Седмица 30-я по Пятидесятнице. Святки.
Попразднство Рождества Христова.
Собор Пресвятой Богородицы; cвт. Архелая, еп. Кархарского (ок. 280; Зап.); сщмч. Евфимия, епископа Сардийского (ок. 840).
Прп. Константина Синадского (Фригийского) (VIII); прп. Евареста Студита (825); прп. Никодима Тисманского (1406) (Румын.); прмч. Констанция Русского (1743).
Прмч. Исаакия Оптинского (Бобракова), архимандрита (1938); сщмчч. Александра Волкова и Димитрия Чистосердова, пресвитеров (1918); сщмчч. Михаила Чельцова, Николая Тарбеева, Николая Залесского, пресвитеров и Михаила Смирнова, диакона (1930); сщмчч. Леонида (Антощенко), епископа Марийского, Александра Крылова, пресвитера, прмч. Василия (Мазуренко), иеромонаха, прмцц. Анфисы (Сысоевой), Макарии (Сапрыкиной), монахинь (1937); сщмч. Григория Сербаринова, пресвитера, прмцц. Августы (Защук), схимонахини, Марии Лактионовой, послушницы, мц. Агриппины Лесиной (1938).
Икон Божией Матери: Остробрамская Виленская; «Трех Радостей»; Байбузская; «Милостивая»; Барловская (Блаженное Чрево); «Помощница в родах», «О Тебе радуется».
Святые дня, молите Бога о нас!
Собор Пресвятой Богородицы
На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Это собрание верующих было названо "собором Пресвятой Богородицы". Вместе с Богоматерью, в этом соборе также совершается память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника, который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.
Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин Иппонийский в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора (691 г.).
Тропарь Собору Пресвятой Богородицы
глас 4
Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.
Кондак Собору Пресвятой Богородицы
глас 6
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, / на земли без отца воплотися днесь из Тебе. / Темже звезда благовествует волхвом, / Ангели же с пастырьми поют / несказанное Рождество Твое, Благодатная.
Священномученик Евфимий Сардийский, епископ
В царствование императора Константина VI и его матери, святой императрицы Ирины, за свою добродетельную жизнь был избран епископом Сардийским и присутствовал на VII Вселенском Соборе в 787 году, на котором обличал иконоборческую ересь. Когда же воцарился иконоборец Никифор I, Евфимия вместе с другими православными иерархами сослали на остров Паталарею, где он долго томился. Вызванный из ссылки императором Львом V, епископ вновь безбоязненно выступил с обличением иконоборчества, и его вновь отправили в ссылку в город Асс.
Следующий царь - Михаил II Косноязычный опять принуждал его отказаться от иконопочитания, но безуспешно. Тогда святой мученик был подвергнут избиению и в третий раз сослан, на этот раз на остров Крит. По приказанию сменившего на троне Михаила императора-иконоборца Феофила, святой Евфимий был подвергнут тяжким мучениям: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами. Через несколько дней после пытки святой Евфимий преставился к Богу, около 840 года.
Преподобный Константин Синадский (Фригийский)
Преподобный Константин родился в городе Синаде1 и был по происхождению иудей. Будучи еще малолетним, он, однажды сопровождая свою мать, увидел христианина зевнувшего и сотворившего крестное знамение на своих устах. По подражанию, и он стал делать подобное. Между тем такое наружное уподобление расположило его со вниманием относиться и ко внутреннему содержанию христианской веры. Душою он ощущал теплоту благодати Божией, и лицо его просветлело, озаряемый свыше таинственным наставлением, он в продолжение многих дней даже как бы забывал о телесной пище, не ощущая голода. Это было соблазном для окружающих его (1 Кор. 1:23): одна девица еврейка однажды дерзко поглумилась над ним, но была за то им сначала умерщвлена знамением честного креста, а потом оживлена. Внимая, таким образом, чистым, верующим сердцем гласу Господа (Евр. 4:7), он оставил своих родных и, как бы по указанию Божественного облака2, дошел до места называемого "душевное спасение", где проживали тогда великие мужи, сиявшие добродетелями и подвигами иноческими.
Представившись настоятелю этих иноков, он рассказал ему о себе все подробно: тот велел принести крест и приказал ему облобызать его. Блаженный с радостью начал лобызать святой крест и положил его себе на голову, на которой тотчас отпечатлелось знамение всечестного оружия, неизгладимо сохранившееся и впоследствии, даже до самой его смерти. После того сподобился он святого крещения и наречен был Константином. После крещения он удалился в одно близлежащее место и там ревностно посвятил себя подвигам духовной жизни; при желании принять, иноческий чин, он, еще до пострижения, всех превосходил уже строгим благочестием, устрояя свою жизнь по примеру и наставлениям святого Апостола Павла. Когда же Константин произносил иноческие обеты Богу, место, где это происходило, наполнилось благоуханием, и сами собою отверзлись перед ним церковные двери. При своей душевной чистоте он удостоился еще особенного дара: он был прозорливцем, ибо перед ним открыты были даже помыслы каждого брата. Из этой обители предпринял он путешествие к Олимпу3, приходил затем в Атталию4, перейдя дивным образом быструю реку, посетил Миры Ликийские и многие другие места и опять пришел к Олимпу. Здесь Константин сорок дней провел без пищи, будучи закопанным в землю до чресл. Потом против воли своей он принял священный сан и, не оставляя подвижнических трудов, странствовал еще в Атрою5. За восемь месяцев предсказал он о своей кончине и, согласно этому предсказанию, мирно преставился ко Господу6.
__________________________________
Примечания:
1 Синад или Синнады - город на севере Фригии, близ горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне развалины близ Ескикара - Гассаф.
2 Исх. 13:21. Место, до которого дошел преподобный, была гора Сина в Сирии, где подвизались святые отшельники уже в III в.
3 Олимп гора в Малой Азии, в окрестностях которой находились славные в то время монастыри, в коих подвизались великие подвижники, напр. Иоанникий Великий и т. д.
4 Атталия, прибрежный город Памфилии, основанный за полвека до Р.X. Атталом II Филадельфом и названный по его имени.
5 Атроя - город, отстоящий недалеко от Олимпа.
6 Преп. Константин жил и подвизался в VIII в.
Преподобный Никодим Тисманский
Преподобный Никодим Тисманский родился в одной из центральных областей Македонии. Отец его был греком, а мать происходила из Сербии. Преподобный Никодим получил прекрасное образование, знал сербский и греческий языки, был прекрасным переводчиком и писателем. Монашество он принял на Афоне в сербском монастыре Хилендар. Там же он удостоился пресвитерского сана, а впоследствии был избран игуменом. Со Святой Горы Афон преподобный Никодим пришел в земли князя Лазаря и поселился в местечке Кладова на Дунае.
Со временем вокруг него собралось большое братство. Среди братии были монахи с Афона, а также из сербских монастырей. Их усилиями была построена церковь в честь Пресвятой Троицы. По откровению Божию преподобный Никодим Тисманский перешел Дунай и остановился в угро-влашских землях. Здесь, вблизи нынешнего румынского города Тур-Северина, на реке Водице, он основал монастырь Водица, посвятив его святому Антонию. Второй монастырь, основанный здесь преподобным Никодимом, был построен в честь Пресвятой Богородицы. Находился он во Влахии, на реке Тисман. Оба монастыря, возведенные преподобным Никодимом Тисманским, стали крупнейшими очагами православной духовности в Румынии, в них преподобный Никодим.
В 1375 году святой князь Лазарь и Сербский патриарх отправили группу монахов во главе со старцем Исайей для примирения Сербского и Царьградского патриаршеств. В состав этой группы входил и преподобный Никодим Тисманский, как переводчик и мудрый дипломат. Преподобный Никодим мирно почил 26 декабря 1406 года. Он особо почитается за привнесение в румынскую церковь общежительного монастырского Устава и возрождение монашеского делания на основе исихастского течения в Православии.
Священномученик Михаил Чельцов, пресвитер
Протоиерей Михаил Чельцов родился 27 мая 1870 года в селе Кикино Ряжского уезда Рязанской губернии, в семье священника Знаменской церкви Павла Михайловича Чельцова и Агриппины Сергеевны (в девичестве Полянская). Она была внучатой племянницей Преосвященного Иннокентия (Ивана Полянского), Епископа Воронежского.
Отрок Михаил среди сверстников выделялся глубокомыслием и серьезным отношением к учебе. На развитие способностей и формирование волевого характера юноши большое влияние оказал дядя, Стахий Сергеевич Полянский, известный в Рязанской губернии священник и духовный писатель. По окончании Рязанской Духовной семинарии в 1890 году, Михаил Чельцов поступил на историческое отделение Казанской Духовной Академии, которая отличалась миссионерской направленностью, имевшей целью обращение в православие раскольников и иноверцев. Миссионерское отделение академии приобщало к этой деятельности студентов, среди которых был и Михаил Чельцов.
Окончив в 1894 году Академию со степенью кандидата богословия, Михаил Павлович преподавал в Калужской семинарии обличительное богословие (история и обличение русского раскола, сектантства и западных исповеданий). Он вступил в Калужское церковное Братство во имя св. апостола Иоанна Богослова и вскоре стал делопроизводителем его Совета. Активно проповедовал православную веру, умело вёл беседы с раскольниками, сектантами и старообрядцами, обращая их к Православной Церкви. За четыре года преподавательской и миссионерской деятельности в Калуге Михаил Чельцов опубликовал большое количество статей в епархиальной периодической печати. В 1897 году он участвовал в 3-м Всероссийском миссионерском съезде в Казани.
Осенью 1898 года Михаил Павлович Чельцов был приглашен из Калуги в Петербург и назначен на должность епархиального миссионера по борьбе с расколом и сектами.
В сентябре 1903 года Михаил Павлович Чельцов был рукоположен во священника и назначен настоятелем домовой церкви священномученика Симеона при Институте Гражданских инженеров. Также он был назначен преподавателем в этом институте.
В июле 1917 года в Петрограде состоялся второй съезд Законоучителей, в котором протоиерей Михаил принимал активное участие в качестве избранного председателя «Совета союза законоучителей». Пастыри и миряне всеми силами старались сохранить преподавание Закона Божия в школах. К концу сентября под наблюдением отца Михаила были отпечатаны и разосланы одобренные Синодом учебные программы. Но не прошло и трех месяцев, как было опубликовано постановление о необязательности преподавания Закона Божия в школах. Тем не менее, Союз законоучителей еще какое-то время существовал и с ноября 1917 года начал выпускать журнал «Религия и школа», редакторами которого стали протоиерей Михаил Чельцов и Виталий Лебедев.
Отцу Михаилу пришлось перейти из закрытой институтской церкви в Троицкий Измайловский собор, где он был пять лет настоятелем. Лишившись казённой квартиры, семья переехала в квартиру на 2-ю Красноармейскую, принадлежавшую до революции его другу инженеру Кудрявцеву Н.Г.
(Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге)
Отцу Михаилу пришлось очень скоро на себе испытать отношение советской власти к духовенству. Первый обыск – январь 1918 года. Первый арест – конец августа 1918 года. (Впервые на Гороховой в ЧК; концлагерь в Дерябинской тюрьме). Второй арест – октябрь 1918 года (Выборгская бывшая военная тюрьма). В обосновании написали: «С октября 1917 г. лояльности к советской власти не обнаружил и, как элемент наиболее энергичный и умный из чёрной кости духовенства, может быть опасным для социалистической революции».
Следующие обыски были в 1919, 1920 гг. Третий арест – в августе 1919 года. Четвертый арест (в Кронштадте) – июнь 1920 года. Аресты батюшка переносил со смирением – не возмущался, не жаловался, не ругал советскую власть – все происходящее он принимал как попущение Божие. «Это Господь так устроил, – писал он, – что нас, священников, сажали по тюрьмам, гоняли по разным северам, югам и востокам. С одной стороны это было искуплением вины нашей и отцов наших перед народом и перед христианством за многие наши прегрешения перед ними, а с другой стороны, – мы необходимы были для заключенных, ибо в тюрьме без священника тяжело».
Первые четыре отсидки подготовили отца Михаила к тяжкому испытанию – аресту 30 мая 1922 года, суду и сорокадневному тюремному заключению в ожидании расстрела.
По сфабрикованному большевиками «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей» в помощь голодающим Поволжья, на скамье подсудимых оказались митрополит Петроградский Вениамин, самые близкие к нему православные священники и миряне – всего 86 человек. Среди приговоренных к расстрелу был и протоиерей Михаил Чельцов. Истинной причиной его ареста была деятельность на посту председателя Епархиального Совета и близость к Митрополиту Вениамину.
Ожидая расстрела 40 дней и ночей, отец Михаил старался как можно больше молиться – служил молебны, панихиды, обедницы, заставил себя прочитать себе «отходную». В последний день ему было объявлено постановление ВЦИК из Москвы о замене расстрела пятью годами тюремного заключения. Впоследствии срок заключения сократили до 1,5 лет.
Выйдя на свободу в 1925 году, батюшка стал настоятелем церкви Михаила Архангела в Малой Коломне, в центре Ленинграда, и продолжал преподавание на Высших Богословских курсах (профессор по курсам «Догматическое Богословие» и «Новый Завет»). Это было единственное в стране учебное заведение, готовившее священнослужителей.
2 сентября 1930 года батюшка был арестован в шестой, последний, раз. Это случилось в доме № 14 по 2-й Красноармейской, где Чельцов жил со своим многочисленным семейством (7 детей) уже в двух, а не в шести, как прежде, комнатах.
Летом 1929 года прибыли из заграницы в Ленинград два бывших офицера и вывезли из СССР Екатерину Константиновну Зарнекау, дочь принца Ольденбургского. По сфабрикованному ОГПУ «делу графини Зарнекау» проходило 40 человек. Бывших дворян, военнослужащих, священников, бывавших у неё дома, объединили в мифическую контрреволюционную организацию. Семь человек, в том числе священник Михаил Чельцов, знавший о предстоящем нелегальном отъезде и служивший напутственный молебен, были расстреляны.
Сохранилось свидетельство сокамерника о последних днях жизни отца Михаила: «В одну из набитых камер III корпуса дома предварительного заключения в Петрограде поздней осенью 1930 г. вводят седоватого священника в темных очках и лиловой рясе, прот. о. Михаила Чельцова... После допроса о. Михаил говорил, что следователь его предупредил, что его, бывшего «смертника», теперь, безусловно, ждет расстрел. Я был поражен, с каким спокойствием говорил маститый протоиерей о предстоящей казни: … прожита жизнь, не всегда легкая. Дети уже выросли и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни… Меня Господь призывает к себе таким благословенным путем».
Приговор о расстреле был вынесен 2 января 1931 года на заседании тройки, расстрел произведен 7 января, в день Рождества Христова, в 23.30. Один из конвойных или из сторожей, присутствовавших при расстреле, потом рассказывал вдове отца Михаила: «…ну и старик был, его на смерть ведут, а он тропари Рождеству поет». Погребен священномученик, скорее всего, на Левашовской пустоши на Карельском перешейке.
Определением Священного Синода (заседание 16 июля 2005 года под председательством Патриарха Алексия II) Михаил Павлович Чельцов был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Священномученик Леонид (Антощенко), епископ Марийский
Епископ Марийский Леонид (в миру Лаврентий Евтихиевич Антощенко) родился 6 августа 1872 года, в праздник Преображения Господня, в деревне Мало-Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьян. После окончания городского училища, 30 мая 1896 года он поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а 26 мая 1898 года был определен послушником этой обители.
30 июля 1904 года Лаврентий Антощенко был переведен в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905 года пострижен в монашество с именем Леонид, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона. Помимо совершения богослужений, отец Леонид нес клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен казначеем обители. «Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен», — так говорится о нем в сохранившейся клировой ведомости тех лет.
26 марта 1910 года епископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Пекинской Духовной миссии, издал распоряжение, согласно которому иеродиакон Леонид (Антощенко) назначался заведующим Петербургским подворьем миссии. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к исполнению своих обязанностей. В 1911 году отцу Леониду было поручено строительство храма миссии в Петербурге, закладку которого 8 мая 1911 года торжественно совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский). С этим послушанием батюшка справлялся успешно: уже к осени того же года был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который в ноябре 1911 года освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После молебна верующие, в знак признания заслуг отца Леонида, подарили ему золотой наперсный крест с украшениями.
14 августа 1913 года епископ Иннокентий (Фигуровский) освятил престол в честь Рождества Христова в верхнем храме миссии, а к 1914 году постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью.
Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду (Антощенко) были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 года он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской Духовной миссии, а 18 октября 1914 года здесь же участвовал в освящении храма. Одним из возложенных на батюшку послушаний было строительство в 1915-1916 годах церкви в Харбине, где также находилось подворье Пекинской Духовной миссии. Но вследствие начавшейся в России революции эта работа не была завершена.
В 1919 году батюшка был возведен в сан архимандрита.
В ходе революции и гражданской войны связи Пекинской Духовной миссии с Петроградским подворьем были прерваны. А после закрытия Подворья в 1919 году храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) — ее настоятелем. Батюшка был также председателем церковной двадцатки, пользовался у верующих огромным авторитетом. При храме действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей города. Конечно быть настоятелем прихода в условиях жестоких гонений на Церковь было нелегко: в 1922 году отец Леонид был арестован ОГПУ первый раз и провел в заключении один месяц.
Архимандрит Леонид проживал в Ленинграде до 1927 года. 26 июня 1927 года он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал Владыка в Переславле. Епископ Леонид совершал богослужения, рукоположения во священный сан, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 году под его началом в Переславле действовало 18 церквей, в городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев. Храмы, где пребывали святыни, служили местом паломничества, тысячи прихожан собирались здесь в праздники, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов. В 1928 году верующие пытались отстоять соборный храм, а после его закрытия просили возвратить купленные на их средства церковное имущество и почитаемую икону Ростовских чудотворцев. Под заявлением об этом стояло 40 подписей.
Такое оживление религиозной жизни не устраивало советскую власть. Епископ Леонид был арестован 1 февраля 1930 года по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей.
На единственном допросе, состоявшемся 1 февраля 1930 года, своей вины владыка не признал. 2 марта 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области он был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области. Заключенные строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюг-Сыктывкар.
Несмотря на тяжелые условия жизни и строгий надзор, заключенным удавалось совершать в лагере богослужения.
По досрочном освобождении из заключения, в сентябре 1932 года, владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Но вскоре его вновь арестовали и сослали в город Балахну Нижегородского края. Владыка поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь. В 1933 году последовала новая ссылка — в город Сенгилей близ Ульяновска. Отсюда святитель посылал письма-утешения своим духовным чадам — «внучатам», часто подписывая их «Дедушка». Из этих посланий мы можем составить представление о жизни Владыки в тот период, о его духовном руководстве своими чадами. 31 марта 1934 года епископ Леонид писал: «Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чем не нуждаюсь… Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех». А вот фрагмент из письма от 1 сентября 1934 года: «Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена. Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны».
Срок этой ссылки закончился 10 декабря 1934 года. 29 декабря епископ Леонид был на приеме у митрополита Сергия (Страгородского), Патриаршего местоблюстителя, и получил назначение на Кунгурскую кафедру, куда прибыл 30 января 1935 года. Служил здесь владыка до марта 1935 года, а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня 1935 года в селе Теляево-Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого и совершал богослужения.
После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить. Последней кафедрой владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 года. «Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев) о проводах Владыки в Марийскую область. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле, а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семеновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял Марийской епархией, совершал рукоположения во священный сан и назначал священнослужителей на приходы, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов в Марийском крае было по-прежнему актуально. Вознесенская церковь — последняя из не закрытых к середине 1930-х годов в Йошкар-Оле, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка таким образом стала оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи.
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка)
Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) на марийскую кафедру религиозная жизнь населения республики активизировалась. Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей: 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности епископ Леонид себя не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова.
Причислен к лику святых новомучеников российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 4
Царевококшайска архипастырь добрый показался еси, священномучениче Леониде, Церкве Христовы утверждение и Евангелия исполнение: гонений бо мученически сподобився, еще же уз и темниц, Апостольское теми исправил еси житие твое, пострадав даже до крове, исповедал еси Христа Бога Совершенна, Егоже усердно моли о творящих твою память верно.
Кондак
глас 1
Божественнаго Твоего, Христе, разумев истощания силу, новый угодник Твой, Господи, Леонид мудрый, исповедник и мученик явися днесь; сей убо ведый, яко Ты, Спасе мира, образ дал еси учеником Твоим, первый пострадати хотя даже до смерти Крестныя, избра Тебе последовати во времена последняя, свидетельствовав доброе исповедание. Темже вопияше: Ты мучеников еси, Христе, утверждение.
Мученица Агриппина Лесина
Агриппина Ивановна Лесина родилась 6 июля 1897 года в селе Беляево Белевского района Тульской области. Известно, что в 1913 году она стала послушницей Крестовоздвиженского монастыря в городе Белеве Калужской губернии. После закрытия монастыря в годы советской власти матушка работала в артели «Красный производственник» швеей, в то же время не оставляя молитвенного подвига.
16 декабря 1937 года Агриппина Лесина была арестована Белевским отделением НКВД. Она обвинялась в том, что «состояла в подпольном монастыре» и в том, что вела «контрреволюционную деятельность». На угрозы следователя, который требовал дать признательные показания, она твердо ответила:
- Никакой антисоветской деятельностью я не занималась.
30 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Тульской области приговорила Лесину Агриппину Ивановну к высшей мере наказания. 8 января 1938 года, в день Собора Пресвятой Богородицы, мученица Агриппина была расстреляна вместе с другими мучениками. Местом захоронения ее стала братская могила на 162 километре Симферопольского шоссе.
Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2001г.
Свтятитель Архелай (лат. Archelaus), епископ Кархарский (Касхарский, Каррский)
Во времена императора Проба (276-282) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра Архелая - Кархар или Касхар - отождествляется с г. Карры (Харран) в Сев. Месопотамии.
Труды
Полемический трактат, составленный в форме диспута Архелая с манихеями - «Деяния Архелая» (Acta Archelai) - был, по всей вероятности, написан по-сирийски и впоследствии переведен на др. языки. Сохранились сирийские и коптские фрагменты, греч. отрывки у свт. Епифания Кипрского; полный текст дошел в лат. переводе кон. IV в. По сообщению блж. Иеронима, «Архелай, епископ Месопотамский, составил по-сирийски книгу диспутов с манихеями из Персии». Однако греч. полемист с манихейством еп. Ираклиан Халкидонский (VI в.) называет автором записей о диспуте Архелая некоего Игемония, что подтверждается указанием в рукописи лат. версии.
«Деяния Архелая» послужили главным источником информации о манихеях для большинства средневек. христ. историков и богословов, писавших против манихеев на греч., лат., сир., копт. и араб. языках. Сочинение включает:
1. вводные главы, характеризующие участников диспута;
2. обличение бывш. манихея Турбо в адрес оставленной им религии;
3. описание 2 публичных диспутов епископа Архелая с Мани и рассказ о казни ересиарха;
4. обличительную речь Архелая об истоках манихейской ереси.
Назначение труда свт. Архелая состояло в том, чтобы представить убедительные доводы существования ереси в манихействе, доказать, что учение Мани было лишь звеном в цепи заблуждений, берущей начало от Симона Волхва. Рассказ о происхождении Мани наряду с изложением легенды содержит и элементы исторической информации, особенно в отношении географической и социальной привязки событий.
Преподобномученик Констанций Русский, иеромонах
Память 26 декабря и в Соборе Афонских преподобных
Родом великоросс, служил иеромонахом при русской посольской церкви в Константинополе. Он проявлял особенную заботливость по украшению храма, на что давал и свои средства.
Отличался ревностью к богослужениям, почти каждый день совершал литургию и два раза в неделю вел беседы на русском и греческом языках. Его набожность и усердие в исполнении возложенных на него обязанностей привлекали к нему народ, его любили и уважали. Вследствие каких-то недоразумений, возникших между ним и послом, разгневанный Констанций отправился к султану и там принял ислам. Скоро он глубоко раскаялся в этом и, снова явившись во дворец, громко порицал Магомета и исповедал Христа. Разъяренные этим, турки убили его на дворцовой площади в 1743 году.
Икона Пресвятой Богородицы "Байбузская"
Благодатная икона Божией Матери Байбузская находится в новопостроенном Свято-Успенском храме с. Байбузы Черкасской епархии. По преданию благодатный образ явился в селе на срубе колодца, и произошло это в далеком 1832 году. А первый храм в селе, как пишет местный краевед Людмила Небылица, был построен в 1796 году старанием Федора Ладана, местного зажиточного жителя, с помощью многих крестьян. Через сто лет здесь была возведена новая церковь, которая прославилась своей святыней - благодатной Байбузской иконой.
В начале XX века графиня Балашова построила еще одну церковь, деревянную. В эту новую красивую церковь перенесли святой Байбузский образ. Но недолго он там пребывал. В 1933 году храм разрушили и на его месте построили школу, которая сгорела во время Великой Отечественной войны. Икону же местные жители прятали в домах и даже в стогах соломы. Когда началась война, ее обнесли вокруг села - и оно пострадало от фашистской агрессии значительно меньше, чем соседние села...
Первым случаем благодатной помощи Божией Матери и Ее Сына от иконы стало исцеление пятилетней девочки в 1832 году. Страдалица не могла ходить, но после того как постояла около иконы два часа, внезапно ощутила силу в ногах и сама, без посторонней помощи побежала к своей маме. После этого чудесного исцеления люди стали почитать явленную икону чудотворной и назвали ее Байбузской. Для подтверждения ее благодатной силы образ отвезли в Киево-Печерскую Лавру. Икона долго отсутствовала, и о ее возвращении ходатайствовал байбузянин Федот Максимович, церковный староста байбузской церкви, имевший родственные связи с киевской знатью. Через некоторое время ему удалось вернуть образ в Байбузы.
Когда его торжественно, с пением, несли на руках, произошло еще одно чудо: в то время стояла небывалая жара и засуха, но стоило крестьянам принести чтимую икону, пошел сильный дождь.
Последние тридцать лет икона хранилась у благочестивой жительницы села Софии Ефимовны Настенко. Именно из ее дома она была перенесена в новый храм, построенный усилиями многих людей, но прежде всего трудами и заботой директора местного ООО «Искра» Николая Павловича Небылицы. Большинство работ проводилось силами местной общины, и деньги, более 600 000 гривен, собирали на благое дело всем миром. Помогали и уроженцы села, живущие в Киеве. Бывший народный депутат Украины Алексей Марченко содействовал выделению из благотворительного фонда 25 тысяч гривен, предприниматель Леонид Шиятый из собственных средств пожертвовал 10 тысяч, а директор колледжа и сотрудник Киевского Национального Университета им. Т. Г. Шевченко Иван Гриценко, пожертвовал 12 тысяч гривен. Среди жертвователей было немало и подобных евангельской вдове, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что ее лепта больше всех.
Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Черкасский и Каневский, направил в Байбузы священника, иерея Георгия, и батюшка ревностно взялся за дело просвещения жителей села Светом Христовым. Как пишет отец Георгий, недавно святыня снова проявила свою чудесную силу: одна девочка из Черкасс болела раком щитовидной железы. Услышав о благодатной иконе, она стала приезжать в Байбузы на молитву в храм. Слезно молили Божию Матерь об исцелении девочки и ее родители. И Пресвятая Владычица Богородица перед праздником Светлого Христового Воскресения прекратила страдания ребенка - произошло новое чудо. И теперь родители с девочкой приезжают в Байбузы благодарить Царицу Небесную и Приснодеву Марию за оказанную милость.