filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

11 (24) декабря 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 28-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост


Прп. Даниила Столпника (489–490); мчч. Варсавы Персидского и с ним десяти (342).
Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII); мч. Миракса Египтянина (VII); мчч. Акепсия и Аифала; прп. Луки Столпника, иеромонаха (ок. 970–980); Св. Никифора Фоки, императора ромеев (969; Греч.); прп. Леонтия Монемвасийского (ок. 1450).

Сщмч. Феофана (Ильминского), епископа Соликамского, и с ним двух священномучеников и пяти мучеников (1918); сщмч. Николая Виноградова, пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Богоявленского, пресвитера (1941).; прп. Кукши Нового, Одесского (1964; Укр.).

Собор Грузинских святых (Груз.)

Святые дня, молите Бога о нас!



Преподобный Даниил Столпник

Преподобный Даниил Столпник


Родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Mapфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила. Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь.

Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока.

Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника, который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился в Анаплус недалеко от Константинополя вместе с двумя учениками, где сперва поселился в ограде (περίβολος) Храма Архангела Михаила и потом - на столпе близ храма, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и больные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова, он наставлял многих на путь исправления жизни.

Принимал участие в работе Халкидонского Собора в 451 г.

В 475 г. патриарх Акакий направил посланников к Даниилу, испрашивая у прославленного подвижника поддержки в борьбе с узурпатором императорской власти Василиском, вернувшим из крымской ссылки александрийского архиепископа монофизита Тимофея Элура и издавшим Энкиклион о запрете «халкидонской веры» под угрозой ссылки, конфискации имущества и высоких штрафов. Тогда Даниил даже спустился со столпа и пригрозил Василиску «вечной карой», назвав его «вторым Диоклетианом».

Преподобный преставился 80-ти лет (ок. 489-490 гг.).

Тропарь преподобного Даниила Столпника
глас 1
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и Безплотных жительству/ сый в телеси, Данииле, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Даниила Столпника
глас 8
Якоже звезда многосветлая, ты, возшед, блаженне, на столп,/ мир просветил еси преподобными делы твоими/ и тьму прелести отгнал еси, отче./ Темже молим тя:/ и ныне облистай в сердцах раб твоих незаходящий свет разума.


Преподобный Никон Сухой

Преподобный Никон Сухой


Преподобный Никон сын богатых и знатных родителей, оставил всё Христа ради и принял иночество в Киево-Печерском монастыре. В 1096 году при нашествии хана Боняка он вместе с другими иноками был взят в плен. Ожидая богатого выкупа, половчанин жестоко обращался с преподобным Никоном. Когда святой отказался от выкупа, хозяин стал мучить его голодом, оставлял летом на жаре, а зимой на морозе. Преподобный за всё благодарил Бога и сказал однажды мучителю, что Господь возвратит его в монастырь. Половчанин подрезал преподобному Никону сухожилия ног и поставил усиленную стражу. Но на третий день в шестой час внезапно святой узник стал невидим, только стража слышала слова: «Хвалите Господа с Небес».

Так он был перенесен в Успенскую церковь к Божественной литургии. Братия окружила его и стала расспрашивать, как он попал сюда.

Преподобный Никон хотел скрыть чудо. Но братия упросили его поведать истину. Преподобный Никон хотел продолжать свои подвиги в монастыре, не снимая кандалов, но игумен сказал: «Если бы Господь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извел бы тебя из плена». Через много времени прежний хозяин преподобного Никона пришел в Киево-Печерский монастырь и узнал своего бывшего узника, иссохшего от голода и ран. Он уверовал, принял Крещение и, приняв постриг, стал послушником преподобного Никона. Скончался преподобный Никон в начале XII века и был погребен в Ближних пещерах.

Преподобный Никон Сухой мощи

Тропарь Никону Сухому, Печерскому, в Ближних пещерах
глас 8
Бога Благаго возлюбив, / иноческое приял еси житие / и, добре в нем подвизався, / пленен был еси половцы, / имиже много мучим, крепкодушне Никоне, / благодатию Христовою свободился еси от них невидимо, / и ныне во Свете пребывая неприступнем, / моли спастися нам, твою память почитающим.

Кондак Никону Сухому, Печерскому, в Ближних пещерах
глас 6
Первомученику подобяся, / о мучителе твоем молился еси / и, избавив того от смерти, привел еси ко Христу, / преподобномучениче Никоне славне, / темже, с первострадальцем зря Христа одесную Отца, / молися о нас, да не пребудем вне чертога Христова.


Мученик Миракс Египтянин

Святой мученик Миракс родился в христианской семье, жившей в городе Теннесе (Египет) в VII веке. Он был воспитан в благочестии, но поддался бесовскому наваждению, попрал святой крест, явился к правителю Египта Амиру, взял в руку меч и поступил на службу к агарянам. Родители, скорбя о страшном падении сына, непрестанно о нем молились. Тогда благодать Божия озарила сердце заблудшего. Он глубоко раскаялся и вернулся домой. Родители посоветовали ему открыто объявить о своем помрачении и раскаянии. Святой Миракс послушался их. Правитель осудил его на пытки, после которых святой мученик был обезглавлен и брошен в море († не ранее 640 года).


Преподобный Лука Столпник, иеромонах

Преподобный Лука Столпник, иеромонах


Преподобный Лука, Новый Столпник был воином при византийском императоре Константине Багрянородном (912-959). Во время войны с Болгарией (917) Промыслом Божиим святой Лука остался невредим. После этого он принял монашество и, преуспевая в подвигах, был возведен в сан пресвитера. Стремясь к высшим ступеням совершенства, преподобный возложил на себя вериги и встал на столп. Через три года стояния, по Божественному внушению, он пошел на гору Олимп, потом в Константинополь и, наконец, в Халкидон, где также избрал себе столп, на котором простоял 45 лет, являя обретенный дар чудотворения. Скончался около 980 г.


Мученики Акепсий и Аифал , Арбесские

Мученики Акепсий и Аифал , Арбесские


Святые мученики Акепсий и Аифал происходили из Персии. Акепсий был языческим жрецом в городе Арбеле. Получив исцеление от болезни по молитвам христианского епископа, он обратился к вере во Христа и смело исповедовал ее. За это святого Акепсия бросили в темницу. Вскоре в ту же темницу был заключен диакон Арбельской церкви, святой Аифал. Мучеников привели к правителю, перед которым они снова исповедали свою веру и были обезглавлены.


Преподобный Леонтий Монемвасийский

Преподобный Леонтий Монемвасийский


Родился в Монемвасии в знатной семье. Его матерью была дочь императора Андроника IV Палеолога.
Леонтий подвизался на Афоне, а около 1415-1420 годов покинул Святую Гору и перешел подвизаться на труднодоступную Клокскую гору (Klokos). Будучи поддержан своими дядями - Фомой и Димитрием Палеологами, впечатленными святостью жизни племянника, - под конец своей жизни, около 1450 года, он устроил здесь обитель.


Преподобный Кукша Одесский

прп_Кукша_Одесский

Об этом угоднике Божьем я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/668922.html


Священномученик Иоанн Богоявленский, пресвитер

Священномученик Иоанн Богоявленский, пресвитер


Память 11 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Тверских святых.


Родился 12 февраля 1892 года в селе Ветрине Ярославской губернии в семье священника.
В 1914 году окончил Ярославскую духовную семинарию, но по стопам отца идти не захотел и выбрал светский путь. Так как семинарию он окончил по 2-му разряду, то в земство его не взяли, и он был вынужден устроиться учителем в церковно-приходскую школу. Однако эта работа его не удовлетворила, и осенью 1916 года Иван Дмитриевич поступил на юридический факультет Ярославского Демидовского лицея, где проучился два курса — до 1918 года, когда власти преобразовали лицей в государственный университет, где продолжать образование он не захотел.

В 1918 году в Ярославле начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков и, наконец, в 1919 году уехал в Весьегонск, где поступил в советскую школу 2-й ступени преподавателем истории, географии, истории социализма и политической экономии. Несмотря на свое былое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм. В обстановке начавшегося гонения его вера стала подвергаться насмешкам — сначала от коллег учителей, а затем и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать.

В январе 1922 года он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме. В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки. В начале мая он обвенчался с Ниной Николаевной Семеновской, дочерью священника, служившего в одном из храмов города Мологи Ярославской епархии.
9 мая 1922 был рукоположен в сан священника ко храму родного села.
Оказывал крестьянам юридическую (адвокатскую) помощь.

