filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Дети ЭКО: Как не превратить Таинство в шоу с попом и свечами...

В основном заметка для людей нецерковных, но по тем или иным причинам трижды в жизни приходящих в храм (дважды не своими ногами). Потому в сад не зову - вас тоже касается...

Христос посреди нас!

На днях священник Дмитрий Смирнов, глава патриаршей комиссии по делам семьи высказал мнение о том, что детей, которые родились с применением технологий ЭКО или суррогатного материнства не следует крестить.




Тут же Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата ответил о. Дмитрию, что РПЦ не против крещения младенцев, появившихся на свет благодаря ЭКО, а отказ священников совершать этот обряд противоречит учению Церкви:

"В документах нашей Церкви сказано, что по вере родителей-восприемников крестить можно любого младенца, в том числе рожденного в результате "суррогатного материнства". Об этом совершенно недвусмысленно написано в документе, посвященном этому вопросу и принятом Синодом Русской церкви в конце 2013 года", - написал он в своем Telegram-канале.

Мне думается, что это тот случай, года и одному и другому следовало бы не торопиться со словами, а прежде внимательно порассуждать. Потому как по сути правы оба. А по форме оба серьезно заблуждаются.

Вопрос с крещением детей ЭКО или от суррогатных матерей сложный и касается не самих детей, которые ни в чем не виноваты, а их родителей.
Многие (даже священники) пишут:

- В чем виноват младенец, что его не будут крестить?

Или:

- Значит Господу, так было угодно.

Отвечаю таким: ни в чем не виноват. "Значит Господу, так было угодно" - вовсе не обязательно.
Надо различать святую Божью Волю и Его Попущение. Богу не угодно, чтобы мы грешили, но Он иногда попускает нам грешить - не скажете же, что было Богу угодно, чтобы мы грех творили? Нет. Так и тут.

А насчет крещения младенцев таких вопрос сложный очень. Да, сам младенец не виноват. Только вот крещая такого младенца уверен ли священник, что его будут воспитывать в православии, когда с самого начала родители противятся Церкви? Наверняка нет. А это значит, что если младенец вырастит и не войдет в Церковь (с чего бы?), то умерев будет больше отвечать за свои грехи, нежели некрещенный. Кстати, всех нас, кто принял святое крещение, касается - с нас спросят много строже, чем с некрещенных. Вот и вопрос- хорошо ли такому младенцу святое крещение? Это первое...
Второе - правильно было бы, наверное, младенца крестить, а на родителей наложить епитимию. Но увы, родители такие к крещению относятся часто как к шоу, а не как к таинству. Им эта епитимия как тьфу - начхали они на это и даже не заметили - люди то нецерковные и становиться ими не собираются, даже не думают. Так может, все таки лучше воздержаться от крещения тогда, чтобы хотя бы их оградить от того шоу с попом и свечами, что они хотят устроить?

Возвращаясь к словам о. Дмитрия Смирнова... Он был бы прав, когда написал, что было бы хорошо в таком вопросе священнику подходить с рассуждением. Если родители принесли покаяние, если готовы были потерпеть с крещением, воцерковились, оставили прежние свои заблуждения относительно того, что таким образом не следовало свою волю на появление детей отстаивать, то отчего не крестить их ребенка, хоть бы он и появился от суррогатной матери? Очень даже надо крестить. Много кто через тяжкие грехи в Церковь приходит и Церковь их принимает...
Кроме того, есть технологии ЭКО, которые Церковь также не отвергает: оплодотворенных клеток должно быть либо одна, либо столько, сколько мать может выносить и оплодотворены они должны быть от мужа. В этом случае вообще никаких дополнительных условий Церковь не ставит.

Возвращаясь к словам Легойды... да, Церковь говорит о том, что крестить можно по вере родителей и восприемников. Но тут вопрос простой - если родители сознательно идут против Церкви, т.е. используют те технологии, что Церковь запрещает, то о какой вере тут вообще можно говорить? Нет тут веры, тут как раз одно сплошное богоборчество. И если бы Легойда сказал, что речь о тех родителях, что уже осознали то, что совершили, которые примирились с Церковью в таинстве покаяния, соединились в Евхаристии, то тогда бы он был совершенно прав - нет никаких запретов на то, чтобы детей у таких родителей не крестить и если бы кто требовал обратного, тот бы как раз шел против учения Церкви.

Так что очень важно, особенно в таких сложных вопросах проявлять выдержку и писать только прежде сильно поразмыслив.

Отдельно тут надо заметить особые случаи, например - когда родители не воцерковлены и, возможно, не собираются, но священник знает, что ребенок во многом воспитывается восприемником (например- бабушкой), который давно уже в Церкви и может активно способствовать воспитанию такого дитя в православии, рассказывать ему, причащать и т.п. Конечно, и в этом случае не правильно было бы отказать в Таинстве крещения. Случаев много и лучше всего подходить индивидуально и с рассуждением. А то как бы не наделать беды.

Храни нас всех Господь и Матерь Божья!


Tags: Православие, Размышления, Церковь, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments