Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Зиновия Егейского (Киликийского), епископа, и сестры его мц. Зиновии (285); свт. Астерия Амасийского (до 431; Зап.); свт. Германа, еп. Капуанского (540); прп. Ферапонта Литродондского, Кипрского (VII; Греч., Кипр.); мц. Аполлонии девы, диакониссы и иных с ней, в Александрии (248/249; Греч.).
Апп. от 70-ти Тертия (Терентия), Марка (Иоанна), Варсавы (Иуста) и Артемы (I); сщмч. Маркиана, епископа Сиракузского (II); мц. Евтропии Александрийской (ок. 250); мч. Маркелла Танжерского (298; Афр.); мч. Максима диакона (304); свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316), и матери их Елены (1306) (Серб.); вмч. Стефана Уроша III Дечанского (1331; Серб.), память обретения мощей в 1338 году ; свт. Иосифа, патриарха Константинопольского (1283; Греч.); мч. Иоафама Зедгенидзе (1465; Груз.).
Сщмч. Матфея Казарина, протодиакона (1942); cщисп. Варнавы (Настича), еп. Хвостненского (1964; Серб.); Обретение мощей сщисп. Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского (1998); прп. Евтропии (Исаенковой) Херсонской (1968; Херсон.), память обретения мощей в 2009 году; прмч. Владимира (Товстика), Черкасского, иеромонаха (1937; Одесск.).
Икон Божией Матери: Озерянская; Численская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Священномученик Зиновий, епископ Егейский и сестра его мученица Зиновия
Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия претерпели мученическую смерть в 285 году в Киликии. Они с детства восприняли святую христианскую веру от своих родителей и вели благочестивую, целомудренную жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия, раздали они свое имущество, полученное в наследство, неимущим. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней. Он был избран епископом христианской общины в Киликии.
Пребывая в святительском сане, святой Зиновий ревностно распространял веру христианскую среди язычников. Когда император Диоклитиан (284-305) начал гонение на христиан, епископ Зиновий был первым схвачен и доставлен на суд к правителю Лисию. «Я буду говорить с тобой кратко,- сказал Лисий святителю. – Предлагаю тебе: жизнь – если поклонишься нашим богам, и смерть – если не поклонишься». Святой ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду».
По приказу Лисия, святителя прибили к кресту и начали пытать. Сестра епископа, видя страдания брата, пожелала их с ним разделить. Бесстрашно исповедовала она перед гонителями свою веру во Христа, за что также была отдана на мучения. Силою Господней оставшиеся в живых после пыток на раскаленном одре и в кипящем котле святые были обезглавлены. Пресвитер Гермоген тайно предал тела святых мучеников погребению.
Кондак священномученику Зиновию и сестре его, мученице Зиновии
глас 8
Истины свидетели, и благочестия проповедники, двоицу достойно почтим в Богодухновенных песнех, Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею, купно жившия и отшедшия, и мучением приимшия венец нетленный.
Апостолы от 70-ти Тертий (Терентий), Марк (Иоанн), Варсава (Иуст) и Артема (I)
(Апостол от 70-ти Тертий (Терентий))
Св. апостол Терций, один от 70-ти, был одним из ближайших учеников и сотрудников св. апостола Павла. Трудясь и подвизаясь на ниве евангельской под непосредственным руководством великого апостола языков, он в то же время исполнял и частные его поручения. Известно, что Послание апостола Павла к Римлянам написано было апостолом Терцием, так как апостол Павел, по его собственному свидетельству, имел неразборчивый почерк и затруднялся сам переписывать свои послания. О том, что св. апостол Терций переписывал Послание к Римлянам, узнаем из этого последнего, где находим следующие слова: Приветствую вас в Господе и я Терций, писавший сие послание (Рим.16:22).
Св. апостол Терций был епископом в Иконии после св. апостола Сосипатра, где и удостоился принять мученический венец.
Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12:12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы. Об этом апостоле я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/274906.html
(апотол от 70-ти Артема)
Имя Артемы сокращенное от имени Артемидор или Артемон — Артемий. Св. Артема во всех известных списках причисляется к св. 70 апостолам. Весьма скудны сведения о нем в Священном Писании. Имя его упомянуто однажды ап. Павлом в Послании к Титу (гл. III, 12); из этого стиха видно, что Артема был спутником св. апостола и пользовался его особым доверием. В греческой Минее (Синаксарь Никодима Святогорца, октябрь 30 ч.) сказано о нем: «Артема был епископ в Листре, и как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов». В славянской Четьи Минее (св. Димитрия) сказано: «Артема святый, его же Павел снятый (воспоминает) к Титу: егда послю Артему к тебе (III, 12) бысть епископ в Листре» (4 января л. 47) и под 30 октября: «Артема бысть епископ в Листре».
Преосвященный Феофан в тoлкoвaнии на послание к Титу пишет: «о Артеме говорится в первый раз (гл. Ж. ст. 10) и более о нем ничего неизвестно. Предание передает, что он был епископом в Листре. Он причисляется к 70 апостолам. Память его 30 октября» (I882. Москва 135 стр.). В православной богословской энциклопедии, изданной под редакцией А. П. Лопухина (1900 г. т. I. стр. 1080), сказано: «Артема (сокращ. от Артемидор — дар Артемиды) один из апостолов, о котором св. ап. Павел упоминает в своем послании к Титу (3, 10). О жизни его ничего неизвестно. Полагают, что он впоследствии был епископом в Лпстре. Память его 30 октября». Западные церковные писатели о св. Артеме сообщают: Аббат Минь (Dictioimaire de la Bible I. p. 607): «Артема, ученик ап. Павла (Тит. III:12); он был послан aп. Павлом в Крит на место св. Тита, пока сей последний пребывал при апостоле в Никополе, где и провел зиму.
Ничего не известно ни о жизни, ни о смерти св. Артемы, но из поручения, которое делает ему св. Павел, видно, что он пользовался большим доверием».
В правосл. церкви память св. Артемы 30 октября вместе с ап. Клеопою, Иустом, Марком и Тертием и 4 января в Соборе св. 70 апостолов. Г. Листра ныне не существует; по раскопкам, произведенным в 1892 г. в 50 верстах от Конии, по направлению к горе Али Сумас, найдены развалины, свидетельствующие о процветании здесь хриспанства и думают, что здесь был древний город — Листра, близ нынешнего поселка Хотын Сарая. Во времена Апостольские был ещё св. Артемон, епископ Селевкии Писидйской, которого некоторые смешивали с ап. Артемою. Св. Димитрий, митрополит Ростовский, кратко изложив житие св. Артемона, замечает: «зде же ведати потребно яко ин есть св. Артема, един от 70 апостолов, св. ап. Павлом в послании к Титу, в главе третьей воспомяновенный, епископ в Листре бывший; а ин есть св. Артемон, не от числа 70 апостолов, и не в Листре, но в Селевкии Писидийской первый бывший епископ» (Четьи Минея, 24 марта).
Иосия, он же Иосиф называемый Варсавой и прозванный Иустом (+ I), апостол от 70-ти, епископ Елевферопольский, священномученик.
Память 30 октября и в Соборе семидесяти апостолов.
Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом апостолов Иуды из лика 12 и Иакова из лика 70.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: "Ни братья бо Его вероваху в Него" (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю. Только старший Иаков принял Иисуса, за что был назван братом Господним, тогда как Иосия и Иуда воспротивились.
Впоследствии Иосия уверовал во Христа и был одним из двух учеников Христовых, избираемых на апостольство вместо Иуды Искариота, но не был избран, так как жребий пал на апостола Матфия (Деян. 1, 23-26).
Святой Иосия епископствовал и мученически скончался в Елевферополе.
Тропарь
глас 3
Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.
Кондак
глас 4
Лозие явистеся Христова винограда, мудрии, / гроздие приносяще в добродетелех, / вино нам спасения источающе, / егоже приемлем, веселия исполняющеся. / Празднуем честную вашу память, / в нюже молите дароватися нам велицей милости, и отпущению грехов, / Господни апостоли.
Святые Стефан Милютин , король Сербский, брат его Драгутин (в иночестве Феоктист) и мать их Елена
(Святой король Урош II Милутин, святая королева Елена, святой Король Урош I Симон, святой король Драгутин преподобный Феоктист)
Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана - Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.
Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.
(св. Драгутин Сербский)
Святая Елена Сербская, по происхождению из французского королевского рода, приняв Православие, вышла замуж за короля Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина. Жизнь свою провела как добродетельная и богомудрая христианка. Она была умна и остроумна, в речах строга, но в сердце добра, набожна и изобильно щедра. После смерти своего супруга, блаженная Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам; жертвовала на монастыри и строила новые церкви; заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа, в страхе Божием всегда пребывала.
"Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила", говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II. Своими трудами и имением она построила дивную задушбину (пожертвование "за душу") свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар). Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила. Упокоилась святая Елена в своем королевском дворе в Брняцах, что на реке Ибар, и была погребена в своей задушбине, монастыре Градац.
(Баньский (Баньска) монастырь в Косово)
(За фото Спаси, Господи Хаджи Миодрага Миладиновича!)
На погребении присутствовали ее сын святой король Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило и епископ Рашки Павел. На ее погребении было бесчисленное множество бедных, которых милостивая королева питала и одевала. Спустя три года, ее святые мощи были обретены нетленными. Открытие мощей было совершено после ее чудесного явления епископу Рашскому Павлу, которого святая Елена при жизни почитала как родного отца. Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял тело святой Елены и положил в киот, установленный в храме монастыря Градац перед иконостасом.
(Болгария. София. Собор Святого Воскресения (Св. Недели))
(Рака с мощами св. Стефана Милютина в Софийском Соборе Святого Воскресения)
Тропарь преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 4
Божественнаго страха огнем душу свою распалил еси,/ очистився покаянием и украсився кротостию и смирением,/ востекл еси к невечернему Свету — Христу,/ преподобне отче Феоктисте,/ и ныне, трисолнечным светом озаряемь,/ на Небеси ликуеши,/ моли о нас, верою почитающих честную память твою.
Тропарь святого праведного Стефана Милютина
глас 3
Ты на земли вседушно Христа возлюбив/ и Того заповеди соблюдая,/ яко река, благоутробием изсохших нищетою богатно напоил еси/ и люди своя снабдел еси,/ и рака мощей твоих благоухания цельбы всем подает,/ сего ради, святе, молим тя,/ изпроси душам нашим велию милость.
Тропарь святой Елене Сербской
глас 4
От страны западныя / святородней лозе сербстей совокупльшися, / доброрасленная ветвь явилася еси, / благоверная княгине Елено. / Плода красная святую сыну двоицу / принеся Богови и роду сербскому, / на конец вся суетная мира оставила / и преподобным приложилася еси: / со дерзновением Владыку всех моли / мир вселенней даровати / и сыновом словенским спастися.
Кондак преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 7
Верою истинною украшен быв,/ просиял еси добродетельми,/ храмы и обители щедро помогал еси,/ богомилов же душетлительную ересь искоренил еси,/ сего ради вопием ти:/ преподобне Феоктисте, блаженне,/ со всеми преподобными предстоя Христу,/ молися о всех нас.
Кондак святого праведного Стефана Милютина
глас 4
Явился еси от корене благаго/ отрасль преславная отечеству своему и прародителем своим,/ новообразен подобник бывавши/ и людем своим являешися утварь прекрасная.
Священномученик Матфей Казарин, протодиакон
Священномученик протодиакон Матфей Васильевич Казарин родился 9 ноября 1886 года в селе Покосы (ныне Зубово-Полянский район Мордовской области) и происходил из семьи псаломщика. Будущий священномученик окончил 4 класса духовного училища, затем учился в Тамбовской Духовной Семинарии, но не окончил ее.
Мы не знаем, когда началось диаконское служение отца Матфея и где он служил первоначально. Известно, что в 1930 году он был арестован в Тамбовской области и приговорен нарсудом к 2 годам лишения свободы. После освобождения из лагеря отец диакон служил в Ильинской церкви города Мичуринска (Козлов) вместе с преп. Севастианом Карагандинским. Следующий арест состоялся 1 августа 1937 года. Отца Матфея привлекли по групповому делу «церковно-монархической повстанческой организации. Мичуринск, 1937г.» и обвинили в контрреволюционной агитации.
Из обвинительного заключения: «Входил в состав церковно-монархической повстанческой организации. Вел среди населения контрреволюционную агитацию, призывая крестьян к организованным выступлениям против советской власти и оказанию помощи фашистам в случае войны. Возводил клевету на политику партии и правительства». 6 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Тамбовской области приговорила протодиакона Матфея Казарина к 8 годам Исправительно-трудового лагеря. Священномученик пробыл в Мичуринском домзаке 9 месяцев и 17 мая 1938 года был выслан в Карлаг НКВД.
По прибытию в лагерь отец диакон был определен на общие работы.В деле имеется характеристика: «К работе относится добросовестно, к инструментам отношение бережное, норму выработки выполняет. В культмассовой работе не участвует, в быту ведет себя хорошо, дисциплинирован». В 1939 году отец Матфей работал на 3-ем участке Карлага сторожем зерносклада. В лагере ему была сделана операция по поводу болезни желудка. Более поздняя запись: «Почти все время болеет, поэтому работает на более легкой работе дневальным. К труду относится хорошо, честно».
12 ноября 1942 года отец Матфей скончался в лагере. В деле сказано: «смерть последовала в 16 часов дня от правостороннего катарального воспаления легких и язвенного кровотечения».
Протодиакон Матфей Казарин был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.
Священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит, обретение мощей
Об этом угоднике Божьем я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/278282.html
Икона Богородицы Озерянская
Во второклассном Преображенском Куряжском монастыре, в 10 верстах от Харькова, по большой дороге в Киев, есть чудотворный образ Озерянской Божией Матери. Эта св. икона явилась в конце XVI столетия, во время татарских набегов на Украину.
О происхождении этой иконы догадываются, что она принесена в Украину из-за Днепра, именно — из Галиции.
На месте явления чудотворной иконы впоследствии возникла обитель, получившая название Озерянской; в этой обители была поставлена чудотворная явленная икона Богоматери, названная также Озерянской.
В Озерянской пустыни от этой иконы стали совершаться обильные чудотворения. Но несмотря на это никто не знал, кто именно поставил св. икону в монастырской трапезной церкви, где она находилась.
В 1794 году икона была перенесена в Куряжский монастырь, отстоящий от Харькова на десять верст. Когда вскоре Куряжский монастырь был закрыт, тогда икону перенесли в Харьков и поставили в Покровскую училищную церковь (ныне — Крестовая церковь харьковского архиерейского дома). Здесь икона пребывала 8 лет. В начале XIX столетия Куряжский монастырь был снова восстановлен, и по просьбе братии Куряжской обители, св. Озерянскую икону возвратили из Харькова в нее; здесь она пребывает и доселе.
На поклонение этой иконе стекается множество богомольцев из Харькова и окрестных селений. Так как Куряжский монастырь расположен на высокой горе, то обыкновенно из монастырской Преображенской церкви, в которой совершается служба в летнее время, св. икону ежедневно ради богомольцев и для совершения молебствия сносят в церковь преподобного Онуфрия, устроенную под горой, на роднике. Родник находится под самым престолом, и от него проведена чугунная труба под полом вдоль всей церкви. Эта вода проходит в устроенные недалеко купальни, где многие получали исцеление от различных болезней.
В 1843 году, по просьбе жителей Харькова, Святейший Правительствующий Синод с Высочайшего соизволения разрешил чудотворный образ Озерянской Божией Матери на зиму с крестным ходом переносить в Харьков, в Крестовую церковь архиерейского дома, а весной опять относить ее в монастырь. Торжественный крестный ход из монастыря бывает два раза в год: 30 сентября — под храмовой праздник главной Крестовой церкви харьковского архиерейского дома, где св. икона находится в продолжение всей зимы, и 22 апреля — под храмовый праздник теплой церкви Куряжского монастыря, в котором икона пребывает до 30 сентября. В крестном ходе участвует множество богомольцев, стекающихся как из Украины, так и из смежных губерний.
Озерянская икона имеет в длину немного более 9, а в ширину 7 1/2 вершков. Она украшена дорогой ризой из чистого червонного золота старинной работы и в 20-х годах XIX столетия поновлена на средства генеральши Глазенап. Икона писана на холсте кистью древнего малороссийского художника и сохраняет на себе небольшие складки — следы путевого хранения святыни.
В 30-е годы прошлого столетия икона была утеряна, нет точных сведений, что случилось с ней, остались только 2 списка с нее один в Свято-Благовещенском Соборе, а другой в Свято — Озерянском на Холодной Горе (говорят, что в церкви возле этой иконы пахнет розами).
(Свято — Озерянский Собор на Холодной горе, Харьков)
Тропарь иконе Божией Матери Озерянская
глас 3
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Озерянская нам, Владычице, показася; / пред неюже души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпослй / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак иконе Божией Матери Озерянская
глас 5
Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред ико́ною Твое́ю моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни и крест земна́го жития́ носи́ти им помози́;/ ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧИСЛЕНСКАЯ
Сведений об этой иконе никаких не имеется. Богородица изображена на ней во весь рост, в короне и с Предвечным Младенцем. Икона утрачена, сохранились лишь списки, изображения на которых сильно различаются.
Священноисповедник Варнава (Настич), епископ Хвостненский
Память 30 октября в день кончины, 11 июля среди Дабро-Боснийских священномучеников
В миру Настич Воислав, родился 31 января 1914 года в Гэри, штат Индиана, США. Он стал первым человеком крещеным в новой сербской церкви святого Саввы в Гэри. Одарённость мальчика проявилась в раннем возрасте, в Америке его хотили привлечь к съёмкам в кино, но его отец Афанасий не одобрил этого. Вместо этого мальчик стал алтарником в храме, не пропускал ни одной воскресной службы.
Оба благочестивых его родителя были родом из Старой Герцеговины и, после образования соединённого Югославянского королевства, решили вернуться в родные края. Это последовало в 1923 году, когда семья переехала в Сараево. Здесь Воислав закончил начальную школу и гимназию, овладел сольфеджио, играл на виолончели, ко времени выпуска освоил английский, французский и немецкий языки. Вместе с отцем он отправился просить совета о будущей жизни у епископа Охридского святителя Николая. Узнав о желании юноши принять монашество, святитель благословил его закончить богословский факультет и молиться об исполнении намерения.
Воислав поступил по указанию владыки. В 1937 года он выпустился с богословского факультета Белградского университета разделив первое место по успеваемости. По выпуске вернулся в Сараево и был законоучителя в двух школах одновременно. Его аскетизм и искренняя набожность привлекала к нему учеников.
Монашество в годы Второй мировой войны
В 1940 году в Милешевском монастыре был пострижен в монашество с наречением в честь апостола Варнавы и рукоположен во иеродиакона. Постриг и рукоположение совершил митрополит Дабро-Боснийский, будущий священномученик Петр.
Во время Второй мировой войны и немецкой оккупации оставался в Сараеве, в пределах марионеточной усташской Хорватии. Отверг предложение главы Хорватии Анте Павелича стать епископом в клире образуемой под государственным руководством “Хорватской Православной Церкви” Он также отверг сотрудничество с югославскими партизанами-коммунистами.
По окончании войны был рукоположен епископом Зворницко-Тузланским Нектарем во иеромонаха и возведен в сан протосинкелла.
Архиерейская хиротония и арест
20 мая 1947 года был избран, а 19 августа хиротонисан епископом Хвостненским, патриаршим викарием. Хиротонию совершил патриарх Сербский Гавриил в сослужении епископов Зворницко-Тузланского Нектария и Злетовско-Струмичского Викентия.
Решением Собора был назначен администратором сразу двух вдовствующих после войны епархий на территории Боснии и Герцеговины: Дабро-Боснийской и Захолмско-Герцеговинской. Вернувшись в Сараево, епископ Варнава развил активную архипастырскую деятельность. Своими проповедями в кафедральном соборе он привлек интерес местной интеллигенции, что тут же привело к его аресту коммунистическими властями 25 декабря 1947 года. 1 марта 1948 года владыка был осужден окружным судом Сараево на 11 лет заключения строгого режима с принудительными тяжелыми работами и три года лишения гражданских прав. В вину ему было выдвинуто множество обвинений – преимущественно в связи с нападаками на новый строй Югославии. Владыка на суде вёл себя мудро и мужественно, признавая правду, избегая вовлечения иных лиц, и выступая обличителем безбожия.
(Священноисповедник Варнава (Настич), епископ Хвостненский в зале суда)
По современной оценке епископа Зворницко-Тузланского Нектария, главной причиной осуждения епископа Варнавы был его отказ сотрудничать с коммунистами во время войны, а также необходимость властей поддержать фасад “братства-единства” между народами Югославии – незадолго перед владыкой были осуждены хорват-римо-католик Загребский архиепископ Алоизий Степинц и один из духовных лидеров боснийских мусульман Касима Добрачи, так что необходимо было покарать и видного сербского православного архиерея. Вокруг епископа Варнавы развернулась газетная дискуссия, с очернением его в югославских СМИ и защитой в американских.
Заключение
Владыка Варнава отбывал заключение Столаце, а затем в Зенице. Несмотря на унижения и издевательства в тюрьме, невозможность причащаться Святых Тайн, епископ Варнава держался мужественно и постепенно снискал уважение. Сербское священноначалие тем временем старалось о его освобождении.
Тогда епископа решили перевести в Сремскую Митровицу. При этапировании в 1949 году он попал в железнодорожную катастрофу, носившую знаки инсценированной попытки убийства – в отцепленный вагон с повязанными заключенными на полном ходу врезался товарный поезд, и к умирающим и пострадавшим долго не допускались люди и врачи. Епископ Варнава выжил, но получил перелом ног и руки. Когда его начали было оперировать, власти приказали прекратить операцию и отправили в опасный переезд. Лишь после этого он лёг в больницу тюрьмы, а затем – городскую в Сремской Митровице.
В 1951 году был условно отпущен на свободу. По просьбе Свыщенного Синода Сербской Церкви был отпущен на покой в Белградский Введенский монастырь, где провел около года. Верующие во множестве приходил посетить владыку, что весьма беспокоило органы безопасности. Вскоре Государственный секретариат внутренних дел определил владыке в качестве местопребывания монастырь Гомионицу в Банялукской епархии. 29 июня 1953 года владыка Варнава явился к начальнику местного отдела внутренних дел в Баня Луке, чтобы сообщить о своем прибытии.
Живя в Гомионице, владыка своими верой, мужеством и стойкостью оказывал благодатное влияние не только на монашествующих и посещавших обитель богомольцев, но и на своих охранников. Здесь, как и повсюду, исповедник особо выделялся своей молитвенностью.
27 марта 1954 года подал прошение о возвращении к архипастырскому служению, но Сербское священноначалие получило на это однозначный запрет со стороны светских властей.
Последние годы и кончина
В начале 1959 года был восстановлен в гражданских правах, вышел на свободу и переехал в Крушедольский монастырь. Здесь он жил бедно, на одну пенсию, которую при этом щедро раздавал нуждающимся. При этом его постоянно посещали сотрудники Управления госбезопасности, убеждая подписать заявление о лояльности по отношению к официальной политике государства, что он делать отказался. Тогда от него стали требовать уехать подальше от Белграда и отозвать прошение о восстановлении в служении. В ответ он 5 мая 1961 года направил еще одно письмо Архиерейскому Собору, в котором вновь содержалась просьба о возвращении к активному служению. Эта прошение снова не было исполнено.
В 1963 году под давлением Управления госбезопасности исповедник был переведен монастырь Беочин, где оказался под домашним арестом. Он держал постоянный строгий пост и молитву. Приставленные стеречь владыку довольно скоро начинали испытывать к нему особое расположение и даже просить духовных советов, почему состав охраны довольно часто меняли. Активная позиция в отстаивании своих прав, смелые письма и телеграммы владыки, его стремление вернуться к активному служению, по-видимому, вызывали все большее раздражение у югославских коммунистов. Одновременно с этим повышенный интерес к судьбе владыки Варнавы начало проявлять и посольство США в Белграде. Владыка стал говорить о своей готовности вновь принять американское гражданство, которое он имел по рождению.
(Монастырь Беочин (серб. Манастир Беочин), Сербия)
Кончина владыки Варнавы последовала внезапно, 12 ноября 1964 года, в Беочинской обители при невыясненных обстоятельствах. Точных подтверждений этому не найдено, но обстоятельства его неожиданной смерти создали распространенное мнение что владыка был отравлен. Исповедник Варнава был похоронен там же, в монастырском храме Вознесения Господня.
Почитание
Решением Архиерейского Собора от 18 мая 2004 года имя епископа Варнавы было внесено в диптих святых и календарь Сербской Православной Церкви. Торжественное прославление было совершено во время соборного богослужения в монастыре Житомислич 15 мая 2005 года. Память святого была определена на 30 октября (12 ноября н.с.).
Очень интересную статью об этом сербском святом вы можете прочитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/put/print29839.htm
Мученик Маркелл Танжерский
Родился в Арзасе (Arzas), что в Галисии, Испания.
Во время праздников по случаю дня рождения императора Максимиана Маркелл, один из центурионов легиона Траяна, отказался ради веры Христианской почитать языческих богов. Сняв с себя военную форму, знаки различия и сложив оружие, он объявил перед командиром легиона Фортунатом о своей готовности служить только Христу. Фортунат, не желая казнить своего подчинённого, решил представить случай на суд императоров Максимиана и Констанция (Constantius), который задержался в ту пору в Испании и был, пожалуй, благосклонен ко христианам. Но после его представления Маркелл предстал перед префектом Танжера, Аурелием Агриколаном. Маркелл был признан виновным и усечён мечом.
Сообщается, что официальный протоколист казни Кассиан (Cassian) также обратился ко Господу. Согласно одним источникам, супруга Маркелла Нонна (память 29 ноября) родила ему сыновей Эметерия (Emeterius) и Каледония (Caledonius), которые также были умучены. Согласно иным источникам, сыновей было двенадцать, и они претерпели мученичество. Среди них - Клавдий, Луперкий (Lupercius), Виктор, Герман, Серванд (Servandus), Марин (Marinus), Эстерий (Esterius), Факунд (Facundus), Примитив (Primitivus), Фауст (Faustus), Иануарий (Januarius) и Марциал (Martial).
Мощи Маркелла в 1471 г. были обретены неповреждёнными в Танжере и в 1493 г. перенесены в Испанию королём Альфонсом V Португальским. Его св. мощи по сей день сохраняются в крипте храма, освящённого в его честь, в Леоне, городе, небесным покровителем которого он почитается.