Святитель Андрей Критский, архиепископ
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление» (из Великого Покаянного Канона святителя Андрея Критского. Песть 1).
Святитель Андрей, епископ острова Крит (не путать с преподобномучеником Андреем Критским).
Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14 году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679 году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящен в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712 году.
Святой Андрей известен, как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом («Андреево стояние»). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипеснецы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресения и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.
Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.
Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии – нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх – Богослов, учитель и гимнотворец.
Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые «мефимоны») и полностью – в четверг на утрени пятой седмицы.
Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.
О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие – 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.
Сочинения
В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30.
Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе.
К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом.
Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.
Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак.
Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобного Иоанна Дамаскина, преподоного Космы Маиумского.
Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, сятой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках. Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.
Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.
На грузинский язык в X–XII вв. были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (+1028), Георгием Ивером Святогорцем (+1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073–1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».
Почитание Андрея Критского на Руси
Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI – нач. XII в..
Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в.. В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого. В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле и 4 июня – в Румянцевском Обиходе. Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором. По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью. Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский.
Большое распространение в русской письменности XI–XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII–XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в., гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв.. Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).
Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского. Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г.. Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени.
В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, – Повесть об Андрее Критском. В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является покаянный Великий канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).
(свв. Антрей Критский и Мария Египетская)
Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского
глас 4
Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Ин тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Андрее,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Святитель Ульрих Аугсбургский , епископ Баварский
Родился в благородной и знатной семье в Аугсбурге, Германия. В семь лет был отослан в монастырь преподобного Галла в Швейцарии и в 900-908 годах учился в монастырской школе. Дальнейшее обучение продолжил под руководством своего дяди, Адальберо (Адальперо), епископа Аугсбургского. Потом отправился в Рим, где его как священника хотели оставить при папе Римском Сергии III. Но, узнав о смерти епископа Адальберо, Ульрих возвратился на родину и поселился в родительском поместье.
Вступление на Аугсбургскую кафедру
После смерти в 923 году Аугсбургского епископа Хилтина на епископскую кафедру был возведен Ульрих. Жития рассказывают об Ульрихе как о строгом, но добром пастыре. Его праведную жизнь современники считали образцом для подражания. Он восстановил в своей епархии канонические порядки, исправил нестроения, построил несколько церквей, устроил в городе церковную школу. Император Оттон I пригласил его участвовать в управлении государством, и святой Ульрих играл важную роль в политике императорского двора Оттонов.
Защита от венгров
Когда многочисленные кочевые полчища язычников-венгров вторглись в немецкие земли и направились к Аугсбургу, епископ Ульрих, верный Оттону, призвал горожан к мужественной обороне. Уже конные разъезды доносили, что враг близок. Аугсбуржцы, ободренные святым причастием и напутственными словами епископа, готовы были отразить натиск врагов, подступивших к стенам города. Не слишком многочисленный отряд воинов, воодушевляемый епископом, успешно держал оборону. Сохранились сведения, что во время одной из вылазок аугсбургцев епископ Ульрих сопровождал воинский отряд в одном только церковном облачении, без лат и оружия, ношение которых не позволялось ему как духовному лицу. Наступила ночь, большую часть которой епископ Ульрих провел в молитве, лишь под утро позволив себе на короткое время забыться сном. Но утром мадьяры, узнав о приближении войска короля Оттона, отошли от стен города. Епископ же Ульрих после битвы принялся руководить восстановлением поврежденных стен города и укреплением его слабых мест.
10 августа 955 года, в день святого Лаврентия, произошла битва на реке Лех между мадьярами и войском короля Оттона. Количественно превосходившие германцев мадьяры надеялись на легкую победу и думали, разгромив Оттонову дружину, вновь осадить Аугсбург, в котором, по их мнению, хранилась казна Баварии. Воины Оттона подготовились к бою постом, молитвами, прощением друг другу прегрешений и клятвой в верности предводителям, а сам Оттон дал обет святому Лаврентию, если по его заступничеству будет одержана победа, учредить в его честь епископство в Мерзебурге. Епископ Ульрих усердно молился о победе и получил ночью от явившейся ему в сонном видении мученицы Афры предсказание о победе. Отражение мадьяр спасло Аугсбург от поругания и разграбления язычниками.
Чудо о рыбе
Есть две версии этого предания о чуде с рыбой. Согласно одной, некие недоброжелатели как-то подсунули в пятницу епископу Ульриху мясо, но оно чудесным образом превратилось в рыбу.
Вторая версия повествует о некоем недолюбливавшем епископа Ульриха императорском гонце, которого однажды епископ одарил куском мяса. Посланник решил воспользовался этим, чтобы оклеветать святого: мол, вот епископ Ульрих вкушает мясо в пятницу. Это, мыслил клеветник, должно было навлечь гнев короля Оттона на епископа. Однако стоило только лукавому и неблагодарному посланнику развернуть при всех дар святого Ульриха, как мясо чудесным образом стало рыбой.
В память об этом чуде в западном искусстве святого Ульриха часто изображают с епископским посохом и рыбой в руке.
Уход на покой и кончина
Будучи в преклонных годах, святой Ульрих вновь удалился в монастырь святого Галла, назвав своего племянника своим преемником, за что был обвинён в непотизме.
Одно из преданий рассказывает, что, почувствовав приближение смерти, святой Ульрих пеплом начертил на земле крест, окропил его святой водой, потом лег на это место и с пением литании отошел ко Господу. Погребал святого епископ Вольфганг Регенсбургский.
Мощи и почитание
Известно, что уже через несколько лет после кончины епископа Ульриха его житие было написано близким другом святого, Шгерхардом, который придал многим событиям из жизни святого легендарный характер.
Слава о святости епископа Ульриха и о чудесах, происходивших на его могиле, была столь велика и распространилась так быстро, что уже в 993 году в Риме он был причислен Римским папой Иоанном XV к лику святых – это был первый сохранившийся до наших дней официальный акт Римских пап о канонизации.
Мощи святого Ульриха, находившиеся рядом с гробницей святой Афры, были обнаружены и перезахоронены после восстановления церкви и пожара 1183 года.
В сокровищнице базилики святых Ульриха и Афры несколько столетий хранились принадлежащие святому Ульриху риза, нательный крест, привезенный им из Рима в 954 году, и серебряный бокал. Сегодня они экспонируются в Музее римо-католической Аугсбургской епархии.
Священномученик иерей Димитрий
(Казанский Дмитрий Григорьевич, +после 1937)
Дмитрий Григорьевич Казанский родился 10 февраля 1884 года в селе Юркино Ярославской губернии в семье диакона. Он становится священником и начинает служить в Ярославском Спасо-Преображенском Севастьяновском Сохотском женском монастыре, в котором служит до 1929 года.
В 1929 году отца Димитрия арестовывают, обвиняют в «контрреволюционной деятельности» и приговаривают к 5 годам исправительно-трудового лагеря. После отбытия срока наказания ему было определено служить в одной из церквей города Любима.
5 марта 1937 года состоялся следующий арест. Отец Димитрий был обвинен в "участии в контрреволюционной группе "тихоновской"ориентации". На допросах священник держался твердо, никого не оговорил и свою виновность в антигосударственной деятельности отрицал. 15 августа 1937 года тройка при УНКВД по Ярославской области приговаривает отца Димитрия к 8 годам ИТЛ, после чего его этапируют в Севвостоклаг (бухта Нагаево, Дальневосточный край). Из этого лагеря отец Димитрий не вернулся. В справке Пошехонского РО МГБ, составленной в 1949 году, он значится умершим. Точная дата и место смерти его неизвестны, вероятно, он скончался в лагере до 1945г.
Священномученик Димитрий (Казанский) был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года.
Икона Богородицы Галатская
Своё название икона Божьей Матери получила от местности Галаты – части Константинополя, где она находилась. В древности в её честь был устроен монастырь, но он просуществовал только до XVII века.
В России точный список (копия) Галатской иконы Пресвятой Богородицы долгое время находился в храме во имя святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, который был разрушен в 1933 году. После этого икона Божьей Матери хранилась в Оружейной палате. Сейчас она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.