Седмица 3-я по Пятидесятнице.
Апостольский пост.
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых; мц. Агриппины Римляныни (253–260).
Св. Этельдреды Элийской, девы, королевы Нортумбрийской (679) (Кельт. и Брит.); прав. отрока Артемия Веркольского (1545); Второе перенесение мощей свт. Германа, архиепископа Казанского и Свияжского (1714); сщмч. Евстохия, пресвитера, мчч. Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV); прпп. Иосифа (1612), Антония и Иоанникия (XVII), игум. Заоникиевских, Вологодских; прп. Михаила Клопского, юродивого, перенесение мощей; свт. Дионисия, еп. Полоцкого (1182/1183) (Белорус.).
Сщмчч. Александра Миропольского, Алексия Введенского, Петра Смородинцева, пресвитеров (1918); сщмч. Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского (1919) и Леонтия (Вимпфена), епископа Енотаевского (1919; РПЦЗ).
Икон Божией Матери: Владимирская; Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча) (1894); Владимирская (Заоникиевская) (1588); «Умиление» Псково-Печерская (1524).
Святые дня, молите Бога о нас!
Икона Богородицы Владимирская
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462 - 1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют "поясом Богоматери", охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям - "стояние на Угре". Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473 - 1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская
глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Более подробно о других праздниках в честь образа Божьей Матери Владимирская можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/147013.html
Мученица Агриппина Римляныня
Родом римлянка, Агриппина не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Во время гонения на христиан при императоре Валериане (253-259) святая предстала перед судом и мужественно исповедала свою веру во Христа, за что была предана на мучения. Святую деву били палками так, что кости ломались. Затем святую Агриппину заковали в цепи, но Ангел освободил ее от уз. От перенесенных мучений святая исповедница скончалась.
Христианки Васса, Павла и Агафоника тайно взяли тело святой мученицы и увезли в Сицилию, где от ее гроба совершались многочисленные исцеления. Около XI века мощи святой мученицы Агриппины были перенесены в Константинополь.
Тропарь мученицы Агриппины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Агрипина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Праведный Артемий Веркольский
Родился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой.
Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Калинник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление.
Впоследствии были написаны иконы праведного Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные также получали исцеления от своих недугов. На месте обретения мощей св. отрока был основан монастырь, где и положили его святые мощи.
Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского
глас 2
Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.
Кондак праведного отрока Артемия Веркольского
глас 8
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.
Молитва святому праведному Артемию Веркольскому
Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Святитель Герман Казанский и Свияжский, архиепископ, второе перенесение мощей
Происходил из древнего благочестивого рода, с детства был обучен чтению Божественного Писания, и воспитан в страхе Божием. В 25 лет он поступил в Волоколамский монастырь, где принял постриг от игумена Гурия, впоследствии св. архиепископа Казанского (+ 1563 г., память 5/18 декабря). В монастыре святой занимался изучением Священного Писания и книгописанием.
В 1555 г. после покорения Казани царем Иоанном Грозным, Герману суждено было начать миссионерскую деятельность для язычников, населявших правый сберег Волги. Он был назначен настоятелем обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске, которая под его мудрым руководством сделалась сосредоточием христианской проповеди, веры и благочестия в магометанской стране. Святитель Герман ревностно занимался строительством православных храмов, просвещением язычников в христианской вере. Им было собрано 150 книг. По смерти святителя Гурия святитель Герман достойно был призван на архиерейскую кафедру.
Когда царь Иоанн Грозный повелел назначить его на Московскую митрополичью кафедру, святитель Герман отказался и, верный своему пастырскому долгу, не устрашился вразумить царя, призывая к покаянию, обличая его. За это он около двух лет пробыл в заключении в Москве. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения, хотя и сам святитель Герман был в опале. В 1567 г. 6 ноября он умер, полагают, что опричники были его убийцами. Погребен в церкви святителя Николая. Через 27 лет были обретены его святые мощи и перенесены в Свияжский монастырь.
(Свияжский Успенский монастырь)
Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.
Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.
Величание святителя Германа, архиепископа Казанского
Величаем тя, святителю отче Германе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Преподобный Михаил Клопский, перенесение мощей
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/782193.html
Святитель Дионисий, епископ Полоцкий
(Святители Полоцкие Мина, Симеон и Дионисий)
Память память 23 июня (Белорус.) и в Соборе Белорусских святых
Предположительно, как и большинство русских иерархов той эпохи, до архиерейства подвизался в Киево-Печерской обители. На Полоцкую кафедру был назначен в 1166 или 1167 году.
С благословения святого отправилась в свое путешествие ко святым местам преподобная Евфросиния Полоцкая. Он же стал инициатором её прославления, и, вероятно, по его благословению была составлена служба и написано житие преподобной.
Скончался в 1182 или 1183 году.
Письменные источники и народные предания не донесли до начала XXI века сведений ни о духовном делании епископа Дионисия, ни о явленных при его мощах чудотворениях, но почитание его в народе служило свидетельством его святости.
Священномученик Евстохий, пресвитер, мученики Гаий, Провий, Лоллий и Урван
Святые мученики Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий и Урван пострадали за Христа во время гонения при императоре Максимиане (286 - 310).
Святой Евстохий был языческим жрецом, но, видя неодолимое мужество христианских мучеников и совершаемые ими чудеса, обратился ко Христу. Он пришел к Антиохийскому епископу Евдоксию, принял от него святое КрещениеКрещение и был посвящен в сан пресвитера. В городе Листре святой Евстохий обратил на путь спасения своего племянника Гаия и всех домашних его, в том числе отроков Провия, Лоллия и Урвана. Святого Евстохия схватили воины императора и привели на суд. Истязания не поколебали веры Евстохия. Тогда святого послали в галатийский город Анкиру к правителю Агриппину. С ним был отправлен и новообращенный Гаий с семейством. Всех их, не исключая женщин и младенцев, подвергли жестоким пыткам, но мученики не отреклись от Христа и были обезглавлены.
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ
Память 23 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Белорусских и Воронежских святых.
В миру Дмитрий Иванович Краснопольский, родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевке Бирюченского уезда Воронежской губернии в очень бедной семье - отец его был простым каменщиком, а мать дочерью сельского причетника.
Окончив сельскую школу первым учеником, по ходатайству сельского учителя, Дмитрия определили в Бирюченское духовное училище, где он содержался на средства своего учителя-благодетеля. После окончания духовного училища, в 1884 году, он поступил в Воронежскую духовную семинарию.
В 1890 году окончил Воронежскую духовную семинарию, женился и 4 ноября рукоположен во диакона.
После кончины супруги в 1893 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1896 году принял иноческий постриг с именем Митрофана в честь святителя Митрофана Воронежского.
15 июня 1897 году рукоположен во иеромонаха.
В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии.
В 1902 г. - назначен ректором Могилевской духовной семинарии в сане архимандрита.
11 февраля 1907 года хиротонисан во епископа Гомельского, вик. Могилевской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митр. СПБ Антоний, митр. Московский Владимир, митр. Киевский Флавиан и др. иерархи.
Как активный борец с сектантством и поборник русских интересов, владыка Митрофан был избран депутатом в III Государственную Думу, в которой присоединился к фракции правых.
9 ноября 1912 года - епископ Минский и Туровский.
Большая часть времени, проведённая преосвященным Митрофаном на Минской кафедре пришлась на тяжёлое военное время. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война не обошла стороной пределов его епархии. В этих тяжёлых условиях епископ Митрофан развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных врагом, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых воинов. Архипастырь часто ездил на фронт для поддержания морального духа русского воинства и не раз попадал под вражеский обстрел, проявляя в таких ситуациях чудеса выдержки и спокойствия. За особую деятельность по обстоятельствам военного времени епископ Митрофан 14 мая 1916 г. был награждён орденом Св. Александра Невского.
С 6 июля 1916 года - епископ Астраханский, где ему также удалось завоевать всеобщее уважение и любовь. Духовный авторитет епископа Митрофана оказался столь велик, что его противникам, пришедшим к власти после Февральской революции, так и не удалось сместить "черносотенного" владыку с занимаемой им кафедры.
Был членом Собора и председателем одной из комиссий Собора 1917/1918 гг. Сторонник патриаршества.
В знак протеста, против большевистского декрета "Об отделении Церкви от государства" владыка Митрофан организовал в феврале 1918 года крестный ход, который стал настоящим событием в истории города. По оценкам современников, в нём приняли участие чуть ли не половина населения Астрахани. По словам очевидца, "это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей".
В 1918 году ко дню Св. Пасхи возведен в сан архиепископа.
После взятия города большевиками доброжелатели уговаривали его тайно покинуть Астрахань и избежать грозящей ему расправы. Но архиепископ Митрофан не согласился, твёрдо ответив духовенству своей епархии: "Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы, на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моём малодушии... Знайте, я совершенно чист и ничем не виновен перед своей Родиной и народом".
В 1918 году случился серьезный конфликт между владыкой Митрофаном и его викарным епископом Леонтием (Вимпфеном) по причине различных взглядов на отношение к советской власти и декрет об отделении Церкви от государства (еп. Леонтий этот декрет одобрял). Епископа Леонтия, оказавшегося на грани запрета на служение, поддерживали многие астраханцы, его прочили на место вл. Митрофана, советская власть активно пыталась играть на противоречиях и раздуть "церковную революцию". Но революции не произошло, еп. Леонтий урезонил своих поклонников и был лишь лишен должности викария.
8 июня 1919 года вл. Митрофан был арестован по обвинению в "белогвардейском заговоре". Несмотря на многочисленные ходатайства верующих, участь архиепископа Митрофана была уже заранее предрешена.
6 июля 1919 года после издевательств, в результате которых владыке Митрофану разорвали рот и вырвали левую часть бороды, он был расстрелян. Вместе с ним был расстрелян его бывший викарий, еп. Леонтий (Вимпфен). Перед казнью владыки примирились.
Почитание
На иконе написанной по случаю прославления Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году на десятом клейме владыка Митрофан был изображен с нимбом святого, участвующим в историческом Астраханском крестном ходе, организованном им же в 1918 году. Архиерей изображен в центре группы верующих, смело движущихся навстречу нацеленных на них винтовок большевистских солдат. В декабре 2001 года архиепископ Астраханский Митрофан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. 14 апреля 2002 года в Астраханском Покровском кафедральном соборе, по благословению архиепископа Астраханского Ионы, состоялось торжественное прославление нового угодника Божия.
(Расстрел крестного хода в Астрахани. 10-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя)
Был оратор, считался редким талантливым человеком, блестяще совершал богослужение. Имел резкий характер.
Тропарь
глас 4
От юности твоея заповеди Господни добре сохраняя,/ Богови во всяком долготерпении благоугождал еси,/ ревнуя о благоустроении и процветении Церкве Православныя,/ да прославится Отец Небесный во чадех ея,/ и в годину лютых гонений на веру святую исповедник безстрашен явился еси,/ за Христа мученическую кончину прияв,/ и ныне предстоя Престолу Святыя Троицы/ молися, святителю отче Митрофане,/ о всех любовию чтущих святую память твою.
Кондак
глас 5
Исповедниче веры Православныя,/ благочестия ревнителю и чистоты,/ священномучениче отче Митрофане,/ пастырь добрый и трудолюбивый материю Церковию явлен был еси/ и волков, разорити ю грядущих, не убоявся,/ душу твою за чада ея положил еси, злобу диавола Христовою любовию побеждая,/ темже и нам помози, молим ти ся,/ в терпении Евангельстем стяжати души наша.
Священномученик Александр Миропольский, пресвитер
Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться.
В 1868 году Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат спросил Александра: «Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!» – «И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, – вспоминал он впоследствии, – и я бессознательно отвечал: как хотите...»
Отец Евгении служил священником в храме в селе Апазове Казанского уезда в приходе, состоявшем в основном из крещеных татар. Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был рукоположен во священника ко храму в селе Александровское Чистопольского уезда. Но прослужил он здесь недолго. В 1871 году тяжело заболел его тесть, и, когда отец Александр приехал навестить больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, так как он собирается уходить за штат по болезни. Отец Александр не хотел переходить в село, где жило много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство. Но было трудно отказать тестю, которого отец Александр искренне любил, он согласился и написал прошение, но с большими оговорками, так что в тот момент был почти уверен, что ему откажут.
Тесть, прочитав прошение, встал на колени перед иконой Спасителя и молился перед ней с такой верой, что отец Александр, бывший тут же, понял, что Господь эту молитву услышит. И действительно, вскоре он был переведен в Покровский храм в село Апазово, где прослужил большую часть жизни. Хотя отец Александр знал татарский язык в совершенстве, местные крещеные тартары с неудовольствием приняли его, так как в это время среди них началось движение за назначение в приходы священников из татар, а отец Александр был чисто русским. В начале своего служения он был назначен увещателем отпадших, а затем и окружным миссионером. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея. В 1881 году отец Александр овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во сне отец Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать служить в том же селе.
В 1900 году отец Александр был назначен служить в Троицкий собор в городе Мамадыш, где в 1905 году в связи с революционными волнениями у него начались неприятности, – мамадышская интеллигенция стала упрекать его в устарелости и отсталости его взглядов, найдя поддержку в своих суждениях и среди местного духовенства; в результате создалась невозможная для отца Александра обстановка в городе, и он попросил архиерея перевести его на старое место, но архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин) предложил ему вместо этого поступить без вступительных экзаменов, как человеку пенсионного возраста, в Казанскую Духовную академию, куда отец Александр и был принят в 1906 году.
Он имел право прослушивать все лекции, пользоваться академической библиотекой, но, как не сдававший вступительных экзаменов, не имел права писать семестровые работы, сдавать экзамены и переходить с курса на курс. Однако, выслушав весь курс преподаваемых в академии предметов, он мог получить удостоверение, что в течение четырех лет прослушал академический курс по выбранному им отделению. Отец Александр выбрал отделение миссионерское. Он мечтал, прослушав курс академии, вооружиться новыми знаниями и послужить еще Церкви Христовой на миссионерском поприще. Оценив вполне за свою долгую жизнь важность знаний, он за четыре года не пропустил ни одной лекции, первым приходил в аудиторию и последним уходил из нее, а все свободное время проводил в библиотеке. Он был самым усердным богомольцем и священнослужителем академического храма. Являя собой образец исправности в исполнении своего послушания, он к тому же призывал и своих однокурсников, которые по возрасту годились ему во внуки.
Оканчивая академию, он стал размышлять, какое выбрать место служения. Один из учившихся с ним студентов предложил ему поехать в Екатеринбургскую епархию, откуда сам был родом, а кроме того, там проживало много мусульман, а отец протоиерей был известен как опытный противомусульманский миссионер. Отец Александр последовал его совету и в 1911 году был направлен служить в Успенский храм Каслинского завода Екатеринбургской епархии. 22 декабря 1912 года он был назначен епархиальным миссионером.
В первый раз семидесятилетний старец был арестован в конце 1917 года за распространение религиозно-нравственных книг на татарском языке. Только после удостоверения татар, что в книгах нет ничего контрреволюционного, совет рабочих депутатов освободил священника. Вторично протоиерей Александр был арестован красногвардейцами 22 июня 1918 года и в ночь на 23 июня – расстрелян. Палачи, не удовлетворившись расстрелом, нанесли ему несколько столь сильных ударов, что лицо его обезобразилось до неузнаваемости, в боку зияла страшная рана, одна нога была сломана и проколота ступня. Тело пастыря-мученика было найдено после ухода из селения красногвардейцев.
7 июля 1918 года в Успенском храме Каслинского завода состоялось отпевание протоиерея Александра Миропольского и священников Петра Беляева и Петра Смородинцева и двадцати семи мирян. Пострадавшие от безбожных властей священномученики были погребены около Успенского храма.
(Храм Успения Божией Матери в Каслях, не действует, требуется работы по сохранению построек)
Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик Петр Смородинцев, пресвитер
(Священномученик Петр Смородинцев, пресвитер - слева)
Священномученик Петр Смородинцев родился в 1866 (1869) году; он поступил в Пермскую Духовную семинарию, но в 1880 году вышел из 1 класса семинарии; в 1885 году Петр был назначен псаломщиком в храм в честь бессребреников Космы и Дамиана в село Юшковское Екатеринбургского уезда Пермской губернии, а в 1899 году – рукоположен во диакона к этому храму.16 марта 1906 года диакон Петр был переведен в Вознесенскую церковь в Верхне-Уфалейском заводе Екатеринбургского уезда, а 12 апреля того же года назначен диаконом в Свято-Троицкую церковь в село Бруснятское того же уезда.В 1908 году отец Петр был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Краснополье Верхотурского уезда Пермской губернии.
Отец Петр был человеком, обладавшим большими практическими способностями, и его тогда увлекли идеи облегчения крестьянского труда и благоустройства крестьянского быта. Он построил в селе Юшковское паровую мельницу, провел в дома электричество, оборудовал ремонтную мастерскую, и в результате село превратилось почти в автономный промышленно-сельскохозяйственный комплекс, где крестьяне сами обеспечивали себя почти всем необходимым. Отца Петра также интересовали вопросы материальной независимости крестьян, и он положил начало местному кооперативному движению и создал кредитное общество, став его председателем.
Множество обязанностей по хозяйственной части стали в конце концов целиком поглощать его время отца Петра, это становилось несовместимо с пастырским служением, и в 1917 году он вышел за штат. Однако оставление службы Божией его не устроило, и в 1918 году, незадолго до праздника Троицы, он в соответствии со своим прошением был назначен в храм Иоанна Предтечи в село Кочневское. Отец Петр отслужил здесь в сам праздник и в Духов день, а затем отправился домой в село Юшковское, где жили его родные, чтобы сдать все дела по своим мирским, хозяйственным должностям. Приехав домой, он едва успел выпить стакан чая, как был арестован пришедшими за ним красногвардейцами и отправлен в Касли. Прощаясь с родными, он всех благословил и сказал: «Живите с Богом, а мне уже не видеться с вами!» Присутствовавшая здесь сестра священника хотела было возразить, но отец Петр уверенно подтвердил, что видятся они в последний раз.
По приезде в Касли большевики приговорили его к расстрелу, и он вместе с протоиереем Александром Миропольским был увезен за пятнадцать верст от Каслей и вблизи речки Горькой, 23 июня 1918 года, расстрелян. Впоследствии, при приходе белых, он был опознан лишь по подряснику: голова его была разбита в черепки топором или кайлом, а на теле обнаружены две огнестрельные раны. Священник Петр Смородинцев был погребен в Каслях рядом с Успенским храмом вместе с убитыми протоиереем Александром Миропольским и священником Петром Беляевым.
Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик Алексий Введенский, пресвитер
Иерей Алексий Введенский родился в 1871 году. Отец Алексий служил в Пермской губернии в селе Катайском. В июне 1918 года в село Катайское въехал спецотряд красноармейцев во главе с комиссаром Рязановым. Этот отряд громил православные церкви и монастыри. Красноармейцы похищали церковные ценности, оскверняли мощи. Известно, что именно этот отряд до того участвовал во вскрытии мощей св. Феодосия Черниговского. В селе Катайском красноармейцы заняли дом священника. Внезапно комиссар тяжело заболел. В страхе приближающейся смерти он приказал привести к нему отца Алексия, исповедался ему и передал частицу мощей св. Феодосия. Отец Алексий причастил его, а к утру комиссар умер. Бойцы красного отряда, недовольные тем, что священник исповедовал комиссара, заставили отца Алексия вырыть перед окнами своего дома могилу для умершего, а потом вырыть могилу для самого себя. Батюшку столкнули в могилу и живого засыпали землей на глазах у жены и детей, после чего красноармейцы еще несколько дней пировали в доме, называя это поминками.
Канонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2002 г.