filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

9 (22) июля 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Мученики Иоанн, бывший Моавий, царь Персидский и иже с ним три отрока

мч_Моавий_Иоанн_Персидский

В «Житии святого Феодора Едесского», жившего в IX веке, есть рассказ о том, как святитель обратил в христианство арабского мусульманского правителя, который позднее принял мученическую кончину от рук своих бывших единоверцев. Этот правитель был прославлен Православной Церковью в лике святых как мученик Иоанн-Мавия.

В текст «Жития» включена история мученика Михаила. Она представляет собой независимое сочинение, которое автор «Жития» попытался «вписать» в свое сочинение и для этого перенес события жизни мученика во времена святого Феодора Едесского.

В Средние века широкое распространение среди христиан халифата получила арабская версия «Жития святого Феодора Едесского». В арабском переводе есть ряд отличий от греческого текста. Наиболее примечательны из них те, что Василий называется епископом Манбиджа, а имя халифа, обращенного святым Феодором, не Мавия, а ал-Мамун (813–833).

В начале XII века русский паломник игумен Даниил, посетивший монастырь святого Саввы, видел там мощи многих святых, среди которых упоминает святителя Феодора Едесского и родственника его Михаила, и отмечает, что они «совершенно нетленны и благоухают».

В написанном им «Житии» Василий Эмесский рассказывает о том, что святитель Феодор, отправившийся в Багдад искать помощи против едесских еретиков, встречается там с царем (βασιλεύς) по имени Мавия (Μαυίας). Исцелив больного Мавию, святитель, к которому Мавия проникается большим расположением, получает его поддержку: прошение святителя о защите полностью удовлетворено. Затем во время доверительного разговора заходит речь о вере, правитель знакомится с Евангелием и впоследствии тайно принимает крещение вместе с тремя близкими слугами. Через святителя Феодора Мавия вступает в переписку с византийским императором Михаилом III (842–867), от которого получает в дар святыню – частицу Креста Господня. Позднее Мавия перед толпой подданных признается в том, что является христианином, и гибнет от рук мусульман, с ним также принимают мученический венец и трое слуг. Православная Церковь почитает Мавию-Иоанна и трех его слуг как святых мучеников.

Автор «Жития святого Феодора Едесского» описывает Мавию как главного правителя мусульман, сидящего в Багдаде. Но в IX веке не было ни одного халифа, который назывался похожим образом. Халифы, носившие имя, похожее на указанную греческую транскрипцию, – Муавия I (661–680) и Муавия II (684) – правили в VII веке.
Однако в XI веке заметной политической фигурой и как раз современником императору Михаилу III и святителю Феодору Едесскому был эмир ал-Мувайад, сын халифа Мутаваккиля и наследник престола. По мнению многих исследователей (Лопарев, Бонвеч, Васильев), именно он является тем лицом, о котором повествует Василий Эмесский.

У халифа Мутаваккиля (847–861) было пять сыновей, из них два старших стали халифами: ал-Мунтасир (861–862) и ал-Мутазз (866–869), а еще трое – ал-Мутамид, ал-Мувафак и ал-Мувайад – были эмирами, то есть правителями областей.

Правитель не спешит принимать новую веру. Несколько дней он изучает Евангелие, затем с помощью епископа знакомится с Символом веры и христианскими молитвами, проходит катехизацию. Наконец Мавия уверовал во Христа и анафематствовал ислам. Любопытно последнее указание – оно как бы предполагает наличие чина отречения от ислама перед крещением если и не в канонической форме, которая была составлена в Константинополе примерно в то же время и не могла быть известна на Востоке, то в форме произвольной.

Наконец Мавия тайно крестится вместе с тремя ближайшими слугами-аланами. Вероятно, отправной точкой их обращения стала личная преданность господину. Таким образом, благодаря тайной проповеди святителя Феодора Едесского, принимают крещение четыре человека. Весь эпизод отражает характерное для византийцев представление о приоритетах миссии, а именно стремление обращать прежде всего правителей и знать, полагая, что вслед за ними уже последуют и простые люди.
Заканчивается эпизод мученической кончиной Мавии, который смертью своей засвидетельствовал перед соотечественниками-мусульманами верность Христу и превосходство христианства, которое он возлюбил больше жизни.

Содержание эпизода обращения Мавии

1. Святитель Феодор прибыл в Багдад, где остановился в церкви, ожидая встречи с митрополитом. В воскресенье после литургии он был принят митрополитом. Святитель начал высказывать, какие скорби он и его паства терпят от еретиков, так что даже покушения уже были. Тогда митрополит попросил присутствующих на приеме писцов и врачей халифа сообщить об этой истории правителю. Но те сказали, что это невозможно, так как халиф тяжело и опасно болен и только главного врача пускают к нему.

2. Святитель Феодор ответил: «Кто знает, может, Бог даст ему исцеление через меня». Главный врач понял это как заявление, что Феодор имеет опыт в медицине, и пообещал ходатайствовать перед халифом. На следующее утро он сообщил Мавии о святителе, описав его как искусного врача, и правитель приказал допустить Феодора.

3. Святитель Феодор взял с собой немного пыли от Гроба Господня и с молитвою и упованием на Бога отправился во дворец. Халиф сразу же просит его облегчить нестерпимую боль и говорит, что находится уже почти при смерти. Святитель молится и после этого велит принести воды. В воде размешивает пыль от Гроба Господня, часть смеси дает выпить халифу, а другой частью помазывает его. Затем велит родным и слугам оставить халифа и не беспокоить его. Халиф засыпает, а просыпается уже здоровым.

4. Обрадованный правитель высоко хвалит врачебное мастерство Феодора и, принимая его спустя несколько дней, спрашивает о цели визита в Багдад. Святитель представляется как епископ Едессы и описывает нападения еретиков на храмы города и на него самого. Услышав, Мавия призывает одного из сановников, назначает его новым эмиром Едессы и передает письмо к жителям, в котором повелевает немедленно вернуть все имущество, украденное у Православной Церкви, а манихеям и арианам вернуться «к учению Церкви епископа Феодора» или же быть изгнанными из города.

5. После этого халиф говорит епископу, что очень полюбил его и не хотел бы с ним разлучаться. На это, перекрестившись, епископ отвечает: «Я вижу между нами открытую дверь, но ни я не могу выйти, ни ты пройти, будто она закрыта. И оттого моя душа скорбит». Мавия спрашивает, что это за дверь.

6. В ответ святитель рассказывает притчу. Два человека направились в столицу, чтобы увидеть царя. Один из них был богат и имел много прислужников. И он следовал проторенной, большой и широкой дорогой. А другой был беден и шел на узкой горной тропе.
Дороги какое-то время шли параллельно, так что спутники видели друг друга. Богатый стал советовать бедному оставить тропу и идти с ним по широкой дороге. Но тот ответил: «Близится вечер; когда мы прибудем, главные ворота города уже закроют, и мы останемся ночью вне ворот. Разбойники нападут на нас и отнимут все, и дикие звери растерзают нас. Послушай-ка лучше меня, пойдем вместе по этой неудобной, но короткой горной тропке. Пусть мы немного устанем, но зато достигнем маленькой дверцы, где привратники всегда бодрствуют и открывают путникам, в какой бы час ночи они ни пришли».
Но богатый не послушал совета и предпочел широкую и легкую дорогу. И вот он достиг города вечером и нашел ворота закрытыми, так что и сам он, и те, кто были с ним, остались на ночь вне города. И звери напали на них и растерзали их. Бедняк же, утомленный после трудного перехода, достиг маленькой дверцы. Привратники открыли ему, и он радостно вошел, получив возможность отдохнуть и избегнув смерти.

7. Выслушав притчу, халиф замечает: «Глуп был богач, идя по пути, которого не знал, и отвергнув совет бедняка, который предлагал ему спасение». Он просит объяснить ему смыл этой истории. Тогда святитель Феодор достает из-за пазухи Святое Евангелие и говорит: «Вот – источник бессмертия, вот – дверь, вот – путь! Пей – и ты никогда не умрешь, войди в эту дверь, за которой уже нет погибели, иди этим путем: только он ведет к вечной жизни, а не другие пути».

8. Затем святитель кратко излагает суть христианской веры во Христа-Спасителя, Сына Божия, воплотившегося от Девы Марии, учившего о Себе как о Пути, Источнике и Двери (см.: Ин. 4: 14; 10: 9; 14: 6) и заповедовавшего последователям крестить все народы (см.: Мф. 28: 19), сказав, что верующие и крестившиеся спасутся, а неверующие осуждены будут.

9. «И если ты не уверуешь и останешься в своей вере, ты будешь проклят и ввержен в адский огонь, в бесконечную тьму и непрестанную боль. Смотри! перед тобою жизнь и смерть. Предпочти жизнь смерти и откажись от веры заблудшего Мухаммеда, предтечи антихриста. Приими Господа нашего Иисуса Христа и блажен будешь, как тот муж, который продал все, что имел, дабы приобрести драгоценную жемчужину».

10.
Василий делает отступление и замечает, что святитель Феодор был успешен, поскольку хорошо знал греческий, сирийский, арабский и персидский языки и потому что Бог даровал ему благодать спасать души сидящих во тьме невежества. Халиф же был подобен благой земле, принявшей небесное семя. Он взял святителя за руку, отвел его во внутренние покои, закрыл дверь и после этого попросил читать Евангелие, объясняя непонятное.

11. Мавия еще несколько дней изучал таким образом Евангелие, называя епископа «врачом своей души». Затем он попросил объяснить все, что необходимо знать христианину. Тогда святитель Феодор написал для него на арабском языке Символ веры, основные молитвы и некоторые псалмы Давида. Он в течение многих дней обучал его христианству. После этого Мавия уверовал во Христа, проклял ереси, и в особенности «отеческое для арабов и персов заблуждение безбожного Мухаммеда, и самого его, и его уродливую и баснословную болтовню, составленную из арианской и манихейской ересей».

12. Несколько дней спустя халиф в сопровождении святителя Феодора и Василия выехал из города к реке Тигр. Мавия приказал, чтобы никто не следовал за ними, кроме трех преданных слуг-аланов, которые тоже были обращены к истинной вере. Когда они достигли пустынного места на берегу, халиф сказал епископу: «Отец, вот, здесь вода, и нет никого. Что мешает крещению?» Он и трое слуг разделись, и святитель крестил их и нарек Мавии имя Иоанн. И Дух Святой снизошел на них, и лица их преобразились. Крестным отцом стал Василий. Когда они вернулись во дворец, святитель Феодор в тайной комнате отслужил для них литургию и причастил их честных Тела и Крови Христовых. И новокрещенные пребывали в большой духовной радости.

13. Мавия-Иоанн попросил Феодора достать для него частицу Животворящего Креста Господня. С этой целью святитель взял письмо от Мавии и отнес его в Константинополь, где правил тогда Михаил III со своей матерью Феодорой. Епископа сердечно приняли в столице, император передал золотую шкатулку с частицей Святого Креста и икону Спасителя, написал письмо Мавии и отправил Феодора с большой честью. Святитель через Едессу вернулся в Багдад и обрадовал Мавию.

14. Положение христиан в Багдаде постоянно улучшалась и вызывало зависть у евреев. Одному влиятельному еврею разрешили устроить диспут со святителем Феодором, который происходил в присутствии Мавии и других знатных людей. Диспут закончился победой христианства, споривший иудей раскаялся и принял крещение.

15. Затем Мавия вместе со святителем Феодором, Василием и тремя обратившимися слугами посетил подвижника, с которым имел душеполезную беседу. Весной святитель Феодор оставил правителя и вернулся в Едессу. После отъезда святителя Мавия-Иоанн был посещен предчувствием скорой смерти. Он приказал начальникам собрать народ на площади и во всеуслышание объявил, что он христианин. Разъяренная толпа убила его; таким образом, правитель принял мученический венец. Его тело было погребено по-христиански.

16. Через видение святитель Феодор узнал о смерти Мавии; через некоторое время прибыл диакон из Багдада и рассказал о подробностях. Спустя три года после своей смерти Мавия явился во сне святителю и сказал, что пребывает со Христом, и позвал самого святителя. Спустя три недели святитель Феодор скончался.
(источник: http://www.pravoslavie.ru/put/080722121806.htm).

Святаго мученика Иоанна, иже прежде Крещения бысть Моавий, царь Персидский,
и иже с ним триех отроков мученикТропарь

глас 6
Иже ко Христу верою / болезнь телесную исцели, с неюже и душевную, / наставляемь от честнаго твоего учителя Феодора, / славный царю Моавие Иоанне, / и, страдание по Христе купно с верными твоими треми отроки скончав, / явися в царех мученик, в мученицех же царь, / по Христе течение скончав, от своих раб волею пострада, / и, сугубу честь от Бога приим, / Егоже моли купно с треми верными твоими отроки / спастися душам нашим.

Кондак
глас 6
Прежде бывших вавилонских царей неверие поправ / и одолев Навуходоносорову суровству, / честный царю Моавие Иоанне, / он бо древле три отроки от Бога не одоле, но посрамися, / ты же, с собою три отроки имея, врага одоле / и сих к Богу привел еси. / Сего ради ти зовем: / радуйся, пременивый тленное царство на нетленное.

Святитель Феодор Едесский, епископ

святитель_Феодор_Едесский

Святитель Феодор, епископ Едесский, родился в сирийском городе Едессе. Вся жизнь святого угодника была ярким свидетельством великих дел Божиих, прославляющего Своих святых.

В двадцать лет, лишившись родителей и раздав свое имение нищим, он отправился в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного принял постриг. Через 12 лет усердного иноческого послушания и 24 года полного затвора и великого воздержания Господь призвал мужественного подвижника к епископству, чтобы он светил миру. После смерти епископа Едессы не нашлось преемника более достойного, чем Феодор, и по общему согласию Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, а также духовенства и мирян этот дивный муж был избран во епископа. Нелегко было святому Феодору покидать свое безмолвие, но он покорился воле Божией и вступил в управление Едесской Церковью. Это произошло во время царствования греческого императора Михаила и матери его Феодоры (842-855).

Во время совершения над преподобным Феодором епископской хиротонии произошло великое чудо. Народ увидел белоснежного голубя, парившего под куполом храма, который затем опустился на главу поставляемого. Вступив в управление паствой, святитель Феодор отдал своему служению все свои духовные дарования. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви, примером своей святой подвижнической жизни наставлял врученную ему Богом паству на путь спасения. Много сил положил Феодор в борьбе с еретиками, твердой рукой ограждая Церковь от соблазнов и разномыслия. Утешением и поддержкой святителю Феодору служило духовное общение с прозорливым старцем и столпником преподобным Феодосием, который подвизался недалеко от города близ монастыря святого великомученика Георгия.

С благословения старца святитель Феодор предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с жалобой на несправедливые притеснения православных. Придя к Мавию, святитель нашел его тяжело больным. Призвав в помощь Господа, святой епископ бросил в сосуд с водой немного земли от Гроба Господня и дал халифу испить, и больной исцелился. Благодарный Мавий, расположившись к святому, с удовольствием слушал его поучения и, наконец, вместе с тремя приближенными принял святое Крещение с именем Иоанн.

Вскоре за открытое исповедание перед мусульманами своей веры во Христа, халиф Иоанн был убит вместе со своими приближенными. Явившись во сне одновременно святителю Феодору и столпнику Феодосию, он поведал о том, что сподобился пострадать за Христа, причислен к лику мучеников и вскоре встретится с ними в Царстве Небесном. Это было указанием угоднику Божию, что кончина его приближается. Через три года, уединившись снова в Лавре святого Саввы Освященного, он мирно отошел ко Господу (IX). Святитель Феодор Едесский оставил христианам свои назидательные творения. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в ХVI-ХVII вв. и сохранилось во многих рукописях.

На русском языке издано:
1. Сто весьма душеполезных глав. – «Христианское чтение», 1825, ХVII, с. 123 слл.
2. Умозрительное слово. – Там же, с. 178 слл. Также «Добротолюбие», III, с. З18-358. Здесь же: Главы деятельные.

Подробное житие святителя Феодора Едесского можно прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-feodor-edesskij

Тропарь святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Апостолом подражатель/ и божественных учений столп бысть,/ тем ко Христу притече,/ молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/ и исповедания ради кровь свою излиял есть,/ исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/ Егоже моли спасти души наша.

Тропарь иной святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Неволею паству святительскую приим,/ но волею подвигнувся о Божий Церкви,/ и перстию Христова гроба невернаго Моавия царя уверив,/ и с телесною слепотою вкупе и душевную ему исцелив, благоверна показа,/ с нимже и еретики от Божия Церкве, яко волки, отгнав,/ честный святителю Феодоре,/ моли спастися душам нашим.

Кондак святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Яко солнце, осиявая светлым житием, Феодоре, яве,/ вавилонскому царю явися чудесы/ и сего угодника Христу, святителю, показа,/ с нимже ныне Троице предстоя,/ нас поминай, светло торжествующих память твою, мудре.

Кондак иной святителю Феодору, епископу Едесскому
глас 4
Благохотения ради/ просвещеннаго тобою по благодати чада, честнаго Моавия,/ животворящаго древа получения,/ подвигнуся во царствующий град,/ и тамо Христовою перстию доблей царице Феодоре ока зрение очисти,/ и оттуду с яселаемым сокровищем паки в Вавилоне честнаго Моавия по Христе на мучение утверди,/ сего ради ти вопием:/ радуйся, честный Феодоре,/ учениче Христов, пастуше добрый.

Преподобный Феодосий Едесский, столпник

Преподобный Феодосий Едесский прославился святостью своей жизни и подвигом столпничества во славу Иисуса Христа.

Тропарь Феодосию Едесскому, Столпнику
глас 3
Прежде запенся богатственною сетию, яко человек,/ но последи нищетою нестяжания посрамил еси врага/ и молитвами твоими, честный Феодосие, / прият от Бога прозрения дар./ Тем и честному епископу Феодору прорече о Святей Церкви,/ еже на враги одоление,/ и ныне молися Христови за чтущих тя.

Священномученик Пётр Черевковский

сщмч_Петр_Черевковский

Память 9 июля (Архангельск.), в Соборе Вологодских святых.

В 1613 г. Русский Север переживал трудные времена: на Онеге, Северной Двине, Вычегде орудовали шайки грабителей-ляхов, «литовских воровских людей». Одна из таких банд под началом атамана Яцкого двигалась от Холмогор вверх по Северной Двине в направлении на Великий Устюг. На пути Яцкого лежало Черевково. Когда банда ворвалась в село, иерей Петр служил в местной Никольской церкви литургию. Святотатцы схватили священника, пытавшегося их образумить и остановить, привязали к конскому хвосту и влекли его по улицам села до тех пор, пока иерей не расстался с жизнью.

Прошло более сорока лет, имя Петра и место его захоронения были практически забыты. В 1656 г. на кладбище Черевковской церкви из земли показался гроб, а многим прихожанам стал являться человек в священническом облачении, приказывающий им сказать местным священникам, чтобы те совершали панихиды над появившимся из земли гробом. Стали происходить и чудесные исцеления некоторых крестьян, приходивших к гробу и совершавших над ним молитвы. Церковный причт поначалу скептически отнесся к сообщениям прихожан, пока 23 июня 1657 г. от удара молнии не загорелась местная церковь. Одна из горевших стен церкви обрушилась на гроб, покрыв его пылающими головнями. Каково же было изумление свидетелей пожара, когда они увидели, что неведомый гроб уцелел в беспощадном огне. Еще более смутило умы причта и прихожан сообщение церковного сторожа, который поведал, что ночью 24 июня его привлекло сияние, исходившее от гроба. Когда сторож приближался к гробу, сияние исчезало. Стоило ему отойти – сияние возобновлялось вновь.

Цепь чудесных явлений и событий заставила даже самых ярых скептиков поверить, что гроб принадлежит мученику Петру, который не только смертью, но и всей своей жизнью являл пример праведника. Вскоре над гробом была воздвигнута часовня, а все случаи чудесных исцелений стали тщательно записываться. В книге священника Иоанна Верюжского «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» говорится, что с момента пожара в 1657 г. и вплоть до 1718 г. было зафиксировано 48 чудесных исцелений от гроба Петра Черевковского, десять из них приведены в книге.

Еще до 20-х годов XVII века мученик Пётр почитался как святой, ему были написаны тропарь и кондак. Вместе с панихидами пелись и молебны. Но начавшаяся в 1721 году по инициативе Петра I церковная реформа, отбросившая на долгие десятилетия прославление многих угодников Божиих, не позволила довести дело до конца и с прославлением о. Петра, в рамках кампании по борьбе с суевериями гроб с мощами мученика был вновь предан земле. Каждое воскресенье над его гробницей служились панихиды, а поток людей, стремившихся поклониться иерею Петру все более увеличивался. Ежегодно в день его страдальческой кончины между утреней и литургией читалось сказание о его чудесах, пока в 1854 г. рукопись не была изъята епархиальным начальством.

В начале XIX столетия имя иерея Петра было включено в полный список Вологодских святых, которым в архиерейском доме Вологодского владыки Иннокентия (Борисова) был посвящён отдельный храм и составлена специальная служба с молитвой. Но так как имя св. Петра было внесено в синодик безо всякой связи с Черевково, память об этом событии через какое-то время изгладилась. Более того, в 1854 году епархиальное начальство ополчилось на память о мученике. Из Черевково была затребована заверенная копия рукописи о посмертных чудесах иерея Петра. В ней не всё оказалось ладно, некоторые чудеса были обезличены, иные слишком похожи одно на другое, что позволило недоброжелателям усомниться в народном праве на почитание мученика.

В 1859 г. вышло новое недоразумение. Над гробом батюшки стоял памятник, повторяющий формы домовины. Несколько почитателей отца Петра ошибочно решили, что гроб вновь поднялся из земли, и стали распространять эту молву. Люди валом повалили в церковь. По донесению благочинного и станового пристава началось дело по духовному ведомству. Специальной епархиальной комиссией гробница иерея Петра была тщательно обследована и вскрыта. Подробное описание вскрытия вместе с новыми сведениями об иерее Петре было отправлено епископу Вологодскому и Устюжскому Христофору, который все свои решения по Черевковскому делу согласовывал со Священным Синодом. До высочайшего указания отправление панихид над гробом было приостановлено, над часовней установили присмотр приходского духовенства, которое должно было препятствовать распространению слухов о «новоявленном гробе».

Только после настойчивых просьб прихожан в 1860 г. было получено разрешение на совершение по просьбам желающих панихид об упокоении души иерея Петра.
В советское время часовня была закрыта, в ней размещались различные учреждения, в том числе и школьный краеведческий музей.

В 1989 - 1990 годах часовню частично отреставрировали и передали местной православной общине. В июне 1991 года черевковская часовня была освящена о. Иннокентием (Просвириным), прибывшим из Троице-Сергиевой лавры в Архангельскую епархию. С этого времени там стали вновь совершаться регулярные богослужения, а начиная с 2000 года возобновилось празднование дня памяти святого праведного иерея Петра Черевковского, которое собирает верующих со всей округи.

22 июля 2007 года священномученик Петр был прославлен в Архангельской и Холмогорской епархии как местночтимый святой.

В 2007 г. к часовне был пристроен алтарь и она обращена в церковь. В настоящее время это единственное место в селе для богослужений.

Тропарь
глас 4
Возсиял еси богодарованным ти чудес действом, / Петре достоблаженне, / ибо благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов свирепонеистовство, / сего ради истомления многа претерпел еси / за благочестия исповедание даже до крове / и венцем мученика увенчался еси от Бога, // яко истинный поборник Церкве Христовы.

Кондак
глас 8
Апостола верховнаго тезоименитый, / и чудес действом знаменит явился еси, Петре преблаженне, / священства бо одежду кровию мучения испещрив, / на Небеса преселился еси, исцелений струи источая / притекающым с верою к раце мощей твоих. / Тем вси вопием ти: / Радуйся, страстотерпцев купносельниче // и молитвенниче о чтущих память твою.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments