filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Ответ ревнителям о вере или о том, можно ли священству и пастве играть в футбол...

Христос посреди нас!

Не много прошло времени с написания статьи: Можно ли православному смотреть спортивные состязания? Или о том - что такое конские зрелища и ристалища, про которые негодует святитель Иоанн Златоустый... - http://filin-dimitry.livejournal.com/127570.html, где мы подробно разобрали и доказали, что не о физкультуре и спорте писал блаженный Иоанн, предостерегая пасомых от участия в развратных зрелищах, а также то, что сам по себе спорт или физкультура не являются греховными, а грехом может быть наше отношение к рассматриваемым предметам.

И вновь возводятся обвинения на пастырей, которые без ущерба основному, а именно: своему служебному долгу и долгу духовных окормителей для вверенной им Богом паствы участвуют вместе с прихожанами и теми, кто мог бы таковыми стать, в любительских спортивных состязаниях. Более того, обвиняют в страшном грехе – кощунстве!
Что же, оставить подобное без внимания?

о_Василий_Биксей
(протоиерей Василий Биксей. Молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому. Ходынское поле)

Это можно было бы сделать, но тогда и нам придется разделить грех с возводящими обвинение и за молчание и за то, что непременно кто-то из наших братьев во Христе соблазнится и также начнет обвинять и впадет в грех осуждения. И тем тяжелее сей грех, что обращен он на священство.

Поэтому не предадимся молчанию по ложному стыду, даже если и оплакиваем сами впадших по неведению, будем надеяться, в осуждение, а напротив, громко восстанем на защиту священства от ложных обвинений и тем самым поможем и восстановить поруганное имя, и оградим тех, кто мог бы соблазниться и примкнуть к обвинителям и станем увещевать и самих обвинителей, чтобы получить духовную пользу и прибыток:

Если бы кто-нибудь обещал тебе по одному червонцу за исправление каждого человека, не употребил ли бы ты всего старания, не просиживал ли бы с ним по целым дням, убеждая и увещевая его? Но вот, Бог обещает тебе в награду за эти труды не один, не десять, не двадцать, не сто, не тысячу червонцев, даже и не всю землю, но дает тебе то, что больше всего мира, царство небесное, и не одно это царство, но и другое кроме его. Что же это такое? Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста”, - говорит Он (Иер. 15:19). Что может сравниться с этим по чести и благонадежности? Какое же для нас извинение и прощение, когда мы, после столь великого обещания, не заботимся о спасении ближнего? …

…Но ты сказал раз, и (ближний) не послушал? Так скажи и в другой, и в третий, и сколько бы ни было, пока не убедишь. Бог говорит к нам каждый день, а мы не слушаем, и Он не перестает говорить; и ты подражай этой попечительности о ближнем. Для того мы и живем вместе, населяем города и собираемся в церквах, чтобы
бремена друг друга носить (Гал. 6:2), чтобы исправлять друг друга от грехов. (Святитель Иоанн Златоуст. О статуях. Беседа шестнадцатая).

А что польза есть и в том случае, если никто не внял увещеванию, о том святой говорит в другом месте:

Пусть будет, что никто не убедился моими словами, хотя невозможно, чтобы осталось бесплодным слово, посеянное в слух столь многим; но пусть это будет так; однако и в таком случае слово мое не бесполезно…

…Я не восстановил болящих? Но здоровых сделал более благонадежными. Слово не отклонило некоторых от порока? Но живущих добродетельно сделало более внимательными. Присовокуплю к этому и нечто третье. Не убедил я сегодня? Но, может быть, успею убедить завтра. И завтра не успею? Но, может быть, послезавтра, или еще в последующий за тем день. Кто сегодня слушал и отверг слышанное, тот, может быть, завтра послушает и примет; а кто сегодня и завтра оказал пренебрежение, тот, может быть, спустя много дней окажет внимание к словам моим.
(Святитель Иоанн Златоуст. О Лазаре. Слово первое).

Итак, о каких же обвинениях в кощунстве идет речь?

Несколько дней назад в ряде журналов и информационных сайтов появилась вот такая статья:

«Кощунство «в честь» преподобного Сергия», выходившая под разными названиями, но с одним главным выводом:
Участие священников в любительских спортивных мероприятиях с прихожанами или теми, кто таковыми может стать, да еще на призы, в которых упомянуто имя святого это есть кощунство, которое стало возможным из-за того, что подобные священники есть модернисты и обновленцы.


Вот ряд подобных публикаций, уж простите, не стал разбирать кому отдать пальму первенства в написании, а кто под влиянием духа осуждения разместил первоисточник у себя на странице:

http://inok-arkadiy.livejournal.com/431705.html?thread=10043225#t10043225
http://antimodern.ru/football-khodynka/
http://napravdestoy.livejournal.com/2326666.html


Некоторые источники с сарказмом напомнили, что в эти же дни в Украине проливается кровь…

Что ж, это правда и это беда великая. Однако я замечу, что в мире (и до событий в Украине и ныне и, полагаю, что и в дальнейшем так продолжится) каждые пять минут убивают христианина! Значит ли это то, что торжества по поводу годовщины празднования рождения Преподобного Сергия Радонежского следовало бы отменить? Не читал в их журналах подобного…

Но вернемся к главному, что так возбудило ревнителей о чистоте веры – любительскому футбольному турниру с участием клириков.

«Своими прыжками и ударами «почтили» память великого Святого земли Русской на приходе преп. Сергия на Ходынском поле (настоятель — о. Василий Биксей) ….
…Какую духовную цель может иметь пинание надутого мяча из кожи?
» - задают вопрос авторы?

Задам и я вопрос в ответ:

- Какую духовную цель имеет, скажем, наш обед или завтрак? Наши будни в рабочем кабинете или на производстве?

Да, ревновать о духовном это доброе дело. Но не переревновывать, забывая, что мы, человеки, не токмо из души бестелесной, но и из плоти состоим и только в таком единении и являемся человеками, но никак не иначе.
А это означает, что хотя и имеет душа главенство над телом, используя последнее как инструмент для реализации воли, однако, тело не должно оставаться без заботы. Всадник хотя и глава коню и понукает двигаться в нужном направлении и с заданной целью, используя для того свои навыки и разного рода приспособления, однако если не будет радеть о корме или питие, а также и о сне своего подопечного, не одолеет того пути, что ему требуется для достижения цели. Худо будет вознице, коли Царь потребует у него ответа за неисполнение поручения! Да и как бы не вышло наказание еще более сугубым еще и за причинение вреда коню, поскольку и последний Ему принадлежит.

Обратимся к великому христианскому философу Клименту Александрийскому и его книге «Педагог»:

«Вместо бань гораздо полезнее для юношей гимнастические школы; но и мужам зрелого возраста не дурно посещать с большей, нежели бани, охотой эти, иного рода заведения; они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленные на развитие не только телесного, но и душевного здоровья. И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно. И женщины не должны уклоняться от телесных упражнений…

…И … во всем должно соблюдать меру и цель... И что мы в отношении пищи заметили, то же самое имеет приложение и ко всему и повсюду. Не надо быть рабом желаний и отдаваться разнузданной жизни, но не нужно и в противоположных вещах преступать меру; правое – в середине; это умеренный, мудрый образ жизни, свободный от обеих крайностей: как роскоши, так и скряжничества
». (Книга третья. Глава 10. О том, что посещение гимнастических школ относится к разумному образу жизни).

Как это перекликается со словами святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) о царском пути:

«…не можете подвизаться в пустыне, не можете оставить мир, оставить семью свою. Конечно, так, но надо вам знать, что есть средний путь, а средний путь Святые Отцы называют царским путем.
Так вот, всем вам надлежит идти путем средним, путем царским, подражая, во-первых, тем, кто шел путем деятельной любви – подражая их милосердию, их добрым делам, их служению людям. Во-вторых, надлежит подражать, хоть в малой мере, и монахам – их молитве, их посту, не угождать своей плоти и похотям, а прежде всего наблюдать за сердцем своим, изгоняя из него тех нечистых змей и жаб, которых найдем в нем, и потом омывать сердце слезами покаяния.
Вот это путь средний – путь царский. Идите им. Будьте деятельны в любви и милосердии. Будьте созерцателями и очистителями сердец своих».
(Святитель Лука Крымский. Проповедь сказанная 1 ноября 1953 г.).

Часто не в меру ревнующие о чистоте веры отказываются от всего, что не видится им напрямую духовным, а если в таковом заметят и священника, то объявляют без разбора тому анафему, забывая, что никто их не хиротонисал еще во епископы.

Да, весьма странным выглядело бы подобное мероприятие в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, устроенное монахами –старцами, одетыми в спортивные трусы и майки. И не просто странным, но и печальным.

Но то монахи. Не надо забывать, что священник не давал тех обетов, что произносил монах, а потому он в гораздо большей степени ближе к нам, мирянам, чем к монахам.

христиане_спорт_2

Что же касаемо мирян, то тут следует хотя бы немного, но знать историю, которая сопровождает попытки восстановить храм на Ходынском поле. Эта история длится уже много лет и еще неизвестно сколько продлится. И многие из тех, кто пришли на праздник и смотрели это мероприятие и даже участвовали в нем, еще недавно были в рядах тех, кто распаляемый безбожниками, активно способствовал тому, чтобы запретить строительство храма в этом месте Москвы. И разумеется, к подобным людям, которые обмануты и напуганы, которые православные зачастую лишь по названию, по факту принятия ими часто еще в бессознательном возрасте Святого Крещения, нельзя применять одинаковые мерки с теми, кто уже многие годы живет жизнью воцерковленного человека. У них просто на просто разная емкость и если пытаться их наполнить одинаковым объемом, то первые получат значительный урон и просто могут никогда не прийти в храм.

Некоторые скажут, что ради таковых не стоило бы ничего и менять в Церкви, поскольку это им следует двигаться к ней, а не Церкви идти на разного рода отступления. И они будут правы - человеку себя надобно смирить, а не Церкви обнищать ради него. И что это так, я писал в статье «Слово против сторонников модернизма в Церкви...» (http://filin-dimitry.livejournal.com/119420.html).

Но то дело касалось жизни церковной, а тут совсем иное- тут надо щадящее лекарство больным и жидкая пища для неокрепших. Многие из тех, кто пришел на праздник и кто может со временем составить приход нового храма, не имеют опыта общения со священником, боятся последнего, будто тот кусается. Такие люди встречая священника в подъезде с испугом жмутся к стене и тихо спрашивают:

- Кто умер?

И это вовсе не анекдот – я сам был свидетелем подобному.
Такие люди, до времени больше наблюдая, нежели участвуя, как проходит молебен, как читается акафист, а потом видя, как прихожане и некоторые из самих наблюдающих, вооружаются велосипедами, например (которые бесплатно выдают на прокат), и во главе со священником, с детьми, иногда даже с колясками, устремляются на велопробег, изменяют свое враждебное или настороженное отношение к происходящему и отходят от богоборцев. И тем самым уже получают большую духовную пользу. У таких несчастных ломается сложившийся стереотип о том, что когда будет построен храм, то вокруг можно будет лишь тихо ходить на почтительном расстоянии и обязательно много раз креститься и разбивать себе лоб в коленопреклонении. И что их самих просто будут насильно заставлять это совершать.

Вместо этих, внушенных богоборцами, страхов, обманутые люди наблюдают что да, эти прихожане все же молятся, поют и совершают крестные знамения. Однако, и они сами и (что очень важно!) их дети оказываются еще и радуются и улыбаются и гоняют в мяч со взрослыми и даже с их священником! И не против, чтобы и другие тоже поучаствовали во всем этом. А еще они также бегают, стреляют из луков или пистолета по мишеням, общаются за чаем… и начало и окончание каждого действия предваряет совместная молитва. И тут великая духовная польза – тут рождается у человека сомнение во первых, в правильности его прошлого представления о православных христианах (не о таких, как он, а о тех, кому зачем-то храмы нужны), а во вторых, в правильности своей собственной жизни до этого самого момента.

христиане_спорт_3

христиане_спорт_1

А со стороны если отвлеченно посмотреть – обычный футбол… ну какая в нем духовная польза может оказаться? А выходит оказывается и не малая.

христиане_спорт_5
(велопробег в поддержку строительства храма прп. Сергию Радонежскому. Ходынское поле)

В одном из писем своему духовному чаду святой праведный Алексей Мечев писал:

«…заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне, - о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть». (Цитата по материалам газеты «Вестник Новосибирской митрополии», №4(110) апрель 2013г.).

Самая величайшая из добродетелей – рассуждение. Мы все поголовно лишены её. Но хотя бы и в зачатках имея, непременно должны применять. Без рассуждения всех выстраивая в одну шеренгу мы неминуемо придем к тому, что одни будут развращаться и слабеть от послаблений, другие же изнывать и умирать от непомерной тяготы трудов – и первые и последние погибнут. Спасется лишь один - тот, применительно к кому определенное правило оказалось по мере его духовного возраста и объема.

Чтобы такого не случилось, следует к каждому подходить индивидуально, как к уникальному сосуду, опасаясь как недолить, так и перелить.

Отец Паисий Святогорец пишет:

«Человек должен учитывать свои силы, своё духовное состояние и т. д. Если он перегнёт палку, то окажется неспособным вообще что-либо делать, а это будет в ущерб всей его духовной жизни. Потому отцы говорят: "Что сверх меры, то от диавола". Для Паисия Великого, например, который мог двадцать дней оставаться без еды, не было бы крайностью постоянно держать трёхдневные посты. Но для человека, у которого ноги дрожат от слабости и который с трудом раз в год выдерживает трёхдневный пост, налагать на себя постоянно такие посты было бы крайностью, а крайность, как мы сказали, от диавола». (о. Паисий Святогорец. Слова. Страсти и добродетели).

И далее:

«Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона "убивает". Человек тебе говорит. "В Кормчей так написано", и как видит в книжке, так буквально и применяет, а должен бы каждый случай анализировать отдельно. Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи других случаев. Епитимия, например, должна соответствовать человеку, его состоянию, проступку, который он совершил, покаянию, которое показал, и учитывать многое-многое другое. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни.
Во всех случаях главное - это рассуждение, Божественное просвещение
». (Там же).

Вот и получается, что Кормчая одна, а емкость каждого православного разная, возраст духовный не одинаков. Один нуждается в пище жидкой, другой и кашку уже может покушать, а кто-то и кости погрызть. И если всем положить кости, то многих мы недосчитаемся. И первый из выбывших и оказавшихся в пропасти погибели окажется предложивший кости младенцу.

христиане_спорт_4
(исповедь, о. Сергий Дикий)

Поэтому будем молиться Господу о том, чтобы даровал нам неразумным чадам Своим дух рассуждения, который нас бы уберег от осуждения других и в особенности священства, и наставил на царский путь- путь спасительный для большей части христиан, кто не рожден, как преподобный Сергий от святых и благочестивых родителей, а имеет на себе многочисленные последствия духовных падений и недугов как своих собственных, так и своих предков.

А исцеление наше исключительно в Руке Господа. Ему же Слава и Поклонение подобает, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С пасхальной любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Размышления, модернизм, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments