filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

09 (22) февраля 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Мученик Никифор Антиохийский (Сирийский)

Мученик Никифор Антиохийский (Сирийский)


Жил в городе Антиохии Сирийской. В этом же городе жил также пресвитер Саприкий, с которым Никифор был очень дружен, так что их считали за родных братьев. По наущению вражию они поссорились, и прежнюю любовь сменила вражда и ненависть. Через некоторое время Никифор пришел в себя, раскаялся в своем грехе и не раз просил через своих друзей прощения у Саприкия, но тот не хотел простить его. Тогда Никифор сам пришел к своему бывшему другу и горячо просил прощения, но Саприкий был неумолим. В это время императорами Валерианом (253 - 259) и Галлиеном (260 - 268) было воздвигнуто гонение на христиан, и одним из первых предстал пред судом пресвитер Саприкий. Он твердо исповедал себя христианином, претерпел истязания за свою веру и был приговорен к смерти через усечение мечом. Когда его вели на казнь, Никифор со слезами умолял о прощении, называя его святым мучеником, который скоро предстанет перед Господом и воспримет венец от Него.

Но пресвитер Саприкий ожесточился сердцем и даже перед смертью не захотел простить своего брата-христианина. За это Господь удалил от Саприкия Свою благодать, укреплявшую его во время перенесения мучений, и он, уже почти достигнув блаженного конца своего подвига, вдруг устрашился смерти и согласился принести жертву идолам. Напрасно святой Никифор уговаривал со слезами Саприкия, чтобы он не губил себя отречением, стоя уже на пороге Царства Небесного. Тогда святой Никифор сказал палачам: "Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, от Которого отвергся Саприкий. Казните меня вместо Саприкия". Тут же палачи донесли об этом правителю. Последовал приказ: Саприкия отпустить, а вместо него усечь мечом Никифора. Так воспринял мученический венец святой Никифор.

Тропарь мученику Никифору, из Антиохии Сирской
глас 4
Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак мученику Никифору, из Антиохии Сирской
глас 1
Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.


Священномученик Филагрий Кипрский, епископ

Священномученик Филагрий Кипрский, епископ

Ученик апостола Петра, им был поставлен епископом Курийским, на Кипре. Принял мученическую кончину.


Мученица Аполлония Александрийская

Мученица Аполлония Александрийская

Память 30 октября (Греч.), 9 февраля (Зап., Амер.)


Святая Аполлония была престарелой девой и диакониссой в Александрии. С восшествием на царский престол в 249 году, Декий начал жесточайшее до тех пор гонение на христиан, став первым императором призвавшим к полному уничтожению Христианства. Но в Александрии гонение началось за год до опубликования эдикта о преследовании христиан, по подстрекательству некого пророка.

С помощью государственной власти, язычники избивали христиан. Аполлония тоже была схвачена. Свидетельство о святой Аполлонии сохранилось у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он приводит письмо святого Дионисия I Великого, патриарха Александрийского (248-265), обращенное к патриарху Фавию Антиохийскому в котором так описывается ее мученичество:

Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь ее живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела.

Поздняя легенда называет Аполлонию римской мученицей, пострадавшей при императоре Юлиане Отступнике в IV веке.



Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские

Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские


Преподобный Геннадий был по некоторым сведениям сыном богатых родителей. Неизвестно, где точно родился преподобный и кто были его благочестивые родители. Материальные богатства не прельщали юношу. Придя в совершеннолетие, он отказался от мира, раздал все свое имение нищим и ушел подвизаться на реку Свирь к преподобному Александру, который в то время жил один. Принятый преп. Александром, Геннадий всю свою волю отдал святому учителю и под его руководством быстро достиг высокого духовного совершенства. После подготовительного искуса в трудах, посте и молитве, приняв постриг с именем Геннадия, он с благословения святого Александра ушел на Важозеро, отстоящее в 90-та верстах севернее Свирского монастыря. Пищею служило для него былие, овощи и редко рыба, а ложем земля. Здесь, на избранном месте, он устроил себе на берегу озера келию-пещеру и прожил почти до конца своей жизни одиноким отшельником. Так изнуряя свое тело и смиряя душу, боролся он в пустыни с духами злобы и в борьбе этой остался победителем.

Молва о благочестивой жизни подвижника распространилась по окрестностям, и к нему стали приходить ученики с просьбою принять их под свое руководство. Но преподобный Геннадий, возлюбя уединение и безмолвие, по своему смирению отказывался руководить другими и никого не принимал к себе. Только уже под конец своей жизни он позволил поселиться возле себя двум-трем своим ученикам для безмолвной жизни в христианских подвигах поста и молитвы.
Как при жизни преподобного Господь удостаивал его даром чудотворений, так и по смерти его рака его мощей сделалась обильным источником чудотворений и исцелений.
Скончался преподобный Геннадий 8/21 января 1516 году.

Предвидя свою скорую кончину преподобный Геннадий призвал своих учеников, благословил их и предсказал о возникновении обители: "По моем отшествии ко Господу, на этом месте будет построен храм и устроена киновия (общежительный тип монастыря) на спасение многих". Предсказание сбылось в точности спустя несколько лет после преставления святого, когда на Важеозере поселился преподобный Никифор и устроил общежительный монастырь.
Точное время канонизации преподобного Геннадия неизвестно. Вероятно, что она была совершена в Синодальный период нашей Церкви. Святые мощи его почивали в пещерке под спудом недалеко от обители.

Вполне вероятно, что в земной жизни прп. Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Родом он был из села Важины Олонецкого уезда, из крестьянской семьи. В ранней молодости он пришел к прп. Александру Свирскому и немало лет провел в иноческих трудах. Кроме молитвы, поста и труда, помогавших умерщвлению плоти, он возложил на себя железные вериги, которые носил прямо на теле. Когда Никифор испросил благословения у своего духовного наставника на посещение Киева, тот не сразу отпустил его в столь дальнее странствие. Для опыта и укрепления св. Александр сначала посоветовал ему сходить на богомолье к прп. Кириллу Новоезерскому.

В те далекие времена на Руси не было почт и наши святые предпочитали переписке молитвенное общение. “Когда придешь к Ново-озеру, не ищи лодки... — напутствовал Александр Свирский своего ученика. — Отойди в сторону и молись, пока за тобой не приедут”. Прп. Никифор так и сделал. Достигнув озера, он не стал останавливаться в деревне, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть. Скоро его разбудили. Никифор увидел незнакомого монаха, выходящего из лодки. “Благослови меня, святой отец! — попросил прп. Никифор. — Прости, что уснул...” “Меня благослови! — ответил прп. Кирилл. — Ведь ты послан духовным братом Александром — служителем Пресвятой Троицы”. Как утверждает предание, когда святые обнялись, дивный свет воссиял над ними.

Никифор провел в Новоезерском монастыре восемь дней. Прощаясь с ним, прп. Кирилл сказал: “Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению в нынешнем веке сего не сподобимся и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, честный отче, не будут забыты перед Богом”.

После этого св. Александр Свирский благословил своего ученика и на паломничество в Киево-Печерский монастырь. Возвратившись из Киева, прп. Никифор вернулся в родное село Важины и оттуда ушел на Важезеро, где уже упокоился в жизнь вечную прп. Геннадий. Известно, что в 1530 году на берегу озера поднялась деревянная церковь во имя Преображения Господня, были сооружены десять келий для братии и дана царская грамота на владение землей.
Скончался прп. Никифор 9 февраля 1557 года. Прпп. Геннадий и Никифор, погребенные рядом, вместе являются с верою призывающим их в молитвенном обращении.

Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь
(Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь)


Тропарь преподобным Геннадию и Никифору схимонахам Важеозерским (Олонецким)
глас 4
Яко светильницы пресветлии, Преподобнии отцы наша Геннадие и Накифоре, на брег Важеезера вселестеся и равноангельное житие в пустыне совершили есте. Отнюдоже и по смерти исцеления источаете, Дивнии чудотворцы Карельстии. Темже и мы, притекающие во Обитель вашу, Со умилением и любовию глаголем: молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобным Геннадию и Никифору схимонахам Важеозерским (Олонецким)
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная Оставивше и все умное свое желание К Богу вперивше, Того Крест Нарамо взлемше дарование чудес От Христа прияли есте. И ныне Предстояще Святей Троице, поминайте нас, чад ваших, яже собрали есте мудрии. Сего ради вопием вам: радуйтеся Преподобнии Отцы наша Геннадие и Никифоре.


Священномученик протоиерей Василий
(Измайлов Василий Васильевич, +22.02.1930) - 80 лет со дня кончины

сщмч_протоиерей_Василий_измайлов

Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1905 году Василий окончил Минскую Духовную семинарию, в 1910-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии. 7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) просил Учебный комитет перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную семинарию, находя, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную семинарию. Неизвестно, когда он был рукоположен во священника, но, когда начались гонения от безбожных властей, он уже служил священником в Покровской церкви в селе Слобода-Озерицкая Минского района. Возведен в сан протоиерея.

В 1927 году протоиерей Василий был назначен настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова, но прослужил здесь всего несколько месяцев и 2 июня 1927 года был арестован. Священника обвинили в том, что он говорил «во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа... что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь... Говорил, что религию преследуют... В разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... в частной беседе со старушкой-нищей говорил, что дождь идет все время, – это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Деятельность Измайлова имела возбуждающее влияние на массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти; принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом».

На допросе отец Василий виновным себя не признал и сказал, что «все эти обвинения ни на чем не основаны». 26 августа 1927 года он был приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Протоиерей Василий Измайлов скончался 22 февраля 1930 года в Соловецком концлагере и был погребен в безвестной могиле.

28 октября 1999 года прот. Василий был канонизирован Св. Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Священномученик иерей Иоанн
(Фрязинов Иван Васильевич, +22.02.1938)

сщмч_иерей_Иоанн_фрязинов


Священномученик Иоанн родился 23 апреля 1882 года в селе Сильвачево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Василия Фрязинова. Окончил 1-й класс Вифанской Духовной семинарии и поступил учителем в школу. В 1913 году Иван Васильевич был рукоположен во диакона к Успенской церкви села Шубино Бронницкого уезда. В 1919 году он был переведен в Георгиевскую церковь села Сильвачево. В 1924 году он был рукоположен во священника к этому храму. Прихожане любили его за добросовестное служение, за то что он сразу отзывался на всякую просьбу, а если кто приходил из неимущих крестить, никогда не требовал платы.
В конце 1930-х годов храм в селе закрыли, богослужения в нем прекратились, но отец Иоанн по-прежнему окормлял своих прихожан, и когда была нужда, крестил, исповедовал, причащал, соборовал и отпевал. Когда во второй половине 1937 года прокатилась массовая волна арестов, его брат, священник, стал просить отца Иоанна перестать совершать требы и вообще держаться священником, а уехать, хотя бы ради детей, но отец Иоанн отказался. В 1937 году он был награжден наперсным крестом.

21 января 1938 года следователь НКВД допросил священника Василия Дмитриевича Крестова, служившего в Бронницком районе, в соседнем селе Салтыково. На вопрос следователя, что ему известно об антисоветской агитации священника Фрязинова, он ответил: «Мне известно, что Фрязинов среди населения Сильвачево систематически ведет контрреволюционную агитацию против проводимых мероприятий советской власти. В начале января 1938 года Фрязинов заявлял: “При царском правительстве весь народ жил во много раз лучше, чем сейчас при советской власти, каждый имел возможность купить себе все, что ему нужно. Теперь же, хотя есть и деньги, но ничего нет, за исключением кондитерских. Жизнь стала тяжелая, народ все же одумается, и придет время, пойдем душить всех правителей-коммунистов”».

25 января на основании этих показаний была составлена справка на арест отца Иоанна. Священник Иоанн Фрязинов был арестован в ночь на 26 января и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 31 января состоялся допрос.

— Следствие располагает материалом, что вы в июне 1937 года распространяли среди граждан селения Сильвачево клеветнические слухи о войне и поражении в этой войне СССР и восхваляли фашизм, дайте по этому поводу показания, — потребовал следователь.
— Такого случая и факта не было, каких-либо слухов о войне я не распространял и фашизм не восхвалял, — ответил священник.
— В том же месяце вы высказывались против займа. Дайте по этому вопросу объяснения.
— Высказываний с моей стороны против займа не было, если я и говорил, то только против того, что предлагали одну сумму подписки, а я просил меньше.
— Вы лжете, следствию известно, что вы в январе 1938 года высказывались среди граждан села Сильвачево о применении репрессий против коммунистов и восхваляли старый строй. Признаете себя виновным?
— Каких-либо настроений против коммунистов и о применении репрессий к ним не высказывал, этого не было, а также и не восхвалял старый строй. Виновным себя не признаю.


8 февраля следствие было закончено. 11 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Фрязинов был расстрелян 22 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
После расстрела священника храм в селе был разорен и стал разрушаться, затем его превратили в коровник, который вскоре сгорел.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.

Tags: Белоруссия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments