filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

8 (21) июля 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Праведный Прокопий Устюжский

прав_Прокопий_Устюжский

Святой Прокопий был немцем католического вероисповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой Православного богослужения, он принял Православие, раздал богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаама Хутынского под Новгородом. Через какое-то время, избегая известности, он удалился в город Устюг. Здесь он избрал трудный подвиг юродства Христа ради, т. е. притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. Много скорбей пришлось вынести ему при выполнении своего трудного подвига. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Принимая милостыню от сострадательных, он никогда ничего не брал от богачей, нажившихся неправдой, хотя был голоден и по несколько дней оставался без всякой пищи. Однажды во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, блаженный искал приюта. В домах его не принимали. Даже собаки, около которых он хотел погреться, убегали от него. Прокопий замерзал. Внезапно повеяло неземной теплотой, и ангел коснулся его лица. От этого блаженный согрелся и окреп. Об этом чуде блаженный поведал клирику соборного храма Симеону и просил не разглашать о том до его кончины.

За свои подвиги блаженный удостоился дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал ее родителям: “Вот мать великого святого”. Она стала матерью святителя Стефана Пермского. В 1290 г. блаженный в течение недели ходил по городу, призывая жителей каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры (Быт. 19). Ему никто не верил. Вдруг на небе появилось зловещее облако. Оно все росло, так что день превратился в ночь. Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не слышно было человеческих голосов. Настало предчувствие гибели. Жители бросились в соборный храм, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Богородицы. На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. Благоухание наполнило храм. Мира от чудотворной иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды. Помазавшиеся им получали исцеления от разных болезней. После этого посвежел удушливый воздух и выглянуло солнце. В 20 верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучи разразились градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся, впрочем, вреда ни людям, ни скоту. В память избавления города от гибели было установлено празднование Устюжской иконы Божией Матери.

В беседе с благочестивыми людьми каждое его слово и действие было наставлением и предостережением.
Свой день смерти святой предвидел заранее, он умер 8 июля 1303 г. вблизи Введенского монастыря, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.

С большими почестями он был похоронен в соборной церкви. Прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году.
Ныне его мощи хранятся в Великоустюжском Прокопьевском соборе.

Великоустюжский_Прокопьевский_собор
(Великоустюжский Прокопьевский собор)

Над его могилой совершались многие чудеса. Записаны и явления угодника Божия.

Тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив/ целомудрием и многим терпением,/ во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего:/ источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Прокопие всеблаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества/ приял еси, блаженне,/ молитвами, бдением и лощением/ тело свое изнурив,/ душу же возвысив на Небесная,/ Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися/ и неувядаемым венцем увязеся./ Емуже с лики святых предстоя,/ за люди своя моление предлагая,/ тепле пролия слез источник,/ избавил еси град Великий Устюг и люди своя/ от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти./ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти:/ о Прокопие чудоносне,/ ходатай нам буди ко Господу/ во дни нашедших печалей, рабом твоим,/ и молися, да спасет души наша.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
От земли Воззвавый тя к вечным обителем/ соблюдает и по смерти неврежденно тело твое, святе,/ ты бо, в целомудрии и чистоте житие пожив, блаженне,/ не осквернил еси плоти нетлением смертным./ Темже тя любовию чтим, Прокопие.

Кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
Христа ради юродством/ воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/ царскаго достигл еси престола/ и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/ многими бо чудесы твоими и знамением страшным/ удивил еси град твой Великий Устюг:/ людем твоим милость испросив,/ миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/ и недужным подал еси цельбы./ Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/ моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.

Ин кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
глас 4
Верою память твою, блаженне, совершающих/ и любовию празднующих святое торжество твое/ соблюдай от всякия злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко всех Владыце,/ Егоже моли избавится от бед рабом твоим, Богомудре Прокопие.

Молитва блаженному Прокопию Устюжскому

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко Всемилостивому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да пробавит милость Свою к нам, недостойным, и дарует нам вся, яже к животу и благочестию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благое поспешение. Град твой Устюг и вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла. Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, коемуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим — исцеление, скорбящим — утешение, бедствующим —поможение, унывающим — ободрение, нищим — снабдение, сирым — призрение, всем же нам дух покаяния и страха Божия испроси, да благочестно скончавше временное сие житие, сподобимся благую христианскую кончину и Царствие Небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей, да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Великомученик Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский (Палестинский)

вмч_Прокопий_Кесарийский

Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал в царствование императора Диоклитиана (284-305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклитиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: «Неаний, и ты идешь на Меня?» Неаний спросил: «Кто Ты, Господи?» – «Я – распятый Иисус, Сын Божий». В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников.

Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что «враги человеку – домашние его» (Мф. 10, З6). Мать, язычница, сама пришла к императору с жалобой на сына, непочитающего отечественных богов. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему торжественно было вручено послание Диоклитиана. Прочитав полное богохульств послание, Неаний молча на глазах у всех изорвал его. Это было уже преступление, которое римляне обозначили как «оскорбление величества». Неаний был взят под стражу и в узах отправлен в Кесарию Палестинскую, где томился когда-то апостол Павел. После страшных мучений Святого бросили в сырую темницу. Ночью в тюремной комнате воссиял свет, и Сам Господь Иисус Христос, придя со светлыми Ангелами, совершил Крещение страдальца-исповедника, дав ему имя Прокопий.
Многократно святого Прокопия водили в судилище, принуждали отречься от Христа и вновь подвергали пыткам. Стойкость мученика и его пламенная вера низводили обильную благодать Божию на людей, видевших казнь.

Вдохновленные подвигом Прокопия пошли под меч палача многие из прежних стражей святого узника и римские солдаты вместе со своими трибунами Никостратом и Антиохом. Мученическими венцами запечатлели свою веру двенадцать женщин-христианок, сами пришедшие к воротам Кесарийской претории. Пораженная великой верой христиан и их мужеством, видя непреклонность сына, переносившего тяжкие страдания, Феодосия раскаялась, встала в ряды исповедниц и была казнена. Наконец, уже новый прокуратор, Флавиан, убедившись в бесполезности пыток приговорил святого великомученика Прокопия к усекновению мечом. Ночью христиане взяли многострадальное тело и, обвив гробными пеленами, со слезами и молитвами предали земле († 303).

Тропарь великомученика Прокопия
глас 4
Мученик Твой, Господи, Прокопий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имели бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак великомученика Прокопия
глас 2
Ревностию ко Христу Божественною распалаемь/ и Креста крепостию ограждаемь,/ врагов шатание и дерзость низложил еси, Прокопие,/ и честную Церковь возвысил еси,/ верою преуспевая и просвещая нас.

Праведный Прокопий Устьянский

прав_Прокопий_Устьянский

Господь не благоволил открыть нам что-либо о жизни и подвигах этого святого угодника. «О месте рождения праведного Прокопия, образе жизни и времени кончины мы решительно ничего не знаем» (12, 546). В старинном житии святого Прокопия есть прекрасные и одновременно поучительные слова: «Сего блаженного и приснопамятного Прокопия отечество дольно и племя земнородно. Град же или весь, в ней же святый родися, нам манием Божиим весьма утаися, да познаем, яко святые Божии не земного, но небесного Отечества ищут, не человеческим, но ангельским сродством хвалятся, и не дольнего, но горнего Иерусалима гражданами бытии желают» (12, 547). Он мог быть «сиротой, бобылем, не имевшим пашни, не способным к трудам земледелия и пропитывавшимся плетением корзин, рыболовных вершей и тому подобного, чем и ныне занимаются люди бедные и беспомощные» (12, 548). Согласно устному преданию, зафиксированному в летописи Устюжской Введенской церкви, он относился «по происхождению…к крестьянскому званию, по роду жизни к пастушескому, по возрасту, в котором преставился, к отрокам» (68, 52).

В XVII веке (в каком именно году – неизвестно, но не ранее 1641 года) «на берегу реки Устьи (правого притока реки Ваги), неподалеку от приходского храма села Верюги» (67,  97) были обретены мощи святого Прокопия. В настоящее время на этом месте находится деревня Бестужево Устьянского района Архангельской области. Тогда же произошло обретение мощей праведного Прокопия. Неподалеку от местного приходского Введенского храма из земли показался ветхий гроб, сплетенный из ивовых прутьев. В гробу лежало не тронутое тлением тело «с головою приклоненною несколько набок и руками, сложенными не по общепринятому обычаю и без савана» (12, 548). Оно издавало благоухание.

От обретенных мощей стали совершаться чудеса, так что «исцеления многих одержимых различными недугами тотчас убедили всех в святости явившегося» (12, 549). Первый такой случай произошел в год обретения святых мощей и был записан местными жителями (68, 52). Крестьяне построили над гробом неизвестного чудотворца часовню. Вскоре после этого он явился во сне местному жителю Савелию Онтропову и велел сделать себе новый гроб. При этом он назвал свое имя  – Прокопий, и с тех пор стал известен под именем праведного Прокопия Устьянского.

Савелий изготовил новый гроб по точной мерке, указанной ему праведным Прокопием. Ветхий гроб разобрали по прутьям почитатели святого праведника. Тело его было положено в Введенской церкви около южной стены. Стала совершаться церковная служба святому «по особливой письменной книжице» (12, 549). А в 1652 году по желанию сольвычегодского купца Ивана Ермолаева иконописец Онисим Карамзин написал первую икону праведного Прокопия Устьянского, причем угодник Божий сам явился купцу и «дал дозволение» написать его образ.

11 августа 1695 года по указу Холмогорского архиепископа Афанасия мощи праведного Прокопия были освидетельствованы. Из составленного тогда описания известно, что он «возрасту был среднего. А во одежде положен, во срачице и штаниках холщовых
» (12, 552).

Повторное освидетельствование мощей праведного Прокопия Устьянского состоялось в 1739 году по грамоте епископа Архангельского и Холмогорского Саввы. «Священники, производившие осмотр святых мощей, пришли к заключению, что за прошедшее время «никаких частей не умалилось и тления одеждам никакого не учинилось» (68, 54). Тогда же в каменном Введенском храме был устроен придел в его память. Там, «в старинной деревянной раке, украшенной резьбою, под таковым же балдахином» (12, 568), находились мощи святого, покрытые атласным покрывалом с вышитым на нем шелками, золотом и серебром его изображением. Также в честь праведного Прокопия была сооружена часовня, где находился его чудотворный образ. В 1818 году было установлено общецерковное празднование его памяти. В 1868 году по указу епископа Вологодского и Великоустюжского Павла местный священник Вениамин Жаворонков составил акафист, молитву и службу праведному Прокопию (68, 54).

Праведный Прокопий Устьянский широко почитался на Севере, особенно на Архангельской земле и в Вологодской губернии, к которой в дореволюционные времена относилось село Верюга. К нему обращались в различных «бедах и скорбях», и он всегда помогал тем, кто просил у него помощи, где бы они ни находились. Иногда он являлся в виде юноши, иногда – в образе старичка. Сведения о некоторых чудесах от его мощей записывались. Так, с 1641 по 1750 год по молитвам к праведному Прокопию совершилось двадцать чудес, а затем, до 1913 года, еще сорок четыре чуда. Ему молились в случае засухи или длительных дождей (68, 55). За неделю до дня его памяти большинство местных жителей, особенно почитавших праведного Прокопия, налагало на себя семидневный пост. В сам праздник они собирались в Верюгу. Оттуда после утрени с молебном святому угоднику и литургии совершался крестный ход на реку Устью, где опять служился молебен. С 1915 года помимо крестного хода к реке стали совершать вечером еще один крестный ход по шести деревням, относившимся к Верюжскому Введенскому приходу (68, 52).

«К праведному Прокопию» в старину совершались богомолья, привлекавшие множество паломников. Как свидетельство этого сохранилась довольно просторная одноэтажная деревянная гостиница рядом с тем местом, где раньше стояли церкви (в 1987 году в здании бывшей гостиницы находился местный клуб). Шли «по обету» те, кому помог святой Прокопий; шли и те, кто надеялся на его помощь. Один из паломников, побывавших у мощей святого, оставил красочное описание тех мест: «Редко можно встретить на Севере такую прекрасную и очаровательную местность, как «у праведного». Тут природа постаралась превзойти самое себя и на небольшом пространстве раскинула все свои красы как бы для того, чтобы и самое место вечного покоя праведника соответствовало красоте души его» (12, 547).

В послереволюционные годы судьба мощей праведного Прокопия Устьянского сложилась трагически. 7 марта 1919 года они были вскрыты и подвергнуты «освидетельствованию». Немного позднее на заседании уисполкома и укома РКП(б) 29 марта 1919 года решено было вывезти их в Вельск, направив для этого специальный отряд во главе с неким Истоминым. Это вызвало массовый протест местных жителей, которые организовали постоянное дежурство у Введенского храма и не допускали туда богоборцев. Крестьян не устрашило даже то, что на помощь отряду Истомина прибыл второй отряд из пятидесяти пяти человек во главе с самим начальником уездной милиции Басовым. Стрелять в людей, готовых, если надо, принять мученическую смерть, но не отдать мощи праведного Прокопия на поругание богоборцам, власть не решилась. Тогда «6 апреля на общем собрании граждан было принято компромиссное решение: отряд согласился уехать, оставив мощи Прокопия Устьянского, а население поручилось исполнять все требования советской власти» (68, 57). Однако богоборческая власть не могла удовлетвориться подобным компромиссом. В июне 1922 года под предлогом изъятия церковных ценностей для голодающих жителей Поволжья была изъята серебряная рака, в которой почивали святые мощи. Они были помещены в медную раку, где и находились до января 1939 года, когда по инициативе Союза воинствующих безбожников они были уничтожены (68, 57). Первая попытка сжечь мощи оказалась безуспешной. Тогда их облили бензином и подожгли. Одной местной жительнице удалось собрать немного пепла, оставшегося от сгоревших останков праведного Прокопия. Каменная Введенская церковь, где они находились, была разобрана, а ее кирпичи пошли на постройку мастерских, где ремонтировалась сельскохозяйственная техника. Теперь этот храм существует только на старых фотографиях, которые еще можно встретить в домах местных старожилов.

В начале девяностых годов от детской шалости сгорела уже совсем обветшавшая старинная шатровая деревянная церковь в честь Рождества Христова, некогда высившаяся на холме над рекой Устьей.

Память о праведном Прокопии Устьянском, несмотря на утрату его мощей, пережила лихолетье. Сейчас в райцентре Устьянского района поселке Октябрьском действует храм в честь праведного Прокопия. Среди икон, находящихся в нем, есть и образ Прокопия Устьянского – небесного покровителя этих мест, который, как и столетия назад, помогает тем, кто прибегает к его заступлению.

Тропарь праведного Прокопия Устьянского
глас 1
Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеления/ притекающим к тебе, премудре Прокопие,/ темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/ веселящее вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак праведного Прокопия Устьянского
глас 8
Верою и любовию/ твое честное явление празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православный люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Прокопие,/ всея Российский земли удобрение.
Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments