filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

28 июня (11 июля) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Священномученик диакон Григорий
(Самарин Григорий Васильевич, +12.07.1940)

сщмч_диакон_Григорий_Самарин_Таганская_тюрьма_1937
(священномученик диакон Григорий Самарин. Таганская тюрьма, Москва, 1937 год)

Священномученик Григорий (Самарин) родился 9 января 1893 года в селе Салмановка Беднодемьяновского района Самарской области в семье крестьянина. Окончил школу в родном селе. С 1914 по 1918 год служил в армии в Средней Азии. Здесь, в Казахстане, он познакомился и подружился со священномучеником Василием Горбачевым (1885-1938). Известно, что как псаломщик, Григорий Самарин прислуживал во время таинства венчания отца Василия и Веры Афанасьевны Трофимовой в 1918 году в городе Верном (ныне Алма-Ата). После армии вернулся в Салмановку и вскоре женился на Ольге Михайловне, происходившей также из крестьянской семьи.
После женитьбы Григорий был рукоположен в 1920 году во диакона и служил в церкви города Беднодемьяновска. В трудные и голодные 1920-е годы отец Григорий перебрался в город Кирки Закаспийской области, где служил диаконом в одном из храмов. В 1929 году вернулся в Беднодемьяновск.

В 1933 году всей семьей переехали в Коломну Московской области. Здесь диакон Григорий служил в церкви Петра и Павла. Семья из семи человек ютилась в одной крохотной комнате. У отца Григория родилось девять детей, но не все из них дожили до взрослых лет. В 1937 году у него было два сына: Александр и Георгий, и три дочери: Анастасия, Мария и Раиса. В это время супруга ожидала девятого младенца – Валентина родилась уже после ареста отца.
По воспоминаниям дочерей Раисы и Марии их отец был глубоко верующим духовным человеком. Часто служил. Детей своих воспитывал в вере и благочестии, водил в храм на службу, учил молитвам.

Диакон Григорий имел музыкальный слух и хороший голос – тенор. Дома была фисгармония, и он часто играл на ней по нотам мелодии церковных песнопений. Прихожане церкви Петра и Павла после закрытия храма ещё долго с благодарностью вспоминали, как благоговейно и вдохновенно служил отец Григорий.
В Коломне отец Григорий вновь встретил своего друга отца Василия Горбачева (тоже будущего священномученика), служившего тогда диаконом в Никольской церкви села Парфентьева. Они часто встречались, ходили семьями друг к другу в гости. Отцу Василию и его семье долго не давали разрешения на прописку в Коломне, и отец Григорий убеждал друга потерпеть, не возмущаться, ибо уже начиналась новая волна гонений на верующих.

11 августа 1937 года диакон Григорий был арестован. При обыске у него изъяли ноты церковных песнопений, девять церковных книг и настольную книгу священнослужителя. На допросе отцу Григорию предъявили "стандартное" обвинение.

– Следствие располагает данными, что вы систематически среди населения вели контрреволюционную агитацию. Дайте показания по этому вопросу.
– Отрицаю. Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вёл.


Тогда стали приводить лжесвидетелей, чтобы оговорить отца Григория в участии в несуществующей контрреволюционной церковно-монархической организации. Но диакон Григорий решительно отверг все наговоры.

Проводившееся в 1957 году органами внутренних дел дополнительное расследование по этому делу вскрыло подлог и обман, совершенный сотрудниками НКВД в 1937 году. Было установлено, что людей арестовывали безо всяких оснований и фабриковали протоколы допросов и показания свидетелей. Допрашиваемых и лжесвидетелей заставляли подписывать заранее составленные "показания". К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные допросы, длившиеся до 20 и более суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовыми стояниями и побоями. Но отец Григорий остался верен Господу: никого не оговорил и лживых обвинений не признал.

9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к 10 годам заключения в ИТЛ. Сохранилось письмо, написанное в лагере за месяц до кончины, где он как любящий отец наставляет детей читать душеполезные книги, учиться, помогать матери. Знаменательно, что священномученик Григорий скончался в заключении 12 июля 1940 года – в престольный праздник храма, где служил в последние годы.

В 1957 году был реабилитирован.
Определением Священного Синода от 7 октября 2002 г. был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик диакон Василий
(Ситников Василий Иванович, +28.06.1918)

Падение монархии многими жителями Далматовской волости было встречено с радостью; они не знали, какие испытания ждут их впереди. В марте 1918 года на заседании Уездного съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято решение о конфискации всей земли сельскохозяйственного значения у нетрудовых хозяйств — церквей, монастырей и так далее. Для защиты завоеваний революции в уездах стали создаваться боевые отряды, которые затем вливались в регулярные красноармейские части. Такой боевой отряд был и в Далматовском. Однако по мере того, как большевики осуществляли свою политику, сопротивление им усиливалось. В районе началась настоящая война. Когда красноармейцы начали терпеть поражение от белогвардейских частей в Шадринском уезде и отступать, то местом сосредоточения революционных войск стала станция Далматово. Сюда из ближайших волостей стали собираться отряды. Красноармейцы постарались организовать оборону станции и села, но из-за отсутствия взаимодействия между отрядами отразить атаки белогвардейских частей и перейти в наступление они не могли. Тем не менее красные не теряли надежды на победу, ждали удобного момента.

Бывший красноармеец 4-го Уральского стрелкового полка А.Н.Грязных вспоминал: «Случай не заставил себя долго ждать. Приступив к г[ороду] Далматову, мы решили с честью встретить противника. На помощь Шадринской добровольческой группе белогвардейцев прибыл из Омска 2-й Степной полк, состав которого был в большинстве из офицеров». В ночь на 27 июня/10 июля белогвардейские части подошли к реке Исеть. «Наши сторожевые посты заметили сначала конную разведку, а потом и цепь, – писал А.Н. Грязных. – Все было готово: пулеметы, замаскированные на своих местах, уже готовы были осыпать наступающих. Какая-то нервная дрожь, дрожь, которую испытывают охотники при виде дичи или зайца, охватывает всех нас, сидящих в одиночных окопчиках, на берегу реки Исети. Соблюдая тишину, зорко глядим мы в сторону неприятеля, дожидаясь, когда цепь подойдет ближе. Тихо везде. Уже сумерки. Вот еще несколько десятков сажен — и мы откроем огонь. Вдруг колокольный звон нарушает зловещую тишину и цепь рассеивается. <…> Колокольный звон оказывается сигналом, который устроили местные священники, затворившись в церкви. Они видели все приготовления и дали понять о грозящей опасности для близких им по духу людей и решили пожертвовать собой, но спасти других».

Через некоторое время с колокольни стал раздаваться уже трезвон во все колокола. Винтовочной и пулеметной стрельбой по церкви красные прекратили колокольный звон, а несколько орудийных залпов приостановили наступление белых. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова и трапезного работника, который, как потом выяснилось, и звонил на колокольне по благословению отцов.
Арестованных доставили в штабной вагон на станцию Далматово. Разбирательство продолжалось недолго: красноармейцы были в ярости от случившегося. Священников решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви, чтобы не вмешивались в борьбу за власть. Они были убиты у железнодорожного переезда около современного поселка Пушкина. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли. Трапезного работника отпустили домой, но после пережитого им страха он прожил недолго.

Причтен к Собору новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

Преподобномученица монахиня Севастиана
(Агеева-Зуева Стефанида Харитоновна, +11.07.1938)

Преподобномученица Севастиана родилась 20 ноября 1872 года в селе Старо-Иванцево Лукояновской волости Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье крестьян Харитона Никитича и Минодоры Абрамовны Агеевых-Зуевых и в крещении была наречена Стефанидой.

В 1892 году Стефанида поступила послушницей в Воскресенский Федоровский монастырь Владимирской епархии и с 30 мая этого года проходила послушание на кухне. В 1915 году игуменией монастыря была назначена монахиня Арсения (Добронравова). В 1924 году она приняла на жительство вернувшегося из ссылки митрополита Серафима (Чичагова), который прожил в обители несколько лет, пока не получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. Митрополиту в это время было семьдесят два года, и в помощь ему по хозяйству игумения Арсения отпустила двух монахинь, одной из них была Стефанида, постриженная к тому времени в мантию с именем Севастиана.
В 1933 году митрополит Серафим был уволен за штат и поселился в частном доме в поселке Удельное вблизи Москвы, куда за ним последовали и помогавшие ему монахини Севастиана и Вера (Втюрина). 30 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве; 7 декабря того же года тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и 11 декабря 1937 года он был расстрелян.

10 декабря 1937 года были арестованы монахини Севастиана и Вера, продолжавшие жить в том же доме в поселке Удельное. В тот же день состоялся допрос.

– Чем вы занимаетесь в данное время и на какие средства существуете? – спросил монахиню Севастиану следователь.
– С 1927 года я нахожусь без определенных занятий. Средством к существованию служили приношения, получаемые от почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Вы являетесь почитательницей Серафима Чичагова?
– Да, я являюсь почитательницей митрополита Серафима Чичагова, у него я несла послушание.
– Назовите всех известных вам почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Митрополит Серафим Чичагов имеет большое количество почитателей, но их имена и фамилии мне неизвестны. К нему на квартиру ходило много духовенства, монашества, а также мирян за получением различных советов, а также и для духовного общения с ним.


Следователь спросил, совершал ли митрополит Серафим в своей квартире богослужения и кто на них присутствовал. Монахиня Севастиана ответила, что митрополит совершал богослужения, на которых присутствовала она вместе с монахиней, помогавшей митрополиту, и другие его почитатели, но имена их ей неизвестны.
Монахиня Севастиана была неграмотна. Следователь зачитал ей протокол допроса, и она поставила под ним оттиск большого пальца правой руки. В течение нескольких дней следователь допросил дежурных свидетелей, – председателя Удельнинского сельсовета и работника поселкового совета, которые и подписались под
соответствующими показаниями.

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Севастиану к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Севастиана (Агеева-Зуева) скончалась в Бамлаге на Дальнем Востоке 11 июля 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

31 декабря 1997 года была реабилитирована по 1937 году репрессий.
Канонизирована определением Священного Синода от 20 апреля 2005 г.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments