filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

4 (17) июля 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Свт. Андрея Критского, архиепископа; прп. Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца (551); прп. Андрея Рублева, иконописца (XV); страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918).

Блгв. кн. Андрея Боголюбского (1174); Обре́тение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца (1507); мч. Феодота и мц. Феодотии (108); сщмч. Феодора, епископа Киринейского (310); сщмчч. Саввы (Трлаича), епископа Горнокарловацкого, и Георгия, пресвитера (1941) (Серб.).

Сщмч. Димитрия Казанского, пресвитера (1942).

Икона Божией Матери: Галатская.


Святые дня, молите Бога о нас!

Страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княгини Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

Царственные_страстотерпцы

Царственные страстотерпцы император Всероссийский Николай II Александрович, императрица Всероссийская Александра Феодоровна, цесаревич великий князь Алексий Николаевич, великие княжны Ольга Николаевна, Татиана Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна (+ 1918)
Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Костромских и Санкт-Петербургских святых.

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:

"На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе".

Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

дом_ипатьева
(дом Ипатьева в Екатеринбург, где была расстреляна царская семья)

В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников. Сохранился секретный приказ КГБ СССР об этом, подписанный Андроповым Ю.В.

о_сносе_дома_Ипатьева

14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских.

С приближением распада СССР и в 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Ряд епархий Русской Православной Церкви стали прославлять царственных мучеников как местночтимых святых - среди таких были Екатеринбургская, Луганская, Брянская, Одесская и Тульчинская епархии. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи.

Одновременно, поднялся вопрос обретения честных останков царской семьи. В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в "Записке Я. М. Юровского" и принятое им за могилу царской семьи. 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования "екатеринбургских останков": "Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью". 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что

"Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно "екатеринбургских останков" и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения".

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.
Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла "возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи] к лику святых страстотерпцев" в 1996 году. Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена.

Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов, известный публицист и апологет.

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству. Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов):

«Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. ... он государственный изменник. ... он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено».

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры".


По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.

Убиение_святого_царя_Николая_8_клеймо_иконы_Собора_НиИР
(Убиение святого царя Николая, его семейства и слуг. Восьмое клеймо иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских Храма Христа Спасителя в Москве)

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона, а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска. Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.
В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Стоит отметить, что с 1990-х годов получили некоторое распространение и искаженные формы почитания святого венценосного семейства и, особенно, царя Николая, самая известная из которых получила название "ереси царебожия".

Тропарь царственных страстотерпцев
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.

Ин тропарь святым царственным страстотерпцам
глас 5
Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.

Кондак царственных страстотерпцев
глас 8
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Ин кондак святым царственным страстотерпцам
глас 6
Надежда царя мученика/ с царицею и чады и слуги укрепи,/ и к Твоей любви окрыли, будущий им покой предвозвестивши,/ тех молитвами, Господи, помилуй нас.

Величание

Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.

Молитва святому страстотерпцу царю-мученику Николаю второму

О святый великий Российский Царю и страстотерпче Николае! Вонми гласу моления нашего и вознеси ко Престолу всевидящаго Господа стенания и воздыхания народа Русскаго, некогда богоизбраннаго и благословеннаго, ныне же падшаго и от Бога отступившаго. Разреши клятвопреступление, доселе тяготеющее над народом Русским. Тяжко бо согрешихом, отступивше от Царя Небеснаго, оставльше веру православную на попрание нечестивых, преступльше клятву соборную и не возбранивше убиению твоему, Семьи твоея и верных слуг твоих.
Не бо послушахом повеления Господня: «Не прикасайтеся помазанным Моим» паки же Давиду глаголющу: «Иже прострет руку на Помазанника Господня, не Господь ли поразит его?» И се ныне достойная по делом нашим приемлем, тяготеет бо даже до дне сего на нас грех царския крови пролития.
Доныне оскверняются святыни наши. Блуд и беззаконие не оскудевают от нас. Чада наши преданы на поругание. Вопиет к небу кровь невинная, на всякий час в земле нашей проливаемая.
Но виждь слезы и сокрушение сердец наших, каемся бо, якоже киевляне некогда пред князем Игорем, ими умученным; якоже владимирцы пред князем Андреем Боголюбским, ими убиенным, и просим: умоли Господа, да не отвратится от нас до конца, да не лишит народ Русский великаго избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения сего.
Имаши бо, Царю Николае, дерзновение велие, ты бо кровь свою пролиял еси за народ свой, и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя. Сего ради предстоиши ныне в Невечернем Свете Царю Славы, яко верный слуга Его. Буди нам ходатай и заступник, и охранитель. Не отвратися от нас, и не остави нас на попрание нечестивых. Даруй нам силы на покаяние, и правосудие Божие приклони на милосердие, да не погубит нас до конца Господь, но да вся простит и милостивно помилует, и спасет землю Русскую и народ ея. Да избавит же Отечество наше от постигших бед и напастей, возродит веру и благочестие, восставит же престол Царей православных, еже сбытися пророчествам угодников Божиих. И да прославят люди Русские по всей вселенней всехвальное имя Господне и верно послужат Ему до скончания века, воспевая славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, царственные страстотерпцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments