filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

18 июня (01 июля) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Священномученик протоиерей Сергий
(Кротков Сергей Михайлович, +01.07.1938)

сщмч_протоиерей_Сергий_Кротков

Родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, годы детства, проведенные у них, остались в его памяти как время тяжелое и безрадостное. Как сирота Сергей был отдан в Рязанскую духовную семинарию для обучения на казенный счет.
По окончании семинарии Сергей Михайлович был определен преподавателем Закона Божия в церковноприходской школе. Сочетавшись браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Афанасьевича Орлова, служившего в городе Луховицы в Рязанской епархии, он был назначен на его место и рукоположен в сан священника в 1903 году.

Когда началась Первая мировая война, отец Сергий был направлен полковым священником в 139-й Моршанский полк, который воевал на Австрийском фронте; он прошел всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой. За безупречное пастырское служение во время военных действий отец Сергий был награжден орденом Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея. Отец Сергий прослужил полковым священником до большевистского переворота в 1917 году, и лишь после того, как полк был расформирован, он уехал в Воронежскую губернию, где получил место настоятеля в храме в селе Валуйчики. Перед его отъездом с фронта епископ Кременецкий Дионисий предложил священнику не возвращаться в Россию, где в то время начинала бушевать революция, и поселиться в Западной Европе, но тот отказался.

В 1922 году протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви в селе Царево Пушкинского района Московской области, где прослужил до 1930 года.
Это было тяжелое время для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении, которое было в те времена исповедничеством. Даже внешняя бытовая сторона жизни была нелегка. Чтобы истопить, например, печь, нужно было искать дрова, а их не было. Отец Сергий шел на реку Талицу, нырял в холодную воду и вылавливал тяжелое мокрое бревно. И ныряя, бывало, говорил: "Благодать-то какая!"

Прихожане любили пастыря за благочестие, за серьезное отношение к богослужению, которое и всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную молитву. Ко всем, и верующим и неверующим, отец Сергий относился ровно, с христианской любовью и приветливостью встречая каждого приходящего к нему. По мере своих небольших возможностей он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. Кто не имел средств, с тех отец Сергий денег за требы не брал.

Храм святителя Николая был одним из самых посещаемых в округе, здесь всегда было много молящихся, что и послужило причиной возникновения для отца Сергия неприятностей. Неподалеку в селе Нагорном служил священник Николай Веселовский; он, преследуя свои цели, часто бывал у гостеприимного отца Сергия, и в конце концов решил попытаться занять его место. Ему удалось склонить на свою сторону двух певчих из Никольского храма и выхлопотать себе назначение в этот храм.
В 1930 году отец Сергий был назначен в храм Покрова Божией Матери в село Покровское Московской епархии рядом с Царицыном (ныне в черте Москвы). Отец Сергий с семьей жить остался в своем доме в селе Царево, и добираться до нового места служения ему было крайне неудобно. Часть пути надо было ехать сидя на открытой платформе. Однажды на платформу вскочили лихие молодчики и остановились напротив священника. Один из них, криво улыбнувшись, сказал: "Смотрите, поп сидит". Все притихли. Отец Сергий только посмотрел на них, но ничего не сказал, и они, смутившись его открытого, решительного взгляда, отошли.

В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет. Одна из женщин, знавшая его в то время, вспоминала о нем:
"Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку, висящую на стене. На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, он никогда не просил денег, и если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы бесплатно. Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания".
В конце 1937 года власти приняли решение храм закрыть. Один из жителей села по распоряжению сельсовета стал собирать подписи под заявлением о закрытии храма, но ему не удалось собрать много подписей. Вскоре после этого, в конце февраля 1938 года, отца Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное положение представляется в данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение о грозящем ему аресте, отец Сергий не оставил служения в храме. "Что же, - сказал он своим домашним, - прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству".

2 марта 1938 года, отслужив литургию, отец Сергий вышел из храма; на улице его ждал извозчик, который отвез священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму.

- Следствие располагает данными, что вы вместе с офицерством выступали против красных? - спросил следователь.
- Во время восстания генералов наш полк из Бессарабии был двинут против красных войск под Петроград. Я был за генералов, но солдаты скоро обольшевизировались и против красных не пошли. Полк расформировали, и я уехал в Воронежскую губернию, - ответил отец Сергий.
- Следствие располагает данными, что вы активно вели среди населения контрреволюционную деятельность.
- Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе. В религиозной вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь, и поэтому я - противник партии и правительства и тех мероприятий, которые они проводят. Открыто контрреволюции среди населения я не вел, но недовольство свое советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался.
- В какой вы церкви служили?
- Я служил в Покровской церкви в селе Покровском, а живу в Пушкинском районе.
Штраф с меня был взят в Пушкинском Райфо. В Покровском храме я служил нелегально, так как не был зарегистрирован в Райфо. Так как я здесь не жил, то и предложил зарегистрироваться по месту жительства.


14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Кротков был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик иерей Александр
(Крутицкий Александр Сергеевич, +01.07.1938)

сщмч_иерей_Александр_Крутицкий

На Архиерейском Соборе 2000 года в сонме исповедников и мучеников за веру Христову был причислен к лику святых настоятель Покровской церкви г. Щелково (с. Хомутово) священник Александр Крутицкий. Он является первым канонизированным святым Щелковской земли.

Александр Сергеевич Крутицкий происходил из старинного духовного рода. Родился он в июне 1898 года в селе Салтыкове Бронницкого уезда Московской губернии. В раннем детстве Александр лишился матери. Осиротевшую семью приняла родная сестра отца, крестная мать Александра – Елизавета Матвеевна. По семейной традиции, как самый младший из детей, Александр был определен в Перервинское Духовное училище, по окончании которого поступил в Московскую Духовную семинарию.
Вскоре семья Крутицких переехала из Бронниц на жительство к старшей сестре Александра – Марии Сергеевне и ее мужу — Лосеву Николаю Александровичу, псаломщику Покровского храма, жителю села Большое Хомутово Щелковского района. Впоследствии на хомутовском кладбище были похоронены: дед Александра священник Матвей, отец священномученика – Сергей Матвеевич, псаломщик церкви Рождества Богородицы в селе Образцово (умер в 1913 г.), а позже крестная Александра – Елизавета Матвеевна и родная сестра Мария.

После смерти отца вся тяжесть семейных забот легла на плечи пятнадцатилетнего Александра. Война, начавшаяся в 1914 году, помешала получить образование. Александр Крутицкий выбыл из семинарии в 1917 году и определился псаломщиком в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово.
В 1919 году Крутицкие купили дом в Образцове. С детства приученный к нелегкому крестьянскому труду, Александр Сергеевич сам пахал, сеял, заготавливал сено, ухаживал за лошадью, коровой, мелкой живностью, был знатоком в агрономических вопросах – сельчане часто обращались к нему за советом не только по духовным, но и по хозяйственным делам.

По благословению своей крестной матери, Александр Сергеевич женился на Пелагее Петровне Цыгановой, коренной жительнице села Образцово. Родом из многодетной крестьянской семьи, Пелагея обладала сильным характером, хорошо пела в церковном хоре, была привычна к крестьянскому труду. Пелагея Петровна смогла вынести все выпавшие на ее долю испытания, вырастить детей, сохранить любовь и верность супругу.

После 1922 года Александр Крутицкий был рукоположен в сан диакона при том же храме, где ранее служил псаломщиком.
В 1928 году в стране вышел документ «О мерах усиления антирелигиозной работы», положивший начало массовым арестам священнослужителей и мирян, закрытию храмов. В 1929 году отец Александр был арестован в первый раз и содержался под стражей 10 дней.

В 1933 году он был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Хомутово Щелковского района. Продолжая жить в селе Образцово, отец Александр добирался после службы своим ходом из Хомутова домой. Его сын, Евграф Александрович, на всю жизнь сохранил воспоминания о том, как отец учил их радоваться красоте природы.
В семье священника Александра Крутицкого было трое детей. Отец Александр любил их сердечно, никогда пальцем не тронул. Ощущая непрочность бытия, старался приласкать, утешить, чем-то порадовать. Он был очень светлым и доброжелательным человеком. Обладая замечательным голосом, прекрасно пел. Прихожанам навсегда запомнились церковные службы тех лет. Истовость, с которой служил Господу отец Александр, не давала покоя местной власти: такому молодому, начитанному, обладающему даром слова надо служить Советской власти, отречься от Церкви. Но от такого предложения отец Александр отказался.

– Погибнешь! – предупреждали его.
– На все воля Божья, – отвечал он.

2 марта 1938 года у себя дома священник Александр Крутицкий был арестован органами НКВД и препровожден в следственный изолятор города Загорска (Сергиева Посада), где содержался до июня 1938 года. Его обвиняли в распространении среди населения клеветы по адресу советской власти. Основными свидетелями обвинения были его ближайшие соседи. Знаменательна дальнейшая участь главной обвинительницы: она стала пьяницей, стала вести разгульный образ жизни и дошла до того, что в 1946 году убила сына, мать и сестру, за что была осуждена и отбывала наказание.

сщмч_иерей_Александр_Крутицкий_таганская_тюрьма_1938
(священномученик иерей Александр Крутицкий в Таганской тюрьме. 1938 год)

14 июня 1938 года священник Александр Крутицкий судебной тройкой при Управлении НКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу. 1 июля 1938 года на полигоне в Бутове приговор был приведен в исполнение.

Долгое время родные ничего не знали о судьбе отца Александра. Его жене, пережившей с тремя детьми страшные времена гонений и притеснений, власти сообщили, что он осужден на 10 лет лишения свободы. В 1956 году на ее запрос в Генеральную прокуратуру было получено извещение, в котором из соображений секретности были изложены заведомо ложные факты: «Крутицкий А.С., отбывая наказание в исправительно-трудовом лагере, умер 18.03.1943 года от кровоизлияния в мозг».

В 1958 году дело по обвинению священника Александра Крутицкого было пересмотрено, выявлена полная несостоятельность обвинения. Пелагея Петровна, прожившая после ареста мужа еще 43 года, умерла в возрасте 86 лет в 1981 году. В 1993 году священник Александр Крутицкий был окончательно оправдан и посмертно реабилитирован, и тогда стала известна точная дата смерти отца Александра.

Тропарь
глас 4
И Бога избранник,/ и церкви Христовой служитель верен быв,/ во дни гонения безбожнаго душу свою за Христа положил еси/ и мучителей безумие кроткими глаголами обличил еси,/ священномучениче Александре,/моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Ин тропарь
глас той же
Светлая свеча пред Богом присно горящая/ и сугубыя Щелковския земли покровитель/ образом жития своего исполнивый закон Христов/ и веру отеческую не предавый/ но злобу диавола посрамивший кротостию/ и мученика венец приявший/ поминай нас у Господа, сродниче наш// священномучениче Александре.

Ин тропарь
глас 1
Трудами первее ниву Христову возделал еси,/ последи волчцы и терние кровию своею потребил еси,/ боголюбием и кротостию горняго Царствия достигая,/ сам себе в жертву непорочну Богови уготовляя,/ новомучениче, Христов угодниче Александре,/ моли Пречистую спастися нам,/ почитающим Рождество Ея,/ осеняемым Покровом Ея// и милостию Прославльшаго тя.

Ин тропарь
глас 3
Измлада Александре добрый Христов закон возлюбил еси/ на служение Господу твердо встав/ людям образом доброты и смиренного жития быв/ за служение Богу верное от безбожных муку прияв/ сострадательную душу свою Богови за правду предал еси/ того ради тебе с верою возопиим/ священномучениче Александре/ моли Христа Бога и нам Ему верными быти до конца// и спастися душам нашим.

Кондак
глас 8
Днесь звезда светлая озари Отечество наше,/ приидите боголюбцы, духовно возвеселимся,/ обретохом заступника усерднаго и молитвенника крепкаго/ сродника нашего священномученика Александра./ Радуйся и веселися земле Щелковская/ ликуй и утверждайся земле Русская/ имаши бо ходатая на Небеси верна/ воздвизающа люди на покаяние/ образом, и житием, и твердостию веры// Молися, отче, спастися нам.

Ин кондак
глас 3
Плод добрый Твоего, Господи, спасительного сеяния/ сонм новомучеников российских приносит Ти/ Ту и священномучениче Александре Крутицкий/ землю Щелковскую своим подвигом освятивший/ Православие воплотивый в житии своем/ образом смирения, веры и кротости/ любимец Божия Матери был еси, добрый пастыре/ От власти безбожныя претерпевший скорби, клевету, и гонения, и саму смерть/ Мученичества венец за верность Христу приявший/ Тем же возрадуемся, людие/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь благодаряще/ яко дарова нам священномученика славна// и молитвенника о душах наших.

Священномученик иерей Василий
(Крылов Василий Александрович, +01.07.1938)

сщмч_иерей_Василий_Крылов

Родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика.
Окончил сельскую школу, и в 1917 году поступил в Дмитровское духовное училище. Но уже в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли. В это время стал тяжело болеть его отец, и Василий некоторое время прислуживал в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Василевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда.

22 октября 1926 года рукоположен во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района епископом Орехово-Зуевским Никитой, и вскоре он был переведен в Богоявленскую церковь, что в Елохове, в Москве.

В 1929 году был определен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района.
19 февраля 1931 года рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на Истре Солнечногорского района архиепископом Звенигородским, викарием Московской епархии, Филиппом (Гумилевским).
4 июня 1931 года отец Василий, как лишенный избирательных прав за его служение в церкви и как человек по возрасту годный для тяжелых общественных работ, был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение.
29 июня 1934 года он вернулся и был направлен священноначалием служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области.

16 августа 1937 года был арестован одним из первых в Щелковском районе, был обвинен в в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации».

– В предъявленном обвинении виновным себя признаете? – спросил его следователь.
– В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Никогда нигде контрреволюционной деятельностью не занимался.
– Я зачитаю вам ряд выдержек из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной деятельности.

И следователь, зачитав показания лжесвидетелей, снова спросил:

– Признаете ли себя виновным и подтверждаете ли показания свидетелей?
– Зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей я не подтверждаю, категорически отрицаю и виновным себя не признаю, так как никогда нигде антисоветских провокационных разговоров и настроений я не высказывал,
– ответил отец Василий.

23 сентября следователь перед окончанием следствия снова допросил священника.

– Что вы можете показать дополнительно по своему делу? – спросил он.
– Дополнить ничего не могу, все показания обо мне свидетелей считаю ложью.
– Какие у вас будут ходатайства по делу?
– Никаких ходатайств по делу у меня не имеется.

На этом следствие было закончено, и отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем, где уже другой следователь 8 октября 1937 года снова допросил его, интересуясь более фактами его биографии как священника и давно ли он служит в церкви. Выяснив это, следователь спросил:

– Какую вы вели агитацию против существующего строя?
– Никакой,
– ответил отец Василий.
– В предъявленном вам обвинении признаете себя виновным?
– Виновным себя не признаю.


сщмч_иерей_Василий_Крылов_икона

13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Скончался 31 мая 1942 года в одном из лагпунктов Севжелдорлага, располагавшегося тогда в Коми области.
Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 г.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments