В сетях уже несколько дней (как о. Александр Ильяшенко попросил не ассоциировать его с порталом "Православие и мир") идет обсуждение такого решения.
Не удивительно, что многие мои оппоненты из священников экуменистов в основном, но и не только из таковых, не поддерживают подобного решения. Для меня это не новость и не странно, повторю. Сегодня появился комментарий первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова к заявлению протоиерея Александра Ильяшенко о том, что сайт "Православие и мир" более не является церковным православным изданием. Его и публикую целиком.
А главное, что в этом комментарии вот что:
"Задача сайта, как и других похожих на него церковных и околоцерковных ресурсов, заключается в легализации противников Церкви...Опираясь на церковный ресурс — рушить институт Церкви"
Категорически согласен с вышесказанным. Именно по причине того, что на портале культивировалось пренебрежение к святоотеческому, этакое "православие лайт" почти протестантское и даже хуже того, полное обмирщение в дискуссиях и во многих статьях...ориентация на душевное и непонимание, уничижение и неприятие духовного - я и покинул Правмир в 2014 году. И с каждым годом ситуация становилась все хуже и хуже. И это был уже не либерализм в Церкви, а либерализм и очеловечивание вне Церкви под видом церковной адаптации. Нынешний комментарий называет вещим своими именами. Наконец-то!
***
Комментарий первого заместителя председателя Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова к заявлению протоиерея Александра Ильяшенко о том, что сайт "Православие и мир" более не является церковным православным изданием
Знаменитый московский протоиерей Александр Ильяшенко 11 июля 2019 года публикует резкое открытое заявление, в котором отказывается быть духовником сайта "Православие и мир", владельцев коего окормлял два десятка лет. Скандал и бурная дискуссия. Священник называет редакционную политику "не церковной и не православной". Отец Александр явно не хочет далее разделять ответственность за материалы, которые появляются на этом ресурсе, однако не объясняет причин указанной нецерковности и неправославности. Возникает некоторая недосказанность.
"Православие и мир" — одна из частей неформального разветвлённого медийного проекта, который обслуживает либерал-православную идеологию. Задача сайта, как и других похожих на него церковных и околоцерковных ресурсов, заключается в легализации противников Церкви, которым под предлогом свободной дискуссии предоставляется православная площадка для разговора на отвлеченные темы. Таким образом, они получают в своё пользование символический ресурс Церкви. Церковная общественность полагает: если некий персонаж появляется на православной площадке, значит, и за ее пределами его мнения приемлемы, соответствуют православной системе ценностей. Таков механизм легализации в православной среде прямых оппонентов Церкви.
Политика изданий подобных сайту "Православие и мир" проводится не столько прямыми оценочными высказываниями, сколько формированием повестки и идиоматики. Работа ведётся в духе современной "войны дискурсов" — с помощью легитимации без аргументации. С помощью этой методики достигается главная цель — деинституализация Церкви как целого.
В разное время "Православие и мир" то прямо, то с помощью косвенных легитимирующих высказываний поддерживает "Пусси райт", политику Константинополя и украинских властей по отношению к УПЦ, идеологию С. Алексиевич и других русофобов, рекламирует "богословие майдана" и квир-богословие гомосексуалистов.
Для того, чтобы понять политическую роль того или иного СМИ, достаточно узнать из открытых источников: а) кто финансирует; б) кто оказывает политическую поддержку через попечительские советы; в) кому само это СМИ оказывает поддержку; г) чьим информационным партнером оно официально является; д) кто осуществляет посреднические функции между изучаемым СМИ и теми структурами, близость к которым легитимирует деятельность данного СМИ. В нашем случае — между частным сайтом и церковными подразделениями.
Будучи формально независимым изданием, но пользуясь поддержкой либерал-православнного лобби, "Правмир" говорил от имени Церкви. Отсюда — его влияние и политическая власть над церковной аудиторией. Опираясь на церковный ресурс — рушить институт Церкви.
Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия. Жест священника носит символический характер и обозначает делегитимизацию "Правмира", конец его власти. Отныне он не церковный и не православный — так его и надо воспринимать. Развенчание. Все встало на свои места, аудитория вышла из состояния дезориентации.
Будущее "Правмира"? Полная смена идеологии и искреннее возвращение в Церковь, что маловероятно. Радикализация, переход в открытую оппозицию Церкви. И как следствие — маргинализация, потому что подобные институты не способны существовать автономно, но только на теле Церкви.
Александр Щипков,
первый заместитель председателя Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
16 июля 2019 г.
(https://www.facebook.com/tyurenkov/posts/2513206902063146?hc_location=ufi)