Праведный Алексий Георгиевич Товт (англ. Alexis Toth), протопресвитер
Память 24 апреля (ПЦА, Греч., Румын.), в Соборах Галицких (Львов.) и Карпаторосских (Укр.) святых
Родился 6 марта 1854 года в деревне Ольшавица Шписского комитета в Угрии, в тогдашней Австро-Венгрии, близ Прешова, 18 марта 1854 г. в карпаторосской семье униатского священника Георгия Товта и матери Цецилии. Отец настоятельствовал в округе Сепеш. Брат о. Алексея тоже стал униатским священником, а дядя был епископом.
Начальное образование о. Алексей получил в школе в Гемнице, 8-и классной гимназии в Пряшеве, прошел военную службу, учился в течение года в Римо-католической семинарии в Эстергоме (Острохолм), закончил униатскую семинарию в Ужгороде и богословский факультет в Прешевском университете. О. Алексей к учению был прилежен, выучил несколько языков (карпаторусский, венгерский, русский, немецкий, латинский и мог читать по-гречески).
Униатский священник
По окончании семинарии женился на дочери священника Розалии Михайлич, и на 24-м году своей жизни 18 апреля 1878 г. принял священный сан, рукополагал его дядя Прешовский епископ Николай (Товт). Первое время о. Алексей служил вторым священником. В 1879 г. умерла матушка Розалия, а вслед за ней и их единственный ребенок.
В мае 1879 г. о. Алексей был назначен секретарем Прешевского епископа и главой епархиальной канцелярии. Одновременно он заведывал детским приютом для сирот и преподавал в Семинарии Историю Церкви и Каноническое право, что ему впоследствие очень пригодилось в его служении в Америке.
В октябре 1889 г. в ответ на прошение униатского прихода в США епископ Прешовский Иоанн (Валий) посылает о. Алексея в Америку, приходским священником в униатский приход в Минеаполисе, штат Миннесота, который подчинялся епископу латинского обряда. 3 ноября 1889 г. о. Алексей прибыл в Америку. По приезде в Миннеаполис о. Алексей, явился к своему епархиальному архиепископу Иоанну Айрланду, который принедлежал к партии американцев ратующих за "американизацию" всех римо-католиков в Америке. Он считал, что его паству должна объединять одна вера, культура, обряды и язык. Естественно, различные этнические группы и духовенство не-латинского обряда не вмещались в эти рамки. О. Алексей вспоминал:
"Я представился архиепископу Иоанну Айрланду 19 декабря 1890 г, поцеловал его руку (без поклона, что было моей большой ошибкой, которую я впоследствии признал), и передал ему мои рекомендации. Хорошо помню, как он читал их около 15 минут, после чего начался строгий допрос (беседа велась на латинском). У вас есть жена? Я ответил, что нет, но я был женат и овдовел. Когда архиепископ это услышал, то бросил мои документы на стол и закричал: "Я уже послал протест в Рим, чтобы мне не присылали сюда подобных священников" Я спросил архиепископа, каких священников он имеет ввиду. Архиепископ ответил: "Таких как вы". В ответ я заметил, что являюсь католическим священником греческого обряда, я униат, был рукоположен законным католическим епископом. - "Я не считаю ни вас, ни вашего епископа католиками; более того, мы тут не нуждаемся в униатских священниках, с нас достаточно польского священника, который может обслуживать католиков греческого обряда". Я возразил: "но он же латинского обряда, наши люди его не поймут, и не примут, они именно для этой цели построили себе церковь". - "Я им не давал разрешения, и вам не позволяю тут служить". Я был так обижен таким фанатичным отношением римо-католического епископа, что резко ответил: "В таком случае я не нуждаюсь ни в вашей юрисдикции, ни в вашем разрешении, я знаю каноническое право Католической Церкви, и знаю как Уния была установлена, и в согласии с этим буду продолжать тут свое служение". Архиепископ побледнел, и я тоже. Затем последовал обмен слов, который не стоит повторять.
Два дня спустя меня навестил о. Яков Почольский, польский священник, он был в ужасе: "Ради Бога, отче, что вы натворили? Архиепископ написал мне, чтобы я порвал с вами всякое общение, и что он не считает вас законным священником, и строго приказал объявить с амвона, что он запрещает прихожанам принимать от вас какие-либо таинства". Я ответил, что они с архиепископом могут делать, то что считают нужным, но я не собираюсь сдаваться и мне безразлично, что они с архиепископом собираются делать.
В польском римо-католическом храме был прочитан указ архиепископа, что он не считает меня католиком, и что все мои пастырские труды тут тщетны, и он запрещает русинам посещать их храмы. Архиепископ написал в Рим требуя поддержки и угрожая изгнать из своей епархии всех униатских священников. Я в свою очередь написал обо всех притеснениях униатскому епископу, спрашивая его какие будут дальнейшие распоряжения, но ответа не получил. Наконец я получил письмо от канонника Иосифа Дзюбая: "Ради Бога, терпи, и если епископ сомневается, что ты католик, поклянись, но докажи ему, что это так". В другом письме он просил меня письменно изложить как я был принят архиепископом, советовал сделать это осторожно и мудро, т.к. письмо должно было пойти в Рим. После получения моего ответа, он написал, что письмо написано слишком резко, а посему он не может послать его в Рим, несмотря на то, что я все делал согласно данным мне предписаниям. В других американских епархиях католические епископы проявили ту-же нетерпимость по отношению к униатскому духовенству, только потому, что они были женаты и совершали службы на церк.-славянском, а также потому, что они лишали доходов духовенство латинского обряда. Они не допускали их в свои храмы, проклинали и унижали их. Епископ Питсбурга заявил, что "женатый священник не может быть ни хорошим, ни католиком!" Все наши жалобы вызвали только один ответ: "Всем униатским священникам следует вернуться к себе на родину".
Переход в Православие
В октябре 1890 года из 10 американских униатских священников 8 собрались в городе Вилькесбарре, штат Пеннсильвания под председательством отца Алексея. Ожидая высылки из Америки, отец Алексей объяснил сложившуюся ситуацию своим прихожанам и спросил - не лучше ли ему вернуться в Европу. В ответ они категорически запретили ему оставлять свою паству и предложили обратиться к русским православным епископам. "Почему мы всегда должны подчиняться иностранцам?" Было решено написать письмо в русское консульство в Сан-Франциско, чтобы узнать адрес русского епископа в Америке. Один из прихожан Иван Млинар поехал в Сан-Франциско, чтобы встретиться с епископом Алеутским Владимиром; затем в феврале 1891 года отец Алексей и его староста Павел Поданый, также отправились в Сан-Франциско и встретились с епископом Владимиром. В марте сам епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и 25 марта 1891 года принял отца Алексея и его прихожан (числом 361) в лоно Православной Церкви, Церкви их предков. Инициатива перехода в Православие принадлежала самим прихожанам отца Алексея, среди униатов не велась миссионерская работа, потому что о их существовании в Америке русские иерархи тогда еще ничего не знали.
Епископ Владимир назначил отца Алексея благочинным и поручил ему также окормлять открывшийся приход в Чикаго. Только год спустя после перехода в Православие, в июле 1892 года, Святейший Синод Русской Церкви официально принял отца Алексея с прихожанами в Алеутскую и Аляскинскую епархию, этот указ был получен в Америке только в октябре.
С 1893 года отец Алексей - настоятель церкви в Вилькесбарре. Первое время ему и его прихожанам пришлось столкнуться с открытой религиозной и национальной враждой. Его обвиняли в продаже своей веры и карпаторосского первородства "москалям" за деньги. На самом деле отец Алексей долгое время вообще не получал жалования от Синода и, чтобы содержать себя вынужден был работать в пекарне. И даже в своей нужде он не забывал нищих и обездоленных. Он уделял часть своего жалования многодетным священникам, у которых положение было еще более тяжелое, отдавал последние гроши на храм и на содержание семинарии в Миннеаполисе.
В 1893 году отец Алексий был возведен в протоиереи. Русские архиереи в Америке - Владимир, Николай (Зиоров), святой Тихон (Беллавин) и Платон (Рождественский) по достоинству оценили талант проповедника у отца Алексея и постоянно посылали его на проповедь в места поселений эмигрантов со славянскими корнями. Он всегда послушно исполнял возложенное на него Церковью послушание и посещал многие униатские приходы, объясняя разницу между римо-католичеством, протестантизмом, униатством и православием, подчеркивая, что спасение находится в Православной Церкви. К 1898 году 3 униатских священника со своими общинами воссоединились с Православной Церковью, а к 1909 году, благодаря его трудам, 17 униатских приходов перешли в Православие, и около 29 000 униатов.
Миссионерские труды отца Алексея не остались незамеченными и высшей церковной властью, он был награжден всеми наградами, которые может получить священник - митрой от Синода, орденами св. Владимира и св. Анны от Государя, а в 1907 году святитель Тихон (Беллавин), который был духовником отца Алексея и высоко ценил его личные качества, предложил ему стать епископом для русинов - выходцев из Австро-Венгрии, но он отказался сославшись на преклонный возраст.
В 1905 году отец Алексей был инициатором создания "Русского православного кафолического общества взаимопомощи". С его почина и уже после его смерти в Америке и на его родине, в Словакии, в Православие перешли сотни тысяч униатов.
В 1909 году, незадолго до кончины, отец Алексей был возведен в сан протопресвитера. К концу 1908 года его здоровье стало ухудшаться, последние два месяца перед смертью он был прикован к постели.
Скончался 7 мая (н. ст.) 1909 года.
(Тихоновский монастырь Южный Ханаан, Пенсильвания, США. Здесь в раке покоятся мощи прав. Алексия)
29 мая 1994 года, ко 200-летию Православия в Америке, отец Алексей был прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке. Его нетленные мощи хранятся в раке у иконостаса храма святителя Тихона Задонского в Тихоновском монастыре в Южном Ханаане, штат Пеннсильвания.
Мученики Пасикрат и Валентин Доростольские
(мученик Валентин)
Мученики Христовы Пасикрат и Валентин происходили из Родостола, Мизийского города и, будучи воинами, состояли на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране той было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозою мучений принуждали людей к идолослужению. Христиане той страны, боясь мучений, бежали и скрывались. Эти же два святые мужа открыто и смело заявили себя христианами и, прославляя единого истинного Бога, проклинали бездушных идолов. За сие они были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед идолами. Здесь стоял идол Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал:
- Такова честь подобает сему богу!
Тотчас Пасикрата связали тяжелыми цепями и бросили в темницу. Воин же Христов, этими веригами, как бы золотым царским убранством украшенный, радовался, что сподобился носить эти цепи за Христа. С ним вместе был заключен в темницу и Валентин. Вскоре их опять потребовали на суд к игемону. Когда они явились в судилище, то туда пришел также и брат Пасикрита - Папиан. Он был христианин, но из боязни мучений, принес жертву идолам. Папиан начал со слезами умолять брата, чтобы он, по примеру его самого, принес воскурение истукану, дабы, сделавшись на время как бы идолопоклонником, избавиться от лютых мучений, но Пасикрат отверг просьбу брата и назвал его недостойным считаться в его роде за то, что он отступил от веры Христовой. Сам же, подойдя к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал игемону:
- Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки.
Святой Валентин, допрошенный тут же игемоном, изрёк то же самое и явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечем. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были усекнуты главы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину - тридцать. Мать же с радостью и веселием приняла их тела, и с честью погребла их, славя Христа Бога.
Святитель Иосиф (Стойка, архиепископ Мараморошский, исповедник
Родился в XVII веке в Марамуреше, в православной семье. Получил образование от сельских священников и в обителях Марамуреша. Стал священником. Принял постриг в Угольском монастыре.
В 1690 году был избран епископом Мараморошским. Его архиерейскую хиротонию в 1691 году совершил митрополит Молдавский святитель Досифей. Местопребыванием владыки стал Грушевский Михаило-Архангельский монастырь. После того как обитель была закрыта, кафедра владыки Иосифа перемещалась в Угольский и Кричевский монастыри. В 1695 году владыка подписывался как епископ Мараморошский, а в 1696 году - уже как архиепископ. Полный же его титул приводится как "Иосиф Стойка, Божией милостию Архиепископ Маромороша, экзарх ставропигии Патриарха Цареграда нового Рима, администратор Митрополита Белградо-Семиградского и всей Православной Церкви восточно-угорских и прочее".
Владыка Иосиф был безустанным защитником Православия от давления цесарских властей, которые стремились склонить православных в унию или кальвинизм. Его миссионерские поездки простирались не только на Марамуреш, но и на остальное Закарпатье, на Галичину, и на Трансильванию, где он усердно убеждал народ непоколебимо стоять в Православии. Во время миссии в Галичину "Владыка Иосиф Стойка заехал и на Волынь и там освятил церковь Пуцыковского монастыря".
В 1701 году владыка был вызван в Вену, где ему предложили отречься от православной веры и принять унию в обмен на материальные поощрения. Исповедник наотрез отказался, за что подвергся грязным наветам, а потом и аресту. Его освободили только под давлением православного народа.
В 1705 году против владыки был снова возбуждён процесс и его опять осудили. Православные снова возбудились и к концу года исповедника отпустили, но на этот раз уже не позволили вернуться к архипастырскому служению.
Только в 1711 году владыка Иосиф смог снова вернуться к служению на Марамурешской кафедре, но к этому времени он уже сильно ослаб и вскоре скончался. Последнее упоминание о нём относится к 1712 году.
Исповедник Иосиф был прославлен в лике святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в 1992 году, по представлению епископа Марамурешского Иустиниана. Днем его памяти было определено 24 апреля, вместе с Трансильванскими священномучениками Илией (Иорестом) и Саввой (Бранковичем).
Святители Илия (Иорест), митрополит б. Трансильванский и Савва II (Бранкович), митрополит Трансильванский (Ардяльский), исповедники
(Сщиспп. митрр. Трансильванские Илия (Иорест) и Савва (Бранкович))
Святитель Илия (Иорест) Родился он в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении получил имя Илия.
Юношей Илия поступил в Путненский монастырь. После того, как он обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха.
В сентябре 1640 года он был избран вдовствующую кафедру Трансильвании стараниями молдавского господаря Василия Лупу. Хиротонисан во епископа Трансильванского в кафедральном соборе Тырговиште митрополитом Унгро-Влахийским Феофилом в сослужении собора архиереев. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии.
Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского Катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами.
Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством.
При нем в сентябре-октябре 1642 года состоялся Собор в Яссах, который принял православное исповедание митрополита Киевского Петра (Могилы). Но в том же 1642 году протестанты напечатали Кальвинистский катехизис на румынском языке; на него дал свой знаменитый обличительный Ответ митрополит Молдавский Варлаам. Видимо митрополит Иорест противился печатанию и распространению Катехизиса, что вновь пробудило давнее недовольство деятельностью православного владыки со стороны кальвинистов. Поэтому в начале 1643 года по указу князя Дьёрдя Ракоци I был созван так называемый «Собор» благочинных, священников и мирян, который постановил удалить с кафедры непокорного митрополита. Удаление митрополита Иореста с кафедры имело также и политические причины, обусловленные обострением отношений между Дьёрдем Ракоци и молдавским господарем Василием Лупу, который принимал непосредственное участие в избрании трансильванского митрополита. Но истинные причины удаления владыки состояли в «… пастырском противодействии, которое он оказал кальвинской ереси, и в нежелании принять от кальвинистов причастие, к чему его принуждал правитель страны, ... а чтобы дело не выглядело так, что он страдает за веру, о нем пустили дурную славу и оклеветали его».
Сведенный с кафедры митрополит был брошен в тюрьму вместе с другими священниками, где он провел девять месяцев и был освобожден только в ноябре 1643 года. Его вызволению способствовали двадцать четыре православных верующих, поручившихся, что митрополит заплатит немалую по тем временам сумму в тысячу талеров в казну княжества. После освобождения он удалился в Путненский монастырь.
В 1645 году митрополит Илия направился в Россию, чтобы собрать необходимую денежную помощь. В рекомендательном письме к русскому царю Михаилу Феодоровичу, подписанном молдавскими иерархами, кратко описывались все те страдания и утеснения, которые претерпел владыка со стороны кальвинистов Трансильвании. Второе письмо к царю было от господаря Василия Лупу. В Москве митрополит был дважды принят русским самодержцем и получил различные дары и денежные суммы. Владыка вернулся из России, вероятно, весной следующего года и заплатил собранные им тысячу талеров.
Остаток своих дней он провел в родном Путненском монастыре.
Скончался 12 марта 1678 года, похоронен в Путненском монастыре.
В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых епископов, иноков и мирян из среды румынского народа в православный церковный календарь. Среди предложенных имен было и имя митр. Илии. Канонизирован в 1955 году в Алба-Юлии.
Святитель Савва II (Бранкович) в крещении Симеон, родился около 1620 года в селе Инэу, Трансильвания (ныне Арад, Румыния), у благочестивых родителей Иоанна и Марии. Его древний сербский род Бранковичей из Герцеговины, в конце XVI века покинул родные земли из-за османского нашествия и переселился в Арадские земли. Отец Симеона был офицером в армии воеводы Михаила Витязя.
Симеон учился книжной премудрости в родном доме, а потом отправился в странствия по Венгрии, Сербии и Болгарии, находившимся тогда под Османским владычеством. Наконец он прибыл в Команский монастырь южнее Бухареста, где остался у своего дяди Лонгина. Там он закончил свое образование.
Услышав о кончине отца, он вернулся в родной дом, женился и имел двух детей, но его жена вскоре умерла. По желанию верующих, он отправился в Тырговище, к митрополиту Унгровлахийскому Стефану, и около 1650 года был поставлен протопопом для храма Христа Спасителя своей родной деревни. Здесь он служил со рвением и страхом Божиим, духовно наставляя и защищая от турок свою паству. За это время его жена скончалась, а мать приняла монашество.
Летом 1656 года, на Соборе по случаю кончины митрополита Трансильванского Симеона (Штефана) вдовый отец Симеон был избран его наследником. Вначале он принял монашеский постриг с именем Саввы 14 сентября, а 16 сентября того же года был хиротонисан во епископа в митрополичьем соборе в Тырговище. Будучи щедро одарен веоводой Константином Шербаном Басарабом, он вернулся к своей пастве и был торжественно настолован на митрополичий престол в столице Трансильвании, городе Алба-Юлия.
Трансильванский митрополит
В то тяжелое время православные Трансильвании, по большей части румыны, находились под венгерскими правителями, почему среди них усиленно насаждался римо-католицизм и протестантизм, причем Православная Церковь области была властями "вверена" для обращения кальвинистам. Святитель Савва показал себя преданным пастырем и великим защитником Православия в Трансильвании. Он смело обличал заблуждения кальвинизма, воодушевляя свою паству стоять в Православии. Святитель был также настроен против османских владетелей. При нем было воздвигнуто немало новых православных храмов в городах и селах, поставлены новые священники. Митрополит восстановил свой кафедральный собор и ряд других поврежденных церквей.
По велению Трансильванского правителя святитель был однажды кратковременно смещен с кафедры с лета 1659 по лето 1660 года.
В начале 1668 года отправился в Россию за милостынью, как и его святой предшественник митрополит Илия. Он побывал в Москве и был принят царем Алексеем Михайловичем, который оказал митрополиту щедрую помощь. Он также получил позволение для себя и своих наследников посещать Россию раз в 7 лет за милостынью. Возможно именно в то время он встретился с будущим патриархом Иоакимом и утвердил последнего в мысли о возможности объединения православных народов южной Европы под патриаршим престолом всея Руси.
Со времени этого путешествия, отношения митрополита с Трансильванским правтителем Михаилом Апафи ухудшились. Однако, в 1670 году владыка Савва предпринял поездку в Румынские земли, откуда заручился ежегодной пенсией в 6 тысяч бани.
В 1672 году святитель Савва освятил Моисеевский монастырь в Марамуреше и обновленную церковь во Влэдени под Брашовом.
В 1675 году митрополит Савва созвал Собор в Алба-Юлии, на котором были приняты решения по укреплению духовной и нравственной жизни паствы: о катехизации детей в церквях; о наказаниях для тех, кто попирает православные каноны и обычаи; об избавлении от суеверий. Cобор высказался против введения в богослужение румынского языка, как недостаточно богатого, предпочитая продолжать служить по-церковнославянски.
Видя что митрополит Савва успешно охраняет православных от обращения в кальвинизм, Михаил Апафи прибегнул к очернению святителя. 2 июня 1680 года состоялся суд над митрополитом и он был смещен со своей кафедры за православные убеждения. Его собственность, состоявшая главным образом из книг, облачений и церковных сосудов, была отнята.
Митрополит был после этого заключен в тюрьму на три года, где его истязали и склоняли принять кальвинизм. Оставшись непоколебимым в исповедании Православия, святитель Савва наконец дождался освобождения в 1683 году из-за политической обстановки.
Телесно ослабленный мучениями, священноисповедник Савва преставился в апреле того же года в Алба-Юлии.
Кончина и почитание
За святость его жития, верующие почитали его святым уже прижизненно. Один из братьев святителя, Георгий, оставил по себе многочисленные писания, которые отразили многое из жизни владыки Саввы. В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых румынского народа в церковный календарь. Среди них были митрополиты Трансильвании Илия (Иорест) и Савва (Бранкович). Канонизация этих исповедников и святителей была совершена 21 октября 1955 году в их кафедральном городе, Алба-Юлии. Днем их памяти было установлено 24 апреля.
Святитель Симеон (Штефан), митрополит Трансильванский
Учился в Академической коллегии в Алба-Юлии, монашествовал в румынском монастыре того же города.
В 1643 году был избран митрополитом Ардяльским с резиденцией в Алба-Юлии. Во время его пастырства был напечатан первый полный румынский перевод Нового Завета, называемый "Бэлградским" (1648), с замечательным предисловием самого митрополита Симеона, в котором была поднята проблема единства румынского языка (перевод переиздавался в 1988 и 1998 годах). В 1651 году была напечатана "Псалтирь" на румынском языке.
Святитель отошёл ко Господу в июне-июле 1656 года в Алба-Юлии.
Был канонизирован Румынской Православной Церковью 21 июля 2011 года.
Благоверный царь Грузии Баграт III, Объединитель
Баграт III (978-1014) был первым царем объединенной Грузии. В 975 году грузинский феодал Иоане Марушисдзе предложил Давиду III выступить со своими силами, занять Картли и или самому править там или же посадить Багарта. Баграт был приемным сыном бездетного Давида. К тому же он был внуком царя Тао-Кларджети Баграта II-го и племянником бездетного царя западной Грузии Теодосия. Таким образом, Баграт являлся наследником трех престолов, что имело большое значение, также как и его личные качества. Давид прибил с войском в Картли, созвал местных феодалов и представил им Баграта — сказав, что отныне они будут повиноваться Баграту. Оставив Баграта в Картли, Давид вернулся в Тао. Этим воспользовались картлииские феодалы и подстрекаемый ими правитель княжества Кахети — Квирике вступил в Картли и захватил в плен Баграта с матерью. Давид спешно собрал войско и выступил против Квирике. Последный не посмел оказать ему сопротивление и освободил пленных. Баграт снова утвердился в Картли. В 978 году по инициативе того же Иоанэ Марушисдзе Баграт перешел в западную Грузию вступил в Кутаиси и короновался царем западной Грузии. В 980 году Баграт разбил войско Картлинских феодалов и тем самим окончательно сломил их сопротивление.
Когда скончался Давид III, его владения захватил Византиискй император Василий II, а прибывшему к нему Баграту он пожаловал титул курапалата. Грузия в то время еще не могла противостоять Византии, тем более что Баграт III должен был присоединить к себе и другие территории. Поэтому владения Давида остались Византииской империи. В 1008-1010 годах Баграт присоединил Кахети и Эрети. После этого объединенная монархия Грузии стала непосредственным соседом владений эмира Гандзи (Ганджа) Фадлона. Встревоженный таким соседством Фадлон несколько раз попытался напасть на Грузию. В ответ на это Баграт выступил против эмира и разбил его войско. В деле объединения Грузии Баграт не щадил своих противников. Он жестоко расправлялся даже с теми представителями рода Багратионов, которые не признавали сильной царской власти. Часть их он заключил в тюрьму, другая часть бежала в Византию. Во время правления Баграта III-го построены церкви: Никорцминда, Бедия. В Кутаиси был, воздвигнут храм Баграта, один из самых больших в Грузии.
(Кутаиси. Собор Успения Богородицы (в простонародии храм Баграта III))
Баграт III скончался в 1014 году и похоронен в Бедийском храме.