От священника потребовали выполнить заведомо непосильное задание по лесозаготовкам, которое он выполнить не смог, за что был приговорен в марте 1930 г. к одному году исправительных работ. Прихожане, однако, были недовольны расправой над священником и пришли к зданию районного отделения НКВД, требуя его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были его отпустить, всего лишь выслав за пределы области.

Отец Иоанн приехал к епископу Рыбинскому Серафиму (Протопопову) за советом и благословением, и тот сообщил ему, что в селе Раменье Сонковского района Московской области остался приход без священника, и посоветовал поехать к епископу Бежецкому Григорию (Козыреву), в чьем ведении был храм. Владыка Григорий благословил его занять место священника в Раменской церкви. Здесь, как и в родном селе, прихожане полюбили о. Иоанна.

В апреле 1931 года был арестован (по прежнему обвинению?) и отправлен отбывать заключение на лесоповал в Сонковский район. Верующие не оставляли его — привозили продукты и всячески поддерживали.
27 марта 1932 года был освобожден и вернулся в Раменье. Благоустроил храм, где исполнял обязанности не только священника, диакона и псаломщика, но был одновременно и звонарем, и сторожем, и уборщиком.
Храм в селе Раменье находился рядом со школой, и школьники во все большие церковные праздники заходили в него — одни потому, что у них родители были верующими, другие — из любопытства. Это не нравилось директору школы, и он стал искать пути закрыть храм.

Церковь Воскресения Христова - Раменье, урочище - Сонковский район - Тверская область, не действует
(Церковь Воскресения Христова - Раменье, урочище - Сонковский район - Тверская область, не действует)

10 августа 1934 года сотрудник НКВД Фейгенберг потребовал от прокурора разрешения на арест священника, и 15 августа о. Иоанн был арестован; в тот же день следователь НКВД допросил его.
На вопросы следователя о его отношении к мероприятиям советской власти о. Иоанн ответил:

«Ко всем мероприятиям советской власти я отношусь лояльно и недовольства никогда не выражал как про себя, так и в присутствии других. Все проводимые мероприятия одобряю, так как они направлены на улучшение жизни человечества, хотя бы взять к примеру колхозы — это, по моему мнению, единственный выход крестьянину из нужды. Я отлично понимаю, что все проводимые мероприятия советской власти и партии влекут постепенное отмирание религии... Каких-либо разговоров среди населения по вопросам политики партии и мероприятий советской власти я не веду, откровенно говоря, боюсь, так как скажешь слово, а после его извратят, и можно получить неприятность. С вопросами текущей политики я знаком, так как выписываю и читаю областные, районные и центральные газеты».

Следователи допрашивали священника каждый день посменно, день один следователь, день — другой. Обвинить его было не в чем, следователям не к чему было придраться, и они стали интересоваться — как же он, верующий человек, и преподавал социализм. Отец Иоанн отвечал:

«Будучи преподавателем в школе, я ученикам преподавал об утопическом социализме. … Я был преподавателем времен военного коммунизма. В это время было положение смутное, не было точных установок учения Карла Маркса о научном социализме, поэтому я и преподавал утопический социализм. Впоследствии от меня стали требовать преподавания о принципах трудовой школы, общественно-полезном труде и так далее. Я далек был от такого преподавания, не мог в своей голове переварить всего нового о школе. Я тогда в 1922 году ушел на службу священником, где я хотел найти для себя отраду в своей работе. Я знал, что, будучи священником, все время буду находиться среди учеников в деревне и среди крестьян. Причем после преподавания в школе я видел, что не могу быть полезным для настоящего общества и у меня к этому нет призвания…».

2 октября уполномоченный НКВД составил свое заключение: «В действиях, приписываемых обвиняемому Богоявленскому, нет состава преступления, а потому дело производством прекратить, арестованного Богоявленского Ивана Дмитриевича из-под стражи немедленно освободить». Отец Иоанн был освобожден из Бежецкой тюрьмы и вернулся служить в село Раменье.

В начале 1935 года благочинный прислал о. Иоанну распоряжение, чтобы он вел в своем храме запись родившихся, умерших и вступивших в брак.

Отец Иоанн вел эти записи до сентября 1935 года, когда вновь был арестован властями и обвинен в присвоении административных функций. Прихожане нашли адвоката для защиты священника. Состоявшийся вскоре суд приговорил о. Иоанна к денежному штрафу. После оглашения приговора священник был освобожден. Адвокат, прощаясь с о. Иоанном, предупредил его, что он все равно будет вскоре арестован, так как главная его вина перед властями состоит в том, что он священник, и он может избегнуть ареста лишь оставив служение в храме. Такой путь о. Иоанн категорически отверг и вернулся служить в церковь.

В декабре 1935 года благочинный снова прислал распоряжение, чтобы священник и в 1936 году вел подобные записи. Об этом распоряжении стало известно НКВД, и, намереваясь привлечь священника к ответственности, 8 марта 1936 года следователь вызвал о. Иоанна на допрос, но удовлетворившись ответами священника, отпустил его. Положение храма в 1936 году стало критическим, власти обложили его налогом, выплатить который было невозможно, тем более что они запретили молебны в домах, а в храм многие уже опасались открыто ходить. 5 февраля в доме священника собралась церковная двадцатка, чтобы решить, как избежать закрытия храма. Решили во что бы то ни стало выполнить требование властей и собрать далеко не малую сумму, а для этого произвести сбор средств по дворам с обращением к жителям, что если они не помогут, то советская власть закроет храм. Обход по дворам дал результаты: была собрана нужная сумма и уплачен налог. Все это не осталось незамеченным властями, тут же посыпались доносы в НКВД.

12 ноября 1937 года о. Иоанн был арестован. По обыкновению стали вызывать «дежурных свидетелей». Как обычно, был вызван председатель сельсовета; продолжали собираться доносы. Один из доносчиков писал о священнике, что «два года назад из колхоза, то есть на третий год пятилетки, одна женщина дала священнику Богоявленскому два мешка картошки из общеколхозной, подлежащей распределению по трудодням. Он знал, что картофель общий, а взял».

20 ноября состоялся первый допрос. Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других, и в тот же день следствие было закончено. 25 ноября Тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Отец Иоанн был сослан в Коми область в Северный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь (Севжелдорлаг), в поселок Княж-Погост (ныне г. Емва).
Умер от голода 24 декабря 1941 года в возрасте 49 лет. Погребен в безвестной общей могиле.

Реабилитирован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.


Священномученик Николай Виноградов, пресвитер

Священномученик Николай Виноградов, пресвитер

Священномученик протоиерей Николай Виноградов родился в 1876 году в городе Дмитрове в Московской губернии. После окончания Семинарии служил учителем Закона Божия. В 1898 году был рукоположен в диакона, служил отец Николай в Вознесенском монастыре в Москве. В 1917 году он принял иерейский сан и стал служить в церкви великомученика Георгия на Варварке. Через год храм закрыли, и священник перешел в церковь Никиты-мученика.

Здесь отец Николай прослужил 18 лет, он продолжал окормлять сестер закрытого Воскресенского монастыря. Около 1935 года Никитская церковь была закрыта, и отец Николай перешел служить церковь Рождества Христова в Измайлово, а затем в Воскресенскую церковь в селе Васильевском. В бывшем церковном доме церкви был размещен сельсовет, поэтому отец Николай с матушкой поселился в ветхой хибарке рядом с церковью. В это время у отца Николая умерла дочь, тяжело заболела и умерла матушка. Но батюшку в эти годы не оставляли духовные дети, они приезжали к нему из Москвы, в том числе монахини Воскресенского монастыря. Несколько женщин взяли на себя заботы о храме и священнике. Отец Николай никогда не отказывал людям в помощи, несмотря на больные ноги, совершал требы в соседних селах. Служил отец Николай часто. У него был громкий голос, службу совершал неспешно, внимательно.

Незадолго до ареста председатель сельсовета написал в местную газету клеветническую статью, где утверждал, что отец Николай специально организует службы в церкви, отвлекая людей от работы, и что конфетами завлекает детей в церковь. В 1937 году на Пасху отец Николай договорился с лодочником, чтобы тот всех, кто идет в храм на службу, перевозил через Москва-реку бесплатно. Потом священника обвинили в срыве "антипасхального вечера колхозников".

Священномученик Николай Виноградов, пресвитер 1

Вместе с отцом Николаем в 1937 году были арестованы псаломщик и староста, а церковь была закрыта. На всех допросах отец Николай категорически отрицал предъявленные обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганде. Его приговорили к 10 годам в исправительно-трудовом лагере. Семья отца Николая получила из лагеря его письмо: "Здравствуйте, дорогие детки. Я еще жив. Живы ли вы и где? Работаю. Если можете, пришлите беленьких сухариков, сахару и соли...". В том же году священномученик Николай Виноградов скончался в лагере НКВД в Усть-Вымском районе Коми АССР.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2001 года.


Священномученик епископ Феофан и с ним два священномученика и пять мучеников
(Ильменский Сергей Петрович, +24.12.1918)

епископ Феофан ильменский

Память 11 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1867 г. в семье дьякона Саратовской губернии. Закончив духовную семинарию, Сергей Ильменский становится студентом Казанской духовной академии. Академический курс был завершен в 1894 г. В 1898 г. он был рукоположен в священники, после чего около 20 лет трудился законоучителем в различных светских школах Саратовской губернии.

В 1892 году окончил Казанскую духовную академию, рукоположен во священника и назначен 1 июля преподавателем Саратовского женского училища.
С 7 октября 1894 года - законоучитель Саратовского Мариинского реального училища и настоятель училищной домовой церкви.
С 20 сентября 1902 года - председатель Совета Саратовского Епархиального женского училища.
С 1 сентября 1907 года - законоучитель Саратовского Мариинского женского института.
С 31 августа 1913 года зачислен в братство Волоколамского монастыря.

12 августа 1914 года - смотритель Балашовского духовного училища. В этом же году пострижен в монашество с именем Феофан и возведен в сан архимандрита.
С 5 сентября 1916 года - ректор Пермской духовной семинарии.

26 февраля 1917 году хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Новопосвященному епископу Феофану был вручен древний архиерейский жезл свт. Стефана Великопермского. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, он обошел свое викариатство пешком. Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Андронику, бесстрашным обличителем безбожия.

Вознесенский Троицкий монастырь - Соликамск - Соликамский район
(Вознесенский Троицкий монастырь - Соликамск - Соликамский район. Одним из последних настоятелей монастыря был священномученик Феофан (Ильменский), викарный епископ Соликамский)

До начала августа 1917 г., когда епископу Феофану потребовалось приступить к временному замещению епископа Андроника, отправившегося на Поместный Собор Церкви, он почти не выезжал за пределы своего викариатства. После ареста 17 июня 1918 года архиепископа Андроника он переехал в Пермь и 22 июня принял управление Пермской епархией.

В начале 1918 г. епископ Феофан возглавил прошедший в Перми невиданный по многолюдству крестный ход.
В конце лета 1918 г. епископ Феофан был арестован. За несколько дней до взятия Перми Сибирскими войсками, 24 декабря 1918 г. вместе с двумя священниками и пятью мирянами принял мученическую смерть: в тридцатиградусный мороз на берегу реки Камы владыку Феофана многократно окунали в прорубь живым, после чего утопили.

Священномученик епископ Феофан

Священномученик Феофан был причислен к лику местночтимых святых Пермской Епархии в 1998 г. и прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г.


Собор Грузинских святых

Икона Собор грузинских святых, иконописец Михаил Сабинин (1880-е)
(Икона Собор грузинских святых, иконописец Михаил Сабинин (1880-е))


Одному Богу ведомы имена тех неизвестных ныне подвижников, которые смиренным своим трудом неутомимо ковали будущее Грузинской Церкви и народа.
Святой Георгий Святогорец (пом. 27 июня) писал: "С тех пор, как признали Единого Бога, не отступали от Него и сородич наш никогда не склонялся к ереси". А в постановлении Руисско-Урбнисского Церковного Собора сказано: "Не отступимся от тебя, в святости родившая нас, Церковь Кафолическая, не изменим тебе, гордость наша - Православие, которой и не изменяли никогда, ибо удостоились чести познать Тебя - Сама Истина свидетель". Это отношение к Православию было краеугольным камнем в жизни каждого грузина.

Невозможно перечислить имена всех христиан, вознесённых из земных церквей Грузии в Небесные, тем более невозможно описать их деяния. Именно поэтому в этот день упоминаются имена не только всем известных святых, а перечислены ещё 300 мужских и женских имён.
Большая часть грузин носит имена поминаемых в этот день святых и просит их ходатайства и защиты.

Воплощением истории духовной жизни Грузии стала икона Михаила Сабинина “Собор грузинских святых” (1880-е годы). Иконописец в конце 19в. создал эту картину на основе древнегреческих икон, фресок, миниатюр, которые он в течении своей жизни тщательно изучал. Михаил Собинин был человеком верующим, глубоко религиозным, с детства посещал монастыри и святыни Грузии, подолгу жил среди монахов. Эта икона – гимн Грузинской церкви в образах ее святых: мучеников, преподобных, царей и воинов, епископов и монахов. Это – святыня Грузии.

В верхней части иконы изображен Иисус Христос, как на иконе Вознесения с простертыми для благословления руками. От Христа исходят лучи света. По правую сторону от Христа – Богоматерь. В руках ее омофор – длинный узкий платок, который носили иудейские девушки. Божия Матерь простирает святящийся омофор над Грузинской Церковью. Русская православная церковь тоже очень чтит память явления Пресвятой Богородицы в Константинополе, во Влахернском храме, когда Царица Небесная молилась за христиан и сняв со своей головы покрывало, распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов, видимых и невидимых.

Рядом с Девой Марий изображен святой великомученик Георгий. Он был воином, блистательным полководцем в Древнем Риме, любимцем императора, но не захотел таить свою веру в Иисуса Христа и предпочел мучения за Христа мирской славе. За свою верность Богу святой Георгий после смерти получил силу делать добро людям. Он стал покровителем православного Воинства. Георгий – Победоносец помогает земледельцам. Его изображение есть на гербе Москвы: всадник, пронзающий копьем змея. Это память об одном из чудес святого Георгия: он спас население города близ Гор Ливанских от страшного чудовища, обитавшего в озере.

Образ святого Георгия поражающего дракона, стал близок Грузии, которой часто приходилось вступать в единоборство с грозными и могучими врагами.
По левую руку от благословляющего Христа стоят апостолы Андрей Первозванный и Матфей. Андрей Первозванный первый из апостолов, кто последовал за Христом. (Был распят на кресте в греческом городе Патры ). Апостол Матфей был избран в число 12 апостолов по жребию на место Иуды Искариота за проповедь христианской веры, обращение людей в христианство был приговорен к побиению камнями.
Первой христианкой Грузии считают святую Сидонию. Она никогда не видела Христа, но любила его всей душой. И умерла, узнав о его распятии. Сидония была погребена в царском саду с Хитоном Спасителя в руках, никакая сила не смогла отнять его у мертвой девушки. (Это бесценное сокровище ей привез брат, он ей рассказал, что произошло на Голгофе и отдал Хитон )

На месте погребения святой Сидонии вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями.
Хитон Господень – самая великая святыня Грузинской церкви.

Центр Иконы – Животворящий столп, а под ним – тело Сидонии с Хитоном на груди. Вокруг в молитвенном созерцании стоят святые Грузинской церкви. Их лица озаряет мягкий тихий свет, исходящий от животворящего Столпа и Хитона Господня. Стоят вокруг гробницы Сидонии мученики, преподобные, исповедники, святители, затворники, пустынники, Христа ради юродивые, столпники, и праведники – крепость, защита, слава и сияние Грузинской церкви.

В этот день (Собор Грузинских святых празднуется 11 декабря) вспоминаются имена самых известных святых Грузии. Это благоверная Тамара, царица Грузинская, равноапостольная Нина, просветительница Грузии. (Святой Георгий был родственником равноапостольной Нины), и преподобный Антоний, повторивший подвиг Симеона Столпника.

Вообще история Грузинской церкви – это история многих тысяч мучеников, преподобных и праведных, пострадавших за Христа. Церковные предания и народная память сохранили имена лишь особенно просиявших своими подвигами. Очень ценно обращение за молитвенной помощью к грузинским и русским святым. Эта любовь во Христа народов единой веры может укрепиться и стать, с Божественной помощью, еще сильнее.

Tags: Грузия, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments