Преподобный Феофил Мироточивый, иеросхимонах
Память 8 июля (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных
Родился в Македонии в благочестивой добродетельной семье. Родители с детства поощряли его стремление к учению, и мальчик рано стал прекрасным переписчиком.
Он рано покинул родину и родителей и в 1504 году приняв иночество с именем Феодосий.
В 1506 году был рукоположен во священника епископом Рейганы Акакием, с которым Феодосий был знаком с детства.
Несколько месяцев святой ходил по городам и весям с проповедью Слова Божия, что было так необходимо в мрачные времена турецкого владычества. Затем он отправился в Ватопедский монастырь на Святой Горе и стал прислуживать епископу Мефимнскому Малахии, жившему там на покое.
После смерти еп. Малахии он покинул Афон и отправился вместе с епископом Акакием с миссией от патриарха Константинопольского Нифонта II к патриарху Александрийскому Иоакиму.
В 1509 году они посетили Синайскую гору, а на следующий год во время паломничества к святым местам Акакий скончался. Тогда Феодосий вернулся на Афон и поступил в Иверский монастырь.
Подобно трудолюбивой пчеле, он старался собрать в своей душе добродетели, которые находил у других. Хороший каллиграф, святой с большим искусством и старанием переписал там все богослужебные книги. Он составил каталог, включавший 31 переписанную им рукопись. В важнейших монастырях того времени, расположенных за пределами Афона, сохранились переписанные его рукой, в основном богослужебные, рукописи с посвящением.
Слава Феодосия вскоре распространилась так широко, что весьма многие пожелали встать под его духовное водительство, особенно из Фессалоники, где в то время не осталось подобных пастырей. Около 1516 года, ссылаясь на недомогание, святой ушел в затвор, приняв перед этим схиму с именем Феофил. Тем самым он не выполнил предписания патриарха Константинопольского Феолипта I, который во время пребывания в Фессалонике пожелал возвести его в епископский сан.
Сначала схимник поселился в келье на территории Иверского монастыря, затем перешел в другую, расположенную около Карей. Здесь в 1522 году он встретился с будущим протом и своим биографом Серафимом, их связала крепкая дружба.
Через некоторое время, не позднее 1535 года, стремясь к полному безмолвию, он удалился в еще более уединенную келью святого Василия, принадлежавшую монастырю Пантократор. Феофил восстановил ее и подвизался с учеником Исааком в строгом отшельничестве, питая себя Священным Писанием, текстами светоносных отцов, пребывая во внутренней молитве.
В строгом подвиге и молитве он достиг «меры полного возраста Христова» (Еф. 4, 13) и заранее узнал о дне, когда покинет земной мир. Это дало ему время составить Завещание. Затем он призвал к себе священников, которые совершили елеосвящение, и смиренно попросил у всех прощения. Весь следующий день он провел в молчании, причастился Святых Тайн и велел своему ученику Исааку не сообщать никому о его кончине, а тело отнести в лес на съедение диким зверям. Тихо опустившись на ложе, он произнес: «Господи Иисусе Христе, прими дух мой!» – и заснул праведным сном 8 июля 1548 года перед заходом солнца.
Исаак повиновался распоряжению духовника и отнес его тело в лес. Однако насельники Пантократора, узнав об этом, отправились на поиски святых мощей и, найдя их, тайно перенесли к себе в монастырь. С большим трудом Исааку удалось снова завладеть мощами учителя и поместить их в церковь при келье. Там мощи сразу стали источать благоухание, свидетельствуя о богоугодной жизни святого Феофила.
Блаженный Эдгар Миролюбивый (англ. Edgar) — король Англии из Уэссексской династии
(Король Эдгар в окружении Девы Марии и Святого Петра)
Король Англии из Уэссексской династии, правивший в 958—975(957 - 975) гг. Младший сын короля Эдмунда I и его первой жены Эльфгиты Эльфгифы Эльгива; брат Эдви.
Эдгар ещё в 957 был провозглашен королём населением Нортумбрии и Мерсии, недовольным правлением его брата Эдви, а после смерти последнего вновь объединил страну (959). Первым делом Эдгар вернул из изгнания Дунстана, который, в сущности, и заведовал управлением, так как самому Эдгару при вступлении на престол было всего 14 лет. Дунстан был сделан сначала епископом Уорчестерским, затем Лондонским, и, наконец, архиепископом Кентерберийским. Эдгар вообще был уступчив и хорошо ладил и с церковью, и с датчанами, за что и получил прозвище «Миролюбивый».
Царствование Эдгара, небогатое внешними событиями, замечательно политикой умиротворения, начатой Дунстаном ещё в царствование Эдреда. Сохраняя за датчанами их прежние обычаи, предоставляя им широкое самоуправление, Эдгар способствовал слиянию датчан и англосаксов в один народ. С его царствования королевство стало носить название Англии. Сильное правительство, обеспечивавшее стране спокойствие, повлияло и на увеличение материального благосостояния страны. В Англии стала развиваться торговля: В Лондоне стали появляться «люди из империи» - торговцы из Лотарингии и Прирейн¬ских областей, «люди из Руана» - торговцы из Нормандии и т. д. Лондон становиться большим торговым городом.
Большинство источников времени Эдгара принадлежит перу духовенства и отличается восторженными отзывами о короле. Его правление оказалось счастливым для Англии и прославлено во многих англосаксонских и скандинавских песнях. Но из этих же песен видно также, что король вёл далеко не нравственный образ жизни, любил пиры, веселье, имел много любовных увлечений. Но он оказал самую деятельную поддержку Дунстану в проведении религиозной реформы, основал, как говорят, более 40 бенедиктинских монастырей, и церковь очень снисходительно относилась к его грехам. Только однажды, когда король похитил из монастыря монахиню, Дунстан наложил на него тяжелое наказание, запретив семь лет надевать корону.
Эдгар был небольшого роста и не обладал особой физической силой, но отличался храбростью и одержал много побед. Он совершал удачные экспедиции против ирландских датчан, взял Дублин и вынудил к самоубийству короля Сигеферта. Северные области Англии покорились Эдгару - одни добровольно, другие в результате войны. Все остальные мелкие государи Британии были в вассальной зависимости от Эдгара. Он был в постоянных сношениях с императорами Оттоном I и Оттоном II и под влиянием императорской идеи носил титул: «Император Август Альбиона». В заслугу ему также ставили то, что он очень заботился о правосудии, хорошими законами содействовал развитию городов, покровительствовал торговле и промышленности.
История его женитьбы настолько неординарна, что о ней нельзя не упомянуть. Он давно слышал о красоте юной леди по имени Эльфрида, дочери графа Девонширского, однако, не желая делать достоянием общественности свои личные дела (а он к этому времени уже дважды был женат), он послал своего лучшего друга Этельвальда убедиться, действительно ли Эльфрида обладает столь несравненной красотой, как об этом говорят, и рассказать ему правду. Едва лишь Этельвальд приехал к графу и увидел Эльфриду, он без памяти влюбился в неё сам. Сила его страсти была такова, что он забыл о намерениях своего хозяина и, помышляя лишь о собственных интересах, просил у отца прекрасной Эльфриды её руки для себя. Фавориту короля отказывать не пристало, и отец дал согласие, а свадьбу совершили без особого шума.
Вскоре после этого, вернувшись к королю, Этельвальд заверил его в том, что единственной причиной молвы о красоте Эльфриды является её богатое приданное, что он удивлен, как только люди могут столь много и столь несправедливо болтать о её чарах. Король удовлетворился таким отчётом и больше не проявлял к этому интереса, а Этельвальд тем временем втайне праздновал свой триумф. Когда же он окончательно убедился, что король отказался от своего намерения, он через некоторое время выбрал удобный момент и, заведя снова разговор об Эльфриде, начал рассуждать о том, что богатство дочери графа Девонширского для короля, конечно, пустяк, но для простого подданного оно было бы весьма желанным приобретением. Эти рассуждения он закончил смиренной просьбой разрешить ему этот брак с самой богатой невестой в королевстве. Просьба выглядела вполне резонной, и король дал своё согласие. Этельвальд вернулся к своей жене и на этот раз сыграл свадьбу торжественно и публично. Теперь главной его заботой стало держать её подальше от двора, и он принимал все меры предосторожности, чтобы помешать не в меру влюбчивому королю встретиться с Эльфридой, которая, как никто, возбуждала в мужчинах страсть. Однако долго скрывать это сокровище оказалось невозможно; вскоре Эдгар узнал об обмане. Тем не менее, он не подал виду, но, воспользовавшись каким-то предлогом для посещения той части страны, где скрывалось это чудо красоты, он взял с собою Этельвальда, который сопровождал его очень неохотно.
Проезжая мимо резиденции Эльфриды, король выразил желание навестить жену Этельвальда, чтобы посмотреть, наконец, на женщину, о которой он в своё время так много слышал. При этом он пожелал быть представленным ей просто как знакомый Этельвальда. Несчастный обманщик, ошеломленный этим предложением, сделал всё возможное, чтобы отговорить короля, но напрасно; всё, что ему удалось, это - получить разрешение поехать вперёд, якобы для того, чтобы сделать необходимые приготовления для надлежащего приёма короля. Прискакав к жене, он упал к её ногам и, признавшись в том, что он сделал ради обладания ею, умолял её сделать всё, чтобы скрыть свою красоту от короля, который столь податлив женским чарам. Эльфрида, которую мало тронула его страсть, лишившая её короны, пообещала ему своё содействие, но движимая тщеславием, а может быть, и жаждой мести, принарядилась самым тщательным и изощренным образом и постаралась выглядеть как можно привлекательнее. Дальнейший ход событий оправдал её ожидания: едва взглянув на неё, король влюбился и решил во что бы то ни стало заполучить её в жены. Чтобы вернее осуществить свои намерения, он постарался срыть свою страсть от Этельвальда и вскоре покинул замок, храня личину равнодушия, под которой всё определенней и решительней созревала мысль о мщении. Через некоторое время Этельвальд был направлен в Нортумберленд под предлогом выполнения какого-то срочного задания и по дороге был убит в лесу. Некоторые считают, что он был заколот рукой короля, другие - что король лишь руководил убийством. А Эльфрида по приказу короля вскоре была приглашена ко двору, и их свадьба была отправлена с подобающей торжественностью (965).
Интересно, что до правления Эдгара Англия буквально кишела волками. Король, не знавший устали в охоте на них и желая их истребить, обнаружил, что волки спасаются в горах Уэльса. Тогда он заменил денежную дань, наложенную на эту страну, волчьей: валлийцы должны были теперь ежегодно поставлять 300 волчьих голов. Это вызвало такой азарт в охоте на волков, что скоро их полностью перебили.
Для упрочения авторитета королевской власти при Эдгаре была введена новая церемония коронации, разработанная Дунстаном, во время которой шесть королей Британии присягнули ему на верность. В 973 Эдгар торжественно короновался в Бате. Эта церемония произвела большое впечатление на общество, подробно описана в летописях и послужила темой для народных баллад.
Умер Эдгар 8 июля 975, после 16 лет правления тридцати двух лет отроду. Эдгар имел двух жен: Вульфриту, а с Эльфриду, от которой у него было два сына - Этельред II Безрассудный и Эдмунд. Кроме того у него было несколько незаконных сыновей, старший из которых - Эдуард II Мученик и занял престол после его смерти. Ему наследовал его сын от первого брака (с дочерью графа Одмера) Эдуард. Жены: 1) Этельфледа 2) Эльфрида
В 958 г. знать Мерсии и Нортумбрии на тайном совете провозгласила Эдгара королем территорий к северу от Темзы, но полновластным монархом он стал только в октябре 959 г., после смерти своего старшего брата, короля Эдвина.
Вступив на престол, Эдгар призвал из изгнания Дунстана (впоследствии он был канонизирован) — влиятельного аббата, который во времена Эдмунда I обладал, вероятно, большей властью, чем сам король. Эдгар назначил Дунстана сначала епископом Вустера, затем Лондона и, наконец, в 961 г. возвысил аббата до сана архиепископа Кентерберийского.
В исторических источниках того времени упоминается, что Дунстан не одобрял образ жизни молодого короля — Эдгар состоял в любовной связи с Вульфридой, монахиней из Уилтона, которая в 961 г. родила ему дочь — и отказывался его короновать. Но несмотря на разногласия Дунстан оставался ближайшим советником Эдгара на протяжении всего периода его царствования.
Эдгар избегал военных конфликтов, чем заслужил прозвище Эдгар Миротворец (англ. Peaceable). В 970 г. он уступил северную часть Нортумбрии шотландскому королю Кеннету II, что позволило на некоторое время снять напряжение между двумя враждующими народами.
11 мая 973 г. в возрасте тридцати лет Эдгар был коронован в Батском аббатстве. В честь коронации были устроены роскошные праздненства. На них присутствовали шестеро правителей других областей Британии, в том числе короли Шотландии и Стратклайда, которые поклялись быть верными вассалами Эдгара на воде и суше.
Король умер 8 июля 975 г. в Винчестере и был похоронен в Гластонберийском аббатстве.
Мученик Митридат (Мирдат), царь Карталинский
Сын Вараз-Бакура, с детства воспитывался дедом по материнской линии - царем Трдатом. Верующий, мудрый и разумный дед учил будущего царя любить Бога и свой народ, и юный царевич навсегда усвоил назидания деда. Он был награждён всеми достоинствами, необходимыми царскому величию: мудростью, рассудительностью, статью, бесстрашием, доблестью и отвагой.
Митридат занял Карталинский царский престол в 409 году.
Молодой царь горел желанием достичь полного освобождения от Персии и стал готовиться к восстанию. Узнав об этом, персидский царь выслал многочисленное войско для наказания грузин, однако царь Митридат со своим малочисленным войском отважно встретил врага в Гардабани. Самоотверженность и отвага грузинского войска не смогли противостоять намного превосходящей численности врага, и грузины потерпели поражение. Персы пленили молодого царя и увезли его с собой.
Персидский царь потребовал от Митридата отречься от Христа, но получил твёрдый отпор. Ни уговоры, ни страх перед казнью не смогли сломить волю царя, готового умереть за любовь к Христу. После долгих пыток закованного святого заключили в темницу, где с молитвами он и предал душу свою Господу. Случилось это в Персии, в 410 или 411 году.
Икона Пресвятой Богородицы Казанская Чимеевская
По преданию, примерно триста лет назад на маленькой, но стремительной реке Нияп около сибирского села Чимеева была явлена чудотворная икона Божией Матери.
Большую черную «доску», вертикально плывущую против течения, увидели ребята, играющие на берегу. Вдруг «доска» встала как вкопанная, попав в водоворот, и дети увидели лик Женщины. Испугавшись, они побежали за священником и другими взрослыми, которые с благоговением достали из воды икону и торжественно перенесли ее в сельский храм. Весть о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей округе и далеко за ее пределами. Множество паломников приходили на поклонение святому образу.
Через некоторое время сильный пожар уничтожил деревянный храм, в котором пребывала икона. Но образ Пресвятой Богородицы оказался целым и невредимым! Ребенок, случайно забредший на пепелище, споткнулся обо что-то твердое. Разгребая пепел, он увидел сияющий лик Богоматери. Только доска потемнела да опалился верхний угол.
Спустя несколько лет в селе был построен новый храм, в котором и находилась святая икона. Но со временем церковь обветшала, и на ее месте был возведен Казанско-Богородицкий храм, освященный в честь неотлучно пребывающей здесь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На месте обретения образа Пресвятой Богородицы – берегу реки Нияп – уже в ХХ веке была установлена часовня, к которой тянется нескончаемый поток паломников.
22 марта 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II список Казанской иконы Божией Матери, именуемый Чимеевским, включен в календарный месяцеслов Русской Православной Церкви.