filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

29 апреля (12 мая) 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 4-я по Пасхе.

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286–299); прп. Ме́мнона Чудотворца, игумена Египетского; прп. Нектария Оптинского (1928).
Прп. Амфилохия Почаевского (Головатюка) (1970); мчч. Диодора и Родопиана, диакона (284–305); прп. Секунделла Нантского, диакона (ок. 575; Галл.); прп. Эндельенды (Эндельенты, Энделлионы) девы, отшельницы Корнуоллской (VI; Кельт. и Брит., ПЦА); свт. Василия Острожского, митрополита (1671) (Серб.); Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.); мч. Станко пастуха (1712; Серб.); свт. Иоанна Калоктена, митр. Фивского (ок. 1182-1193; Греч.); свт. Арсения Элассонского, архиеп. Суздальского (1625); прп. Иоакима Папулакиса, Итакского (1868; Конст.), Воспоминание обретения или/и перенесения мощей в 1992 году.

Прмцц. Афанасии (Лепёшкиной), игумении, и Евдокии (Бучинёвой), послушницы (1932; Троице-Одигитр. Зосим.).


Святые дня, молите Бога о нас!



Святитель Василий Острожский, митрополит

святитель_Василий_Острожский


Святитель Василий родился в 1610 году в деревне Герцеговине, нахо-дившейся тогда, как и в современности, под мусульманским игом. Его юношески кроткий и нежный нрав вынес в течении жизни множество испытаний. Он был отдан для учения в близлежащий 3авальский мо-настырь, где его острый ум и великая любовь к церковному богос-лужению и писаниям святых Отцов помогли собрать ему мудрость в рассуждении небесного и земного. Еще юношей он вел жизнь, полную трудных подвигов и был пострижен с именем Василия. Вскоре был рукоположен в иеродиакона, а затем и во иеромонаха. Увидев попытки иезуитов обратить Сербию в унию, он предал гласности эти нападки на Святое Православие.

За это митрополит, никак не противоборствовавший еретикам, вернул его в монастырь. Наказания преследовали его всю жизнь. Продолжив свои подвижнические труды, будучи уже архимандритом, святитель Василий положил начало духовному и литургическому обновлению народа, основанному на интенсивном участии в литургической и аскетической жизни Церкви. Его часто можно было видеть переходящим из дома в дом и поучавшим сербов Евангелию Христову. Узнав об этом, мусульмане стали его искать с тем, чтобы убить. Временно бежав в Россию, святитель Василий вернулся, чтобы трудиться среди своего народа. Вскоре после открытия детской школы, он снова вынужден был бежать, на этот раз на Афон. Когда святитель Василий вернулся в Сербию, Патриарх, видя его благоговейный евангельский нрав, посвятил его в епископа, несмотря на то, что ему не было и тридцати лет. Святитель Василий безбоязненно обходил свою паству, принимая под свой омофор все епархии, епископы которых были замучены мусульманами. Спустя всего месяц после хиротонии, резиденции его была разрушена. Неустрашенный, он перенес свою кафедру в Острожский монастырь, расположенный на горном склоне. Святитель Василий управлял епархией более пятнадцати лет, проводя дни и ночи в молитве, посте и бдении, когда не посещал свою паству. Еще при жизни он был чудотворцем, исцеляя слепых и увечных. Но всего дороже для людей было само его светоносное присутствие среди народа во время их пленения. Святитель почил окруженным ярким, таинственным светом; и спустя семь лет после его смерти тело его было обретено нетленным и даже теплым, целым и благоухающим ароматом травы базилики. Из своей небесной обители святитель Василий воодушевляет и поддерживает своих преемников, труждающихся в наши дни, сохраняющих православных сербов, просвещая и укрепляя паству в их мученическом подвиге.

Монашество принял в Требинской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. За добродетельную жизнь был возведен во епископа Захолмья и Скендерии. Он занимал кафедру во второй половине XVI века. Святитель Василий был добрым пастырем Христовых овец, и Господь подкреплял слово его различными чудесами. Скончался святитель Василий мирно и был погребен в городе Остроге в Черногории на границе с Герцеговиной.

Святой Василий, епископ Захолмский, родился в XVI веке в Поповой волости в Герцеговине от благочестивых родителей. В зрелом возрасте он оставил родительский дом и удалился в Требинскую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь он принял монашество. За добродетельную жизнь святой был возведен во епископа Захолмья и Скендерии. Он занимал кафедру во 2-й половине XVI века и был преемником по кафедре епископа Павла и предшественником епископа Никодима. Святитель Василий был добрым пастырем Христовых овец, и Господь подкреплял слово его различными чудесами. Для освящения души мудростью святых отцов-подвижников святитель путешествовал на Афон. Скончался святитель Василий мирно и был погребен в городе Остроге в Черногории на границе с Герцеговиной.

монастырь_Острог
(монастырь Острог)

святитель_Василий_Острожский_мощи
(мощи святителя Василия Острожского)


Тропарь святителя Василия, епископа Захолмского или Острожского (в Черногории, Cербского)
глас 4
От юности твоея всего себе Господеви отдал еси,/ пребывая в молитвах, трудех и постех, отче Богоносне,/ образ был еси добродетели твоему стаду;/ сего ради видя Бог твое благое произволение,/ поставляет тя Своей Церкви пастыря и добраго архиерея/ и по преставлении твоем соблюде святое тело твое нерушимо, святителю Василие./ Темже, яко имея дерзновение,/ молися Христу Богу/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Василия, епископа Захолмского или Острожского (в Черногории, Cербского)
глас 8
Яко от младенства себе поработив Господеви,/ постом и бдением свое тело удручая, мудре,/ сосуд честен Духу Пресвятому явился еси,/ сего ради поставляет тя пастырем Своей Церкви,/ юже добре пасл еси./ Темже ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./ Молимся ти, помяни и нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти:/ радуйся, всечестне отче Василие.

Молитва святителю Василию Острожскому, Чудотворцу

Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помоги и мене грешному. Великий защитниче веры Православныя, защити и нас, твою веру святую исповедающих, и с надеждой к тебе приступающих. Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне - последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай нас от всех бед видимых и невидимых. Возжег ты землю Сербскую, яко вечную свечу пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным ныне пути наша освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий. Со всех краев света притекают к кивоту твоему больныя и немощня, и ты им помог еси: демонов отогнаша, путы диавольския растерзаша, здоровие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещенным и нкрещенным помози; иже во веки всим помогаеши, помози и мене грешному! Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели,. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.



Девять святых мучеников Кизических: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон

9_мчч_Кизических


Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников - Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению Истинной веры.
Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (+ ок. 284 - 292), и тела их погребли близ города.

Когда в 324 году Восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306 - 337; память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела 9-ти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.
От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.

Когда воцарился Юлиан Отступник (361 - 363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы и заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых. Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, "ибо, - пишет святитель Димитрий Ростовский (+ 1709; память 21 сентября), автор службы 9-ти мученикам, - этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней". Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.

Тропарь девяти мучеников Кизических
глас 8
Святии девяточисленнии мученицы,/ от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным,/ мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте,/ зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением,/ огнем же любве Божия разжизаеми,/ вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте,/ темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь,/ от неяже и многовидных страстей// милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак девяти мучеников Кизических
глас 2
Твердый и всесветлый лик мученик девяти,/ Трисолнечнаго Божества исповедницы,/ на судищи Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко,/ в лицех Небесных Твоих сопричти,// яко Бог Милостивый.

Величание святым девяти мученикам Кизическим

Величаем вас, святии девяточисленнии мученицы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва святым девяти мученикам Кизическим

О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Феодоте, Фавмасие и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте; принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею, Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся. Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся. Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Преподобный Иоаким Папулакис, Итакский (греч. Ἰωακεὶμ ὁ Ἰθακήσιος), схимонах

Преподобный Иоаким Папулакис

Память 2 марта - преставление (Конст. , Греч., РПЦЗ), 29 апреля - обретение или/и перенесение мощей в 1992 году (Конст.), 10 мая - обретение мощей в 1992 году (Греч.)

Святой Иоаким родился в 1786 году на острове Итака. Родители его были благочестивыми людьми. Однако Иоаким отдалился от семьи, потому что мачеха стала упрекать его в пренебрежении домашними обязанностями ради посещения храма. Некоторое время он работал на судне отца, а затем нанялся юнгой на торговый корабль и тяжелым трудом зарабатывал себе на хлеб, не забывая при этом молитву и пост.
Однажды их судно пристало к берегу близ Горы Афон. Семнадцатилетний Иоаким побывал в Ватопедском монастыре и тут же, вопреки воле капитана, решил просить, чтобы его приняли в обитель. Проявив безукоризненное послушание, святой вскоре был пострижен в монахи. Через некоторое время он принял великую схиму, и вскоре ему была доверена должность монастырского эконома, в которой он оставался 20 лет.

Часто встречаясь с простыми людьми, задавленными турецким гнетом, гибнущими от духовной жажды, он убедился, что в такую пору как никогда должно сочетать любовь к Господу с милосердием к ближним. Во время Греческой революции 1821–1829 годов и вызванных ею жестоких репрессий Иоаким, подобно святому Косме Этолийскому, устраивал огласительные беседы, дабы утешать народ и поддерживать в нем национальный и христианский дух. Устроившись на корабль матросом, он развозил съестные припасы и этим спас множество семей с Ионических островов. Однажды ночью, когда его судно бросило якорь у берегов Пелопоннеса, он внезапно услышал выстрелы и крики женщин и детей, бегущих от турецкого отряда. С молитвой на устах Иоаким пристал к берегу и под градом пуль принял беглецов на борт, так что никто при этом не пострадал.

Когда же был восстановлен мир, святой удалился на Итаку, чтобы там пребывать в безмолвии, продолжая одаривать людей милосердием, но не оставляя при этом монашеского образа жизни. Пять лет он провел, лишенный самого необходимого, живя в лесной чаще и посвятив себя исключительно молитве. Так Иоаким достиг высокой степени в созерцании славы Божией.
Благочестие подвижника привлекло к нему местных жителей. Они прозвали Иоакима Папулакисом (Батюшкой). Его доброта и приветливость давали утешение страждущим, ободряли отчаявшихся и вселяли желание встать на путь добродетели. Все, что ему приносили, он раздавал бедным. Наделенный от Святого Духа даром прозорливости, Иоаким предупреждал людей о грозящей опасности, предотвращал преступления, предсказывал рождение детей бездетным парам, ради наставления и исцеления душ предрекал будущее. Но прежде всего сам образ жизни святого являлся поучительным примером для жителей острова: он заставил их совершенно изменить собственную жизнь.

Как-то завистники донесли на Иоакима, будто он пророчествует о грядущих несчастьях. Его вызвали к губернатору острова, англичанину, который при виде уверенности и спокойствия святого хотел ударить его, но тут его кресло опрокинулось, он упал навзничь и потерял сознание. Очнувшись, губернатор тут же попросил у Иоакима прощения и отпустил с миром продолжать служение.

С тех пор святой Иоаким обходил остров из конца в конец, чтобы свидетельствовать о Христе, ища крова лишь в зимние месяцы. Он носил прямо на теле тяжелую свинцовую плиту, постился и непрестанно молился, творя сугубую молитву по ночам. Он раздавал бедным всю достававшуюся ему милостыню и призывал возводить церкви в тех селениях, где храмов не было.

Иоаким стал ангелом-хранителем острова: он прекращал эпидемии, отражал нашествия саранчи, исцелял больных и увечных. Когда в одном из селений свирепствовала чума, он велел местным жителям построить церковь, и после того как он там помолился, бедствие прекратилось. Проповедуя лишь мир и любовь к ближнему, святой, тем не менее, много раз подвергался жестоким преследованиям со стороны противников его влияния, но никогда ни о ком из них не сказал худого слова.
Так, свидетельствуя о Христе, провел святой Иоаким среди жителей Итаки много лет и упокоился с миром 2 марта 1868 года после непродолжительной болезни. На его похороны собралось почти все население острова. Все жаждали обрести хоть частицу одеяния или савана преподобного, так что святые останки оказались в опасности, и их пришлось тайно захоронить за церковью святой Варвары, построенной в свое время по указанию Иоакима в селении Ставрос.

Спустя много лет, 23 мая 1992 года, усилиями игумена Ватопедского монастыря произошло обретение мощей святого Иоакима, а в 1998 году его почитание было официально признано Константинопольским Патриархатом.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments