filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

07 (20) августа 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...


Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер

сщмч_проотиерей_Александр_Хотовицкий


Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер, родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре хранилась в сердцах православных жителей Волыни.

Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской Семинарии и Петербургской Духовной Академии, которую закончил магистрантом в 1895 году.

По окончании Академии он был направлен в Северо-Американскую епархию в Нью-Йорк. В 1896 году псаломщик Александр был рукоположен в сан пресвитера в кафедральном соборе в Сан-Франциско.

С 1896 по 1907 годы отец Александр совершал пастырское служение под омофором Святителя Тихона, который высоко ценил его сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность. Отец Александр успешно совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов — униатов, выходцев Галиции и Карпатской Руси. Его трудами созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других городах Северной Америки. Под его редакцией выходили на английском и русском языках «Американский Православный Вестник». Он взял на себя подвижнический труд по строительству нового кафедрального собора в Нью-Йорке, которое было завершено в 1902 году.

С 1914 по 1917 годы отец Александр нёс служение в Финляндии. В августе 1917 года он был ключарём кафедрального Храма Христа-Спасителя в Москве. Отец Александр участвовал в деятельности Поместного Собора 1917-1918 годов. В трудные годы гражданской войны батюшка был одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Тихона по управлению Московской епархией. В 20-е годы он неоднократно арестовывался по обвинении в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви — в преподавании Закона Божия детям, а также в сопротивлении кампании по насильственному изъятию церковных ценностей. Он был сослан в Туруханский край на три года.

В 1930 году батюшка был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года отец Александр был вновь арестован — на этом имеющиеся документальные сведения прерываются, однако большая часть устных сообщений говорят о его мученической кончине (расстрел). Православная Церковь в Америке почитает его как страстотерпца. Место его погребения неизвестно.

храм Ризоположения на Донской улице, Москва
(храм Ризоположения на Донской улице, Москва)


Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 года причислен к лику святых.


Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 4
Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.

Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 2
Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный.


Священномученик протоиерей Василий
(Аменицкий Василий Алексеевич, +20.08.1938)

сщмч_протоиерей_василий_Аменицкий_1938


Василий Алексеевич Аменицкий родился 19 февраля 1872 года в селе Мошок Судогодского уезда Владимирской губернии в семье священника-поляка. После окончания 4-х классов Владимирской Духовной Семинарии он служил регентом в храме в Вязниковском уезде Владимирской губернии, женился. В 1902 году Василий Алексеевич был рукоположен во диакона, а в феврале 1909 года - во иерея.

Первоначально отец Василий служил в храме в Ковровском уезде, затем - в селе Бибереве Переславского уезда Владимирской губернии. В феврале 1930 года семья священника была раскулачена, а сам отец Василий в течение месяца содержался в тюрьме в Переславле-Залесском. После освобождения из тюрьмы он был некоторое время за штатом, не служил, а после того, как получил место в Троицкой церкви села Ефимьево, переехал в это село с женой и поселился в маленькой сторожке при церкви.
17 октября 1937 года отец Василий был арестован второй раз и заключен в тюрьму Ярославля. При обыске у священника была изъята книга "Церковные ведомости" и календарь царских времен. Одновременно было арестовано духовенство из разных сел Переславского района. Всех арестованных обвинили в создании церковно-монархической организации, в развале колхозов, а также в религиозной обработке молодежи и детей-школьников. Все эти выдуманные обвинения отец Василий отрицал, так и не признав себя виновным.

Постановлением тройки УНКВД по Ярославской области от 28 октября 1937 года протоиерей Василий Аменицкий был приговорен к 10 годам исправительных работ. Срок он отбывал в Байкало-Амурском ИТЛ, где и скончался, не вынеся нечеловечески тяжелых условий, созданных в этом лагере богоборческой властью для заключенных.

3 мая 1989 года был реабилитирован.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.



Священномученик диакон Елисей
(Штольдер Елисей Федорович, +20.08.1937)

сщмч_диакон_Елисей_Штольдер_таганская_тюрьма_1937
(сщмч. диакон Елисей Штольдер. Таганская тюрьма 1937 год)


Священномученик Елисей родился 14 июня 1883 года в городе Смоленске в благочестивой семье помощника ревизора контрольной палаты Федора Штольдера. В связи со служебной деятельностью отца семья переехала из Смоленска в Ташкент, а затем в Москву. Елисей Федорович в 1902 году окончил Ташкентское училище, а по переезде в Москву стал работать бухгалтером в отделе сборов в управлении Александровской железной дороги.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь Елисей Федорович решил посвятить свою жизнь служению Церкви. 20 октября 1920 года он был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в поселке Немчиновка, а через несколько дней, 25 октября, митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский) рукоположил его во диакона к этому храму.

Службу в храме он продолжал совмещать со светской работой. Но в 1924 году начальство узнало, что он является священнослужителем, и уволило его. В 1934 году власти закрыли храм в поселке Немчиновка, и настоятель храма Алексий Соколов вместе с диаконом Елисеем Штольдером перешли служить в Никольский храм в селе Ромашково. Здесь отец Елисей прослужил до ареста в 1937 году.

В это время власти стали собирать сведения обо всех священноцерковнослужителях для их последующего ареста. Осведомители по требованию НКВД донесли, что Елисей Штольдер служит диаконом в ромашковской церкви, занимается просветительской деятельностью и ведет среди верующих антисоветскую агитацию. Верующих он вербует среди населения окружающих сел.

Никольский храм села Ромашково
(Никольский храм села Ромашково)


В июле 1937 года были вызваны на допрос лжесвидетели. Один из них показал, что, когда в 1933 году было решено закрыть церковь в Немчиновке, Штольдер вел агитацию среди жителей, чтобы они воспрепятствовали закрытию церкви; что диакон Елисей не простым был служителем, а убежденным церковником. Другой лжесвидетель сказал, что диакон Елисей перед праздником 1 мая в 1936 году посоветовал им этот праздник не отмечать, а лучше сходить в церковь.
8 августа 1937 года власти арестовали отца Елисея, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

– Что вас заставило стать церковнослужителем? – спросил его следователь.
– Первая причина – это мое собственное желание, а во-вторых, я еще с детства ощущал в себе призвание быть церковнослужителем и любил богослужение.
– Какие политические соображения у вас имелись при перемене вами образа и рода службы?
– При открытии церкви в поселке Немчиновка я по просьбе прихожан стал церковнослужителем, так как я и раньше был религиозен, и хотя и был в то время на советской работе, а дал свое согласие служить в церкви, так как это соответствовало моему желанию.
– Следствием установлено, что вы занимались контрреволюционной агитацией, дайте по этому поводу показания.
– Хотя я человек не вполне лояльный к советской власти, но антисоветской агитацией не занимался.
– Следствием установлено, что вы в 1933 году при закрытии церкви в поселке Немчиновка оказывали активное сопротивление. Дайте по этому поводу свои показания.
– В период закрытия церкви я никакой агитации не вел, а действовали мы вполне организованно, проводя собрания верующих, на которых обсуждался вопрос сохранения церкви; ходатайствуя перед Моссоветом, мы в течение двух недель церковь не закрывали.
– Свидетель обличает вас в том, что вы в беседе с ним в декабре 1936 года вели контрреволюционную агитацию, предрекая гибель советской власти. Почему вы это скрываете от следствия?
– В декабре 1936 года я с этим свидетелем не встречался и каких-либо контрреволюционных разговоров не вел.
– Какие у вас имелись разговоры в отношении политики существующего строя?
– Вопросы политики меня не интересуют, и каких-либо разговоров политического характера я ни с кем никогда не вел.
– Свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии высказывали свое мнение о несостоятельности советского строя в августе 1936 и в июле 1937 года. Почему вы это скрыли от следствия?
– С этим свидетелем у меня таких разговоров не было, хотя я с ним и встречался, но эти встречи были в 1933 году.
– Другой свидетель показал, что вы агитировали его в день 1 мая не ходить на первомайскую демонстрацию, а идти лучше в церковь.
– Этого свидетеля я знаю, встречи у меня с ним были, но каких-либо разговоров с ним у меня не было.
– Тот же свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии вели пораженческую агитацию, предсказывая гибель советской власти.
– Опять повторяю, что бесед у меня с ним никогда не было, в частности и тех, о которых он показывает.
– Признаете ли себя виновным в контрреволюционной деятельности?
– в заключение допроса спросил следователь.
– Виновным себя в каком-либо контрреволюционном преступлении я не признаю, – ответил диакон Елисей.

19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Диакон Елисей Штольдер был расстрелян 20 августа 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 22 февраля 2001 года для общецерковного почитания.




Священномученик протоиерей Алексий

(Воробьев Алексей Константинович, +20.08.1937)

сщмч_протоиерей_Алексий_Воробьев


Память 7 августа, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе Бутовских новомучеников.

Священномученик Алексий родился 6 февраля 1888 года в деревне Антонково Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Константина Воробьева. В 1900 году у него умерла мать, и Алексей и его младшая сестра Ольга, которой было два года, были взяты на воспитание в семью старшего брата Василия.
В Антонкове Алексей окончил земскую школу. Испросив разрешение отца, он перебрался в Казань и устроился на работу в магазин. В 1905 году Алексей уехал в город Свияжск, где его тетка монахиня Васса устроила племянника в Иоанно- Предтеченский мужской монастырь в Казани. В монастыре Алексей нес послушание канонарха и прислуживал в монастырской гостинице.

В Иоанно-Предтеченский монастырь из Седмиезерной пустыни под Казанью приезжал великий подвижник и молитвенник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и нередко беседовал с молодыми иноками. Послушник Алексей вначале по робости избегал встреч со старцем. «Возьму благословение, – рассказывал он, – да и в лес!» Потом вдруг спохватился: «Что ж я ухожу и не слушаю его поучений?!»


схиархимандрит_Гавриил_Зырянов
(схиархимандрит Гавриил Зырянов)


Преподобный Гавриил обратил внимание на благочестивого юношу, приблизил его к себе и взял под свое духовное попечение. Другим воспитанником старца был инок Илия, друг и сверстник Алексея. Отец Гавриил сказал о них: «Илюшу-то не возьмут в армию, а тебя, Алеша, возьмут».

В 1911 году Алексея призвали на военную службу, и до 1914 года он состоял рядовым 9 пехотного имени Петра Великого полка, размещавшегося в городе Калуге. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии, а после октябрьского переворота 1917 года – в дивизионном обозе 161 дивизии. В 1918 году Алексей Воробьев уехал в Антонково, где прожил два года. В 1920 году Алексей Константинович приехал в Москву и устроился работать кладовщиком. Тогда же он поступил на пастырские богословские курсы при церкви святого мученика Трифона в Москве.

26 июня 1921 года он был рукоположен во священника в Александро-Невский храм в Москве, а через год переведен в Преображенский храм в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии.

В мае 1922 года возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления. Обновленцы предлагали отцу Алексию присоединиться к ним, но он твердо стоял в православии и преданности законному главе Русской Православной Церкви – Святейшему Патриарху Тихону. «Как же я брошу православие и уйду в раскол?» – отвечал отец Алексий на вопросы прихожан.

13 марта 1923 года обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении отца Алексия и запрещении его в священнослужении, а в Преображенский храм в село Селинское был назначен другой священник.

До ухода обновленцев из Преображенского храма отец Алексий непродолжительное время служил в Виннице и Астрахани. Впоследствии святитель Тихон лично выразил ему благодарность за стойкость и твердость в православии.

В конце сентября 1924 года священники Алексий Воробьев и Алексий Никонов были арестованы по обвинению в том, что «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».

Отец Алексий был перевезен для допросов в комендатуру ОГПУ на Большую Лубянку в Москву. 16 октября отца Алексия допросили.

– Говорите вы проповеди, направленные против советской власти? – спросил следователь.
– Никогда не говорю.
– Скажите, что вы подразумеваете под вопросами на исповеди: не ходил ли на собрания, митинги, не читал ли развратных книг, против Церкви?
(Эти вопросы следователь нашел в записной книжке отца Алексия, изъятой у него при обыске во время ареста.)
– На этот вопрос ответить не могу.
– Не есть ли эти вопросы скрытая агитация против советской власти?
– Эти вопросы действительно есть агитация против советской власти, но я не руководствовался этим вопросником в жизни.


До вынесения приговора отец Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве. 27 февраля 1925 года священник Алексий Воробьев был приговорен к заключению в концлагерь сроком на два года. Отбывать наказания его отправили на Соловки.

7 мая 1927 года отец Алексий был освобожден. В течение трех лет ему было запрещено проживать в шести главных городах и областях СССР. В июле отец Алексий прибыл в Уфу и получил назначение служить в церкви Собор Пресвятой Богородицы в селе Быково Благовещенского уезда.
В ноябре 1930 года отец Алексий был назначен в Воскресенский собор города Павловский Посад. В 1931 году возведен в сан протоиерея, в 1935 году – назначен благочинным Павлово-Посадского округа.

27 марта 1935 года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам. Священноначалие перевело отца Алексия в Троицкую церковь в селе Хотеичи, а в августе 1936 года – в Вознесенскую церковь в селе Городок в пригороде Павловского Посада. Православные жители города, лишившиеся соборного храма, перешли молиться в Вознесенскую церковь. Духовными чадами отца Алексия стали и некоторые монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. В Вознесенской церкви отцом Алексием был организован церковный хор из молодежи.

8 августа 1937 года протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне дня памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключен в тюрьму города Ногинска.

– Вы признаете себя виновным в том, что среди верующих и своих сослуживцев по церкви вели систематическую антисоветскую агитацию? – спросил следователь.
– Антисоветскую агитацию я никогда не вел, виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Алексий.

19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Воробьев был расстрелян 20 августа 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.



Священномученик Иоанн Воронец, протоиерей

сщмч_протоиерей_Иоанн_Воронец


Воронец Иоанн Васильевич, родился 20 июня 1864 года в селе Холопеничи Борисовского уезда. Отец Иоанна был священником. Учился будущий священномученик в Минской Духовной Семинарии, после окончания которой служил псаломщиком. 25 марта 1888 года Иоанна рукоположили во иерея, и он был отправлен настоятелем в Свято-Троицкую церковь Смилович. Он помогал русским войскам, когда они там располагались.

Приходская Свято-Троицкая церковь в Смиловичах, Белорусь, фото до 1924 года. Разорен и разрушен в годы лихолетия
(Приходская Свято-Троицкая церковь в Смиловичах, Белорусь, фото до 1924 года. Разорен и разрушен в годы лихолетия)

Но после войны на его долю выпали довольно тяжелые испытания. Первый раз он был арестован в 1930 году и выслан в Чернигов. Затем снова вернулся в Смиловичи. Но вскоре храм его закрыли, и он иногда втайне совершал богослужения. И 17 июля 1937 года его арестовали вновь. После нескольких допросов отец Иоанн был приговорен к смерти. 19 августа 1937 года он был расстрелян.

28 октября 1999 года был канонизирован Святой Синод Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Священномученик Петр Токарев, пресвитер


Священномученик Петр (Петр Никитович Токарев) родился в 1881 г. в семье мещанина Тульской губернии. Окончил духовную семинарию и Демидовский Юридический Лицей, имел степень кандидата юридических наук. В 1910 г. был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном, будущим Патриархом. Служил в Преображенской тюремной церкви г. Любима, затем в Богоявленском соборе. С 1919 года - в Ярославле.
О. Петр был наделен замечательным даром слова. Слушая его проповеди о покаянии, о сохранении верности Христу и Его Церкви, прихожане плакали.

О. Петра дважды, в 1923 и 1930 годах, арестовывали за “ведение антисоветской агитации, попытку создания контрреволюционной организации и помощь ссыльным церковникам”. В 1937 г., когда о. Петр служил в Георгиевской церкви с. Обнорское Любимского района, его арестовали в третий раз.

Церковь Георгия Победоносца - Обнорское - Любимский район - Ярославская область, не действует
(Церковь Георгия Победоносца - Обнорское - Любимский район - Ярославская область, не действует)

На единственном допросе священник не признал себя виновным в антигосударственной деятельности. 19 августа 1937 г. его приговорили к расстрелу, и в тот же день он принял мученическую смерть. Причислен к лику священномучеников в 2000 году.


Об этих и других Новомученках и Исповедниках Российских, память которых приходится на сегодняшний день, можно более подробно прочитать тут:
http://newmartyros.ru/calendar/08-20




Преподобный Пырву Пырвеску Муту (Pârvu Pârvescu Mutu), Зограф, в монашестве Пафнутрий, иконописец, ведущий представитель "брынковянского стиля", схимник


Пырву Муту. Автопортрет, фреска храма в Бордешти
(Пырву Муту. Автопортрет, фреска храма в Бордешти)


Родился 12 октября 1657 года в Кымпулунге, Валахия (ныне - Арджешский жудец Румынии), в семье священника Иоанна Пырвеску (1623-1702). В крещении был наречён Пырву в честь своего восприемника, благочестивого ктитора и великого вистерника (т. е. государева казначея) Пырву Влэдеску.
Мать скончалась при родах своего шестого сына. Затем болезнь поразила всех прочих братьев и сестёр, так что лишь Пырву остался в живых из всех детей в семье. Тогда священник Иоанн принял монашество в монастыре Чёрного Воеводы, взяв одиннадцатилетнего сына с собой. В монастырской школе юный Пырву обучился чтению и письму, а также начал постижение иконописи под руководством монаха Евгения, который брал его с собой на роспись храма.

Когда ему исполнилось 18 лет, Пырву отправился в Буковину, под руководство известного русского иконописца. Здесь он провёл пять лет, постигая тайны иконописи в славных своими росписями буковинских церквах.
По окончании ученичества в Буковине вернулся в родной край, где на короткий срок был принят художником ко двору бояр Влэдештов, потомков своего крестника. К этому времени относится его роспись в храме обители Аниноаса что в Арджешском жудеце. Затем вместе со своим первым наставником, монахом Евгением, он расписал храм в Кымпулунгском монастыре Чёрного Воеводы.

Он был представлен господарскому роду Кантакузинов, написал ряд их ктиторских портретов, а также портреты святого мученика воеводы Константина Брынковяну. Его росписи этих лет можно найти во многих храмах Валахии. Вдобавок к фрескам, также писал иконы, из которых наиболее известен образ Святой Троицы в монастыре Синая, в котором заметно влияние знаменитой иконы письма преподобного Андрея Рублёва.

Пырву получил прозвище "Муту(л)" - т.е. "безмолвник" - потому что писал образа в посте и молитве, не принимая пищи и не произнося ни слова. Если ему случалось всё же сказать или вкусить что-либо, он прекращал свои труды до конца того дня.
Со временем он осел в Бухаресте, открыл свою школу и женился на благочестивой Тудоре. У них родилось два ребёнка - сыновья Пырву и Георгий.
Вскоре его супруга скончалась. Пырву отправился в паломничество в Иерусалим, предавшись усердному посту и молитве. По возвращении на родину в 1718 году принял монашество с именем Пафнутия в Мэрджиненской обители. Одновременно с отцом постригся и его младший сын, Георгий, наречённый в монашестве Герасимом. В монастыре проявил немалые познания разных языков, участвуя в переводах на родной язык писаний из обширной библиотеки обители.

В 1731 году его постигла кончина сына - монаха Герасима. Стремясь надёжнее оградиться от суеты и славы мира, по благословению своего игумена Космы удалился в Робаю что в Мушэтештах Арджешского жудеца, где принял великую схиму. В течение следующих четырёх лет нудил себя подвигом молитвы, молчания, терпения и смирения.

Скончался в 1735 году.


Память и почитание

Преподобный Пафнутий, больше известный под своим мирским именем Пырву Муту, прославился как величайший румынский изограф эпохи Кантакузинов и Брынковянов, основатель иконописной школы и яркий представитель "брынковянского стиля", важный деятель румынского Православия своей эпохи. 4-5 июля 2017 года, решением Священного Синода Румынской Православной Церкви, по представлению Мунтенской митрополии, был причислен к сонму святых в лике преподобных с установлением памяти 7 августа.


Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Румыния, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments