filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

29 июня (12 июля) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Свт. Григория, митрополита Ираклийского (1925).

Икон Божией Матери: Касперовская; Казанская Дуниловская (Дуниловская).

Святые дня, молите Бога о нас!

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел

апостолы_Петр_Павел

Два апостола- Петр и Павел наверное представляют собой диаметральные противоположности, если рассматривать их по меркам земным.
Апостол Петр - рыбак, человек малограмотный, но очень искренней веры, очень горячий и эмоциональный. На этих эмоциях он вначале говорил:
Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26: 33),

и в тот же день эта же эмоциональная горячность заставляет его поступить иначе:

Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько
(Мф. 26: 69-75).

И, как мы видим, эта же его горячая натура заставляет его плакать после его предательства. Свидетели говорили, что Петр плакал всю жизнь свою до смерти и слезы оставили глубокие борозды на его лице...

Петр первым исповедует Христа Сыном Божьим и отсекает мечом ухо архиерейскому слуге, когда тот в составе остальных пришел арестовывать Иисуса Христа.

Апостол Павел совсем иной - фарисей, книжник, один из самых образованных людей своего времени, прошедший серьезную богословскую школу наверное у самого почитаемого книжника и фарисея того времени Гамалиила. В то время, как ап. Петр с другими учениками ходил за Иисусом Христом - Савл с другими книжниками и фарисеями занимался поисками обличений.
Не известно - встречался ли Савл с Господом Иисусом Христом в те времена (до Вознесения), но хорошо известно, что Савл присутствовал при убиении первомученика архидьякона Стефана. Более того, Предание донесло, что мученик был в родстве с Савлом, оттого Савл лично не участвовал в побивании камнями, а только сидел рядом и одобрял:

Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил
(Деян. 7: 54-60).

Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.
А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу
(Деян. 8: 1-3).

Вот как пишет иеромонах Дмитрий Першин:

В раннехристианской общине проходила дискуссия о том, что должно входить в провозвестие веры Христовой, какие на человека в Церкви налагаются обязательства, что он должен делать, как жить, должен ли принимать на себя все бремена неудобоносимого ветхозаветного закона, иудейского обряда или от них надо отказаться.

Эта дискуссия особенно интересна, потому что Петр, который представлял народ, причем народ не самый богатый и, может, не так образованный, как апостол Павел, не спешил с тем, чтобы благовестие вышло за рамки Израиля. Он считал, что прежде всего надо идти к погибающим овцам Израиля – к иудеям, к тем, кто знает пророков, жаждал спасения, грезил о Мессии. И поэтому Петр как раз не спешил отказываться от ветхозаветных обрядовых установлений, боясь, что этот отказ может оттолкнуть кого-то из иудейской общины, из тех, кто мог бы прийти в Церковь, стать христианином.

Апостол Павел, у которого был колоссальный багаж ветхозаветного знания, знания об обрядах, дотошном следовании букве закона, оказывается гораздо более радикальным. Он отказывается от этого багажа, провозглашая свободу во Христе и обращая свое слово к язычникам — к людям иных культур, иных традиций. Ради того, чтобы они могли прийти в Церковь, ко Христу, он расчищает этот путь от всего вторичного и непринципиального...
...Мне кажется очень важным, что Лука, ученик и сподвижник апостола Павла, в своем Евангелии, а потом в Деяниях апостольских подчеркивает, что ко Христу приходили не только иудеи, что любовь Христа простиралась на всех, что Христос в каждом человеке, независимо от его веры или отсутствия веры, прозревал образ Божий и надеялся, что сердце человеческое откликнется, душа встрепенется и человек придет к Богу, станет сыном или дочерью – чадом Божьим.

Мне кажется очень важным, что при всей разнице путей Церковь празднует память этих апостолов в один день, памятуя не только о важности отеческих преданий, важности Ветхого Завета для всех христиан, но и о том, что многие наслоения – мелочи, обряды – могут стать для людей преградой, иногда непреодолимой, на пути к Богу.
Здесь нужна ревность апостола Петра и открытость и мудрость апостола Павла. И самое главное – помнить, что Петр и Павел вместе жизни свои положили ради Того Слова, Которым мир был сотворен и в Котором стоит, непрестанно пребывали в общении с Богом, имели дар внутренней молитвы, передали свои дары и знания ученикам, и через Церковь – таинство богослужения, — через опыт святых это знание и ведение Бога приходит к нам.

Поэтому каждый может войти в радость апостола Павла и апостола Петра. Каждого Господь призывает приобщиться к нетварному Божественному свету, призывает разделить радость Пасхи Христовой, стать христианином не только по имени и внешней атрибутике, но и измениться, преобразиться внутренне и войти в Царство Божие и жизнь вечную. Аминь.
.

Помолимся же святым и всехвальным апостолам Петру и Павлу и испросим их святых молитв к Господу Нашему Иисусу Христу, дабы даровал Он нам мирное и безбедное житие в мире сем и простил нам по молитвам святых угодников Его многие наши прегрешения!

Одно время, рассуждая о том, какой же великой благодати сподобился о Господа апостол Павел, я сильно печалился о том, что его прославленный учитель Гамалиил внук фарисейского учителя Гиллеля, член Великого иерусалимского синедриона, получивший звание «газакен» (евр.- старец), тот, кто первым из еврейских учителей удостоился титула «раббан» (арам.- наш учитель), который в то время носили только представители высшего религиозного совета, не приняв Христа не наследует и спасение.
Особенно сильным было сожаление после того, как мною читались Деяния Святых Апостолов и очень здравые и разумные слова Гамалиила:

"Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками
". (Деян. 5: 35-39).

Но какова же была моя радость, когда я узнал, что он принял христианство и почитается святым нашей Церкви! Вот еще один замечательный пример того, что самые обширные знания не являются преградой тому, кто искренне ищет Бога. И конечно, Гамалиил пришел ко Христу не без молитв святых апостолов Павла и Варнавы, своих учеников.

прав.Гамалиил_ап_Павел,витраж_собор_св_Винцентия_монастырь_Шалон-сюр-Сон_франция_13_Век
(праведный Гамалиил и апостол Павел. ВИтраж собора св. Винцентия в монастыре Шалон-сюр-Сон, Франция, XIII век)

Поздравляю всех с праздником и окончанием поста!

О праздновании памяти святых апостолов Петра и Павла

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.)— было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля ст. ст.) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Тропарь апостолов
глас 4
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов
глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.

Величание первоверховным апостолам Петру и Павлу

Величаем вас, / апостоли Христовы Петре и Павле, / весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы ко Христу приведшия.

Tags: Гамалиил, Православие, Святые дня, апостол Павел, апостол Петр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments