filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

19 июня (02 июля) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...

Преподобный Паисий Великий

прп_Паисий_Великий

Преподобный Паисий Великий жил в Египте. Родители его, христиане, раздавали щедрую милостыню всем нуждавшимся.
После смерти мужа мать, по внушению Ангела, отдала младшего сына Паисия в церковный клир.

Юный Паисий полюбил иноческую жизнь и поступил в один из египетских скитов. Отрекшись от своей воли, он жил под духовным руководством святого Памвы (память 18 июля), во всем исполняя его повеления. Старец сказал, что новоначальному иноку особенно нужно хранить зрение, чтобы уберечь свои чувства от соблазнов, и Паисий, исполняя наставление, три года ходил с опущенными вниз глазами. Святой подвижник прилежно читал духовные книги и особенно прославился подвигом поста и молитвы. Вначале он не вкушал пищи в течение недели, потом – двух, а иногда, после причастия Святых Христовых Тайн, оставался без пищи по семьдесят дней.
В поисках уединенного безмолвия преподобный Паисий ушел в Нитрийскую пустыню, где жил в высеченной собственными руками пещере. Там преподобный удостоился дивного видения – Господь Иисус Христос открыл ему, что ради его трудов вся Нитрийская пустыня будет населена подвижниками. Преподобный дерзнул спросить Господа, где иноки достанут в пустыне все необходимое для жизни? Господь ответил, что, если они будут исполнять Его заповеди, Он Сам будет доставлять им всё необходимое, поставит их выше бесовских искушений и хитростей.

Со временем к преподобному Паисию собралось множество иноков и мирян, так был основан монастырь. Главный завет преподобного Паисия был один: ничего не делать по своей воле, а во всем исполнять волю своих наставников. Тяготясь нарушением безмолвия, преподобный удалился в более отдаленную пещеру. Однажды он был восхищен в райские обители и удостоился там причаститься невещественной Божественной пищи. За трудные подвиги для спасения Господь наделил своего угодника даром прозрения и врачевания душ человеческих. Из жития подвижника известен случай, когда один из его учеников, по благословению преподобного, отправился для продажи рукоделий в Египет и на пути встретил еврея, который внушил простодушному иноку, что Христос Спаситель не Мессия, что придет другой, истинный. Поколебавшись, инок произнес: «Может быть, и правда то, что ты говоришь», – однако не придал своим словам особого значения. Возвратившись, он с огорчением увидел, что преподобный Паисий как бы не замечает его присутствия, и спросил о причине его гнева. Преподобный сказал: «Мой ученик был христианином, ты же не христианин, от тебя отошла благодать Крещения». Раскаявшись, инок со слезами просил преподобного отпустить ему грех. Только тогда святой старец встал на молитву и испросил у Господа иноку прощение.

Один инок самовольно ушел из пустыни и поселился недалеко от города. Там он встретился с женщиной, которая ненавидела и хулила Христа Спасителя. Поддавшись ее влиянию, он не только оставил иночество, но и попрал веру во Христа и постепенно пришел к полному безверию. Однажды, по благому Промыслу Божию, мимо его дома проходили нитрийские иноки. Увидев их, грешник вспомнил свою прежнюю жизнь и просил иноков передать преподобному Паисию, чтобы он умолил за него Господа. Выслушав просьбу, преподобный начал усердно молиться, и его действенная молитва была услышана. Господь, явившись к Своему угоднику, обещал помиловать грешника. Вскоре совратившая инока женщина умерла, и он вернулся в пустыню, где, плача и сокрушаясь о своих грехах, начал трудиться в подвигах покаяния.

Преподобный Паисий отличался великим смирением, совершал подвиги поста и молитвы, но, по возможности, скрывал их от посторонних. На вопрос иноков, какая добродетель выше всех, преподобный ответил: «Та, которая совершается в тайне и о которой никто не знает».

Преподобный Паисий скончался в V веке в глубокой старости и был с честью погребен множеством собравшихся иноков. Через некоторое время его мощи были перенесены преподобным Исидором Пелусиотом (память 4 февраля) в Пелусиотскую обитель и положены рядом с мощами преподобного Павла Пустынника, с которым преподобный Паисий при жизни был особенно духовно близок.

Тропарь преподобного Паисия Великого
глас 1
Пустынный житель, и в телеси ангел,/ и чудотворец показался еси, Богоносе отче наш Паисие:/ постом, бдением и молитвою Небесная дарования прием,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь преподобного Паисия Великого
глас 2
Божественною любовию от юности распалаемь, преподобне,/ вся красная, ямсе в мире, возненавиде,/ Христа единаго возлюбил еси,/ сего ради в пустыню вселися,/ идеже сподобися Божественнаго посещения,/ Егоже неудобь зрети и ангельскима очима,/ паде, поклонися./ Великий же Дародатель, яко Человеколюбец, рече к тебе:/ не ужасайся, возлюбленный Мой,/ дела твоя угодна Мне,/ се даю тебе дар:/ о коем-либо грешнице помолишися,/ отпустятся ему греси./ Ты же в чистоте сердца твоего возгореся,/ прием воду и прикоснуся Неприкосновенному,/ умы нозе Его/ и, воду пив, даром чудес обогатися,/ болящия исцеляти, бесы от человек отгоняти/ и грешники от муки молитвою своею избавляти./ О преподобне отче Паисие,/ молю тя, да умолиши и о мне,/ якоже тебе Бог обетова,/ ибо от сих грешник первый аз есмь,/ да даст ми Господь время покаяния/ и простит мое согрешение,/ яко Благий и Человеколюбец,/ да со всеми и аз воспою Ему: аллилуйя.

Кондак преподобного Паисия Великого
глас 8
От млада званию Господа твоего последовал еси усердно, блаженне,/ вся, яже в мире красная, Его ради оставив./ Крест твой на рамена взем,/ вселился еси в пустыню,/ и, тамо ангельски пожив,/ тело твое постом и молитвами изнурил еси,/ и многим путь был еси ко спасению,/ вся возводя к Божественней высоте,/ Паисие преподобне,/ отцев и постников твердое основание.

Ин кондак преподобного Паисия Великого
глас 2
Житейских молв оставлъ,/ безмолвное житие возлюбил еси,/ Крестителю подобяся всеми образы,/ с нимже тя почитаем,/ отче отцев Паисие.

Преподобный Варлаам Пинежский

прп_Варлаам_Шенкурский_Пинежский

Преподобный Варлаам Важский, Шенкурский, в миру Василий Степанович Своеземцев, новгородский посадник — один их богатейших людей Великого Новгорода. Древний повествователь пишет о нем: «Посадник Василий по наследству (“из отечества”) владел Заволочьем; р. Вага со всеми ее окрестностями была в его владении». По другим сведениям, дед Василия Степановича Василий Матвеевич Своеземцев, новгородский посадник, по купчей крепости 1315 г. приобрел у чудских старшин земли Шенкурские до Ростовских границ. Василий Степанович первый завел на Ваге хлебопашество; до того времени чудь питалась ловлей зверей и рыбы. Он складывал огромные средства свои для пользы дикой страны и особенно уделял внимание на нравственное образование ее жителей. Сам живя в Новгороде, пишет повествователь жития его, посылал он в Заволочье управителей, а по временам и сам бывал на Ваге для личных распоряжений и надзора за управлением доверенных. Он любил Вагу. По этой любви построил он в Заволочье, на горе над р. Вагой, городок и назвал его «Пинежским городком», как поставленный над рекой Пинежкой. Тогда городки получали имена по рекам и урочищам, замечает древний повествователь. Пинежка впадает в р. Вагу в 16-ти верстах ниже Шенкурска. В Новгороде Василий, продолжает повествователь, начальствовал честно и ненавидел все худое. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, врачом больных, в доме его находили себе покой все странники. Особенно же расточал он благотворения свои на любимой Ваге. Он построил здесь много храмов. Им были построены храмы Рождества Христова на Химаневе, храм Рождества Богородицы на Усть-Пуе, храм Рождества Предтечи на Леде.

По особому Божьему внушению, в 1444 году основал Василий Степанович на Ваге иноческую обитель в честь евангелиста Иоанна. Обители своей он дал много земель, утвердив свои пожертвования грамотами. Так, известны грамоты, которыми в 1452 году назначены были три села с землями в пользу Богословской обители, и в тех же грамотах видим игумена обители Серапиона.

По летописям видим, что на Ваге при всей любви своей к людям Василий Степанович вынужден бывал браться за оружие для усмирения дикарей — вогулов и остяков, нападавших на его поселения. Не раз посадник Василий Степанович являлся послом от Новгорода к великим князьям, и имя его встречается в важнейших для истории Новгорода документах 1446—1456 годах.

Василий Степанович собственным опытом уверился, что дела мира — только тревоги и суета, и совсем удалился из шумного Новгорода в любимый Важский край. Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович поступил в основанную им Богословскую обитель. Василий, пишет древний повествователь, оставив жену и детей, сам поселяется в обители евангелиста и принимает монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основателем обители и владельцем богатых земель. Сколько знаменит был за оградой обители, столько в обители в одежде инока старался быть известным одними иноческими подвигами. Верный Владыке своему раб, он работал ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах. Достигши глубокой старости, он мирно скончался 19 июня 1462 года. Накануне преставления он завещал кормить в монастыре бедных и раздавать хлеб.

В 1552 году случился большой разлив реки Ваги. И в прежние годы во время весеннего половодья разливавшаяся вода подмывала часть горы, на которой находилось монастырское кладбище. В этот же год, перед днем памяти блаженного Варлаама, когда в обитель собралось множество богомольцев, оторвалась часть горы с самой вершины, так что едва уцелел храм. Тогда открылось много гробов, в том числе гроб преподобного Варлаама. Мощи прп. Варлаама оказались совершенно целы, даже иноческие одежды его и гроб не истлели, тогда как в другом гробе современном увидели прах. После обретения мощи святого подвижника прославились многими чудесами. Впоследствии святые мощи были положены в Богословской церкви под спудом.

Празднование ему установлено в 1613 году. Сведения о жизни преподобного Варлаама хранились в монастыре в виде отдельных записей, на основании которых инок Антониева Сийского монастыря Иона в 1589 году написал его житие. В 1630 году составлен канон преподобному Варлааму.

Тропарь преподобному Варлааму Важскому, Шенкурскому
глас 3
Иже к добродетелем прилежанием взыграния плоти обуздал еси,/ благими нравы душу свою украсив,/ от земных Христу превозведе ум свой,/ тем от Него исцелением струя независтна явися,/ притекающим верою к тебе и любезно зовущим:/ Варлааме, отче наш,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобному Варлааму Важскому, Шенкурскому
глас 8
Яко звезда светозарная,/ от Великаго Новаграда пришед,/ в чужих, яко в западных странах, зайде,/ от восток чудес, яко солнце, возсия,/ темже, иже во тьме и сени смертней, в недузех лежащии,/ свет исцеления от тебе приемлюще,/ с нами, чады твоими, непрестанно вопиют ти:/ радуйся, Богомудре Варлааме, отче наш.

Мученик Зосима Аполлониадский

мч_Зосима_Аполлониадский

Мученик Зосима жил в городе Аполлони (Фракия) во время царствования гонителя христиан Траяна (89 – 117). Святой горел желанием стать христианином. Услышав о начавшемся преследовании христиан, оставил военную службу, принял Крещение и всей душой предался молитве и доброделанию. Правителю Антиохии Домициану донесли, что воин Зосима изменил императору, сняв с себя воинское звание и присоединившись к христианам. На суде святой Зосима мужественно исповедал веру во Христа и отказался принести жертву языческим богам. Был предан жесточайшим мукам, но, подкрепляемый благодатью Божией, не ощущал страданий. Правитель приказал раскалить медное ложе и положить на него святого. Мученик, сотворив знамение креста, лег, но остался невредим.

Отправляясь из города, Домициан приказал обуть мученика в железные сандалии с вбитыми в подошвы острыми гвоздями и вести за собой. Господь даровал святому
Зосиме силы легко и быстро следовать за конями. Мученик был заключен в темницу, где его морили голодом и жаждой, но Ангел Господень укрепил его силы хлебом и водой. Святой Зосима решительно отказывался принести жертву языческим богам. После долгих и мучительных истязаний он был обезглавлен и с молитвою предал свою душу Богу.

Преподобный Иоанн Отшельник, Палестинский

Преподобный Иоанн Отшельник подвизался в Палестине. В пещере недалеко от Иерусалима проводил он дни в посте и молитве. Нестяжательный подвижник имел только образ Пресвятой Богородицы, перед которым всегда возжигал лампаду. Святой старец часто посещал святые места Иерусалима, Синайскую гору, ходил молиться к местам погребения святых мучеников и подвижников. Уходя, Преподобный оставлял перед образом Царицы Небесной зажженную лампаду и испрашивал благословения на путь. Возвращаясь через месяц и даже через шесть, старец находил лампаду зажженной и наполненной маслом. Однажды ему случилось идти узкой тропой, с двух сторон огороженной изгородью, так что двум пешеходам нельзя было разойтись. Навстречу Преподобному шел лев. Зверь встал на задние лапы и освободил дорогу святому.

Однажды к святому Иоанну пришел в пещеру инок и, не обнаружив даже самого насущного для жизни, спросил авву, почему он живет в такой нищете. На это святой старец ответил, что его пещера обладает духовным богатством, которое бесконечно дороже земных благ.

Преподобный Иоанн Отшельник преставился в VI веке в глубокой старости и был причислен Церковью к лику святых.

Преподобный Паисий Хилендарский (Афонский)

прп_Паисий_Хилендарский_Афонский

Преподобный Паисий Хилендарский родился в 1722 году в Банско в благочестивой семье. Один брат преподобного – Лаврентий был игуменом Хилендарского монастыря, а другой был известен как щедрый благотворитель православных храмов и монастырей, а сам преподобный Паисий проходил послушание в Рыльском монастыре. В 1745 году, в возрасте 23 лет, святой Паисий перешел к брату в Хилендарскую обитель на Афоне, где принял монашеский постриг. На Святой Горе подвижник возрастал духовно, глубоко изучил Священное Писание и был удостоен священного сана.

В 1762 году преподобный Паисий написал «Историю славяноболгарскую» – книгу, укрепившую христианскую веру и пробудившую национальное самосознание порабощенного болгарского народа. Среди тьмы иноземного гнета преподобный снова возжег светильник Православия, зажженный некогда святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием (память 11 мая). Время и место блаженной кончины преподобного до сих пор неизвестно. 26 июня 1962 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и при участии всех Высокопреосвященных митрополитов, воздавая должное заслугам святого Паисия перед Церковью и родиной, постановил чтить Паисия Хилендарского и Болгарского в лике преподобных и определил совершать празднование памяти его 19 июня, «когда, по всеправославному месяцеслову, празднуется память преподобного Паисия Великого».

Имя святого Паисия носит государственный университет в Пловдиве и многие институты и школы в других городах и селах Болгарии, что свидетельствует о глубоком почитании подвижника болгарским народом.

Тропарь преподобному Паисию Хилендарскому
глас 4
Кирилла равноапостольнаго язык,/ защитив обновил еси/ и Патриарха Евфимия благословение Тройческое, предначав,/ исполнил еси./ Твоим бо трудом болгаром/ паки внятным их языком благочестие воспроповедася,/ и тобою первее начат Промысл Тройческий -/ дело освобождения рода Болгарскаго./ Сего ради тя почитаем,/ Паисие блаженне,/ и любовию совершаем честную память твою.

Кондак преподобному Паисию Хилендарскому
глас 8
Во брань вступил еси не оружием,/ но книжицею малою, блаженне,/ никакоже устрашйвся силы врагов,/ но, зажег светильник посреде смертныя тьмы,/ победил еси в конец за люди твоя./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, Паисие отче,/ деннице светлая болгарскаго новаго дне.

Tags: Афон, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments