filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

11 (24) апреля 2020 года. Светлая Седмица. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Cвятитель Каллиник Черникский, епископ Рымникский

святитель Каллиник Черникский


В миру Константин, родился в Бухаресте 7 октября 1787 года, в родовитой благочестивой семье Антония и Флоари (в монашестве Филофеи). Его жизнь началась под благотворным влиянием христианского быта и молитвы в семье. Также он получил хорошее образование в одной из бухарестских школ при храме.


Монах

Вероятно начал бывать в Черникском монастыре под Бухарестом еще при жизни преподобного настоятеля обители Георгия, который стал ему духовным наставником. В марте 1807 года поступил Черникский монастырь. В следующем году его духовник Пимен испросил настоятеля Тимофея постричь послушника в монашество. Постриг последовал 12 ноября 1808 года с именем Каллиник.
После месяца служения в Никольском храме Черникского монастыря был рукоположен во иеродиакона болгарским владыкой-беженцем святителем Софронием Врачанским.
Под началом духовника проходил подвижническую жизнь в посте, молитве, трудах и чтении духовных книг.
В 1812 году вместе со своим духовником был направлен в Нямецкий монастырь собирать пожертвования на восстановление Никольской церкви, которая была разрушена землетрясением.
В 1813 году был рукоположен во иеромонах епископом Дионисием (Лупу). Два года спустя стал духовником, а затем Великим екклисиархом.
В 1817 году отправился на Святую Гору Афон, где провёл почти год, наблюдая духовную жизнь и собирая полезные наставления.



Настоятель

По кончине настоятеля Дорофея, 14 декабря 1818 года, был избран настоятелем Черникского монастыря на духовном соборе обители. Двумя годами позже был возведен в достоинство архимандрита.
В течении 32-летнего настоятельства в Чернике, святой Каллиник показал себя искусным руководителем обители. При нём были построены новый храм, монашеские келлии, монашеская школа, лечебница. Между 1832 и 1836 годом под его началом в монастыре была построена Георгиевская церковь на острове. Храм был вскоре разрушен землетрясением, но был снова восстановлен к 1842 году. В 1846 году началось строительство новой Троицкой церкви в Птичьем монастыре, который находился под опекой Черникского. Были основаны также мастерские для изготовления церковных облачений. Так-как в то время Валахия была лишена типографий, святой Каллиник также занимался переписыванием рукописей.

Монастырь Черника под Бухарестом, Румыния. В этом монастыре почивают мощи святителя Каллиника
(Монастырь Черника под Бухарестом, Румыния. В этом монастыре почивают мощи святителя Каллиника)


При нём выросла монастырская братия, из которой впоследствии вышли такие видные деятели Румынской Церкви как трансильванец епископ Иоанникий (Стратоникиас); видный композитор протосингел Наум (Рымничяну); профессор религии архимандрит Вениамин (Кэтулеску); ученик и жизнеописатель святого Каллиника Анастасий (Балдовин); следующий Черникский настоятель Никандр.
Святой Каллиник был добрым наставником и для мирян посещавших в обитель. В течении нескольких месяцев в 1821 году укрывал и кормил многочисленных беженцев от турок. Для детей местного села основал школу и оплачивал учителя. В Кымпине построил приходскую Успенскую церковь и учредил при ней школу. Из своих и из монастырских средств построил и другие храмы в близлежащих селах, а также помогал другим монастырям.


Архипастырь

Со времени кончины митрополита Унгро-Влахийского святителя Григория в 1834 году, господарь Валашский Александр Гика звал архимандрита Каллиника на митрополичью кафедру, но тот, считая себя недостойным, отказывался. Однако, в 1850 году, когда все четыре архиерейские кафедры Вахалии оказались вдовствующими, новый господарь Барбу Штрибей убедил его принять епископство. 14 сентября 1850 года святой Каллиник был избран, а 26 октября того же года в Бухарестском митрополичьем соборе - рукоположен во епископа Рымникского.
Прибыв на место служения, святой Каллиник нашёл епархию в тяжелом состоянии. Уже десять лет как тут не было собственного архиерея, епископский дом и кафедральный собор были сожжены, семинария и некоторые храмы стояли закрытыми со времени революции 1848 года, число и подготовка духовенства были недостаточными. Новый архипастырь начал объезжать приходы и поставлять новых священников. В 1851 году он открыл семинарию в Крайове, а в 1854 году перенёс её обратно в Рымник. Также были открыты ряд псаломщицких школ.

В 1854 году, после переезда в Рымник, начал строить новый кафедральный собор и восстановил в епископском доме восстановил лечебницу. Между 1859 и 1864 годом на свои средства построил новый храм в скиту Фрэсиней. Здесь он ввёл строгий афонский устав, который испытал на себе. Во время секуляризацией монастырских имуществ в Румынии в 1863 году испросил у князя Александра Кузы особого исключения для Фрэсиейского монастыря, который в отличии от прочих румынских обителей сохранил все свои владения.

Как книголюб и просветитель, открыл типографию и напечатал ряд книг в Бухаресте. К 1860 году, с помощью займа, открыл книгопечатню и в своей епархии. За год до кончины он подарил печатный станок городу Рымник, с условием что издательство будет носить его имя и половина доходов пойдёт на поддержку городских школ и бедных учеников и семинаристов.


Государственник

Святитель Каллиник был патриотом. Как иерарх, он принял участие в Общем земском собрании (Adunării obşteşti a ţării), затем был избран депутатом в Ад-хок дивана (Divanul Ad-hoc) который готовил объединение Румынии. Он также поучаствовал в избирательном собрании которое выбрало первого князя объединенного государства, Александра Иоанна Кузу. С весны 1857 года разослал окружное письмо протопопам и игуменам своей епархии, с указанием во всех церквах молиться "о единении румын в единой воле и совести, да испросят законной жизни в своём отечестве." Он также увещевал духовенство своей епархии чтить свою страну и правителей, и не жалеть средств на общественное благо, ибо "добрый христианин есть добрый патриот."


Частная жизнь и кончина

Святость подвижника больше всего проявилась в его частной жизни. Знавшие святителя удивлялись его обильному благотворению, простоте одежды, доброте и мягкости, постам и бдениям. Афанасий (Балдовин) свидетельствовал что у святителя был список людей которым он помогал. Всегда при поставлении священников он снабжал их книгами и деньгами на проезд. По словам Афанасия, святой "был так милостив, что когда у него нечего было дать, он давал свою одежду и со слезами молил меня, недостойного, искать денег где я только могу, чтобы он мог давать своим братьям во Христе, как он называл бедных и бессильных."

Современники описали несколько случаев излечения болезней по молитвам святого - в частности исцеление дочери работника из Муйеряски, который трудился на строительстве Рымникского кафедрального собора.
Святитель жил воздержанной жизнью, никогда не вкушая мяса и отдыхая только на деревянном стуле. Когда старость заставила его составить завещание, он написал что не оставляет денег на своё погребение и поминание, так как все свои средства он раздал нищим или вложил в восстановление зданий.

Ослабленный старостью и болезнью, в 1867 году он удалился на покой в Черникский монастырь. Так-как правительство отказалось отпустить его на покой, он оставался Рымникским архиереем до кончины, поставив Черникского архимандрита Григория наблюдателем за делами епархии. Около года прожил как простой монах. Скончался святитель Каллиник 11 апреля 1868 года. Его тело было погребено в возведенной им Георгиевской монастырской церкви.


Мощи и почитание

Мощи свт. Каллиника Черникского. Посмертная литография 1868 г.
(Мощи свт. Каллиника Черникского. Посмертная литография 1868 г.)


Житие святителя Каллиника было написано его учеником и почитателем архимандритом Афанасием (Балдовином) из Черникского монастыря. 28 февраля 1950 года Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил причислить его к лику святых. Его торжественное прославление состоялось 23 октября 1955 года в Черникском монастыре, при большом стечении молящихся. Мощи святителя были с честью помещены в храме святого Георгия.


Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские
(Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские)

Память 20 января, 11 апреля.

Преподобный Евфимий родился в Вологде, монашеский постриг принял в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Подвизался на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. Долгое время он проходил послушания в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи, святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр Куштский (+ 1439), оставивший, как и он, Каменный монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как искал места совершенно безмолвного.

Перейдя на реку Сянжему, преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии (1418-1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.

Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь, разорен в годы лихолетия
(Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь, разорен в годы лихолетия)


О роде и происхождении прп. Харитона не дошло никаких сведений. Известно только то, что он был ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского и во всем подражал ему.
Вместе со своим учителем преподобный подвизался в молитве, посте и тру¬дах: сам копал землю, садил овощи, рубил дрова, носил воду.
Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считали негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видели на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года, день кончины неизвестен.

После кончины прп. Евфимия, по воле его, управление монастырем перешло к прп. Харитону. Около 40 лет продолжал он труды своего наставника.
Скончался 11 апреля 1509 г.

Празднование прп. Харитону местное. Его святые мощи почивали под спудом в приходской церкви Вознесения Господня, на месте бывшего монастыря.


Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь. Евфимия и Харитона Сямженских храм-часовня - Поповка, урочище - Сямженский район - Вологодская область
(Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь. Евфимия и Харитона Сямженских храм-часовня - Поповка, урочище - Сямженский район - Вологодская область)


Тропарь Евфимию и Харитону Сянжемским

Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.


Преподобный Геогрий Кипрский, игумен

Память 11 апреля (Греч.), 26 апреля (Греч.)

Упоминается в Типиконе Кипрского монастыря святителя Иоанна Златоуста Куцовенти (греч. Κουτζοβέντη), основаннго в 1091 году, как его ктитор и первый игумен, с указанием совершать память ему 26 апреля.



Преподобный Гутлак Кроулэндский (Guthlac), отшельник, чудотворец

Преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец


Сын Пенвальда (Penwald), князя из Мерсийского королевским дома Иклингов (Icling), и его жены Тетты (Tette). В детстве он был серьезным и чуждался мальчишеских проказ. Но, достигнув пятнадцатилетнего возраста он решил стать воином-наемником. Он собрал вокруг себя немало последователей и они принялись грабить, насиловать и разорять все деревни в округе. Так Гутлак прожил девять лет. Его последователи, вероятно, были зачислены в войско Этельреда Мерсийского.

Однажды ночью Гутлаку был послан сон, который наполнил его любовью и состраданием к ближним. Он поклялся отдать свою жизнь служению Господа и наутро простился со своими подельниками. Гутлак оставил свои богатства, после чего поступил в монастырь Рептон (Repton), где принял постриг от игумении Эльфриты.
Сестра Гутлака, Пегга (Pega/Pegge), стала отшельницей, и после двух лет проведенных в обители, Гутлака тоже стало тянуть к отшельнической жизни. Приняв благословление от монастырских старцев, он уединился в великих топях (great Fens) Линкольншира (Lincolnshire), севернее Кембриджа. Здесь один из местных жителей по имени Татвин (Tatwin) указал ему один остров, на котором святой решил обосноваться. Многие пытались поселиться на нем, но никто не мог удержаться из-за полной отрезанности острова, его дикости и опасностей. Двадцатишестилетний Гутлак со рвением принял вызов и в маленькой лодочке приплыл на остров, "Воронью землю", в день святого Варфоломея. Он осмотрел землю, после чего вернулся в Рептон за провизией, строительными материалами и двумя слугами. Гутлак нашел на острове древний курган и, вернувшись, построил свою обитель вплотную к нему.

Гутлак решил носить только шкуры, употреблять в пищу - только ячменный хлеб и воду, раз в день. Некоторое время местные бритты нападали на него, стаскивали его в болото и били. Бесы искушали подвижника и являлись ему в виде набрасывающихся на него чудовищ. Однажды слуга Гутлака, Беккель (Beccel), брея своего хозяина, решил перерезать ему горло и занять его келлию чтобы местные жители почитали его за святого старца. Гутлак узнал мысли слуги и укорил его, что привело того к исповеди и раскаянию.

Гутлак был высок и худощав, тих, мягок, приятен, скромен, смирен и терпелив. Птицы со всей округи слетались к нему и питались из его рук. Только вороны поначалу мешали ему, крадя письма и перчатки гостей, но потом устыдились его укоров и вернули украденное.
После пятнадцати лет на острове Гутлак внезапно занемог во время молитв в своей часовне. Беккель бросился ухаживать за ним, но святой умирал. Он прожил еще восемь дней, дав слуге подробные указания о своем погребении - около своей сестры Пегги, в свинцовом гробу, обернутым в полотно данное ему игуменией Эдбургой (Edburga). 11 апреля 714 года преподобный Гутлак преставился.



Почитание


Пергаментный свиток, называемый Гутлаковым свитком (Guthlac roll) содержит иллюстрированное житие святого. Место его уединения стало монастырём Кроулэнд (Crowland, Croyland), собиравшим многочисленных паломников до Реформации.


Тропарь
глас 4
Father Guthlac you followed the ways of the prophet Elijah,/ and the straight path of the Forerunner./ You became a dweller in the cisterns of Croyland/ and in that wilderness brought forth fruit an hundredfold both conquering the demons and healing the sick./ Intercede with Christ our God that our souls may be saved.

Кондак

глас 2
You abandoned royal estates and the life of a warrior to live by silence and prayer,/ by this you inspired the English peoples, holy Father Guthlac./ Wherefore we acclaim you/ as the father of English monasticism.

Подробное житие святого Гутлака вы можете прочитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/46097.html



Преподобный Махай, игумен Бьютский

Святой Махай (Maccai, Machai) был учеником святого Патрика. Он основал монастырь на острове Бьют и стал первым его настоятелем, возглавив проповедь Благой Вести в тех краях.


Tags: Православие, Румыния, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments