Святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилёвский, местночтимый святой Белорусского экзархата
Память 13 февраля (Укр.) и в Соборе Белорусских святых
В миру Конисский Григорий Осипович, родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине (ныне Черниговской обл.) в семье сотенного урядника, из западнорусского дворянского рода.
В 1728-1743 гг. обучался в Киево-Могилянской академии, в совершенстве овладел латинским, польским, греческим, древнееврейским и немецким языками, философию слушал у архим. Сильвестра (Кулябки).
11 августа 1744 г. принял монашество, постриг в Киево-Печерской лавре совершил собор священнослужителей во главе с Киевским митр. Рафаилом (Заборовским).
С 1745 года - преподаватель поэтики (теории стихосложения) в Киевской духовной академии.
В 1747 г. рукоположен во священника, с того же года - профессор философии и префект.
В 1750 году составил инструкцию «О порядке преподавания предметов во всех класах...». Поощрял занятия музыкой и живописью, разработал программы ряда академических курсов.
С 1751 г. - профессор богословия, настоятель Киевского Братского Богоявленского мужского монастыря, член Киевской духовной консистории.
В 1752 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита.
В 1754 г. умер Могилёвский еп. Иероним (Волчанский), возглавлявший единственную православную епархию на территории Речи Посполитой. Назначению нового православного епископа предшествовали активные попытки католической партии при поддержке папы Римского Бенедикта XIV перевести епархию в унию.
20 августа 1755 г. состоялась хиротония архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. Хиротонию в Софийском соборе в Киеве совершили Киевский митр. Тимофей (Щербацкий), Черниговский еп. Ираклий (Комаровский) и Переяславский еп. Иоанн (Козлович). Король Речи Посполитой Август III, исполняя одно из условий «Вечного мира» 1686 г., гарантировавшее защиту прав православных, санкционировал назначение нового епископа декретом от 3 июня 1755 г.
Защищая права православных, святитель неоднократно обращался за помощью в Святейший Синод и российскую Коллегию иностранных дел, собирал древние королевские грамоты, составил реестр храмов, отобранных у православных. На базе этих материалов издал справочную книгу «Права и вольности исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве» (Варшава, 1767; на польск. языке). Ценность книги была отмечена Святейшим Синодом, впоследствии документы из «Архива Конисского» использовались православными в тяжбах с униатами и католиками. Святитель много проповедовал, в своих проповедях он не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства - этого "просвещения, во тьме деемого".
В 1759 и 1760 гг. на его жизнь были совершены покушения.
В 1762 году еп. Георгий был приглашен на коронацию имп. Екатерины II в Москву, 29 сентября произнес речь, в которой выразил тревогу за судьбу православных в Польше. Речь стала манифестом политической лояльности западнорусского духовенства к российскому правительству. Из Москвы святитель вместе с имп. двором переехал в Санкт-Петербург, где жил до 1765 г. Синод представлял его на Псковскую кафедру, но Екатерина II ответила, что «Георгий нужен в Польше». Святитель способствовал оформлению нового курса российской дипломатии в Речи Посполитой, подав в 1763 г. от имени всех православных Польши челобитную императрице. Летом 1765 г. поехал в Варшаву для представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому, 27 июля произнес речь о тяжелом положении православных и всех некатоликов-«диссидентов» (она была переведена на ряд европейских языков как образец защиты веротерпимости). Позже подал королю «Мемориал об обидах православным» из 20 пунктов. Принимал участие в заседаниях сеймов, разрабатывал статьи о положении православных, способствовал созданию «Вечного трактата», подписанного 13 февраля 1768 г. и даровавшего православным права, равные с католиками. Одновременно, испытывая давление со стороны католической партии и не рассчитывая на поддержку короля, участвовал в работе «диссидентских» конфедераций, в частности Слуцкой 1767 г. В 1768 г. стал членом смешанного суда для разбирательства религиозных споров между католиками и «диссидентами», покровительства у святителя искали протестанты.
Еп. Георгий приветствовал первый раздел Польши 1772 г., уподобив его библейскому освобождению от египетского рабства. Южные из присоединенных к России территорий (составившие Могилёвскую, Оршанскую, Мстиславскую и Рогачёвскую провинции) были объединены в Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую епархию, которую и возглавил святитель (с 10 января 1795 после расширения епархии стал именоваться Могилёвским и Полоцким).
Вернувшись в Могилёв, он выступил за немедленное массовое возвращение униатов в Православие, рассылал послания с призывом к этому по всей Белоруссии. Был одним из инициаторов императорского рескрипта от 2 июля 1780 г., разрешавшего назначать правосл. священников на освободившиеся униатские приходы. В 1781-1783 гг. в Белоруссии в лоно православной Церкви возвратились 112 578 чел. Еп. Георгий посылал духовенству увещательные грамоты о запрещении обливательного крещения (1783), небрежного исполнения таинства исповеди (1789). Предпринял ряд мер по укреплению материального положения кафедры, вел большое строительство. В мае 1780 г. в Могилёве приветствовал имп. Екатерину II и австр. имп. Иосифа II, в память об исторической встрече состоялась закладка собора во имя св. Иосифа Обручника.
22 сентября 1783 г. был возведен в сан архиепископа и назначен членом Синода.
Одновременно святитель продолжал помогать православным, оставшимся на территории Польши, поручил игум. Виктору (Садковскому) представлять себя в сейме. Стараниями святителя Георгия 27 марта 1785 г. на территории Польши была восстановлена Переяславская епархия в юрисдикции Русской Церкви, кафедру возглавил еп. Виктор (Садковский). Архиеп. Георгий составил для него рекомендации по управлению епархией. В годы гонений на Православие в Польше (1789-1792) святитель поддерживал тесную связь с Варшавой, информировал Синод о происходящих событиях.
Собрал за свою жизнь богатейшую библиотеку (1269 книг, 241 рукопись), открыл несколько госпиталей, странноприимниц, богаделен и др. Завел обычай раздавать по субботам в храмах деньги нищим, калекам, вдовам и сиротам. Перед кончиной составил завещание, в котором проявил заботу о богослужениях, монашестве, семинарии, пастве, клире, оставил средства для раздачи милостыни в храмах Могилёва.
Скончался 13 февраля 1795 года в г. Могилёве. Погребен в приделе во имя вмц. Варвары Преображенского собора в Могилёве. Над могилой была прибита медная доска с надписью, составленной самим преосвященным:
Колыбель Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду,
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла закрыл грешны кости.
Год седмисотый пятый девяностый.
Гробница вскрывалась в 1812 г. французами и в 1875 г. во время ремонта храма, тело сохранилось нетленным. К 2005 г. собор был уничтожен, могила утеряна.
Почитание святителя началось почти сразу после кончины: у гробницы в соборе служились панихиды, молебны. 5-6 августа 1993 г. в Могилёве состоялось прославление святителя Георгия в лике местночтимых святых. Торжество возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси Минский митр. Филарет (Вахромеев). В 1993 г. было составлено житие, в 1995 г.- акафист святителю. Ему посвящены храмы в Могилёве и Слуцке.
Преподобный Кастор Карденский, священник
Родом из Аквитании. Получил образование под руководством св. Максимина, еп. Трирского. Им же был рукоположен во священника. Удалился в пустынь на реке Мозель, в местечко Карден (Carodon, Carden), расположенное неподалёку от Кобленца (Coblenz, лат. Confluentia), где пребывал в посте и непрестанной молитве. Скончался в конце IV столетия и был погребён в построенной им же церкви.
12 ноября 837 г. его мощи были перенесены в город Кобленц. Это перенесение празднуется в епископстве Трира. В Кобленце был монастырь св. Кастора, который был обязан своим происхождением Хетти, епископу Трира. Император Людовик I Благочестивый, во время правления которого был осуществлён перенос мощей, сделал новой церкви богатые подарки.
Св. Кастора в западной традиции изображают в священнической одежде, опускающимся на корабль и спасая его. С его именем связано предание, согласно которому, он попросил у шкипера на Мозеле соли, но получил отказ. После этого корабль начал тонуть, но спасся молитвами святого.
Он почитается небесным покровителем города Кобленц.
Священномученик протоиерей Зосима
(Трубачев Зосима Васильевич, +26.02.1938)
Священномученик протоиерей Зосима Васильевич Трубачёв родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга на Северной Двине Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область), в семье сельского диакона. У Зосимы было ещё три брата. Все они получили образование в духовном училище Никольска, но только Зосима продолжил обучение в Вологодской Духовной Семинарии, а по окончании её в 1914 году был направлен в Московскую Духовную Академию.
Душевные качества Зосимы — доброта, отзывчивость, любовь к храму и церковному Богослужению, рано предопределили его священническое призвание. Наделённый от природы музыкальным слухом и певческим голосом, он ещё в Семинарии овладел навыками управления хором и замещал регента. Годы обучения в М. Д. А. (1914-1918) окончательно определили пастырскую направленность, воспитали преданность Православию в его святоотеческой традиции. Он прошёл через старческое руководство духовников Троице-Сергиевой Лавры и Смоленской Зосимовой пустыни. В общении с любимыми преподавателями Академии архимандритом Иларионом (Троицким) и священником Павлом (Флоренским) укрепилось его стремление жить благодатной жизнью Церкви и послужить Ей. Юноша особенно любил поучаться святоотеческому богословию, заключённому в словах богослужебных песнопений. Он глубоко почитал праведного отца Иоанна Кронштадтского, особенно близкого ему по родному северному краю.
В студенческие годы Зосима был одним из лучших регентов в Академии, управлял вторым академическим хором. За год до окончания Академии в 1917 году Зосима обвенчался с Клавдией Санковой, дочерью благочестивого жителя Сергиева Посада, венчание совершил отец Павел Флоренский.
Под руководством отца Павла студент Зосима Трубачёв написал в 1918 году кандидатское сочинение на тему: «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам». Участие отца Павла в судьбе отца Зосимы имело и дальнейшее продолжение: в послевоенные годы семьи их породнились, а внук отца Павла и отца Зосимы — ныне игумен Андроник (Трубачёв) стал продолжателем священства обоих родов.
В апреле 1918 года Зосима Трубачёв был рукоположен во священника Святейшим Патриархом Тихоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. В первые годы священства отец Зосима служил в селе Подосиновец Великоустюжской епархии, что в 50-ти верстах от станции Пинега, настоятелем Богородице-Рождественского храма. Служение в сельском храме и знание трудовой крестьянской жизни сблизило его с народом, а смыслом и содержанием его жизни стали отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей, проповедь слова Божия. Он посещал больных в отдалённых селениях прихода, устраивал воскресные беседы с народом, обличал сектантов.
Батюшка взял на воспитание 13-летнюю сироту Наташу Груздеву, дочку утонувшего помора, которая впоследствии всюду следовала за его семьёй.
В 1922 году, в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей, батюшку впервые арестовали и отправили в Великий Устюг, откуда он через месяц вернулся и продолжил своё служение.
В годы начавшихся расколов, оторванный от Москвы, батюшка, не зная истинного положения церковных дел, обращался за советом к отцу Павлу Флоренскому. Его письма исполнены ревности идти до конца за истиной: «Как быть, где правда, за кем идти и вести вверенное мне Богом малое стадо, чтобы не погубить их и самому не заблудиться?», — так вопрошал он отца Павла.
В сентябре 1924 года отца Зосиму перевели в Ивановскую епархию, где некоторое время он служил в Кохме — рабочем предместье Иванова, где снова, на короткое время, был арестован.
В 1926 году отец Зосима совершил паломничество в Саров на празднование обретения мощей преподобного Серафима. Он взял с собой семилетнего сына Сергия. Побывали они и в Дивеево у блаженной Марии Ивановны. Она ласково простилась с путниками. Неизвестный юродивый предсказал нечто отцу Зосиме о нём и об открытии недостроенного собора. Паломничество это укрепило отца Зосиму на вскоре предстоящее ему тяжёлое церковное послушание.
В 1926 году батюшка был назначен настоятелем Введенского (так называемого «красного» храма) в самом Иванове, где он совершал поистине подвижническое служение в сане протоиерея до осени 1928 года. Отцу Зосиме, в условиях тяжелейшего противостояния обновленцам, приходилось отстаивать и защищать вверенный ему храм, который требовал больших работ по внутреннему убранству: усилиями батюшки был установлен красивый деревянный резной иконостас, восстановлена деревянная колокольня и установлен ежедневный уставный звон. Батюшка настойчиво преодолевал всякую небрежность в отправлении чинопоследований, отстаивал обиходные традиции церковного пения, несовместимые с концертностью, проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним и других священников. В 1928 году он бесстрашно провёл последний в советское время в Иванове Пасхальный крестный ход. С трудом верным прихожанам удалось с помощью охраны ивановских рабочих избежать боя с дюжими хулиганами, поджидавшими их на улице.
В 1928 году, вскоре после ареста правящего архиерея (Владыки Августина), Введенская церковь была закрыта, а батюшка арестован. Его и других священнослужителей обвинили в «контрреволюционной деятельности», которую усмотрели в том, что ими собирались подписи и посылались в Москву петиции с просьбой вернуть из ссылки на епископство Владыку Августина. Отец Зосима, «как один из наиболее рьяных тихоновцев» (так говорилось в доносе), был выслан на три года в Вологодскую губернию.
Ссылку батюшка отбывал в городе Вельск (120 вёрст от железной дороги). Служить ему не разрешали. В 1929 году ссылку ужесточили, отправили в лагерь на лесоразработки в район станции Коноша-Няндома Северной железной дороги. Однако, слабое здоровье отца Зосимы не выдержало тяжёлых условий работы, и его перевели на перевозку лесоматериалов к станции Коноша.
В 1932 году батюшке разрешили переезд в Юрьев Польский, но без права церковного служения. Там он работал в совхозе, а в свободные дни руководил клиросным пением в храме во имя святых безсеребреников Косьмы и Дамиана. Сын же его Сергей прислуживал в алтаре и пел в хоре.
Летом 1934 года закончился срок ссылки, ограниченный проживанием без права выезда и служения, и отец Зосима поспешил навестить свою мать — она жила в Архангельске. Затем он приехал в Москву для устройства своего церковного служения. В том же году вернулся — из второй уже ссылки в лагерь на реку Свирь — Преосвященный Августин, которого митрополит Сергий назначил на Калужскую кафедру. В Москве произошла встреча отца Зосимы с любимым архипастырем, и Владыка предложил ему служение в Малоярославце. Отец Зосима с радостью согласился на предложение Владыки. Он служил в Малоярославце настоятелем Казанского собора и благочинным до своего последнего четвёртого ареста.
(Собор Казанской иконы Божией матери - Малоярославец)
Отец Зосима был арестован 26 января 1938 года. После допроса, состоявшегося 29 января, отец Зосима был обвинён в «контрреволюционной деятельности», которая заключалась в том, что в церкви, где он служил, проводились сборы в пользу детей недавно арестованного Владыки Августина (Владыка был из вдовых священников). После допроса батюшка был переведён в Таганскую тюрьму. В обвинительном заключении по словам свидетелей приводились такие высказывания отца Зосимы: «Коммунисты путём ареста хотят запугать народ. Мы должны умереть, но защитить веру Христову от антихристов-коммунистов... Вокруг советской власти сдвигаются тучи грозные — Япония завоевала весь Китай и готовится воевать против Советского Союза. Германия в союзе с Польшей и Италией тоже приготовилась для войны с советской властью — и когда они пойдут против советской власти, наш долг помочь им уничтожить варваров-коммунистов...» По всем этим обвинениям батюшка себя виновным не признал.
(Протоиерей Зосима Трубачев. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год)
Постановлением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области, отец Зосима 19 февраля 1938 года был приговорён к расстрелу на основании обвинения в «контрреволюционной агитации».
13 (26) февраля 1938 года отец Зосима был расстрелян и погребён в общем могильнике Бутовского полигона под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года, для общецерковного почитания.
Священномученик протоиерей Леонтий
(Гримальский Леонтий Стефанович, +26.02.1938)
Священномученик Леонтий родился 10 июля 1869 года в селе Лодыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Степана Гримальского. В 1892 году Леонтий Степанович окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда. В 1893 году он женился. 31 июля 1894 года Леонтий Степанович был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. В 1914 году был переведен в храм в селе Роги Уманского уезда Киевской губернии, где служил до 1931 года. В 1922 году отец Леонтий был возведен в сан протоиерея, в 1928 году — награжден палицей. В 1931 году он переехал в село Жигалово Московской области, где его зять, священник Николай Хорьюзов, служил в Никольском храме. Здесь отец Леонтий исполнял должность псаломщика с правом священнослужения.
4 апреля 1932 года отец Леонтий был назначен в храм святых апостолов Петра и Павла в село Лыткарино Ухтомского района Московской области. В 1935 году протоиерей Леонтий был награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 года он был переведен служить в храм в село Ильинский погост Солнечногорского района. 31 октября назначен служить в Успенский храм в село Гжель Раменского района, где был арестован незадолго перед этим переведенный сюда служить священник Николай Хорьюзов.
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Гжель)
26 января 1938 года был арестован и заключён в тюрьму в городе Коломне. 30 января следователь допросил священника.
— Где сейчас находится ваш зять, Харьюзов? — спросил он.
— Мой зять, Харьюзов, арестован органами НКВД. За что он арестован, я не знаю.
— Какая у вас была с ним связь?
— Я был с ним в дружеских отношениях, мы часто навещали друг друга и оказывали друг другу материальную помощь. После ареста Харьюзова его жена живёт у меня.
— Следствие располагает сведениями о том, что вы имеете сан протоиерея. Скажите, в каком году вы получили данный сан?
— В сан протоиерея я возведён в 1922 году, и по настоящее время я состою в данном сане. В протоиереи я возведён за долголетнюю службу.
— Какие суждения вы имели с гражданами о выборах в Верховный Совет?
— Разговоров на эту тему я не имел. Ко мне с вопросами на эту тему никто не обращался, и я лично советов своих никому не давал.
— Какие вы вели разговоры о международном положении и, в частности, об опасности войны?
— Разговоров о международном положении и вообще на политические темы я не вёл, потому что ко мне никто не обращался с такими разговорами, а я ещё и умышленно уклонялся от этих разговоров.
9 февраля 1938 года следователь вновь допросил отца Леонтия.
После допроса следователь дал отцу Леонтию подписать документ об окончании следствия.
(Священник Леонтий Гримальский. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год)
21 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Леонтий Гримальский был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Иоанн
(Косинский Иван Владимирович, +26.02.1938)
Священномученик Иоанн родился 12 апреля 1887 года в Москве в семье священника Владимира Алексеевича Коссинского и его супруги Евдокии Федоровны. Иван окончил Перервинское духовное училище и с 1909 года был учителем в церковноприходской школе; в 1914 году он был рукоположен во диакона. В 1919 году диакон Иоанн был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, где его поставили выполнять тяжелые черные работы. В 1920 году он был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Заворово Бронницкого уезда Московской губернии.
В первый раз отец Иоанн был арестован в 1927 году по обвинению в нарушении 168-й статьи уголовного кодекса, грозившей лишением свободы до двух лет за «присвоение, то есть удержание с корыстной целью, чужого имущества, вверенного для определенной цели...». В данном случае отец Иоанн судим был за то, что продал принадлежавшую ему корову, описанную властями за неуплату налогов. Священника приговорили к одному месяцу исправительно-трудового лагеря. Вторично отца Иоанна арестовали в 1930 году, обвинив в антиколхозной агитации. После двух с половиной месяцев, проведенных под стражей, он был освобожден и до своего последнего ареста служил в Троицкой церкви.
В декабре 1937 года милиционеры, бывшие когда-то учениками отца Иоанна, предупредили его об аресте и советовали на время куда-нибудь уехать. Отец Иоанн, поблагодарив за предупреждение, сказал, что ему, православному священнику и отцу семейства, не пристало бегать и прятаться, и никуда не поехал.
В начале 1938 года священники-осведомители, служившие в храмах в селе Салтыково и в селе Давыдово Бронницкого района, дали сотрудникам НКВД требуемые показания и затем, когда отец Иоанн был арестован, выступили в качестве лжесвидетелей, подписав приготовленные следствием протоколы.
Отец Иоанн был арестован 26 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Почти сразу же начались допросы.
– Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией, направленной против колхозов. Признаете себя в этом виновным?
– Антисоветской агитацией, направленной против колхозов, я не занимаюсь, этого факта не было, виновным себя не признаю.
– Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией, восхваляя врагов народа. Скажите, верно ли это и признаете ли вы себя в этом виновным?
– Я уже сказал, что антисоветской деятельностью я не занимаюсь, таких фактов, чтобы я восхвалял врагов народа, не было, виновным себя не признаю.
– Во всех данных вами ответах вы лгали, так скажите правду, признайте себя виновным в антисоветской агитации!
– Виновным себя в антисоветской агитации не признаю, таких фактов не было, – повторил священник.
11 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Косинский был расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Василий
(Горбачев Василий Григорьевич, +26.02.1938)
Священномученик Василий родился 4 апреля 1885 года в селе Нарышкино Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Василий окончил церковноприходскую школу и до двадцати лет жил с родителями. В 1905 году умерла мать, и отец хотел женить сына, так как в семье не стало хватать рабочих рук, но Василий не захотел жениться и ушел в Иверский Страстной монастырь в город Саратов, а оттуда попал в Москву в Свято-Данилов монастырь, где был в течение восьми лет певчим на клиросе.
В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) пригласил Василия Григорьевича в город Верный, и в течение года он был экономом при архиерейском доме. В 1914 году он был назначен псаломщиком Александро-Невской семинарской церкви в городе Ташкенте. В 1915 году Василий Григорьевич был мобилизован в армию и служил псаломщиком при полковой походной церкви.
В 1917 году, когда он ехал в поезде, исполняя какое-то поручение полкового священника, поезд был остановлен бандитами, которые, распознав по внешнему виду в Василии Григорьевиче церковнослужителя, хотели его расстрелять. Василий Григорьевич взмолился ко Господу, чтобы Господь помиловал его. В это время вблизи появились части регулярной армии, и бандиты, оставив псаломщика, скрылись.
В 1918 году Василий Григорьевич женился на девице Вере Трофимовой и в августе того же года был рукоположен во диакона.
В 1936 году отец Василий был переведен в Никольскую церковь в село Парфентьево Коломенского района.
Осенью 1936 года был арестован священник Никольского храма и, поскольку служить было некому, храм был закрыт; прихожане упросили диакона Василия принять сан священника, и в октябре 1937 года он был рукоположен во священника и в храме возобновилось богослужение. Власти, однако, не оставляли намерения закрыть храм, и в начале 1937 года храм все же был ими закрыт. 13 января 1938 года отец Василий был назначен в Преображенскую церковь в селе Большие Вяземы Звенигородского района.
(Церковь Спаса Преображения - Большие Вязёмы)
В начале февраля сотрудники Можайского НКВД допросили свидетелей, которые показали, что по случаю годовщины смерти священника, служившего раньше в Преображенской церкви, состоялись поминки у его вдовы, где был священник Горбачев, диакон, церковный староста и кое-кто из верующих. «На поминках вдова священника стала плакать и обижаться на жизнь и говорила: “Это не власть, а грабители, жить невозможно”. На что Горбачев, также расплакавшись, сказал: “Вы будьте осторожны и не называйте их грабителями, а то ведь знаете, какое время сейчас, моментально заберут”».
Отец Василий был арестован на праздник Сретения Господня вечером 15 февраля 1938 года. Священника после службы пригласили совершить требы в домах прихожан. Когда он вернулся домой, его уже ждали сотрудники НКВД, которые устроили обыск, но ничего не нашли, так как у священника только и было, что несколько книг богослужебных и с нотами церковных песнопений. Супруга предложила ему одеться для тюрьмы в светскую одежду, но отец Василий на это сказал: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Уходя, он надел зимнюю рясу и скуфью и сказал супруге, чтобы она нигде его не искала, и если он будет жив, то подаст о себе весточку. Отец Василий был заключен в можайскую тюрьму и здесь сразу же допрошен.
– С кем вы поддерживаете связь? – спросил его следователь.
– Я лично прибыл в Большие Вяземы только в январе и не смог познакомиться ни с кем из граждан указанного прихода, в настоящее время связь ни с кем не поддерживаю, знаю только церковного старосту, ныне арестованного органами НКВД.
– Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против советского правительства. Требую от вас правдивого показания по предъявленному обвинению.
– В предъявленном обвинении в контрреволюционной деятельности и распространении клеветы в отношении советского правительства виновным себя не признаю.
На этом допросы были закончены. 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москву. Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Семья ничего не знала о судьбе отца Василия. Дети, ожидая его возвращения, часто смотрели на дорогу. Иногда им казалось, что идущий по ней старичок их папа. Они подбегали ближе, но видели, что это не он. О его судьбе они узнали лишь в 1989 году.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.
Святитель Модомнох Оссорский (Modomnoc), епископ
Ирландский епископ, ученик св. Давида Валлийского. Происходил из ирландской королевской семьи О’Нейл (O’Neil). завершил свой жизненный путь отшельником в Тибрахни (Tibraghny), что в Килькенни (Kilkenny).
Когда Модомнох вернулся в Ирландию после обучения у св. Давида, по преданию, рои пчёл покинули Уэльс, чтобы последовать за ним. Считается, что именно тогда пчёлы появились в Ирландии.
Тропарь
глас 4
Pomp and splendour held no attraction for thee, O Father Modomnock./ By leaving the glitter of the world, thou didst freely embrace thy poverty with the Waterman,/ praying for the salvation of all faithful souls.
Кондак
глас 7
Retiring from the company of men,/ thou didst serve God in solitude, O Father Modomnock,/ and thy Father, seeing thy virtue in secret,/ rewarded thee openly./ Therefore we glorify thy name/ and praise and bless thy righteous memory.