Преподобномученица София Панфиловна Селиверстова, послушница
(Преподобномученица София Панфиловна Селиверстова, послушница, Москва, тюрьма НКВД, 1938 год)
Память 15 февраля, в Соборах Новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых
Родилась 17 сентября 1871 года в селе Изнаир Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина. Когда Софии исполнилось десять лет, умерла ее мать, и отец девочки отдал ее в приют в селе Краюшкино, который существовал в то время при женской общине, преобразованной затем в монастырь. В приюте она прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, поступила в прислуги и одновременно обучалась на дому рисованию. В этом искусстве она достигла заметных успехов.
В 1898 году встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже двадцать два года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та порекомендовала ее монастырю. Здесь её послушанием стало обучение монахинь рисованию.
В 1921 году была лишена избирательных прав за то, что жила в монастыре, хотя и не была монахиней. Впоследствии, в 1933 году, она обратилась с жалобой во ВЦИК и была в правах восстановлена.
В 1926 году Страстной монастырь был закрыт, и София с тремя монахинями отремонтировали себе под жилье подвальное помещение в доме на Тихвинской улице, где и прожили до ноября 1937 года, когда сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома.
В феврале 1938 года осведомители, жившие в этом же доме, направили в НКВД донесение, будто София говорила:
«Честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей. Но это всё нам Бог послал за грехи. За нас теперь больше всех приходится страдать нашим защитникам – священникам, на которых сейчас идёт гонение... Выпустили конституцию, в которой говорится, что совершение религиозных обрядов допускается свободно, а на самом деле нам теперь приходится собираться в подвальных помещениях, чтобы никто не знал».
Вызванные на допрос осведомители подтвердили свои показания и в качестве свидетелей.
22 февраля послушница София была арестована и заключена под стражу в 13-е отделение милиции города Москвы. На следующий день она была допрошена.
– На одном из сборищ арестованных монахинь вы говорили, что честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей и что священникам приходится страдать, на них сейчас гонение. Признаете ли вы себя в этом виновной? – спросил следователь.
– Не признаю. Никакой контрреволюционной деятельности я не вела.
– До ареста в 1937 году монахиня Страстного монастыря Павлова, жившая вместе с вами, проводила контрреволюционную агитацию, говоря, что в колхозах умирают с голода, и вы в этом разговоре её поддержали. В момент процесса над бандой троцкистов вы сожалели, что их расстреляли, и при этом высказывали антисоветские настроения, что невинные люди погибают. Признаете ли себя в этом виновной?
– Таких разговоров я не слышала от Павловой. Сожаления по поводу расстрела банды троцкистов не высказывала и виновной себя не признаю.
На этом допрос был закончен.
25 февраля года Тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
Расстреляна 28 февраля 1938 года, погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 22 февраля 2001 года для общецерковного почитания.
Священномученик Морковин Николай Петрович, священник
Память 15 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1889 году в селе Ильгоши Бежецкий района Тверской области.
Служил священником в селе Вознесение Кашинского района Калининской области.
Арестован в 15 февраля 1938 года в селе Вознесение, 26 февраля осужден тройкой при УНКВД по Калининской обл. за "антисоветскую деятельность", приговорен к расстрелу.
28 февраля 1938 года был расстрелян.
27 июня 1989 года реабилитирован Тверской областной прокуратурой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик Павел (Козлов), иеромонах
Память 15 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Козлов Петр Федорович, родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии Козловых.
Петр с детства мечтал стать монахом, и 15 января 1906 года поступил послушником в Валаамский монастырь.
14 декабря 1908 года он был перемещен в Кременецкий Вознесенский монастырь в качестве келейника игумена Аполлинария и 18 августа 1910 года был зачислен в число послушников этого монастыря.
28 февраля 1911 года был пострижен в монашество с именем Павел и 30 октября того же года был рукоположен во иеродиакона.
24 октября 1913 года перешел в Валаамский монастырь.
31 декабря 1916 года он был зачислен в число братии Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии.
9 мая 1917 года был рукоположен во иеромонаха.
В середине 1920-х власти закрыли Нило-Столобенскую пустынь, и иеромонах Павел стал служить в приходском храме.
В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую отец Павел был отправлен отбывать в город Енисейск. Наученный в монастыре всякому делу, он зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину.
В 1935 году направлен служить в храм села Борки Зубцовского района.
19 февраля 1938 года был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова. В день ареста следователь допросил иеромонаха Павла и секретаря сельсовета. Последний показал, что священник рассказывал ему, каковы были условия заключения, что в лагере процветает воровство и что кормят заключенных очистками от картофеля. В 1937 году при уплате налогов за церковь священник будто бы говорил, что большевики берут налоги и с колхозников, и с церкви, хотя говорят, что Церковь отделена от государства. Говорят одно, а делают другое. Говорил, что раньше крестьяне работали на барина, а сейчас хуже чем барщина: колхознику не дают отдохнуть, он работает целый день, а получать ничего не получает.
На допросе следователь спросил иеромонаха Павла:
– Следствию известно, что вы систематически занимались контрреволюционной антисоветской агитацией среди населения, направленной на подрыв экономической мощи колхозов и советской власти. Говорили, что жить теперь тяжело, все большевики забрали, налогами задавили и так далее. Признаете себя в этом виновным?
– Я виновным себя в этом не признаю, так как антисоветской агитацией не занимался и данных слов никому не говорил.
– Следствию известно, что летом 1937 года вы говорили, что вот, при советской власти ничего не стало. Что вы можете на это сказать?
– Я данных слов не говорил и виновным себя в этом не признаю.
– Следствию известно, что в декабре 1937 года, во время выборов в Верховный Совет СССР, вы говорили: «А что нам выбирать, мы их не знаем...»
– Действительно, я был на предвыборном собрании и говорил, что не знаю, за кого голосовать, так как газет я не читал, а больше ничего я не говорил.
– Следствию известно, что во время подписки на заем укрепления обороны страны вы говорили, что, сколько ни подписывайся, у большевиков ничего не будет.
– Я таких слов не говорил.
На этом допрос был закончен, закончено и само следствие. 26 февраля тройка НКВД приговорила иеромонаха Павла к расстрелу.
Расстрелян 28 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.