорий "прочте ю оумилно, велегласно, да боудеть оуслышанно в оушию всему градоу; и внегда чтоуще емоу, тогда многие от предстоящих на слезы предподвиже". При ростовском кн. Александре Константиновиче (в монашестве Андрей), между 19 марта 1396 и 19 июня 1404 года, произошло чудо по молитвам еп. Григория и клириков ростовского Успенского собора к Ростовским святителям Леонтию и Феодору - исцелился сын кн. Александра Иоанн.

24 июня 1408 года в Ростове случился пожар, во время которого обрушились своды каменного Успенского собора (сохранились стены «по комары» и алтарь), "иных церквии погоре 14, и людии много истопе". В декабре 1408 года бедствия Ростовской земли усугубил набег ордынского отряда из войска эмира Едигея. Еп. Григорий вместе с князем и др. жителями бежал из города. Захватив Ростов, ордынцы сожгли его, сгорели многие храмы, уцелел лишь ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь, ограждаемый, как пишет летописец, "молитвою святыа Богородици".
1 октября 1410 года еп. Григорий освятил восстановленный на его средства (к 26 сентября) Успенский собор. Владычный летописец особо отметил, что "людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь". В 1411 году в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, "выше первых". 6 октября 1411 года на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия еп. Григорий освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 1520-х годов, еп. Григорий отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского). 22 марта 1416 года участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Северной и Северо-Восточной Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

Тщательная фиксация летописцами деятельности еп. Григория объясняется, в частности, тем, что он, как установил А. А. Шахматов, являлся заказчиком Ростовского владычного свода начала XV в., ставшего одним из главных источников Софийской I и Новгородской IV летописей старшего извода. К времени пребывания еп. Григория на Ростовской кафедре приходится распространение в епархии Иерусалимского устава и приспособление к нему (на уровне месяцеслова) служебных Миней Студийского устава. Частично сохранились два комплекта таких Миней, восходящие (судя по составу служб на май) к экземпляру Ростовской кафедры: служебные Минеи из Переславля-Залесского и служебные Минеи из ярославского в честь Преображения Господня монастыря.

Епископ Григорий скончался 3 мая 1416 года в Ростове. Похоронен в ростовском Успенском соборе, его имя было внесено в соборный синодик. В настоящее время место захоронения еп. Григория неизвестно. В великокняжеском своде конца XV века в сообщении о смерти еп. Григория записано, что он был "епископ... Ростовски и Ярославскы", который "пас церковь Божию лет 21". В более поздних памятниках появилась ошибочная информация, что Григорий "бысть архиепископ Ростову 35 лет".

В Никоновском своде дана развернутая характеристика деятельности еп. Григория, который жил, "соблюдая законы церковныа и учя люди слову Божию". Здесь же приведена версия, что Григорий "вторый архиепископ был в Ростове (1-й Ростовский архиепископ - свт. Феодор.- ред.), преже бо быша епископи, а не архиепископи в Ростове", основанная на перечне Ростовских архиепископов в Хронографе Русской редакции 1512 года и, очевидно, восходящая к Ермолинской летописи. Данная традиция нашла отражение в ростово-ярославских синодиках. Тем не менее ее достоверность невелика, т. к. в ранних летописях и в перечне Ростовских архиереев в синодике Успенского собора Московского Кремля Григорий титулуется епископом, перечень архиепископов, помимо архиеп. св. Феодора, там начинается с архиеп. Ефрема. Такие же различия в титуловании еп. Григория встречаются и в памятниках агиографии. Если в списках Жития свт. Леонтия Ростовского Григорий упоминается как епископ, то в поздних списках Жития свт. Феодора Григорий иногда имеет титул архиепископа.


Почитание

В Троицкой летописи 1408/09 г., составленной после 1422 года, в рассказе о похоронах митр. Киприана, Григорий упоминается как "преподобныи епископ Григории Ростовскии". Такая же характеристика еп. Григория содержится в летописях 2-й пол. XV - нач. XVI в.. В иконописном подлиннике XVIII века он упоминается как "блаженный Григорий". В Псалтири с восследованием, в списке сер. XVI в., память еп. Григория отмечена под 28 мая. В святцах XVIII века встречается "память иже во святых отца нашего Григория Премудрого, епископа Ростовскаго", отмеченная в т. ч. под 20 ноября. В рукописных и др. исторических материалах XIX в. Григорий Ростовский упоминается как местночтимый святой, рукописные святцы называют его Премудрым. Канонизация еп. Григория подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому установлено 10 марта 1964 года по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова).


Иконография

Сохранились два образца иконографии свт. Григория Ростовского - иконы "Собор Ростовских святых" 1838 года и конца XIX - нач. XX в. (обе находятся в храме Толгской иконы Божией Матери в Ростове), где представлены многие местночтимые Ростовские святители. На более ранней иконе, где святые обращены к Владимирской иконе Божией Матери, Григорий изображен справа первым во втором ряду как средовек с худощавым лицом и небольшой заостренной бородой, облачен в митру и фелонь, в руке Евангелие, на нимбе надпись: "Ст. Грiгорiи епк. Рост.". На другом образе у него широкое, с крупными чертами лицо, короткие каштановые волосы, небольшая окладистая борода, чуть тронутая сединой.


