Священномученик протоиерей Иоанн (Стеблин-Каменский), преподобномученик архимандрит Тихон (Кречков), священномученик протоиерей Александр (Архангельский), священномученик иерей Сергий (Гортинский), священномученик иерей Феодор (Яковлев), преподобномученик иеромонах Георгий (Пожаров), преподобномученик иеромонах Косма (Вязников), священномученик иерей Георгий (Никитин), мученик Евфимий (Гребенщиков), мученик Петр (Вязников)
(Стеблин-Каменский Иван Егорович, Кречков Тимофей Ульянович, Архангельский Александр Николаевич, Гортинский Сергей Дмитриевич, Яковлев Федор Михайлович, Пожаров Георгий (?) Дмитриевич, Вязников Кузьма Трофимович, Никитин Георгий Никитич, Гребенщиков Ефим Никифорович, Вязников Петр Михайлович, +02.08.1930)
(сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский)
Священномученик Иоанн родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Каменский, был директором канцелярии Морского Министерства, а в последние годы перед революцией – сенатором по департаментам геральдики и судебному Правительствующего Сената. Кроме того он был председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был Виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде, где прошло детство Ивана. Здесь в имении была погребена его мать, Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, умершая 17 августа 1902 года.
Первоначальное образование Иван получил дома. Ольга Александровна оказала огромное влияние на него и на двух его сестер, Ольгу и Елизавету, – это были благочестивые девицы строгой и праведной жизни; они умерли в 1981 году в городе Кашин Тверской области.
Приняв решение стать священником, всецело вручив себя воле Господней, он поехал на могилу матери в принадлежавшее им когда-то имение неподалеку от Вильны. Прикладываясь к земле, он почувствовал, что в душу нисходят мир и покой, и ему сделалось тепло, как в детстве, как будто ощутилось, что мать снова благословляет его. По возвращении в Петроград Иван Георгиевич был в 1920 году рукоположен в сан диакона
В 1921 году отец Иоанн был впервые арестован ЧК, но после непродолжительного заключения освобожден. Летом 1923 года он был рукоположен в сан священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице; вскоре он был назначен настоятелем этого храма и возведен в сан протоиерея. Новое служение целиком захватило его. Пастве он отдавал все свое время и силы.
2 февраля 1924 года власти арестовали священника. В это время началось массовое возвращение храмов из обновленчества в патриаршую Церковь. Активизировалась жизнь приходов, и организовывались братства. Чтобы положить этому конец, ОГПУ стало все сильнее вмешиваться в церковную жизнь, в Петрограде было арестовано около сорока человек духовенства и мирян. Отца Иоанна обвинили в том, что он объединил вокруг себя православных и они стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты, Священное Писание и священник объяснял одну или две главы из апостольских посланий. Вызванный на допрос, отец Иоанн сказал, что служил в квартирах некоторых своих прихожан молебны, после которых гости пили чай, а ожидая пока подадут, вели беседы на религиозные темы. Этого для властей оказалось достаточно: 26 сентября 1924 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Иоанна к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Всего к заключению в концлагерь было приговорено тридцать пять человек – духовенства и мирян.
В Соловецком концлагере отец Иоанн держался независимо, всегда ходил в священнической одежде и посещал церковные службы, доколе это позволялось; они были большим утешением в суровых условиях лагерной жизни.
К концу срока заключения становилось все очевиднее, что власти не разрешат отцу Иоанну жить в Петрограде и духовным детям придется смириться с продолжением разлуки. Так и случилось: его отправили в административную ссылку в город Воронеж, куда он прибыл в ноябре 1927 года. Здесь он получил место священника в Алексеевской церкви бывшего Девичьего монастыря, а через некоторое время был назначен ее настоятелем и одним из благочинных епархии. Благодаря его усилиям и активной поддержке, воронежскими прихожанами постоянно собирались и пересылались средства в Соловецкий концлагерь Воронежскому архиепископу Петру (Звереву) и другим находящимся в заключении православным. Одна из свидетельниц на следствии позже показывала об отце Иоанне: “Священник Иван Георгиевич Стеблин-Каменский, проживая в рабочем поселке, среди верующих пользовался громадным авторитетом, поэтому у него всегда на квартире и вообще, где он бывал, собиралось много верующих. Все бывшие "зверевцы" группировались около священника Каменского”.
19 мая 1929 года отец Иоанн был снова арестован. 16 августа 1929 года постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отец Иоанн был приговорен к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года.
Вместе с отцом Иоанном был арестован архимандрит Тихон.
(прмч. Тихон Кречков)
Преподобномученик Тихон (в миру Тимофей Ульянович Кречков) родился в 1862 году в селе Плотава Репьевского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. В свое время он поступил послушником в Алексеевский монастырь в Воронеже, здесь был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. Был назначен казначеем монастыря и все силы отдавал его благоукрашению, на многих иконах долгое время сохранялись надписи: сооружена иждивением иеромонаха Тихона. В 1924 году иеромонах Тихон был возведен в сан игумена, а через три года – архимандрита.
В 1930 году в результате проведенных под руководством Тучкова арестов было заключено в тюрьму и расстреляно множество священнослужителей по всей России. Архимандрит Тихон был арестован вместе с братией Алексеевского монастыря.
С ними был арестован протоиерей Александр Архангельский.
(сщмч. Александр Архангельский)
Священномученик Александр родился 1 февраля 1874 года в селе Сошка Липецкого уезда в семье псаломщика Николая Никаноровича Архангельского. В 1896 году он окончил Тамбовскую Духовную семинарию и поступил в храм псаломщиком. Тогда же он познакомился с дочерью протоиерея Капитона Алексеева Екатериной, которая и стала его женой. Семья у отца Капитона была большая и благочестивая; все сыновья впоследствии выбрали священническое служение.
В Тамбове тяжело заболела его жена, ее поместили в земскую больницу, и Александр Николаевич взял в качестве помощницы по дому глухую девочку -сироту. Однажды он вместе с девочкой отправился навестить жену. Проезжая по улице, они увидели, что несут Казанскую икону Божией Матери. Александр Николаевич велел кучеру остановиться и, подойдя к людям, которые несли икону, попросил, чтобы разрешили понести икону больной девочке. Они разрешили. После того как был отслужен молебен о здравии, Александр Николаевич с девочкой поехали дальше; когда они проезжали через мост, разразилась гроза. Девочка стала испуганно креститься, и Александр Николаевич с удивлением спросил ее: “Ты что, Марфуша, разве слышишь?” И она ответила, что хорошо слышит. Это было явное чудо и проявление милости Божией.
В 1904 году Александр Николаевич был рукоположен в сан диакона ко храму села Сторожевые Выселки Воронежской епархии, а через два года – в сан священника. Семья у отца Александра к этому времени была большая – семь человек детей. В деревне, относившейся к приходу священника, умерли муж и жена крестьяне, и у них остались сиротами двое детей. Нимало не сомневаясь, отец Александр взял их на полное обеспечение. Они только ночевать ходили в свой дом, а все остальное время проводили в доме священника. Село, где находился храм и жил священник, было большим, главная улица села была растянута почти на десять километров.
Отец Александр целыми днями или пребывал в храме, или ходил с требами по домам прихожан. На все большие праздники в храм съезжалось множество богомольцев из окрестных деревень, многие из них оставались ночевать у священника в доме; тогда на пол постилалась солома и всем всегда хватало места. Екатерина Капитоновна была ему хорошей помощницей, и хотя здоровья она была слабого, но всем старалась уделить внимание, всех привечала и всех кормила. Семья священника была дружной, дети беззаветно любили отца и мать и были очень послушны.
Отец Александр никогда не проходил мимо чужой беды, даже если оказывался всего лишь случайным ее свидетелем. Как-то поехал он в город Усмань навестить детей, которые здесь учились в гимназии. Проезжая через деревню, он увидел пожар. Нимало не медля он остановил повозку и побежал к горящему дому, из которого успел вынести трехлетнюю девочку. Родители в это время отсутствовали, и он отдал девочку соседям.
Отец Александр был человеком аполитичным. Получив в 1917 году текст отречения от престола Императора Николая II, он прочел его в храме народу без каких бы то ни было объяснений. Пришли к власти большевики и потребовали от священника отдать свой дом под школу. Отец Александр безропотно согласился. Большевики потребовали отдать представителям культпросвещения книги и журналы – он отдал и их; потребовали отдать домашнюю мебель – он отдал и ее. Но школа просуществовала недолго, учителя и учащиеся стали часто болеть, и, связав это с тем, что занятия проходят в доме, отнятом у иерея Божия, учителя потребовали закрытия ее, и власти это исполнили.
В 1918 году власти попытались арестовать священника с тем, чтобы непременно убить его.
Под праздник Покрова Божией Матери отец Александр поздно вернулся домой – промокший под дождем и уставший. Он прошел в кухню, чтобы лечь на печь, и вдруг услышал топот лошадиных копыт, который стих у его дома. Он понял, что это приехали за ним. Отец Александр вышел в сени и, несколько изменив голос, спросил: “Кто здесь? Сейчас открою”. Потом прошел в столовую и сказал домашним: “Спаси вас всех Господь! Я ухожу, да избавит и меня Господь от их рук”. И спустился через окно во двор.
Домашние открыли дверь и засветили светильник; он трепетал и угасал от ветра. Один из пришедших спросил: “Кто здесь живет?” Ему ответили: “Священник”. Тогда трое приехавших прошли в дом, и один из них спросил: “Где он?” Екатерина Капитоновна и дочь Екатерина стали отвечать, что на требу или на мельницу уехал.
– А кто с нами говорил? – спросили они.
Екатерина Капитоновна ответила, что это был сын. Сын, несколько изменив голос, подтвердил это, и они поверили. После этого тщательно обыскали весь дом и поставили одного часового во дворе, а другого – на улице.
Отец Александр тем временем пришел к одной из своих прихожанок, старушке Марфе Ивановне, и попросил: “Марфа Ивановна, укрой меня, за мной гонятся бандиты”. “Батюшка, – ответила она, – все знают, что ты к нам ходишь и я к тебе хожу. Лучше тебе уйти подальше”. Он счел ее совет благоразумным и отправился в соседнюю деревню Мансуровку к одному из своих прихожан, и тот спрятал его в соломе.
Решимость арестовать священника была, однако, столь велика, что безбожники стали проводить повальные обыски в домах верующих и добрались до этого дома. Проводя обыск, они стали щупать солому штыками, но милостью Божией не задели священника. Рано утром отец Александр пешком ушел в город Усмань, а оттуда уехал в Воронеж, где получил назначение в храм в селе Липовка. Здесь он прослужил два с половиной года. После этого год служил в храме села Мечешка, а затем, до самого своего ареста, – в Успенской церкви в селе Бутурлиновка Воронежской епархии. Во время служения в Бутурлиновке отец Александр был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.
В 1929 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь. 8 апреля 1930 года отец Александр был арестован. На допросах он не призвал себя виновным.
Тогда же был арестован священник Сергий Гортинский.
(сщмч. Сергий Гортинский)
Священномученик Сергий родился 10 марта 1889 года в городе Рязани в семье священника Дмитрия Гортинского. Окончил шестилетнее училище в городе Александрове Эриванской губернии.
В 1916 году Сергей Дмитриевич был рукоположен в сан диакона ко храму села Богоявленского Мосальского уезда Калужской губернии, через год он был определен диаконом ко храму села Мальково той же губернии. В 1920 году он был рукоположен в сан священника и некоторое время служил в храме села Тылка Черниговской губернии. Через пять лет перешел служить в храм села Козинка Ставропольской губернии. К этому времени уже широко действовал закон об отделении Церкви от государства, и многие крестьяне, оформляя свои браки в государственных учреждениях, жили невенчанными, без церковного благословения. Отец Сергий убеждал таковых повенчаться, а упорствующих предупредил, что живущих в браке невенчанными не будет допускать до причастия. Власти сочли такую его деятельность антигосударственной, нарушающей закон об отделении Церкви от государства. Отец Сергий был арестован и сослан в город Воронеж. Здесь в 1928 году он снова был арестован и обвинен в том, что является идейным руководителем епархии. Обвинение доказано не было, и священника освободили.
В 1930 году отец Сергий был арестован вместе с духовенством и монахами Алексеевского монастыря. Его обвиняли в том, что он вел антисоветскую агитацию как лично, так и через других, главным образом через архимандрита Тихона (Кречкова), “которому давал специальные указания антисоветского направления”.
На допросах он отвечал скупо, стараясь никого не называть.
Отец Сергий был тяжело болен туберкулезом и с трудом переносил заключение; когда ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, он написал: “Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь...”
С ними же был арестован священник Феодор Яковлев.
(сщмч. Феодор Яковлев)
Священномученик Феодор родился в 1897 году в семье крестьянина Санкт-Петербургской губернии Михаила Яковлева. Окончил семь классов Воронежского реального училища. После октябрьского переворота был мобилизован в Красную армию, затем служил в милиции в губернском продовольственном комитете. В разгар гонений на Церковь он был рукоположен в сан священника, служил в храме Алексеевского монастыря и вместе с духовенством монастыря был арестован в начале 1930 года.
На допросе 2 марта на вопрос следователя о контрреволюционной деятельности отец Феодор ответил: “Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю... Когда я служил в Алексеевском монастыре, то у меня исповедовались крестьяне окрестных сел. На исповеди крестьяне моего совета относительно вступления в колхоз не спрашивали, но был случай, когда двое крестьян в декабре 1929 года спросили у меня после службы, как быть с колхозом, записываться или нет. Я им говорил, что греховного и преступного во вступлении в колхоз не вижу...”
Через несколько дней отец Феодор снова был вызван на допрос и на вопрос следователя, что он знает об архимандрите Игнатии, настоятеле Валуйского монастыря, ответил: “Архимандрит Игнатий... пользовался в период своего служения большим уважением прихожан как старейший из священнослужителей... В отношении оценки политической власти я ничего не могу сказать, так как никогда этим вопросом не занимался, не имея ни возможности, ни желания, а занимался обязанностями священника в узком смысле этого слова”.
Вместе с ними были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников.
(прмч. Георгий Пожаров)
(прмч. Косма Вязников)
(сщмч. Георгий Никитин)
(мч. Евфимий Гребенщиков)
(мч. Петр Вязников)
Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 года им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела “дело” и приговорила обвиняемых к расстрелу.
Прошли праздники преподобного Серафима Саровского и пророка Илии. Вечером 2 августа обвиняемым объявили приговор. Затем их погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников были расстреляны.
Причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Николай
(Удинцев Николай Павлинович, +20.07.1918)
Священномученик Николай Удинцев родился 4 апреля 1862 года в семье отца Александра Удинцева, священника села Скородумского Ирбитского уезда. Обучался в Пермской духовной семинарии, но по собственному прошению был уволен из нее при переходе в пятый класс. После этого Николай Александрович поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском уезде и до 1890 года преподавал сначала в школах сел Крутихинского, Голубковского, Верх-Ницинского и поселка Ирбитский завод, а затем — в народном училище села Голубковского. В это время он вступил в брак с дочерью диакона села Ницинского Ирбитского уезда Антониной Михайловной Ласиной, и в 1890 году у них родился первенец — сын Александр, а еще через два года — сын Дмитрий.
На основании указа Преосвященнейшего Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь в честь Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда. В его послужном списке значится: «поведения очень хорошего».
В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинского Ирбитского уезда. Во время служения в этом селе он преподавал в церковно-приходской школе деревни Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Преподавание шло столь успешно, что «за ревностное исполнение церковно-школьных обязанностей» батюшка был награжден к празднику Пасхи 1902 года набедренником, а в 1903 и 1905 годах его имя неоднократно отмечалось в отчетах епархиальных наблюдателей о состоянии церковных школ епархии среди имен тех, кто «особенно ревностно относились к церковно-школьному делу и аккуратным исполнением обязанностей заявили себя».
Приблизительно в это же время отец Николай стал членом братства Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, и Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету. Образованное в 1886 году братство Святого Симеона действовало в двух основных направлениях: просветительском и миссионерском, прежде всего - противораскольническом. В 1897 году в ведение братства были переданы также все противораскольнические миссионерские комитеты, организованные в местностях, особенно зараженных расколом. Дело в том, что еще в конце XVII века на Урал хлынул поток старообрядцев, спасавшихся от преследований церковных и светских властей. Среди дремучих лесов они основали село Шарташское, вокруг которого вскоре возникло несколько скитов и часовен. В особенности возрос приток раскольников во времена Петра I, когда на Урале открылось несколько частных чугунолитейных и железоделательных заводов, на работу в которые хозяева принимали и беглых крепостных крестьян, и беглых каторжников, и раскольников.
С течением времени многие старообрядцы оказались на ведущих должностях, и в результате стали на Урале очень влиятельной группой населения, особенно в Екатеринбурге.
Кроме того, что отец Николай являлся членом братства Святого Симеона, он состоял членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества по Екатеринбургскому отделу. За столь активную пастырскую, преподавательскую и общественную деятельность священник был награжден к празднику Пасхи 1905 года скуфьей.
После тринадцати лет служения в селе Верх-Ницинском отец Николай с семьей был переведен летом 1907 года сначала в село Петропавловское Верхотурского уезда, через месяц — в Нижне-Синячихинский завод того же уезда, а сразу вслед за этим он был назначен сверхштатным священником в село Костинское Ирбитского уезда для служения в приписной Михаило_Архангельской церкви деревни Клевакиной. Через несколько месяцев деревня Клевакина отделилась в самостоятельный приход и стала с этого времени селом Клевакинским. В январе 1908 года батюшка был назначен в Михаило-Архангельскую церковь штатным священником. Здесь он прослужил семь лет.
Село Клевакинское находилось в северо-западной части Ирбитского уезда, близ реки Реж. Каменный однопрестольный храм во имя Святого Архистратига Божия Михаила был построен в селе в 1897 году, в начале ХХ века приход его составлял около 1800 человек. На расстоянии версты от села находилась небольшая деревенька Верхняя Бутакова с действовавшей в ней школой грамоты для мальчиков и девочек. Отец Николай стал преподавать в ней Закон Божий.
В июле 1915 года батюшка был переведен для служения в Вознесенскую церковь села Коптеловского Верхотурского уезда. Расположенное в той же местности, на реке Реж, село это получило свое название от фамилии первого поселенца. Каменный храм в честь Вознесения Господня с приделами во имя Великомученика Димитрия Солунского и Праведного Симеона Верхотурского был в конце XIX столетия благолепно украшен настенной живописью.
(Церковь Вознесения Господня - Коптелово - Алапаевский район - Свердловская область, не действует)
Примечательно, что роспись на одной из стен изображала крушение Царского поезда 17 октября 1888 года. Это трагическое событие, видимо, глубоко тронуло жителей отдаленного селения, если они даже решили запечатлеть его на стене храма. В этом поступке проявилась преданность сельчан царю, искренняя любовь к Императорскому дому. Прихожане храма, а их было вместе с жителями окрестных деревень около 4500 человек, особенно почитали находившийся в нем искусно вырезанный из дерева образ Спасителя, на котором Господь был изображен в рост, с оковой на левой ноге.
В тревожное время начал отец Николай свое служение в Коптеловском: приближалась революция и гражданская война. Летом 1918 года на Урале происходили трагические события: бои белогвардейцев с красными, аресты и убийства мирных жителей…
Положение большевиков в стране в то время стало критическим. В этих условиях на V Все российском съезде Советов в июле 1918 года была принята первая Конституция РСФСР, провозглашавшая защиту новой власти обязанностью всех граждан. Специальным постановлением «О строительстве Красной армии» съезд закрепил создание вооруженных сил регулярного типа на принципах принудительной мобилизации, введя Закон о всеобщей воинской повинности.
Однако насильственная мобилизация в части Красной армии, а также грабеж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, вызвали на всей территории Урала многочисленные крестьянские восстания. Только что вернувшиеся домой после Первой мировой войны мужчины в большинстве своем отказывались вступать в ряды красных. Все эти волнения характеризовались властью как «мятежи кулаков-контрреволюционеров» и подавлялись беспощадно, с особенной жестокостью.
Подобная ситуация сложилась и в Верхотурском уезде. В ответ на приказ о мобилизации здесь по инициативе жителей села Аромашевского, расположенного рядом с селом Коптеловским, были устроены митинги с участием представителей от 15 окрестных волостей. На них вынесли следующую резолюцию: «В Красную армию не вступать, большевиков не поддерживать». Аромашевцы отказывались идти воевать в Красную армию, а когда карательный отряд все же вынудил сельчан повиноваться и вступить в ряды красных, то вскоре по прибытии на фронт близ села Голубковского Ирбитского уезда мобилизованные целой ротой в 180 человек с ружьями и пулеметами перешли на сторону белых, вступив в Народную армию.
Не менее решительно были настроены и крестьяне соседней деревни Деевой. Обезоружив отряд красноармейцев в 28 человек с пулеметами и винтовками, крестьяне, вооруженные лишь навозными вилами, железными лопатами и самодельными копьями, вырыв окопы, почти целую неделю с часа на час ожидали прихода красных. К счастью, красные больше не приходили в деревню.
Жители села Коптеловского также наотрез отказались от вступления в ряды Красной армии. Оставлять семьи и идти в самую страду воевать «за светлое будущее» никому не хотелось. Тем не менее в агитации против мобилизации был заподозрен священник села отец Николай Удинцев.
После того как рядом с Коптеловским появилась первая разведка войск Народной армии, положение красных стало особенно напряженным. Чувствуя, что вскоре им придется оставить село, они решили расправиться с отцом Николаем, к которому и раньше относились враждебно. Он принял мученическую смерть у престола Господня: озверевшие красноармейцы подняли его на штыки прямо в алтаре Вознесенского храма. Случилось это 25 июля/7 августа 1918 года.
Священномученик Николай Удинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии в 2002 году.
Священномученик иерей Константин
(Словцов Константин Виссарионович, +20.07.1918)
В сентябре 1913 года в церковь во имя Пророка Божьего Илии был назначен новый священник, Константин Виссарионович Словцов. Служить ему пришлось в сложные годы 1-й Мировой войны, революций и Гражданской войны.
Весной 1918 года на станции Егоршино был создан отряд Красной гвардии, организатором его стал рабочий железнодорожного депо, член местного совета, коммунист А.О. Павловский. Он был участником войны с Германией и потому стал обучать местных рабочих военному делу. Вскоре созданный отряд стал выполнять в том числе и карательные функции.
К концу июля 1918 года на станцию Егоршино стали отступать разрозненные отряды Красной армии, которые тут же формировали в части 1-й Уральской дивизии. Их задача была оборонять Егоршинский железнодорожный узел.
В волостях начался красный террор, расстреливались неугодные Красной армии элементы. По неподтвержденным данным, у дороги, ведущей из Егоршино в Покровское, было обнаружено 26 братских могил, в которых было похоронено около 250 человек.
Бойцы 1-го Крестьянского коммунистического полка и 4-го Уральского полка почему-то особо не любили священников, и почти везде оставляли кровь того или иного священнослужителя.
Константин Словцов, конечно, как некоторые священники, мог бежать, но не сделал этого, обрекая себя на гибель.
В один из дней в Егоршино взбунтовались мобилизованные в Красную армию железнодорожные рабочие и служащие, их собирались отправить на фронт. Но железнодорожникам не выплатили жалование и не выдали обещанную муку и продовольственный паек для их семей.
На подавление бунта прибыл отряд Павловского. Он срочно начал искать организаторов бунта, причем Павловский сам решал, кого обвинить. Организаторами восстания были названы несколько человек, в том числе и священник церкви села Егоршинского отец Константин. Всех обвиняемых арестовали и вскоре расстреляли.
(Храм во имя святого пророка Божия Илии г. Артемовский, в алтаре этого храма штыками был заколот священник Константин Словцов)
Константина Словцова перед смертью пытали, кололи штыками и отрубили нос вместе с верхней губой и только потом расстреляли. С тела священника сняли епитрахиль, надели ее и дароносицу на корову и стали водить животное по селу.
Произошло это 2 августа по новому стилю, как раз в день пророка Илии.
17 июля 2002 года определением Священного Синода Русской Православной церкви иерей Константин Словцов был причислен к лику святых.
Праведный Илья Григорьевич Чавчавадзе (груз. ილია ჭავჭავაძე) , грузинский общественный деятель, писатель и публицист, князь
Память 18 июня (Груз.), 20 июля (Груз.)
Родился 27 октября 1837 года в кахетинской деревне Кварели, в восточной Грузии в благочестивой семье. С самого раннего возраста он отличался любовью к Богу.
В 1857-1861 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где возглавлял кружок студентов-грузин, находившийся под влиянием революционно-демократических идей. За участие в студенческих волнениях был исключен из университета и вернулся в Грузию.
В 1863 году издавал литературный и общественно-политический журнал "Сакартвелос моамбе" ("Вестник Грузии"). Был активным участником земского либерального движения. Выступал против крепостничества. Работал в Комиссии по крестьянской реформе; был мировым посредником (1864-1868), мировым судьей (1868-1874).
С 1873 года возглавлял дворянский земельный банк.
В 1879-1885 был заместителем председателя, с 1886 года - председателем Общества распространения грамотности.
В 1877-1902 годах - редактор литературно-политической газеты (в 1879-1886 - журнал) "Иверия" ("Грузия"), в которой отстаивал право грузинского народа на свою национальную культуру.
С 1884 года над Ильей Григорьевичем был установлен негласный политический надзор.
В 1906 избран членом Государственного совета. Боролся за отмену смертной казни в России и проведение широких аграрных и социальных реформ, за независимость Грузии и восстановление автокефалии Грузинской Церкви, выступал против черносотенцев.
30 августа 1907 года был убит воинствующими социал-демократами на пути в деревню Сагурамо. Похоронен в пантеоне Мтацминда (Тбилиси). Его убийцы были осуждены и казнены, несмотря на ходатайство вдовы Илии Григорьевича об их помиловании.
Илья Чавчавадзе был прославлен Грузинской Церковью в 1987 году в лике праведных. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.