Начало рассказов о втором путешествии (Корфу, Метеоры) тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html
Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/110200.html
Вечер накануне…
Если не случается каких-либо из ряда вон выбивающихся событий, Воскресное утро у православного христианина начинается с Божественной Литургии.
Накануне вечером, когда мы вернулись из первой своей поездки по Лутраки и окрестностям, мы сели в номере, открыли предварительно купленную в местном магазине бутылочку греческого вина, нарезали немного овечьего сыра (ох и вкусный же у греков сыр!), помыли немного винограда, наломали свежего белого хлеба и стали размышлять над завтрашним днем. Вернее, над тем, как лучше поступить с утра – пойти на Литургию (благо в одной остановке от нас красивейший храм равноапостольных Константина и Елены), но тогда мы не сможем поехать на Эвбею с самого утра, т.к. богослужение только в девять утра начинается. А мы помним, что у греков утреня служится не как у всех нормальных православных накануне вечером, а утром, перед Литургией. :-) По этому, пойди мы на службу, начать свою вторую поездку раньше половины двенадцатого нам ну никак не удастся. Второй вариант – убедить свою совесть, что у нас та ситуация, что как в молитвослове написано: «Правило для тех, кто за благословной виной не может присутствовать на воскресной Литургии», и, проснувшись пораньше и прочитав правило отправиться в путь часов в девять- полдесятого.
На вскидку выгода очевидная – минимум два часа, что при путешествии за сотню с небольшим километров, из которых не менее трети приходится на горные участки (и это только в один конец) достаточно важный гандикап.
Вино и сыр и общая расслабленность уговорили нашу совесть и мы пошли вторым путем, избрав в союзники свои не доверие Богу, а убедительную человеческую логику, а посему, поставив будильник на половину восьмого утра мы, прочитав вечернее правило (что-что, а периодически теряя дух, мы внешние свои скляницы очищали).
Дорога на Эвбею…
Утро выдалось пасмурным, небо заволокло и время от времени начинал моросить дождик. «Не беда,- решили мы, - до монастыря праведного Иоанна Русского сто километров, это совсем другая часть Греции, там все может быть по другому».
Прочитав правило и наскоро позавтракав, мы, как и планировали, где-то в начале десятого уже покидали Глифаду.
Только мы выехали на трассу, как дождь усилился так, что видимость испортилась совсем…

Впрочем, как мы и предполагали – местами дождь прекращался и погода почти налаживалась, а потом вновь нас настигал ветер и начиналась гроза. В общем- путь оказался полосатым, как и небо.

Но как бы то ни было, мы без особых приключений добрались до Эвбеи. Остров отделяет от материка в самом узком месте пролив шириной менее сорока метров. Но трасса автомобильная проходит в другом месте и длина моста, связывающая Эвбею с материковой частью там более шестисот метров.
Халкида показалась нам весьма серенькой и малоинтересной. Полагаю, что навеяны подобные впечатления были в том числе и погодой, но этот город нам показался несколько грязноватым и обшарпанным, каким-то неаккуратным, что ли – затрудняюсь дать более точную характеристику нем впечатлениям, что мы получили, пока проезжали по Халкиде. Дорога, если никуда не сворачивать с основной трассы, приводит к морю и Т-образному перекрестку. Чтобы ехать в сторону Нео Прокопи , куда мы держим путь, надо повернуть направо.

По выезду из Халкиды то тут, то там, вдоль дороги стали попадаться ухоженные хозяйства. По большей части к нашему удивлению мы наблюдали поля с капустой. Обычной белокочанной капустой. А инога попадались и весьма своеобразные и редкие для Греции домики. Даже не домики – что-то вроде усадеб, как вот такая, сложенная из древен, что для Греции просто крайне дорого.

К сожалению, качественного снимка сделать было невозможно, т.к. дорога узкая и любая остановка на обочине фактически образовывала бы пробку. Пришлось снимать на ходу.
Не более получаса равнинной дороги вдоль моря и вот мы медленно, но неуклонно начинаем взбираться в горы. Начинается серпантин…
Вдоль той стороны, что примыкает к горам встречаются участки с натянутой металлической сеткой – средство задержать сорвавшийся с вершины камень и предотвратить несчастье.

В некоторых местах видны были камни застрявшие в этой ограде (значит, функцию свою она выполняет), а местами мы видели разодранную прореху и крупные камни, что валялись у дороги. Похоже, что обвалы в этой части далеко не редкость.
Виды, которые открываются с серпантина удивительно умиротворяющие! И, конечно, способствуют этому те краски, что вносит осень.

В который раз я пожалел, что мы не взяли фотоаппарат, положившись на планшет. Но больше уже мы таких ошибок допускать не собирались и в последнее свое путешествие в Грецию (о котором воспоминания лишь предстоит еще написать) мы уже отправились вооружившись фототехникой.
Дорога, хоть и горная, но вполне безопасная (по крайней мере я не встретил экстремально опасных участков), поэтому если кто соберется, то можно смело брать с собой детей.
И вот, по прошествии непродолжительного времени мы въехали в Нео Прокопи. Указателей на монастырь особенно не требуется и спрашивать тоже никого не пришлось – он виден отовсюду.
Монастырь Иоанна Русского…

Праведный Иоанн Русский очень почитаемый святой в Греции. Из жития мы узнаем, что юношей «он был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами.
После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии. В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.
Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп.
Только вряд ли плененный Иоанн знал о былом величии этих мест. Его ожидал лишь каторжный труд. Многих из его соотечественников, которые оказались в положении невольников, турки склонили к принятию ислама. Для правоверного мусульманина обратить «неверного» было делом чести, и средства в этом вопросе подходили любые.
Иоанна били, жгли волосы на голове, топили в навозе, но его ответ был неизменным: «Христианином родился, христианином и умру»
Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства» (из жития).
Более того, ради святого Господь благословил хозяина изобилием и последний даже предложил Иоанну жить как свободный человек, в отдельном помещении. Однако святой отказался, сказав Аге:
- Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения.
Когда Иоанн умер, Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн.
Во время Великого Переселения 1923-1924 годов изгоняемые турками из Капподокии греки забрали с собой и мощи святого. Так святой оказался на Эвбее, в селе Ахмед-Ага, которое переименовали в Нео Прокопион. В 1930г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Тут они почивают и поныне.

Мы не без волнения вошли в храм…

Видимо это редкость для Греции, но именно тут, именно к мощам праведного Иоанна пока мы находились в храме, шел нескончаемый поток паломников. Не так, чтобы надо было стоять в очереди долго, чтобы приложиться, но люди подходили и подходили, постоянный ручеек из людей не иссякал… Когда мы уже вышли из храма, то сидели, как одни автобусы подъезжали, другие напротив - отправлялись в дальнейший путь. С одним из автобусов прибыла греческая футбольная команда вместе с персоналом – все тихо и организованно вышли и отправились в храм, а уже минут через двадцать автобус с ними отъехал – возможно, спортсмены приезжали к святому попросить помощи в очередной игре.
Мне всегда нравится задержаться в храме… постоять или посидеть и ощутить ту благодать, что наполняет храм. Конечно, в тех скудных объемах, что возможны для моего ничтожества. Но и это уже так успокаивает душу, что иногда думается: «Так бы и не уходил…». Мы почитали акафист нашему святому соплеменнику. Я попробовал сфотографировать раку с мощами, но у меня ничего не получилось. Рака никак не хотела фотографироваться. Зато получились фотографии икон очень почитаемых святых греческих: преподобных Арсения Капподокийского, Космы Этолийского и Давида Эвбейского.

Вот, к последнему из них, в монастырь преподобного Давида Эвбейского и надлежит нам держать дальнейший свой путь. Мы вышли из храма, побродили вокруг, заглянули в лавку рядом с храмом с иконами и разными местными поделками и отправились в дальнейшее путешествие…

Почему надо полагаться на Бога, а не на человека…
Когда мы были еще в Москве, я прокладывал по карте все маршруты, в том числе и в этот монастырь. По моему мнению выходило, что лучше всего вернуться примерно на полдороги обратно в сторону Халкидики и в одном месте повернуть налево и там уже вновь по горной дороге добраться до монастыря. Так мы и поступили.
На обратном пути погода вновь стала меняться, опустился туман. фотографии не передают того, насколько в реальности туман был сильным.

Скорость, разумеется спала и дорога показалась нам весьма не близкой. В том месте, где я предполагал себе поворот, его не оказалось. такое в Греции встречается сплошь и рядом – я не видел еще ни одной карты этой страны, которая достаточно точно соответствовала тому, что ты видишь в действительности.
Немного поплутав, мы решились поинтересоваться на бензоколонке куда нам держать путь.
- Вам туда! – дама на заправке уверенно показала на ту дорогу, откуда мы только что вернулись.
- Нет, нам не в Иоанна Русского, а к Давиду Эвбейскому!
- Это туда же!
Странно… ну, понятно, что можно было бы и через монастырь Иоанна Русского двинуться далее, но по карте тот путь был много длиннее.
Мы решили не сдаваться и стали спрашивать еще. А тем временем, еще и из-за погоды, стало немного смеркаться. В одном маленьком поселке нам попались на дороге молодые ребята из Грузии:
- Вы зря вернулись обратно, надо было ехать от монастыря Иоанна Русского, оттуда до нужного Вам монастыря минут сорок ехать… а теперь Вам как минимум часа полтора добираться!
- Вы уверены?
- Да, мы там уже были…
- Наверное, сегодня этого лучше уже не делать – вечереет…
- Да, в горах туман и будет уже небезопасно. Лучше завтра поехать.
- Спаси, Господи!
Итак – к преподобному Давиду мы не попадем, потому что завтра утром мы должны быть уже в аэропорту Афин. Делать нечего – мы, немного расстроенные, решили возвращаться домой, в Глифаду. И интересное дело: вчера мы намотали много больше, а когда посмотрели уже все, что задумали и даже больше, то оказалось, что еще день и вечер не думал начинаться. А сегодня мы и нигде особенно не задерживались, и не плутали, но день вышел много короче и заставил нас отложить задуманное. Как же так? Понимание наступило мгновенно, как выстрел:
- Зайка, я сегодня для себя понял одну вещь: Где бы я ни был в путешествии и какие бы планы не строил, если это день воскресный, то вначале Литургия, а потом начало поездки.
Мы понадеялись на себя, в то время, как надо было довериться Богу – Он ли не в силах был управить так, чтобы мы все успели?
- Что ж, видимо ты прав.
После этого всякая грусть минула, как не бывало! Значит, так нам надо было усвоить этот урок. Спаси, Господи!
Домой вернулись без приключений и также без приключений добрались утром до аэропорта, где сдали автомобиль и стали ожидать нашего рейса.

и вот уже мы в самолете летим:

Всего-то не полных три дня, а сколько радостных впечатлений и полезных уроков получили! Благословенная земля греческая не поскупилась и в этот раз показать нам свои удивительные места: святые монастыри, дивные храмы, удивительные постройки, сотворенные руками человека и красоту природы, постигая которую мы вместе со всякой тварью будем непрестанно славить и воспевать Бога.
Ему же, Господу нашему Иисусе Христу Слава со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Духом во веки веков! Аминь.
С любовью,
рБ Дмитрий