Преподобные Иулиания, игумения и Евпраксия, монахиня , Московские

прп_Иулиания_Евпраксия_московские_1


Преподобные Иулиания и Евпраксия были родными сестрами святителя Алексия, Митрополита Московского, и происходили из знатного рода черниговских бояр.
В благочестивом семействе родителей святителя было пятеро сыновей и две дочери: Иулия (в монашеском постриге Евпраксия) и Ульяна (Иулиания). Любовь к старшему брату побудила сестер устроить обитель во славу святого Алексия, человека Божия - покровителя их брата в монашестве. Первоначально монастырь был воздвигнут на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Местность это в то время было частично покрыта лесом, а большую ее часть покрывали луга с сенокосами, отчего и называлась она Остожье, Стоженец, ныне Остоженка (сено, складываемое в стога). Место это было уединенным, тихим, что являлось очень благоприятным для создания обители. С одной стороны протекала речка Остоженка, давно уже не существующая, с другой - Москва река.

Первой игуменией обители стала Иулиания. Летопись того времени говорит, что она была "от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна". Однако, очень распространено предание, что первой игуменией обители была одна из сестер святителя Алексия. Вся проникнутая духом христианского благочестия, она мудро руководила вверенными ей сестрами, обучая их монашескому жительству не только повелением и советом, но и личным примером.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.
Сестры святителя Алексия просияли подвижнической жизнью. За милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение еще при жизни они почитались в народе как святые.

Преподобные жены имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.
Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Скончалась любимая всеми игумения в 1393 году в четвертую субботу по Пасхе, в ночь на 3 мая 1393 г. и была погребена близ храма.

Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви». Через год преставилась и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 г., на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 г. соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.
И после кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. К концу XIX века были подготовлены документы для канонизации подвижниц, но события 1917 года помешали этому осуществиться. Прославление преподобных Иулиании и Евпраксии было совершено в 2000 году.

прп_Иулиания_Евпраксия_московские

Молитва преподобным игумении Иулиании и монахини Евпраксии

О, преподобнии Иулиание и Евпраксие, аще и скончали свою временную жизнь, но духом своим не отступайте от места сего святаго. Молим вы, имея дерзновение ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери, принесите к престолу Царя всех наши недостойныя и грешныя моления о скорбях, нуждах и напастях наших; не оставьте вашею помощию. Укрепите нас шествовать по стезям заповедей Господних, и безропотно нести крест свой до конца. Сохраните нас от врагов видимых и невидимых. Даруйте нам христианскую кончину и на Страшном суде Христовом явитесь нашими заступницами и ходатаицами. Да вашими молитвами соблюдаеми и сохраняеми пребудем, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Святитель Мамай, католикос Мцхетский (Картлийский)


Святитель Мамай, католикос Мцхетский (Картлийский)

Правил Грузинской Церковью в 720-744 годах. Биографические сведения о нем не сохранились. Известно лишь, что святой Мамай был настоятелем Зедазенского монастыря и упоминается в списке Зедазенских отцов.


Святитель Икумений (Экумений, Œcumenius, греч.: Οικουμένιος), епископ Триккский, византийский экзегет

Святитель Икумений (Экумений, Œcumenius, греч. Οικουμένιος), епископ Триккский, византийский экзегет


Епископ греческого города Трикки (совр. Трикала) в Фессалии. Согласно Сиксту Сиенскому, он написал комментарий к первым 8-ми книгам Ветхого Завета. Однако этот труд не сохранился. Ему же приписывается авторство толкований на ряд книг Нового Завета: Деяния апостолов, послания апостола Павла и соборные послания. Как экзегет Икумений следует главным образом св. Иоанну Златоусту и другим св. отцам, нередко включая в свои труды обширные цитаты из их писаний. Многие, в том числе и архиепископ Филарет (Гумилевский), отождествляет Икумения Триккского с Икумением, автором толкования на Откровение Иоанна Богослова. Вопрос этот остается и по сей день дискуссионным.

Комментарии Икумения можно отнести к разряду катен.


Мученик Ахмет (Ахмед) Краснописец

Мученик Ахмет (Ахмед) Краснописец

Память 3 мая, 24 декабря

По происхождению турок-мусульманин, жил в Стамбуле, был человеком знатным и вполне обеспеченным, занимал значительный государственный пост и к моменту обращения был в летах весьма зрелых.
У него была русская наложница рабыня. Видимо, отличавшийся веротерпимостью, Ахмед разрешал ей свободно посещать христианскую церковь. Со временем Ахмед заметил особые благодатные изменения в ней, происходившие каждый раз, как она приходила с богослужения. Заинтересованный этим, он изъявил священнику желание присутствовать на литургии во время службы патриарха, и получил такую возможность. Как знатному гостю ему приготовили особое место.

Во время литургии он вдруг увидел, что когда патриарх благословлял народ, то от трикирия и пальцев его изошли лучи и перешли на головы всех христиан, и лишь его собственная глава осталась обделённой. Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним, вероятно, самим патриархом.
Некоторое время Ахмет оставался тайным христианином. Но однажды, на одном собрании вельможи стали спорить о том, что превыше всего. Когда же очередь дошла до Ахмеда, и спросили его мнения, он неожиданно для всех громко объявил:

- Превыше всего вера христианская.

И исповедовал себя христианином.
За свое исповедание он принял мученическую кончину 3 мая 1682 года.




Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments