Седмица 2-я по Пасхе.
Прп. Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика прп. Григория Декаполита (820–850).
Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303); прп. Когитоса Килдарского (VII; Кельт. и Брит.); свт. Космы, исп., епископа Халкидонского и прп. Авксентия (815–820); прп. Василия (Ратишвили) (XIII; Груз.); прп. Евфимия (1435) и правв. Антония и Феликса (1418) Карельских; мч. Иоанна Нового из Янины (1526); прп. Аркадия Дорогобужского, Болдинского (XVI; УПЦ Канады); мч. Тунома (Омира) Иерусалимского (1579; Греч.); мч. Иоанна Кулики (1564); сщмч. Кирилла VI Константинопольского (1821; Греч.); прп. Евфимия Чудотворца (Греч.).
Сщмч. Виссариона Селинина, пресвитера (1918); прмц. Тамары (Сатси), игумении (1942).
Икон Божией Матери: Максимовская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Иоанн Солунский (Фессалоникийский)
Преподобный Иоанн родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита (+ ок. 820, память 20 ноября) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре. Под руководством опытного учителя преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства.
Когда император Лев Армянин (813 - 820) возобновил гонение на православных христиан за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем (+ ок. 820, память 4 апреля) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание святых икон. После многих трудов преподобный Григорий скончался (около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн. Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
Кондак преподобному Иоанну Солунскому
глас 4
Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.
Мученики Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан Никомидийские
(мученик Виктор Никомидийский)
Святые мученики Виктор, Зотик, Акиндин, Зинон, Севериан и Кесарий пострадали при императоре Диоклитиане (284 - 305). Когда он начал жестокое гонение на христиан, то одним из первых пострадавших был святой великомученик и победоносец Георгий (+ 303, память 23 апреля). Его непоколебимая вера и мужество во время страданий привели многих язычников ко Христу.
(мученик Акиндин Никомидийский)
Святые, пораженные тем, что святой Георгий не потерпел от мучилищного колеса вреда, во всеуслышание объявили, что они тоже веруют во Христа. По повелению судьи святым мученикам отсекли головы в Никомидии (+ ок. 303).
Святитель Косма Халкидонский, епископ и преподобный Авксентий Халкидский
Святитель Косма, епископ Халкидонский, и преподобный Авксентий, его сподвижник, жили в IX веке, в то время, когда иконоборцы преследовали приверженцев Православия. Святитель Косма, уроженец Константинополя, еще в молодости ушел в монастырь и принял иноческий постриг. Впоследствии он был рукоположен в сан епископа Халкидонского и ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев. Преподобный Авксентий был помощником святителя в этой борьбе.
Иконоборцы многократно пытались склонить святителя на свою сторону, но он до конца остался верным Православию. Святитель Косма не подчинился указу императора Льва Армянина (813 - 820) об удалении святых икон из храмов. За это был изгнан с кафедры и сослан в заточение. Когда святителя возвратили из ссылки, он вместе с преподобным Авксентием продолжал отстаивать почитание святых икон. От непрестанных гонений святитель Косма ослабел телом, но оставался все так же тверд духом. Святитель Косма (+ ок. 815 - 820) и преподобный Авксентий до самой кончины незыблемо хранили православную веру.
Мученик Иоанн Новый, Янинский
Родиной блаженного Иоанна был город Иоаннина1 находившийся в греческой области, именовавшейся Эпиром2. Некогда этот город был местом постоянного пребывания греческого царя Пирра3. Родители святого Иоанна были благочестивые христиане.
Оставшись после их смерти в юных летах сиротою, Иоанн пришел в Константинополь, с намерением трудами рук своих добывать себе здесь необходимые средства к жизни. Он имел здесь так же, как и прочие ремесленники и торговцы, место на общественной площади и таким образом содержал себя своим ремеслом, имея достаток во всем необходимом.
Бог споспешествовал ему во всех делах его, так как он проводил добродетельную жизнь и строго исполнял закон Божий. Жителями Константинополя он был прозван “Эпиратом”, так как был родом из Эпира.
