filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Тем, кто негодует о запрете Кураева, такого умного, знающего и опытного...

Христос Воскресе!

В сети на фоне самоизоляции значительно активизировались почитатели одного запрещенного протодиакона, мол:



- Он очень мудрый и сильный человек..
- Он пишет о язвах в церкви. Достойная позиция...
- Умница и боец...
- Еще выстроится очередь из церквей, которые захотят его принять!


И т.д. И т.п. Последнее особенно одиозное предположение... из него сразу видно, что протодиакон много более весомая фигура, чем какие-то там церкви (видимо, речь о поместных)...

Что же мне видится важным вспомнить во всем этом происходящем? А вот что...
Мне приходят на ум слова современного нам святого подвижника, мною горячо любимого прп. Паисия Святогорца:

– Геронда, когда в Церкви возникают какие-то сложные проблемы, то как правильно к ним относиться?

– Надо избегать крайностей. С помощью крайностей проблемы не решаются. В старое время бакалейщик брал совком сахарный песок, крупу или что-то подобное и добавлял их на весы по чуть-чуть. Так он добивался точности, и весы приходили в равновесие. То есть он не швырял на весы и не забирал с них сразу помногу и резко. Обе крайности всегда мучают Мать-Церковь. И те, кто придерживается этих крайностей, тоже страдают, потому что каждая крайность обычно больно колется своим острым краем. Это похоже на то, как если бы с одного края держался бы за свою крайность бесноватый - человек духовно бесстыдный, все презирающий, а с другого края уперся бы в свою крайность сумасшедший, у которого глупая ревность соединена с узколобием. То есть духовно бесстыдный человек никогда не придет к согласию с ревнующим глупой ревностью зилотом. Эти люди будут пожирать и бить друг друга, потому что оба они лишены божественной Благодати. И тогда - Боже упаси! - обе крайности могут бить и колоть друг друга постоянно, и конца-края этому не сыщешь. А вот те, кто сможет согнуть друг пред другом края обеих крайностей - так, чтобы они соединились - пришли к единомыслию, примирились, - увенчаются от Христа двумя неувядающими венцами.

Нам надо быть внимательными, чтобы не создавать в Церкви проблем и не раздувать случающиеся малые человеческие слабости, чтобы не сделать большее зло и не дать лукавому повода к радости. Тот, кто, видя какой-то маленький непорядок, приходит в сильное волнение и в гневе бросается его исправлять, похож на неразумного пономаря, который, увидев, что течет свеча, со всех ног бросается ее поправлять, сбивая при этом молящихся, переворачивая подсвечники и создавая во время богослужения величайший беспорядок. К несчастью, в наше время Мать-Церковь смущают многие: одни - образованные - ухватились за догмат умом, но не духом Святых Отцов. Другие - неграмотные - тоже ухватились за догмат, но зубами. Поэтому они ими и скрежещут, обсуждая какие-то церковные проблемы, и таким образом Церкви наносится вред больший, чем от врагов нашего Православия. Хорошо, чтобы река не была ни чересчур стремительной, потому что тогда вода уносит за собой деревья, камни, людей, ни слишком мелководной, потому что тогда она превращается в какое-то стоячее комариное болото.

А есть люди, которые занимаются не общим благом, а взаимной критикой. Человек следит за кем-то больше, чем за самим собой. Он ждет, что скажет или напишет его оппонент, чтобы после этого нанести ему безжалостный удар, тогда как если бы ему самому пришлось сказать или написать то же самое, то он ещё и подкрепил бы свои рассуждения многими выдержками из Священного Писания и творений Святых Отцов. Зло, которое делает такой человек, велико потому, что, с одной стороны, он совершает несправедливость по отношению к своему ближнему, а с другой - сокрушает его на глазах у верующих. Вдобавок, такой человек часто соблазняет души слабых людей и, таким образом, сеет в них неверие. Некоторые, оправдывая свою злобу, обличают других, а не самих себя, и, спекулируя на евангельских словах "повеждъ Церкви" [ Мф. 18, 17], выставляют какие-то внутрицерковные проблемы на позор всему миру, трубя на всех углах о том, о чем не подобает и говорить. Пусть эти люди начнут со своей малой церкви - с семьи или монашеского братства, и если это придется им по душе, то пусть уже потом позорят и Мать-Церковь. Я думаю, что добрые дети никогда не станут обвинять в чем-то свою мать.

(прп. Паисий Святогорец. Слова. С болью и любовью о современном человеке)

***

Этим, собственно, все сказано. Да, в Церкви есть множество того, о чем и говорить то стыдно, даже думать. Но выставлять все это на всеобщий позор, к тому же и внешним, это как если бы твоя собственная мать имела какие-то дурные склонности, болезни... а ты бы вышел на площадь (в СМИ, телевидение и т.п.) и громко всем присутствующим в базарный день поведал о всех немощах своей собственной матери, смакуя ее пороки, слабости, грехи, болезни... подтверждая свои слова Писанием, всенародно обличал ее пред всеми...

Вот то, что в значительной мере (с каждым годом все более и более) занимало время Кураева и что ложилось в основу его публичной деятельности. И тем, кто продолжает его в этом поддерживать, я предлагаю начать писать о своих собственных матерях все то, что они совершают неподобающее...

А запрещенному протодиакону мы все, как и ранее, очень желаем выздоравления. И об этом молится вся Церковь.

Храни нас всех Господь и Матерь Божья!
Tags: Кураев, Православие, Размышления, Церковь, рБ Дмитрий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments