Священномученик Василий Соколов, пресвитер
Священномученик Василий родился в 1872 году в селе Любаново Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Соколова. В 1895 году Василий Михайлович окончил Вифанскую Духовную семинарию. Женился, но рано овдовел, у них с женой был один сын. В 1897 году Василий Михайлович был рукоположен во священника к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево Верейского уезда Московской губернии. В 1924 году отец Василий был возведен в сан протоиерея, в 1927-м – награжден крестом с украшениями, в 1931 м – палицей.
В начале 1932 года к районному уполномоченному ОГПУ поступил донос, что «в селе Афинеево священник Василий Михайлович Соколов ведет систематическую антисоветскую агитацию и антиколхозную деятельность. Методом борьбы с советской властью Соколов избрал организацию различных торжественных богослужений и юбилеев, на одном из которых Соколов поминал бывшего царя Николая».
9 апреля следователь допросил жителя села Афинеево, который сказал: «Соколов к советской власти настроен враждебно, неоднократно я замечал с его стороны агитацию против колхоза, например, в ноябре 1931 года у нас вышла вся соль и моя жена пошла к соседям занять соли, но у соседей также не оказалось соли или они просто не хотели почему-либо дать. Тогда моя жена зашла в дом священника Соколова, он дал моей жене соль и спросил: «Ну как, Варвара, как у вас в колхозе дела идут?» Жена ответила, что дела идут хорошо, все убрали. Тогда Соколов сказал: «Ну, подождите, увидите, как будет хорошо. Вот загонят всех в колхоз и потом с вами церемониться не будут, а будут гонять на работу палкой; сейчас они стесняются круто с вами поступать, потому что другие в колхоз не пойдут, а вот как взойдут все, то тогда увидите, как будет хорошо».
10 апреля 1932 года, отец Василий был арестован и заключен в тюрьму в городе Наро-Фоминске. 8 мая 1932 года тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан, все имущество его было конфисковано.
По возвращении в 1934 году из ссылки он стал служить в церкви апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Каменки Волоколамского района; в 1937 году протоиерей Василий был награжден митрой.
(храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в с. Каменки Волоколамского района Московской области)
Осенью 1937 года против священника было организовано новое «дело» на основании заявления руководства каменского колхоза, будто священник Василий Соколов занимался вместе с живущими в том же селе монахинями хищением травы с колхозных полей. Отец Василий не признал себя виновным в хищении колхозного имущества и сказал, что помогал хворой монахине косить траву и заготавливать сено, так как желал ей помочь из-за слабого ее здоровья. Суд приговорил священника к выплате пятисот рублей штрафа, но отец Василий уже не смог их заплатить, так как 27 ноября этого же года власти снова арестовали его. Незадолго до ареста, 19 ноября, он получил назначение на новое место служения – в храм Рождества Христова в селе Вешки Уваровского района, но воспользоваться им уже не успел.
Протоиерей Василий был обвинен в том, что «сгруппировал вокруг церкви церковный актив, регулярно проводил с ними беседы. После того, как сельсоветом организованы были десятидворки по изучению сталинской конституции и проведению разъяснительной работы по выборам в Верховный Совет, он к этим десятидворкам прикрепил активных церковников и дал им указание, чтобы они сообщали все церковному совету, что делается на десятидворках, чтобы обрабатывали колхозников в церковном духе и с десятидворок приглашали их в церковь, а самое главное, чтобы обрабатывали активистов-колхозников. Таким методом Соколов перетащил на свою сторону ряд членов сельсовета и рядовых активных колхозников, вовлек их в церковный совет и церковными старостами, последние стали реже посещать собрание колхозников и хуже работать в колхозе».
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Василия Соколова к расстрелу, а священника Николая Виноградова – к десяти годам заключения.
Протоиерей Василий Соколов был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Феодор Дорофеев, пресвитер
(Священник Феодор Дорофеев, его супруга Александра Михайловна, их дети)
Память 27 ноября, в Соборе Бутовских новомучеников, Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родился 7 июня 1885 года в деревне Козлаково Андреевской волости Владимирской губернии в семье крестьянина . Окончил Владимирскую духовную семинарию.
В 1906 году женился на Александре Нарбековой (1887-1977), родители которой крестьянами того же села. У Федора и Александры было десять детей, но зрелого возраста достигли только пятеро: Зинаида, Капитолина, Валентина, Николай и Владимир.
Был рукоположен в сан диакона и служил в Тихвинском храме села Выпуклово Александровского уезда Владимирской губернии.
По рукоположении в сан священника служил в Сретенском храме в селе Константиново Московской губернии, а также в церкви праведных Иоакима и Анны села Акиманка.
По воспоминаниям родных и близких, отец Феодор был глубоко верующим и высоконравственным человеком. Он очень любил свою семью. Вся семья пела на клиросе. Кроме того супруга часто читала молитвы по усопшим и пекла просфоры. Дети помогали в храме, читали Апостол, прислуживали в алтаре.
В 1930 году состоял под следствием по статье 58 п.10 УК, но был оправдан, после того, как отсидел полтора месяца в тюрьме города Талдома.
В 1931 году храм в селе был закрыт, и священник вместе с прихожанами принялись усиленно хлопотать о его открытии. В это время отец Феодор служил в домах своих прихожан.
7 декабря 1932 года священник и наиболее активные из членов двадцатки были арестованы по обвинению в создании антисоветской контрреволюционной группировки церковников, которая будто бы ставила своей целью срыв мероприятий советской власти и развал колхозов; они будто бы собирали нелегальные собрания крестьян, на которых читали и разъясняли в антисоветском духе религиозную и антисемитскую литературу, возбуждая таким образом суеверия в отсталых группах населения. Кроме этого, отец Феодор был обвинен в том, что во время богослужений призывал верующих оказать помощь храму.
Священник в предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал. 21 января 1933 года Тройка ОГПУ приговорила его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Вернувшись из заключения, отец Феодор был назначен настоятелем Казанского храма села Старикова Талдомского района Московской области.
(Церковь Казанской иконы Божией Матери - Стариково - Талдомский район - Московская область. Храм находится в плачевном состоянии. Трапезная и купольная части храма обрушены (уцелели только стены). Свод алтаря сохранился. Колокольня в аварийном состоянии, хотя архитектурно передает свою первозданность.
В восточной части храма устроена часовня. Над центральной частью храма устроена временная крыша.)
Осенью 1937 года были допрошены лжесвидетели, которые показали, что отец Феодор сетовал, что прихожане мало стали заказывать молебнов и панихид, что священники в последнее время оказываются без средств к существованию, и убеждал верующих оказать помощь и призвать к тому же других. 31 октября 1937 года отец Феодор был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
На допросе следователь спросил священника:
— Гражданин Дорофеев, следствием установлено, что вы, будучи священником, вели антисоветскую деятельность против существующего строя в Советском Союзе. Вы признаете себя виновным в этом?
— Виновным себя в этом не признаю, — ответил отец Феодор.
— Следствием установлено, что вы в качестве священника в апреле 1937 года вели среди детей антисоветскую пропаганду на срыв подготовки к 1 мая, призывали народ к посещению церкви.
— Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Феодора к расстрелу.
Священник Феодор Дорофеев был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Иоанн Московский (Смирнов), пресвитер
Священномученик Иоанн родился 25 января 1879 года в селе Лопасня Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Михаила Смирнова, который умер еще до рождения сына. Чтобы прокормить семью, матушка отца Михаила поехала в Москву к своему брату священнику, который помог ей устроиться просфорницей в Ильинский храм на Воронцовом Поле; наряду с этим она еще и шила на дому.
После окончания в 1899 году Московской Духовной семинарии Иван Михайлович был в 1901 году рукоположен в сан диакона и служил в Москве при домовой Вознесенской церкви на Большой Серпуховской улице, а также состоял законоучителем в некоторых московских женских городских училищах. В 1907 году отец Иоанн поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1911 году и в том же году был рукоположен в сан священника.
С 1914 по 1918 год священник Иоанн Смирнов занимал кафедру славистики в Московской Духовной академии. Протоиерей Иоанн получил степень магистра богословия в 1918 году за работу «Синайский патерик в древнеславянском переводе». Во время работы над своей диссертацией он сделал ряд церковно-исторических открытий и был удостоен Макарьевской премии. После закрытия в 1919 году Московской Духовной академии отец Иоанн до 1923 года служил в городе Бутурлиновка Воронежской губернии.
С 1923 по 1932 год священник Иоанн Смирнов служил в Свято-Духовской церкви, что на Лазаревском кладбище в Москве. В 1925 году он стал настоятелем этого храма. В один из воскресных дней 1932 года храм был внезапно оцеплен милицией, настоятелю объявили о его закрытии и конфискации имущества.
С 1932 по 1935 год он служил в Тихвинской, что в Сущеве, церкви, откуда 25 марта 1935 года был переведен в Троицкую церковь на Пятницком кладбище.
30 декабря 1935 года он был назначен на служение в Знаменскую церковь у Крестовской Заставы. Здесь отец Иоанн прослужил до своего ареста 22 ноября 1937 года. В тот же день священник был допрошен.
(Знаменская церковь у Крестовской Заставы в Переяславской слободе, Москва)
– Кого вы знаете из священников, которые арестованы за контрреволюционную деятельность, и назовите их фамилии.
– Я знаю Бориса Павловича Ивановского, который служил в церкви святителя Григория Неокесарийского священником. Сейчас он арестован за контрреволюционную деятельность. С ним я был знаком и поддерживал связь до его ареста, знаю его как бывшего сослуживца на Пятницком кладбище.
– Имеете ли вы связь с заграницей и с кем именно?
– Я связей с заграницей не имел и не имею.
– Следствию известно, что вы являетесь участником контрреволюционной группы и проводили антисоветскую пропаганду среди верующих. Признаете ли вы себя в этом виновным?
– Я в контрреволюционной группе не состоял и контрреволюционную агитацию не проводил. Со священником Ивановским знаком, с ним связь поддерживал как с бывшим сослуживцем, который в данное время арестован органами НКВД.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу.
10 декабря 1937 года, в день престольного праздника Знаменской церкви, где служил протоиерей Иоанн Смирнов, он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 2
Священномучениче Иоанне,/ не всуе ты в писаниях отеческих/ прилежно поучался еси;/ от юности смирение и кростость возлюбив,/ и пред мучители Христа бесстрашно проповедал еси./ Тем же и мы, чтущии страдания твоя,/ яко теплаго заступника прилежно молим тя:/ испроси нам разума и крепости/ словесы и делы исповедати Христа// и моли спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
Кротость и незлобие твои,/ отче Иоанне,/ и отеческим учением последование,/ яко лествица небовосходная/ возведоша тя к духовному преспеянию/ и ко иже за Христа страданию,/ и венец сугубый исходатаиша ти,/ сего ради молим тя:/ научи и нас, тя почитающих,/ крест свой взяти и за Господом идти// и моли спастися душам нашим.
Священномученик Николай Андреев, пресвитер
(Протоиерей Николай Андреев. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год)
Память 27 ноября, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.
Родился 8 февраля 1869 года в семье священника в городе Виндаве Курляндской губернии (ныне Латвия, г. Вентспилс). Окончил начальную школу и учительскую семинарию. Был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Риги.
Во время Первой мировой войны он вместе с семьей был эвакуирован в Московскую губернию и назначен служить в Богоявленский собор в городе Богородске, где служил до своего ареста в 1937 году. За ревностную и беспорочную службу он был возведен в сан протоиерея.
Был лишен избирательных прав. Дочь Ольга (1903 г.р.) вышла замуж и проживала отдельно - в Москве, на Таганке. В Ногинске о. Николай жил с женой Евдокией Михайловной и сыном Владимиром (1913 г.р.), который учился в ФЗУ при Глуховском комбинате. Прихожане любили о. Николая за доброту и незлобие. Нравился и его красивый и сильный голос.
26 ноября 1937 года власти арестовали отца Николая, и он был заключен в тюрьму в городе Ногинске. Был арестован как "организатор контрреволюционной группировки служителей религиозного культа", ведущих среди верующих "контрреволюционную деятельность". Он был одним из последних клириков Богоявленского собора, все еще остававшихся на свободе. Предыдущий настоятель, протоиерей Сергий Махаев, был арестован несколькими днями раньше, вероятно, поэтому в справке на арест о.Николай фигурирует в качестве "протоиерея и настоятеля Ногинского собора".
На следующий день были допрошены лжесвидетели, один из которых сказал, что священник после богослужения говорил верующим: «Православные, нашу двадцатку арестовали коммунисты, и поэтому для укрепления веры прошу вас подойти к столу и подписать лист — не давайте советской власти закрывать наш собор».
На следующий день был допрошен священник.
— Когда вы прибыли в Советский Союз? — спросил следователь.
— В Советский Союз я прибыл из Латвии в 1917 году во время эвакуации города Риги во время войны.
— Чем вы занимались, проживая в Латвии?
— Проживая в Латвии, я был священником.
— Следствием установлено, что вы в 1936 году в ногинском соборе после богослужения среди верующих читали контрреволюционные проповеди.
— Да, действительно, я читал верующим проповеди, но по книгам.
— Следствие располагает данными, что вы в сентябре 1937 года после ареста церковного совета среди верующих распространяли гнусную контрреволюционную клевету на советскую власть и коммунистов.
— После ареста церковного совета я среди верующих контрреволюционную клевету на советскую власть и коммунистов не высказывал.
— Признаете ли вы себя виновным в том, что среди верующих вели активную контрреволюционную деятельность?
— Виновным себя я не признаю, — ответил протоиерей Николай.
На этом допросы были закончены. 1 декабря 1937 года Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила священника к расстрелу за "активную контрреволюционную деятельность".
10 декабря 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Преподобномученики Алексий (Гаврин), Иоасаф (Боев), Кронид (Любимов)
Преподобномученик Алексий родился в 1883 году в селе Пичаево Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Гаврина, который, как знавший хорошо грамоту, был в селе писарем. Алексей окончил церковноприходскую школу. Будучи призван в армию, он служил в 7-м запасном Кавказском полку, квартировавшем в городе Тамбове. Здесь он окончил в 1905 году военно-ветеринарную фельдшерскую школу. Впоследствии, благодаря полученному образованию, работал ветеринарным фельдшером. В 1916 году Алексей Петрович переехал в Москву и поселился на Донской улице, неподалеку от храма Ризоположения. В тридцатых годах настоятелем храма был протопресвитер Александр Хотовицкий, духовный отец Алексея Петровича.
В начале двадцатых годов Алексей Петрович тяжело заболел, и посещавший его иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры Иаков (Шеманов) предложил ему принять монашеский постриг. Алексей Петрович согласился и был пострижен отцом Иаковом в монашество. После пострига его здоровье поправилось. И до пострижения в монашество он вел благочестивую жизнь, а теперь, став иноком, усугубил подвижнические труды и за свое благочестие стал известен многим верующим: одни приходили к нему испросить совета в вопросах христианской жизни, а крестьяне подмосковных селений приходили к нему, зная его и как хорошего ветеринара.
В 1937 году вместе с массовым уничтожением духовенства и верующих власти стали преследовать любое почитание святыни и арестовывать тех, кто почитал не прославленных еще тогда Православной Церковью подвижников и ходил молиться на их могилы. Так были арестованы многие почитатели иеросхимонаха Аристоклия, погребенного на Даниловском кладбище, и протоиерея Валентина Амфитеатрова, погребенного на Ваганьковском кладбище. Среди других 22 октября 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и монах Алексий.
На допросе монах Алексий, отвечая на вопросы следователя, сказал, что среди лиц, «которые приходят ко мне за медицинской помощью или с вопросами в отношении того, как вылечить скотину, я проводил небольшие душеспасительные беседы и чтение книг духовного содержания. Говорил по этому вопросу и с верующими, посещающими церковь, и на улице».
– Следствие располагает данными о том, что вы, беседуя с верующими по вопросам Священного Писания, выражали недовольство советской властью в ее отношении к религии и высказывали по этому вопросу антисоветские настроения. Дайте показания по существу вопроса? – потребовал следователь.
– В беседах с верующими я выражал недовольство тем, что советская власть проводит гонение на религию, закрывает церкви, арестовывает духовенство, и в связи с этим говорил, что власть антихристова долго существовать не будет, скоро придет такое время, когда снова будет царствовать православная вера и Церковь. Я призывал верующих к тому, чтобы они своим смирением и любовью к Богу укрепляли Церковь и являлись верными ее последователями. Нужно сказать, что это кое-какое влияние имело. Несмотря на испытания, которые сейчас переживает Церковь, храмы посещают и старики, и люди среднего возраста, и молодежь. Я принял монашеский постриг и в меру моих сил и здоровья старался укреплять веру среди людей.
– Кто и в каких целях вас посещал на квартире? – спросил следователь.
– На квартире меня посещали очень многие из близлежащих селений около Москвы, из села Коломенского, Новинки-Раменки, Воробьевых гор, Гладышева, Семеновского, Черемушек, Дальнего Беляева, Воронцова и других селений. Люди обращались ко мне за советами.
– За какими советами обращались к вам крестьяне вышеуказанных селений?
– Меня знали как ветеринарного фельдшера и обращались ко мне, чтобы я оказал помощь заболевшему скоту. Я не отрицаю, что ко мне обращались и за советами другого порядка – идти ли в колхозы, спрашивали, когда кончится советская власть, и так далее. На вопросы о колхозах я говорил, чтобы в колхозы не входили, о советской власти говорил, что она скоро должна погибнуть, потому что ею многие недовольны.
21 ноября 1937 года следствие было закончено. Монаха Алексия обвинили в том, что он среди «окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию, в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничество». 23 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Монах Алексий (Гаврин) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Иоасаф (в миру Боев Иван Васильевич) родился 20 апреля 1879 года в Москве. В июне 1912 года Берлюковской пустыне принял постриг в монашество с именем Иоасаф.
В 1914 году сдал экзамены на диакона, служил в разных храмах Москвы. В 1921 году Иоасаф был рукоположен во священника.
В декабре 1927 года отец Иоасаф был осуждён к трём годам ссылки в Тобольский округ за «контрреволюционную деятельность».
В 1932 году он снова был осуждён к трём годам заключения за участие «в контрреволюционной организации церковников».
27 ноября 1937 года отца Иоасафа арестовали, а 5 декабря приговорили к расстрелу за «активную антисоветскую агитацию, контрреволюционную деятельность».
10 декабря 1937 года приговор был приведён в исполнение. В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Преподобномученик архимандрит Кронид был последним настоятелем Троице-Сергиевой Лавры (перед ее закрытием в 1920 году).
В миру Любимов Константин Петрович, родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. Родители мальчика - пономарь Петр Федорович и Агафия Васильевна - отличались благочестием и глубокой верой, которые они смогли передать и свои детям. О своих родителях архимандрит Кронид сохранил самые трогательные воспоминания. Впоследствии его брат Лука стал священником.
Обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1877 году поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Более пяти лет продолжался испытательный срок, в течение которого он исполнял различные послушания.
4 января 1883 года он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2 февраля того же года определен в число лаврских послушников в связи с его хорошим поведением и способностями. Назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина).
28 марта 1888 года пострижен в монашество с наречением имени Кронид в Гефсиманском скиту соборным иеромонахом Авраамием.
25 сентября 1889 года рукоположен во иеродиакона преосвященным Христофором (Смирновым), епископом Волоколамским.
23 мая 1892 года рукоположен в сан иеромонаха в Крестовой Казанской домовой церкви митрополитом Московским и Коломенским Леонтием (Лебединским).
Отец Кронид был назначен смотрителем литографии и фотографий. С 1896 года состоял смотрителем епархиального училища иконописания при Лавре. Благодаря его неустанной заботе училище иконописи "совершенно переменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по самому содержанию оного". Состоял членом экзаменационной комиссии по испытании братии при представлении к рукоположению в священный сан.
С января 1902 года исправлял должность помощника казначея Лавры. С ноября 1903 года утверждён в должности помощника казначея Лавры и члена Духовного собора Лавры.
В 1904 году назначен инспектором Епархиального училища иконописи и членом его совета.
17 января 1905 года назначен экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья.
По прибытии в Санкт-Петербург о. Кронид развернул активную деятельность по восстановлению сильно запущенного Троицкого подворья, много труда и энергии приложил для ремонта подворской церкви, покоев митрополита, брошенных помещений, арендного дома. За один год подворье совершенно преобразилось.
11 мая 1906 года был возведён в сан игумена.
9 мая 1908 года был возведен в сан архимандрита митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья.
По-видимому, Троицкое лаврское подворье сыграло свою немаловажную роль в воцерковлении великой княгини Елизаветы Феодоровны, буду¬щей преподобномученицы, принявшей Православие в 1891 году. Несомненно, что в период настоятельства отца Кронида они общались, свидетельством чего служит письмо Елизаветы Феодоровны от 7 сентября 1910 года — взять под своё духовное руководство сестру милосердия, имевшую намерение поступить в Марфо-Мариинскую обитель.
9 января 1915 года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вместо уволенного на покой архимандрита Товии.
Архимандрит Кронид усердно и ревностно проповедовал. Его поучения отличались простотой изложения и сердечностью, они производили необычайно глубокое впечатление.
Видя ослабление веры в русском обществе, архимандрит Кронид призывал своих соотечественников к покаянию, предупреждая о грядущих от распространяющегося вольнодумства и неверия бедах:
Если русский народ не опомнится и не придет к Богу в покаянии, то стране нашей, несомненно, грозит опасность гибели от безбожия и безначалия. В городе – дневной и ночной грабеж, и некому будет спасать от этого. Не придется ли тогда и нам поступать так же, как сделали наши предки, пославшие к варягам послов просить их к себе в начальники, говоря: "Земля наша велика, а порядка в ней нет: придите и княжите над нами". Но может случиться нечто худшее этого: враги сами придут к нам незваные, как некогда приходили монголы, и, пользуясь междоусобием, овладеют нашей страной и будут водворять в ней порядок посвоему.
4 марта 1919 года о. Кронид с братией Лавры обратился к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами прп. Сергия:
В Посаде, а затем и в столичной печати появилось известие о желании некоторой группы лиц вскрыть и подвергнуть осмотру мощи Преподобного Сергия. Неуместно здесь доказывать святость Преподобного и то искреннее благоговейное чувство любви, которое питаем к нему мы, часть русского народа, наконец, вся Русская Церковь. Не место здесь говорить, чем является Преподобный для нас и других верующих и сколько признания находит также и в среде неверующих как великий исторический деятель, как пример любви и кротости – тех нравственных начал, на которых только и может строиться человеческая жизнь, в ее личном проявлении и в общественно-государственном. Отсюда понятно, как дорог для нас, для общества, для Русской Церкви преподобный Сергий и все, решительно все, связанное с его памятью. Мы чтим его идеи, мы чтим его останки, мы чтим то немногое, бесконечно для нас дорогое, что сохранилось от великого молитвенника, великого единителя разрозненной тогда России, единителя во имя братской любви и мира народа. Ведь материальные остатки былой жизни всегда священны в глазах всех народов, и прах отцов всегда мыслился и мыслится неприкосновенным; но тем более он дорог, когда дело идет о духовном родоначальнике, связь с которым не только родовая, но и идейная... Мы, недостойная братия Троице-Сергиевского монастыря, преемственно несущая на себе долг охраны памяти Преподобного, обращаемся с настоящей докладной запиской к Народным Комиссарам во имя любви и мира, святых заветов основателя великой русской Лавры: не допустите того, что часть общества назовет кощунством, а что вы назовете по меньшей мере политической ошибкой.
Наместник Лавры Архимандрит Кронид. Всего: 77 подписей братии.
Архимандрит Кронид никогда не выходил из канонического подчинения законному священно¬началию Русской Православной Церкви, не порывал с митрополитом Сергием и строго порицал ушедших в расколы.
11 ноября 1937 года органами НКВД на архимандрита Кронида было возбуждено дело. Уже слепого и немощного старика арестовали 21 ноября и предъявили ему обвинение (дословно, с сохранением орфографии подлинника), что
"В процессе следствия и по агентурным данным установлено, что поселившийся в г. Загорске возвратившийся из ссылки быв. настоятель монастыря Троицкой Лавры архимандрит "КРАНИД" ЛЮБИМОВ восстановил свои связи среди монашествующих к/р настроенных церковников гор. Москвы и районов Московской обл., к которому систематически наблюдается паломничество монашествующих и к/р настроенных церковников. ЛЮБИМОВ КРАНИД активный церковный деятель неоднократно принимал лично в Троицкой Лавре быв. царя и других придворных сановников, враждебно настроен к советской власти, среди окружающих проводит к/р монархическую агитацию..."
На вопрос следователя о его отношении к советской власти, о. Кронид отвечал: “Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: (она) послана народу как испытание веры в Промысл Божий”.
О том как велось следствие по данному делу и ещё по трем делам священнослужителей и монахов Загорского района, говорит приложенная к данным делам справка по делу следователя, работавшего в органах НКВД, который обвинялся в том, что "работая нач. Загорского РО НКВД МО производил незаконные аресты ничем неопороченных советских граждан и путем физического воздействия вынуждал их подписывать заранее сфабрикованные им протоколы допроса с вымышленными фактами... путем обмана и угроз понуждал свидетелей подписывать протоколы с вымышленными обвинениями в отношении них..." Военный Трибунал в своем приговоре установил, что в этой же преступной деятельности по примеру следователя Сахарчука принимали участие и другие сотрудники райотдела, которым Сахарчук давал готовые, лично им сфабрикованные протоколы допроса, поручая им добиваться подписания протокола", то, что протоколы и дела были сфабрикованы, видно из массы, содержащихся в них фактических ошибок.
7 декабря 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила архимандрита Кронида, протоиерея Дмитрия Баянова, игумена Ксенофонта (Бондаренко), игумена Никодима (Монина), игумена Азария (Павлова), иеромонаха Гедеона (Черкалова), иеромонаха Иакова (Марочкина), иеромонаха Серафима (Крестьянинова), иеромонаха Лаврентия (Насонова), иеромонаха Гедеона (Смирнова), монаха Георгия (Потапова) к расстрелу. Протоиерей Виталий Лукашевич, священник Алексей Быстрицкий, монахиня Анна (Самойлова), Сычев Николай Михайлович получили 10 лет исправительно-трудовых лагерей.
В 1938 г. было сфабриковано еще два следственных дела среди духовенства и монашествующих г.Загорска, как продолжение данного дела, где прошло 16 человек.
Архимандрит Кронид был расстрелян 10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне НКВД. Погребен в безвестной могиле.
14 ноября 1958 года он был реабилитирован.
В августе 2000 года был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Тропарь
глас 1
Преподобному Сергию от юности последуя, / отче богомудре Крониде, / веру во Святую Троицу стяжал еси / и даже в старости мастите до крове сохранил еси. / Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: / слава Давшему ти силу терпения, / слава Увенчавшему тя яко мученика, / слава Спа¬сающему тобою души наша.
Кондак
глас 2
Яко верный ученик преподобнаго Сергия, / послушанием, смирением и молитвою / душу твою очистил еси, Крониде приснопамятне, / и Божиим промышлением во игумена обители Троицкия / достойно поставлен был еси. / Во дни же гонения лютаго / за Христа и вверенную ти братию / яко мученик пострадал еси. / Сего ради ныне, предстоя Святей Троице, / моли еже Лавре Сергиевой утвержденней быти / и спастися ду¬шам нашим.