В то время Константинополь уже находился под властью мусульман4, исповедывавших магометанскую веру. Многие и из христиан, соблазнившись магометанским нечестием, уклонялись в магометанство; в особенности же много было ремесленников и купцов, ранее исповедывавших христианскую веру, но потом перешедших в магометанство.
Истинному христианину, блаженному Иоанну и пришлось жить среди таких-то людей. Со всех сторон его соседями по торговле были отвергнувшиеся от Христа и присоединившиеся к магометанству отступники; Иоанн часто открыто с ними препирался, изобличая их отступничество, так как это был юноша разумный, смелый в речах, говоривший за истину без страха.
За всё это соседи Иоанна стали ненавидеть его. Они были недовольны также и тем, что видели преуспеяние в торговых делах святого. Так как Иоанн приобретал всё более и более успеха в делах торговых, то прочие торговцы и ремесленники стали ему завидовать и начали замышлять, какое бы возвести на него обвинение, дабы погубить его.
Блаженный же Иоанн, видя замышляемые против него козни, не устрашился их, но еще сильнее, всею душою, возжелал пострадать за истину Христову.
И вот отправившись однажды в Великую пятницу5 к своему духовному отцу, – константинопольскому протопресвитеру, он исповедал ему свои грехи, а также сообщил ему о вражде злобствовавших на него и искавших его погибели соседей, передал также и о своем желании пострадать за Христа и просил от духовного отца своего полезного совета и утешения. Видя молодые годы святого, протопресвитер не советовал ему отдаваться на мучение, сказав ему:
- Чадо, исследуй прежде внимательно, не внушен ли тебе диаволом таковой помысл: ведь диавол многих людей возбуждал к мученичеству, намереваясь предать их на посрамление всему миру, после того как они не в состоянии были перенести мучений и отпадали от веры.
Святой же Иоанн отвечал ему:
- Я надеюсь на Христа моего и твердо верую, что Он не отдаст меня на поругание врагам моим, но укрепит меня Своею силою, дабы я был в состоянии победить силу вражью.
- Чадо, – сказал на это протопресвитер, – в слове Божием сказано: “дух бодр, плоть же немощна” (Мф. 26:41). То дело, на которое ты идешь, требует большого приготовления, требует непрестанного поста и молитв; когда ты очистишься подвигами поста и молитвы от всякого греха, тогда Бог Сам скажет тебе, как поступать тебе, ибо Бог обычно вселяется в чистых душах. Итак, возлюбленный, внимай себе и иди с миром, а я буду молить Бога, дабы Он сохранил тебя от всех твоих видимых и невидимых врагов, – от людей и бесов, и дал бы тебе победу над ними.
Сказав это, протопресвитер с миром отпустил юношу.
На следующий же день утром блаженный Иоанн снова с светлым лицом и радостным духом явился к своему отцу духовному и сказал ему:
- Честный отче! В минувшую ночь я видел себя во сне стоящим посреди пламени, и не опаляемым, но веселящимся и ликующим, подобно трем отрокам в вавилонской печи (Дан.3). Итак я надеюсь, что замышляемое мною дело с помощью Всевышнего дойдет до благополучного окончания. Я умоляю и тебя, честный отче: подкрепи меня своими молитвами!
Отец духовный на это сказал ему:
- Да укрепит тебя, чадо, Бог победить адского волка, – я разумею невидимого змия, – и да сподобит Он тебя увенчаться мученическим венцом.
Укрепив многими и другими ласковыми речами юношу на его подвиг, протопресвитер отпустил его, обещая молиться за него Богу.
Когда, блаженный Иоанн пришел на рынок к своей лавке, то ненавистники его, наперед составивши план его погибели, стали говорить друг к другу:
- Этот человек не тот ли самый, который открыто отвергся Христа в Трикке6; для чего же он здесь держит себя как истинный христианин?
Услыхавши эти слова, юноша грозно посмотрел на говоривших и спросил их:
- О мне ли вы говорите, или, может быть, о ком либо другом?
- О тебе, – отвечали они, – а не о ком другом, и разве не правду мы говорим?
- Со мною никогда не было и не будет того, – отвечал святой, – чтобы я отрекся от Христа Бога моего, в Трикке ли, в другом ли каком-либо месте. Я живу и всегда буду жить для Христа, Бога моего, и готов всегда умереть за Него.
Придя в сильную ярость от таких слов святого, враги его быстро устремились к нему, как бы готовые сейчас же умертвить его, и тотчас же повлекли его к судилищу. Святой юноша шел поспешно, сияя лицом своим, как бы отправляясь на пир. Когда святой был приведен пред судилище, то враги его явились здесь и клеветниками, и свидетелями, и судиями святого.
Они обвиняли его единственно в том, что он в фессалийском городе Трикке будто бы открыто отвергся Христа и принял магометанскую веру, а пришедши в Константинополь, снова притворяется христианином и хулит магометан. Начиная допрос, враги святого прежде всего стали выказывать притворное и лицемерное сострадание к нему, как бы жалея его, и стали ласково увещевать его отречься от Христа.
Затем увидавши, что он стоит непоколебимо в христианской вере, они стали устрашать его к отречению от христианства угрозами, но не достигнув ничего и этим путем, стали немилосердно бить его, после чего ввергли его в темницу, намереваясь держать его здесь до тех пор, пока не решат, что делать с ним далее.
На другой день утром, выведя святого из темницы, нечестивые судьи его стали его спрашивать: – не решил ли он отречься от Христа и принять их веру. Но увидав, что он по прежнему непреклонно исповедует христианство, они снова начали бить его без пощады толстыми палками. Святой же, как твердый адамант, молчаливо претерпевал наносимые ему побои, как будто били не его, а кого то другого. Он только тихо молился Богу, говоря:
- Я ни за что в мире не отрекусь от своей веры; никогда не будет со мною того, дабы я стал веровать по иному, а не так, как это прилично христианину; никогда не будет того, чтобы я был обольщен ласками или побежден мучениями. Делайте со мною, что хотите, дабы скорее я перешел от сей кратковременной жизни к жизни вечной. Как Христов раб, я следую за Христом и за Христа умираю, дабы жить с Ним во веки.
Неправедные судьи повелели снова бросить святого в темницу. Мученика теперь уже не вели, но влекли по земле, рвали его за волосы, ударяли по щекам и попирали ногами. Наконец, он снова был заключен в узы.
На другой день святой был снова выведен на суд, но так как он дерзновенно продолжал говорить то же самое, что и раньше, то его опять начали бить без милости. В то время когда его били, мученик радостно воспевал церковную песнь: “Христос воскресе из мертвых!”7, и прочее, ибо тогда были дни Пасхи. Всё тело святого было изъязвлено ранами и земля около него обагрилась кровью. Между тем святой мученик как бы не своим телом терпел страдание, но во время мучений, то пел, то обращался к своим мучителям со словами:
- Бейте, бейте меня, из всех сил ваших, бейте и насколько можете увеличивайте побои: но тем не менее вы никогда не будете в состоянии отвратить меня от Христа моего и соделать своим единомышленником.
После сего, устыдившись, мучители снова ввергнули мученика в темницу и здесь мучили его в продолжении нескольких дней голодом и жаждою, потом снова вывели его из темницы и видя, что он, несмотря на все мучения, не изменяет вере Христовой, осудили его на сожжение.
Когда святой, закованный железными цепями, был веден на смерть, “как овца на заклание” (Ис.53:7), то во время пути мучители его били его руками, ударяя по лицу, и оскорбляли его бранными словами: но некоторые из бывших здесь выражали ему свое соболезнование и просили его не губить свою юность. Но Христов мученик шел на смерть с великим торжеством, как бы готовясь получить какие-либо великие почести.
Наконец святой Иоанн дошел до места, где был разложен мучителями большой костер. Святой, не дожидаясь, пока его бросят на костер, мужественно сам вошел на него и стал в самое пламя. Тогда мучители, ухватив конец цепи, которою был скован святой Иоанн, вытащили его из пламени. Святой же мученик сказал мучителям:
- Зачем вы не даете мне сгореть в пламени? Зачем препятствуете тому, чтобы я стал благоугодною для Христа жертвою?
Тогда судья, хотя и знали, что смерть путем сожжения огнем весьма мучительна, но так святой сам сильно желал такой смерти, то переменили свое решение и осудили святого на смерть не через сожжение, а через усекновение мечем. Они приказали палачу отсечь голову непобедимому юноше, а затем бросить отрубленную голову вместе с туловищем в костер. Таким образом святой новый мученик Христов Иоанн-Эпирота восприял в восемнадцатый день месяца апреля8 венец мученический.
Несмотря на то, что тело святого было сожжено на костре, верующие нашли некоторые части его костей, уцелевшие от огня; взявши их, они с благоговением хранили их у себя, прославляя Христа Бога нашего, восхваляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
Примечания:
________________________________________
1 Город Иоаннина или Янина находился в Эпире, между Триккою Фесеалоникийскою и Амвракиею эпирскою, к югу.
2 Эпир – восточная часть северной Греции, простиравшаяся от Акрокеруанских гор до Амброкийского залива Ионийского моря.
3 Пирр, – царь Эпира с 295 г. по 272 г. до Р Хр. Этот царь известен своими войнами против Рима и Спарты.
4 Константинополь был взят мусульманами в 1453 г.
5 Это было в 1500 г.
6 Трикка – город в Фессалии – области на северо-востоке Греции.
7 Тропарь святой Пасхи
8 Кончина святого мученика последовала в 1526 г.
Преподобномученик Иоанн Кулика (или Кузика; греч. Κουλικᾶς, Κουζικᾶς)
Память 8 апреля (Греч.), 18 апреля (Греч.)
Был благочестивым и ревностным христианином. Однажды у него возник бурный спор с мусульманами о вере. Побуждаемые завистью к его мудрости и красноречию, они сперва избили его, а затем отвели к судье, обвинив в том, что он хулил их веру. Судья предложил Иоанну во искупление оскорбления либо отречься от Христа и принять ислам в обмен на свободу, либо умереть в муках. Святой дерзновенно ответил: "Не будет того, чтобы я отрекся когда-либо от Господа моего Иисуса Христа, даже если бы вы и тысячи смертей меня предали!" По приказу разгневанного судьи Иоанн был сожжен на ченгели - железной решетке наподобие бороны, обращенной острыми зубьями кверху. Мученическая кончина святого Иоанна последовала 8 апреля 1564 года.
Мученик Туном (Омир) Иерусалимский
Память 18 апреля (Греч.), 19 апреля (Иерус.)
Туном был арабским эмиром (князем), в некоторых источниках его называют Эмир или Омир, очевидно, принимая за имя его общественный статус.
Пострадал за исповедание христианской веры накануне Пасхи 1579 года, засвидетельствовав следующее чудесное событие, произошедшее в Иерусалимском храме Воскресения Христова.
В тот год священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим на Пасху прибыло множество их единоверцев. Православные же вместе с патриархом Софронием IV были удалены не только из кувуклии, но и вообще из храма. У входа в него они и остались. Армянский патриарх молился около суток, однако огонь не возгорелся ни в кувуклии, ни в каком-либо другом месте внутри храма. А потом с неба ударил луч и попал точно в колонну у входа, рядом с которой молились православные. Из неё во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у патриарха Софрония, который передал Благодатный огонь единоверцам.
Эмир Туном, в момент выхода Благодатного огня из колонны находившийся на площадке над входом и бывший свидетелем чуда, уверовал в истинность православной веры и громко исповедовал себя христианином перед своими единоверцами, громко воскликнув: "Велика православная вера, и я - христианин!" Стражники бросились на него, но он спрыгнул вниз, к христианам, с высоты более десяти метров. В некоторых материалах сообщается, что на том месте в камне отпечатались следы его ног. Уже внизу соплеменники схватили его и без долгих рассуждений отсекли ему голову, опасаясь, чтобы примеру его не последовали другие.
(Треснувшая мраморная колонна слева от входа в Храм Воскресения в Иерусалиме (длина трещины 1,2 м))
Тело святого мученика, крестившегося в своей крови, сожгли тут же, на площади перед храмом. Православные собрали останки святого, положили в раку и поставили в монастыре преподобной Мелании Римляныни (Великой Панагии).
Преподобный Аркадий Дорогобужский, Болдинский, затворник
Память 18 апреля (УПЦ Канады) и в Соборе Смоленских святых
Прп. Аркадий подвизался в затворе и погребён в Болдинском монастыре.
Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал прп. Аркадия учеником прп. Герасима Болдинского (+ 1554).
Упоминание об прп. Аркадии содержится в "Описании о российских святых" (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.). В "Описании" по списку МДА сказано: "Преподобный отец Аркадий затворник, Дорогобужский чудотворец".
Почитание преподобного сохранялось в обители ещё в 1-й половине XIX века, однако к 1900 году, по свидетельству настоятеля архимандрита Макария, память об Аркадии Дорогобужском и о местонахождении его могилы была утрачена. Вследствие этого некоторые агиографы конца XIX - начала XX века высказывали сомнения относительно предания об этом святом: архиепископ Димитрий (Самбикин) и вяземский краевед И. П. Виноградов вовсе отрицали существование преподобного, а архимандрит Леонид (Кавелин) необоснованно отождествил его с преподобным Аркадием Вяземским.
В 1983 году имя Аркадия Дорогобужского было включено в Собор Смоленских святых.
Преподобный Василий Ратишвили
Был дядей католикоса всея Грузии Евфимия III и подвизался в Иверском монастыре на Афонской Горе. Блиставшему даром предвидения, преподобному Василию явилась Пресвятая Богородица и призвала обличить безнравственность при царском дворе Грузии.
Святой Василий, прибыв в Грузию и навестив царя Димитрия, бесстрашно обличил его в невенчанном браке, но обещал, что если он отвернется от беспутной жизни, то найдет великое счастье и успех. Преподобный Василий наряду с царем, обличил и отступников-феодалов и открыл их тайные замыслы. Царь и его двор отвергли увещевание старца, и в ответ святой предсказал царю будущее:
"Злодейски и бесчестно будешь убит насильниками и без приюта останется царство твое и дети твои рассеяны будут и другие покорят царствие твое, и расхищено будет богатство твое!"
Предсказание святого вскоре исполнилось, но царь Димитрий добровольно отдал свою жизнь в руки монгольских захватчиков и тем смыл свои прошлые грехи. Святой Василий вернулся на Афонскую Гору и мирно скончался в Иверском монастыре.
Преподобный Евфимий Карельский, просветитель Карелии
Память 18 апреля, в Соборе Карельских святых и Кольских святых
Преподобный Евфимий основал Карельский Никольский монастырь. Но едва он успел выстроить храм во имя святителя Николая и несколько келий, как в 1419 году норвежцы напали на обитель, сожгли церковь и убили несколько иноков. Преподобный Евфимий вновь начал строительство.
Преподобный Евфимий прославился апостольскими трудами в просвещении карелов. Он скончался в 1435 году, а в 1647 году были открыты его мощи.
Память преподобного Евфимия и праведных братьев Антония и Феликса местно празднуется 18 апреля. Им составлена служба. Память преподобного Евфимия в Иконописном подлиннике полагается также 20 января ради тезоименитства с преподобным Евфимием Великим.
Праведный Антоний Карельский
Боярыня Марфа просила молиться в Карельском Никольском монастыре о своих скончавшихся в 1418 году сыновьях преподобных Антонии и Феликсе (то были сыновья от первого мужа Марфы-посадницы Филиппа Васильевича). Осматривая свои земли, юные братья утонули в устье Северной Двины и были погребены в Карельском Никольском монастыре. В жизни они отличались благотворительностью. В рукописных святках Карельского монастыря их имена были внесены в число святых. Над гробницами святых братьев была устроена часовня, а с 1719 года - храм в честь Сретения Господня.
Память праведных братьев местно празднуется 18 апреля, вместе с памятью преподобного Евфимия, основателя Карельского Никольского монастыря. Им составлена служба.
Праведный Феликс Карельский
Родной брат праведного Антония.
Память праведных братьев местно празднуется 18 апреля, вместе с памятью преподобного Евфимия, основателя Карельского Никольского монастыря. Им составлена служба.
Преподобный Когитос Килдарский
Прп. инок Когитос (лат. Cogitosus, «мыслящий»; ок. †650) – считается автором гимнов и «Жития святой Бригитты». Это Житие стало хронологически первым текстом ирландской агиографии.